Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Теория. История происхождения балалайки Первое упоминание о балалайке

Теория. История происхождения балалайки Первое упоминание о балалайке

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков - домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода - 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Георгий Нефёдов

Балалайка является поистине народным музыкальным инструментом, и свое название она получила также в народе. Изредка правда встречается и другое – балабайка, более характерное для юга России, Белоруссии, Украины. Считается, что название «балалайка» произошло от слов «балакать», «балагурить», что означает «пустозвонить», «болтать», разговаривать о чем-то неважном. Звуки балалайки ассоциировались именно с бренчанием струн.

По другой версии название «балалайка» произошло от татарского слова «бала», что означает «дитя». Но ведь вполне возможно, что слова «балабонить» и «балакать» также произошли от этого слова, поскольку ассоциировались с детским лепетом и болтовней.

Как ни странно, но история создания балалайки сохранила совсем немного упоминаний об этом музыкальном инструменте. Сведения о ней неясны, а зачастую и противоречивы. А вот упоминаний о домре намного больше. Этот музыкальный инструмент считается прообразом балалайки. Однако есть версия, что балалайка и домра существовали одновременно.

Некоторые историки полагают, что на домре играли скоморохи, а балалайка всегда была исключительно народным инструментом. С исчезновением скоморохов пропал и их музыкальный инструмент, а вот балалайка осталась. Кроме того, есть еще одно предположение, что домру просто со временем переименовали в балалайку. Возможно, это связано с тем, что в определенные периоды в истории отношение к домре было разным: один царь наслаждался звуками этого инструмента, другой, наоборот, не признавал и подвергал гонениям музыкантов, играющих на нем.

Более четкие упоминания в истории создания балалайки встречаются в документах времен правления Петра I, например, в «Реестре» 1714 года. Начиная с 18-го столетия, балалайка постепенно начала завоевывать любовь славянских народов и со временем была признана национальным инструментом, став символом русского народа. Изначально инструмент имел круглую форму, очень длинный гриф, превышающий длину корпуса в четыре раза и две струны, которые делали из металла, что придавало ее звучанию звонкости, и, одновременно, мягкости. Со временем балалайку преобразовали из округлой в треугольную, добавили еще одну струну и сократили длину грифа.

Ошибочно считать, что в наши дни о балалайке забыли. Конечно, она уже не так распространена, как была раньше. Однако балалайка до сих пор востребована среди современных профессиональных музыкантов. В настоящее время балалайка значительно усовершенствована как музыкальный инструмент. Это позволяет извлекать из нее новые звуки. Музыкантов, профессионально играющих на балалайке, называют мастерами-балалаечниками или виртуозами-балалаечниками. Благодаря их умениям, звучат не только привычные нашему слуху русские народные мелодии, но и разнообразные вариации на тему произведений зарубежных классиков и современных музыкантов. На сегодняшний день написано немало музыкальных произведений самого различного характера, предназначенных для исполнения на балалайке – концерты, сонаты, сюиты и так далее.

Более того, программы по обучению мастеров-балалаечников поддерживаются на государственном уровне. Практически в каждой детской музыкальной школе страны есть обучение игре на балалайке. Учебный срок варьируется от 5 до 7 лет.

Среди известных виртуозов-балалаечников можно назвать Андреева Василия Васильевича, Калинина Дмитрия Анатольевича, Налимова Семена Ивановича, Трояновского Бориса Сергеевича и многих других.

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.

Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.

ЗАГАДКИ

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (балалайка).

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент.

Балалайка - мусикийское орудие с ладами,
но большей части о двух струнах.
(Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I . - СПб, 1806г.
Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом. (Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.)

История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки. В то время как народные песенные традиции уже давно стали предметом тщательного изучения, народный музыкальный инструментарий должного внимания к себе не привлек. В области русского народного инструментоведения до сих пор не издано ни одной обобщающей работы, а число опубликованных записей народной инструментальной музыки предельно мало.

