Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Васильев борис львович произведения о войне. Краткая биография бориса васильева

Васильев борис львович произведения о войне. Краткая биография бориса васильева

В Москве 11 марта на 89 году жизни скончался известный русский писатель-фронтовик Борис Васильев.
Чуть-чуть не дожил до 90-летия. Мерцательная аритмия... До юбилея не дожил, но писателю в жизни здорово везло - мальчишки его поколения почти все сложили свои головы в Великой Отечественной войне, на их телах «забуксовали танки Клейста и Гудериана». В живых осталось только 3 %, и Борис Васильев чудом оказался среди них: трижды выходил из окружений, семь раз прыгал с парашютом, уцелел в Вязьминском десанте, нарвался на минную растяжку, получил тяжелую контузию, но остался жив...
И он жил «за себя и за того парня». Многие его книги - дань памяти тем, кто не вернулся с войны.

Самой успешной работой Васильева стала знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». Написанная в 1969 году она не потеряла свою популярность и сегодня. В 1972 году по произведению был снят легендарный фильм. Среди остальных работ Бориса Васильева - роман «В списках не значился», повести «Завтра была война», «Иванов катер», «Не стреляйте белых лебедей»...
По его сценариям были сняты известные фильмы, в том числе «Офицеры.

Борис Львович Васильев в последние годы жил уединенно и очень скромно со своей супругой Зорей Альбертовной в Красногорске. Он почти не общался с прессой, но напряженно работал до конца своих дней, писал исторические романы.

Борис Васильев не смог пережить смерть своей супруги Зори Альбертовны, которая скончалась двумя месяцами раньше. Такое мнение озвучила сегодня близкий друг семьи Васильевых Татьяна Кузовлева, секретарь московского Союза писателей.
«Он всю жизнь шел вслед за своей женой Зорей Альбертовной, которая однажды вывела его с минного поля. Он выходил с него, идя за ней след в след. Зоря Альбертовна Васильева скончалась почти два месяца назад, он не смог без нее жить и ушел, чтобы не разлучаться с ней».

Как пара белых лебедей...

Писатель Борис Васильев будет похоронен 14 марта на Ваганьковском кладбище в Москве, рядом с женой Зорей Поляк.

Биография и интервью с Борисом Васильевым:

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии, «чудом пережил три армейские чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...»
Мать - Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка «чайковцев», проходили по «процессу 193-х», участвовали в создании в Америке коммун фурьеристского типа. В "Эрмитаже", в галерее 12-го года, можно увидеть портрет генерал-лейтенанта Ильи Алексеева - прапрадеда писателя со стороны матери.

Борис Васильев :
"Я - старый интеллигент, потомственный. Бывают еще такие - всех уничтожить невозможно. Я из дворян, мои предки - герои Отечественной войны 1812 года. Я могу свободно мыслить, мне не засоряли голову черт знает чем. Когда меня готовили в школу, готовили как к 1-му классу гимназии, а это равнялось 6-му классу нашей школы. Мне потом четыре года нечего было делать в школе..."

Поколение Васильева - первое поколение, родившееся после кровопролитий Гражданской войны, - выросло в условиях продолжающейся тайной гражданской войны. «Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, - напишет он позже, - но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам - разрушенное идейное... Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь».

«Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» - подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности». Именно поэтому влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Борис Васильев считает решающим: «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...»

Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над «врагами народа» и массовыми репрессиями и расстрелами.
«Советская власть весьма основательно разрушала семьи - как в городе, так и на селе, не уставая при этом утверждать, что воспитание подрастающего поколения в прочных руках государства. Боже, кого только нам не предлагали в роли воспитателей! Школу и пионерскую организацию, комсомол и великие стройки коммунизма, армию и рабочий коллектив... Мы вырастали в атмосфере команд... Мы маршировали, выкрикивая лозунги, к обозначенной вождями цели. Вождям восторженно кричали “Ура!”. Врагам кричали “Смерть!” еще задолго не только до суда, но и до следствия, поскольку газеты натравливали нас сразу же после арестов очередных врагов... Мы были детьми Гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной... И в этой гражданской войне - негромкой, ползучей - наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой - это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана».

Учась в воронежской школе, Борис Васильев играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война. Борис Васильев в 17 лет ушел на фронт добровольцем и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Поколению мальчишек начала 20-х годов, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них:
«...Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем - боевом, под Вязьмой, в марте 43-го - я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины».

В 1943 году после контузии поступил на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского). В академии познакомился с Зорей Альбертовной Поляк, которая стала его женой.

«…Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу.
- Мины.
- Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг.
- Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть.
- Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя.
Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И - вышли. С той поры я часто попадал на минные поля… Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я - счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг».

После окончания академии в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года.

Непросто складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» - А.Т.Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Но после его смерти она почти три года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 г. К этому времени в журнале «Юность» в 1969 г. уже была напечатана другая повесть автора - «А зори здесь тихие...». Именно с этой повести, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «А зори здесь тихие...» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.

Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то 12 дворов клочке земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами поразительного противостояния девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности - женского противостояния войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой обрываются 5 судеб, и с каждой почти осязаемо становятся тише и тише зори над землей. И так же поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда через годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.

В 1973 году выходит повесть Васильева «Не стреляйте белых лебедей» о добром леснике. Главному герою Васильев дает имя Егор, сравнивая его с Георгием Победоносцем, олицетворяющем борьбу добра со злом. Герой погибает, защищая природу.
Как и в рассказе «Вы чье, старичье?», главное в этих произведениях - чувство глубокого и личного сострадания к слабым и беззащитным. Беззащитны лебеди перед браконьерами и старики-пенсионеры перед жестокостью общества и родных. Нет коллективного протеста против этой беззащитности, нет общей реакции на безгласную боль. Кажется, это больше всего волновало писателя...

Васильев много писал о войне, о судьбах поколения для которого война стала главным событием в жизни: «В списках не значился» (1974); «Великолепная шестерка» (1980), «Вы чье, старичье?» (1982), «Неопалимая купина» (1986), «Завтра была война» (1986), и других.
По его повести «В списках не значился» Марк Захаров поставил спектакль в Московском театре Ленинского комсомола. Вместе с уже известным тогда Олегом Янковским на сцену выходил совсем молодой Александр Абдулов в роли лейтенант Николая Плужникова. Они были одинаково гениальными и юными - и захаровский спектакль по Борису Васильеву, и Абдулов в роли Плужникова - и остались бессмертными...

Одним из лучших произведений эпохи "перестройки" стала опубликованная в 1984 году повесть «Завтра была война», действие которой происходит накануне Отечественной войны. По этой повести в 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм. о судьбе школьников предвоенного поколения и их отношениях с советской системой.
«...Так было во всех семьях, инерционно стремившихся передать нам нравственность вчерашнего дня, тогда как улица - в самом широком смысле - уже победно несла нравственность дня завтрашнего. Но это не рвало нас на части, не сеяло дисгармонию, не порождало конфликты: это двойное воздействие в конечном итоге и создало тот сплав, который так и не смогла пробить крупповская сталь» («Летят мои кони»).

Картина получила много наград: МКФ в Кошалине (Польша) - Главный приз «Большой янтарь» (1987), МКФ в Мангейме - Специальный приз жюри, МКФ в Вальядолиде (Испания) - Гран-при «Золотой колос» (1987), МКФ «Киновстречи в Дюнкерке» (Франция) - Гран-при (1988), Золотая медаль имени А. Довженко Юрию Каре, Борису Васильеву, актерам Сергею Никоненко, Нине Руслановой (1988), приз Киноакадемии "Ника» - актрисе Нине Руслановой (за фильмы «Завтра была война», «Знак беды», «Короткие встречи»), 1987.

Кстати, о фильмах. В кино Борис Васильев начал работать с 1958 года, дебютировав как сценарист фильмом «Очередной рейс». Писатель принимал участие в создании таких известных художественных картин, как «Офицеры» режиссера Владимира Рогового (с Георгием Юматовым и Василием Лановым в главных ролях), «Аты-баты, шли солдаты», поставленная Леонидом Быковым. Кроме того, на основе собственной повести Борис Васильев создал сценарий для фильма «А зори здесь тихие...», снятого Станиславом Ростоцким. За эту картину ее создатели были удостоены Государственной премии СССР, а в 1973 году она была номинирована на «Оскар», но уступила фильму Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Замысловатая история красивой жизни понравилась академикам больше фронтовой драмы, начисто лишённой хеппи-энда.

Горюшка члены жюри не нюхали, боли настоящей не знали, вот и не смогли оценить по достоинству... Ну кто теперь у нас вспомнит это "обаяние буржуазии"? А вот «Зори...»...

Всего по книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.

Борис Васильев — лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.

Отрывки из интервью с Борисом Васильевым

- В 92-м году у вас вышла статья "Россия. Четыpе книги бытия". Там вы сравнивали русских с чеховской Душечкой, которая постоянно чем-то искренне и с истовостью увлекается. Чем мы сегодня увлечены?
- Сегодня у нас нет никаких особых увлечений, кpоме одного, очень меня пугающего. Мы - стpана людей очень бедных, и выpосших из бедности, и получив сейчас некую возможность заpабатывать деньги (я имею в виду не только кpиминал) наш человек деньги сделал самоцелью. А деньги не самоцель, это сpедство. Пpимеp - для Шлимана это было сpедством найти Тpою. Он стал специально богатым человеком, чтобы pаскопать Тpою. У нас сейчас такого нет.
....
А пpозы я очень боялся. В нашей семье к литеpатуpе было отношение, что пpосто ничего нет выше ее. Ну нет, и все. И я боялся: как это - писать пpозу? Даже пpиблизиться к ней невозможно. Тем более, что у меня инженеpное обpазование. И я учился сам. Изучал фpазы Туpгенева, Чехова. Написал "А зоpи здесь тихие". Заклеил в конвеpт и отпpавил в "Юность". Меня pазбудили звонком в полседьмого утpа. Так что я человек счастливый.

- Кажется, что вы намеpенно избегаете счастливых концовок в своих книгах, убивая геpоев. С чем это связано?
- Во-пеpвых, я - сын евpопейской культуpы. Евpопейская культуpа так глубока, что в счастливых концах не нуждается. В счастливых концах нуждается обыватель. Вот Амеpика - стpана с очень низкой культуpой, там заpанее знаешь, что что бы ни случилось с тем, кто мечется по экpану, он будет жив и поцелуется со своей невестой. В 99 пpоцентах из ста. Советская литеpатуpа у нас тоже была постpоена на обывателя. И наш потенциальный советский читатель и зpитель успел обpасти огpомной носоpожьей кожей. Всякие мелкие пеpеживания его не затpагивали. Его нужно было пpобить. А как нужно пpобить? Так, чтобы он действительно очухался и вздpогнул: мать честная, на войне же и впpавду убивали!
Так что смеpть - это не самоцель. Это способ что ли. Метода. Я не очень люблю убивать своих геpоев.

- Все же, когда вы писали "А зоpи здесь тихие", вы допускали возможность, что кто-то еще спасется?
- Понимаете, в начале у меня не было сюжета. Была ситуация. Тыл, вpоде все спокойно, солдаты быстpо начинают пить, комендант заметался, попpосил непьющих солдат. И ему пpислали девушек-зенитчиц. Ситуация. Забавная. Но дело пpоисходит в соpок втоpом году, а я немцев обpазца соpок втоpого хоpошо знаю, мои основные стычки с ними пpоисходили. Сейчас такими могут быть спецназовцы. Метp восемьдесят минимум, отлично вооpуженные, знающие все пpиемы ближнего боя. От них не увеpнешься. И когда я столкнул их с девушками, я с тоской подумал, что девочки обpечены. Потому что если я напишу, что хоть одна осталась в живых, это будет жуткой непpавдой. Там может выжить только Васков. Котоpый в pодных местах воюет. Он нюхом чует, он здесь выpос. Они не могут выигpать у этой стpаны, когда нас защищает ландшафт, болота, валуны.

- Вам нравится экранизация этой книги?
- Станислав Ростоцкий сделал хоpошую каpтину. Но все-таки лучше всего "Зоpи" поставил Юpий Петpович Любимов на Таганке. Он сделал тpагедию в откpытом виде. Ростоцкий сам фpонтовик, потеpял на фpонте ногу. Когда он каpтину монтиpовал, он плакал, потому что ему было девочек жалко. Там все же есть некий элемент сентиментальности. А у Любимова был спектакль совеpшенно стpашный. После него выходили молча. Шепотом говоpили в фойе, как на похоpонах. Он сделал чистой воды тpагедию.

- Когда писались "Офицеpы" вы могли себе пpедставить, что этот фильм станет настолько знаковым, обязательным для пpогpаммы всех военных пpаздников?
- Нет. У меня было ощущение, что фильм, в общем, пpочный, зpительский. В основе же мелодрама! Для меня лично это доpогая штука, потому что я сам гаpнизонный мальчик, там есть куски из моей биогpафии. Но я не пpедполагал, что у "Офицеpов" будет такая звонкая судьба. Тут повезло, что очень точно были выбpаны актеpы. Это они сделали каpтину.

- Вы помните, как возникли в фильме "шаpоваpы pеволюционно кpасного цвета"?
- Понимаете, сценаpий был pассчитан на две сеpии. И там был pазгpом аpмии нашей в тpидцать седьмом году. Мои геpои оба сидели. Нам сказали, что это не пойдет, и pежиссеp Владимиp Роговой тогда pешил стpоить фильм новеллами. В фильме же pассказывается пpо тpи поколения, и он подумал: хоpошо было бы, чтобы каждый что-то такое получил. И вот часть пеpвая, Гpажданская война. Режиссеp говоpит - давай его оpденом нагpадим. Я говоpю - нет, нельзя его нагpаждать оpденом, в то вpемя это было pавно званию Геpоя Советского Союза, и даже выше по значению. Тут должна была быть заслуга невеpоятная. Он спросил - а чем нагpаждали тогда? - Да чем хочешь, вплоть до кpасных шаpоваpов. Он говоpит - вот! Нагpадим его кpасными pеволюционными шаpоваpами. К тому же "Офицеpы" задумывались как цветной фильм. А ему не дали цветной. Кpасные шаpоваpы так и остались сеpыми. Вот в чем тpагедия-то этой каpтины!

- В Интернете, в одной из электронных библиотек, самой востребованной вашей книгой стала “А завтра была война”. Как вам кажется, почему?
- Тpудно сказать. Может, потому, что там подняты вопpосы человеческой нpавственности как таковой. Имею ли я пpаво пpедавать своего отца - нет, не имею.

***
Почему мы влипаем в кавказские войны?
- Борис Львович, а что может вывести вас из себя?
- Новости. Слушаю про то, что происходит в Чечне, и злюсь. С Кавказом надо жить в мире.
Мало кто знает, что в 1828 году генерал Ермолов прибыл к государю Николаю I с докладом о положении дел на Кавказе. «Знаете, - сказал он Николаю, - в Чечне есть низменная часть, которую я готов занять, и горная, называемая Ичкерией, которую мои «равнинные» солдаты никогда не захватят. Император приказал оставить Ичкерию в покое, добавив: «А знатным чеченцам предложи вступить в мою личную гвардию». С тех пор чеченская гвардия занималась охраной Николая. Вот что значит умное стратегическое решение!

- Сейчас такое и представить сложно!
- Просто мы слишком сильно влипли. Нельзя было забывать, что чеченцы великолепные воины. Дудаев, Масхадов окончили Академию Генштаба! Значит, с ними надо было договариваться...

Борис Львович, и вправду разозлившись, решительно гасит сигарету, тут же прикуривает вторую и рассказывает, что виновником того, что мы «влипли», стала отвратительная пропаганда.

На телевидении полно воинствующих мальчиков и девочек, не отвечающих за слова. Народ же у нас давно не Гоголя с Белинским с рынка несет, а телевизоры. А потом слушает ахинею про то, какие чеченцы злые да кровавые. Не рассказывать ерунду надо, а думать, что делать!

- Вы как-то сказали, что русские напоминают чеховскую Душечку, постоянно чем-то искренне увлекающуюся...
- Да, но у нас болезненное увлечение - национальный вопрос. Почему? Потому что много лет нами руководили малообразованные люди. Посмотрите: первое советское правительство состояло из сплошных каторжан! Госаппарат стал формироваться по партийному принципу, но партия-то была одна! И людей пускали во власть не из-за их способностей, а из-за приверженности партии. А сейчас вместо партийности решающую роль играет землячество.

Почему девушкам не нужны военные?
- Вы много писали о нашей армии времен Великой Отечественной. А современной не хотели бы книгу посвятить?
- Моя любимая Красная Армия изменилась на глазах. Большинство выходцев из царской армии погибло в 1941 - 1942 годах. И тогда офицеров стали готовить из крестьян. Как результат, нравственный ценз моментально снизился. Да, они герои, они победили, честь им и хвала! Но строить мирную армию они уже не могли.
Очень показательно, на представителей какой профессии заглядываются девушки. Во времена моей молодости все мечтали выйти замуж за красного командира. А сейчас девушкам нужны физики, лирики, биологи, геологи, только не офицеры. Все сместилось. Результат? Офицер Российской армии Буданов застрелил чеченку, отказавшуюся удовлетворить его естественные потребности.

- Но ведь суд над ним еще не завершен, приговор не вынесен.
- Да его без суда должны были расстрелять перед строем. Но офицеры его защищают, потому что сами такие!

Для Васильева тема офицеров и офицерской чести - больная. У него есть моральное право судить об этом хотя бы потому, что снятый по его сценарию фильм «Офицеры» в советские времена, говоря современным языком, стал культовым.

Мне кажется, эта картина пользуется популярностью потому, что «Офицеры» - романтическая мелодрама. Ее герои безукоризненны. Представить только: Иван Варавва был влюблен в жену своего друга, а потому сам так и не женился. Такой любви больше нет! Поэтому женщины и ревут.

***
С конца 80-х гг. Васильев активно участвовал в политической жизни.

Б.Васильев:
«Надо было кончать с главным злом — советской властью. Одна партия — абсолютно иезуитского толка — держала в руках власть. Слова против нельзя было сказать. Спасибо Михаилу Сергеевичу, что дал России гласность. Это был первый глоток свежего воздуха. Если бы перестройки не случилось, не знаю, чем бы мы кончили. К тому же гонка вооружений, которую по недомыслию нагнетали и Хрущев, и Брежнев, достигла критической отметки. Почему-то все наши генсеки рвались воевать. Им было совсем не жалко жизней русских людей. Так что власть та была очень худая...
Россия никогда не обладала единой культурой. Испокон веков здесь было два культурных материка — деревенско-христианская и городская, дворянская. Деревенская культура базировалась на общине и церкви. Община руководила всеми хозяйственными делами, а церковь занималась духовной жизнью. Дворянская культура основывалась на иных ценностях, но тоже плохому не учила.
Что сделали большевики, придя к власти? Прежде всего Ленин начал атаку на носителей дворянской культуры — интеллигенцию, которую он называл всякими гнусными словами. Затем настал черед других сословий. Ленин, а не Гитлер, как мы привыкли думать, первым в мире организовал концлагеря. Он ввел институт заложников.
А начавшаяся коллективизация окончательно развалила деревенско-христианскую культуру. Палочки, трудодни. Парни, которых призывали в армию, обратно домой не возвращались, любой ценой стараясь зацепиться в городе. Туда же потянулись и девочки. Женихов-то в деревне не осталось. В итоге старую крестьянскую и городскую культуру мы потеряли, новую не создали — не по зубам это оказалось советской власти. И после всех процедур, которые мы пережили, победил обыватель. Он торжествует сегодня...».

И все-таки писатель не опускал рук, выражая свою гражданскую позицию, в том числе в публицистике (например в цикле статей «Люби Россию в непогоду», «И все же я уверен, что Россия привержена Добру», «Обретение смысла»).

Борис Васильев в последние годы жизни продолжал творческую деятельность, писал в основном историческую прозу, в том числе о русских князьях. Среди написанных им исторических произведений есть и книга о нашем земляке, выдающемся русском полководце М. Скобелеве...

Борис Васильев – автор многочисленных книг, по мотивам которых сняли 15 полнометражных фильмов, представитель поколения, которое родилось после смерти Вождя революции и храбро сражалось на полях Великой Отечественной войны.

Мы знаем Бориса Львовича Васильева как писателя и сценариста, Лауреата Государственной премии СССР, которой он был удостоен в 1975 году. А еще он воплощение целой эпохи, представитель «гвардии» писателей и поэтов, которые к сожалению, покидают нас, растворяясь в вечности.

К счастью, не бесследно, оставляя после себя богатое наследие из написанных романов, рассказов, пьес.

Детство

Родной город Бориса Васильева – Смоленск. Именно здесь в семье русских интеллигентов 21.мая 1924 года родился будущий известный писатель-прозаик. Отец мальчика – Л.А.Васильев (1892-1968), был кадровым офицером в Царской, затем в Красной и Советской Армии. Мать – Е.Н.Алексеева (1892-1978)дворянского происхождения, род которой был очень старинным и связанным с и Толстым, движением народников 19-го века. Дядя и отец Елены Алексеевой — организаторы народнического кружка «чайковцы», в Америке принимали участие в организации коммун.


Фото: Борис Васильев в детстве

Мальчику с детства нравилась история и литература, он говорил, что эти две любви тесно переплелись в его сознании. Его отца переводят на службу в Воронеж и семья переезжает с ним. Борис поступает в местную школу, хорошо учится, принимает участие в постановках любительских спектаклей, участвует в выпуске рукописного журнала.

Счастливое детство перечеркнула война – а ведь он был всего лишь девятиклассником. Борис идет добровольцем на фронт вместе с истребительным комсомольским батальоном. Его батальон получил приказ направляться под Смоленск, где и очутился в окружении, выйти из которого удалось только в октябре 41-го года.

Война

После выхода из окружения Борис оказывается в лагере для перемещенных. Он сам пожелал стать курсантом кавалерийской, а потом пулеметной полковой школы. Дальнейшее место службы – 8-ой гвардейский воздушно-десантный полк. 16.03.1943 года под Вязьмой состоялась высадка воздушного десанта, где Васильев получил тяжелую контузию на минной растяжке и попал в госпиталь. Сам Борис считал себя счастливчиком, ведь он выжил во время эпидемии тифа в 1934 году, вышел невредимым из окружения в 1941, все семь его прыжков с парашютом прошли удачно, и даже последний, боевой в 1943 году под Вязьмой, где он отделался контузией, а на теле не было ни единой царапины.

В том же 1943 году 19-ти летний Борис зачисляется курсантом Военной академии им. , которую успешно окончил в 1948 году, по специальности инженера-испытателя.

Васильев уже не представлял своей жизни без литературы и писательской деятельности. Пройдя пекло войны, он видел столько героизма и патриотизма людей, что не мог не воплотить этот опыт в своих произведениях. Все увиденное и пережитое должно стать достоянием народа, а героические персонажи должны быть главными героями его прооизведений. Именно по этой причине в 1954 году Васильев подал рапорт об увольнении из армии, в котором указал причину увольнения – желание посвятить себя литературе. Его воинское звание при увольнении – инженер-капитан.

Литературная жизнь

Дебют в литературной и творческой биографии Бориса Васильева связан с пьесой «Танкисты», которая вышла в 1954 году. В ней автор коснулся темы смены армейских поколений в стране, прошедшей войну. По этой пьесе был поставлен спектакль, который назвали «Офицер», но зритель его не увидел. Театр Советской Армии сумел провести всего две пробные постановки – в декабре 55-го года пришел запрет от Главного политуправления Армии, в котором даже не была указана причина такого решения.

Но неудача не сломила Бориса Львовича, он принимается за драматургию, пытается писать сценарии. Именно в качестве сценариста к нему приходит первый успех – постановка фильма «Очередной рейс» (1958г) и «Длинный день» (1960г). И еще один фильм, который принес Борису Васильеву известность и народную любовь – «Офицеры», который вышел в 1971 году.

После этого снова началась полоса неудач. Повесть Б.Васильева «Иванов катер» повторила печальную судьбу «Танкистов». Ее приняли в печать в «Новом мире» в 1967 году, но познакомиться с ней читатель смог только спустя три года – в 1970-м.
Настоящую славу автору довелось испытать после выхода его повести «А зори здесь тихие…», которую в 1968 году напечатал журнал «Юность». После этой публикации писатель на протяжении долгих лет сотрудничал с журналом, именно здесь печатались все произведения, вышедшие из-под пера великого прозаика.

В 1970 году пьесу «А зори здесь тихие…» поставил театр на Таганке и она стала самой значимой постановкой года. В 1972 году С.Ростоцкий экранизирует полюбившуюся пьесу – фильм получил народную любовь. После этого пьесу экранизировали еще два раза.

Военная тематика присутствует практически во всех произведениях Бориса Васильева, ведь он сам прошел через ее пекло. В повестях «Завтра была война», «В списках не значился», в рассказах «Великолепная шестерка», «Ветеран», «Неопалимая купина» и «Вы чье, старичье?» — подлинные эпизоды Великой Отечественной. На основе этих произведений сняты фильмы, некоторые переснимались по нескольку раз.
Особое место в творчестве Васильева отводится историческим романам. В своих произведениях он раскрывает раннюю историю Руси.

Личная жизнь

В жизни известного прозаика была только одна женщина – его любимая жена Зоря Альбертовна Поляк. Их знакомство состоялось в 1943 году, когда Бориса выписали из госпиталя и он отправился поступать в Военную Академию. Расписались молодые люди в 1945 году. Работала Зоря в конструкторском бюро и редактором на телевидении. Жена поддерживала мужа во всем, была настоящим другом, товарищем и музой. Именно с Зори Альбертовны был написан образ Сони для повести «А зори здесь тихие…». Прототипом Искры Поляковой в романе «Завтра была война» также служила жена писателя – его любимая Зоря. Они прожили вместе долгих и счастливых 70 лет.

(1972) - за фильм «А зори здесь тихие…»

  • Главный приз Всесоюзного кинофестиваля (1973) - за фильм «А зори здесь тихие…»
  • Премия имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» ()
  • Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга » ()
  • Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель»,
  • международной литературной премии «Пенне-Москва»,
  • премии Союза писателей Москвы «Венец»,
  • премия Российской академии кинематографических искусств «Ника» - «За Честь и Достоинство» ().
  • Почетный гражданин города-героя Смоленск (1992)
  • Награды и премии имени Б.Васильева

    • Специальный приз всероссийского фестиваля актеров-режиссеров «Золотой феникс» в Смоленске имени писателя Б.Васильева (2013):

    2013 – д/ф «Борис Васильев. Моя война» (реж. Николай Парасич и Владимир Мосев)

    2014 – д/ф «Наталья Белохвостикова. Причуда судьбы» (реж. Наталья Наумова)

    2015 – х/ф «Дурак» (реж. Юрий Быков)

    2016 – х/ф «Герой» (реж. Юрий Васильев)

    2017 – х/ф “Из Уфы с любовью” (реж. Айнур Аскаров)

    Сочинения

    Собрания сочинений

    • Собрание сочинений в восьми томах. - М., «Русич», 1994. - Т. 1-5.
    • Собрание сочинений в пяти томах. - М., Вагриус, 1999. - 5 000 экз.
    • Избранное в двух томах. - М., 1988
    • Собрание сочинений в трёх томах. М., Любимая Россия, 2004
    • Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 2012
    • Собрание сочинений в 8-ми томах. – М., 2014

    Отдельные произведения и сборники

    • // Юность, 1969, № 8. Повесть
    • В списках не значился // Юность, 1974, № 2, 3, 4. Повесть
    • Вам привет от бабы Леры. Роман // Нева, 1988, № 12, с. 6-91
    • Великолепная шестёрка // Юность, 1980, № 6. Рассказ
    • Ветеран // Юность, 1976, № 4. Рассказ
    • В списках не значился // Юность, 1972
    • Встречный бой // Юность, 1979, № 5. Повесть
    • Вы чьё, старичьё? // Новый мир, 1982, № 5. Рассказ
    • Гибель богинь // Нева, 1986, № 7. Повесть
    • Глухомань. (2001) Роман
    • Длинный день (1960) Сценарий к фильму
    • Жила-была Клавочка // Юность, 1987, № 1. Повесть
    • Завтра была война // Юность, 1984, № 6. Повесть
    • Иванов катер // Новый мир, 1970, № 8, 9. Повесть
    • Кажется, со мной пойдут в разведку // Юность, 1980, № 2. Повесть
    • Карнавал // Согласие, 1991, № 1, 2. Повесть
    • Капля за каплей. Повесть. 1991.
    • Красные жемчуга. Повесть
    • Короткая рокировка. Повесть
    • Летят мои кони… Повесть о своем времени // Юность, 1982, № 6. Повесть
    • «Мир восклицательный знак» // Юность, 1985, № 6. Рассказ
    • Не стреляйте белых лебедей // Юность, 1973, № 6, 7. Роман
    • Неопалимая купина // Знамя, 1986, № 2. Рассказ
    • Очередной рейс (1958). Сценарий к фильму
    • Очередь. Рассказ // Огонёк, 1988, № 16, с. 20-24
    • Победители. Повесть
    • Пятница // Юность, 1970, № 6. Рассказ
    • Розыск продолжать // Смена, 1986, № 16, 17, 18. Повесть
    • Рослик пропал. Повесть
    • Самый последний день… // Юность, 1970, № 11. Повесть
    • Скобелев, или Есть только миг… (является ответвлением от романа «Были и не были»)
    • Старая «Олимпия» // Юность, 1975, № 6. Рассказ
    • Стучите и откроется. (1955) Пьеса
    • Суд да дело… // Человек и закон, 1983, № 11-12. Повесть
    • Танкисты. [Офицеры] (1954) Пьеса
    • «Холодно, холодно…» Рассказ
    • Экспонат №… // Юность, 1986, № 3.

    Серия исторических романов «Романы о Древней Руси»

    • Ольга , королева русов
    • Александр Невский (1997; переизданный под другим названием роман «Князь Ярослав и его сыновья» («Конунг и князь»))

    Серия исторических романов о Смоленске

    • Летят мои кони (1982, 1987, 1993)
    • Капля за каплей (1991)

    Серия исторических романов «История рода Олексиных»

    • Картёжник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда (1998)
    • Были и небыли (1977-1980)
    • Книга 1. Господа волонтеры
    • Книга 2. Господа офицеры
    • Дом, который построил Дед (1991, 1993)
    • Ровесница века (1988; переизданный под другим названием роман «Вам привет от бабы Леры»)

    Театральные постановки

    • - «А зори здесь тихие» - Ленинградский театр юного зрителя (первая постановка в СССР- премьера состоялась 9 мая 1970 года. Режиссёр - Семен Димант).
    • 1970 - «А зори здесь тихие» - Омский театр для детей и молодёжи
    • - «А зори здесь тихие» - Театр драмы и комедии на Таганке , Москва ; постановка Юрия Любимова
    • - «А зори здесь тихие» - Центральный Театр Советской Армии , Москва
    • 1971 - «В списках не значился» Омский театр для детей и молодёжи
    • - «В списках не значился» - «Ленком »; инсценировка Юрия Визбора , постановка Марка Захарова
    • 1985 - «Завтра была война» - театр им. В. Маяковского
    • 1992 – «Погром» (по роману «И был вечер, и было утро») – Казанский ТЮЗ, реж. – Борис Цейтлин
    • - «Завтра была война» - Театр юношеского творчества , Санкт-Петербург
    • 2009 – «Завтра была война» – спектакль Смоленского драматического театра, реж.Виктор Протопопов (в ролях выпускники актерского отделения Смоленского института искусств, мастерская Л.Касаткиной и С.Колосова). Восстановлен в 2015 году, реж. С.Тюмин.
    • - «А зори здесь тихие» - Театр юношеского творчества, Санкт-Петербург
    • - «А зори здесь тихие», музыкальная драма А. Кротова по мотивам повести - Новосибирский театр музыкальной комедии
    • - «А зори здесь тихие» - Санкт-Петербургский театр «Мастерская»
    • 2011 – «А зори здесь тихие…» – Смоленский камерный театр, реж. Н.Парасич
    • - «Завтра была война» - Театральная студия социального спектакля «КЭВС», Санкт-Петербург
    • 2013 - «А зори здесь тихие» - Театральная студия социального спектакля «КЭВС», Санкт-Петербург
    • - «А зори здесь тихие» - Борисоглебский драматический театр им. Н. Г. Чернышевского
    • - - «А зори здесь тихие» - Театральная студия «Мистерия» во Дворце детей и молодёжи, Тверь
    • 2015 - «Завтра Была Война» - Учебный театр Пермской Государственной Академии искусства и культуры , Пермь
    • 2015 - «Завтра была война» - Самарский академический театр драмы
    • 2015 - «Ты - моё воскресение» по рассказу «Пятница» - Театральная Компания Ковчег, негосударственный театр-студия Ленинградской области, спектакль Победитель Дельфийских игр России 2015 года в номинации «ТЕАТР»
    • 2015 - «Завтра на войне не бывает» по повести «А зори здесь тихие» - Кукольно-драматическая студия Галактика, город Минск, Беларусь
    • 2015 – «В списках не значился» – Смоленский камерный театр, режиссер – Николай Парасич

    Экранизации

    • (ТВ) (1970)
    • (1972)
    • «Самый последний день» (телеспектакль) (1973)
    • «Одиночество» (ТВ) (1974)
    • «Завтра была война» (телеспектакль) (1990)
    • (телесериал) (КНР , 2005)
    • «Peranmai» («Доблесть») (Индия , 2009)
    • (2015)

    Борис Васильев: «Я прожил достаточно длинную жизнь»

    Текст: Сергей Филатов (председатель Союза писателей Москвы)

    В Москве на 89-м году жизни скончался знаменитый российский писатель , лауреат многих российских и зарубежных литературных премий, академик Российской академии кинематографии Борис Васильев. “РГ” публикует биографию великого писателя.

    Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Родом из дворян, отец Васильев Лев Александрович – кадровый офицер царской, Красной и Советской армии, “чудом пережил три армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии…” (“Век необычайный”, М., 2003). Мать, урожденная Алексеева – Елена Николаевна Тихонова – из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Льва Толстого.

    Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после окончания открытой гражданской войны, оказалось поколением, выросшим в состоянии продолжающейся скрытой гражданской войны. “Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, – напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам – разрушенное идейное… Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь”.

    Влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Борис Васильев считает решающим: “Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца 19-го столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать…”.

    Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания Советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над “врагами народа” и массовыми репрессиями и расстрелами. “Советская власть весьма основательно разрушала семьи, как в городе, так и на селе, не уставая при этом утверждать, что воспитание подрастающего поколения в прочных руках государства. Боже, кого только нам не предлагали в роли воспитателей! Школу и пионерскую организацию, комсомол и великие стройки Коммунизма, армию и рабочий коллектив… Мы вырастали в атмосфере команд… Мы маршировали, выкрикивая лозунги к обозначенной вождями цели”. Вождям “восторженно кричали “Ура!”. Врагам кричали “Смерть!” еще задолго не только до суда, но и задолго до следствия, поскольку газеты натравливали нас сразу же после арестов очередных врагов… Мы были детьми гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной… И в этой гражданской войне – негромкой, ползучей, – наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой – Это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана”.

    Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе с детства переплелись в его сознании. Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда закончил 9-й класс, началась Великая Отечественная война.

    Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительского комсомольского батальона, и 3-го июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 г., потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе был направлен, сперва в кавалерийскую, а затем в пулеметную полковую школу, которую и закончил. Служил в 8-м воздушно-десантном гвардейском полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

    Поколению мальчишек начала 20-х годов, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них: “…мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины” (“Век необычайный”, М., 2003).

    Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированный войск, где встретил свою будущую жену – Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей. После окончания в 1946 году инженерного факультета академии работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Демобилизовался в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте о демобилизации назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

    Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений. Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса “Танкисты” (1954) – о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием “Офицер” была принята к постановке в Центральном театре Советской армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 незадолго до премьеры спектакль был запрещен ГЛАВПУРОМ (Главным политическим управлением армии). Позднее Борис Васильев напишет об этом эпизоде: “А может быть, это-то и хорошо, что запретили без всякого объяснения? Если бы надавали замечаний, я бы растратил уйму времени, пьесу все равно бы угробили (в этом ведомстве своих мнений не меняют), а я бы привык доделывать да переделывать по указаниям, слухам, мнениям… Я слушаю только редакторов, устраняю их замечания или принимаю к сведению, но никогда ничего не переделываю во имя, так сказать, сиюминутного момента”. Вслед за запретом спектакля был рассыпан по распоряжению “сверху” типографский набор “Офицера” в журнале “Театр”, руководимом известным драматургом Н.Ф.Погодиным.

    Несмотря на неудачи, Борис Васильев не бросает драматургии: его пьеса “Стучите и откроется” в 1955 поставлена театрами Черноморского флота и Группы войск в Германии. Одновременно по приглашению Н.Ф.Погодина он посещает сценарную студию при Главкино, в результате чего по сценариям Васильева были поставлены кинофильмы “Очередной рейс” (1958), “Длинный день” (1960) и другие. И всё же кинематографическая судьба его складывалась далеко не безоблачно. Ему приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН (“Клуб веселых и находчивых”), сочинять подтекстовки к киножурналам “Новости дня” и “Иностранная хроника”…

    Непросто складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева “Иванов катер” (М.,1967) – А.Т.Твардовский принял повесть для публикации в “Новом мире”. Но после его смерти она почти три года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 (“Новый мир”, № 8, 9). К этому времени в журнале “Юность” (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора – “А зори здесь тихие…”. Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать в ысоту. “Зори…” многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.

    Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность “лейтенантской прозой” сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не “его” война. Его притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы и решения. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и, вместе с тем, проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.

    Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то двенадцать дворов, клочке земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами поразительного противостояния пятерых девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности – женского противостояния войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой обрываются пять судеб, и с каждой, почти осязаемо, становятся тише и тише зори над землей. И так же поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда через годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.

    Повесть вобрала в себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с мелодраматическим оттенком, составляющая несет на себе печать авторской личности – романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной к иронии и прозорливой. Это проза мужественного и честного писателя, органически не принимающего компромисса между истиной и ложью.

    Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя, его функции – обнажать перед людьми, жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и учить сочувствию и добру.

    Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях “В списках не значился” (1974); “Великолепная шестерка” (1980), “Вы чье, старичье?” (1982), “Неопалимая купина” (1986), “Завтра была война” (1986), и других.

    Основанная на документальном материале повесть “В списках не значился” может быть отнесена к жанру романтической притчи. Сложный фронтовой путь главного героя, лейтенанта Плужникова, которому автор дал имя своего погибшего школьного товарища, путь преодоления лишений, страха смерти, голода и усталости, приводит к укреплению в молодом человеке чувства достоинства, обращает его к тем ценностям, которые были заложены в нем семейными преданиями, приобщенностью к отечественной истории и культуре: долгу, чести, наконец, патриотизму – чувству, по-васильеву, интимному и сокровенному.

    В начале 80-х гг. Васильев публикует два произведения, очень близких по внутренней проблематике. Это – автобиографическая повесть “Летят мои кони” (1984), глубоко искренняя и полная тепла по отношению ко всему, что составляло его юность, и повесть “Завтра была война” – наверное, одно из наиболее жестких произведений писателя. На его страницах зловеще царит предвоенная эпоха, в столкновении с напором которой ломаются, подлеют, опустошаются или, наоборот, закаляются души и характеры и подростков, и взрослых. Идет процесс ломки старой культуры и создания новой, а, значит, и изменения системы нравственных координат: “…так было во всех семьях, инерционно стремившихся передать нам нравственность вчерашнего дня, тогда как улица – в самом широком смысле – уже победно несла нравственность дня завтрашнего. Но это не рвало нас на части, не сеяло дисгармонию, не порождало конфликты: это двойное воздействие в конечном итоге и создало тот сплав, который так и не смогла пробить крупповская сталь” (“Летят мои кони”).

    Рассказы Васильева о послевоенных судьбах фронтовиков неизменно проникнуты горечью – слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни, – и чувством вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества. Писатель видит в этом закономерные последствия войны, ни миллионные жертвы которой, ни громкие победы не в силах предотвратить чудовищное падение нравов воюющих сторон. Война узаконивает убийства и развращает души вседозволенностью, она возвращает в мирную жизнь людей опустошенных. А это опасно сказывается и на последующих поколениях, и на ходе всей истории.

    Повесть “Не стреляйте в белых лебедей” (1973), перекликающаяся по нравственной направленности со многими васильевскими произведениями, всё-таки занимает в творчестве писателя особое место. В поединке с циничными и жестокими браконьерами гибнет, забитый ими до смерти, главный герой, воспринимаемый в деревне как “божий бедоносец”, Егор Полушкин, вступившийся за доверенную его охране природу. Веривший в свою правоту и человеческую справедливость, он становится жертвой зла, вызывая у читателя гневную реакцию по отношению к убийцам. Стреляющие в лебедей и забивающие ногами их защитника, они, прежде всего, убивают в себе всё человеческое. Острая жалость и безмерное сострадание вызывает нелепо оборвавшаяся судьба лесника. Добро уязвимо, как всякое нравственное начало, и требует от нас защиты не в одиночку, а всем миром. Вокруг романа развернулась бурная полемика, ряд критиков упрекал писателя в излишнем сен¬тиментализме и – отчасти – в самоповторении (“Литературное обозрение”, 1973, №№ 11,12).

    История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение в романе “Были и небыли” (1977), повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах – Олексиных), а именно об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность. Хроника событий в романе многопланова. Со временем он объединил 6 произведений, действие в которых происходит с пушкинских времен до середины ХХ века: “Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда” (1998), “Были и небыли”, “Утоли моя печали” (1997); “И был вечер, и было утро” (1989), “Дом, который построил Дед” (1993), “Вам привет от бабы Леры” (1988). В них Васильев представляет читателям героическую, возвышенную и трагическую судьбу интеллигенции, ее деяния и заблуждения, пытаясь, с одной стороны, определить ту глубинную духовно-нравственную константу, что давала ей силы и способность в любых ситуациях оставаться самой собой, с другой – осознать меру ее исторической и моральной ответственности. Она, в конце концов, встала на сторону насилия, разрушила многовековую монархию и привела к власти левоэкстремистские силы. Она и сама подверглась жесточайшим репрессиям, но благодаря тому, что ее традиции не были полностью уничтожены, сумела неформально возглавить народ во время Отечественной войны, что и привело к победе.

    “Я прожил достаточно длинную жизнь, – пишет Борис Васильев, – чтобы внутренне ощутить, а не просто логически осмыслить все три этапа, три поколения русской интеллигенции от ее зарождения до гибели через ступени конфронтации, унижения, физического уничтожения, мучительного конформизма уцелевших до возрождения веры в гражданские права и горького понимания, что интеллигенция так и осталась невостребованной. …Ведь необходимость и сила русской интеллигенции была в ее понимании своего гражданского долга перед родиной, а не просто в исполнении тех служебных функций, которые столь характерны для западных интеллектуалов и которые силой насаждала Советская власть. Русская интеллигенция была востребована историей для святой цели: выявить личность в каждом человеке, восславить ее, укрепить, нравственно, вооружить не раболепием православия, а мужеством индивидуальности. …Русский народ не может существовать без собственной интеллигенции в исторически сложившемся ее понимании не в силу некой богоизбранности, а потому лишь, что без нее он утрачивает смысл собственного существования, вследствие чего никак не в силах повзрослеть” (“Век необычайный”, 2003).

    Исторические романы Васильева содержат многие аналогии, повествуя о яростной борьбе за власть (“Вещий Олег”,1993), о предпосылках “смутного времени” и его последствиях (“Князь Ярослав и его сыновья”, 1997), о коварстве и жестокости княжеской власти, о первых обращениях русов к христианству (“Ольга – королева русов”, 2002).

    К сложным реалиям дня сегодняшнего, замешанного на острых конфликтах предпринимательства и криминалитета, на пугающем падении культуры, а вместе с нею и уровня жизни, на скрытой и явной угрозе разрастания нравственной глухомани в душах людей, обращена повесть “Глухомань” (2001).

    Борису Васильеву принадлежит множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые разные стороны нашей жизни. Это обеспокоенность утратой обществом исторической памяти и размыванием нравственно культурного пласта, накопленного Россией за многовековой период ее существования, и как следствие – исчезновении мыслящего слоя общества и менталитета народа. Обращаясь к истории, он утверждает: “Да, историю – не в записи, разумеется, – исправить невозможно, но можно – и нужно! – попытаться сгладить последствия деяний прошлого, если эти деяния сказываются в дне сегодняшнем” (“Летят мои кони”)

    Писатель постоянно напоминает о необходимости установления и поддержания приоритета культуры, которую определяет как традиционную, выработанную тысячелетиями систему выживания русского народа, с горечью признавая, что “революция и воспоследовавшая за нею гражданская война, а в особенности сталинские репрессии практически уничтожили культурную мощь России. Цивилизованные страны перестали воспринимать нас как свою составную культурную часть: такова, увы, данность сегодняшнего дня…”.

    Размышляя о природе патриотизма, Васильев с болью говорит: “Ныне это великое понятие затрепано, замусолено и затаскано бесстрастными, не обладающими хотя бы крупицами харизмы коммунистическими вождями в Государственной думе. …Неужели не ясно, что любовь доказывается только делами, только поступками и решительно ничем иным?” .

    Так же бескомпромиссно он размышляет о сложившемся, часто уничижительном отношении власти к народу, взаимосвязи территории и уровня жизни в России, с тревогой говорит об отсутствии гражданского общества в нашем государстве.

    Васильев настойчиво, шаг за шагом, по крупицам изучает историю, чтобы понять причины, приведшие к бесправному государству, в котором мы живем и которое терпим ради иллюзорных идей, подбрасываемых нашими вождями, и приходит к следующему важному выводу: “Западная Европа получила в наследство от Католической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство византийского толка, приняла и Византийское право, в котором приоритетом оказались не права личности, а безусловное право деспота, государя, царя – то есть, приоритет власти. На этом представлении о преимуществе государственных прав над правами личности и существовала Россия вплоть до Судебной реформы Александра Второго. Однако реформы эти, обеспечившие самый демократический суд в России, в дикие глубины страны, а тем паче, в глубины населяющих ее темных душ проникнуть не успели. Объявились большевики, решительно повернувшие к византийскому пониманию приоритетного права государства”. В итоге, общество формировалось “в пренебрежении к презумпции невиновности, о которой и не подозревает большинство населения вообще. Именно на разности исходных принципов и основываются наши разногласия с Европой, как только заходит разговор об ущемлении прав человека”.

    О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик.

    В 80-90-х гг. Борис Васильев активно участвует в общественно-политической жизни: депутат 1-го Съезда народных депутатов СССР, член Комиссии съезда по расследованию событий 1989г. в Тбилиси. В том же году он выходит из КПСС, в которой состоял с 1952г. Однако довольно скоро оставляет политику, считая, что писатель должен заниматься своим прямым делом. Но в 2002 г. году вновь оказывается общественно востребованным – становится членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.
    Почетный гражданин Смоленска (1994). Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России.

    Борис Васильев – лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А.Д.Сахарова “Апрель”, международной литературной премии “Москва-Пенне”, премии Союза писателей Москвы “Венец”, Национальной кинематографической премии “Ника” – “За Честь и Достоинство, Национальной литературной премии “Большая книга” в номинации “Честь и достоинство”.

    Награжден орденами “Отечественной войны” 2-й степени, “За заслуги перед Отечеством” 2-й степени, “Трудового Красного знамени”, “Дружба народов”, медалями, в том числе “За оборону Москвы”, “За победу над Германией”.

    Международный объединенный биографический центр удостоил его титула “Выдающийся деятель современности”.

    … Он скоропостижно скончался утром 11 марта на 89 году в доме под Солнечногорском, где долгие годы жил и работал. Его повести, романы, публицистика, сочетавшие в себе открытую гражданскую позицию и честное отношение к эпохе, заставляли читателя задуматься о чести и достоинстве, о прошлом и настоящем, о порядочности, о романтизме, всегда живущем в человеческих душах.

    Он ушел вслед за своим верным другом и многолетней спутницей жизни – Зорей Альбертовной, жизнь которой оборвалась два месяца назад. Ушёл – чтобы не разлучаться с ней.

    Вы держите в руках первую книгу из серии "Бессмертный полк. Классика". Повесть писателя-фронтовика Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." - одна из тех пронзительных историй, погрузившись в которую взрослеешь и поднимаешься над собой. И просто невозможно больше быть прежним. Сила воздействия этой истории не зависит от времени, в которое тебе выпало жить - будь то эпоха черно-белого телевидения или 5D-кинотеатров.

    В книгу вошли известные повести Б. Васильева, рассказывающие о Великой Отечественной войне, участником и свидетелем которой был автор, и произведения, написанные в последние годы, в которых писатель попытался осмыслить и художественно отразить нравственные противоречия нашего времени в судьбах людей.

    Книга известного писателя Бориса Васильева "Александр Невский" продолжает его цикл исторических романов о русских князьях (ранее вышли "Вещий Олег" и "Ольга, королева русов")
    XIII век. Князья на Руси ведут бесконечные междуусобные войны, которые мешают объединению перед лицом внешнего врага Их имена сейчас помнят только историки, а в памяти народа остался только один - новгородский князь Александр.

    Роман-эпопея Бориса Васильева "Были и небыли" посвящён освобождению Россией Болгарии из-под османского ига (1877-1878). Появление русских войск в Болгарии вызвало подъём национально-освободительной борьбы болгарского народа. Это была борьба против всех видов тирании, чем и объясняется массовый героизм русских и болгарских солдат и офицеров.

    "Господа волонтеры" - первая часть дилогии Бориса Васильева "Были и небыли", посвященной дворянскому роду Олексиных. На дворе семидесятые годы XIX века, в семье происходят тягостные события, а на Балканах идет освободительная война против турецкого ига. Молодые Олексины отправляются туда в числе сотен волонтеров.

    Биография

    Борис Васильев - лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» - «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

    Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.

    Библиография

    • (1969). Повесть
    • В списках не значился . (1974) Роман
    • Вам привет от бабы Леры… (1988)
    • Великолепная шестёрка. (1980) Рассказ
    • Ветеран. (1976) Рассказ
    • Встречный бой. (1979)
    • Вы чьё, старичьё? (1982) Рассказ
    • Гибель богинь. Повесть
    • Глухомань. (2001) Роман
    • Длинный день. (1960) Сценарий к фильму
    • Жила-была Клавочка. (1986) повесть
    • Завтра была война . (1984) Повесть
    • И был вечер, и было утро. (1987)
    • Иванов катер. (1970) Повесть
    • Кажется, со мной пойдут в разведку… Повесть
    • Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда (1998)
    • Князь Ярослав и его сыновья. (1997) Ист. роман
    • Красные жемчуга. Повесть
    • Летят мои кони. (1982)
    • Не стреляйте белых лебедей (1973). Роман
    • Неопалимая купина. (1986) Рассказ
    • Отрицание отрицания
    • Очередь. Рассказ
    • Очередной рейс. (1958) Сценарий к фильму
    • Пятница. Рассказ
    • Самый последний день. (1970)
    • Скобелев, или Есть только миг… (является ответвлением от романа «Были и небыли»)
    • Стучите и откроется. (1955) Пьеса
    • Суд да дело. Повесть
    • Танкисты. [Офицеры] (1954) Пьеса
    • «Холодно, холодно…» Рассказ
    • Экспонат №…

    Серия исторических романов «Романы о Древней Руси»

    • Александр Невский (1997; переизданный под другим названием роман «Князь Ярослав и его сыновья»)
    • Юность Мономаха (2009)
    • Государева тайна (2009)

    Серия исторических романов «История рода Олексиных»

    • Картежник и бретер, игрок и дуэлянт (1998)
    • Были и небыли (1977-1980)
    • Книга 1. Господа волонтеры
    • Книга 2. Господа офицеры
    • Утоли моя печали (1997)
    • И был вечер, и было утро
    • Дом, который построил Дед (1991)
    • Ровесница века (1988; переизданный под другим названием роман «Вам привет от бабы Леры»)

    Театральные постановки

    • «А зори здесь тихие» - Театр драмы и комедии на Таганке , СССР , 1972
    • «А зори здесь тихие» - Театр Музыкальной Комедии в Новосибирске, Россия , 2010
    • «А зори здесь тихие» - Театр "Мастерская" в Санкт-Петербурге, Россия , 2011
    • «Завтра была война» - Театральная студия социального спектакля КЭВС СПб ГБУ ГЦСП "КОНТАКТ"" в Санкт-Петербурге, Россия , 2012
    • «А зори здесь тихие» - спектакль Борисоглебского драматитческого театра им. Н. Г. Чернышевского (Россия, 2012).

    Экранизации

    • «Длинный день» (1961)
    • «Королевская регата» (1966)
    • «На пути в Берлин» (1969)
    • (1972)
    • «Иванов катер» (1972)
    • «Вы чьё, старичьё?» (1982)
    • «По зову сердца» (1986)
    • «Наездники» (1987)
    • - телесериал, КНР , 2005

    Критика

    • Баранов В. Развитие или хождение по кругу? (1973)
    • Блажнова Т. Внуки разберутся: [К выходу книги Бориса Васильева «Вещий Олег»]. (1997)
    • Борисова И. Напоминание. (1969)
    • Воронов В. Серьёзный дебют. (1970)
    • Дедков И. Сказание о Егоре Бедоносце. (1973)
    • Дементьев А. Военная проза Бориса Васильева. (1983)
    • Ковский В. Живая жизнь романа. (1977)
    • Латынина А. Частный человек в истории. (1978)
    • Левин Ф. Четверть века назад. (1970)
    • Полотовская И. Л. В списках значится: Васильев Б. Л. (Жизнеописание. Библиография. Сценография) // Библиография. - 2005. - № 2. - C. 75-88
    • Уварова Л. Сила доброты. (1973)
    • Юдин В. Если в разведку - то с ним!: О творческом пути писателя Бориса Васильева. (1985)

    Награды и премии

    Примечания

    Литература

    • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8

    Ссылки

    • Васильев, Борис Львович в энциклопедии «Кругосвет»
    • Борис Львович Васильев (англ.) на сайте Internet Movie Database
    • Фрагмент аудиозаписи беседы Б. Л. Васильева с Юрием Панковым, издателем серии книг «Автограф века» (октябрь 2005 года)

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Писатели по алфавиту
    • Родившиеся 21 мая
    • Родившиеся в 1924 году
    • Родившиеся в Смоленске
    • Сценаристы по алфавиту
    • Сценаристы СССР
    • Сценаристы России
    • Лауреаты премии Президента Российской Федерации
    • Лауреаты Государственной премии СССР
    • Лауреаты премии Ленинского комсомола
    • Лауреаты премии «Ника»
    • Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени
    • Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» 3 степени
    • Кавалеры ордена Дружбы (Россия)
    • Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
    • Кавалеры ордена Дружбы народов
    • Награждённые Почётной грамотой Президента Российской Федерации
    • Лауреаты премии «Большая книга»
    • Персоналии:Воздушно-десантные войска СССР и России
    • Борис Васильев
    • Писатели России по алфавиту
    • Русские писатели по алфавиту
    • Писатели России XX века
    • Русские писатели XX века
    • Писатели СССР
    • Авторы исторических романов
    • Писатели-соцреалисты
    • Военная проза
    • Члены Союза писателей СССР
    • Члены Союза кинематографистов СССР
    • Лауреаты премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство»
    • Почётные граждане Смоленска
    • Народные депутаты СССР от творческих союзов
    • Мемуаристы России

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Васильев, Борис Львович" в других словарях:

      - (р. 1924) русский писатель. В повестях А зори здесь тихие... (1969), В списках не значился (1974) трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях Не стреляйте в белых лебедей (1973), Завтра была война (1984) социально нравственные… … Большой Энциклопедический словарь

      Писатель, кинодраматург; член Комиссии по првам человека при Президенте РФ; родился в 1924 г.; участник Великой Отечественной войны; окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск; автор повестей и романов "А зори здесь… … Большая биографическая энциклопедия

      - (р. 21 мая 1924, Смоленск), российский писатель, драматург, публицист, киносценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1975), лауреат премии президента России в области литературы и искусства за 1999 год. Участник Великой Отечественной войны … Энциклопедия кино

      Борис Львович Васильев (род. 21 мая 1924, Смоленск), советский и российский писатель. Содержание 1 Биография 2 Библиография 2.1 серия: Романы о Древней Руси … Википедия

      - (р. 1924), русский писатель. В повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не значился» (1974) трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) социально… … Энциклопедический словарь

      ВАСИЛЬЕВ Борис Львович - (р. 21.5.1924), советский писатель, сценарист. Член КПСС с 1952. В 1948 окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск Советской Армии. С 1954 на литературной работе. Дебютировал в кино в 1958 сценарием фильма «Очередной рейс» о… … Кино: Энциклопедический словарь

      ВАСИЛЬЕВ Борис Львович - (р. 1924), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1952. Пов. «А зори здесь тихие…» (1969; одноим. фильм, 1972; Гос. пр. СССР, 1975), «Иванов катер», «Самый последний день» (обе — 1970), «Встречный бой» (1979), «Кажется, со мной пойдут в … Литературный энциклопедический словарь