Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Живой памятник. Как Александр Грин создал повесть «Алые Паруса

Живой памятник. Как Александр Грин создал повесть «Алые Паруса

33
Александр Степанович Гр
ин: «Алые паруса»

Александр Степанович Грин
Алые паруса

Аннотация

Александр Грин создал в своих п
роизведениях свой особенный мир. В этом мире веет ветер дальних странств
ий, его населяют добрые, смелые, веселые люди. А в залитых солнцем гаванях
с романтическими названиями Ч Лисс, Зурбаган, Гель-Гью Ч прекрасные де
вушки поджидают своих женихов. В этот мир Ч чуть приподнятый над нашим, о
дновременно фантастический и реальный, мы и приглашаем читателей.

Александр Степанович Грин

Алые паруса

I. ПРЕДСКАЗАНИЕ

Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он п
рослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родн
ой матери, должен был, наконец, покинуть службу.
Это произошло так. В одно из его редких возвращений домой, он не увидел, ка
к всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками,
а затем бегущую навстречу до потери дыхания. Вместо нее, у детской кроват
ки Ч нового предмета в маленьком доме Лонгрена Ч стояла взволнованная
соседка.
Ч Три месяца я ходила за нею, старик, Ч сказала она, Ч посмотри на свою д
очь.
Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредот
оченно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крути
ть ус. Ус был мокрый, как от дождя.
Ч Когда умерла Мери? Ч спросил он.
Женщина рассказала печальную историю, перебивая рассказ умильным гуль
канием девочке и уверениями, что Мери в раю. Когда Лонгрен узнал подробно
сти, рай показался ему немного светлее дровяного сарая, и он подумал, что о
гонь простой лампы Ч будь теперь они все вместе, втроем Ч был бы для ушед
шей в неведомую страну женщины незаменимой отрадой.
Месяца три назад хозяйственные дела молодой матери были совсем плохи. Из
денег, оставленных Лонгреном, добрая половина ушла на лечение после тру
дных родов, на заботы о здоровье новорожденной; наконец, потеря небольшо
й, но необходимой для жизни суммы заставила Мери попросить в долг денег у
Меннерса. Меннерс держал трактир, лавку и считался состоятельным челове
ком.
Мери пошла к нему в шесть часов вечера. Около семи рассказчица встретила
ее на дороге к Лиссу. Заплаканная и расстроенная Мери сказала, что идет в г
ород заложить обручальное кольцо. Она прибавила, что Меннерс соглашался
дать денег, но требовал за это любви. Мери ничего не добилась.
Ч У нас в доме нет даже крошки съестного, Ч сказала она соседке. Ч Я схо
жу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа.
В этот вечер была холодная, ветреная погода; рассказчица напрасно уговар
ивала молодую женщину не ходить в Лисе к ночи. «Ты промокнешь, Мери, накрап
ывает дождь, а ветер, того и гляди, принесет ливень».
Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех час
ов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы. «Довольно
мне колоть вам глаза, Ч сказала она, Ч и так уж нет почти ни одной семьи, г
де я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки. Заложу колечко, и кончено». Она с
ходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду; непогода и вечер
няя изморось сразила ее двухсторонним воспалением легких, как сказал го
родской врач, вызванный добросердной рассказчицей. Через неделю на двус
пальной кровати Лонгрена осталось пустое место, а соседка переселилась
в его дом нянчить и кормить девочку. Ей, одинокой вдове, это было не трудно.
К тому же, Ч прибавила она, Ч без такого несмышленыша скучно.
Лонгрен поехал в город, взял расчет, простился с товарищами и стал растит
ь маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у
матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, за
нося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет с
ам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувстви
е, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любов
ь и воспоминания на маленьком существе.
Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег
. Он стал работать. Скоро в городских магазинах появились его игрушки Ч и
скусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпа
лубных парусников, крейсеров, пароходов Ч словом, того, что он близко зна
л, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизн
и и живописный труд плаваний. Этим способом Лонгрен добывал столько, что
бы жить в рамках умеренной экономии. Малообщительный по натуре, он, после
смерти жены, стал еще замкнутее и нелюдимее. По праздникам его иногда вид
ели в трактире, но он никогда не присаживался, а торопливо выпивал за стой
кой стакан водки и уходил, коротко бросая по сторонам «да», «нет», «здравс
твуйте», «прощай», «помаленьку» Ч на все обращения и кивки соседей. Гост
ей он не выносил, тихо спроваживая их не силой, но такими намеками и вымышл
енными обстоятельствами, что посетителю не оставалось ничего иного, как
выдумать причину, не позволяющую сидеть дольше.
Сам он тоже не посещал никого; таким образом меж ним и земляками легло хол
одное отчуждение, и будь работа Лонгрена Ч игрушки Ч менее независима
от дел деревни, ему пришлось бы ощутительнее испытать на себе последстви
я таких отношений. Товары и съестные припасы он закупал в городе Ч Менне
рс не мог бы похвастаться даже коробкой спичек, купленной у него Лонгрен
ом. Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойст
венное мужчине сложное искусство ращения девочки.
Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посма
тривая на ее нервное, доброе личико, когда, сидя у него на коленях, она труд
илась над тайной застегнутого жилета или забавно напевала матросские п
есни Ч дикие ревостишия. В передаче детским голосом и не везде с буквой «
р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенног
о голубой ленточкой. В это время произошло событие, тень которого, павшая
на отца, укрыла и дочь.
Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. Недели на три припа
л к холодной земле резкий береговой норд.
Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке длинный
ряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб. Никто не отваживалс
я заняться промыслом в такую погоду. На единственной улице деревушки ред
ко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийс
я с береговых холмов в пустоту горизонта, делал «открытый воздух» сурово
й пыткой. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым
крышам.
Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще
, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воз
душного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам с
вай, где, на самом конце этого дощатого мола, подолгу курил раздуваемую ве
тром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, ел
е поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому го
ризонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых сущес
тв, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. Стон
ы и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая стр
уя ветра, полосующего окрестность, Ч так силен был его ровный пробег, Ч
давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, котор
ая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну.
В один из таких дней двенадцатилетний сын Меннерса, Хин, заметив, что отцо
вская лодка бьется под мостками о сваи, ломая борта, пошел и сказал об этом
отцу. Шторм начался недавно; Меннерс забыл вывести лодку на песок. Он неме
дленно отправился к воде, где увидел на конце мола, спиной к нему стоявшег
о, куря, Лонгрена. На берегу, кроме их двух, никого более не было. Меннерс про
шел по мосткам до середины, спустился в бешено-плещущую воду и отвязал шк
от; стоя в лодке, он стал пробираться к берегу, хватаясь руками за сваи. Вес
ла он не взял, и в тот момент, когда, пошатнувшись, упустил схватиться за оч
ередную сваю, сильный удар ветра швырнул нос лодки от мостков в сторону о
кеана. Теперь даже всей длиной тела Меннерс не мог бы достичь самой ближа
йшей сваи. Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор. Созн
ав положение, Меннерс хотел броситься в воду, чтобы плыть к берегу, но реше
ние его запоздало, так как лодка вертелась уже недалеко от конца мола, где
значительная глубина воды и ярость валов обещали верную смерть. Меж Лонг
реном и Меннерсом, увлекаемым в штормовую даль, было не больше десяти саж
ен еще спасительного расстояния, так как на мостках под рукой у Лонгрена
висел сверток каната с вплетенным в один его конец грузом. Канат этот вис
ел на случай причала в бурную погоду и бросался с мостков.
Ч Лонгрен! Ч закричал смертельно перепуганный Меннерс. Ч Что же ты ст
ал, как пень? Видишь, меня уносит; брось причал!
Лонгрен молчал, спокойно смотря на метавшегося в лодке Меннерса, только
его трубка задымила сильнее, и он, помедлив, вынул ее из рта, чтобы лучше ви
деть происходящее.
Ч Лонгрен! Ч взывал Меннерс. Ч Ты ведь слышишь меня, я погибаю, спаси!
Но Лонгрен не сказал ему ни одного слова; казалось, он не слышал отчаянног
о вопля. Пока не отнесло лодку так далеко, что еле долетали слова-крики Ме
ннерса, он не переступил даже с ноги на ногу. Меннерс рыдал от ужаса, закли
нал матроса бежать к рыбакам, позвать помощь, обещал деньги, угрожал и сып
ал проклятиями, но Лонгрен только подошел ближе к самому краю мола, чтобы
не сразу потерять из вида метания и скачки лодки. «Лонгрен, Ч донеслось к
нему глухо, как с крыши Ч сидящему внутри дома, Ч спаси!» Тогда, набрав во
здуха и глубоко вздохнув, чтобы не потерялось в ветре ни одного слова, Лон
грен крикнул: Ч Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннер
с, и не забудь!
Тогда крики умолкли, и Лонгрен пошел домой. Ассоль, проснувшись, увидела, ч
то отец сидит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости. Услышав гол
ос девочки, звавшей его, он подошел к ней, крепко поцеловал и прикрыл сбивш
имся одеялом.
Ч Спи, милая, Ч сказал он, Ч до утра еще далеко.
Ч Что ты делаешь?
Ч Черную игрушку я сделал, Ассоль, Ч спи!
На другой день только и разговоров было у жителей Каперны, что о пропавше
м Меннерсе, а на шестой день привезли его самого, умирающего и злобного. Ег
о рассказ быстро облетел окрестные деревушки. До вечера носило Меннерса
; разбитый сотрясениями о борта и дно лодки, за время страшной борьбы с сви
репостью волн, грозивших, не уставая, выбросить в море обезумевшего лаво
чника, он был подобран пароходом «Лукреция», шедшим в Кассет. Простуда и п
отрясение ужаса прикончили дни Меннерса. Он прожил немного менее сорока
восьми часов, призывая на Лонгрена все бедствия, возможные на земле и в во
ображении. Рассказ Меннерса, как матрос следил за его гибелью, отказав в п
омощи, красноречивый тем более, что умирающий дышал с трудом и стонал, пор
азил жителей Каперны. Не говоря уже о том, что редкий из них способен был п
омнить оскорбление и более тяжкое, чем перенесенное Лонгреном, и гореват
ь так сильно, как горевал он до конца жизни о Мери, Ч им было отвратительн
о, непонятно, поражало их, что Лонгрен молчал. Молча, до своих последних сл
ов, посланных вдогонку Меннерсу, Лонгрен стоял; стоял неподвижно, строго
и тихо, как судья, выказав глубокое презрение к Меннерсу Ч большее, чем не
нависть, было в его молчании, и это все чувствовали. Если бы он кричал, выра
жая жестами или суетливостью злорадства, или еще чем иным свое торжество
при виде отчаяния Меннерса, рыбаки поняли бы его, но он поступил иначе, че
м поступали они Ч поступил внушительно, непонятно и этим поставил себя
выше других, словом, сделал то, чего не прощают. Никто более не кланялся ем
у, не протягивал руки, не бросал узнающего, здоровающегося взгляда. Совер
шенно навсегда остался он в стороне от деревенских дел; мальчишки, завид
ев его, кричали вдогонку: «Лонгрен утопил Меннерса!». Он не обращал на это
внимания. Так же, казалось, он не замечал и того, что в трактире или на берег
у, среди лодок, рыбаки умолкали в его присутствии, отходя в сторону, как от
зачумленного. Случай с Меннерсом закрепил ранее неполное отчуждение. Ст
ав полным, оно вызвало прочную взаимную ненависть, тень которой пала и на
Ассоль.
Девочка росла без подруг. Два-три десятка детей ее возраста, живших в Капе
рне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом, основой котор
ого служил непоколебимый авторитет матери и отца, переимчивые, как все д
ети в мире, вычеркнули раз Ч навсегда маленькую Ассоль из сферы своего п
окровительства и внимания. Совершилось это, разумеется, постепенно, путе
м внушения и окриков взрослых приобрело характер страшного запрета, а за
тем, усиленное пересудами и кривотолками, разрослось в детских умах стра
хом к дому матроса.
К тому же замкнутый образ жизни Лонгрена освободил теперь истерический
язык сплетни; про матроса говаривали, что он где-то кого-то убил, оттого, мо
л, его больше не берут служить на суда, а сам он мрачен и нелюдим, потому что
«терзается угрызениями преступной совести». Играя, дети гнали Ассоль, ес
ли она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили тем, что будто отец ее
ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги. Одна за другой, на
ивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, цара
пинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала, нако
нец, оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: Ч «Скажи, почему нас
не любят?» Ч «Э, Ассоль, Ч говорил Лонгрен, Ч разве они умеют любить? Над
о уметь любить, а этого-то они не могут». Ч «Как это Ч уметь?» Ч «А вот так!
» Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от
нежного удовольствия.
Любимым развлечением Ассоль было по вечерам или в праздник, когда отец, о
тставив банки с клейстером, инструменты и неоконченную работу, садился,
сняв передник, отдохнуть, с трубкой в зубах, Ч забраться к нему на колени
и, вертясь в бережном кольце отцовской руки, трогать различные части игр
ушек, расспрашивая об их назначении. Так начиналась своеобразная фантас
тическая лекция о жизни и людях Ч лекция, в которой, благодаря прежнему о
бразу жизни Лонгрена, случайностям, случаю вообще, Ч диковинным, порази
тельным и необыкновенным событиям отводилось главное место.

Это ознакомительный отрывок книги. Данная книга защищена авторским правом. Для получения полной версии книги обратитесь к нашему партнеру - распространителю легального контента "ЛитРес".

