Цель :
1) показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту;
закрепить уважение и любовь к сказкам;
2) развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи.
3) воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Ход игры :
Ведущая : Ребята, вы любите сказки? (Да) Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да)
Ну, тогда пора тихонько
Нам места свои занять,
В мир волшебных приключений
Путешествие начать…
Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?
Педагог читает отрывок:
Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А что же растет на нашем дереве? (книжки)
Какие сказки написаны в этих книжках? Дети по одному подходят к дереву, снимают по одной книжке и говорят, какая сказка в этой книжке. В каждой книжке задание для викторины.
Задание 1 : Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?
Волки от испуга скушали друг друга.
Бедный крокодил жабу проглотил,
А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. («Путаница»)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)
… Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
Неужели, в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели!.. («Телефон»)
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она... («Федорино горе»)
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит... («Айболит»)
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать -
Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)
Задание 2 : Закончите четверостишие:
- «Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас, …»
- «Зайчики в трамвайчике
Жаба на метле
Едут и смеются …»
- «Убежало одеяло,
Улетела простыня,
И подушка …»
- «Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал
Вот вам …»
- «В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке …»
- «А за нею вилки,
рюмки да бутылки,
чашки да ложки, …»
- «Маленькие дети!
Ни за что на свете
не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие …»
Задание 3 : «Черный ящик».
В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».
Что это? (Калоша)
В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
Что это? (Мочалка)
В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».
Что это? (Варенье)
В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».
Что это? (Шоколад)
В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».
Что это? (Воздушный шар)
Задание 4 : Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И Чуковского. Отгадывают из какой сказки иллюстрация.
Задание 5 : Прочитай наизусть.
Дети читают отрывки из сказок К.И.Чуковского:
Курица
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот -
Сказочку расскажет, песенку споёт.
Ёжики смеются
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы»!
Бутерброд
Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощёкую сдобную
Булку.
Но чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
«Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи изворот,
А пойдёшь -
Пропадёшь,
Муре в рот попадёшь!
Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот
Попадёшь!»
Задание 6 : Соревнование.
На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.
1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).
2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).
3-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).
4-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).
Задание 7 : Входит Федорушка, плачет:
Федора: Ой, бедная я, бедная!!! (плачет)
Ведущая:Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?
Федора: - А вот послушай:
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе мне,
Горе!
Ведущая: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей что делать, что бы справиться с этой бедой. (Дети дают советы)
Федора:
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Подведение итогов : Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного автора. А на последок нам стихотворение расскажет…
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Входит Федорушка с подносом. На нем самовар и баранки: Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас чаем ароматным с баранками!
Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского
Цель: Познакомить с жизнью и творчеством К.И. Чуковского
Задачи:
Формирование навыков самостоятельной работы с книгой как с источником содержательного и занимательного проведения досуга.
Развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления, творческой фантазии ребят через иллюстрирование прочитанных произведений.
Воспитание уважения к окружающим, к своим друзьям.
(Кабинет празднично украшен: воздушные шары, рисунки ребят, выставка книг писателя).
План викторины:
Вступительное слово учителя.
I тур – «Вспомни сказку».
II тур — « Кто есть кто».
III тур. «Конкурс знатоков».
Аукцион
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
V тур. «Музыкальная страничка»
VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».
Подведение итогов и награждение победителей.
— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур. «Вспомни сказку».
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку .
Нет – нет! Соловей | И мне не надо | |
Лечит маленьких детей, | Только вдруг из – за кусточка | А посуда вперёд и вперёд |
А за ним – то народ | Солнце по небу гуляло | Свинки замяукали – мяу – мяу, |
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур. «Кто есть кто».
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит — (
доктор
)
Бармалей — (
разбойник
)
Федора — (
бабушка
)
Каракула — (
акула
)
Мойдодыр — (
умывальник
)
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики
)
Цокотуха — (
муха
)
Барабек — (
обжора
)
Рыжий, усатый великан — (таракан
)
— Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
III тур. «Конкурс знатоков».
— Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
«Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!» (тараканище)
Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
Умывальников начальник и мочалок командир.
Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
«Подавай сюда наше солнышко!»
Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» (Айболит)
Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото…
— Провалился в болото?
— Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете —
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Аукцион.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище» )
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе» )
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха» ).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы )
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку )
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков )
— Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
— В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике) из «Тараканище»
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
— Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.
V тур. «Музыкальная страничка»
Бармалей
Муха –Цокотуха
Крокодил
Айболит
Федорино горе
Мойдодыр
Тараканище
Телефон
— К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
ЦКТХ | |
МЙДДР | ФДР |
ЙБЛТ | ТРКНЩ |
КРКДЛ | КРКЛ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VI I тур «Героический поступок»
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
8. Зажгли море. | |
2. Воробей | 3. Проглотил солнце. |
3. Крокодил | 5. Помыла свою посуду. |
4 Комар | 6. Вернул солнце в небо. |
5. Федора | 7. Потушила море. |
6. Медведь | 4. Спас Муху – Цокотуху. |
7. Бабочка | 2. Съел таракана. |
8. Лисички | 1. Вылечил зверей. |
VI II тур «Найди связь»
– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”?
(На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
(Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?
(Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху?
(Паук)
— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
—
Вот такое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов. Подведение итогов и награждение победителей.
Корней Иванович Чуковский
«Муха — Цокотуха»
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Доктор Айболит
А в Африке все звери ждут своего спасителя - доктора Айболита. Они смотрят на море в беспокойстве - не плывет ли он? Ведь у 6е-гемотиков болят животики, страусята визжат от боли. А у акулиных деток, у маленьких акулят, болят зубки уже двенадцать суток! У кузнечика вывихнуто плечико, он не прыгает, не скачет, а только плачет и зовет доктора. Но вот на землю спускается орел, везущий Айболита, и Айболит машет всем шляпой. И рады все дети, и счастливы родители. А Айболит щупает животы бегемотикам и всем им дает по шоколадке и ставит им градусники. А тигрят и верблюжат он потчует гоголем-моголем.
Корней Иванович Чуковский
«Мойдодыр«
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам —
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
Зажгли море. | |
Воробей | Проглотил солнце. |
Крокодил | Помыла свою посуду. |
Комар | Вернул солнце в небо. |
Федора | Потушила море. |
Медведь | Спас Муху – Цокотуху. |
Бабочка | Съел таракана. |
Лисички | Вылечил зверей. |
Зажгли море. | |
Воробей | Проглотил солнце. |
Крокодил | Помыла свою посуду. |
Комар | Вернул солнце в небо. |
Федора | Потушила море. |
Медведь | Спас Муху – Цокотуху. |
Бабочка | Съел таракана. |
Лисички | Вылечил зверей. |
Айболит
Федора
Цокотуха
Мойдодыр
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Оформление:
Подготовительная работа к проведению:
1. Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
2. Вступительное слово
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
(слайды 2,3,4)
3. Закрепление.
А) Соревновательная часть
I тур «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого…
(комара)
.
«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше…
(ворону)
.
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких…
(детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…
(воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти…
(не могу).
«Федорино горе»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое…
(чудовище).
«Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…
(темно).
«Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки…
(захрюкали, хрю- хрю
)
(«Путаниц)
(слайды 5,6,7)
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”,“Телефона”…
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит -
(доктор)
Бармалей -
(разбойник)
Федора -
(бабушка)
Каракула -
(акула)
Мойдодыр -
(умывальник)
Тотошка, Кокошка -
(крокодильчики)
Цокотуха
- (муха)
Барабек -
(обжора)
Рыжий, усатый великан -
(таракан)
(слайд 8)
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Аукцион.
1.
В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку?
(«Федорино горе»)
2.
Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался?
(«Бармалей»)
3.
В какой сказке прославляют воробья?
(«Тараканище»)
4.
Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!»
(«Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.
Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства?
(«Муха – Цокотуха»).
6.
Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»:
(Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.
На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья?
(Волки, кит, орлы)
8.
Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»?
(Улитку)
9.
В каких сказках героем является крокодил?
(«Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.
Как звали мальчика, который победил Крокодила?
(Ваня Васильчиков)
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
(слайда 9,10)
IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
(слайд 11)
V тур «Музыкальная страничка».
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза « Веселый танец».
(слайд 12)
К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
Загадки К.И.Чуковского.
(слайды с 13 по 21)
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
(слайды с 22 по 27)
VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
(слайд 28)
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VII тур «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
(слайд 29)
VIII тур «Конкурс чтецов».
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
(слайд 30)
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
IX Подведение итогов викторины
4. Итог урока. Выставление оценок.
Разработка подходит для проведения внеклассного урока по предмету "Литературное чтение". Использовалась во 2 классе для того,чтобы показать удивительный мир произведений К.И.Чуковского.
Викторина по произведениям К. И. Чуковского .
Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
Оборудование: 1)книги К. И. Чуковского;
2)детские рисунки по проиведениям К. И. Чуковского;
3)презентация.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя:
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Корней Иванович Чуковский - сказочник, критик, переводчик, основоположник детской литературы. Он отличался большим трудолюбием. "Всегда,- писал он- где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача- чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!"
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова ему рассказал вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
Сказки Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать. Нет среди нас Чуковского. Но книги его живут, и будут долго жить.
(слайды 1,2,3,4,5)
А сейчас мы проведём викторину, посвящённую творчеству К. И. Чуковского. В викторине принимают участие 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон.
1 конкурс.
Отгадайте загадки К. И. Чуковского.
1) Два коня у меня,
Два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.(коньки)
2) Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска)
3) Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл-
Прямо по морю пошёл!(пароход)
4)Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)
(слайды 7,8)
2 конкурс.
Из каких сказок эти отрывки?
1) Вдруг откуда-то горит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик. (Муха-цокотуха)
2) Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом на перёд. (Тараканище)
3) И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И зайка прыгает снова. (Доктор Айболит)
4) А потом позвонили цапли:
Принесите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись! (Телефон)
(слайд 9)
3 конкурс.
Крокодил - герой многих сказок Чуковского. Вспомните, какие это сказки?
(слайд 10)
4 конкурс.
На чудо - дереве висят макеты книг - сказок К. И. Чуковского. На обложках этих книг названия частично стерлись, остались только первые буквы. Попробуйте отгадать все названия:
Ай... Пут...
Барм... Тара...
Кро... Теле...
Мой... Мух...
(слайд 11)
5 конкурс.
Скажите, из каких сказок эти предметы? (монета, мыло, телефон, воздушный шар, чайник, калоша, термометр, шоколад).
(слайд 12)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6 конкурс.
Из каких произведений эти иллюстрации? («Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Тараканище», «Путаница».)
(слайд 13)
7 конкурс.
Отгадайте кроссворд. В выделенных клетках по вертикали
должна получиться фамилия детского поэта.
1. До болота идти далеко. | 5. Я к таврическому саду, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
До болота идти нелегко. | Перепрыгнул через ограду, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
" Вот камень лежит у дороги. | А она за мною мчится | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Присядем и вытянем ноги". | И кусает, как … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
и на камень лягушки кладут узелок: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
" Хорошо бы у камня прилечь на …!" | 6. Тут и мыло подскочило | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
И вцепилось в волоса, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. И сейчас же брюки, брюки | И юлило, и мылило, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Так и прыгнули мне в руки | Икусало,как … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
А за ними - пирожок: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
" Ну-ка съешь меня, …!" | 7. И сказала скалка: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Мне Федору жалко". | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. "Я- Великий Умывальник. | И сказала чашка: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знаменитый Мойдодыр, | "Ах она …!" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умывальников начальник И мочалок …..! 4. А за ним и бутерброд: Подбежал и прямо в …! 5. Я к таврическому саду, Перепрыгнул через ограду, А она за мною мчится И кусает, как … 6. Тут и мыло подскочило И вцепилась в волоса, И юлило, и мылило Искусало, как … 7. И сказала скалка: « Мне Федору жалко». И сказала чашка: « Ах она ….!» 8. У Котауси злые глазауси 9. И голова болит у них, И горлышко блит. Они лежат и бредят. Ну что же он не едет. Ну что же он не едет. Доктор …? (слайды 14, 15) 8 конкурс Отвечай-ка! Кто справился со страшным Тараканищем? (Воробей) Кто спас Муху-Цокотуху? (Комар) Кого тянули из болота? (Бегемота) Что просили по телефону зайчатки? (Перчатки) Куда убежали Таня и Ваня? (в Африку) Кто украл солнце? (Крокодил) « Чудо-дерево» Посмотрите, что это перед нами растёт. Ученик читает отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Чудо-дерево». Посмотрите, что это растёт на дереве? Давай найдём их владельцев! Телефон - Чуковскому; Воздушный шарик - комарикам (Тараканище); Мыло - Мойдодыр (Мойдодыр); Блюдце - Федоре (Федорино горе); Термометр - Айболиту (Айболит). Подсчёт баллов. И в награду за ваш труд я дарю вам разукрашки с изображением героев сказок К.И.Чуковского. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. У Котауси злые глазауси | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И злые- презлые …! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. И голова болит у них, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И горлышко болит. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Они лежат и бредят. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ну что же он не едет. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ну что же он не едет, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный» (И. Андроников.) Загадки К.И.Чуковского Два коня у меня, Два коня, По воде они возят меня. А вода тверда, Словно каменная. Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. Без колёс! Вот так чудо паровоз! Не с ума ли он сошёл- Прямо по морю пошёл! Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня! Из каких сказок эти отрывки? ВДРУГ ОТКУДА-ТО ЛЕТИТ МАЛЕНЬКИЙ КОМАРИК, И В РУКЕ ЕГО ГОРИТ МАЛЕНЬКИЙ ФОНАРИК . ЕХАЛИ МЕДВЕДИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ. А ЗА НИМИ КОТ ЗАДОМ НАПЕРЁД. И ПРИНЕСЛИ К НЕМУ ЗАЙКУ, ТАКОГО БОЛЬНОГО, ХРОМОГО, И ДОКТОР ПРИШИЛ ЕМУ НОЖКИ. И ЗАЙКА ПРЫГАЕТ СНОВА. А ПОТОМ ПОЗВОНИЛИ ЦАПЛИ: - ПРИШЛИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАПЛИ: МЫ ЛЯГУШКАМИ НЫНЧЕ ОБЪЕЛИСЬ, И У НАС ЖИВОТЫ РАЗБОЛЕЛИСЬ! Отгадайте названия сказок Чуковского. Ай… Пут… Барм… Тара… Кро… Теле… Мой… Мух… Кроссворд Кроссворд
|
Чуковский Корней Иванович – автор детских загадок, песенок, перевёртышей. Очень любил Корней Иванович сочинять и сказки. Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу ». Викторина «Сказки Чуковского» состоит из 17 вопросов. На все вопросы даны ответы.
Составитель викторины: Ирис Ревю
1. Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?
Ответ:
«Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Айболит», «Телефон», «Краденое солнце»
2. В сказках К.Чуковского нередко героем оказывается совсем не тот персонаж, от которого можно было ожидать смелого поступка. А кто становится героем в сказке «Приключение Бибигона»: персонаж крупных габаритов или маленьких?
Ответ:
в «Приключениях Бибигона» герой «ростом, бедняга, не выше вот этакой маленькой мыши»
3. Зачастую действующими лицами сказок Чуковского выступают животные. И особенно часто — Крокодил. Вспомните, в каких сказках присутствует этот персонаж?
Ответ:
в сказках «Крокодил», «Мойдодыр» (гуляющий с детьми по Таврическому саду), «Бармалей» (Крокодил глотает разбойника), «Тараканище» (Крокодил с испуга проглатывает жабу) и др.
4. Как вы считаете, Мойдодыр – враг мальчику-грязнуле или нет?
Ответ:
Мойдодыр – не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над своими дурными привычками
5. Где призывал Мойдодыр мыться, купаться?
Ответ:
« в ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане»
6. Из какой сказки этот отрывок:
«Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?»
Ответ:
из сказки «Мойдодыр»
7. Продолжите фразу:
«Ехали медведи — …на велосипеде
»
«Одеяло убежало — …улетела простыня
»
«И сейчас же щётки, щётки — …затрещали, как трещотки
»
«Скачет сито по полям -…а корыто по лугам
»
«Стыдно старому реветь – ты не заяц, а …медведь
»
8. В какой сказке Чуковского в качестве главного «персонажа» выступает устройство для передачи и приёма звука?
Ответ:
«Телефон»
9. Какими отрицательными качествами наделён Таракан из сказки «Тараканище»?
Ответ:
Таракан олицетворяет собой зло, насилие
10. Как считается в сказке Корнея Чуковского — дёшевы ли нынче рога?
Ответ:
«Мы врага бы –
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дешевы».
11. От Федоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора?
Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи».
Правильный ответ:
«И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора…
»
12. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха в одноименной сказке?
Варианты ответов: 1. Новый Год. 2.Именины 3. Масленицу
Правильный ответ:
Муха-Цокотуха справляла именины: «Нынче Муха-Цокотуха именинница
»
13. Вспомните, как веселилась метла, когда начался праздник у Федоры?
Ответ:
«А метла-то, а метла – весела –
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила».
14. Как вы считаете, какая идея лежит в основе практически каждой сказки Чуковского?
Ответ:
борьба добра со злом, победа добра над злом
15. Какой огромный предмет проглотил Крокодил в сказке «Краденное солнце»?
Ответ:
Крокодил «солнце в небе проглотил»
16. На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных?
Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3.В Африку
Правильный ответ:
в Африку
17. На каком шарике передвигались комарики в сказке
«Тараканище»?
Ответ:
На воздушном