Александр Иванович Куприн – один из наиболее знаменитых классиков русской литературы, работающий, в том числе, и переводчиком. Самыми выдающимися произведениями писателя считаются такие работы, как «Юнкера», «Поединок», «Яма» и «Гранатовый браслет».
Родиной Александра Куприна является уездный город Наровчате. Детские и юношеские годы будущего писателя прошли в Москве. Это было обусловлено тем, что отец классика умер в годовалом возрасте сына. Он был дворянином, выбравшим себе в жены знатную по своему происхождению татарку Любовь Алексеевну.
После смерти мужа решила переехать в более крупный город, так как в таком случае у него было больше возможностей предоставить первенцу должное образование.
В 6-летнем возрасте Александр был определен в пансион, который работал по принципу интернатного учреждения. В 10 лет Куприн попадает в кадетское училище, после чего уходит на службу в армию. После окончания обучения Николай попадает в пехотный полк Днепра.
В 24 года Куприн ушел в отставку. После этого он начал ездить по разным городам в поиске работы. Это было обусловлено тем, что будущего писателя отсутствовала гражданская профессия.
Получить постоянную должность ему удалось лишь после знакомства с Буниным, который помог ему устроить в «Журнал для всех» . Через некоторое время Николай Николаевич переехал в Гатчину. Именно здесь во время войны он руководил госпиталем.
Куприн достаточно положительно воспринял новость об отречения от престола Николая II. Когда ко власти пришел Владимир Ленин, писатель лично обращался к нему по поводу возможности издательства газеты «Земля», потенциальными читателями которой были сельские жители. Через некоторое время, заметив первые признаки диктатуры в стране, Куприн полностью разочаровался большевистским режимом.
Николай Николаевич был автором унизительного названия для Советского Союза, которое используется до сих пор. Речь идет о термине «Совдепия» . Когда началась Гражданская война, Куприн присоединился к Белой армии. Как только она претерпела масштабное поражение, писатель покинул страну, эмигрировал в Финляндию, после чего – во Францию.
В конце 30-ых годов прошлого столетия Куприн не мог за границей содержать свою семью , вследствие чего все чаще начал употреблять алкоголь. Единственный выход со сложившейся ситуации – переезд в Россию. Такое решение писателя поддержал сам Сталин.
Первые попытки написания стихов Куприн осуществил на старших курсах кадетского корпуса. Поэзия Николая Николаевича никогда при его жизни не издавалась. Первым же его напечатанными произведением стал рассказ под названием «Последний дебют». В течение нескольких лет писатель публиковал в журналах свои повести и военные истории.
В ранней творческой деятельности Куприна тема армии была одной из ключевых. Впоследствии он нередко к ней возвращался. Об этом свидетельствуют такие произведения писателя, как «Юнкера», «На переломе» и «Кадеты».
Классический период творчества Куприна относится к 20-ым годам прошлого века. Наиболее популярным рассказом писателя стала повесть «Поединок». Кроме нее, читатели хорошо восприняли следующие произведения:
Значительный резонанс обрел рассказ Куприна «Яма». Он был посвящен жизни российских проституток начала ХХ века. Многие критиковали данное произведения писателя, называя его чрезмерно реалистичным и натуралистическим. Вследствие этого издание даже было изъято из печати. Причиной этому послужил порнографический характер написанного.
Будучи в эмиграции, Куприн создал довольно большое количество произведений, почти все из которых имели значительную популярность среди читателей.
Первую жену Николя Куприна звали Марией Давыдовой. Они были в браке всего 5 лет, во время которых и родилась дочь по имени Лидия. В 21-летнем возрасте она умерла сразу же после родов собственного сына.
Венчание со второй женой у Николая Куприна произошло в 1901 году. Его избранницей стала Елизавета Гейнрих. В этом браке у писателя родилось 2 дочерей. Одна из них умерла в детском возрасте от проблем с легкими. Другая же стала актрисой и моделью.
Супруга писателя прожила на 4 года дольше собственного мужа. Она покончила жизнь самоубийством, пребывая во время Второй мировой войны в Ленинграде.
Единственный внук Николая Куприна получил тяжелые ранения при выполнении боевых заданий. Вследствие этого в настоящее время прямых потомков писателя нет.
Куприн Александр Иванович (1870 — 1938) — русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть "Молох" (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть "Поединок " (1905) — о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть "Яма" (1909 — 15) — о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах "Олеся " (1898), "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет " (1911). Циклы очерков ("Листригоны", 1907 — 11). В 1919 — 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман "Юнкера" (1928 — 32).
Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998
Подготовка к урокам литературы А. И. Куприн
Куприн Александр Иванович (1870-1938), прозаик.
Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».
Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).
В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход». В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
В эти годы Куприн познакомился с Буниным , Чеховым и Горьким . В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок », имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни », «Гамбринус» (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы «Суламифь », «Гранатовый браслет » (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.
После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — «Земля». Одно время работал в издательстве «Всемирная литература», основанного Горьким.
Осенью 1919, находясь в Гатчине , отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная». Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака.
Статьи о биографии А. И. Куприна. Полное собрание сочинений А. И. Куприна Биографии:
Берков П. Н. "А. И. Куприн", 1956 (1,06мб)
Крутикова Л.В. "А. И. Куприн", 1971 (625кб)
Афанасьев В. Н. "А. И. Куприн", 1972 (980кб)
N. Luker "Alexander Kuprin", 1978 (превосходная краткая биография, на английском, 540кб)
Кулешов Ф. И. "Творческий путь А. И. Куприна 1883 — 1907", 1983 (2,6МБ)
Кулешов Ф. И. "Творческий путь А. И. Куприна 1907 — 1938", 1986 (1,9МБ)
Воспоминания и пр.:
Куприна К. А. "Куприн — мой отец", 1979 (1,7МБ)
Фонякова Н. Н. "Куприн в Петербурге — Ленинграде", 1986 (1,2МБ)
Михайлов О. М. "Куприн", ЖЗЛ, 1981 (1,7МБ)
Ист. русской лит., изд. "Наука" 1983: А.И. Куприн
Лит. история Академии Наук 1954: А.И. Куприн
Краткое введение в творчество
Литературный кодекс Куприна
О. Фигурнова о Куприне в эмиграции
Лев Никулин "Куприн (литературный портрет)"
Иван Бунин "Куприн"
В. Этов "Теплота ко всему живущему (Уроки Куприна)"
С. Чупринин "Перечитывая Куприна" (1991)
Колобаева Л. А. — "Преобразование идеи "маленького человека" в творчестве Куприна"
Паустовский о Куприне
Рощин о Куприне 1938
Армейская проза:
И.И. Гапанович "Военные рассказы и повести Куприна" (Melbourne slavistic studies 5/6)
На переломе (Кадеты)
Поединок (1,3 МБ)
Юнкера
Прапорщик армейский
Ночная смена
Штабс-капитан Рыбников
Марианна
Свадьба
Ночлег
Брегет
Дознание
В казарме
Поход
Куст сирени
Бред
Последние рыцари
В медвежьем углу
Однорукий комендант
Рассказы о цирке:
Allez!
В зверинце
Лолли
В цирке
Дочь великого Барнума
Ольга Сур
Дурной каламбур
Блондель
Люция
В клетке зверя
Марья Ивановна
Клоун (Пьеса в 1 действии)
О Полесье и охоте:
Олеся
Серебряный волк
Зачарованный глухарь
На глухарей
Ночь в лесу
Лесная глушь
Вальдшнепы
О лошадях и скачках:
Изумруд
Удод
Рыжие, гнедые, серые, вороные…
Последний дебют
Впотьмах
Психея
Лунной ночью
Славянская душа
О том, как профессор Леопарди ставил мне голос
Аль-Исса
Негласная ревизия
К славе
Забытый поцелуй
Безумие
На разъезде
Воробей
Игрушка
Столетник
Просительница
Картина
Страшная минута
Мясо
Без заглавия
Миллионер
Пиратка
Святая любовь
Локон
Жизнь
Киевские типы — все 16 очерков
Странный случай
Бонза
Ужас
Полубог
Наталья Давыдовна
Собачье счастье
Юзовский завод
На реке
Блаженный
Кровать
Сказка
Кляча
Чужой хлеб
Друзья
Молох
Сильнее смерти
Чары
Каприз
Нарцисс
Первенец
Барбос и Жулька
Первый встречный
Путаница
Детский сад
Чудесный доктор
Одиночество
В недрах земли
Счастливая карта
Дух века
Палач
Погибшая сила
Путевые картинки
Сентиментальный роман
Осенные цветы
По заказу
Царицынское пожарище
Тапер
На покое
Болото
Трус
Конокрады
Белый пудель
Вечерный гость
Мирное житие
Корь
Угар
Жидовка
Брильянты
Пустые дачи
Белые ночи
С улицы
Черный туман
Хорошее общество
Жрец
События в Севастополе
Сны
Тост
Счастие
Убийца
Как я был актером
Искусство
Демир-Кая
Река жизни
Гамбринус
Слон
Сказочки
Механическое правосудие
Исполины
Мелюзга
Суламифь
Немножко Финляндии
Морская болезнь
Ученик
Мой паспорт
Последнее слово
Лавры
О пуделе
В Крыму
Над землей
Марабу
Бедный принц
В трамвае
Мученик моды
По-семейному
Сказка о затоптанном цветке
Леночка
Искушение
Попрыгуня-стрекоза
Мой полет
Легенда
Гранатовый браслет
Королевский парк
Листригоны
Пасхальные яйца
Устроителы
Телеграфист
Большой фонтан
Начальница тяги
Печальный рассказ
Чужой петух
Путешественники
Травка
Самоубийство
Белая акация
Черная молния
Медведи
Слоновья прогулка
Жидкое солнце
Анафема
Лазурные берега
Еж
Светлый конес
Капитан
Винная бочка
Святая ложь
Брикки
Сны
Сад пречистой девы
Фиалки
Гад
Два святителя
Запечатанные младенцы
Гоголь-моголь
Гога Веселов
Интервью
Груня
Скворцы
Канталупы
Храбрые беглецы
Яма (1,7 МБ)
Звезда Соломона
Козлиная жизнь
Люди-птицы
Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях
Сашка и Яшка
Гусеница
Пегие лощади
Царский писарь
Волшебный ковер
Лимонная корка
Сказка
Песик Черный Носик
Судьба
Золотой Петух
Синяя Звезда
Пунцовая кровь
Юг благословенный
Ю-ю
Пуделиный язык
Звериный урок
Последний из буржуев
Париж домашний
Инна
Тень Наполеона
Югославия
Рассказы в каплях
Скрипка Паганини
Бальт
Завирайка
Геро, Леандр и пастух
Четверо нищих
Домик
Мыс Гурон
Рахиль
Рай
Родина
Красное крыльцо
Островок
Встреча
Розовая жемчужина
Старинная музыка
Обиходное пение
Пасхальные колокола
Париж и Москва
Воробьиный царь
Авианетка
Молитва господня
Колесо времени
Типографическая краска
Соловей
У Троице-Сергия
Париж интимный
Светоч царства
Люди-птицы
Племя Усть
Потерянное сердце
Рассказ о рыбке "раскасс"
"N.-J."- интимный дар императора
Барри
Система
Наташа
Резеда
Гемма
Бредень
Ночная фиалка
Жанета
Допрос
Царев гость из Наровчаты
Ральф
Светлана
Москва родная
Голос оттуда
Веселые дни
Обыск
Кража
Две знаменитости
Рассказ пегого человека
Произведения разных лет, статьи, рецензии, заметки
Купол св. Исаакия Далматского
Извощик Петр (неопубликовано, с аннотацией П.П. Ширмакова)
Памяти Чехова (1904)
Антон Чехов. Расссказы, Памяти Чехова (1905), О Чехове (1920, 1929)
Памяти А. И. Богдановича
Памяти Н. Г. Михайловского (Гарина)
О том, как я видел Толстого на пароходе "Св. Николай"
Уточкин
Об Анатолии Дуреве
А. И. Будищев
Отрывки воспоминаний
Загадочный смех
Солнце поэзии русской
Бисерное колечко
Иван Бунин -Листопад. Г.А. Галина — Стихотворения
Р. Киплинг — Смелые мореплаватели, Редиард Киплинг
Н. Н. Брешко-Брешковский — Шепот жизни, Опереточные тайны
А. А. Измайлов (Смоленский) — В бурсе, Рыыбье слово
Алексей Ремизов — Часы
О Кнуте Гамсуне
Дюма-отец
О Гоголе, Умер смех
Наше оправдание, Довлеет дневи злоба его
Заметка о Джеке Лондоне, Джек Лондон
Фараоново племя
О Камилле Лемонье, Анри Рошфор
О Саше Черном, С.Ч.: Детский остров, С.Ч.: Несерьезные рассказы, Саша Черный
Вольная академия
Чтение мыслей, Анатолий II
Нансеновские петухи, Аромат премьеры, Фольклор и литература
Толстой, Илья Репин
Петр и Пушкин
Четвертый мушкетер
Из интервью
Письмо
Куприн о Гумилеве
Янгиров о "Голосе оттуда"
Ответ О.Фигурновой
Куприн Александр Иванович (1870 — 1938)
"Мы должны быть благодарны Куприну за всё - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нём способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и ле гко писать об этом".
К. Г. Паустовский
Куприн Александр Иванович родился 7 сентября в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус, п осле окончания которого продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 - 90) "Военная юность" описана в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом". Первым литературным опытом Куприна были оставшиеся неопубликованными стихи. Первы й рассказ "Последний дебют" былопубликован в 1889 году.
В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. ного странствовал по России, перепробовал много профессий, жадно впитывал жизненные впечатления, которые легли в основу будущих произведений.
В 1890-е опубликовал очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский"). В эти годы Куприн познакомился с Буниным , Чеховым и Горьким . В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия.
В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок ", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни ", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь ", "Гранатовый браслет " (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.
После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким.
Осенью 1919, находясь в Гатчине , отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию.
Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться.
О Александре Ивановиче Куприне писать довольно сложно и одновременно - легко. Легко потому, что его произведения знаю с детства. Да и кто из нас их не знает? Капризная, больная девочка, требующая в гости слона, чудесный доктор, накормивший в холодную ночь двух озябших мальчиков и спасший от смерти целую семью; бессмертно влюбленный в принцессу рыцарь из сказки « Синяя Звезда»…
Или пудель Арто, выписывающий в воздухе невероятные кубреты, под звонкие команды мальчика Сережи; кошка Ю - ю, грациозно спящая под газетой. Как памятно, из детства и с самого детства все это, с каким мастерством, как выпукло - легко написано! Будто на лету! По детски - непосредственно, живо, ярко. И даже в трагические моменты звучит в этих бесхитростных повествованиях светлые ноты жизнелюбия и надежды.
Что - то детское, удивленное, всегда, почти до самого конца, до смерти, жило в этом большом и грузном человеке с четко выраженными восточными скулами и чуть хитроватым прищуром глаз.
Светлана Макоренко
6 и 7 сентября в Пензе и Наровчате пройдет XXVIII Купринский литературный праздник и подведение итогов XII творческого конкурса «Гранатовый браслет».
«1. Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица… Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо…
6. Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людей и вещи по-своему, ты — писатель. Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь.
9. Знай, что собственно хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним… Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.
10. Работай! Не жалей зачёркивать, потрудись в поте лица. Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя… Кончил переживать, берись за перо и тут опять не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно».
«Заповеди», по свидетельству В. Н. Афанасьева, были высказаны Куприным при встрече с одним молодым автором, а спустя годы, воспроизведены этим автором в «Женском журнале» за 1927 год.
Но, пожалуй, главная заповедь Куприна, оставленная потомкам, — это любовь к жизни, к тому, что есть в ней интересного и красивого: к закатам и рассветам, к запахам луговой травы и лесной прели, к ребёнку и старику, к лошади и собаке, к чистому чувству и доброй шутке, к берёзовым лесам и сосновым рощам, к птице и рыбе, к снегу, дождю и урагану, к колокольному звону и воздушному шару, к свободе от привязанности к тленным сокровищам. И полное неприятие всего, что уродует и пачкает человека.
Таинственный дом на окраине Гатчины, пользовался дурной репутацией. Поговаривали, что здесь находится публичный дом. Потому что музыка до поздней ночи, песни, смех. А пел, между прочим, Ф. И. Шаляпин (1873-1938), смеялся А. Т. Аверченко (1881-1925) и его коллеги из журнала «Сатирикон». А ещё здесь часто бывал Александр Куприн, друг и сосед хозяина дома, экстравагантного художника-карикатуриста П. Е. Щербова (1866-1938).
Это был единственный случай, когда отставной поручик Александр Куприн был невежлив с дамой. По отношению к дамам Куприн всегда был рыцарем. Над рукописью «Гранатового браслета», Куприн плакал, и говорил, что более целомудренного ничего не писал. Однако мнения читателей разделились.
Одни называли «Гранатовый браслет» самым утомительным и благоуханным из всех рассказов о любви. Другие считали его позолоченной мишурой.
Вообще, Куприн не писал стихотворений, но одно, он всё-таки опубликовал в одном из журналов:
«Ты смешон с седыми волосами...
Что на это я могу сказать?
Что любовь и смерть владеет нами?
Что велений их не избежать?»
В стихотворении и «Гранатовом браслете», можно увидеть один и тот же трагический лейтмотив. Неразделённая, какая-то экзальтированная и возвышающая любовь к недоступной женщине. Существовала ли она в действительности, и как её имя, мы не знаем. Куприн был человеком по-рыцарски целомудренным. Никого не пускал в тайники своей души.
В те дни Куприн писал о самой романтической любви своей молодости Ольге Сур, цирковой наезднице. Куприн помнил Ольгу всю жизнь, и в тайнике портрета писателя, вполне возможно, было именно её изображение.
Куприн на нобелевскую тему не говорил, ни слова. Он уже получал одну на двоих с Буниным Пушкинскую премию. В Одессе пропив последнюю ассигнацию, Куприн, у ресторана наслюнявил купюру, и прилепил её на лоб стоявшего рядом швейцара.
В то время Куприн был влюблён в дочь своих друзей. Ему очень нравилось состояние влюблённости, и когда его не было, он его себе выдумывал. Влюбился Александр Иванович и в Мусю, он стал называть её Машей, несмотря на протесты, что так зовут кухарок.
Издательница Давыдова воспитала в ней аристократку, и мало кто вспоминал, что девочку младенцем подбросили в этот дом. Юную, хорошенькую Мусю портил смех, недобрый, не молодой. Она могла высмеять кого угодно. Народу вокруг неё крутилось много. Поклонники ухаживали, Муся кокетничала.
Этот большой и дикий зверь оказался совсем ручной. Сдерживая ярость, он как-то смял в лепёшку тяжёлую серебряную пепельницу. Разбил её портрет в тяжёлой массивной раме, а однажды поджёг на Мусе платье. Однако супруга, с детства отличалась железной волей, и это испытал на себе Куприн.
Он целовал следы её ног и землю, по которой она ходила, а к Пасхе прислал подарок - дешевый дутый золотой браслет с несколькими камешками граната. Куприн сидел, как громом пораженный. Вот она та самая любовь, он тогда работал над «Поединком» и под впечатлением написал следующее: "Любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов".
Неразделённая любовь – это безумное блаженство, которое никогда не притупляется. Именно потому, что не утоляется ответным чувством. Это высшее счастье». По мнению литературных экспертов эта встреча и дала началу «Гранатового браслета».
Ему нравились все те приметы, которые соблюдали рыбаки. Нельзя свистеть на баркасе, плевать только за борт, не упоминать чёрта. Оставлять в снасти, как будто нечаянно, маленькую рыбешку для дальнейшего рыбацкого счастья.
Писателю нужно было изучить процесс приготовления вина для рассказа «Винная бочка». Море мадеры, муската и прочих массандровских искушений, что может быть прекрасней. А. И. Куприн пил понемногу, наслаждаясь ароматом великолепного крымского вина. Именно таким его знал Антон Чехов, прекрасно зная также причины загулов своего товарища.
В этот период жизни Куприны ожидали рождение ребёнка.
Муся Давыдова была беременна (дочь Лидия родилась в 1903 году). Постоянные капризы и слёзы по нескольку раз в день, страхи беременной женщины перед предстоящими родами, были поводами для семейных ссор. Однажды Муся разбила о голову Куприна стеклянный графин. Таким образом её поведение разрешило все его сомнения.
Тогда беременная Любовь Алексеевна Куприна (1838-1910) пошла к старцу за советом. Мудрый старец научил её, когда родится мальчик, а это будет в канун Александра Невского, назвать его Александром и заказать в рост младенца икону этого святого и всё будет хорошо.
Ровно через год почти в день рождения будущего писателя умер отец – Иван Куприн (биография которого мало примечательна). Осталась гордая татарская княжна Куланчакова (в замужестве Куприна) одна с тремя маленькими детьми.
Отец Куприна не был примерным семьянином. Частые загулы и попойки с местными товарищами заставляли детей и жену жить в постоянном страхе. Жена скрывала увлечения своего мужа от местных пересудов. После смерти кормильца дом в Наровчате продали и она отправилась с маленьким Сашей в Москву во вдовий дом.
Иногда представляла к носу сына серебряный портсигар и веселила хозяйских детей: «Это нос моего Сашеньки. Он мальчик очень некрасивый и это очень стыдно». Маленький Саша решил каждый вечер молиться Богу и упросить Бога сделать его хорошеньким. Когда мать уходила чтобы сын вёл себя смирно и не злил старух, она привязывала его ногу верёвкой к стулу или очерчивала мелом круг, за который нельзя выходить. Она любила сына и искренне считала, что делает ему лучше.
Спасти его, может только она, Лиза. И это была правда. Муся хотела лепить из Александра всё, что она хотела, а Лиза позволяла этой стихии бушевать, но без разрушительных последствий. Иначе говоря, быть самим собой.
Самолет вдребезги, а пилоту и пассажирам хоть бы что. «Николай Угодник спас», говорил Куприн. В это время у Куприна уже была новорождённая дочь, Ксения. От такой новости у Лизы даже пропало молоко.
Во время Первой мировой войны, Куприн организовал в своём доме госпиталь. Лиза и девочки стали сёстрами милосердия.
Лиза позволяла ему устраивать в доме настоящий зверинец. Кошки, собаки, обезьянка, коза, медведица. За ним по городу бегали местные ребятишки, потому что он всем покупал мороженое. Нищие выстраивались в очередь возле городской церкви, потому что он всем подавал.
Однажды весь город ел ложками чёрную икру. Его друг, борец И. М. Заикин прислал ему целую бочку деликатеса. Но самое главное, что Куприн наконец-то смог писать дома. Он называл это «писучий период». Когда он садился писать, весь дом замирал. Даже собаки переставали лаять.
Специалисты дали неожиданное экспертное заключение. На дагерротипе изображена юная татарская девочка, которой через много лет предстоит стать матерью великого русского писателя Александра Ивановича Куприна.
1. Годы учебы.
2. Отставка, начало литературной деятельности.
3. Эмиграция и возвращение на родину.
А. И. Куприн родился в 1870 году в уездном городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, секретаря мирового съезда. Его отец Иван Иванович Куприн умер от холеры в августе 1871 года. Вдова Любовь Алексеевна почти через три года переехала с тремя детьми в Москву, отдала дочерей в закрытые учебные заведения, Александр жил с матерью до шестилетнего возраста в Кудринском вдовьем доме. Следующие четыре года Куприн учился в Разумовском сиротском пансионе, где с 1877 года начинает писать стихи. Об этом периоде его жизни — рассказ «Храбрые беглецы» (1917).
Окончив пансион, поступает в Московскую военную гимназию (кадетский корпус). Учится он в кадетском корпусе восемь лет, там пишет лирические и шуточные стихотворения, переводит с французского и немецкого. Этот период жизни отражен в повести «На переломе» («Кадеты») (1900). Поступает в Военное Александровское училище, в 1890 году заканчивая его подпоручиком. В 1889 году журнал «Русский сатирический листок» напечатал первый рассказ Куприна «Последний дебют». Автор считал рассказ не удавшимся. За публикацию Куприн получил двое суток карцера — юнкерам запрещали выступать в печати. Это описано в романе «Юнкера» (1928—1932), в рассказе «Типографская краска» (1929).
Служба в пехотном Днепровском полку в 1890— 1894 годах была подготовкой Куприна к военной карьере, но из-за буйного во хмелю нрава его не приняли в Академию Генштаба (силач Куприн сбросил в воду полицейского).
Поручик ушел в отставку. Жизнь его была бурной, ему довелось попробовать себя в самых разных сферах, от странничества до грузчика и дантиста. Он был завзятым авантюристом и исследователем — спускался под воду как водолаз, летал на аэроплане, создал атлетическое общество. Многие жизненные впечатления он положил в основу своих произведений. Годы службы отразились в военных рассказах «Дознание» (1894), «Куст сирени» (1894), «Ночная смена» (1899), «Поход» (1901), «Ночлег» (1895), в повести «Поединок» (1904—1905), рассказе «Свадьба» (1908).
В 1892 году Куприн начал работу над повестью «Впотьмах». В 1893 рукопись передана в редакцию «Русского богатства», альманаха, который издавали В. Г. Короленко, Н. К. Михайловский, И. Ф. Анненский. Повесть опубликована летом, а уже в конце осени в том же альманахе напечатан рассказ «Лунной ночью».
В ранних произведениях Куприна видно, как росло его мастерство. Все меньше подражания, склонность к психологическому анализу. Рассказы армейской тематики отличает симпатия к простому человеку, острая социальная направленность. Фельетоны и очерки сочными красками рисуют жизнь большого города.
После отставки Куприн переезжает в Киев, работает в газетах. Киевский период — плодотворное время в жизни Куприна. Он знакомится с жизнью горожан и самое интересное рассказывает в сборнике «Киевские типы». Эти очерки появляются в конце 1895 года в газете «Киевское слово», а в следующем году выходят отдельной книгой. Куприн работает учетчиком на сталелитейном заводе в Донбассе, пишет повесть «Молох», рассказ «Чудесный доктор», книгу «Миниатюры: очерки и рассказы», странствует, знакомится с И. А. Буниным. В 1898 году он живет в семье своей сестры и зятя, лесничего, в Рязанской губернии. В этих чудесных местах он начал работу над повестью «Олеся». Жители полесских лесов, такие как богатая внутренней и внешней красотой Олеся, продолжают и позже интересовать Куприна как объект для изображения — в рассказе «Конокрады» он рисует образ конокрада Бузыги, сильного, смелого героя. В этих произведениях Куприн создает свой «идеал естественного человека».
В 1899 году опубликован рассказ «Ночная смена». Куприн продолжает сотрудничество в газетах Киева, Ростова-на-Дону, в 1900 году публикует в киевской газете «Жизнь и искусство» первый вариант повести «Кадеты». Уезжает в Одессу, Ялту, где встречается с Чеховым, работает над рассказом «В цирке». Осенью снова уезжает в Рязанскую губернию, взяв подряд обмерить шестьсот десятин крестьянского леса. Вернувшись в Москву, в том же году входит в литературный кружок Н. Д. Телешова «Среда», знакомится с Л. Н. Андреевым, Ф. И. Шаляпиным.
