Двоеточие - один из старейших знаков препинания. Ему уже без малого 600 лет, а появилось двоеточие в далёком XV веке, практически сразу после самого первого пунктуационного знака - точки.
У С.Я. Маршака есть стихотворение, которое называется «Знаки препинания» . Так вот двоеточие в этом стихотворении говорит о себе следующие слова:
Однако, не смотря на всю важность двоеточия, по количеству правил этот знак препинания значительно уступает всем остальным. Чтобы правильно употреблять двоеточие в письменной речи, нужно запомнить всего-то четыре правила.
Двоеточие ставится в тех предложениях, в которых используются обобщающие слова и однородные члены предложения. Этот знак препинания нужно ставить после обобщающих слов и перед перечислением.
Сергей Тимофеевич Аксаков в одном из своих произведений пишет: "Охота с острогою требует трёх условий : тёмной ночи, светлой воды и совершенно ясной погоды ".
Обобщающее словосочетание в этом предложении подчёркнуто одной чертой, а однородные члены предложения - курсивом.
Не стоит забывать, что если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то ставим не двоеточие, а тире. Это же предложение в обратном порядке будет выглядеть следующим образом:
Тёмная ночь, светлая вода и совершенно ясная погода - три условия , которые нужны для охоты с острогою.
Двоеточие ставится в бессоюзных сложных предложениях в нескольких случаях, а именно: если вторая часть разъясняет или раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чём идёт речь в первой части, а также предупреждает, что дело на этом не заканчивается. Чтобы запомнить это правило, нужно выучить слова, которыми можно дополнить предложение.
1. Если предложение указывает на причину, то между двумя простыми частями гармонично впишутся союзы потому что и так как . Вспомним всем хорошо известные слова Максима Горького о книгах:
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
Вместо двоеточия мы можем легко поставить и потому что , и так как . В этом предложении видно, как вторая часть раскрывает причину первой, называя нам веские причины того, почему мы должны любить книгу - источник знаний.
2. Если вторая часть разъясняет первую, то можно поставить слова а именно или как то. Вот пример из произведения А.С. Пушкина:
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
Вместо двоеточия уместно поставить слова а именно .
3. Если в предложении одна часть предупреждает о дальнейшем изложении, то можно поставить слова и увижу что, и услышу, как. Рассмотрим пример из пьесы Николая Островского:
Сами видите: всё вокруг в могущественном движении.
В это предложение мы можем поставить союз что, превратив бессоюзное сложное предложение в сложноподчинённое.
Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?»
Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил».
Двоеточие ставится в заголовках, если они делятся на две части:
Первая часть (именительная) называет место действия, лицо, общую проблему.
Вторая часть конкретизирует первую часть.
Например:
Вот и все правила, которые относятся к расстановке двоеточий в предложениях. Однако не забывайте о том, что этот знак препинания можно использовать и для выражения чувств. Например, так:) или:(.Бажов: читатель и книголюб.
Бюджет страны: проблемы и суждения.
11 простых правил, которые помогут вам научиться создавать правильные и удобочитаемые списки где бы то ни было: в презентацих, отчетах, документах или на сайтах.
При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. Бывают простые и многоуровневые списки. Как их оформлять? В каких случаях использовать нумерацию, буквы и тире? Когда в конце каждого элемента списка уместной будет точка, а когда нужна запятая или точка с запятой?
При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.
Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).
Перечни бывают:
простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и
составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).
От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.
Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:
Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня – при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня – при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.
Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками. Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):
Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).
В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.
Обратите внимание на знаки препинания в конце
заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.
Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).
Наконец, если части перечня представляют собой отдельные предложения, они друг от друга отделяются точкой:
Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:
Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:
При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.
Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.
Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:
Итак, мы привели основные правила построения и оформления перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.
В русском языке существует довольно большое количество знаков препинания. Одни используются для завершения предложения, другие подчёркивают интонацию и настроение, третьи разделяют отрывок текста на логические части. Чтобы понять, для чего используется двоеточие, необходимо рассмотреть, в каких случаях оно ставится.
Для начала нужно запомнить, что этот знак в большинстве случаев ставится в сложных предложениях, за исключением некоторых моментов .
Случаев употребления данного знака препинания в сложных конструкциях куда больше, но ничего трудного в этом нет.
Мы рассмотрели все случаи в русском языке, когда ставится двоеточие. Отдельное внимание хотелось бы заострить на прямой речи. Дело в том, что помимо неё используется ещё и косвенная речь, и их необходимо различать, чтобы поставить правильный знак препинания .
Подводя итог, можно сказать, что двоеточие служит разделительным знаком препинания , который ставится только в середине простого предложения в случае обобщающего слова и перечисления. В сложной конструкции этот знак препинания необходим, если присутствует причина, разъясняющая первую часть предложения, если присутствует прямая речь, если есть уточняющие слова и глаголы, намекающие на дальнейшее описание чего-либо.
Это видео поможет вам понять, в каких случаях необходимо ставить двоеточие в предложении.
Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.
Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.
Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.
Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.
Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами
При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.
Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью
Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.
Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.
Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: – ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: – ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: – ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: – ) нужно расстаться.
Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.
Тире, как правило, используется в бессоюзных сложных предложениях для указания на характер смысловой связи между его частями. Однако, существуют и другие случаи употребления этого знака препинания.
Постановка тире регулируется следующими правилами русской грамматики:
1. Тире ставится в предложениях с составным именным сказуемым, между подлежащими и сказуемым. В предложениях такого рода, сказуемое, как правило, является родовым понятием по отношению к подлежащему. Например:
Примечание 1. Однако если подлежащим и сказуемым стоит отрицательная частица «не», тогда тире не ставится:
Примечание 2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если они используются в вопросительном предложении, и подлежащее выражено местоимением, например:
2. Если в предложении подлежащее выражено именем существительным , а сказуемое неопределенной формой глагола (инфинитивом), или они оба выражены инфинитивом, тогда между ними ставится тире, например:
3. Тире ставится перед словами «это», «значит», «это есть», «вот» и др. в предложениях, где сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже или инфинитивом. Как правило, эти слова служат для присоединения сказуемого к подлежащему, а так же указывают на то, что сейчас последует сравнение или определение, например:
4. Тире ставится в предложениях с перечислениями перед обобщающим словом. Например:
5. Тире ставится перед стоящим в конце предложения приложением в двух случаях:
а) Если перед приложением можно без искажения смысла предложения поставить конструкцию «а именно», например:
б) Если при приложении используются пояснительные слова, и автору требуется дополнительно обозначить самостоятельность этой конструкции, например:
6. Тире ставится между двумя сказуемыми или между частями сложного предложения в том случае, если автору нужно неожиданно присоединить или резко противопоставить их по отношению друг к другу. Например:
Примечание 1. Для того чтобы усилить оттенок неожиданности, тире может быть поставлено и после сочинительных союзов, которые связывают части одного предложения. Например:
Примечание 2. Кроме того, для еще большего эффекта неожиданности тире может отделять любую часть предложения, например:
Согласно правилам русского языка, в этих предложениях тире ставить не нужно. Однако оно ставится только для того, чтобы лучше передать смысл и отразить то, что происходило в действительности.
7. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если вторая часть содержит в себе результат или вывод из того, о чем говорилось в первой, например:
8. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если между ними существует вид связи «придаточная часть – главная часть»:
9. Тире ставится для того, чтобы указать границу распада простого предложения на две словесные группы. Делается это только в том случае, если иными средствами выделить этот распад не получается. Например:
Очень часто такой распад наблюдается при пропуске одного из членов предложения, например:
10. Кроме того, при помощи тире выделяют:
а) Предложения и слова, употребляемые в середине предложения и служащие для пояснения сказанного, но только в том случае, если скобки могут ослабить связь между вставкой и поясняемым, например:
б) Распространенное приложение в том случае, если оно стоит после определяемого существительного и нуждается в подчеркивании собственной самостоятельности, например:
в) Однородные члены предложения, если они стоят в середине предложения и нуждаются в особом выделении, например:
11. Тире может использоваться как дополнительный знак препинания после запятой в предложениях, где есть два повторяющихся слова , причем нужно это повторения для того, чтобы связать одну часть этого предложения с другой. Например:
12. Тире ставится после группы придаточных перед главной частью сложного предложения для того, чтобы подчеркнуть распад на две смысловые части. Например:
13. Тире ставится в парных конструкциях, означающих какие-либо временные, пространственные или количественные рамки , и в этом случае синонимично паре предлогов «от…до», например:
14. Тире ставится между двумя именами собственными, если в совокупности они называют какое-либо учение или открытие: