Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Учимся писать сочинение. Жилин и Костылин (сравнительная характеристика героев)

Учимся писать сочинение. Жилин и Костылин (сравнительная характеристика героев)

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Цели деятельности учителя: Создать условия для составления сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, обучать учащихся созданию художественного образа, формулировать идею, проблематику произведения, развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение, воспитывать грамотного читателя

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : учащийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : учащийся принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : учащийся осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : учащийся вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока:

1. Организационный этап

    Приветствие учащихся, настрой на хороший урок.

2. Актуализация, мотивация учебной деятельности

Какое произведение мы с вами читали на уроке литературы? (Слайд 1)

1. Работа над эпиграфом

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

Прочитайте эпиграф. (Слайд2)

Почему война не сказка?

Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война) (Слайд3)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

3.Создание проблемной ситуации.

В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?

Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина) (Слайд 4)

4. Целеполагание.

А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)

5. Осмысление текста (анализ)

а). Приемы составления характеристики героев

(портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)

Приемы составления характеристики литературных героев: (Слай5)

Внешние черты (портрет);

Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

Характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. (Слайд 6)

- Сравним Жилина и Костылина.

Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие.

I . Портрет

Найдите в тексте описание героев;

О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II . «Говорящая» фамилия

(Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек.)

Как еще можно сказать про него? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Как вы определите смысл фамилии: Костылин?

(Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

Какой наш герой? (слабый).

III

- Какое решение принимает Жилин?

Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

Как себя ведет Костылин?

Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

    Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Почему Костылин много раз писал письма домой?

    Костылин не одно письмо написал, потому думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Рукодельничает;

Изучает местность, так как думает о побеге;

Общается с Диной;

Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

4. Мнение татар о героях.

    Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

    Костылин – «смирный».

V . Побег

Расскажите об этом.

Как вели себя герои?

    Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

    Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

6. Вариативное применение открытых смыслов в разнообразных ситуациях.

1. - Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина, распределите их в 2 столбика и запишите в тетрадь. (Слайд 7)

Жилин Костылин

ходит по аулу спит

всматривается

Скучает

Считает дни

Выпытывает информацию

Рукодельничает ждет ответ на письмо

2. - Как называется выразительное средство, которое используется при описании героев? (Антитеза)

Что такое антитеза?

(Антитеза - противопоставление, противоположность)

Какие изобразительно – выразительные средства вы еще знаете?

(- метафора; - эпитет; - сравнение)

2. Сейчас мы это проверим. Игра «Отгадай-ка!». (Слай8)

«По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал…» (антитеза)

«… нос крючком, как у ястреба…» (сравнение)

3-4. -Самостоятельно найдите примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа и запишите. (3-4примера)

5.–Составьте синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин) (Слайд 9)

7. Контроль.

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» (Слайд 10)

(Дети заполняют таблицу)

Жилин

Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо,

чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

I . Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

II . «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль – палка, опора при ходьбе хромым

или людям с больными ногами.

Слабый человек.

III . Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый,

решительный,

способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться

(ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и

дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу,

собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый;

человек дела.

3. Занятия

Бездействует, стонет.

4. Мнение татар о Жилине

Жилин завоевал уважение детей и

взрослых:

«Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

Костылин – «смирный».

V . Побег

Жилин проявляет волю, мужество,

находчивость, стойкость,

активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет

эгоизм, слабость.

8.Домашнее задание. (Слайд11)

Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

9. Рефлексия (Слайд12)

1. Значимость темы

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы….

Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

Сделать правильный выбор друзей;

Понимать внутренний мир человека.

Офицер Костылин является в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» ярким второстепенным персонажем. Он полная противоположность главному герою Ивану Жилину как во внешности (первый — сухой, стройный и подтянутый, второй — грузный, толстый и одутловатый), так и по характеру.

Если Жилин настоящий герой и образец мужества и чести, то Костылин — довольно подлый, эгоистичный и слабовольный человек, который ради собственной выгоды не побрезгует предательством.

