С другой стороны, у того же Чайковского фагот наравне со всей деревянной духовой группой служит воплощением пасторальных умиротворенных картин. И, о чудо, – тембр фагота преображается. Секрет этого перевоплощения – в обертоновом богатстве, заложенном в самой природе инструмента.
Возможно, далекой прабабушкой тембра фагота была волынка, однако у нее совершенно другое строение. Название ближайшего предка современного фагота – «дульциан» – переводится с итальянского, как «нежный, приятный». Таким образом, мы снова видим, что «Дедушка» Прокофьева (фаготовая пьеса из «Пети и волка») не мог появиться в музыке прошлого. Для барочного фагота писались пьесы, столь же изящные как для других инструментов. Антонио Вивальди создал 39 концертов для фагота, во многом предвосхитив дальнейший путь, по которому совершенствовался фагот. Купить сегодня ноты несложно. В том числе и для такого инструмента, как фагот – цена будет гораздо меньшей, чем в XVIII веке, когда любители этого деревянного духового инструмента из аристократии заказывали музыку великим классикам – и поныне одним из самых популярных произведений мировой литературы остается Си-бемольный концерт Моцарта, заказанный ему бароном Дюрницем. Некоторые поклонники фагота сами писали сочинения для него, например, в XIX веке свое имя в музыке увековечил сотрудник Австрийской тайной придворной и государственной канцелярий барон Николаус фон Круфт.
Несмотря на то, что раньше существовало несколько разновидностей фагота – альтовый фагот, фагот пикколо, фаготтино, или малый фагот – сегодня в оркестровой практике применяются только непосредственно фагот, а также контрафагот.
Изготовителей деревянных инструментов на сегодняшний день достаточно. Хорошо зарекомендовали себя немецкие фаготы, а также инструменты (и не только фагот), купить которые предлагает фирма Yamaha. Изготовленные из клена долгой выдержки, тонкостенные инструменты (клен – самое лучшее дерево, из каких делают фагот), цена которых соответствует качеству, имеют разные модификации, отвечающие поставленным музыкальным задачам. Все эти инструменты имеют гибкую механику, соответствующую требованиям современных музыкантов.
(итал. - Fagotto, франц. - BassonФагот - является язычковым духовым музыкальным инструментом, в переводе с итальянского он означает "вязанка или узел". Он относится к классу музыкальных инструментов, изготовленных из дерева.
Нижний регистр отличается густой и сильной звучностью грозного характера
Средний регистр обладает матовым, мягким и более слабым звучанием
Верхний регистр звучит мягко, нежно и вместе с тем несколько сдавленно и напряжённо
Секрет игры на этом инструменте заключается в том, что необходимо очень быстро и сильно выдыхать воздух. Сама конструкция фагота изогнута три раза, а вот если его развернуть, то его общая длинна будет составлять не менее 6-ти метров в длину. Современные фаготы чаще всего изготавливаются из легкой кленовой древесины, потом на ней укрепляют клапаны и сверлят небольшие дырочки. Этот процесс очень кропотливый, ведь необходимо просверлить отверстие очень узко, при этом постепенно расширить его к концу, таким образом, что на выходе получается полого-коническое сечение.
Во время звучания фагот имеет экспрессивный тембр,
в полном своем диапазоне он богат обертонами. Чаще всего используется средний и
нижний регистры инструмента.
Что касается верхних нот, то у них более сдавленное и гнусноватое звучание.
На сегодняшний день существует две модели духового инструмента, сам фагот, и
одно из его разновидностей - контрафагот, который имеет идентичную конструкцию,
но звучит на одну октаву ниже.
Обычный фагот имеет объем в три октавы с небольшим, начиная с "си-бемоль контр"
и заканчивая "ре-второй" октавы, но все же музыканты умудряются извлечь необходимые ноты,
несмотря на то, что это опасно, особенно во время концерта.
Звучание у полученных октав глухое и неприятное.
Тембр звучания у фагота напрямую зависит от регистра воспроизведения звука.
С появлением духового инструмента фагота классическая музыка приобрела экспрессивности
и стала более богатой обертонами.
Прослушайте как звучит Фагот
Masahito Tanaka - Variations pour basson seul sur un th_me de Paganini
В оркестре применяется с конца XVII - начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.
1 / 3
✪ 9K111 Fagot - Russian Anti-tank missile
✪ Музыка 12. Интервалы в музыке. Фагот - Академия занимательных наук
Появление фагота относится к первой половине XVI века . Его изобретение в течение многих лет приписывалось канонику из Феррары по имени Афранио дель Альбонези . В XX веке, однако, было установлено, что инструмент Афранио представлял собой подобие волынки с металлическими язычками и ничего общего с фаготом не имел .
Непосредственным предшественником фагота был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда ». В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (от итал. dolce ― «нежный, сладкий»). Имя подлинного изобретателя фагота всё ещё остаётся неизвестным.
На начальном этапе фаготы имели лишь 3 клапана, в XVIII веке - 5 клапанов, а также октавные клапаны, значительно расширившие верхний регистр.
В начале XIX века ведущее место на музыкальном рынке занимали инструменты французской системы, имевшие 11 клапанов. Автором этих моделей был Жан-Николь Саварри. Позже появились инструменты образца французских мастеров А. Бюффе и Ф. Требера.
Особое место в истории совершенствования инструмента занимает фаготист и капельмейстер Карл Альменредер , в г. вместе с Иоганном Адамом Геккелем основавший в Бибрихе производство деревянных духовых инструментов. В г. Альменредер представил сконструированный им усовершенствованный, 17-клапанный фагот. Эта модель была принята за основу и доведена до совершенства фирмой «Геккель». Французские, а затем и австрийские фаготы, выпускавшиеся в середине XIX века фирмой «Циглер и сын» , не выдержали конкуренции с инструментами Геккеля и были вытеснены в ряде стран.
На первых порах своего существования фагот выполнял функцию усиления и дублирования басовых голосов. Более самостоятельную роль он начал играть в начале XVII века. Появляются произведения для дульциана и одного-двух инструментов в сопровождении бассо континуо ― сонаты Бьяджо Марини, Дарио Кастелло, Джованни Батиста Буонаменте, Джованни Батиста Фонтаны и других авторов . Первое сочинение для солирующего дульциана ― Фантазия из сборника Canzoni, fantasie et correnti Бартоломе де Сельма-и-Салаверде, опубликованного в 1638 году в Венеции. Автор поручил солирующему инструменту достаточно сложную по тем временам партию в диапазоне, расширенном вниз до B 1 (си-бемоль контроктавы). Высокие требования предъявляет к исполнителю и Соната Филиппа Фридриха Бёдекера (1651). В монументальном труде Grunde-richtiger … Unterricht der musicalischen Kunst, oder Vierfaches musicalisches Kleblatt (1687) авторства Даниэля Шпеера есть две сонаты для трёх дульцианов. Все эти произведения рассчитаны на инструмент с двумя клапанами.
На рубеже XVII―XVIII веков популярность стремительно начал набирать новый, усовершенствованный инструмент ― фагот. Прежде всего он вошёл в состав оперного оркестра: в некоторых операх Райнхарда Кайзера используется до пяти фаготов. Жан-Батист Люлли трактовал фагот как басовый голос в духовом трио, где верхние голоса поручались двум гобоям, а само трио противопоставлялось по тембру струнной группе оркестра (например, в опере «Психея», 1678).
Фагот часто применялся как один из солирующих инструментов в концертных симфониях . Наиболее известные из них принадлежат Гайдну (для гобоя, фагота, скрипки и виолончели) и Моцарту (для гобоя, кларнета, фагота и валторны). Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.
Сочинения для фагота, начиная со второй половины XVIII века, могут быть условно разделены на две группы. Первая из них ― сочинения самих фаготистов, таких как Ф. Гебауэр, К. Якоби , К. Альменредер . Предназначенные для собственных выступлений, они часто были написаны в форме вариаций или фантазий на популярные темы. Вторая ― произведения профессиональных композиторов с расчётом на исполнение конкретным музыкантом. К ней можно отнести концерты К. Стамица, Девьена, Кроммера, Данци, Рейхи, Гуммеля, Калливоды, М. Гайдна, Кожелуха, Бервальда и др. Карл Мария фон Вебер в 1811 написал Концерт F-dur, op. 75, для мюнхенского придворного фаготиста Брандта, кроме того, ему принадлежит Анданте и Венгерское рондо, первоначально предназначенное для альта . Сравнительно недавно был обнаружен Концерт Джоаккино Россини (1845).
Намного реже фагот использовался в камерной музыке. Известно лишь несколько сонат с фортепиано: Антона Листе, Иоганнеса Амона, Антонина Рейхи , Камиля Сен-Санса , небольшие пьесы написали Людвиг Шпор и Кристиан Руммель. Французский фаготист Эжен Жанкур пополнял свой репертуар переложениями произведений, написанных для других инструментов.
Роль фагота в оркестре XIX века также достаточно скромна. Берлиоз упрекал его за недостаток экспрессии и силы звука, хотя и отмечал особый тембр его верхнего регистра. Только со второй половины столетия композиторы начинают поручать фаготу сольные эпизоды, например, Бизе в опере «Кармен », Чайковский в Четвёртой и Шестой симфониях и др.
Благодаря усовершенствованию конструкции фагота и техники игры на нём его репертуар в XX веке значительно расширился. Сольную литературу для фагота писали:
Ответственные оркестровые партии поручали фаготу Морис Равель , Игорь Стравинский , Карл Орф , Сергей Прокофьев . Развёрнутые сольные партии есть в Седьмой, Восьмой и Девятой симфониях Дмитрия Шостаковича .
В камерной музыке фаготу отведена важная роль. Фагот используется в камерных сочинениях таких композиторов, как Камиль Сен-Санс (Соната для фагота и ф-но), Франсис Пуленк (Соната для кларнета и фагота),Альфред Шнитке (Гимн III, IV), Пауль Хиндемит (Соната для фагота и ф-но), Эйтор Вилла-Лобос (Бразильские бахианы), Софья Губайдулина , Жан Франсе , Игорь Стравинский («История солдата »), Андре Жоливе («Рождественская пастораль» для флейты, фагота и арфы), Юн Исан , Калеви Ахо и других.
Фагот представляет собой длинную трубку полого-конической формы. Для большей компактности воздушный столб внутри инструмента как бы сложен вдвое. Основной материал для изготовления фагота ― древесина клёна .
Корпус фагота состоит из четырёх частей: нижнего колена («сапога», имеющего U-образную форму), малого колена («флигеля»), большого колена и раструба. От малого колена отходит тонкая длинная металлическая трубка, изогнутая в виде буквы S (отсюда её название ― эс), на которую насаживается трость ― звукообразующий элемент фагота.
На корпусе инструмента находятся многочисленные отверстия (около 25―30), открывая и закрывая которые, исполнитель изменяет высоту звука. Лишь 5―6 отверстий управляются пальцами, для остальных используется сложный клапанный механизм.
Частотный диапазон - от 58,27 Гц (си-бемоль контроктавы) до 698,46 Гц (F2, фа второй октавы). Спектр - до 7 кГц. Форманты - 440-500 Гц, Динам. диап. - 33 дБ. Звук направлен вверх, назад, вперед.
В общих чертах техника исполнения на фаготе напоминает таковую на гобое , однако дыхание на фаготе расходуется быстрее в силу его бо́льших размеров. Стаккато фагота отчётливое и острое. Хорошо получаются скачки́ на октаву и более; смена регистров практически незаметна.
Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными оттенками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении и с применением разнообразных скачков.
Диапазон фагота - от B 1 (си-бемоль контроктавы) до f² (фа второй октавы), возможно извлечь и более высокие звуки, однако они не всегда устойчивы по звучанию. Фагот может оснащаться раструбом, позволяющим извлекать ля контроктавы (этот звук используется в некоторых произведениях Вагнера). Ноты пишутся в басовом, теноровом, изредка в скрипичном ключе в соответствии с действительным звучанием.
Новейшие техники игры, вошедшие в исполнительскую практику фаготистов в XX веке ― двойное и тройное стаккато, исполнение нескольких звуков на инструменте одновременно (мультифоники), четвертитоновая и третитоновая интонация, фруллато, тремоло, глиссандо , циркулярное дыхание и другие. Эти техники наиболее востребованы в сочинениях композиторов-авангардистов, в том числе для фагота соло.
Большинство фаготов, использующихся в современных оркестрах, принадлежат к немецкой системе, копирующей в, общих чертах, механику, разработанную немецкой фирмой Геккель. В то же время, во франкоязычных странах имеет хождение инструмент французской системы, существенно отличающейся от немецкой. Французский фагот также отличается более «лирическим», тембром.
В современной оркестровой практике наряду с непосредственно фаготом, сохранилась только одна его разновидность контрафагот ― инструмент с такой же системой клапанов, что и у фагота, но звучащий на октаву ниже его.
В разное время существовали также более высокие по звучанию разновидности фагота. Михаэль Преториус в одном из первых в истории крупных трудов по инструментоведению Syntagma musicum (1611) упоминает семейство дульцианов высокого строя в трёх разновидностях, обозначенных как Diskantfagott , Altfagott и Fagott Piccolo . Они были в ходу до конца XVII века, но и с появлением и распространением современного фагота мастера продолжили изготавливать инструменты высоких строев, многие из которых дошли до наших дней. Обычно они настраивались на квинту (реже на кварту или малую терцию) выше обычного фагота. В англоязычной литературе такие инструменты известны под названием tenoroon , а во франкоязычной как basson quinte . Существовала и ещё более высокая разновидность, звучавшая на октаву выше фагота, под названием «фаготтино» или «малый фагот». В Бостоне хранится ранний экземпляр такого инструмента работы И. К. Деннера .
Малый фагот эпизодически использовался в партитурах XVIII века. В начале XIX века в некоторых оперных театрах Франции им заменяли английский рожок , а Эжен Жанкур практиковал сольное исполнительство на нём. Тем не менее, к концу XIX века все высокие разновидности фагота вышли из употребления.
В 1992 фаготным мастером Гунтрамом Вольфом малый фагот впервые за много лет был изготовлен для британского фаготиста Ричарда Мура, который заказал композитору Виктору Брунсу несколько сочинений для него. Ещё одна сфера применения малого фагота ― обучение игре: ещё Карл Альменредер советовал начинать обучение с десяти лет именно на малых разновидностях фагота, чтобы в более старшем возрасте без проблем переходить на большой инструмент. Вольф также разработал инструмент контрафорте с более широкой мензурой и большей тростью, но с тем же диапазоном, что у контрафагота, способного производить более громкие звуки (отсюда название).
Фагот принадлежит к группе музыкальных инструментов, которые делаются из дерева. Фагот музыкальный инструмент, жизнь которому в 1539 году дал канонический аббат Афраньо дэльи Альбонэзи.
Собственно, слово «фагот» может означать «связанный», так как Афраньо изготовил более длинную свирель по сравнению с обычной, а затем просто согнул ее вдвое. Таким образом, был получен музыкальный инструмент, издающий очень мелодичный голос.
Также он оснастил низкие свирели мехом, который позволяет нагнетать воздух.
Инструмент получил название фагот, потому как очень напоминает несколько связанных между собой свирелей.
Со временем фагот усовершенствовал С. Шейцер, проживающий в Нюрнберге. Этот специалист исключил из фагота трубы, подсоединенные к меху. В Италии, Франции и Германии фагот приобрел изумительную популярность и успех.
В 17 столетии фагот стал обязательным музыкальным инструментом, который стали использовали в составе симфонических и военных оркестров. Никоим образом без фагота не обходятся и российские музыкальные коллективы.
Начиная с 19 века, конструкция фагота стала такой, которая дожила до наших времен. Над его видоизменением потрудились многие талантливые мастера:
Короче говоря, к совершенствованию конструкции фагота приложили свою руку многие специалисты, к которым можно также отнести:
Последний из упомянутых изобрел клапанный механизм, который успешно выполняет свои задачи в современных фаготах.
Фагот музыкальный инструмент, который сейчас выглядит как довольно длинная деревянная трубка, согнутая посредине и напоминающая собой перевязанную букву «U». На этой трубке последовательно располагаются отверстия и клапаны, которые предназначены для извлечения звуков самого различного тембра и насыщенности. Сверху инструмент оснащен металлической трубкой небольшого диаметра, которая напоминает букву «S», на ее конце имеется мундштук для нагнетания воздуха.
Фагот издает звуки, как только музыкант подует в мундштук. Для того чтобы сыграть на фаготе мелодию, необходимо в определенной последовательности нажимать на разные клапаны и перекрывать пальцами отверстия, расположенные в трубке инструмента.
Работа фагота заключается в том, что воздух, перемещаясь в трубке, встречает на своем пути препятствия, роль которых играют клапаны, а затем выпускается через открытые отверстия. Так этот инструмент способен издавать звуки в диапазоне двух октав: начиная от си бемоль контр-октавы и заканчивая высокой ре второй октавы.
Несмотря на то, что на протяжении 18 и 19 веков многие мастера не раз пытались модернизировать фагот, он так и не стал полноценным самостоятельным музыкальным инструментом и до сих пор применяется в музыкальных коллективах в сочетании с другими инструментами.
Зачастую фаготу отводятся басовые партии в оркестре. А вот сольных произведений для исполнения на фаготе композиторы создали совсем немного.
Существует такая разновидность фагота, которую называют контр-фагот. В его конструкции используется металлическая трубка, которая имеет первоначальную длину почти 6 метров. Эта трубка согнута три раза. Контр-фагот предназначен для получения басовых звуков, очень низких и насыщенных. Такие звуки, кроме контр-фагота, в состоянии воспроизвести только органы.
Среди большого разнообразия деревянных духовых инструментов фагот занимает особое место. От других инструментов деревянной группы его отличают большие размеры, s-образная трубка, к которой крепится трость и корпус необычной U-образной формы.
Но это только внешние характеристики инструмента, основным же его выразительным средством является ни с чем несравнимый звук – низкий, необычного окраса тембр. Некоторым он напоминает жужжание шмеля, иным – звучание гобоя (особенно если речь идет о верхнем регистре), он яркий и экспрессивный, иногда может показаться даже немного резковатым, насыщен обертонами.
Тот, кто играет на фаготе именуется — Фаготист.
Фагот — в переводе с итал. «связка дров». Именно такие ассоциации вызывал он у итальянцев в разложенном виде — достаточно молодой инструмент, в отличии от других деревянных духовых, история возникновения которых давно канула в лета.
Был изобретен итальянцами в XVI в. и носил название «дульциан», что в переводе означает «нежный», «сладкозвучный». Личность изобретателя остается неизвестной.
Его непосредственным предшественником считается «бомбарда» — старинный крупногабаритный деревянный духовой инструмент.
В отличии от него, фагот, для удобства транспортировки, разделили на несколько частей.
Изначально инструмент имел только 3 клапана, в последующие же эпохи, механика фагота постепенно совершенствовалась, вплоть до его современного вида.
Изготавливают инструмент в основном из клена.
Сравнив различия того как выглядит фагот относительно музыкальных инструментов духовой группы, можно сказать что его конструкция достаточно сложна. Корпус представляет собой длинную около 2,5 м полую трубку полого-конической формы и состоит из четырех частей: нижнего U-образного колена называемого еще «сапогом», «флигеля» – малого колена, а также большого колена и раструба.
Эска – тонкая, длинная и изогнутая в форме буквы S металлическая трубка, соединяющая звукообразовательную двойную трость с корпусом инструмента.
Механика – система клапанов. Современный фагот имеет около 25-30 отверстий, с помощью которых меняется высота воспроизводимого звука, они покрываются системой мельхиоровых клапанов, и только 5-6 – непосредственно пальцами.
Относится к подгруппе «двуязычковых» инструментов, имеющих двойную трость. К ним также принадлежат гобой, дудук и т.д./p>
В настоящее время распространены виды фагота двух систем: французской и немецкой — отличаются механикой клапанов.
Существуют две разновидности фаготов – непосредственно классический инструмент и контрафагот — имеющий дополнительную октаву в нижнем регистре.
В былые времена были популярными следующие разновидности дульцианов:
Данные разновидности отличаются высоким строем и были распространены в XVI-XVII вв.
Играть на данном, крупногабаритном инструменте достаточно сложно – нужен большой запас дыхания. Его репертуар состоит из быстрых произведений требующих от исполнителя высокого уровня мастерства и виртуозности.
Диапазон захватывает от «си бемоля» контроктавы, до «фа» второй октавы, можно сыграть и более высокие звуки, но их тембр будет уже не таким красивым.
Ноты для фагота пишут в басовом и теноровом ключах, очень редко в скрипичном.
Эффектно звучат на инструменте острое стаккато, различные пассажи, арпеджио и скачки на большие интервалы, двойное стаккато, фруллато, глиссандо и прочие технические приемы.
Нельзя сказать, что фагот всегда занимал какое-то важное место среди оркестровых инструментов — поначалу он исполнял всего лишь функцию усиления и поддержки басовой партии.
Начиная с XVII в., для него стали писать сольные и ансамблевые произведения, а в XVIII в. — обновленный фагот получил широкое распространение и вошел в состав оперных оркестров.
Репертуар «дульцианов» состоит из творчества таких композиторов, как Кайзер, Шпеер, Люлли, Телеман, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Вебер, Россини, Сен-санс, Глинка, Чайковский и другие — все они считали фагот ярким в мелодическом и техническом планах инструментом.
Это достаточно редкий инструмент, что во многом зависит от сложности игры на нем. Отличается яркой эффектной «внешностью», и таким же звучанием — именно поэтому без него не обходится ни один симфонический, а зачастую и духовой оркестр.