Собирание и изучение ее в условиях царской России фактически не производилось. Достаточно сказать, что на протяжении всей истории дореволюционной фольклористики был только один пример публикации народного балалаечного наигрыша в 1896 году Н.Пальчиковым. Проблемы русского музыкального инструментария трактуются в единичных исследованиях, посвященных лишь отдельным его представителям, либо в основательно устаревших и ставших к тому же уникальными трудах дореволюционных ученых.

Небольшие масштабы научно-исследовательской работы, посвященной изучению народных инструментов, кажутся необъяснимыми. Вместе с тем, это явление далеко не случайное, оно имеет глубокие корни в исторических условиях существования народной инструментальной музыки в России. В начале ХVII века московские «домерщики» (музыкальные мастера), изготавливавшие домры и другие музыкальные инструменты, населяли целый переулок в Замоскворечье в районе Пятницкой улицы.

Хотя домра и другие инструменты были широко распространены в народе, в среду правящих классов эти инструменты проникали лишь в исключительных случаях. Объясняется это враждебным отношением со стороны церкви, рассматривающей все народные инструменты, а в особенности инструменты струнные, как «сосуд Диавола», «бесовские игры».

Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей « вредности » приравнивались к разбойникам и волхвам.

Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».

Это было в Москве, а в провинцию следовали строгие царские указы Алексея Михайловича вроде следующего, посланного в том же 1649 году приказчику Верхотурского уезда в Сибири: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».

Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала почти исключительно вокальное пение (единственным музыкальным инструментом, применявшимся в христианском церковном обряде, был колокол). Главными носителями народного инструментализма были скоморохи, с их бытовым, народно-обрядовым и социально-сатирическим репертуаром.

Это привело к тому, что православная церковь, опиравшаяся на государственную власть, стала полностью отрицать инструментальное искусство. Провозглашение «греховности» инструментальной музыки, многовековая борьба с «бесовскими гудебными сосудами», преследование и уничтожение скоморохов - первых музыкантов-профессионалов, все это определило черную полосу в развитии национального инструментализма.

На протяжении столетий путь русской музыкальной культуры прослеживался в свете развития певческого начала, область инструментального музицирования оставалась в тени. Наличие отдельных народно-инструментальных ансамблей при княжеских и царских дворах, равно как и некоторое, начиная с XVIII столетия, оживление интереса к практике народного музицирования, не меняли положения в научно-теоретической сфере.

В русских печатных источниках, от нотных песенных сборников конца XVIII столетия и до середины следующего века, мы не встречаем никаких упоминаний о народных музыкальных инструментах и инструментальной музыке, ни одного образца народного инструментального исполнения. Теоретические исследования в этой области опирались на вокальную основу, что привело к недооценке инструментального начала русской народной музыки.

На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия. В фондах Центрального государственного архива древних актов СССР, хранится документ под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Относится этот документ к 1688 году, и вот о каком происшествии приключившемся в Москве в нем рассказывается: «В нынешнем в 196 - м году июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены арзамасец - посадский человек Савка Федоров сын Селезнев, да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…»

Следующим упоминанием о балалайке в печатных источниках был «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715 году. В Санкт-Петербурге готовилось празднование шуточной свадьбы тайного советника князь - папы Н. М. Зотова. Свадебная церемония должна была сопровождаться грандиозным шествием ряженых, изображавших группы различных народов и племен, населявших в те времена Государство Российское. Каждой группе полагалось нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для данной национальности. Помимо большого количества других инструментов, в «Реестр» входило 4 балалайки. Тот факт, что балалайки были отданы участникам, одетым калмыками, говорит, видимо о том, что балалайка в начале XVIII века не имела широкого распространения в русском народе.

