Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Три товарища анализ произведения. Три товарища, сюжет, проблематика, герои, постановки и экранизации

Три товарища анализ произведения. Три товарища, сюжет, проблематика, герои, постановки и экранизации

Отрывок из рецензии Г. Бергельсона на тему «Три товарища»

Живя в эмиграции, Ремарк продолжал творить. Но следующее свое произ
ведение он опубликовал лишь в 1938 году. Это был роман "Три товарища".
Место действия книги - Берлин. Об этом мы судим по отдельным приметам
города, таким, например, как знаменитая клиника "Шарите", а тот, кто чи-
тает роман в оригинале, - по ряду слов и выражений на берлинском диалек-
те, которые автор вкладывает в уста некоторых персонажей. Что же касает-
ся времени действия, то это 1928 год. Время обозначено совершенно точно,
ибо оно является важным объектом художественного исследования, проведен-
ного автором романа.
Хотя с того момента, как прозвучали последние выстрелы, прошло
опять-таки десять лет, жизнь была еще пропитана памятью о войне, пос-
ледствия которой сказывались на каждом шагу. Не зря ведь они, эти воспо-
минания, и самого автора привели к созданию его знаменитого антивоенного
романа.
Память о фронтовой жизни прочно входит в нынешнее существование трех
главных героев романа, Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца,
как бы продолжается в нем. Это ощущается на каждом шагу - не только в
большом, но и в малом, в бесчисленных деталях их быта, их поведения, их
разговоров. Даже дымящиеся асфальтные котлы напоминают им походные поле-
вые кухни, фары автомобиля - прожектор, вцепляющийся в самолет во время
его ночного полета, а комнаты одного из пациентов туберкулезного санато-
рия, к которому пришли в гости его товарищи по несчастью, - фронтовой
блиндаж.
Война наложила неизгладимый отпечаток на образ мышления трех товари-
щей. "Как ни странно, - замечает, например, Роберт, почувствовав, что из
кухни доносится аромат только что заваренного кофе, - но от запаха кофе
я повеселел. Еще со времен войны я знал: важное, значительное не может
успокоить нас... Утешает всегда мелочь, пустяк..." И если он говорит:
"Наше прошлое научило нас не заглядывать далеко вперед", - то мы понима-
ем, что под "прошлым" здесь тоже имеются в виду военные годы.
Постоянные воспоминания героев об их фронтовой юности не имеют ничего
общего с героизацией и романтизацией войны. Напротив, и этот роман Ре-
марка о мирной жизни является таким же антивоенным произведением, как и
два предыдущих. "Слишком много крови было пролито на этой земле, чтобы
можно было сохранить веру в небесного отца!" - к такому выводу приходит
Локамп после беседы со священником в церковном саду.
Но мысли о войне относятся не только к прошлому: они порождают и
страх перед будущим, и Роберт Локамп, глядя на младенца из приюта,
горько иронизирует: "Хотел бы я знать, что это будет за война, на кото-
рую он поспеет". Эти слова Ремарк вложил в уста героя-рассказчика за год
до начала второй мировой войны.
В "Трех товарищах" Ремарк показал себя искуснейшим мастером индивиду-
альных характеристик. Каждый из трех главных героев имеет свое лицо и
действует в полном соответствии с внутренней логикой своей натуры. В са-
мом начале они выступают как некий триединый персонаж, но очень скоро
читатель начинает любого из них сразу же узнавать по поведению, по язы-
ку, по манерам, даже по жестам. Несколько позднее двух своих товарищей
"раскрывается" Отто Кестер, и это оказывается закономерным, оправданным,
- ведь сдержанность едва ли не главное свойство этой удивительно цельной
натуры. Но по мере того как мы знакомимся с Кестером, мы все больше
убеждаемся в силе его воли, в его целеустремленности, умении быстро ори-
ентироваться в трудной обстановке, принимать и выполнять единственно
возможное решение, иногда даже идти ва-банк, особенно когда речь идет о
выручке друга. И как непохож на него со своим веснушчатым лицом, голубы-
ми глазами и рыжим чубом, то по-мальчишески озорной, то по-хорошему сен-
тиментальный Готтфрид Ленц, которого он сам и его друзья не зря прозвали
"последним романтиком"!
Менее всего "узнаваем", пожалуй, Роберт Локамп. Это объясняется тем,
что повествование в романе ведется от его лица, и, вместо объективных
суждений о персонаже, читателю преподносится глубинная автохарактеристи-
ка, в которой ему приходится разбираться "своими силами". Но фигура Ро-
берта представляет особый интерес: она более всех других идентична само-
му автору и очень часто используется им для передачи его собственных
мыслей. Не случайно, видимо, именно этого героя Ремарк заставил во мно-
гом повторить свой собственный жизненный путь, как он поступал ранее в
отношении Пауля Боймера и Эрнста Биркхольца: Роберту Локампу тридцать
лет, ровно столько, сколько было самому писателю в 1928 году; он тоже
был мобилизован в 1916 году и тоже был тяжело ранен; его мать, как и
мать Ремарка (и Пауля Боймера), умерла от рака; он тоже должен был стать
учителем и тоже перепробовал после войны много профессий, в том числе и
профессию пианистатапера. Таков далеко не полный перечень деталей, подт-
верждающих автобиографический характер образа героя-рассказчика.
Роберт Локамп в гораздо большей степени, нежели его сотоварищи и во-
обще кто-либо из других персонажей книги, показан изнутри. По его
собственным словам, долгие годы после войны он жил "тупо, бездумно и
безнадежно". И если он, недоучившийся студент университета, распростив-
шийся с книгами, концертами и театральными спектаклями, в шутливой сло-
весной перепалке с Ленцем говорит, что у него давно уже пропала охота
чему-нибудь учиться и что он сам не знает, для чего живет на свете, то в
этой шутке есть большая доля правды.
Заставляя Роберта заниматься самоанализом, Ремарк исследует думы и
настроения "потерянного поколения" в целом. Многое из того, что
свойственно ему, характерно и для его товарищей, только у Ленца это та-
ится под покровом шутки, а скупой на слова Кестер вообще редко высказы-
вает свои мысли вслух. Впрочем, то же самое можно сказать и о целом ряде
других героев. Ведь фактически это роман не только о трех товарищах.
Разве не относятся к "потерянному поколению" Фердинанд Грау, Валентин
Гаузер, Альфонс и некоторые прочие персонажи из тех, кто уцелел в огне
войны, но утратил душевное спокойствие и теперь пытается выйти из состо-
яния шока с помощью бесконечных выпивок и потасовок?
Более того, в известной степени к "потерянному поколению" относится
также одна из главных фигур книги - Патриция Хольман. Хотя обаятельная
Пат моложе своего возлюбленного Робби и его друзей и, естественно, не
знает, что такое жизнь во фронтовом окопе, она тоже жертва войны: как
констатируют врачи, ее смертельная болезнь является последствием недое-
дания в детские и юношеские годы, приходившиеся на военные времена. Кес-
тер, Ленц и их прочие друзья охотно принимают Пат в "ряды товарищей"
(Альфонс: "Ведь вы теперь наша. Никогда бы не подумал, что женщина может
стать своей в такой компании"), и это объясняется не только уважением к
любовному чувству Роберта, но еще и тем, что печально-ироническое отно-
шение девушки к жизни близко их собственным взглядам. Владелица пансиона
фрау Залевски находит прямолинейные, но довольно меткие слова, характе-
ризующие их душевную травму: "Прошлое вы ненавидите, настоящее презирае-
те, а будущее вам безразлично".
"Три товарища" - роман с широким социальным фоном. Это достигается, в
частности, тем, что он густо "населен" эпизодическими и полуэпизодичес-
кими персонажами, представляющими различные круги и слои немецкого наро-
да, и среди них нет, кажется, ни одного, кто не остается в читательской
памяти, хотя некоторые из них, как, например, старый казначей-национа-
лист, живущий в пансионе фрау Залевски, запечатлены с помощью всего
двух-трех штрихов. Запоминаются и все остальные обитатели этого заведе-
ния, как и сама владелица его и ее служанка Фрида, а также другие персо-
нажи романа, которые лишь мимолетно появляются на пути главных героев.
Особое место в этом хороводе занимает вереница пациентов туберкулезного
санатория, с которыми в последних главах романа болезнь сводит Пат.
Здесь, кстати, нельзя не отметить, что в том, как рассказы о судьбах
этих столь различных по происхождению и положению людей вплетены в общее
повествование, очень заметно влияние романа Т. Манна "Волшебная гора"
(1924).
Заявка на тему товарищества как главнейшую в романе дана уже в загла-
вии. Закоренелые холостяки Отто Кестер, Готтфрид Ленц и Роберт Локамп
живут, по существу, совместной жизнью. Они не прочь погрубить друг дру-
гу, как это делают юноши или молодые мужчины, но интересы товарища неиз-
менно оказываются для каждого из них выше собственных. Судьба товари-
щества складывается здесь по-иному, чем в "Возвращении": оно не оказыва-
ется иллюзией, выдерживает испытание временем, не распадается, а превра-
щается в дружбу в самом высоком смысле слова, причем дружбу действенную,
активную, которой угрожают только внешние силы вроде револьвера убийцы
Ленца.
Самую серьезную проверку товарищество проходит после вспышки заболе-
вания Пат вплоть до ее смерти, накануне которой Отто совершает жертвоп-
риношение: продает своего "Карла", автомобиль, который был как бы их
четвертым товарищем и о котором Кестер ранее говорил, что он скорее сог-
ласится продать руку, чем эту машину.
В этом романе Ремарку удалось создать удивительную по своей поэтич-
ности картину любви. Тут все - от зарождения взаимного чувства Робби и
Пат до трагической развязки - дышит правдой и доставляет истинное эсте-
тическое наслаждение. Искренняя и естественная, начисто лишенная всякого
жеманства, всякой игры любовь выводит героя и героиню из состояния ду-
шевного оцепенения. У Робби она прорывает панцирь равнодушия, и он приз-
нается самому себе, что познал счастье. Тема любви тесно сплетается с
темой товарищества. Вместе они образуют якорь спасения для людей "поте-
рянного поколения", освобождают их от одиночества.
Товарищество, активная дружба и любовь - важные аспекты гуманистичес-
кой программы Ремарка. Еще одной ее существенной стороной является сост-
радание. "Жалость - самый бесполезный предмет на свете, - запальчиво
бросает Роберт в разговоре с фрау Залевски. - Она - обратная сторона
злорадства, да будет вам известно". Но эти слова, как признается сам ге-
рой-рассказчик, произнесены с раздражением. Они маскируют истинные мысли
и чувства Локампа и вызваны как раз этим "самым бесполезным предметом на
свете", жалостью, состраданием к несчастной доле бухгалтера Хассе и даже
его жены, хотя ее измена явилась причиной самоубийства мужа. Такая пози-
ция свойственна и Роберту и его друзьям: за грубоватостью и цинизмом
скрывается подлинно человечное отношение к тем, кто нуждается в состра-
дании.
А людей, которым сочувствие необходимо, в романе много, ибо Ремарк
хорошо ощущает зависимость судеб своих героев от нелегкой судьбы Герма-
нии той эпохи. В ткань книги искусно вплетено множество микросюжетов,
посвященных людям, чья жизнь "свелась к одной только мучительной борьбе
за убогое, голое существование". К этим людям относятся, например, вла-
дельцы идущего с молотка жалкого скарба, которых встречают на аукционе
Кестер и Локамп, покупающие здесь старый автомобиль. Невозможно забыть
ни супружескую пару, которую нужда заставляет расстаться с этим автомо-
билем, ни одинокую старушку, купившую здесь же попугая, чтобы у нее дома
был хотя бы кто-то, кто будет с ней "разговаривать". Да и сами три това-
рища тоже ведут непрерывную борьбу за существование, дела их мастерской
идут все хуже и хуже и в конце концов кончаются крахом.
Сквозной темой, превращающейся в один из лейтмотивов романа, стано-
вится тема безработицы. Много раз здесь говорится о берлинцах, мечтающих
найти хоть какой-нибудь заработок. Мы встречаем их в самых неожиданных
местах - на бегах, где они надеются на улыбку фортуны, в музеях, где
есть возможность погреться, - узнаем истории целых семейств, отравивших-
ся газом из-за того, что главы этих семейств окончательно отчаялись по-
лучить работу. Но и те, у кого работа есть, живут в страхе: боятся поте-
рять ее, так как за каждым увольнением зияет "пропасть вечной безработи-
цы".
Явной антифашистской тенденции "Три товарища" не содержат, если не
считать того, что в погромщиках, убивающих Ленца, хотя их партийная при-
надлежность не обозначена, определенно угадываются нацистские головоре-
зы. Видимо, в 1938 году Ремарк не вступил еще, как это сделали многие
другие писатели-эмигранты, на путь открытой борьбы с ненавистным ему
гитлеровским режимом. Но затем вести, приходившие из Германии, и события
мировой истории активизировали позицию писателя и заставили его отка-
заться от политического нейтрализма. Ведь в том самом году, когда были
напечатаны "Три товарища", нацисты оккупировали Австрию и Чехословакию,
а еще через год навязали человечеству вторую мировую войну. И уже в 1940
году выходит антифашистский роман Ремарка "Возлюби ближнего своего".
Фашистское "правосудие" отомстило Ремарку, отправив на гильотину
младшую сестру писателя, жительницу Дрездена, портниху Эльфриду Ремарк,
в замужестве Шольц, обвиненную в высказываниях против политики фюрера и
лично против него и в пораженческих настроениях. Сохранившиеся архивные
материалы свидетельствуют о том, что на заседании трибунала, проходившем
29 октября 1943 года под председательством палача немецкого народа Ро-
ланда Фрайслера, упоминалась и "грязная книжонка "На Западном фронте без
перемен", состряпанная братом обвиняемой".

Это первая книга, где проституток считают за людей, показывают, что у них тоже есть проблемы, заботы.

Они тоже нервничают, боятся, переживают, живут. В чем-то им больше повезло, в чем-то меньше.

Работа не самая приятная и классная.

Она похожа на работу водителя в автобусе, тоже нужно находить компромисс с людьми и обслуживать их, не нахамить, не побить, а культурно и доходчиво объяснить что-то.

Проститутка конечно не водитель, но тоже работает с клиентами, хоть и обслуживает их в другом плане, но работа есть работа.

В книге автор часто описывает природу, но на мой взгляд, уделять ей настолько много времени не стоит.

Лучше рассказать что-то другое, более интересное .

Например, переживания, взаимоотношения, взгляды людей на жизнь того времени.

Очень классно описываются те ожидания прибытия письма к адресату. Сегодня такого нельзя увидеть.

Теперь достал мобильный телефон и доставай другого абонента хоть по каждые 5 мин. названивая.

Что я не единожды замечаю, чуть ли не в каждой книге, фильме, сериале показывается или описывается, как главный герой (герои) бухают разные крепкие напитки по отдельности или смешивая их походу.

Это какой-то бич современности и вообще болезнь человека.

Пить по праздникам это ясно и немного, но просто так бухать, чтобы забыться и забыть проблемы?

Я вас умоляю, это же смешно! Как будто после опьянения все проблемы решатся и все будет ок?

Что носили в карманах в 20 веке:

Монеты, перочинный ножик, ключи, сигареты…

А что в наши дни? Мобильный телефон (вещь первой необходимости), ключи и деньги.

Персонажи книги “Три товарища”

Робби Локамп главный персонаж книги.

Немного неуверенный в себе мужчина, он хочет взять некоторые черты от успешных или влиятельных людей, которых иногда видит.

Встречая фронляйн Хольман он не верит, что удача улыбается ему и судьба благоволит и такая красивая женщина может его любить.

Это показывает низкую самооценку Робби.

Он не знает психологии и не представляет, как видят женщины этот мир.

Как они выбирают себе партнера для проживания и отношений.

В тоже время Робби честный, преданный друг, товарищ для своих друзей и девушки Пат.

Готтфрид Ленц – любимец женщин, отличный психолог и любитель
выпить, как и вся компания друзей.

Он всегда смотрит на Робби, как на ребенка, который не знает, что ему делать и как себя вести в отношениях с женщиной.

Умеет пошутить, подколоть и дать нужный совет в подходящее время.

Патриция Хольман – девушка Роберта Локампа. Она ощущает новизну, ищет стабильности, любви и понимания от своего мужчины.

И Пат находит все это в Робби. Фронляйн Хольман умеет красиво одеваться, у нее есть связи и богатые друзья, но это все ей не интересно, ведь у нее есть Робби.

Пат красива и умна, но узнав её лучше Робби узнает, что она смертельно больна и не сможет поправиться.

Но господин Локамп свято верит в то, что Пат будет здорова, и нарожает ему детей. Ведь все люди хотят верить в хорошее будущее, как без него можно прожить.

Отто Кестер – был военным летчиком, он автогонщик-любитель, многократно выигрывал гонки на своем автомобиле “Карл”. Точнее авто “Карл” общее всех трех товарищей. Также Отто занимался боксом.

Конец книги “Три товарища” какой-то незаконченный, Пат умерла, Робби пока ещё в больнице в горах, а что дальше?

Книга вообщем интересна, особенно история трех товарищах, их дружба, общение, жизнь, отношения, приключения и гонки на любимом авто “Карле”, но слишком уж большой упор сделан на теме сухот, что мне лично не понравилось.

« -Какой смысл вечно ссориться, жизнь коротка. Она полна всяких случайностей и превратностей. В наши дни надо держаться друг за дружку.» (с)

Довольно странно, что великий роман Эриха Марии Ремарка «Три Товарища» был экранизирован за прошедшие почти 80 лет лишь однажды. После было снято несколько фильмов по мотивам, причём оба у нас (лучший из которых «Цветы от Победителей», действие которого происходит закономерно в «лихие» 90-ые). И не одной повторной, «настоящей» экранизации. Причём старый, считающийся классическим фильм 1938 -ого, снятый стараниями Голливуда так сказать «по горячим следам», (роман Ремарка появился всего за 2 года до экранизации) при всём своём великолепии не может встать вровень с оригинальной книгой. А уж тем более он не в силах её заменить, как это запросто может сделать скажем киноверсия «Унесённых Ветром» (1939). В случае блистательной экранизации романа Маргарет Митчелл совершенно ясно, отчего в последствии некто не рисковал тягаться с постановкой Виктора Флеменга — это попросту было ненужно и невозможно, ибо тогда Голливуд родил настоящий шедевр киноискусства — великий блокбастер на все времена. Чего, увы про экранизацию книги Ремарка, осуществлённую Фрэнком Бордзейджем не скажешь. Как самостоятельный фильм, его «Три Товарища» вполне крепкая романтическая мелодрама. Но те кто читал книгу сразу скажут, что как экранизация фильм не удался. Разумеется он не плох, иначе бы он не стал классикой мирового кино, и не запомнился бы зрителям. Но если перечислять лучшие постановки по популярным или классическим книгам — то его там определённо не будет. И если порой можно человеку «трудно-восприимчивому» к чтению посмотреть экранизацию книги, то в данном случае этого сделать будет нельзя. Ибо вся непомерная глубина, весь не передающийся лиризм книги, вся её сентиментальность и нежность — откроются человеку только при шелесте страниц, и потраченном на чтение времени. «Три Товарища» Ремарка настолько уникальное произведение, что тут даже и столь популярная сегодня «аудио-книга» не сгодиться, нужно будет прочесть знаменитый роман самому. Дабы понять что же такого в нём особенного, и отчего именно его многие критики называют самым красивым в XX столетии романом о любви. Самым обаятельным в XX столетии романом о дружбе. Самым трагическим и самым прелестным романом о человеческих отношениях за всю историю прошлого века… И если вы уж решили ознакомится с книгой, то можете не сомневаться — читается она очень легко и на одном дыхании, что даже довольно таки странно для такого серьёзного произведения. Но если вы решили всё же «заменить» чтение книги просмотром этого фильма, то стоит учесть, что постановка 1938 — ого не более чем сюжетный, весьма сжатый пересказ великого первоисточника. Хотя, повторюсь, без оглядки на оригинал — более чем достойное кинопроизведение своего времени…

Далее я не стану сравнивать книгу и фильм, так как на это уйдёт уйма времени. Замечу лишь то, что сценаристы Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Эдвард Е. Парамор — мл. сильно «порезали» сюжет, выкинули много второстепенных персонажей и некоторые важные высказывания главных героев о мире и жизни вообще. С одной стороны это понятно — не всё можно было вместить в 1,5 часовой хронометраж ленты. Многое тогда нельзя было показывать на экране (например то, как целые семьи из бедных кварталов устав от нищеты и голода травились в своих квартирах газом). В США тогда была Великая Депрессия, почти тоже самое, что было в Германии начала 20-ых г. г. после окончания Первой Мировой, в которой она — главная её зачинщица потерпела полное сокрушение. Да и само кино тогда было чуть театрально, не так «приземляно» к жизни как сейчас… Фильм рассказывает историю трёх фронтовых друзей: Отто, Готтфрида и Роберта — которые после войны решили держаться по жизни вместе. Друзья брались за разные совместные предприятия: занимались ремонтом машин в своей автомастерской, подрабатывали водя такси. Отто Кестер был лихой водитель, в прошлом ас- истребитель, а потому он изредка участвовал со своей скоростной машиной на автогонках. В свободное время друзья любили выпить за душевными беседами в ресторанчике своего приятеля Альфонса, где собирались ветераны — потерянное поколение искалеченное войной… Но однажды эти трое встретили красавицу Пат — и в их жизнь вошло озорное веселье, любовь и ощущение настоящей, «живой» жизни, которая как им казалось осталось в довоенном прошлом. Они много времени проводили вместе, наслаждаясь общением и согреваясь в этом холодном и мрачном мире теплом исходящим от сердец друг друга. Пат любила всех троих, но её возлюбленным стал робкий и романтичный Роберт (которому можно верить на 90 %), они даже поженились. Но казалось, что весь окружающий мир против их дружбы и счастья — в схватке с про — фашистскими «молодчиками» пал отважный Готтфрид, а хрупкая Пат оказалась смертельно больна туберкулёзом… Тем не менее, Отто всеми силами поддерживал своего друга, искал деньги на лечение его жены, веря в то, что эти усилия не напрасны, и что скоро у них всё будет хорошо. Но это — жизнь, а в ней в отличие от кино бывают не только счастливые «хэппи энды»…

Единственное, что в киноленте Бордзейджа совершенно, так это её саундтрек. Как сама музыка написанная Францем Ваксманом, так и звучащие в фильме песни. Эпоха, её аромат и дух благодаря им переданы безупречно. Так же можно похвалить и работу операторов ленты (снимали фильм двое): Джозефа Руттенберга и знаменитого Карла Фройнда (на его счету такие классические ужастики как «Дракула» с Бэлой Лугоши и «Мумия» с Борисом Карлоффом). Чёрно — белая картинка с отличными ракурсами, игрой света и тени, постановкой освещения и пр. — чувствуется особый стиль и работа мастеров. То же можно сказать и про самих артистов: Роберт Тэйлор, Франшо Тоун, Роберт Янг и Маргарет Саллаван хорошо сыграли своих литературных героев. Особенно из этого «квартета» удался экранный образ Отто Кестера — Франшо Тоун просто неподражаем в этой роли!

Но не смотря на высокое качество картины, и сильную игру занятых в ней актёров — это слабая экранизация. Очевидно продюсер Джозеф Лео Манкевич, приглашая в режиссёрское кресло Фрэнка Бордзейджа, помнил о его Оскаре, и о его неплохой экранизации романа Эрнеста Хемингуэя «Прощай, Оружие!» (1932). Но с оглядкой на само время и тогдашний кинематограф можно смело сказать в защиту режиссёра — тот сделал всё от него зависящее. Просто сама книга вероятно обманчиво кинематографична, и раскрывает всю свою мощь только читателю. Бывают такие книги, с этим нечего не поделаешь. Хотя, кто знает — может «Три Товарища» ждут пока своего режиссёра?

История написания

Ремарк работал над романом «Три товарища» в течение почти четырех лет. В 1933 году вышла книга «Пат» - первая ступенька к грандиозному роману о настоящей мужской дружбе в нелегкие времена.

В то время в Германии книги Ремарка уже были внесены в черные списки, их показательно сжигали на площадях. Писатель был подавлен всем, происходящим в Германии в частности и в мире вообще. Он жил на своей вилле в Швейцарии, пил, болел, встречался с немецкими эмигрантами.

Когда работа над романом уже близилась к завершению, Ремарк получает от германского правительства предложение вернуться на родину. Эрих Мария отказывается помириться с нацистами и отправляется в Париж - на конгресс писателей в изгнании.

Роман вышел в 1936 году в Дании, на датском языке, затем публикуется в США на английском языке - в журнальном варианте. И только в 1938 году в Амстердаме выходит книга «Три товарища», изданная на немецком. А вскоре писателя и его жену лишают германского гражданства.

Роман был неоднократно экранизирован, по нему поставлены спектакли на сценах разных театров. На сцене театра «Современник» спектакль «Три товарища» с неизменным успехом идет уже более 12 лет.

Сюжет

«Три товарища» - книга о настоящей дружбе, о мужских развлечениях, о любви и о простой жизни обыкновенных людей в обыкновенном небольшом городке в послевоенной Германии. Друзья, выжившие во время войны, и в мирное время стоят друг за друга горой. А когда один из них влюбляется - любимая девушка становится не камнем преткновения, а еще одним товарищем.

Когда обнаруживается серьезная болезнь Пат, все три товарища делают всё возможное, чтобы помочь ей вылечиться. Один из друзей даже принимает решение продать свой любовно собранный гоночный автомобиль. Глубину этого поступка трудно переоценить - автомобиль настолько дорог друзьям, что имеет собственное имя и воспринимается почти одушевленным персонажем.

Ситуация складывается неблагоприятно - дела идут всё хуже, Пат болеет, кризис в стране усугубляется. Всё становится совсем плохо, когда трагически гибнет один из друзей… После этого уже ничего не сможет быть «как раньше». А что станется с ребятами потом - неизвестно. Впереди большая война…

Отзывы

Роман любят читатели и критики. Наверное, потому, что реалии послевоенной Германии несколько отступают на второй план, скрытые красотой романтизированной мужской дружбы. Такую дружбу хочется называть «настоящей», но много ли людей встречались в жизни с дружбой столь высокой пробы?

Роман больше хвалили, чем ругали, и это вполне обоснованно. Мастерские диалоги, четкость образов и притягательность чистых чувств мало кого способны оставить равнодушным.

Цитаты

«От принципов необходимо иногда отступать, иначе они не доставляют радости».

«Жизнь слишком длинна для одной любви».

«Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы».

«Чем меньше человек заботится о своем душевном состоянии, тем большего он стоит».

«Меланхоликом становишься, когда размышляешь о жизни, а циником - когда видишь, что делает из нее большинство людей».

«Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги - это свобода. А свобода - жизнь».

«Человек без любви - всё равно что мертвец в отпуске».

«Такт - это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением».

«Хороший конец бывает только тогда, когда до него всё было плохо. Уж куда лучше плохой конец».

«Живем, питаясь иллюзиями из прошлого, а долги делаем в счет будущего».

«Человек слишком мало лежит. Он вечно стоит или сидит. Это вредно для нормального биологического самочувствия. Только когда лежишь, полностью примиряешься с самим собой».

«Три товарища» - роман Эриха Мария Ремарка.

«Три товарища» г лавные герои

  • Роберт Локамп (Робби) - главный герой романа, ему около 30 лет. Возлюбленный Патриции Хольман (Пат). Друг Готтфрида Ленца и Отто Кестера. Участник Первой мировой войны.
  • Отто Кестер - один из главных героев. Также около 30 лет. Во время войны - лётчик, в романе являлся владельцем автомастерской, в которой работали главные герои. Отто - автогонщик-любитель, участвовал в гонках на машине «Карл», на которой несколько раз одерживал победу. Увлекается боксом.
  • Готтфрид Ленц - один из главных героев романа. Ровесник Отто и Роберта. Служил в армии, много путешествовал по миру, свидетельством чему является его чемодан, обклеенный всевозможными открытками, марками и прочим. Работал в автомастерской вместе с Кестером и Локампом. Очень легкий, позитивный человек, «душа» компании. Внешне выделялся в толпе соломенной копной волос. Друзья называли его последним, «бумажным» романтиком.
  • Патриция Хольман (Пат) - возлюбленная главного героя. История этой любви и составляет основу сюжета произведения.

Другие герои

  • Альфонс - владелец питейного заведения, хороший друг Ленца. Любит драться и обожает композиции в хоровом исполнении.
  • Валентин Гаузер - боевой товарищ Роберта. Тяжело пережил войну из-за желания выжить на ней. После возвращения с фронта радовался каждой минуте жизни и пропивал свое наследство.
  • Доктор Жаффе - лечащий врач Патриции.
  • Матильда - уборщица автомастерской, любит выпить.
  • Роза - местная проститутка, у которой есть маленькая дочка. Роза была вынуждена отдать ее в приют, но продолжала заботиться о ней и вязать ей вещи.
  • супруги Хассе - семейная пара, которая постоянно ссорится из-за безденежья. В итоге пара распадается и супруг кончает жизнь самоубийством.
  • Фердинанд Грау - художник, хорошо зарабатывает на портретах умерших с фотографий. Любит философствовать.
  • фрау Залевски - владелица пансиона, где жил Роберт Локамп. Считает Роберта «позолоченной водочной бутылкой» из-за его пристрастия к алкоголю.
  • Юпп - мальчик-подмастерье автомастерской. Обладал большими ушами и мечтал стать гонщиком.
  • Эрна Берниг — девушка-секретарша, находящаяся на содержании у своего начальника по работе, его любовница. Живет в пансионате фрау Залевски.
  • Георг Блок — бедный студент.