возвращается домой, где ожидают печальные новости. Жена умерла, оставив маленькую дочь. Женщина истратила свои сбережения на восстановление после родов. В надежде добыть денег она отправилась к Меннерсу (состоятельному трактирщику), заложить обручальное кольцо. Но тот потребовал за деньги от женщины любви, а ничего не добившись, не дал в долг. Лонгрен взял расчет и посвятил себя маленькой дочери Ассоль .

Мужчина делал игрушки, чтобы как-то зарабатывать на жизнь. Когда исполнилось ребенку 5 лет, на лице моряка стала появляться улыбка. Лонгрен любил бродить по побережью, вглядываться в бушующее море. В один из таких дней начался шторм, лодка Меннерса оказалась не вытащенной на берег. Торговец решил пригнать лодку, но сильный ветер понес его в океан. Лонгрен молча курил и наблюдал за происходящим, под руками был канат, можно было помочь, но моряк смотрел, как уносят волны ненавистного ему человека. Свой поступок он назвал черной игрушкой.

Лавочника привезли через 6 дней. Жители ждали от Лонгрена раскаяния, криков, но мужчина остался спокойным, он поставил себя выше сплетников и крикунов. Моряк отошел в сторону, стал вести жизнь отчужденно и обособленно. Отношение к нему перешло на дочь. Она росла без подруг, общаясь с отцом и вымышленными друзьями. Девочка забиралась к отцу на колени и играла частями приготовленных к склеиванию игрушек. Лонгрен научил девочку читать и писать, отпускал ее в город.

Однажды девчонка, остановившись на отдых, решила поиграть игрушками на продажу. Она вытащила яхту с алыми парусами. Ассоль отпустила кораблик в ручей, и он понесся быстро, как настоящий парусник. Девочка бежала за алыми парусами, углубляясь далеко в лес.

В лесу Асоль встретила незнакомца. Это был собиратель песен и сказок Эгль. Его необычный внешний вид напоминал волшебника. Он заговорил с девочкой, рассказал ей удивительную историю ее судьбы. Он предсказал, что когда Ассоль станет большой, за ней придет корабль с алыми парусами и красивым принцем. Он увезет ее далеко в блистательную страну счастья и любви.

Ассоль вернулась окрыленная домой и пересказала историю отцу. Лонгрен не стал опровергать предсказания Эгля. Он надеялся, что девочка подрастет и забудет. Историю услышал нищий, он передал ее в трактире уже на свой лад. Жители таверны стали издеваться над девчонкой, дразнить парусами и заморским принцем.

Глава 2. Грэй

Грэй родился в душе отважным капитаном. Он изучил замок, в котором рос. Представлял его огромным кораблем. Мальчик восхищенно смотрел на море, изображенное на картине. Оно завораживало его. С 8 лет стало понятно, что ребенок воспринимает мир по-особенному. Он не мог смотреть на окровавленные руки Христа. Он замазал гвозди голубой краской. Мальчик дружил со всеми жильцами дома, не гнушался прислуги, поэтому рос общительным и разносторонним. Страх вызывала у ребенка кухня. Грэй переживал за кухарку Бетси, чтобы помочь ей, он разбил копилку, от имени предводителя шайки разбойников, Робина Гуда, предложил девушки деньги.

Мать, знатная дама, потакала сыну. Он мог делать все, что хотел. Отец уступил желаниям жены. Когда юноше исполнилось 15 лет, Артур сбежал из дома на шхуне «Ансельм». Он стремился стать «дьявольским» моряком. Капитан «Ансельма» надеялся на быстрое завершение путешествия мальчика из богатой семьи, но Грэй шел к своей цели. Капитан решил сделать из юноши настоящего моряка. Уроков было много, но все они только закаляли Грэя.

В 20 лет он навестил родительский замок уже совсем другим человеком, но душа осталась прежней. Из дома он вернулся с деньгами, объявил, что будет плавать отдельно. Его корабль – галиот «Секрет». Через 4 года судьба привела юношу в Лисе, но домой к матери он возвращался уже чаще.

Глава 3. Рассвет

Корабль «Секрет» встал на рейд. Капитана одолела тоска, причину которой он не понимал. Юноше казалось, что кто-то зовет его, но он не понимал куда. Никакие занятия не отвлекали от тоски, он позвал Летики и отправился на шлюпке в море, затем на берег.

Моряк увлекся рыбалкой, а капитан полежал у костра, поразмышлял о жизни, затем задремал. Очнувшись от дремы, он вышел из чащи и отправился на холм. На открытой поляне он увидел спящую Ассоль. Опасная находка была настолько красива, что Грэй стал тихо рассматривать ее. Для Грэя это была картина без объяснений. Юноша снял с руки старинное кольцо и надел его на палец девушки.

К капитану подошел Летика. Он хвастался уловом. Капитан увел матроса подальше от находки, чтобы не нарушить сон красавицы. Они отправились не к шлюпке, а е ближайшим домам. Это был дом Меннерса. Грэй расспросил хозяина о девушке, тот ответил, что она полоумная. Юноша спокойно среагировал на этот факт, спросил, почему торговец так считает. Тот рассказал историю девушки, но она звучала как сплетня, грубая и плоская. «Зовут ее Ассоль Корабельная», - завершил рассказ Меннерс. В это время Грэй поднял глаза и увидел проходящую мимо таверны Ассоль. Меннерс хотел еще наговорить грязи на Лонгрена, но его прервал корзинщик – угольщик. Он, не боясь торговца, сказал, что тот все врет. Ассоль, по его словам, разговаривает только с добрыми людьми, в число которых не входит Хин Меннерс. Торговец обиделся, Грэй оставил Летику слушать и смотреть. Капитан, окрыленный любовью, отправился к гавани.

Глава 4. Накануне

Прошло 7 лет с того времени, как Эгль рассказал сказку о будущем Ассоль. Девушка как обычно несла игрушки в лавку. Торговец показал счетную книгу, где увеличивался долг. Он отказался от поделок, объяснив, что в моду вошел заграничный товар. Самоделки никого не интересуют. Ассоль пришла домой и рассказала все отцу. Он слушал сердито, как будто представлял, что происходило в игрушечной лавке. Лонгрен не хотел оставлять дочь надолго, но понимал, что им не прожить по-другому. Дочь успокаивала отца, говоря, что любит его, и они сидели рядом вместе на одном табурете. Ассоль рассматривала остатки продуктов и понимала, что их не хватит до конца недели. Она села шить юбку из старой ткани и заглянула в зеркало. Ассоль соединяла в себе двух девушек: одна мастерила игрушки, любимая дочь отца, другая верила в чудеса и сказки. Вторая видела в простых предметах и явлениях природы волшебство.

Ассоль любит читать, верит в мечту. Она ходит на берег моря и всматривается вдаль, ожидая обещанные волшебником из детства паруса. Внешне девчонка стройная и невысокая. Взгляд серьезный и умный, лицо милое и оригинальное. Автор характеризует ее одним словом – очарование. Отношение жителей Каперны было понятно. В поселке популярностью пользовались плотные и тяжелые женщины базарного типа.

Отец уходил в море, девушка не боялась за него, уверенная, что ничего плохого с ним не может произойти. В этот вечер девушка не могла заснуть, но она умела сама вызвать сон. Любимый ночной сюжет – песни, тайны, цветение деревьев и сверкание воды. Утренняя звезда разбудила Ассоль, она встала, пошла прогуляться по лугу. В лесу она была с добрыми друзьями счастливой и радостной. Добежав до холма у моря, девушка остановилась и стала вглядываться вдаль. Она легла на траву и уснула безмятежным сном. Когда очнулась, на руке блеснуло лучистое кольцо Грэя. Ассоль покричала, спрашивая, кто пошутил, но никто не отзывался в ответ. Кольцо сразу стало своим. Она сняла его с пальца, попыталась заглянуть внутрь, затем спрятала за лиф. Лицо девушки засияло от радости и восторга. Она поднялась и пошла домой. Это было утро летнего дня, когда два человека нашли друг друга.

Глава 5. Боевые приготовления

Помощник капитана заметил необычное состояние Грэя. Он приказал передать поручения людям на корабле, а сам отправился в город. Грэй в голове сложил четкий план. Он посетил три торговые лавки, выбирая ткань для парусов. Его волновали детали и цвет. Когда он нашел нужную ему материю, восторг заиграл на лице. Оттенок ткани – алая утренняя струя, гордая и царственная. Затем капитан встретил знакомого музыканта. Он предложил заработать, нужно было найти друзей, которые играли бы так, чтобы слушающий их плакал.

Грэй плавал с одним составом команды, они были все как одна семья. Перевозил «Секрет» товар, который отвечал интересам капитана. Грэй, не объясняя ничего, просто сказал, что будут меняться паруса, и только после этого они выйдут в море. Музыканты заняли свои места на корабле. Пантен решил, что изменения касаются контрабанды, которую решил перевозить капитан. Грэй не стал сердиться, но отмел догадку друга. Он сказал, что Пантен ошибается, отослал его спать и остался один среди своих мыслей.

Глава 6. Ассоль остается одна

Лонгрен бесцельно бродил под парусом по морю. Ему становилось легче в таком блуждании. Он мог думать и восстанавливать свои душевные силы, которых так не хватало мужчине на берегу. Лонгрен возвращался мыслями к любимой, забота о дочери переполняла сердце. Две милые сердцу женщины стояли перед глазами. Вернувшись домой, он не застал девушки дома. Ассоль вошла в дом изменившаяся внешне, она излучала что-то непонятное, отец засомневался, не больна ли дочь. Девушка была так увлечена собственными мыслями, что удивила отца весельем, которое ей было несвойственно.

Лонгрен сказал девушке, что решил поступить на почтовый пароход. Отец видел изменения и решил уточнить причину радости. Дочь, чтобы успокоить его, стала спокойной и серьезной. Она собрала ему мешок, выслушала советы. Проводив отца, Ассоль попыталась позаниматься привычными делами, но не смогла. Она решила пойти в Лиссе. Девушка радовалась полету птицы, брызгам фонтана. Навстречу ей попался угольщик Филипп. Ассоль призналась ему в любви и сказала, что скоро уедет. Угольщик изумился, девушка взяла его руку и попрощалась с добрым человеком так, как только она умела это делать. Девушка сказала, что она не знает, куда уедет, но чувствует это.

Глава 7. Алый Секрет

Грэй боялся мели и сам стоял у штурвала. Алые паруса рдели над морем. Капитан объяснил своей команде цель преображения корабля. Он хочет выполнить то прекрасное несбыточное, которое живет в душе девушки, полюбившейся ему. Грэй рвался к цели. О любви стали говорить по всему кораблю: от салона до трюма. «Секрет» направился к желанному берегу.

Мечтательница в это время сидела над книгой, читала и рассматривала жучка, ползущего по страницам. Жучок застыл на слове «смотри», девушка перевела взгляд на море, где увидела такое желанное видение: белый корабль с алыми парусами. Издалека доносилась музыка. Ассоль, не помня себя, неслась навстречу «Секрету». Когда корабль скрывался за мысом или другой преградой, девушка останавливалась, затем продолжала свой бег.

Каперна переживала шок. Волнение охватило всех жителей. Алые паруса для них были издевательствами, усмешками, вымыслом больного воображения. Сейчас они становились реальностью. Чем ближе подходили к берегу паруса, тем быстрее собиралась на берегу кричащая толпа. Часть жителей злилась, другая тревожилась. Злоба, испуг, нервная дрожь, змеиное шипение – состояние стоявших в толпе людей. Все смолкло, когда к ним приблизилась девушка. От корабля отошла лодка, в ней стоял тот, кого Ассоль ждала с детства. Грэй спросил девушку, узнала ли она его. Счастье светилось во всем облике Ассоль. Она даже не заметила, как оказалась в каюте. Первый вопрос Ассоль об отце. Она спросила, возьмет ли юноша ее отца Лонгрена. Он ответил положительно. На корабле начался веселый праздник. Ассоль назвали лучшим грузом «Секрета». Когда корабль был уже далеко от Каперны, на нем звучала волшебная музыка счастья.

На этом и заканчивается краткий пересказ повести-феерии «Алые Паруса», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!

«Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству» (Константин Паустовский).

Жанр этого замечательного произведения А. Грина определяют по-разному: повесть-феерия (так определи его сам автор), поэма. Но по существу это сказка, выдуманная писателем трогательная история с хорошим концом. Но сказка эта гораздо глубже «бродячего сюжета» о Золушке, которую нашёл принц и сделал её счастливой, хотя этот сюжет присутствует здесь. Главная же мысль книги в том, что чудеса можно делать самим, собственными руками. И тогда все вокруг тебя будут счастливы.

Петроград 1920 года. Холодно, одиноко. Измученный, голодный, бездомный Грин только переболел сыпным тифом. Каждую ночь он искал ночлега у случайных знакомых и кормился подачками. Тогда ему помог Максим Горький: он дал ему работу и обеспечил комнатой, где стоял стол – за ним можно было спокойно писать. Судьбы этих писателей похожи: та же перемена мест, профессий в поисках заработка, бесприютность, революционная работа, тюрьма, ссылка.
Сам писатель говорил об этом времени так:

Убогий день, как пепел серый,
Над холодеющей Невой
Несет изведанною мерой
Напиток чаши роковой.

Именно в это тяжёлое время Грин создаёт своё самое светлое произведение – феерию «Алые паруса», которая утверждает силу человеческого духа, которая насквозь, как утренним солнцем, просвечена любовью к жизни и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
Тот, кто прочитает биографию Грина до прочтения «Алых парусов», будет поражён несоответствием: непонятно, «как этот угрюмый человек, не запятнав, пронёс через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку» (К. Паустовский).
Тот, кто вначале прочитает «Алые паруса», а затем познакомится с биографией автора, будет удивлён не меньше именно этим несоответствием.

Из биографии Александра Грина

Константин Паустовский писал, что «жизнь Грина – беспощадный приговор несовершенству человеческих отношений. Окружающее было страшным, жизнь – невыносимой. С самого детства у него была отнята любовь к действительности. Грин выжил, но недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от неё, считая, что лучше жить в вымышленной действительности, чем «дрянью и мусором» каждого дня».
Настоящее его имя – Александр Степанович Гриневский.

Детство

Он родился 23 августа 1880 г. в семье участника польского восстания 1863 г., сосланного в Вятку (ныне город Киров), работавшего счетоводом в больнице, спившегося и умершего в нищете, и русской медсестры Анны Степановны Лепковой. Саша был долгожданным первенцем, которого в младенчестве даже баловали.
Но когда мальчику было 14 лет, от туберкулеза умерла его мать, а отец спустя всего 4 месяца женился во второй раз. Вскоре родился ребёнок. Жизнь, и до этого бывшая очень тяжёлой, сейчас стала невыносимо сложной. Потерявшему в отрочестве мать Грину всегда не хватало женской, материнской любви и ласки, и эта смерть сильно повлияла на его характер. Отношения с мачехой у Саши не складывались. Он часто ссорился с ней, сочинял саркастические стихи. Его беспощадно били. Отец, разрываясь между сыном-подростком и новой женой, вынужден был «удалить его от себя» и стал снимать мальчику отдельную комнату. Так у Александра началась самостоятельная жизнь. «Я рос без всякого воспитания», – писал он в своей автобиографии.
Характер у Саши был очень непростой. Ни с домашними, ни с учителями, ни с одноклассниками отношения у него не складывались. Ребята недолюбливали Гриневского и даже придумали ему прозвище «Грин-блин», первая часть которого позже стала псевдонимом писателя.

Вятское реальное училище

Его исключили из реального училища за невинные стихи об одном из учителей, отец жестоко избил его и пытался устроить в гимназию, но мальчик получил уже «волчий билет», и его никуда не принимали.
Он стал самостоятельно зарабатывать: переписывал роли для актёров провинциального театра, клеил бумажные фонари для праздничной иллюминации в городе – всё это были копеечные заработки.
Но это была внешняя жизнь. О внутренней его жизни никто не догадывался. А между тем, мальчик уже с 8 лет начал думать о морских путешествиях. Откуда это в нём, никогда не видевшем море, – неизвестно. Жажду путешествия он сохранил до самой смерти.
С малых лет Грин обладал очень точным воображением. Но он принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни. Он всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье. Но это самое счастье всегда почему-то обходило его стороной.
Однажды среди унылой и однообразной вятской жизни Грин увидел на речной пристани двух штурманских учеников в белой матросской форме. «Я остановился, испытывая восторг и тоску», – вспоминал писатель. Мечты о морской службе овладели им с новой силой.
Семье Грин уже давно был в тягость, поэтому отец быстро попрощался со своим угрюмым сыном, давно уже не знавшим ни отцовской ласки, ни любви.

Встреча с морем

И вот он в Одессе. Здесь произошла первая встреча Грина с морем. Мечта была достигнута, но счастье оставалось столь же недоступным, как и раньше, жизнь всё ещё оставалась повёрнутой к Грину своей изнанкой: он долго не мог найти работы, матросом на корабль его не брали из-за его худощавого сложения. Однажды ему «повезло»: его взяли в плавание, но скоро высадили на берег – он не мог платить за продовольствие.
В другой раз хозяин шхуны вышвырнул его на берег, не заплатив денег. Были ещё попытки найти работу, но все они оканчивались безрезультатно. Пришлось вернуться в Вятку – опять начиналась проклятая вятская жизнь.
Потом были годы бесплодных поисков какого-нибудь места в жизни: Грин работал банщиком, писцом в канцелярии, писа́л в трактирах для неграмотных прошения в суд...
Снова уехал к морю – в Баку. Там забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес, гасил пожары на нефтяных вышках... Умирал от малярии. Преждевременная старость от бакинской жизни остались у Грина навсегда.
Затем был Урал, золотые прииски, сплав леса. Потом служба в пехотном полку в Пензе. Здесь он познакомился с эсерами и вступил в их партию. Началась революционная деятельность. В 1903 г. Грин был арестован в Севастополе за эту деятельность и просидел в тюрьме до 1905 г. Именно в тюрьме Грин начал писать.

Начало творчества

С чужим паспортом он приехал в Петербург и здесь впервые был напечатан его рассказ. Грина начали печатать, и годы унижений и голода очень медленно стали уходить в прошлое.
Вскоре он повёз отцу в Вятку свою первую книгу. Ему хотелось порадовать старика, уже смирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга. Отец Грину не поверил, пока тот не показал ему различные договоры с издательствами. Эта встреча отца с сыном была последней.
Революцию 1917 г. он встретил с радостью. В 1920 г. его призвали в Красную Армию, он служил под Псковом и там тяжело заболел сыпным тифом. Его перевезли в Петроград и положили в Боткинские бараки. Из больницы Грин вышел почти инвалидом. Без крова, полубольной и голодный, с тяжёлыми головокружениями, он бродил целые дни по гранитному городу в поисках пищи и тепла. Было время очередей, пайков, чёрствого хлеба и обледенелых квартир. И в это время задумалась в его воображении книга о счастье – «Алые паруса»,
Спасителем Грина, как мы уже говорили, стал Максим Горький.
Последние годы писателя прошли в Крыму – в Феодосии и в городе Старый Крым. В этих городах открыты музеи Грина.

В Феодосии музей внутри представляет собой устройство корабля. Боковую сторону дома украшает большое рельефное панно в романтическом стиле - «Бригантина».

Музей А. Грина в Старом Крыму

«Алые паруса»

Жанр своего произведения Грин обозначил как ФЕЕ́РИЯ (в переводе с французского это «фантастическое, волшебное, сказочное зрелище»).
Эту книгу должен прочитать каждый человек, особенно молодой. В ней вы познакомитесь с двумя героями, которые создают счастье своими руками.

Ассоль

Ассоль – главная героиня. Её мать умерла, когда девочке было всего 5 месяцев. Со смертью матери связана одна очень трагическая история, о которой каждый должен прочитать самостоятельно.
Сначала ребёнок был на попечении соседки, «но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе».
Её отец Лонгрен, бывший моряк, всегда был рядом с дочкой и учил её всему, в том числе любви. Любить – это жертвовать своими интересами, собой, ради других.
Девочку недолюбливали остальные дети в их деревне Каперне. Лонгрен, успокаивая Ассоль, обиженную детьми, говорил: «Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут».

Грэй

В это же время совсем в другом городе подрастал Грэй. Его детство было совсем не таким, как детство Ассоль – он рос в огромном старинном особняке, обожаемый родителями.
Уже в раннем детстве он проявил себя настоящим мужчиной с твёрдыми убеждениями.
Однажды служанка Бетси обварила руку горячим бульоном. Грэй, видя страдания девушки, хотел посочувствовать ей и спросил:
- Очень ли тебе больно?
- Попробуй, так узнаешь, – ответила она.
Мальчик вскарабкался на табурет, зачерпнул длинной ложкой горячей жидкости и плеснул на сгиб кисти. Бледный, как мука, Грэй подошел к Бетси, заложив горящую руку в карман штанишек.
- Мне кажется, что тебе очень больно, - сказал он, умалчивая о своем опыте. – Пойдем, Бетси, к врачу! Так он «пережил чужое страдание».
Позже он разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда».
В его доме висела картина с распятием Христа. Однажды Грэй взял краску и кисть, влез на лестницу и замазал на картине гвозди, которыми был прибит Христос. Когда его спросили, зачем он это сделал, Грэй ответил: «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу».
Грэй хотел стать капитаном дальнего плавания и стал им.
Вы понимаете, конечно, что Ассоль и Грэй должны были встретиться.

Встреча

Ассоль выросла очень нежной, любящей жизнь, природу и животных девушкой. По своему душевному устройству она очень отличалась от грубых и приземлённых жителей Каперны. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.

Однажды она возвращалась из города, куда носила сделанные отцом парусники для продажи, и ей встретился бродячий сказочник Эгль. Он сразу понял, что Ассоль необыкновенная девушка и сказал: «Не знаю, сколько пройдет лет, - только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там.

Кадр из кинофильма «Алые паруса»

Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка.
- Зачем вы приехали? Кого вы ищете? – спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки.

Кадр из кинофильма «Алые паруса»

Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали.
Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в
блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.
Дома Ассоль рассказала об этой встрече отцу. Их разговор подслушал один нищий и рассказал жителям Каперны. С тех пор её стали ещё больше обижать и считать дурочкой, полоумной.
В это время к берегу Каперны прибыл Грэй. Когда он увидел Ассоль, сердце его дрогнуло. Он стал расспрашивать жителей о ней. Ему дали эту самую характеристику. Но Грэй не поверил. Однажды он увидел её, уставшей и уснувшей в лесу, и надел на её палец кольцо.
А затем всё произошло точно так, как предсказал Эгль. «Много на свете слов на разных языках и разных наречиях, но всеми ими, даже и отдаленно, не передашь того, что сказали они в день этот друг другу».

Книги Грина, в том числе и «Алые паруса», заставляют поверить в жизнь, в её непредсказуемость и возможность счастья. Нужно уметь верить, любить и никогда не сдаваться даже в самую трудную минуту жизни.

Афоризмы из феерии А. Грина «Алые паруса»

* Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
* Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем.
* Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, – тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно.
* Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии

Кинофильм

В 1961 г. на киностудии «Мосфильм» был снят одноимённый фильм режиссёра Александра Птушко. Главные роли в них сыграли Анастасия Вертинская и Василий Лановой.

Памятник «Алые паруса» в Геленджике (Краснодарский край)

Памятник Ассоль в Геленджике (Краснодарский край)

Страниц: 244
Год издания: 2015
Язык: русский

Описание книги Алые паруса:

Романтическая история расскажет о судьбе девушки. Она лишилась матери будучи еще младенцем. Вся ее жизнь проходит в морской деревушке, где она живет вместе с отцом. Ее семья не была самой любимой в городе. Будучи восьмилетним ребенком Ассоль повстречала дивного старика, напророчившего ей встречу с настоящим принцем на яхте украшенной алыми парусами. Веря в сказку, девочка ожидает своего возлюбленного. Было ли предсказание пророчим или это просто бред сумасшедшего отшельника.

Повесть Александра Грина похожа на настоящую феерию. Любовь и вера в будущее пронизывают каждую строку произведения. Читатель вместе с главными героями переживет всю палитру эмоций. Чрезвычайно нежная повесть для всех книголюбов.

У нас на сайте вы можете читать книгу Алые паруса онлайн полностью бесплатно и без регистрации в электронной библиотеке Enjoybooks, Rubooks, Litmir, Loveread.
Понравилась книга? Оставте отзыв на сайте, делитесь книгой с друзьями в социальных сетях.

Нине Николаевне Грин подносит и посвящает

Глава I
Предсказание

Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига1
Бриг – двухмачтовое парусное судно с прямым парусным вооружением на обеих мачтах.

На котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был наконец покинуть эту службу.

Это произошло так. В одно из его редких возвращений домой он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания. Вместо нее у детской кроватки – нового предмета в маленьком доме Лонгрена – стояла взволнованная соседка.

– Три месяца я ходила за нею, старик, – сказала она, – посмотри на свою дочь.

Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. Ус был мокрый, как от дождя.

– Когда умерла Мери? – спросил он.

Женщина рассказала печальную историю, перебивая рассказ умильным гульканием девочке и уверениями, что Мери в раю. Когда Лонгрен узнал подробности, рай показался ему немного светлее дровяного сарая, и он подумал, что огонь простой лампы – будь теперь они все вместе, втроем – был бы для ушедшей в неведомую страну женщины незаменимой отрадой.

Месяца три назад хозяйственные дела молодой матери были совсем плохи. Из денег, оставленных Лонгреном, добрая половина ушла на лечение после трудных родов, на заботы о здоровье новорожденной; наконец потеря небольшой, но необходимой для жизни суммы заставила Мери попросить в долг денег у Меннерса. Меннерс держал трактир, лавку и считался состоятельным человеком.

Мери пошла к нему в шесть часов вечера. Около семи рассказчица встретила ее на дороге к Лиссу. Заплаканная и расстроенная, Мери сказала, что идет в город заложить обручальное кольцо. Она прибавила, что Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви. Мери ничего не добилась.

«У нас в доме нет даже крошки съестного, – сказала она соседке. – Я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа».

В этот вечер была холодная, ветреная погода; рассказчица напрасно уговаривала молодую женщину не ходить в Лисс к ночи. «Ты промокнешь, Мери, накрапывает дождь, а ветер, того и гляди, принесет ливень».

Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы.

«Довольно мне колоть вам глаза, – сказала она, – и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки. Заложу колечко, и кончено». Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду; непогода и вечерняя изморось сразила ее двухсторонним воспалением легких, как сказал городской врач, вызванный добросердной рассказчицей. Через неделю на двуспальной кровати Лонгрена осталось пустое место, а соседка переселилась в его дом нянчить и кормить девочку. Ей, одинокой вдове, это было не трудно.

– К тому же, – прибавила она, – без такого несмышленыша скучно.

Лонгрен поехал в город, взял расчет, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе.

Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. Он стал работать. Скоро в городских магазинах появились его игрушки – искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов – словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний. Этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии. Малообщительный по натуре, он после смерти жены стал еще замкнутее и нелюдимее. По праздникам его иногда видели в трактире, но он никогда не присаживался, а торопливо выпивал за стойкой стакан водки и уходил, коротко бросая по сторонам: «да», «нет», «здравствуйте», «прощай», «помаленьку» – на все обращения и кивки соседей. Гостей он не выносил, тихо спроваживая их не силой, но такими намеками и вымышленными обстоятельствами, что посетителю не оставалось ничего иного, как выдумать причину, не позволяющую сидеть дольше.

Сам он тоже не посещал никого; таким образом меж ним и земляками легло холодное отчуждение, и будь работа Лонгрена – игрушки – менее независима от дел деревни, ему пришлось бы ощутительнее испытать на себе последствия таких отношений. Товары и съестные припасы он закупал в городе – Меннерс не мог бы похвастаться даже коробком спичек, купленным у него Лонгреном. Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки.



Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико, когда, сидя у него на коленях, она трудилась над тайной застегнутого жилета или забавно напевала матросские песни – дикие ревостишия2
Ревостишия – словообразование А. С. Грина.

Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.

Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке длинный ряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал открытый воздух суровой пыткой. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, где, на самом конце этого дощатого мола, подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, – так силен был его ровный пробег, – давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну.

В один из таких дней двенадцатилетний сын Меннерса, Хин, заметив, что отцовская лодка бьется под мостками о сваи, ломая борта, пошел и сказал об этом отцу. Шторм начался недавно; Меннерс забыл вывести лодку на песок. Он немедленно отправился к воде, где увидел на конце мола, спиной к нему стоявшего, куря, Лонгрена. На берегу, кроме их двух, никого более не было. Меннерс прошел по мосткам до середины, спустился в бешено-плещущую воду и отвязал шкот; стоя в лодке, он стал пробираться к берегу, хватаясь руками за сваи. Весла он не взял, и в тот момент, когда, пошатнувшись, упустил схватиться за очередную сваю, сильный удар ветра швырнул нос лодки от мостков в сторону океана. Теперь даже всей длиной тела Меннерс не мог бы достичь самой ближайшей сваи. Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор. Сознав положение, Меннерс хотел броситься в воду, чтобы плыть к берегу, но решение его запоздало, так как лодка вертелась уже недалеко от конца мола, где значительная глубина воды и ярость валов обещали верную смерть. Меж Лонгреном и Меннерсом, увлекаемым в штормовую даль, было не больше десяти сажен еще спасительного расстояния, так как на мостках под рукой у Лонгрена висел сверток каната с вплетенным в один его конец грузом. Канат этот висел на случай причала в бурную погоду и бросался с мостков.



– Лонгрен! – закричал смертельно перепуганный Меннерс. – Что же ты стал, как пень? Видишь, меня уносит; брось причал!

Лонгрен молчал, спокойно смотря на метавшегося в лодке Меннерса, только его трубка задымила сильнее, и он, помедлив, вынул ее из рта, чтобы лучше видеть происходящее.

– Лонгрен! – взывал Меннерс, – ты ведь слышишь меня, я погибаю, спаси!

Но Лонгрен не сказал ему ни одного слова; казалось, он не слышал отчаянного вопля. Пока не отнесло лодку так далеко, что еле долетали слова-крики Меннерса, он не переступил даже с ноги на ногу. Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса бежать к рыбакам, позвать помощь, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятиями, но Лонгрен только подошел ближе к самому краю мола, чтобы не сразу потерять из вида метания и скачки лодки. «Лонгрен, – донеслось к нему глухо, как с крыши – сидящему внутри дома, – спаси!» Тогда, набрав воздуха и глубоко вздохнув, чтобы не потерялось в ветре ни одного слова, Лонгрен крикнул:

– Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!

Тогда крики умолкли, и Лонгрен пошел домой. Ассоль, проснувшись, увидела, что отец сидит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости. Услышав голос девочки, звавшей его, он подошел к ней, крепко поцеловал и прикрыл сбившимся одеялом.

– Спи, милая, – сказал он, – до утра еще далеко.

– Что ты делаешь?

– Черную игрушку я сделал, Ассоль, – спи!


На другой день только и разговоров было у жителей Каперны, что о пропавшем Меннерсе, а на шестой день привезли его самого, умирающего и злобного. Его рассказ быстро облетел окрестные деревушки. До вечера носило Меннерса; разбитый сотрясениями о борта и дно лодки, за время страшной борьбы с свирепостью волн, грозивших, не уставая, выбросить в море обезумевшего лавочника, он был подобран пароходом «Лукреция», шедшим в Кассет. Простуда и потрясение ужаса прикончили дни Меннерса. Он прожил немного менее сорока восьми часов, призывая на Лонгрена все бедствия, возможные на земле и в воображении. Рассказ Меннерса, как матрос следил за его гибелью, отказав в помощи, красноречивый тем более, что умирающий дышал с трудом и стонал, поразил жителей Каперны. Не говоря уже о том, что редкий из них способен был помнить оскорбление и более тяжкое, чем перенесенное Лонгреном, и горевать так сильно, как горевал он до конца жизни о Мери, – им было отвратительно, непонятно, поражало их, что Лонгрен молчал. Молча, до своих последних слов, посланных вдогонку Меннерсу, Лонгрен стоял ; стоял неподвижно, строго и тихо, как судья , выказав глубокое презрение к Меннерсу – большее, чем ненависть, было в его молчании, и это все чувствовали. Если бы он кричал, выражая жестами или суетливостью злорадства, или еще чем иным свое торжество при виде отчаяния Меннерса, рыбаки поняли бы его, но он поступил иначе, чем поступали они, – поступил внушительно, непонятно и этим поставил себя выше других, словом, сделал то, чего не прощают. Никто более не кланялся ему, не протягивал руки, не бросал узнающего, здоровающегося взгляда. Совершенно навсегда остался он в стороне от деревенских дел; мальчишки, завидев его, кричали вдогонку: «Лонгрен утопил Меннерса!» Он не обращал на это внимания. Так же, казалось, он не замечал и того, что в трактире или на берегу, среди лодок, рыбаки умолкали в его присутствии, отходя в сторону, как от зачумленного. Случай с Меннерсом закрепил ранее неполное отчуждение. Став полным, оно вызвало прочную взаимную ненависть, тень которой пала и на Ассоль.



Девочка росла без подруг. Два-три десятка детей ее возраста, живших в Каперне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом, основой которого служил непоколебимый авторитет матери и отца, переимчивые, как все дети в мире, вычеркнули раз-навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания. Совершилось это, разумеется, постепенно, путем внушения и окриков взрослых приобрело характер страшного запрета, а затем, усиленное пересудами и кривотолками, разрослось в детских умах страхом к дому матроса.

К тому же замкнутый образ жизни Лонгрена освободил теперь истерический язык сплетни; про матроса говаривали, что он где-то кого-то убил, оттого, мол, его больше не берут служить на суда, а сам он мрачен и нелюдим, потому что «терзается угрызениями преступной совести». Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили тем, что будто отец ее ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги. Одна за другой, наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения ; она перестала наконец оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: «Скажи, почему нас не любят?» – «Э, Ассоль, – говорил Лонгрен, – разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». – «Как это – уметь ?» – «А вот так!» Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия. Любимым развлечением Ассоль было по вечерам или в праздник, когда отец, отставив банки с клейстером, инструменты и неоконченную работу, садился, сняв передник, отдохнуть с трубкой в зубах, – забраться к нему на колени и, вертясь в бережном кольце отцовской руки, трогать различные части игрушек, расспрашивая об их назначении. Так начиналась своеобразная фантастическая лекция о жизни и людях – лекция, в которой, благодаря прежнему образу жизни Лонгрена, случайностям, случаю вообще, – диковинным, поразительным и необыкновенным событиям отводилось главное место. Лонгрен, называя девочке имена снастей, парусов, предметов морского обихода, постепенно увлекался, переходя от объяснений к различным эпизодам, в которых играли роль то брашпиль, то рулевое колесо, то мачта или какой-нибудь тип лодки и т. п., а от отдельных иллюстраций этих переходил к широким картинам морских скитаний, вплетая суеверия в действительность, а действительность – в образы своей фантазии. Тут появлялась и тигровая кошка, вестница кораблекрушения, и говорящая летучая рыба, не послушаться приказаний которой значило сбиться с курса, и «Летучий голландец»3
Летучий Голландец – в морских преданиях – корабль-призрак, покинутый экипажем или с экипажем из мертвецов, как правило, предвестник беды.

С неистовым своим экипажем; приметы, привидения, русалки, пираты – словом, все басни, коротающие досуг моряка в штиле или излюбленном кабаке. Рассказывал Лонгрен также о потерпевших крушение, об одичавших и разучившихся говорить людях, о таинственных кладах, бунтах каторжников и многом другом, что выслушивалось девочкой внимательнее, чем, может быть, слушался в первый раз рассказ Колумба о новом материке. «Ну, говори еще», – просила Ассоль, когда Лонгрен, задумавшись, умолкал, и засыпала на его груди с головой, полной чудесных снов.

Также служило ей большим, всегда материально существенным удовольствием появление приказчика городской игрушечной лавки, охотно покупавшей работу Лонгрена. Чтобы задобрить отца и выторговать лишнее, приказчик захватывал с собой для девочки пару яблок, сладкий пирожок, горсть орехов. Лонгрен обыкновенно просил настоящую стоимость из нелюбви к торгу, а приказчик сбавлял. «Эх, вы, – говорил Лонгрен, – да я неделю сидел над этим ботом4
Бот – небольшое одномачтовое судно.

. – Бот был пятивершковый. – Посмотри, что за прочность, – а садка5
Осадка – глубина погружения судна в воду.

А доброта? Бот этот пятнадцать человек выдержит в любую погоду». Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить; он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными, прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы.

Всю домовую работу Лонгрен исполнял сам: колол дрова, носил воду, топил печь, стряпал, стирал, гладил белье и, кроме всего этого, успевал работать для денег. Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил ее читать и писать. Он стал изредка брать ее с собой в город, а затем посылать даже одну, если была надобность перехватить денег в магазине или снести товар. Это случалось не часто, хотя Лисс лежал всего в четырех верстах от Каперны, но дорога к нему шла лесом, а в лесу многое может напугать детей, помимо физической опасности, которую, правда, трудно встретить на таком близком расстоянии от города, но все-таки не мешает иметь в виду. Поэтому только в хорошие дни, утром, когда окружающая дорогу чаща полна солнечным ливнем, цветами и тишиной, так что впечатлительности Ассоль не грозили фантомы6
Фантом – привидение, призрак.

Воображения, Лонгрен отпускал ее в город.

Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога, положенного в корзинку на завтрак. Закусывая, она перебирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью. Одна такая новинка была миниатюрной гоночной яхтой; белое суденышко это несло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают – игрушек богатого покупателя. Здесь, видимо, сделав яхту, он не нашел подходящего материала на паруса, употребив что было – лоскутки алого шелка. Ассоль пришла в восхищение. Пламенный веселый цвет так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь. Дорогу пересекал ручей с переброшенным через него жердяным мостиком; ручей справа и слева уходил в лес. «Если я спущу ее на воду поплавать немного, – размышляла Ассоль, – она ведь не промокнет, я ее потом вытру». Отойдя в лес за мостик, по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду у самого берега пленившее ее судно; паруса тотчас сверкнули алым отражением в прозрачной воде; свет, пронизывая материю, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна. «Ты откуда приехал, капитан? – важно спросила Ассоль воображенное лицо и, отвечая сама себе, сказала: – Я приехал… приехал… приехал я из Китая. – А что ты привез? – Что привез, о том не скажу. – Ах, ты так, капитан! Ну, тогда я тебя посажу обратно в корзину». Только что капитан приготовился смиренно ответить, что он пошутил и что готов показать слона, как вдруг тихий отбег береговой струи повернул яхту носом к середине ручья, и, как настоящая, полным ходом покинув берег, она ровно поплыла вниз. Мгновенно изменился масштаб видимого: ручей казался девочке огромной рекой, а яхта – далеким, большим судном, к которому, едва не падая в воду, испуганная и оторопевшая, протягивала она руки. «Капитан испугался», – подумала она и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что ее где-нибудь прибьет к берегу. Поспешно таща не тяжелую, но мешающую корзинку, Ассоль твердила: «Ах, господи! Ведь случись же» Она старалась не терять из вида красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.



Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу, как теперь. Ей, поглощенной нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам; возле берега, где она суетилась, было довольно препятствий, занимавших внимание. Мшистые стволы упавших деревьев, ямы, высокий папоротник, шиповник, жасмин и орешник мешали ей на каждом шагу; одолевая их, она постепенно теряла силы, останавливаясь все чаше и чаще, чтобы передохнуть или смахнуть с лица липкую паутину. Когда потянулись, в более широких местах, осоковые и тростниковые заросли, Ассоль совсем было потеряла из вида алое сверкание парусов, но, обежав излучину течения, снова увидела их, степенно и неуклонно бегущих прочь. Раз она оглянулась, и лесная громада с ее пестротой, переходящей от дымных столбов света в листве к темным расселинам дремучего сумрака, глубоко поразила девочку. На мгновение оробев, она вспомнила вновь об игрушке и, несколько раз выпустив глубокое «ф-фу-у-у», побежала изо всех сил.

В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часу, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край желтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. Здесь было устье ручья; разлившись нешироко и мелко, так что виднелась струящаяся голубизна камней, он пропадал в встречной морской волне. С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, спиной к ней, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и всесторонне рассматривает ее с любопытством слона, поймавшего бабочку. Отчасти успокоенная тем, что игрушка цела, Ассоль сползла по обрыву и, близко подойдя к незнакомцу, воззрилась на него изучающим взглядом, ожидая, когда он подымет голову. Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, установив, что людей, подобных этому незнакомцу, ей видеть еще ни разу не приходилось.

Но перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вяло-прозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным.