Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография боба марли. От чего умер Боб Марли? В каком году родился боб марли

Биография боба марли. От чего умер Боб Марли? В каком году родился боб марли


Боб Марли умер 11 мая 1981 года. Он был легендой или даже больше. Мы знаем крайне мало людей, которые не любят Боба, а те, кто знает его, просто обожают. Уж больно он позитивный парень!

Сегодня мы немного расскажем про Боба Марли в фактах. Это будет напоминать систему FAQ.

Почему Боб Марли не стригся и не брился

Боб Марли родился на Ямайке, на зеленом острове. На карибских берегах зародились его религия - растафарианство - и его музыка - реггей. И теперь всякий уважающий себя ямайский негр старается быть похожим на Боба Марли.

Романтичная бухта Runaway bay - место высадки Колумба на Ямайку. Именно здесь каравеллы впервые пристали к берегу, и именно отсюда ушел последний испанец, когда англичане отобрали у них Ямайку. Сейчас остров, как поется в известной песне, «ничейный» и «бухта ничейная», развалины, ржавый сухогруз «Амазония», обшарпанная кафешка, которая неизвестно как называется - на стенах намалеваны разные слова: «Columb», «Sunny», «Runaway bay», «Selassie». И так же коряво, но крупно вырезано на деревянной двери: «Мерзкий, грязный, ужасный». «Селассие - тот, кто меня привел к такой жизни, он - тот, кто указал мне верную дорогу!» - реггей из кафешки разносится над бухтой. Поет, конечно, Боб Марли.

Хозяин откидывает дерюжный полог и выходит к посетителям. Волосы его похожи на клочья свалявшейся пакли, какой она бывает между бревнами старого деревенского дома. Он говорит медленно, слова трудно выходят через неподвижные пухлые губы, но все-таки он отвечает на все вопросы. Оказывается, этого негра-хозяина зовут Sunny, а залив Runaway - место, где мы находимся в данный момент времени, которое, впрочем, течет, как песок, ведь прошлого нет, а будущее еще не наступило. Селассие - эфиопский император, который однажды приезжал на Ямайку, для растаманов он пророк и наместник бога Джа.

Санни еще не растаман, он только готовится к принятию религии, обряды еще не практикует, не созрел. Он пока еще «дред-лакс» (dread lacks) - «спутанные волосы». Дреды для растамана - антенны в духовный мир, средство общения с богом. Санни никогда не расчесывает и не стрижет волосы, однако моет их и смазывает иной раз маслом. Моет не шампунями (по его мнению, это вредно), а отваром из листьев мыльного дерева.

Самую приятную обязанность растамана - курение ганджиба-са, ганджи (одно из наименований индийской конопли) - Санни выполняет регулярно. Скоро он откажется от мяса, начнет соблюдать обряды, войдет солдатом в построенную по военному принципу иерархию растаманов, и его пригласят на веселую сходку банануну. Знает ли Санни, что император Эфиопии Хайле Селассие умер? Знает. А знает ли, что его лично расстрелял из автомата друг Советского Союза товарищ Менгисту Хайле Мариам, а после приказал зарыть труп под полом своего кабинета? Нет, таких подробностей Санни не знает, но догадывается, что Селассие жил в роскоши и вел себя нескромно, и потому народ вполне мог обидеться. Такова жизнь, и пророки иногда умирают. Вот Боб Марли умер, а ведь он точно был пророк. Санни не хочет жить и умереть, как Селассие, он хочет жить и умереть, как Боб Марли.

Растафари - религия ямайских негров, близкая христианству в эфиопском варианте: шестиконечные звезды, царь Соломон, царица Савская. Главное отличие - экстерьер и дымок ганджи. Растаман носит вязаную шапочку трех эфиопских цветов - черного, красного и желтого, или таких же цветов берет под Че Гевару, или щегольской цилиндр с козырьком. Под шапкой скрывается копна паклеобразных нечесаных волос. К концу жизни иной растаман носит на голове пять а то и семь килограммов дредлоков. Но, странное дело, вы не увидите на Ямайке лысеющих растаманов. Наверное, опыт растаманов доказывает, что именно расчесывание и стрижка волос приводят к их потере. Желающие поспорить могут поинтересоваться у индийцев-сикхов, которые тоже не стригут волосы, есть ли среди них лысые. Сикхи, в отличие от растаманов, расчесывают волосы металлическим гребнем и покрывают свои шевелюры (или лысины) чалмой.

Растаманы обязаны соблюдать запреты: не есть свинину, моллюсков, рыб без чешуи, не курить табак (только ганджу), не пить ром и вино, не употреблять соль, уксус, молоко, не играть в азартные игры. Поскольку бог Джа создал человека по своему образу и подобию, то любое искажение божественного облика - грех, в том числе стрижка и бритье.

Боб Марли был растаманом, поэтому не стригся, не брился и не делал всего остального, чего не велел ему делать его бог Джа.

Почему Боб Марли умер с косяком во рту?

Растафари - модная религия: потертые штаны, майки с Бобом, шерстяные джемперы, береты, дреды. За последние годы число белых поклонников растафарианства увеличилось многократно. Они есть повсюду: в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме. Достаточно растафари есть и в Москве. Курение марихуаны, свободный секс, реггей, принципиальная лень, танцующая походка - это как детская болезнь: не надо в школу ходить, лежишь себе в постели, читаешь книжку про пиратов, пьешь микстуру от кашля, ешь апельсин. Но на следующий день надоедает болеть, хочется во дворе гулять, да и в школу тоже пора.

Каждый ямаец со вкусом костерит американцев. Проклятые янки гоняют наркодельцов, чтобы бедным людям жизни не давать, а сами в Калифорнии выращивают в три раза больше ганджи, чем на Ямайке! Если ямаец ганджу не курит, то заваривает на ночь от бессонницы и вполне искренне считает, что табак убивает гораздо быстрее. Конопля - трава мудрости, так считают эти парни. По их преданию она выросла на могиле царя Соломона. А еще ганджа помогает от астмы и глаукомы! Но это они так считают, а мы как-то не сильно так думаем.

Может быть, астматиков на Ямайке и нет. Но вот мутных личностей с выморочными вытаращенными глазами много.

А Боб Марли был похоронен с косяком во рту.

Очень долго негры не приезжали в Эс-Сувейре по своей воле. Но вот в конце шестидесятых в Эс-Сувейре появился Джимми Хендрикс. По одной версии, его привлекли свежая красота города и желание основать Город Свободы, по другой - застучал сердце позвало его туда, где загубили его предков. Не будем забывать, что к этому времени друг Хендрикса Боб Марли уже стал растаманом и настойчиво предлагал всем неграм подумать о возвращении в Африку.

Марли отсидел полгода в американской тюряге за косяк, а в Марокко в те годы водилось вдоволь дешевого гашиша и не было никаких законов, запрещающих курить травку. Словом, вознамерился Джимми Хендрикс купить пару кварталов Эс-Сувейры и пригородную деревню для пляжного отдыха, и никаких препятствий у него не возникло: евреи, составлявшие примерно половину населения города, тысячами уезжали в Израиль, а арабское население не спешило заселять опустевшие дома. В кафе Rial Amadine Джимми Хендрикс курил гашиш, пил инжирную водку и сочинял песни, самая известная из которых - «Замок в песках”. Еще он играл на гитаре, причем не мог играть обыкновенным способом в волшебной Эс-Сувейре и потому перебрасывал гитару за спину, заламывал руки и своими длинными пальцами управлялся со струнами и за спиной. Когда ему наскучивало играть, он левитировал. Старший метрдотель Rial Amadine вспоминает, как мальчишкой он подсматривал за левитирующим негром, - и хорошо помнит, зачем врать: Джимми Хендрикс парил в нескольких сантиметрах над ковром.

Джимми упрашивал Боба Марли: приезжай к нам, брат, вместе воспарим над миром! Боб собрался, прилетел в Касабланку. Но в аэропорту его задержали: слишком много вез гашиша, несколько больших сумок. Ему сказали: «Зачем так много тащишь? У нас купишь лучший в мире - из города Ктема». А Боб в ответ: «Знаю я ваш гашиш, он парфюмом воняет». Еще он сказал: «Ктемский полцены не имеет против ямайского, и если человек привык курить ямайский ганджубас, ни на какой другой он его не променяет». Ему сказали: «Положим, ты прав, когда ты прав, но сейчас ты не прав, поэтому ополовинь запасы: половину мы у тебя отберем, а половину - из уважения к тебе - пропустим, вот такой компромисс мы допустим с нашей стороны». А Боб сказал: «Пропускайте всё, или я уеду домой». Он не был склонен к компромиссам, думал, с ним шутят, и допустил большую ошибку. Марокканцы отличаются от всех прочих арабов внешним спокойствием, поэтому в Марокко легко ошибиться: человек с виду спокойный, а на самом деле - разъярен и нервничает. Характер у марокканцев взрывной, причем никогда не знаешь, когда они взорвутся. Боб Марли перебрал с наездами, и его самого не пропустили, а родной гашиш отобрали. Вышло по марокканской пословице: «Упрямый бык всегда мутную воду пьет».

Потом Боб расстраивался, что не попал в Марокко. Там легко научиться левитации, тем более если ты негр. Вот Джимми Хендрикс быстро научился. Он поехал в Марракеш, там на площади перед мединой под треск кастаньет и вытье глухих дудок прыгают негры гнауа из таинственной секты акробатов. Танцоры так отчаянно вертятся, прыгают и выкрикивают сакральные слова, что к концу танца глаза у них закатываются, руки повисают плетьми. И тогда они садятся как будто отдохнуть - и впадают в настоящий религиозный транс. Одни бормочут что-то себе под нос, другие просто не шевелятся, третьи смотрят сквозь тела, навесы и стены и видят что-то, другим невидимое. В таком состоянии недолго и воспарить. Джимми и воспарил.

А Боба Марли завернули в аэропорту, поэтому он так и не научился левитировать.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор. Несмотря на то, что с его смерти прошло более 25 лет, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стиле регги. Именно благодаря его международному успеху регги приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.

Боб Марли был одним из виднейших сторонников панафриканизма и правоверным растафарианином; многие другие последователи этой религии даже считают Марли пророком.

Ранние годы

Боб Марли родился в деревне Найн-Майлс, Ямайка. Его отец, Норвал Марли, по происхождению белый европеец, служил офицером ВМС Великобритании, а потом служил управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился со своей будущей женой, восемнадцатилетней негритянкой Седеллой Букер. Вскоре после рождения Боба Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу, но продолжал оказывать ей финансовую поддержку и иногда навещал сына. Когда Бобу Марли было десять лет, его отец умер от сердечного приступа.

В конце 1950-х Марли, как и многие другие ямайские провинциалы, перебрался вместе с матерью в столицу Ямайки Кингстон, где поселился в бедном районе Тренчтаун. Там он познакомился с Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым и начал делать свои первые шаги в музыке. После окончания школы Марли устроился работать сварщиком, а в свободное время совершенствовал свои музыкальные навыки. Помощь в этом ему оказал известный ямайский музыкант Джо Хиггс, дававший Марли и Банни бесплатные уроки вокала. Вскоре состоялось знакомство с Питером Макинтошем, который позже станет известен как Питер Тош.

Начало карьеры

В 16 лет Боб Марли дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с Джо Хиггсом. В 1963 году при помощи того же Хиггса Боб Марли организовал вокальную группу The Wailers, в которую, помимо него, вошли Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошелся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио и, несмотря на успех песен (например, «Rude Boy» вошла в местный «Тор 10»), в 1966 году распались.

Некоторое время Боб Марли работал подсобным рабочим на автомобильном заводе в США, куда переехала его мать, но вскоре вернулся на Ямайку и воссоздал The Wailers. Группа работала в самых разных жанрах, ска, калипсо, фьюжн, но за пределы острова ее популярность не распространялась. В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.

Однако в конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским певцом Джонни Нэшем и написал для него две песни, ставшие хитами: «Guava Jelly» и «Stir It Up». В 1972 году «The Wailers» наконец получили контракт с международной фирмой Island Records и выпустили альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Популярность группы росла, и во многом музыкантам помог Эрик Клэптон, который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую в его исполнении международным хитом. В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.

Bob Marley & The Wailers

Боб Марли включил в состав The Wailers женское вокальное трио, сменил название на Bob Marley And The Wailers и вместе со своим бывшим наставником Хиггсом отправился в турне по Африке, Европе и обеим Америкам. К середине 1970-х годов Боб Марли и его группа стали признанными лидерами регги, а в Великобритании практически все новые вещи Марли входили в «Тор 40» («No Woman No Cry», 1975; «Exodus», 1977; «Waiting In Wain», 1977; «Satisfy My Soul», 1978) и Top 10 («Jamming», 1977; «Is This Love», 1978).

В США, однако, лишь композиция «Roots, Rock, Reggae» попала в хит-парад категории «поп» (1976, 51-е место), а «Could You Be Loved» прошла по категории соул (1980, 56-е место), но альбомы группы неизменно занимали высокие места, а песни «любви, веры и бунта», как называли их произведения журналисты, пользовались невероятной популярностью в среде интеллектуальной элиты. На Ямайке же Боб Марли стал настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого, а в 1976 году на него, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение.

Поздние годы жизни

В июле 1977 у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги (появившаяся там вследствие футбольной травмы). Он отказался от ампутации, мотивируя это боязнью потерять возможность танцевать, кроме того, растафари верят, что тело должно оставаться «целым»:

Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю чтобы человека разбирали на запчасти.

В 1980 году Марли выступил в Зимбабве, получившей в том году независимость от Великобритании: к тому времени Марли был символом негритянского единства, особенно в бывших колониальных странах. Следом прошли успешные гастроли по Германии. Однако намеченное американское турне было отменено, когда на одном из первых концертов певец потерял сознание: дал знать о себе рак. Несмотря на интенсивное лечение, 11 мая 1981 года Боб Марли скончался в больнице Майами.

Последние слова, сказанные им сыну были: «Money can’t buy the World» (Деньги не могут купить Мир). Боб Марли был похоронен на Ямайке. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Les Paul», футбольный мяч, свёрток марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца).

Боб всегда с нами
rastamany 22.03.2008 10:39:18

боб! Мы всегда с тобой! Ты великий! Ты - мощь! пусть трава будет тебе пухом! Всегда твои - болек и лелек

Несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет после смерти Боба Марли, он до сих пор остается наиболее известным во всем мире и авторитетным музыкантом, исполнявшем песни в стиле .

Жизнь Боба Марли

Боб Марли родился на Ямайке. Его матерью была местная девушка, а отцом – европеец, который при жизни виделся с сыном всего два раза, а когда Бобу было 10 лет, умер. В ранние годы Боб Марли принадлежал к субкультуре руд-боев (разочарованных парней из низших классов, выказывающих презрение к власти и каким-либо порядкам).

Позднее молодой человек увлекся музыкой и сам начал писать песни в стиле регги. Вместе со своей группой Боб Марли объездил Европу и Америку с концертами, его песни и альбомы лидировали во многих престижных мировых хит-парадах. Именно благодаря музыкальной деятельности Боба Марли регги-культура стала популярна за пределами Ямайки.

Боб Марли являлся также приверженцем растафарианства – религии, отвергающей приверженность к культуре потребления и западным ценностям, а также проповедующей любовь к ближнему. Музыкант активно участвовал в политической и общественной жизни Ямайки.

Почему умер Боб Марли?

Многие, задаваясь вопросом, в каком году и от чего умер Боб Марли, удивляются, ведь певцу было всего 36 лет. Он умер в 1981 году.

Причиной смерти Боба Марли стала злокачественная опухоль кожи (меланома), появившаяся на пальце ноги. Рак обнаружили в 1977 году и тогда же, пока болезнь не дала осложнений, предложили музыканту ампутировать палец. Однако он не согласился. Причиной отказа от операции Боб Марли назвал боязнь потерять свою пластику, которой он поражает поклонников на сцене, а также невозможность играть в футбол после ампутации. Кроме того, последователи растафарианства верят, что тело должно сохраняться в целостности, а потому операция не могла состояться и из-за религиозных убеждений Боба Марли. Он продолжил активную певческую карьеру и гастрольную деятельность.

В 1980 году Боб Марли проходил курс лечения от рака в Германии, певцу сделали химиотерапию, от которой у него начали выпадать дреды. Кардинального же улучшения самочувствия так и не произошло.

Читайте также
  • 9 победительниц конкурса «Мисс мира» спустя десятилетия – время vs красота
  • Как бы выглядели 7 легендарных музыкантов, будь они живы сегодня?

В итоге Боб Марли решил вернуться на родину, однако из-за плохого состояния здоровья перелет из Германии на Ямайку осуществить не удалось. Музыкант остановился в больнице Майами, где и скончался впоследствии. Смерть настигла Боба Марли 11 мая 1981 года.

Жители Ямайки говорили о Бобе Марли:

«У меня не хватает слов, чтобы рассказать, сколько хорошего Боб Марли сделал для Ямайки и для всего мира. Об этом может рассказать только всевышний»

«Боб Марли был, несомненно, королем регги»

«Он научил нас всему, что мы знаем»

«Боб… он повлиял на всех нас»

Когда Бобу Марли исполнилось пять лет, мать Седелла увезла его в Кингстон, с надеждой на то, что жизнь там будет благополучнее. Они жили вместе с семьей Ливингстон, и Боб подружился с их сыном Банни (Bunny Livingston). Мальчики увлеклись музыкой, осваивали новые ритмы. Музыка позволяла друзьям забыть о насилии и нищете, царивших в Кингстоне. Вскоре Боб, благодаря своей чуткости, понял, что ему удается через песни и музыку выражать чужие страхи и заботы. В своих песнях он рассказывал притчи - это были послания веры и своего рода предупреждения. Его песни часто восхваляли растафарианскую веру, но еще чаще они рассказывали о радостях, бедах и мечтах всего человечества - Боб считал всех людей братьями, в независимости от их цвета кожи.

Отец Боба жил в этом доме, здесь он встречался с женщинами. Он был белым, англичанином. Он следил за демобилизованными солдатами и людьми, которые работали на их поле и в горах. Его любили, он был приятным человеком.

Стико, друг Марли, показывает дом Боба: «Он жил здесь когда ему было 16-17 лет. Он родился в этом доме и прожил здесь несколько лет перед тем как переехать в Кингстон». Боб ел только из традиционной ямайской посуды (калабах), спал на узкой кровати. Боб не был похож на других музыкантов города, в отличие от них он знал о жизни за пределами города. Люди, которые провели жизнь в городских стенах, не знали о времени и о природе того, что знал Боб. В этом было его преимущество над всеми остальными музыкантами. В районе Тренчтаун по-прежнему царит музыка, именно поэтому Тренчтаун так вдохновлял Боба на написание музыки. Здесь люди живут музыкой, дышат ею.

«Боб был особенным, а все особенное всегда кажется странным. Он стал частью Тренчтауна, он вдохновляет нас добиваться лучшего. Боб показал людям Тренчтауна, что есть лучшая жизнь. Благодаря его песням мир узнал, что здесь живут неплохие люди, Боб воспел нас, жителей трущоб, показал, что в трущобах есть что-то хорошее. Мы гордимся Бобом» - говорят жители Тренчтауна.

Из Тренчтауна Боб переселился в Булл-Бей, Кингстон (Bull Bay, Kingston), здесь он познакомился с Гэби, который помог Бобу освоиться здесь. Сначала Марли жил в Кол-Корнел, на холме, затем переехал в другой дом, где позже поселился с Джадемор. Боб, Джадемор и Банни жили здесь. Они дружили с одним парнем по имени Джон Марке.

Зигги Марли: «Мой отец повлиял на жителей Ямайки больше, чем кто-либо другой. Его влияние было и в самой музыке, и в жизни. Отец показал нам тот свет, к которому нужно стремиться. Он призывал нас не сходить с этого пути. И мы все больше убеждаемся в том, насколько он был прав. Мы решили пойти по стопам отца. Когда мы нашли сумму денег, достаточную для того чтобы купить необходимое оборудование для записи музыки, мы отремонтировали студию, где записывался мой отец и начали работать там. В этой студии особенная атмосфера, хорошая энергетика».

Детство Боба было совершенно обычным, что нельзя сказать об его увлечением музыкой и желание дарить с ее помощью надежду людям. Боб захотел записывать свою музыку, поэтому он бросил учиться на сварщика и собрал свою первую группу «Руд Бойз» («Rude Boys»), которая позже сменила название на «The Wailers».

В 16 лет Бобу наконец удалось воплотить свою давнюю мечту - он записал свой первый сингл под названием «Judge Not» (1962). Вскоре к ним с Банни присоединился Питер Тош (Peter Tosh) - так складывался состав группы «The Wailers». В переводе название группы означает «плакальщики», говорят, что при рождении все члены команды плакали. Их первая песня «Simmer Down» («успокойся») мгновенно стала хитом номер один на Ямайке. Ранние композиции «The Wailers» были записаны в популярном тогда танцевальном стиле «ска», но постепенно группа перешла к спокойному, насыщенному басами звуку регги.

Седелла Марли, мать Боба Марли: «Боб был первопроходцем, он открыл путь другим. Это трудно объяснить, но мне всегда кажется, что он рядом с нами. Душу невозможно потрогать руками, ее можно только почувствовать. Я всегда ощущаю его присутствие рядом. Ведь он сейчас здесь».

В 1866 году все участники группы обратились в растафарианство. Они пели о бедственном положении угнетенных жителей Ямайки, пытавшихся покинуть трущобы. А песня «Exodus» («Исход») была призывом для всех униженных покинуть ямайский «Вавилон» и вернуться на священную землю в Эфиопию.

В 1966 году Ямайку посетил Хайле Селассие (Haile Selassie). Для ямайцев это означало, что сбылось пророчество основателя культа растафари, Маркуса Гарви (Marcus Garvey), который предсказал прибытие чернокожего царя. Боб, как многие другие, считал Селассие новым спасителем. После визита Селассие на Ямайку, влияние религии растафари начало стремительно расти. Боб и старейшина культа верили, что Спаситель обязательно придет, но под другим именем. Он верил, что западные религии глубоко заблуждаются, ожидая искупителя под именем Иисус.

Зигги Марли: «Боб был отличным отцом и наставником. Он не столько учил на словах, сколько подавал пример своими действиями. Дети быстро учатся, особенно у своих родителей. Мы учились, наблюдая за отцом, впитывая все, что происходит вокруг него. Он учил нас верить в то, что мы делаем, быть твердыми в своих убеждениях, не позволять никому себя запугивать. Он учил нас всегда иметь чувство достоинства, самоуважения. Музыка окружала нас все время, я слышал ее всегда, сколько себя помню - можно сказать, что это было нечто врожденное».

В 1972 году Крис Блэквелл (Chris Blackwell), владелец компании «Island Records», подписал контракт с «The Wailers». И уже в следующем году вышел альбом «Catch a Fire», который принес группе всемирное признание. Впервые в истории регги, группа записывалась на профессиональном оборудовании. До того как группа подписала контракт со студией, регги-песни звучали только в дешевых альбомах-сборниках.
Крис Блэквелл: «Я думаю, это вечная музыка - она никогда не умрет, как Моцарт, который уже четыре столетия оказывает на людей такое влияние».

Патрик Нельсон (друг Боба Марли): «Он всегда будет звездой. Он был из тех, чье предназначение - рассказать людям нечто важное».

Эдвард Сэага (Edward Seaga), бывший премьер-министр Ямайки: «Я считаю Боба величайшей звездой третьего мира. Он был не просто певцом с Ямайки, его музыка принадлежит всем. Он поведал всему миру о жизни третьего мира и прославил музыку Ямайки».

Патрик Нельсон: «Боба считают пророком. Я считаю его посланником Бога. Он верил, что Бог живет в каждом из нас, поэтому мы никогда не бываем одиноки. И мы должны помнить о том, что придет судный день и придется отвечать за все поступки. Думаю, что если бы он этого не понимал, то не был бы самим собой».

Седелла Марли: «Боба ничто не интересовало кроме музыки - она была его жизнью, главной музыкой для него было регги. Это был его способ сказать всем людям, что нужно жить в мире, что они должны объединиться. Он пел о том, как хорошо будет жить в мире, где все люди - братья, где царит гармония и мир, ведь миром правит любовь».

Зигги Марли: «Он научил нас всему что мы знаем - он научил нас петь, играть, мы идем по его стопам. Все в нашей семье музыканты - и наша бабушка, и дяди и тети».

Тони Калдер (Tony Calder, музыкальный менеджер, работал с «The Rolling Stones»): «Что мне нравилось в Бобе так это его вкус в отношении жещин. Как все растафариане, он считал женщин людьми второго сорта, но я часто видел его в окружении потрясающе красивых женщин. По законам растафари, он имел много детей от разных женщин, и все его подруги были очень красивыми».

Деннис Боувелл (Dennis Bovell): «Во многих странах подобные отношения не поощряются, но если считать что каждый ребенок - это благословение свыше, то Боба несомненно благословил Бог».

Патрик Нельсон: «Думаю, от мужчин требуют слишком многого, Боб просто любил женщин».

Банни Мелоди (Bunny Melody): «Да, он очень любил женщин. На Ямайке нет ничего странного в том, что у мужчины есть дети от разных женщин, а уж если вы великий музыкант как Боб Марли, перед вами открывается больше возможностей».

Боба считали мистиком и пророком, на него стали обращать внимание политики. Когда премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли предложил предоставить Бобу сцену для бесплатного концерта, тот согласился. Остров разрывали политические конфликты. Шла гражданская война, и представители различных групп хотели использовать Боба в своих интересах. 25 ноября 1976 года кто-то пробрался в особняк Боба и начал стрельбу. Среди пострадавших был сам Боб, его жена Рита и его менеджер Дон Тейлор (Don Taylor).

Патрик Нельсон: «Каждая политическая партия пыталась переманить его на свою сторону, но он был ни на чьей стороне, а это им не нравилось и они решили припугнуть его».

Натти Ребел, философ растафарианского учения (Nattie Rebel): «Для того, чтобы стать президентом Ямайки или политиком, нужно быть преступником».

Деннис Боувелл: «Думаю, Боб отказался бы от высокой должности в политике, но при этом он мог бы быть великим политическим советником».

Патрик Нельсон: «Если бы он попал в парламент, все бы изменилось к лучшему, но быть политиком очень опасно. На Ямайке политика - это борьба не на жизнь, а на смерть, поэтому и приходится быть эгоистом».

Натти Ребел: «Человек, который выступал против власти, не мог сам стать политиком. Боб скорее был революционером, он возглавлял движение растафари, и мог разговаривать с народом посредством музыки. На Ямайке был только один телевизионный канал. Большинство людей слушали радио или покупали газеты, хотя не каждый мог себе это позволить. Музыка была самым доступным способом сообщать людям что-то важное, поэтому мы, музыканты регги, поем о тех вещах, которые важны для общества - в этом мы похожи на политиков. Боб пел об идеях растафарианства. Для него не было ничего важнее этого».

Интервью с Бобом Марли:

- «Боб, как вы относитесь к тому, что вас считают влиятельной политической фигурой?»

- «Я просто стараюсь нести идеи мира. Ни один конфликт нельзя решить с помощью войн. Убийства не решают ни одной конфликтной ситуации, я считаю что мир - это лучшее из всех решений. Ведь это духовные вещи».

- «Вам не кажется, что для того чтобы изменить общество, нужно изменить закон. В стране неблагоприятные экономические условия - высокая безработица…»

- «Мы хотим изменить не только наш остров, но и весь мир».

- «Растафарианство, столько распространенное на Ямайке, не приветствуется в Канаде и США - оно ассоциируется с наркотиками, распространением марихуаны и преступностью».

- «Да, это правда».

Бывший премьер-министр Ямайки Майкл Менли:

«Боб Марли - очень значительная фигура в мире музыки - такие люди рождаются раз в десятилетие, может даже реже, такие люди как он благодаря своей энергии, гениальности, могут превратить местную музыку в явление международного значения. Боб не обладал чертами характера, необходимыми политику, и не состоял в какой бы то ни было политической партии. Но он был рупором народа - своими песнями он рассказывал о нищете и лишениях. Когда Боб стал миллионером, многие задумались - а не станет ли он петь коммерческую музыку или пойдет на другую тропу, но ничего не изменилось. Теперь он пел не только о Тренчтауне, но и о Зимбабве, но вопросы которые он затрагивал, оставались прежними».

Деннис Боувелл: «Боб умел зарабатывать деньги, у него всегда они были. Его благосостояние начало расти когда он стал известным музыкантом, не знаю, пользовался ли он своим богатством…»

Банни Мелоди: «Он был добрым, у него было много друзей, думаю деньги не изменили его… Он писал о самом очевидном, доступном. Его песни были как поговорки, он просто складывал вместе простые вещи».

Как растафарианин он не верил в медицину, особенно западную, он никогда не ходил к врачам. Когда у него нашли рак на ноге, он отказался лечиться. Для Боба тело было храмом - он считал, что если господь решил что тебе пора покинуть этот мир - ты должен готовиться к уходу. Он выбрал альтернативный метод лечения - его положили в клинику, где ему прописали особые микстуры, диету, лечение травами, но было слишком поздно. Многие говорили что это был заговор, и Боба убили намеренно, но это не так. Он знал, что его время пришло. Лечение в клинике только помогло ему спокойно подготовиться к уходу в другой мир. Он умер от рака в возрасте 36 лет.

Катафалк с его телом в сопровождении машин проехал 100 км к северу от Кингстона. Тысячи людей выстроились на улице, чтобы посмотреть на это. Безусловно, это были самые пышные похороны среди ямайских певцов. Из огромных динамиков звучала его музыка. На похоронах присутствовали оба премьер-министра Ямайки, а обсуждение вопросов госбюджета было отложено на несколько дней в связи со смертью национального героя. Музыка Марли была бунтарской, и вряд ли бы его удивили волнения, возникшие на его похоронах. Само прощание с телом певца прошло по растафарианскому обряду. Прощальную речь читал премьер-министр Ямайки, Майкл Менли. Сам Менли раньше был музыкальным продюсером, ему была близка жизнь и творчество Боба. В речи он перечислил наиболее известные песни Боба и рассказал, о чем пел Боб. На похоронах выступили различные музыканты, в том числе Рита Марли, жена Боба. Затем в непосредственной близости от гроба отца танцевали двое сыновей Боба Марли. Тело Боба Марли было похоронено в усыпальнице на севере Ямайки.

Статья составлена на основе фильма «Viasat History: Bob Marley»