Характеристика героя

("Пришёл работник, и идёт за ним человек какой-то, толстый, босиком и ободранный; на ноге тоже колодка " - так с Жилиным оказывается в плену другой офицер — Костылин)

Костылин - богатый и влиятельный русский офицер дворянского происхождения, имеющий достаточно высокий ранг для того, чтобы начальство разрешило ему отпуск. Вместе с Жилиным он отправляется в путь с военным обозом и попадают в плен к татарам. Когда происходит нападение горцев, Костылин имевший при себе ружье, даже не успевает им воспользоваться, потому что потеряв голову от страха, и трусливо бросив товарища на произвол судьбы, пытается убежать. Но его ловят и пленяют, он окончательно раскисает и готов пойти на все условия похитителей, лишь бы получить свободу.

Испуганный и потерянный он сразу же покорно соглашается написать письмо с требованием выкупа за пять тысяч монет, хотя умный и толковый Жилин пытается хотя бы выторговать за это у татар хоть немного еды и чистой одежды. В плену он ведет себя как слабый и бесхребетный человек, не пытающийся ничего предпринимать, и просто ожидающий когда за него заплатят деньги. Жилин начинает вести подкоп, а Костылин даже не пытается ему помочь, пассивно наблюдая за его усилиями. Он ничего не делает, никуда не выходит, в отличие от деятельного и предприимчивого Жилина, и целыми днями или ждет письма из дома с вестями о выкупе, или просто спит.

Во время первого побега изнеженный и не привыкший к трудностям Костылин постоянно ноет и стонет, соглашается, чтобы худой и изможденный Жилин с изрезанными ногами тащил его на себе. В итоге была организована погоня и их поймали. В наказание посадили в глубокую яму в земле, пессимист Костылин окончательно потеряв всякую надежду освободиться, падает духом и покорно ждет своей участи. Когда Костылин пытается бежать второй раз, он отказывается даже вылазить из ямы и не пытается больше преодолевать какие-либо трудности. Жилин удачно совершает второй побег и оправившись после плена продолжает службу на Кавказе, а Костылина освобождают через месяц после того как приходит выкуп, больного, измученного и еле живого.

Образ героя в произведении

("Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит ")

Вся сюжетная линия рассказа Толстого «Кавказский пленник» построена на противопоставлении характеров и поведения двух центральных персонажей: Жилина и Костылина. В сложной жизненной ситуации, в которой они оказались, каждый из них ведет себя по-разному и проявлет скрытые черты своего характера: кто-то храбро и мужественно сражается за свою свободу, кто-то трусливо и пассивно ждет спасения извне. На примере этих героев автор хотел показать читателям каким должен быть настоящий человек, и каким нет.

Даже фамилии для своих героев Толстой выбрал неспроста, ведь Жилин сразу ассоциируется с силой, жилистостью, выносливостью и крепостью, а Костылин перекликается со словом костыль, т.е. со слабым человеком, которому нужна поддержка и опора. Все поступки и поведение Жилина в описываемых в рассказе событиях вызывают уважение и гордость за наш русский народ, а Костылина — осуждение и даже презрение за его трусость, слабость и предательство. Жилин по-настоящему заслужил право быть свободным, ведь он приложил к этому все свои усилия, и Толстой искреннее восхищается его качествами и проявляет к нему искреннюю симпатию. И наверное неспроста в название рассказ вынесено слово «пленник» в единственном числе, ведь конечно же Жилину, и уж никак не Костылину, посвящено данное повествование.

Цели:

  • Обучать учащихся созданию художественного образа.
  • Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
  • Воспитывать грамотного читателя.

ХОД УРОКА

I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

(Приложение 1 . Слайд 1)

1. Повторение знаний теории литературы

– Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

– «Кавказский пленник» – это литературная сказка? (Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов)

– Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? (Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя)

– Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы? (В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий)

– Эпизод и сюжет – одно и то же? (Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец)

– Какие группы персонажей есть в рассказе? (Главные, второстепенные и эпизодические.)

– Назовите главных героев. (Жилин, Костылин и Дина.)

– А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

(Приложение 1 . Слайд 2)

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.
Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

(Приложение 1 . Слайд 3)

Повествование:

  • Личное – от лица героя-рассказчика;
  • Безличное – от лица повествователя.

(Приложение 1 . Слайд 4)

Персонажи:

  • главные;
  • второстепенные;
  • эпизодические.

– Вы согласны со своими ответами? (Да)

Оценки за ответ…

2. Работа над эпиграфом

– Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (О татарах).
Кавказская война – самая продолжительная война.

Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

– Прочитайте эпиграф.
– Почему война не сказка?
– Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

– Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
– В рассказе изображены два офицера.
– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (Офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

3. Тема урока

(Приложение 1 . Слайд 4)

а) Приемы составления характеристики героев

(Приложение 1 . Слайд 3)

Приемы составления характеристики литературных героев:

– внешние черты (портрет);
– поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
– характеристика героя другими действующими лицами

б) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Сравним Жилина и Костылина.
– Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
– Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

– Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

Портрет

– Найдите в тексте описание героев;
– О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
– Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

«Говорящая» фамилия

– Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой? (Слабый).

Поведение героев во время нападения татар

Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (Решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
– Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

В плену

1. Письмо о выкупе

– Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (Он знал, что у матери нет денег)
– Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность?
– Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
– Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
– Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Жилин:
– Рукодельничает;
– Изучает местность, так как думает о побеге;
– Общается с Диной;
– Лечит людей аула.

– Что скажете о нем? (Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:
– Бездействует и стонет.
– Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».

Побег

– Расскажите об этом.
– Как вели себя герои?

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

в) Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
с использованием таблицы, составленной в ходе работы

Жилин Костылин
Общее
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Различие
I. Портрет
Удалой, выносливый, смелый. Физически слабый.
II. «Говорящая» фамилия
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый, выносливый, крепкий человек.
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.
Слабый человек.
III. Поведение героев во время нападения татар
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV. В плену
1. Письмо о выкупе
Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
1. Письмо о выкупе
Трус, думает только о себе.
2. Внутреннее состояние
Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.
2. Внутреннее состояние
Душевно слаб, верит в выкуп.
3. Занятия
Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.
3. Занятия
Бездействует, стонет.
4. Мнение татар о Жилине
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
4. Мнение татар о Костылине
Костылин – «смирный».
V. Побег
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

г) Значимость темы

– Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

– различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
– сделать правильный выбор друзей;
– понимать внутренний мир человека.

4. Домашнее задание:

1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

– Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.
– О чем бы они могли вам рассказать?
– О чем бы вы их спросили?

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами - Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показы­вая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

В начале рассказа писатель сводит этих героев вме­сте. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный по­ступок, потому что торопится к матери, а Косты­лин - только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был». «А Костылин - мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усилива­ется смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно на­звать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и под­держка, а сам он ничего не может.

Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опас­ность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Кос­тылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем впе­рёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие харак­теров героев проявляется тогда, когда они оба оказы­ваются в татарском плену.

Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тыся­чи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, не­сколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привыч­ками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить лю­дей. Этим он сумел расположить их к себе и даже за­воевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце. На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро­дами.

А Костылин «по целым дням сидит в сарае и счита­ет дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря сво­ему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жи­лин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам. Толстой ис­пытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

В произведении Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» показаны два разных, противоположных друг другу главных героя – Жилин и Костылин. В данном рассказе показана правдивая, жизненная история, которая удивляет своей простотой.

Два главных героя являются сослуживцами офицерами и друзьями в беде. Жилин и Костылин – дворяне, служащие на Кавказе. Во время отправления в отпуск они попадают в плен к горцам. Читая данный рассказ, приходится смотреть на данную ситуацию глазами двух абсолютно разных людей.

Внешне приятели сильно отличаются друг от друга. Костылин тучный мужчина, который из-за своего веса постоянно потеет и заливается краской. Жилин наоборот невысок ростом, строен и ловок. Обратив внимание на фамилии героев, можно заметить насколько точно они описывают персонажей. Фамилия Жилина говорит о его спортивном телосложении, выносливости и силе. В то время как фамилия Костылина показывает обратное – его неуклюжесть и несамостоятельность.

В рассказе Жилин показан, как предусмотрительный и умный молодой мужчина. Он способен здраво оценивать ситуацию и находить к ней верное решение. Костылин же ведет себя беззаботно, до тех пор, пока не оказывается в опасности. Он не скрывает своего страха и зачастую выставляет себя трусом. Но характеры героев точно проявляются в момент, когда они оба попадают в плен к горцам.

Оказавшись в плену, Жилин показывает свои отважные черты, несмотря на угрозу своей жизни. Он отказывается платить выкуп и специально отправляет письмо по другому адресу, чтобы заранее предотвратить переживания матери. Но Костылин поступает по-другому. Он сразу же пишет несколько писем домой, прося о помощи и скорейшей высылке денег на его откуп.

Жилин изначально поставил цель сбежать домой, но помимо этого он наблюдает за местной жизнью, старается понять чужие быт и обычаи. Жилин завоевывает уважение хозяина своими положительными качествами. Он мастерит игрушки, лечит местных жителей и сближается с Диной, которая помогает в конце ему сбежать.

Костылин бездействует на протяжении всего рассказа, ожидая письма от родных. Когда Жилину удается сбежать, он берет с собой Костылина, который становится жалующейся обузой во время побега. Жилин терпит боль и усталость, не бросая Костылина, несет его на себе. Когда товарищей снова схватят и вернут в плен, Костылин будет так же бездействовать.

В конце рассказа товарищам удается спастись во второй раз, но происходит это только из-за несломленного духа Жилина, который никогда не переставал сопротивляться. Автор ярко симпатизирует Жилину, восхищаясь его отважностью и стойкостью. Читатель во время прочтения рассказа не может не испытывать некого презрения к Костылину, который не прилагает и капли усилий, чтобы освободиться из вражеского плена. В произведении показаны два героя, которые являются полными противоположностями друг друга. Именно это и заставляет читателей сравнивать отдельные качества личности и поступки персонажей.

Вариант 2

Лев Николаевич Толстой в своем произведении под названием «Кавказский пленник» рассказывает о двух русских офицерах Жилине и Костылине. Автор использует интересную особенность, он описывает их поведение в одинаковых ситуациях, показывая насколько разным может быть отношение к происходящему и поведение в зависимости от характера.

Герои встречаются в начале повествования, Жилин готов на опасный поступок, потому что торопиться на встречу к маме, Костылиным же просто движет чувство голода и жара, которая не дает ему спокойно жить. Также есть разница и во внешнем описании молодых людей, Жилин не высок ростом, но при этом достаточно удал и способен выкрутиться из любой ситуации. Костылин же наоборот высокий, грузный и достаточно толстый.

Их фамилии можно назвать говорящими, Жилин образовано от слова «жила», его можно назвать достаточно жилистым, крепким и достаточно выносливым. Костылину же во всем нужна опора и поддержка, этакий костыль, который будет его поддерживать, ведь он сам ничего не может.

Жилин изображается как человек решительный и способный принимать самостоятельные действия, но при этом он может предусмотрительно смотреть вперед и принимать взвешенные решения. При этом же Костылин больше похож на легкомысленного человека, который порой не отвечает за решения, которые принимает, он надеется, что его пронесет и ничего смертельного не случиться.

Еще одним ключевым моментом становится отношение к животным, Жилин называет ее ласково матушкой, а Костылин просто издевается, избивая плетью, которая подвернулась под руку.

Особенно эта разница заметна, когда они попадают в плен. Костылин просит у матери выслать денег, а Жилин специально пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло до матери. При этом он извлекает из времени, проведенного в плену пользу, старается наблюдать за культурой и образом жизни людей, которые взяли его в плен. Чего не скажешь о Костылине, он мечтает скорее уйти из плена, даже если это станет бременем для его родственников и близких.

Таким образом, два человека попавших в одинаковые обстоятельства, проявляют совершенно разные черты характера, они показывают разницу воспитания.

Сравнение Жилина и Костылина

Толстой в рассказе «Кавказский пленник» повествует о двух офицерах Жилине и Костылине. Автор ставит их на равных условиях, как двух военных с похожими судьбами и в оказавшихся в одной ситуации. Но ввиду своего характера и склада личности каждый ведет себя в одних и тех же условиях по-разному. О таком положении дел и рассказывает Лев Толстой.

Жилин и Костыли были участниками сражений за присоединения Кавказа к русским землям. И вот судьба, а точнее по их собственному решению товарищи остаются вдвоем. Таким образом попадают в беду, где Костылин сбежал бросив друга, ружье и бежал прочь, думая лишь о своей жизни. Жилин напротив не кичился своей жизнью и задумал лишь своей смертью принести пользу и убить хоть одного татарина шашкой.

Но судьба не спасла Костылина от плена, где в это время уже находился Жилин. Татары заставляют пленных сразу писать письма на родину, чтобы те высылали огромный денежный выкуп, если же хотят снова увидеть своих родных мужчин. Так Костылин не долго думая пишет письмо в отчий дом, где просит семью выслать 5 тысяч рублей. Жилин наоборот не хочет отсылать письмо, но за невозможностью этого просто пишет неверный адрес своего дома. Жилин понимает, что матушка живет одна и не сможет выслать такую сумму.

В ожидании спасения или смерти Жилин и Костылин вели себя тоже не одинаково, хотя казалось бы в ограниченной обстановке нет шансов реализоваться. Жилин по ночам рыл подкоп, а днем делал кукол для маленькой татарской девочки, которая взамен носила ему лепешки и молоко. Костылин в это время ничего не делал. И вот в день побега оба пленника бегут вместе босиком, в результате чего стирают ноги и Жилину приходится нести на себе ослабевшего напарника. Из-за этого их снова ловят.

Даже после того, как Кавказских пленников ловят Жилин не сдается и продолжает верить в свой побег, Костылин продолжает жить прежней жизнью пленного человека. На помощь храброму и отважному Жилину приходит та самая девочка, которая кормила его в прежнее время. Она спускает в яму длинную палку, по которой мужчина понимается. Он смог добежать до русских, где его ожидала безопасность, а Костылин дождался денег от родных и был выкуплен.

Таким образом читатель напрямую видит героев-антиподов. Жилин храбрый, отважный, честный и решительный молодой человек, который думает не только о себе, но и о родных, о окружающих его людях ни смотря ни на какие обстоятельства, а Костылин эгоистичный, жалкий, трусливый и ленивый.

5 класс

  • Сочинение по картине Комарова Наводнение для 5 класса

    Заяц, в надежде спастись от воды, забрался на ветку свисавшую со старого дерева. Он невероятно напуган. Его темные круглые глазки сверкают от страха. Он прижимается своей желтовато-коричневой шерсткой к стволу

  • Основная идея повести Выстрел Пушкина сочинение

    Одна из самых замечательных повестей А.С. Пушкина это «Выстрел». Писатель и поэт в основном в своих произведениях описывал чувства и жизнь людей того времени

  • Образ и характеристика Евграфа Живаго в Докторе Живаго Пастернака

    «Доктор Живаго» - роман, написанный Борисом Пастернаком в 1955 году (писал он его десять лет). Советские власти не приняли этот роман, и Пастернак был подвержен травле, из-за которой рано умер.

  •