Первые специальные описания русских народных инструментов, появившиеся в последней трети XVIII века, принадлежат иностранцам, жившим и работавшим в России Аналогичный материал этого периода, собранный отечественным исследователем С. А. Тучковым в «Записках 1780-1809» (СПб.,1906) увидел свет лишь спустя столетие. Русские музыкальные инструменты и народное музицирование отнюдь не являлись главной темой иностранных авторов, но составляли относительно крупные и довольно хорошо систематизированные разделы их обобщающих трудов: Я. Штелин «Известия о музыке в России» (СПб., 1769), И. Беллерман «Заметки о России с точки зрения науки, искусства, религии и других особенных отношений» (1778), И. Георги «Попытка, описания русской столицы Санкт-Петербурга» (1790), М. Гютри «Диссертация о русских древностях» (СПб., 1795).

Уже тот факт, что столь разные по тематике исследования единодушно уделяют внимание народной музыкально-инструментальной практике, говорит о безусловном оживлении интереса к ней со стороны передовых научных деятелей «века русского Просвещения». Трудно переоценить значение этих первых специальных сведений, дающих представление о составе русского инструментария середины XVIII века, устройстве и некоторых названиях, характере звучания, порой и условиях бытования отечественных народных инструментов, приемов игры на них.

Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин (1712-1785) - Член Санкт-Петербургской академии наук с 1738 г. - посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века». Называя балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране», и приписывая ей славянское происхождение, Я. Штелин дает наиболее полное и точное для XVIII века описание внешнего вида, манеры игры и картины бытования этого инструмента.

Свидетельства Я. Штелина противоречивы. С одной стороны он считает балалайку «несовершенным и антихудожественным инструментом, мало пригодным для чего-либо иного, кроме бренчания деревенских песен». В то же время он пишет о каком-то слепом придворном бандуристе, который, добавляя к обычной двухструнной балалайке еще одну «иначе настроенную», струну, играя на ней, «не только арии, менуэты и польские танцы, но также и целые отрывки из аллегро, анданте и престо с необыкновенным искусством». Я. Штелин утверждает, что балалайка «в употреблении только у черни» и в то же время пишет о молодом человеке «из знаменитого русского дома, который на этом же инструменте играл новейшие мелодии итальянских арий и изящно себе аккомпанировал при пении». Весьма ценными являются высказывания Я. Штелина о балалайке той эпохи: «Нелегко найти в России дом, - пишет он, - где бы на этом… инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить».

Противоречивость, сквозящая в оценке Я. Штелиным балалайки, в известной мере не случайна. Она заложена в двойственности самой природы инструмента, которая, как мы видам теперь, привела к расслоению балалаечного искусства на две линии: народной балалайки и профессионального сольного исполнительства. Как позднее скажет В.В.Андреев: «...Балалайка - инструмент любительский: таким он и должен быть, в этом сила балалайки и ее значение; но образцовое исполнение на ней, как показатель игры, должно существовать, иначе не может быть подражания...».

Дальнейшие все более часто встречающиеся свидетельства второй половины XVIII века почти ничего нового к описанию Я. Штелина, не добавляют. Из наиболее интересных описаний балалайки можно отметить одно, - данное М. Гютри в его известной «Диссертации о русских древностях». Повторяя в основных положениях Я. Штелина, М. Гютри дает в своей работе изображение современной ему двухструнной балалайки с полушаровидным кузовом и очень длинной шейкой. Рисунок из «Диссертации» М. Гютри следует признать наиболее научно достоверным изображением балалайки конца XVIII века, хотя необходимо оговорить, что при всей достоверности рисунка М. Гютри, изображенная им балалайка не являлась единственно бытовавшей в конце XVIII века формой инструмента. В то же время материалы иностранных авторов, воспитанных вдалеке от русской культуры, хотя и проявляющих к ней доброжелательность и симпатию, в ряде пунктов грешат ошибками и неточностями. Так М. Гютри, затрагивая вопрос о происхождении русских народных инструментов, идет по пути простого сопоставления их с греко-римскими инструментами. Во многом это объясняется тем, что в XIX веке принято было изучать отечественную музыкальную культуру с позиции ее греческого происхождения. По Гютри получается, что музыкальные инструменты России - лишь повторение перенятых славянами античных образцов, причем не претерпевших никакой эволюции и сохранившихся в первобытном состоянии до описываемой автором эпохи. Эта теория нерусского происхождения национального инструментария, лишающая его самобытности и национальных корней, имела широкое хождение вплоть до ХХ века.

Тем не менее, к концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. Повидимому, у составителей музыкального словаря в уже упоминавшейся «Карманной книге на 1795 год» были достаточные основания утверждать, что «сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом». На популярность балалайки во второй половине XVIII века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». Все это способствовало выдвижению из среды русских музыкантов подлинных мастеров балалаечного исполнительства. К числу таких мастеров в первую очередь следует отнести Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747-1804). В его лице не только скрипка, но и балалайка нашли совершенного исполнителя, непревзойденного виртуоза. Сохранились сведения об инструменте, на котором играл И.Е. Хандошкин. Он пользовался балалайкой, с шаровидным кузовом, сделанным из тыквы. Нужно отметить что, кустарное изготовление балалаек из такого, на первый взгляд малопригодного материала, было широко распространено в России. Однако в отличие от обычных кустарных инструментов подобного рода, кузов балалайки И.Е. Хандошкина был проклеен изнутри порошком битого хрусталя, отчего звук, по свидетельству знатока старины М.И. Пыляева становился чистый и серебристый.

В воспоминаниях солиста оркестра Большого театра В. В. Безекирского (Из записной книжки артиста 1850-1910. – СПб., 1910) упоминается имя штаб-ротмистра Радивилова, который в 50-х годах XIX века давал сольные концерты в Москве. Играл он на четырехструнной балалайке, но нередко и на одной струне. Инструмент его, по преданию, был сделан из старой гробовой доски. Радивилова знала и любила вся Москва. Достаточно сказать, что его приглашали участвовать в самых парадных концертах с лучшими артистическими силами - пианистом Т. Лешетицким, скрипачом Гербером, гитаристом М.С. Соколовским и др.

Существовала ли балалайка в России до XVIII века? Как, когда и откуда появилась она в музыкальном обиходе русского народа? - такие вопросы, естественно, интересовали всех исследователей русского народного инструментария. В вопросе о происхождении балалайки существуют различные точки зрения. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1891 г.) говорится что, «...когда и кем изобретена балалайка – неизвестно»…

Наиболее обстоятельные исследования А. С. Фаминцына в книге «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа» (СПб, 1891) и Н.И. Привалова о тамбуровидных инструментах сходятся на том, что балалайка произошла от домры. Суть рассуждений А. С. Фаминцына сводится к следующему. В XVI - XVII веках в русском музыкальном обиходе, получил распространение тамбуровидный струнный щипковый инструмент с круглым кузовом и очень длинной шейкой. Это была домра, заимствованная русскими от восточных племен - выходцев из Азии. Играли на ней медиатором. На какое-то время домра сделалась излюбленным музыкальным инструментом скоморохов. Однако уже к началу XVIII века «этот инструмент совершенно забылся, вследствие того, что глубоко в жизнь русского народа не проник, так как он был чужестранного происхождения и притом занесен на Русь сравнительно недавно». Действительно, если в XVII веке домра очень часто упоминалась в различных литературных источниках, то в XVIII веке упоминаний о ней мы уже не находили. В то же время балалайка , не встречавшаяся в памятниках литературы XVII столетия, в источниках XVIII века занимает прочное место.

Нельзя не согласиться с выводом А.С. Фаминцына, что балалайка в русском музыкальном обиходе заменила домру, и что произошло это где-то на рубеже двух столетий. Установив этот исторический факт, Фаминцын пошел дальше, утверждая, что балалайка есть не что иное, как видоизмененная домра. Опорой своих рассуждений А. С. Фаминцын избрал треугольную форму кузова балалайки, считая это единственным национальным и самобытным признаком инструмента, отличающим балалайку от азиатского тамбура. Он тщательно собрал все сведения о внешнем виде балалайки XVII - XIX веков и, несмотря на их противоречивость, пришел к следующему выводу, «народ, изготовляя сам свой инструмент, перешел от свойственной тамбуру-домре круглой формы корпуса к треугольной, как более легкой и удобной для самодельного сооружения».

Исследования, проведенные А. С. Фаминцыным, были первой серьезной работой в этой области и послужили отправной точкой для более поздних авторов, использующих его выводы и, в некоторых случаях, даже развивающих их. Так Б.Бабкин пишет в статье «Балалайка. Очерки истории ее развития и усовершенствования» («Русская беседа» - СП6,1896): «В 1891 году С. Фаминцын доказал, что балалайка произошла от домры. В период своего младенчества она имела форму этого инструмента, т.е. овальный кузов и длинную шейку. Народ дал другое очертание кузову инструмента не в видах акустических целей, а для меньших трудностей при «самодельном сооружении».

Н. И. Привалов, опираясь на А. С. Фаминцына, пишет: «...соединенными суровыми мерами московского духовенства и правительства домра, в числе некоторых других музыкальных орудий, была изгнана из употребления русского народа». Далее, утверждая вслед за А. С. Фаминцыным, что уже в XVIII столетии упоминание о домре вовсе не встречается, Н. И. Привалов в статье «Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа» («Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний». - Вып. V , СПб., 1905) дополняет: «На самом деле этот инструмент народом не был брошен, но только замаскирован другим названием и впоследствии несколько видоизменен и упрощен, так как должен был оставаться в пределах первобытного изготовления. Очевидно, пишет исследователь, русский народ, желая сохранить домру, - инструмент, преданный проклятию и преследуемый, сначала переменил ей название, дав новое, обозначающее предмет не для серьезного занятия, а для забавы, развлечения. Затем, так как приходилось это музыкальное орудие изготовлять домашними средствами и наскоро, то для упрощения работы корпус начали сколачивать не полукруглый, а обрезанный снизу, а потом и вовсе треугольный из простых дощечек. Далее, на балалайку перенесен был и старинный русский прием игры, издавна практиковавшийся на древней форме гуслей, - бряцание по струнам кистью руки, а не плектром".

Позднее А. Новосельский в «Очерках по истории русских народных музыкальных инструментов», разделяя мнение А. С. Фаминцына и Н. И. Привалова о том, что балалайка - это видоизмененная домра, треугольный кузов которой в кустарном изготовлении более прост и удобен, дает еще более упрощенное толкование: «...под неумелыми руками инструмент не ладился, вместо звука получалось какое-то бренчание, и инструмент стал называться вследствие этого брунькой, балабайкой, балалайкой. Так из азиатской домры получилась русская балалайка ». Кустарное изготовление балалаек с круглым кузовом сохранилось в отдельных губерниях России до конца XIX века (до реформы В.В. Андреева). Тот же Н. И. Привалов пишет, что ему доводилось видеть на рисунках ситцев Тверской губернии «…изображение пляшущего мужика под звуки балалайки круглой формы, на которой играет другой мужик».

Но существует и другая точка зрения по вопросу о происхождении балалайки. Во многих источниках, вышедших в свет до работы А. С. Фаминцына, балалайке приписывается татарское происхождение. На татарское происхождение указывают почти все словари и словотолкователи конца и первой половины XVIII века. В 1884 г. исследователь-инструментовед Михаил Петухов в работе «Народные музыкальные инструменты музея Санкт-Петербургской консерватории» (СПб, 1884) пишет: «Многие ученые, в том числе и г. Дуров, полагают, что балалайка-инструмент татарского происхождения...». Это же положение он подтверждает спустя четыре года в статье «В.В.Андреев и кружок игроков на балалайке».

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона указывается «…некоторые писатели по музыке полагают, что балалайка изобретена самими русскими во время татарского владычества или заимствована от татар». Можно добавить, что татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети» (лар - признак множественного числа). Если к нему приставить типично русское окончание «ка», то получаемое слово «балаларка» уже настолько приближается к названию "балалайка ", что происхождение последнего вряд ли может вызвать какие-либо сомнения. Однако если принять версию о татарском происхождении инструмента, исходя из языковых предпосылок, то становится неизбежным вывод о том, что балалайка появилась в России не в XVIII веке (как утверждает А. С. Фаминцын), а, по крайней мере, лет на 400 ранее, как подчеркивает Б.М. Беляев в статье «История культуры древней Руси» (М.-Л., изд. АН СССР, 1951) - «Наши ранние письменные источники не дают сведений о существовании на Руси в XI - XIII веках балалайки и домры. Эти инструменты получают широкое распространение лишь в XIV - XV веке».

Таким образом, вопрос о происхождении балалайки оказывается сложным. Хотя ни одна из приведенных выше версий не дает убедительного ответа, исследования А. С. Фаминцына мне кажутся более логичными и основательными.

В начале XIX века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары. Необычайный успех семиструнной гитары и проникновение ее во все слои русского общества объясняются резким изменением эстетических вкусов и запросов на рубеже XVIII - XIX веков. Балалайка вытесняется из городского домашнего музицирования, а с распространением гитары в деревне (через помещичье-усадебную культуру) и «подлаживанием гитары под русскую песню» вскоре начинается процесс постепенного исчезновения балалайки и в народном музыкальном быту. Затем серьёзный ущерб популярности балалайки, был нанесен «голосистой тальянкой», широко распространившейся в России в пятидесятых годах XIX века. Конечно, балалайка не исчезла совсем из музыкального обихода русского народа, однако ее популярность продолжала падать. Из повсеместно распространенного, живого инструмента балалайка все больше превращалась в «предмет музыкальной археологии».

Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба балалайки, не окажись на ее пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. 1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева - началом расцвета национальной инструментальной музыки.

П риветствую Вас, мои дорогие читатели! Если заглянули на эту страничку, значит Вы – люди любознательные, а я очень уважаю любознательных. Кто я? Я – Старик Граммофон. Я знаю много интересных историй. Мы, старики, любим поболтать! Вот и я хочу рассказать Вам одну историю…

О балалайке! Что это Вы нахмурились? Скучно, говорите… Ну тогда скажите-ка мне, почему вот уже почти 70 лет в США действует запрет на продажу русской балалайки? Почему, когда заморские туристы представляют себе Россию, в их воображении рисуется этакий бурый медведь с балалайкой? Почему непременно с балалайкой?! Скажете, это вроде национального колорита. Колорит-то он, конечно, колорит. Да только не все так просто, как кажется на первый взгляд. Что, мои друзья, уже интересно стало? Ну, тогда читайте и слушайте.

История балалайки насчитывает почти три столетия. Известно, что к концу XVIII века она была одним из самых любимых инструментов русского народа. Но существовала ли балалайка в России до XVIII века? Как, когда и откуда она появилась? Неизвестно. Многие ученые мужи сходятся на том, что балалайка произошла от домры, которую русские переняли от восточных племен, выходцев из Азии. На какое-то время домра сделалась любимым инструментом бродячих музыкантов-затейников скоморохов с их бытовым, народно-сатирическим репертуаром. Церковь очень враждебно относилась к домре, рассматривая все народные инструменты, а в особенности инструменты струнные, как "сосуд Диавола" и "бесовские игры" . Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине XVII века приняло характер их массового уничтожения. Эта многовековая борьба привела к тому, что к началу XVIII века домра была совершенно забыта. Но, в то же самое время, появилась балалайка и заняла прочное место в народном творчестве. Как же так? Откуда вдруг? На самом деле, домра народом не была брошена, она только замаскировалась под другим названием, несколько видоизменилась и упростилась. Инструменту, который был предан гонению церковью и властями, хитрюга-народ сначала переменил название, дав новое, обозначающее предмет для забавы и развлечения. Затем, так как приходилось это музыкальное орудие изготовлять домашними средствами и наскоро, то для упрощения работы корпус начали сколачивать не полукруглым как у домры, а обрезанным снизу, а потом и вовсе треугольным из простых дощечек. Кроме того, на балалайку перенесен был и старинный русский прием игры – бряцание по струнам кистью руки. Поэтому инструмент и стал называться "брунькой" , "балабайкой" , "балалайкой" . Так из азиатской домры получилась русская балалайка . Но некоторые ученые приписывают балалайке другое – татарское происхождение. Они считают, что балалайка была изобретена самими русскими во время татарского владычества или была заимствована от татар. Татарское слово "балалар" в переводе на русский язык означает "дети" . Если к нему приставить типично русское окончание "-ка" , то полученное слово "балаларка" уж очень становится похоже на "балалайку" . Однако если согласиться с этой версией о татарском происхождении инструмента, то получается, что балалайка появилась в России не в XVIII веке, а, по крайней мере, лет на 400 раньше!

В общем, вопрос о происхождении балалайки оказался сложным и запутанным. В начале XIX века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары. Начался процесс постепенного исчезновения балалайки из народного музыкального быта. Затем серьёзный ущерб популярности балалайки был нанесен "голосистой тальянкой" (разновидность гармони), тоже широко распространившейся в России в середине XIX века. Конечно, балалайка не исчезла совсем из музыкального обихода народа, но ее популярность продолжала падать.

Неизвестно, как бы сложилась судьба балалайки, не окажись на ее пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. Именно с него начинается второе рождение балалайки и начало расцвета национальной инструментальной музыки.

Василий Васильевич Андреев (1861–1918) – выдающийся патриот России, реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике. Происходил из старинного дворянского рода. С ранних лет был увлечен фольклорной музыкой и самоучкой играл на многих инструментах. Услышав летом 1883 г. в своем имении Марьино в Тверской губернии игру балалечника-самородка Антипа, В.В. Андреев был поражен богатыми возможностями примитивного инструмента и загорелся идеей его усовершенствования. Уже в следующем году он отважился выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре, а в 1886 г. с новой, улучшенной им балалайкой дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания. Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском быстро превратили В.В. Андреева в кумира великосветских салонов и законодателя мод. В 1887 г. им был организован «Кружок любителей игры на балалайках» . Выступление этого Кружка в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 г. стало первым в истории Андреевского оркестра. В результате его неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских учителей - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с инструментами возвращались и народные песни.

Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России. В 1892 г. во Франции В.В. Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки. В 1913 г. ему пожалован титул надворного советника, а в 1914 г. – звание . Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь. Умер В.В. Андреев в ночь на 26 декабря 1918 г. Последними его слушателями были бойцы Уральского фронта.

Одним из самых знаменитых исполнителей-балалаечников, слава о котором гремела по всему миру был Борис Сергеевич Трояновский (1883–1951) . Его называли "русским Паганини" , "королем балалайки" , "балалаечником Кубеликом" (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Он был основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке. С 1904 по 1911 гг. являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 г. Б.С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского, и произвел настоящий фурор. В 1910 г. Б.С. Трояновский снова посетил Англию, где познакомился с выдающейся французской актрисой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре. С 4 по 6 июня 1909 г. музыкант общался с великим писателем Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне, играл для него на балалайке. Лев Николаевич очень тепло отозвался об игре Б.С. Трояновского. В Петербурге в зале городской Думы 17 апреля 1913 г. состоялся концерт, в котором принял участие и Б.С. Трояновский. Сборы от концерта пошли на поддержку экспедиции русского полярного исследователя лейтенанта Г.Я. Седова на Северный полюс. В 1914–1915 гг. за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Б.С. Трояновскому было присвоено звание «Солиста Его Императорского Величества» . В годы Первой мировой войны он много выступал на фронте перед русскими солдатами.

Но Б.С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки не только народных песен, но и классических произведений, которые входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг публики. С огромным мастерством он сделал переложения «Пляски смерти» К. Сен-Санса, «Испанское каприччио» Н.А. Римского-Корсакова и др. После Октябрьской революции 1917 г. Б.С. Трояновский выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П.И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр им. Н.П. Осипова. В годы Великой Отечественной войны Б.С. Трояновский жил в Ленинграде. В тяжелейших условиях блокады он не прерывал концертной деятельности, выступая на заводах, фабриках, в воинских частях. Концертная работа виртуоза-балалаечника продолжалась почти до самой его смерти в 1951 г.

Если Б.С. Трояновский вошёл в историю как мастер игры популярного народного репертуара, то Николай Петрович Осипов (1901 – 1945) с самого начала избрал другой путь – исполнение классического репертуара. Он был великолепным балалаечником. Полученное консерваторское образование по классу скрипки в Петербургской консерватории помогло ему, когда он окончательно оставил скрипку, найти свой особый почерк музыканта и внести в искусство игры на балалайке совершенно новое качество. Композитор М.М. Ипполитов-Иванов говорил, что «Осипов сделал в своих руках балалайку таким же совершенным инструментом, как скрипка» .

Возглавив оркестр русских народных инструментов в 1940 г., Н.П. Осипов стал руководителем – реформатором, смело выдвигал солирующие инструменты и активно вводил в состав оркестра совершенно новые инструменты, расширяя исполнительские возможности коллектива. Оркестр обрёл новое неповторимое лицо, засверкал новыми красками. Балалайка зазвучала не только в сопровождении русского народного, но и симфонического оркестра. Н.П. Осипов уделял особое внимание созданию для оркестра нового оригинального репертуара. В этот период появились композиторы, которые создали много интересных произведений "русского народного репертуара" . Среди них – Николай Павлович Будашкин (1910 – 1988) , который стал первым композитором, пишущим для народного оркестра. В 1945 г. Николая Петровича Осипова не стало. В 1946 г. оркестру было присвоено его имя.

Все эти замечательные люди не только возродили интерес к простому народному инструменту, – балалайке, – в России, но и прославили ее на весь мир, завоевав к ней любовь и уважение всего человечества! Поэтому удивителен тот факт, что уже почти 70 лет в США действует запрет на продажу балалаек.

История эта началась еще в 1940 г., когда тогдашний глава вашингтонской администрации Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на 10 лет. С тех пор декрет регулярно продлевается. В 2000 г. указом Президента Билла Клинтона запрет был распространен и на Аляску, которая являлась единственным штатом, где продажа была разрешена, т.к. балалайка на Аляске считается народным музыкальным инструментом. Во времена Ф. Рузвельта эти земли еще не имели статуса штата, поэтому запрет удалось обойти, благодаря лазейкам в законодательстве. Так что в США этот "экстремистский" инструмент до сих пор остается под запретом. Нынешний американский Президент Барак Обама 2 октября 2010 г. продлил табу до 2020 г. Правда, в наши дни запрет сохраняется в неполной форме. Играть на балалайке не запрещено, хотя для этого нужно иметь специальную лицензию. Не допускается массовая продажа этого инструмента и его промышленное изготовление. Поэтому книга Дж. Флинна «Как изготовить балалайку» , изданная в 1984 г. пользуется фантастической популярностью до сих пор и выдержала уже 9 переизданий! Простой американец, желающий насладиться звуками балалайки, может самостоятельно изготовить ее – купить балалайку в магазине будет невозможно, по крайней мере, еще десять лет.

Ох уж эти американские правители! Им бы еще запретить изготовление гитары, она ведь и размерами больше чем балалайка, и струн у нее целых шесть против трех… Смешно, право слово! Только ведь людей не обманешь. Хотят простые американцы слушать "русское банджо" – балалайку. И все тут! И ничего с этим не поделаешь, а запреты – они на то и запреты, чтобы их обойти. Вот и везут американцы из матушки-России под видом сувениров нашу балалайку! Ну и молодцы!

А балалайка, с ее древней историей, продолжает жить, всегда будет молодой и задорной, потому что она воплощает несгибаемый характер русского народа, ее хрустальный перезвон будит русские души от крепкого сна и забвения! Теперь, мои дорогие читатели, Вы поняли, почему именно балалайка у всех иностранцев является олицетворением русской культуры? А Вы говорите: «Медведи, балалайки…» . То-то же!

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД