Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Выставка лукаса кранаха в гмии. Кранахи в Пушкинском: что нужно знать перед просмотром

Выставка лукаса кранаха в гмии. Кранахи в Пушкинском: что нужно знать перед просмотром

Эта эмблема встречает зрителя в ГМИИ на выставке «Кранахи: между Ренессансом и маньеризмом».

Что не случайно: именно таким изображением (прозванным искусствоведами «дракончиком») подписывал свои работы основатель династии Лукас Кранах. И внимательный посетитель выставки это прекрасно заметит.

Более того, в родном городе художника, Кронахе (так он пишется сегодня) перед зданием ратуши установлена скульптура, воспроизводящая кранаховскую подпись. Именуется Cranach-Schlange.

По большому счету Лукас Кранах не основатель, а и сам тоже продолжатель династии. Поскольку уже родился в семье художника. В каких-то источниках его отца именуют Ханс Малер (что вряд ли было фамилией, поскольку «малер» и есть «художник»), где-то – Зондер, Зюндер или Зундер. Как бы то ни было, уже в юном возрасте Лукас взял себе псевдоним Кранах по названию родного города.

Но пора обратиться к выставке. Работы нескольких поклонений художников Кранахов, их мастерской и их ближайшего круга (что охватывает практически весь XVI век с заходом в XVII) извлечены для данной экспозиции не только из фондов самого ГМИИ, но также из музеев Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода и российских частных собраний, а также музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги и Будапешта. Полсотни работ живописных и столько же графических – словом, зрителю есть на что посмотреть.

Ну, на этом, собственно, переходим к первому Кранаху – Лукасу-старшему.

Конечно, здесь часты религиозные сюжеты. «Мадонна и младенец с кистью винограда» - нередкая у автора (и не только у него) иконография. Виноград как символ страстей Христовых – но здесь младенец вполне реалистично отрывает себе ягодку.

Еще один популярный для эпохи сюжет – «Мистическое обручение святой Екатерины».

А вот и сюжет не без политики – «Сожжение запрещенных книг перед правителем».

Возвращаясь к кранаховским мадоннам: среди многочисленных «мадонн в винограднике» есть и не совсем для него обычная иконография: «мадонна с младенцем под яблоней». Понятно, что яблоко – символ первородного греха. Но кроме того младенец держит в руке и ломоть хлеба – и тут тоже евангельские ассоциации.

О первородном грехе, кстати: конечно, сюжет грехопадения в иконографии этого времени (а это, не забудем, ранняя Реформация) также нередок.

На сцену взирает сверху довольно симпатичный змей (с которым у Кранаха, вспомним, особые отношения).

Разумеется, есть среди работ Кранаха-старшего и просто портреты (иногда изображенные известны, иногда нет). Но портреты весьма экспрессивны.

Но еще прелестней – небольшие жанровые сценки. Вот, к примеру, «Крестьянин и куртизанка».

Или «Старуха и молодой человек». Увы, и здесь не без корысти.

Но пора переходить и к следующим поколениям. Из детей Лукаса старшего всерьез живописью заняись двое: сыновья Ганс и Лукас. И именно на старшего, Ганса, возлагались особые надежды. Но увы – в возрасте 24 лет он скоропостижно скончался во время путешествия по Италии.

Собственных работ Ганса – во всяком случае, подтвержденных – сохранилось немного. На выставке представлено несколько работ, которые он, как считается, создавал вместе с отцом. Это, в частности, «Христос и грешница».

Также совместной работой отца и сына считается диптих из истории Юдифи и Олоферна. Символ женского коварства, в каком-то смысле.

Вот Юдифь еще только обольщает Олоферна.


А вот и результат.

Отметим в этой работе еще одну деталь: мужское изображение сбоку специалисты считают портретом Лукаса Кранаха-старшего. Что также поддерживает версию о написании части картины сыном Гансом.

В результате ранней смерти Ганса Кранаха эстафету в руководстве семейной мастерской (а это в то время означало и присутствие учеников и подмастерьев) взял на себя Лукас-младший. В чем-то он следовал отцу, в чем-то подстраивался под меняющуюся придворную моду.

Среди работ Лукаса-младшего на выставке – «Суд Париса», прибывший из Фонда замке Фриденштайн в Готе.

А вот и заимствованный от отца сюжет – «Мадонна и младенец с гроздью винограда».

Следующее поколение семьи было представлено Августином Кранахом (на данной выставке не присутствующим). Ну, а там появился и еще один Лукас – правнук первого, именуемый Лукас III. Вот вам в его (предположительно) исполнении «Поклонение волхвов».

Графики на выставке также много – но показать (в смысле, сфотографировать) застекленные работы непросто. Поэтому вот вам всего две графических работы Лукаса-старшего: «Пилат умывает руки» (это ксилография – гравюра на дереве).

И «Самсон, раздирающий пасть льва» (это рисунок).

Помимо семейства Кранахов в главном здании ГМИИ сейчас еще несколько временных выставок, которые также стоит не пропустить.

Вот в египетском зале – «Два Аменемхета»: два скульптурных портрета одного царя 12 династии (1853–1805 до н. э.), впервые выставленных вместе (один, базальтовый, находится в фондах ГМИИ, другой, из черного гранита – в Эрмитаже).

Фотограф из Голландии Эрвин Олаф представил сразу два проекта. Один представляет собой театрализованное воспроизведение живописной работы художника XIX века Луи Галле (признаться, я не поклонник такого жанра). Зато другой – фотографии всего лишь стены каменоломни – оказались очень неплохи.

Наконец, выставка «Понятие о совершенном живописце», которая знакомит зрителя с приемами обучения в русской академической школе ХVIII века. Причем с очень остроумным – и одновременно удобным для зрителя – дизайном.

Ну, и напомню, что в соседнем здании, в Галерее искусств XIX-XX веков, продолжается выставка «Путешествия доктора Живаго», о которой я

В ГМИИ имени Пушкина до 15 мая идёт большая выставка работ немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего, его сына, ассистентов и последователей - 48 живописных полотен и больше 50 графических работ. По просьбе The Village журналист Даша Борисенко раскладывает творчество династии Кранахов на составляющие, которые помогут лучше понять выставку в Пушкинском музее.

Эксперимент

В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация. Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь, и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные. Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально - он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.

Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.

сверху слева: «Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536

сверху справа: «Мартин Лютер», 1529

Girl power

В искусстве Средних веков женщинам уделялось немного внимания - в основном художники изображали Деву Марию и святых. Кранах отводит женщинам центральную роль. В его творчестве можно найти отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или «власти женщин». Конечно, «власть» здесь понимается не в современном феминистском ключе - имеется в виду сила женской сексуальности. Героини его полотен притягивают взгляды окружающих мужчин и открыто пользуются своей внешностью.


Взять, например, историю Лукреции: знатную римлянку обесчестил царский сын, и, не выдержав позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа. «Лукреция» Кранаха, которую можно увидеть в Пушкинском, далека от образа скромной и верной жены: полностью обнажённая грудь, к которой она несколько игриво подносит кинжал, наводит на мысль о sexploitation-фильмах, где привлекательное женское тело и насилие неизменно идут рука об руку.

Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года - именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком, изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами - похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью? И что вообще значит «гнать сладострастие» - умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка? Искусствоведы продолжают спорить.

Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Рыжеволосые кудрявые девушки с высоким лбом, покатыми плечами и уникальным разрезом глаз - совершенно инопланетные создания. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.

сверху слева: «Геракл у Омфалы», 1537 (работы нет на выставке)

сверху: «Лукреция», 1532

слева: «Женский портрет», 1526

снизу: «Венера и Амур», 1509

Эффект коллажа

Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём. Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.

Не только техника, но и стиль Кранахов - своего рода коллаж. К примеру, на многофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская. Так, на картине «Христос и грешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха, и Северное Возрождение наконец встречает южное. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.

снизу: «Христос и грешница», 1532


Портреты-шаржи

Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов на портреты. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза. Забавный результат можно увидеть на выставке - эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений - чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом. По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами с торжественным перечислением их добродетелей и заслуг.

Вообще, главная претензия к фигуре Кранаха Старшего - то, что он превратил искусство в конвейер, эксплуатируя ассистентов, штампуя заказные портреты и переписывая одни и те же сюжеты с заготовок, которые впоследствии обеспечили безбедную жизнь его сыну, внуку и правнуку - той самой «династии». Но, к счастью, экспозиция в ГМИИ составлена так, что вы этого не заметите.

Ужасы

Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём - идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись со старой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа». По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, у одного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, - такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна.

по часовой стрелке: портрет Сибиллы Клевской, 1525

Экспозиция посвящена творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов.

Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой.


Личность Лукаса Кранаха Старшего и многогранность его интересов как художника, придворного дипломата и предпринимателя служат ярчайшим примером универсальной активности человека эпохи Возрождения. По свидетельству двоюродного брата первого биографа Кранаха Матиаса Гундерама, оставленному в 1556 году, он родился 4 октября 1472 года в городке Кронах в Верхней Франконии (ныне север Баварии) и был одним из четверых детей в семье местного художника Ганса Малера (Мольнера; мать носила девичью фамилию Хюбнер). От рождения он почему-то именовался Лукасом Зюндером (Зудером, Зондром), но в дальнейшем стал называть себя Кранахом - в память о родном городе. Первые уроки мастерства он получил в отцовской мастерской в Кронахе. Все современные знания о годах ученичества не подтверждены документально. Современные исследователи так же сдвигают дату рождения на три года позже и определяют ее около 1475 годом.

Лукас Кранах Старший. Фрагмент.
Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой.
Вторая половина 1510-х. Дерево (липа), темпера, масло. Музей изящных искусств, Будапешт.


Сюжет этой одной из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов восходит не к Евангелию, а к знаменитой Золотой легенде (Legenda Sanctorum или Legenda Aurea). «Золотая легенда» - сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г. Одна из самых любимых книг Средневековья, в XIV—XVI вв. стоявшая на втором месте по популярности после Библии. Согласно Золотой легенде, святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного происхождения и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Она объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в этих добродетелях. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал своей невестой, что символизировало ее связь со Всевышним. На картине святая Екатерина изображена в уже устоявшемся образе коленопреклоненная облаченная в дорогие одежды (что символизирует ее происхождение), с мечом и сломанным колесом - орудиями ее мученичества.

На рубеже XIV - XV столетий в немецких землях сложился культ четырех «главных дев-заступниц» (Virgines Capitales). На картине Лукаса Кранаха Старшего так же изображены эти девы, которые как бы присутствуют при сакральном действии. В дорогих придворных платьях и с узнаваемыми атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночками цветов у Доротеи, башней за спиной Варвары. Екатерина Александрийская считалась покровительницей студентов, Доротея - садовников, Варвара - горняков и военных, поскольку защищала от внезапной смерти без причастия, Маргарита - исцелительницей бесноватых, заступницей от клеветы и неправедного суда.

Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Первая половина 1510-х.
Дерево (бук), темпера, масло. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.


В 1504 году Кранах, уже снискавший достаточную известность, получил приглашение занять должность художника при дворе саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого в Виттенберге, сменив на этом посту странствующего итальянца Якопо де Барбари. Уже 24 июня 1505 года он как Pictor Ducalis получил годовое жалованье в размере 50 гульденов. Эту придворную должность Кранах занимал на протяжении 47 лет. Переезд в Виттенбергский замок налагал на художника много различных обязанностей. Помимо исполнения живописных полотен он выполнял проекты оформления дворцовых помещений, наблюдал за деятельностью ювелиров резчиков по дереву, создавал праздничные украшения замка по случаю разнообразных торжеств, турниров и охот. Одновременно он исполнял должности советника и даже камердинера.

Лукас Кранах Старший. Фрагмент. Голгофа с предстоящими, 1515 г.


В 1508 году Кранах получил дворянский герб, основным элементом которого было изображение дракончика с поднятыми крыльями и рубиновым кольцом во рту, который стал неизменным знаком кранаховской мастерской. В том же году он был отправлен с дипломатической миссией в Нидерланды ко двору Маргариты Австрийской в Мехелене, где представлял своего патрона на церемонии принесения присяги восьмилетнему кронпринцу Карлу - будущему Карлу V - и был допущен к руке императора Максимиллиана I. В январе 1508 года в Нюрнберге состоялась свадьба Лукаса Кранаха и Барбары Бренгбир (1485 - 1540), дочери богатого пивовара и по совместительству бургомистра города Готы.

Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Фрагмент. Святая Геновефа (Святая Женевьева Парижская), около 1519 г.
Дерево (липа), темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.


Это левая створка утраченного триптиха традиционно считалась собственноручной работой Лукаса Кранаха Старшего, но в настоящее время исследователи считают ее работой подмастерьев Кранаха.

Св. Женевьева Парижская происходила из древнего галльского рода. В 451 году она предсказала спасение Парижа от нашествия гуннов под предводительством Атиллы. В 460 году благословила постройку над могилой Св. Дионисия, на месте которой в последствии был построено знаменитое аббатство Сен-Дени. Молитвами святой Женевьевы король франков Хлодвиг I, принял христианство. Традиционно святая считалась заступницей Парижа. Ее популярности в германоязычных землях способствовало смешение представлений о святой с ее тезкой - фольклорном персонаже пфальцграфине Геновефе Брабантской, ставшей отдалённом прообразом героини сказки Шарля Перро о Красной Шапочке. На картине святая Женевьева изображена со своим традиционным атрибутом - горящей свечой. Согласно преданию, огонь чудесным образом зажегся, когда святая взяла потухшую свечу в руке во время произнесения церковной молитвы.

Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике).


Каждая деталь картины «Мадонна в винограднике» исполнена глубокого иносказательного смысла, наполненного различными символами. Виноградная лоза означает «истинную церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь. Изображение водопада в левой части и типичного гористого ландшафта намекает на утоление духовной жажды праведниками из живительного источника христианской веры. Гора символизирует духовное возвышение над мирской суетой; скала слева на заднем плане - непоколебимую твердость и нерушимость истинной веры.

Лукас Кранах Старший. Фрагмент. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике).
Около 1522-1523. Дерево (липа), темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


В 1510 году Кранах приобрел большой дом на городской рыночной площади и в устроил там живописную мастерскую, где он занимался живописью, печатал гравюры на металле и ксилографией. В 1526 году Кранах стал владельцем аптеки, что помимо ее прямого назначения, позволяло уменьшить стоимость минералов необходимых для живописи и графики. В 1512 году художник также получил патент на пивоварение и содержание винного погребка. В 1522-1526 годах совместно с ювелиром Христианом Дерингом художник содержит собственную типографию, в которой он печатает книги, в том числе и перевод на немецкий Нового Завета, сделанный Мартином Лютером. В итоге, исполняя разнообразные придворные обязанности, Лукас Кранах вошел в число самых богатых и уважаемых жителей Виттенберга, стал членом городского Совета и дважды избирался бургомистром.
Приходите в музей, где перед вами ярчайшими красками развернутся удивительные картины, которые надо рассматривать долго, так как они наполнены разнообразными сюжетами, скрывающимися за основной сценой. И конечно никакие фотографии не передадут того великолепия, которое откроется вашим глазам в выставочном пространстве.

Выставка продлится до 15 мая 2016 года . Главное здание.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00;
чт, пт с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник.
Цена билета: В рабочие дни
с 11:00 до 13:00: 300 р., льготный 150 р.,
с 13:00 до 17:00: 400 р., льготный 200 р.
с 17:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
По пятницам, во время проведения мероприятий "Пятницы в Пушкинском":
с 17:00 до закрытия музея: 700 р., льготный 350 р.
В выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 400 р., льготный 200 р.
с 13:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
Бесплатные категории - бесплатно.

Посетители могут приобрести в кассе или онлайн входные билеты в Главное здание музея и доплатить на кассе за посещение выставки Кранахов.
Доплата к входным билетам (в том числе, комплексным) составляет:
в рабочие дни
с 13:00 до 17:00: 100 р., льготный 50 р.
с 17:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
в выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 100 р., льготный 50 р.
с 13:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
Билет, приобретенный онлайн, дает право прохода на выставку без очереди через через служебный подъезд №5.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМИИ им А.С.Пушкина” Tag


  • Выставка «Анатомия кубизма».

    В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые…

  • Выставка "Скульпторы и livre d"artiste" в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

    Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку работ ведущих мировых скульпторов в изданиях livre…

  • В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка "Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)". Но сегодня мы хотим рассказать…

  • Ноябрьские праздники в ГМИИ им. А.С. Пушкина

    В длинные ноябрьские выходные ГМИИ им. А.С. Пушкина приглашает вас к себе в гости. Начать можно с вечера пятницы - в рамках «Пятниц в…

«Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)», 1520


В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг - сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. Солидное годовое жалованье в 100 гульденов - в два раза больше, чем у университетского профессора, - предполагает, что мастер не только пишет портреты своих покровителей, но и работает, как сказали бы теперь, над визуальным решением двора: декорирует интерьеры замка, оформляет турниры и свадьбы, консультирует портных насчет дизайна костюмов. Вскоре за труды он получил дворянский титул - невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. К титулу прилагается собственный герб - крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти, которую Кранах отныне использует как подпись на работах своей мастерской. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Когда курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный потерпел неудачу в Шмалькальденской войне и был изгнан из Виттенберга, пожилой художник отправился за ним и провел последние дни в Веймаре, где и был похоронен.

«Венера и Амур», 1509


На надгробии Кранаха в Веймаре выбита эпитафия «Pictor celerrimus» («Быстрейший художник»). В виттенбергской мастерской на него трудилась армия подмастерьев, среди которых был его сын Лукас - художниками станут и внук, и правнук Кранаха (прямая линия его потомков прервется только в начале XX века, а одна из боковых даст Германии Гете).

Работа над полотнами велась конвейерным способом - для экономии времени и усилий детали композиции переносились из картины в картину с помощью трафаретов. Десятки Венер, Мадонн, Юдифей - и как минимум пяток версий «Серебряного века» (сюжет из поэзии Гесиода о золотом, серебряном и железном веках человечества): одна, например, выставлена в лондонской Национальной галерее.

Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина - прелесть, вместе взятые - они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. В 1512 году разбогатевший мастер приобрел два дома на центральной Рыночной площади - настолько добротных, что в одном из них во время дипломатического визита гостил король Дании. Рядом художник держал таверну, типографию и аптеку, на которую получил монополию, - последнее было выгодно, чтобы без посредников закупать минералы и пигменты для смешивания красок и печати гравюр. За деловую хватку Кранаха уважали все бюргеры Виттенберга - он состоял в городском совете и несколько раз был избран бургомистром.

«Женский портрет», 1526


И мифологические ню, и разодетые благородные дамы у Кранаха подогнаны под идеал красоты мастера - удлиненные пропорции, стройные фигуры, лукавые лисьи личики с раскосыми глазами и острым подбородком. «В накидке лисьей сама/Хитрей, чем лиса с холма» - это Бродский про кранаховскую «Мадонну под яблоней» из Эрмитажа. Созданный художником типаж предвосхитил моду XX века - Кранахом вдохновлялись Джакометти, Кирхер и Пикассо (последний даже сделал оммаж женскому портрету кисти Кранаха-сына).

«Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа», 1529


Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. «Грехопадение» - еще одна агитка лютеранства, иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского, наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера.

Готовы посмотреть вам в глаза в лучший день лета - 3 августа, на Пикнике «Афиши» . The Cure, Pusha-T, Баста, Gruppa Skryptonite, Mura Masa, Eighteen - и это только начало.


Выставок Кранахов в России до сих пор никогда не было. Отдельные работы Лукаса Кранаха Старшего можно видеть в постоянных экспозициях Пушкинского музея и Эрмитажа. И даже есть одна работа в музее в Нижнем Новгороде. И провенанс этих работ неоспоримо доказывает их появление в России в досоветский период. Но вот оказывается, что уже 70 лет в запасниках Пушкинского музея хранятся работы Кранаха-отца и Кранаха-сына и другие работы мастерской Кранаха, которые никогда с тех пор широкой публике не показывались. Эти работы были вывезены трофейной командой СССР в 1946 году из тюрингского города Гота, где в замке Фриденштайн была тогда самая большая коллекция Кранахов в Германии. В 1955 году буквально несколько работ СССР вернул в Готу. Но основная часть коллекции осталась запертой в запаснике музея на 70 лет. И вот впервые в Пушкинском музее встретились две части той прежней коллекции Кранахов из Готы дополненные работами из собраний музеев Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций. Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" проходит сейчас в Пушкинском музее на Волхонке.

Я не искусствовед и не историк искусства. Посему отсылаю всех интересующихся Кранахами к статьям в сети, которых там изрядное количество. А тут покажу буквально несколько работ.

Ну, во-первых, это необычная работа "Христос и Дева Мария" из Готы. Вот в этой работе зримо ощущается влияние идей Мартина Лютера, который был близким другом Лукаса Кранаха Старшего.


Лукас Кранах Старший, "Христос и Дева Мария", 1507 ?

Эрмитажная "Венера м Амур", которую организаторы выставки повесили в полукруглой нише зала как доминантную работу мастера. Впервые художник Северной Европы отважился изобразить богиню любви обнаженной - до этого времени «ню» позволялось лишь Еве.


Лукас Кранах Старший, "Венера и Амур", 1509

При всей любви Кранаха Старшего к идеальным формам обнаженного женского тела художник не забывает о религиозной морали, присущей немецкому искусству. Латинская надпись на картине гласит:
«Всеми силами гони Купидоново сладострастие,
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

Картина «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» из будапештского музея изящных искусств- еще один шедевр экспозиции.


Лукас Кранах Старший, «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой», вторая половина 1510-х

У ног Маргариты находится дракон - это напоминание чуде: когда девушку бросили в пасть дракона, тот изверг ее невредимой, так как у святой был крест. За Варварой возвышается башня - в нее, по преданию, дочь заточил отец, узнав о принятии ею христианства. Доротея держит корзиночку с цветами: перед казнью девушка утверждала, что ее уже ожидают «райские кущи и любовь Господа». Тогда один неверующий, насмехаясь, попросил ему явить розы и райские плоды из сада. Когда в руках Доротеи появилась корзиночка с цветами и фруктами, многие уверовали в ее святость, увидев такое чудо зимой.

А этой знаменитой картине из Эрмитажа посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский.


Лукас Кранах Старший, "Мадонна с Младенцем под яблоней", 1520-1530

(Л. Кранах "Венера с яблоками")

В накидке лисьей -- сама
хитрей, чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,

сбежав из рощи, где бог
охотясь вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,

покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок -- к ним
с мальчуганом своим.

Головку набок склоня,
как бы мимо меня,
ребенок, сжимая плод,
тоже смотрит вперед.

апрель -- май 1964

Кранах изобразил рыжеволосую Мадонну в образе прекрасной молодой женщины, напоминающей принцессу из немецких сказок. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии, замком и горами. Мадонна и Младенец Иисус, с деликатно подчеркнутыми пропорциями детского тельца, внимательно смотрят на зрителя, словно давая понять, что они знают все, что приготовила им судьба и они готовы это принять. Взгляд удлиненных глаз Богоматери печален и задумчив - она знает, что должна потерять сына. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.

Выставка замечательная. Скажу, что для немцев Кранах это все равно, что для нас Рублев. И это надо смотреть.