В конце года Куприн переезжает в Петербург, чтобы заведовать отделом беллетристики в «Журнале для всех». Представленный И. А. Буниным издательнице журнала «Мир Божий» А. Давыдовой он публикует там рассказ «В цирке». Рассказ проникнут настроением гибели всего прекрасного. Куприн пересматривает «идеал естественного человека». Человек по природе своей прекрасен, способен вдохновить художника, но в жизни красота принижена, поэтому вызывает чувство сожаления, считает Куприн, Чехов оценивал рассказ таким образом: «"Осенью" Бунина сделано несвободной, напряженной рукой, во всяком случае купринское "В цирке" гораздо выше. "В цирке" — это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная, несомненно, знающим человеком». Также он поставил в известность Куприна, что Л. Н. Толстой тоже читал произведение, и оно ему понравилось. В семейной жизни Куприна происходят перемены — он женится на М. Давыдовой, рождается дочь Лидия. Теперь он соредактор журнала вместе с А. И. Богдановичем и Ф. Д. Батюшковым. Его представляют Л. Н. Толстому, М. Горькому. В 1903 году в печати появляется рассказ «Болото», выходит первый том произведений.
В Крыму писатель делает первые наброски повести «Поединок», но уничтожает рукопись. По впечатлениям от встречи с бродячим цирком пишет рассказ «Белый пудель». В начале 1904 года Куприн отказывается от редакторства в журнале. Опубликован рассказ Куприна «Мирное житие». Он уезжает в Одессу, потом в Балаклаву.
Куприн был далек от революционного движения, но приближение революции отразилось в его творчестве — оно приобрело критическое разоблачительное начало. Очерк «Угар» (1904), в котором выражена идейная позиция Куприна, сатирически изображает «хозяев жизни», контрастом среди тихой лирической южной ночи изображено веселье праздной публики. В рассказах «Корь», «Хорошее общество» и «Жрец» отображен конфликт между «хорошим обществом» и демократической интеллигенцией. На поверку «хорошее общество» оказывается погрязшим в махинациях, это гнилые люди с мнимой добродетелью и показным благородством.
Куприн долго работает над рукописью «поединка», читает отрывки Горькому и получает его одобрение, но во время обыска жандармы изъяли часть рукописи. Выйдя в печать, повесть принесла автору славу и вызвала большой резонанс в критике. Своими глазами писатель наблюдает восстание на крейсере «Очаков», для этого он каждый день ездит из Балаклавы в Севастополь. Он стал очевидцем расстрела крейсера и укрывал спасшихся матросов. Петербургская газета «Наша жизнь» публикует очерк Куприна «События в Севастополе». В декабре Куприна выслали из Балаклавы и запретили жить там впредь. Этому городу он посвятил цикл очерков «Листригоны» (1907—1911). В 1906 году вышел второй том рассказов Куприна. В журнале «Мир Божий» — рассказ «Штабс-капитан Рыбников». Куприн говорил, что первой своей настоящей вещью считает «Поединок», а лучшей — «Штабс-капитана Рыбникова».
В 1907 году писатель разводится и женится на Е. Гейнрих, в этом браке рождается дочь Ксения. Куприн пишет «Изумруд» и «Суламифь», выпускает очередной том рассказов. В 1909 году получает Пушкинскую премию. За это время он создает «Реку жизни», «Яму», «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце» (научная фантастика с элементами антиутопии).
В 1918 году Куприн выступает с критикой нового времени, его арестовывают. После освобождения он уезжает в Хельсинки и затем в Париж, где активно печатается. Но это не помогает семье жить в достатке. В 1924 году ему предлагают вернуться, и только спустя тринадцать лет тяжело больной писатель приезжает в Москву, а потом в Ленинград и в Гатчину. У Куприна обостряется болезнь пищевода и в августе 1938 года он умирает.