Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сообщение о радищеве. Возвращение и смерть

Сообщение о радищеве. Возвращение и смерть

Происхождение

Александр Николаевич Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича , сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича. Первые годы жизни писателя прошли в Немцове (под Малоярославцем Калужской губернии).

Образование

В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди (мать Радищева, в девичестве Аргамакова, состояла в родстве с директором университета Алексеем Михайловичем Аргамаковым). Здесь Радищев был поручен заботам хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В 1762 году Радищев был пожалован в пажи и отправился в Петербург для обучения в пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами. Через четыре года, в числе группы студентов, он был отправлен в Лейпциг для обучения праву. Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Васильевич Ушаков по тому огромному влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова.

Служба

В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: мешало плохое знание русского языка, тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку, а в 1778 году снова поступил на службу в Коммерц-коллегию, впоследствии (в 1788 году) перейдя в петербургскую таможню.

Литературная деятельность

Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам. Сначала он издал перевод сочинения Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), затем начал составлять историю Российского Сената, но написанное уничтожил.

Литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». Вслед за ним Радищев выпустил своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» . Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы ». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь» .

Книга стала быстро раскупаться. Её смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование. Радищев был арестован, дело его было «препоручено» С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев заявил о своём раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии». Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье », о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

Ссылка

4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской» ; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

Возвращение и смерть

После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яд и умер в страшных мучениях.

Тем не менее в книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, мы находим исчерпывающее объяснение обстоятельств смерти Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою », при выносе был священник Василий Налимов. А. П. Боголюбову, конечно, были известны эти обстоятельства, и он даёт имя деда для православного поминовения.

Потомки

Дочери - Анна и Фёкла. Последняя вышла замуж за Петра Гавриловича Боголюбова и стала матерью известного русского живописца-мариниста Алексея Петровича Боголюбова.

Сын - Афанасий, губернатор Подольской губернии в 1842 году, Витебской губернии в 1847-1848 годах, в 1851 году был Ковенским губернатором.

Адрес в Санкт-Петербурге

Увековечивание памяти

В Москве есть улицы Верхняя и Нижняя Радищевская, на Верхней стоит памятник писателю и поэту.

Улица Радищева есть в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Также в честь Радищева названы улицы в Петрозаводске, Иркутске, Мурманске, Туле, Тобольске, Екатеринбурге, Саратове, бульвар в Твери .

Пушкин о Радищеве

Особой страницей в восприятии личности и творчества Радищева русским обществом стало отношение к нему А.С. Пушкина. Познакомившись с «Путешествием из Петербурга в Москву» в юности, Пушкин явно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде (1817 или 1819), а также учитывает в «Руслане и Людмиле» опыт «богатырского песнотворения» сына Радищева, Николая Александровича, «Альоша Попович» (Пушкин ошибочно считал автором этой поэмы Радищева-отца). «Путешествие» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям юного Пушкина. Несмотря на изменение политических позиций, Пушкин и в 1830-е годы сохранял интерес к Радищеву, приобрёл экземпляр «Путешествия», бывшего в Тайной канцелярии, набрасывал «Путешествие из Москвы в Петербург» (задуманное как комментарий к радищевским главам в обратном порядке). В 1836 году Пушкин попытался опубликовать фрагменты из радищевского «Путешествия» в своём «Современнике», сопроводив их статьёй «Александр Радищев» - самым развёрнутым своим высказыванием о . Помимо смелой попытки впервые после 1790 года ознакомить русского читателя с запрещённой книгой, здесь же Пушкин даёт и весьма подробную критику сочинения и его автора.

"Мелкий чиновник, человек безо всякой власти, безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу самодержавия, противу Екатерины! … У него нет ни товарищей, ни соумышленников. В случае неуспеха - а какого успеха может он ожидать? - он один отвечает за всё, он один представляется жертвой закону. Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию.…

«Путешествие в Москву», причина его несчастия и славы, есть, как уже мы сказали, очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Мы бы могли подтвердить суждение наше множеством выписок. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного.…

Какую цель имел Радищев? Чего именно желал он? На сии вопросы вряд ли бы мог он сам отвечать удовлетворительно. Влияние его было ничтожно. Все прочли его книгу и забыли её, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, несколько благонамеренных предположений, которые не имели никакой нужды быть облечены в бранчивые и напыщенные выражения и незаконно тиснуты в станках тайной типографии, с примесью пошлого и преступного пустословия. Они принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностию и благоволением; ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви" .

Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем, публикация всё равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. В черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу» .

Восприятие Радищева в XIX-XX вв.

Представление о том, что Радищев - не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём:

«Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности ».

Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева:

«У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше ».

С подобным восприятием, конечно, должна соотноситься и статья А. С. Пушкина. И оценка, данная в 1858 году А. И. Герценом при публикации «Путешествия» в Лондоне (он ставит Радищева в число «наших святых, наших пророков, наших первых сеятелей, первых борцов»), вылившаяся в 1918 в характеристику А. В. Луначарского: «пророк и предтеча революции », восходит, несомненно, к этой, сложившейся ещё в первые десятилетия XIX века оценке «Путешествия из Петербурга в Москву» не как художественного произведения, а как человеческого подвига. Г. В. Плеханов подметил, что под влиянием радищевских идей «совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий » . Следует отметить, что на допросах декабристов, когда Следственный комитет, назначенный императором Николаем I и руководимый им, ставя вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли », хотел показать случайный характер выступления декабристов, возникший якобы под влиянием заимствованных идей - декабристы действительно называли имена великих французских просветителей, английских экономистов, немецких философов, приводили примеры из произведений величайших мыслителей древнего мира, но подавляющее большинство из них называло, в первую очередь, имя Александра Николаевича Радищева - настолько глубоко в сознание передового русского общества проникли свободолюбивые, антикрепостнические идеи Радищева .

Вплоть до 1970-х годов возможности ознакомиться с «Путешествием» для массового читателя были крайне ограничены. После того как в 1790 году почти весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, до 1905 года, когда с этого сочинения было снято цензурное запрещение, общий тираж нескольких его публикаций едва ли превысил полторы тысячи экземпляров. В 1905-1907 годах вышло несколько изданий, но после этого 30 лет «Путешествие» в России не издавалось. В последующие годы его издавали несколько раз, но в основном для нужд школы, с купюрами и мизерными по советским меркам тиражами. Ещё в 1960-х годах известны жалобы советских читателей на то, что достать «Путешествие» в магазине или районной библиотеке невозможно. Только в 1970-х годах «Путешествие» начали выпускать по-настоящему массово. В 1930-1950 годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное «Полное собрание сочинений Радищева», где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические.

В 1950-1960 годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Штром и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. И. Эйдельман и др.). В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские, нравоучительно-просветительские и другие, подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, несводимая к борьбе против крепостного права .

Философские воззрения

«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“.

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“. Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. „Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое“, „особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться“. Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию „разумного эгоизма“, считая, что отнюдь не „себялюбие“ является источником нравственного чувства: „человек есть существо сочувствующее“. Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи - воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова“. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“. Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева - позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.»

Сочинения

  1. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву - СПб.: б. и., 1790. - 453 с.
  2. Радищев А. Н. Князь М. М. Щербатов, «О повреждении нравов в России»; А. Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». С предисловием Искандера (А. И. Герцен). - London, Trübner, 1858.
  3. Радищев А. Н. Сочинения. В двух томах./Под ред. П. А. Ефремова. - СПб., 1872. (издание уничтожено цензурой)
  4. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений А. Радищева / Ред., вступ. ст. и прим. В. В. Каллаша. Т. 1. - М.: В. М. Саблин, 1907. - 486 с.: п., То же Т. 2. - 632 с.: ил.
  5. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. Т. 1 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1938. - 501 с.: п. То же Т. 2 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1941. - 429 с.
  6. Радищев А. Н. Стихотворения / Вступ. ст., ред. и примеч. Г. А. Гуковского. Ред. коллегия: И.А. Груздев, В.П. Друзин, А.М. Еголин [и др.]. - Л.: Сов. писатель, 1947. - 210 с.: п.
  7. Радищев А. Н. Избранные сочинения / Вступ. ст. Г. П. Макогоненко. - М.; Л.: Гослитиздат, 1949. - 855 с.: П, к.
  8. Радищев А. Н. Избранные философские сочинения / Под общей ред. и с предисл. И. Я. Щипанова. - Л.: Госполитиздат, 1949. - 558 с.: п.
  9. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. 1749-1949 / Вступит. статья Д. Д. Благого. - М.; Л.: Гослитиздат, 1950. - 251 с.: ил.
  10. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. К 150-летию со дня смерти. 1802-1952 / Под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипанова. - М.: Госполитиздат, 1952. - 676 с.: п.
  11. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / Вступит. статья Д. Благого. - М.: Дет. лит., 1970. - 239 с. То же - М.: Дет. лит., 1971. - 239 с.

Литература

  1. Шеметов А. И. Прорыв: Повесть об Александре Радищеве. - М.: Политиздат, 1974 (Пламенные революционеры) -- 400 с, ил. То же. - 2-е изд., перераб. и доп. - 1978. - 511 с, ил.

Примечания

  • Радищев Н.А. О жизни и сочинениях А. Н. Радищева / Сообщ. Н. П. Барсуков // Русская старина. - 1872. - Т. 6. - № 11. - С. 573-581.
  • Сухомлинов М. И. К биографии А. Н. Радищева // Исторический вестник. - 1889. - Т. 35. - № 1. - С. 244-246.
  • Александр Николаевич Радищев (20 (31) августа 1749, Москва - 12 (24) сентября 1802, Санкт-Петербург) - русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.
    Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в семье, имеющей дворянские корни. Дед Радищева был денщиком у Петра I, затем служил в гвардейских войсках. Отец же Радищева, будучи очень образованным человеком, предпочел военной службе ведение хозяйства. Сам Александр был первым ребенком в семье.

    Радищев получил образование по гимназической программе, затем был отправлен в Лейпциг для продолжения образования. После возвращения в Петербург Радищев был назначен протоколистом в сенате.
    Всю жизнь Александр Николаевич посвятил литературному труду. Его перу принадлежат многие произведения на исторические, политические и философские темы. Наиболее известное произведение - "Путешествие из Петербурга в Москву" - было закончено в 1790 году. В этом же году за распространение данной книги Радищев был арестован и отправлен в сибирскую ссылку, где он пробыл пять лет. Вплоть до 1801 года Александр Николаевич жил под постоянным надзором полиции.
    Затем по ходатайству А. Р. Воронцова Радищев стал членом Комиссии по составлению законов, здесь он проработал всю оставшуюся жизнь. Умер Радищев 12 сентября 1802 года.

    Воспитателями Александр Радищева были крепостные. На ранних годах жизни Николая они научили его писать и читать. Именно тогда ребенок открыл для себя тяготы жизни крестьян - от крепостных он узнал о жестокосердии соседских помещиков. Рассказы об их издевательствах над крепостными оставили глубокий след в душе мальчика, который впоследствии превратился в ненависть к угнетателям. При достижении шестилетнего возраста в дом был приглашен француз, который после оказался беглым солдатом. Да и французского языка он практически не знал. С ним пришлось расстаться. В 1756 году отец отвез сына в Москву - в дом родственника матери. Последний являлся племянником директору Московского университета. Александр Радищев начал учебу в по гимназической программе университета. Правда, знания он получал на дому, но также как и гимназисты посещал экзамены, участвовал в диспутах, имел доступ к книжной лавке при университете. Читал Александр очень много.

    В 1762 году Александр Радищев стал пажом. К этому времени он представлял собой юношу, получившего отличное образование. В следствие этого его записали на придворную службу. Он стал пажом. В 1764 году Александр совершил свое первое путешествие. В составе Пажеского корпуса он провожал императрицу из Москвы в Петербург. Прибыв в Петербург, он оказался совершенно одним в незнакомом для него городе; здесь он провел более двух лет - с 1764 по 1766 годы.

    Радищев был отправлен на обучение в Германию. В 1766 году императрица отправила двенадцать молодых дворян за границу - в Лейпцигский университет. Постигать юридические науки отправился и Александр Радищев. Среди молодых людей заметно отличался Федор Васильевич Ушаков - будучи самым старшим (на тот момент ему исполнилось 19 лет), он имел острую жажду знаний (ради этого даже бросил выгодное место чиновника), благодаря чему вскоре сделался главой группы.Учеба в Лейпциге продолжалась пять лет. Кроме изучения предметов, предусмотренных программой, Александр Радищев интересовался литературой, иностранными языками, медициной. В Россию студенты начали съезжаться в 1771 году.

    Литературная деятельность Александра Николаевича началась во время учебы в Лейпциге. Здесь он начал переводить брошюру политического деятеля Гика, которая имела политическую тематику. Выбор именно этой темы для перевода говорит об соответствующих увлечениях Радищева.

    В 1771 году Радищев стал получил должность протоколиста. После возвращения на родину Александр Николаевич стал протоколистом в сенате. Он получил чин титулярного советника.

    Радищев не ограничился работой в сенате. В свободное от службы время он занимался переводом сочинения Г. Б. де Мабли - известного французского мыслителя. Летом 1773 года Александр Николаевич написал автобиографическую повесть. Она называлась "Дневник одной недели". Работа в таком учреждении как в сенате давала молодому автору огромное количество материала для размышлений над судьбой страны, утвердившимся государственном строе и т.п. Некоторые подробности своей службы Радищев и описал в своей работе. Правда, свет этот труд увидел спустя много лет - повесть была издана только в 1811 году (уже после смерти автора).

    О начале восстания под предводительством Пугачева Александр Николаевич узнал в Финляндской дивизии. Здесь он получил должность полкового судьи. Вероятно, что Радищев лично видел казнь Пугачева 10 января 1775 года. Это восстание привело Александра Николаевича к мысли, насколько самодержавие вредит развитию страны, а также к тому, что избавиться от угнетающего крепостного права можно только при помощи вооруженной борьбы.

    В марте 1775 года Александр Николаевич настоял на отставке. Впрочем, через некоторое время Радищев был принят на должность юрис-консула. Граф Воронцов, занимающий видное место среди государственных сановников, оценил способности Александра Николаевича и способствовал назначению Радищева на более высокий пост. В 1780 году он стал помощником управляющего Петербургской таможни, где служил вплоть до 1790 года. Затем он был назначен управляющим Петербургской таможни.

    Лучшие художественные произведения Александра Николаевича Радищева относятся к 80-м годам XVIII столетия. Именно в эти годы были созданы отличные исторические, художественные и публицистические произведения. В 1780 году Радищев написал "Слово о Ломоносове". Ода Александра Николаевича "Вольность", написанная в период с 1781 по 1783 годы, открыла русское революционное направление в литературе. В 1788 году Радищев закончил трудиться над второй своей автобиографической повестью. В ее содержание вошло описание учебы Радищева в Лейпциге. Он рассказал о своих товарищах, вместе с которыми коротал университетские годы, а также о важной роли просвещения и воспитания. В эти же годы Александр Николаевич написал несколько трактатов по истории Отечества и состоянии таможенного дела в Российской империи.

    Радищев - член Общества словесных наук. Вошел он в него во второй половине 80-х годов. На собраниях общества Радищев читал свои статьи, в которых рассуждал о благородстве, сострадании, благонравии и других добродетелях.

    Радищев - автор "Путешествия из Петербурга в Москву". Главная книга в жизненном пути Радищева была закончена в 1790 году. Этот труд увековечил имя Александра Николаевича в памяти его потомков. Только вот императрица вовсе не оценила его старания, назвала "бунтовщиком", да еще и "хуже Пугачева" - настолько острые проблемы освещались в этой книге. Издавать этот труд Радищева не решался никто, поэтому Александр Николаевич взялся за это дело собственнолично - типографию организовал на втором этаже своего петербургского дома. Радищев смог издать примерно 650 экземпляров книги, часть которых уже в мае 1790 года появилась в продаже. Несколько экземпляров Радищев подарил своим знакомым. Что же не понравилось Екатерине Великой, когда она собственно прочитала эту книгу? Основной ее темой стало бесчеловечное отношение помещиков со своими крепостными. Но мало того, он осмелился оправдывать вооруженный бунт крестьян против жестоких господ - изменить государственный строй, по его мнению, можно было только восстанием.

    За свои убеждения Радищев был арестован. Это случилось 30 июня 1790 года. К нему в дом прибыл полковник Горемыкин и предъявил ордер на арест. Радищев был заключен в Петропавловскую крепость, следствие по его делу продолжалось две недели. Приговор, вынесенный Петербургской палатой уголовного суда, звучал грозно - Александр Николаевич Радищев приговаривался к смертной казни. Однако императрица его не утвердила, слишком большая была вероятность недовольства общественности. А. Н. Радищев был отправлен в ссылку сроком на 10 лет. Местом ссылки стала Сибирь - Илимский острог.
    Интересен тот факт, что вслед с Александром Николаевичем в место ссылки поехали некоторые из его крестьян, а точнее, из бывших крестьян - перед арестом он дал им вольную.

    Радищев отправился в Сибирь в легком платье. К 8 сентября 1790 года он едва мог держаться на ногах - сказались истощение и огромное нервное напряжение. К тому же в путь он отправился в легком платье. Вероятно, Екатерина подумывала о смерти Радищева в дороге, тогда общественность встревожилась бы не так сильно, как в случае с возможной казней. Однако граф А. Р. Воронцов, когда узнал о том, что Александра Николаевича везут в острог, распорядился, чтобы тверской губернатор купил Радищеву все необходимое - Воронцов лично отослал ему деньги.

    "Путешествие из Петербурга в Москву." было запрещено. Значительную часть изданных книг Радищев сжег собственноручно еще до ареста. 6 экземпляров были обнаружены соответствующими органами власти и уничтожены. До нашего времени дошло менее пятнадцати экземпляров "Путешествия из Петербурга в Москву" издания Радищева.
    Те проблемы, которые осветил Александр Николаевич Радищев в своем труде, продолжали беспокоить умы русских людей еще на протяжении столетия. А сколько книга перетерпела гонений! Даже в 1905 году все попытки издать книгу в полном варианте были пресечены властями, которые усматривали в ней подрывание монархических устоев и революционные нотки в настроении автора. Радищева обвиняли в посягательстве на доброе имя важных вельмож, особенно государственных служащих, а также в убеждении крестьян в необходимости насильственных действий против помещиков.

    В сибирской ссылке Александр Николаевич Радищев провел пять лет. В Илимском остроге он занимался общественной деятельностью и домашней работой: он врачевал, собственноручно делал прививки от оспы (знания по медицине здесь ему пригодились), проводил различные эксперименты по выплавке руды, соорудил у себя дома плавильную печь, которую использовал для обжига посуды. Однако самым важным для Радищева занятием и в Сибири оставалась литература - среди его работ и философские трактаты, повесть о Ермаке, а также историческое расследование.
    Из ссылки Александра Николаевича освободил новый царь - Павел I, он приказал ему жить в своей деревне. Но полностью свободным человеком Радищев так и не стал - он жил постоянно под надзором полиции. Представители полиции могли заявляться в имении Александра Николаевича в абсолютно когда им заблагорассудится. Они имели полное право читать все письма Радищева, копировали их содержание и предоставляли копии Павлу I. Такая жизнь была очень тяжела, спасала Радищева только работа.

    После окончания срока ссылки Радищев не стал свободным. В 1800 году, когда закончился десятилетний срок ссылки, отведенной Радищеву императрицей Екатериной Великой, Павел I не прекратил надзора за Александром Николаевичем.

    Александр I освободил Радищева. Указ об амнистии был издан новым императором 31 мая 1801 года. Граф А. Р. Воронцов посодействовал возвращению Александру Радищеву дворянского титула. Он снова мог проживать в Петербурге и даже был включен в Комиссию составления законов, в которой он работал до последних дней жизни. В возрасте 53 лет - в 1802 году - он скончался, обстоятельства его смерти до конца не понятны, ведь последними его словами были "Потомство за меня отомстит". Скорее всего, в них он выразил свое сострадание к крепостным, надежду на разум самодержцев и обиду за государственные порядки России.

    Александр Николаевич Радищев в своем знаменитом произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" впервые в русской литературе правдиво рассказал о бесчеловечном отношении помещиков к своим крепостным крестьянам, о бесправии народа и творимом над ним насилии. Писатель показал картину бунта крепостных крестьян, доведенных до отчаяния. За это ему пришлось дорого заплатить - суровой ссылкой в Сибирь... Обо всем этом и других фактах из биографии А. Н. Радищева вы сможете узнать в данной публикации.

    Происхождение Радищева

    Начнем с представления нашего героя. Николаевич - известный русский писатель, приверженец "просветительной философии". Биография Радищева начинается 31 августа 1749 года (по старому стилю - 20 августа). Именно тогда появился на свет Александр Николаевич. Радищев Афанасий Прокопьевич, дед будущего писателя, был одним из потешных Петра. Он дослужился до чина бригадира. Своему сыну Николаю Афанасий Петрович дал хорошее воспитание. Николай Афанасьевич Радищев был саратовским помещиком. А Фекла Степановна, мать Александра, была из семьи Аргамаковых, старинного дворянского рода. Старшим сыном ее был Александр Радищев. Биография и творчество великого писателя прославили эту фамилию.

    Обучение в Вернем Аблязове и в Москве

    Имение отца было расположено в Верхнем Аблязове. Александр выучился русской грамоте по псалтырю и часослову. Когда ему исполнилось 6 лет, к нему приставили француза, однако выбор учителя оказался неудачным. Как узнали впоследствии, этот француз был беглым солдатом. Отец принял решение отправить в Москву своего сына. Здесь он был поручен заботам француза-гувернера, который раньше был советником руанского парламента, однако ему пришлось бежать от преследований Людовика XV.

    Александра в 1756 году отдали в дворянскую гимназию, находившуюся при Московском университете. Шесть лет продолжалось обучение в ней. В Москве в сентябре 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Многие дворяне были повышены в чинах по этому случаю. Биография Радищева была отмечена важным для него событием 25 ноября: Александр Николаевич был пожалован в пажи.

    Как Радищев попал за границу

    Он приехал в Петербург в январе 1764 года и обучался в пажеском корпусе до 1766 г. Когда Екатерина решила отправить для научных занятий в Лейпциг 12 молодых дворян, в числе которых - 6 пажей, отличившихся успехами в учении и поведении, одним из счастливчиков стал и Радищев. Когда студентов отправляли за границу, Екатерина II лично написала инструкцию относительно того, чем им следует заниматься. Значительные средства были назначены на их содержание - сначала по 800 рублей, а с 1769 года - по тысяче в год на каждого.

    Жизнь в Лейпциге

    Однако майор Бокум, приставленный в качестве воспитателя к дворянам, утаивал значительные суммы в свою пользу, поэтому студенты нуждались. Радищев, биография которого нас интересует, рассказал о своем пребывании за границей в "Житии Ф.В. Ушакова". Довольно разнообразны были занятия молодых людей в Лейпциге. Они изучали философию, право, историю. Согласно инструкции Екатерины II, студенты по желанию могли заниматься и "прочими науками". Радищев выбрал химию и медицину. Он увлекся ими не просто как любитель, а очень серьезно. Александр Николаевич даже сдал экзамен на врача и впоследствии успешно занимался лечением. Одними из любимых его дел навсегда остались также занятия химией. Радищев хорошо знал различные языки (латинский, французский, немецкий). Позднее он выучил также итальянский и английский. Проведя в Лейпциге 5 лет, Радищев, как и его товарищи, позабыл русский язык. Поэтому он начал заниматься им по возвращении в Россию под руководством секретаря Екатерины Храповицкого.

    Возвращение в Петербург, служба в Сенате

    По окончании обучения Александр Николаевич стал очень образованным человеком, каких в то время было не много не только в нашей стране, но и в мире. В 1771 году Радищев вернулся в Петербург. Вскоре он поступил на службу протоколистом в Сенат. В чине титулярного советника Александр Николаевич недолго прослужил, поскольку мешало плохое знание родного языка, а также тяготило обращение начальства и товарищество приказных.

    Служба в штабе Брюсова и в коммерц-коллегии, женитьба

    Радищев решил поступить в штаб генерал-аншефа Брюсова, командовавшего в Петербурге. Он стал обер-аудитором. Александр Николаевич в 1775 году вышел в отставку, дослужившись до чина секунд-майора. Рубановский, один из товарищей его по Лейпцигу, познакомил Александра Радищева с семьей старшего брата. На Анне Васильевне, дочери последнего, и женился Александр Николаевич.

    В 1778 году он вновь поступил на службу в камерц-коллегию на должность ассесора. В 1788 году Радищева перевели в петербургскую таможню. Он стал помощником управляющего, а затем и управляющим. Как в таможне, так и в камерц-коллегии Александр Радищев выделялся преданностью долгу, бескорыстием, серьезным отношением к своим обязанностям.

    Первые литературные труды

    Чтение и занятия русским языком привели его в итоге к собственным литературным пробам. В 1773 году Радищев опубликовал перевод сочинения Мабли, после чего стал составлять историю Сената России, однако уничтожил написанное.

    Книга, принесшая роковую известность

    Биография Радищева продолжается смертью его горячо любимой супруги. Она произошла в 1783 году. После этого Александр Николаевич решил погрузиться в литературную работу и найти в ней успокоение. Он напечатал в 1789 году "Житие Федора Васильевича Ушакова...". Радищев, воспользовавшись указом императрицы о вольных типографиях, завел у себя на дому собственную и выпустил в 1790 году главное свое сочинение под названием "Путешествие из Петербурга в Москву".

    Сразу же начала быстро раскупаться эта книга. Смелые рассуждения Александра Николаевича о крепостном праве, а также других явлениях государственной и общественной жизни того времени обратили внимание самой Екатерины II, которой кто-то преподнес "Путешествие...".

    Как цензура пропустила "Путешествие..."

    Весьма любопытна биография Радищева. Интересные факты о нем многочисленны. Их нельзя уместить в формат одной статьи. Однако об одном из них непременно нужно упомянуть. Книга Радищева была выпущена с позволения управы благочиния, то есть установленной цензуры. Однако против автора все же было начато преследование. Как такое возможно? Дело в том, что "Путешествие..." прошло цензуру просто потому, что цензор подумал, что это путеводитель. Действительно, на первый взгляд может так показаться - главы произведения называются по местам и городам. Цензор посмотрел лишь содержание и не стал вникать в книгу.

    Арест и приговор

    Не сразу узнали о том, кто автор сочинения, поскольку его имя в книге не было указано. Однако после ареста купца Зотова, в магазине которого продавался труд Радищева, узнали, что именно Александр Николаевич написал злополучное произведение и издал его. Радищева арестовали, а его дело "препоручили" вести Шешковскому. Императрица забыла о том, что Александр Радищев учился "естественному праву" и за границей, и в пажеском корпусе, о том, что она сама дозволяла проповедовать и проповедовала лично принципы, о которых было сказано в "Путешествии". Екатерина II отнеслась к произведению Александра Николаевича с большим личным раздражением. Императрица лично составила вопросы Радищеву и руководила через Безбородко всем делом.

    Александра Николаевича посадили в крепость, где его допрашивал Шешковский. Неоднократно заявлял о раскаянии, отказывался от написанной им книги Радищев. Краткая биография его, однако, не должна упустить тот факт, что в своих показаниях он часто обнаруживал те самые взгляды, которые приводились в его произведении. Наш герой надеялся выражением раскаяния смягчить наказание, угрожавшее ему. Однако не мог скрывать свои убеждения Радищев.

    Краткая биография его дальнейших лет вполне закономерна. Ясно, что судьба Александра Николаевича была решена заранее. Его признали виновным уже в указе о предании суду. Было произведено краткое расследование уголовной палатой. Содержание его указано в письме Безбородко к графу Брюсу, главнокомандующему в Петербурге. Радищев был приговорен к смертной казни.

    Смягчение участи

    Переданный в Сенат, а потом и в Совет приговор был утвержден в двух этих инстанциях, после чего представлен императрице. 4 сентября 1790 года был выпущен именной указ, признававший Александра Николаевича виновным в преступлении должности подданного и присяги изданием этой книги. Вина Александра Радищева, как говорилось в нем, такая, что он заслуживает смертной казни. Однако по милосердию и в честь заключения мирного договора со Швецией столь суровое наказание было заменено ссылкой в Илимский острог, находившийся в Сибири. Ему следовало пробыть там 10 лет. Немедленно был приведен в исполнение этот указ.

    Тяжелые годы ссылки

    Тяжелое время пережил Александр Николаевич Радищев. Биография его отмечена нелегкими испытаниями сразу же после вынесения приговора. Арестованный летом писатель был увезен без теплой одежды из крепости. Видимо, Екатерина II надеялась, что Радищев, и без того тяжело переживающий свое заключение, по дороге погибнет. Известно, что отправил деньги тверскому губернатору для того, чтобы Александру Радищеву было куплено все необходимое для долгой дороги.

    Александр Николаевич Радищев, биография которого продолжается в Илимском остроге, провел здесь почти 5 лет. Однако он не унывал. Радищев лечил местных жителей. Александр Николаевич прививал оспу детям, оборудовал у себя дома небольшую печь, где занялся обжигом посуды. И, безусловно, он продолжил свою литературную деятельность.

    Всеобщее внимание привлекла к себе печальная судьба такого известного писателя, как Радищев Александр Николаевич. Краткая биография его не должна упустить и того, что приговор, вынесенный ему, казался невероятным. Много раз в обществе возникали слухи о том, что Александр Николаевич прощен, что он скоро вернется из ссылки. Однако они не оправдывались.

    Взаимоотношения с Е.В. Рубановской

    В Сибирь к нему приехала Е.В. Рубановская, сестра его покойной жены, и привезла с собой младших детей (для получения образования старшие дети остались у родных). Радищев в Илимске сблизился с этой женщиной. Однако права обвенчаться они не имели. Это приравнивалось к кровосмешению и было нарушением церковных правил. В ссылке Елизавета Васильевна родила Радищеву троих детей. Она скончалась в 1797 году от простуды в Тобольске, при возвращении из ссылки. Однако подвиг этой женщины, которая предвосхитила декабристок, не только не был оценен современниками. Даже после смерти Елизаветы Васильевны их с Александром Николаевичем продолжали осуждать. Когда Радищев возвратился домой, Николай Афанасьевич, его слепой отец, отказался принять внуков. Он сказал, что жениться на свояченице немыслимо. Если бы Радищев выбрал крепостную девку, то он бы принял ее, а Елизавету Васильевну не может.

    Возвращение домой

    Вскоре после воцарения на престол император Павел вернул из Сибири такого важного общественного деятеля, как Радищев Александр Николаевич. Краткая биография его дальнейших лет, однако, отмечена новыми трудностями. Указ о помиловании был составлен 23 ноября 1796 года. Александру Николаевичу было предписано жить в селе Немцове Калужской губернии, где находилось его имение. За перепиской и поведением Радищева было поручено наблюдать губернатору. Александр Николаевич после воцарения императора получил полную свободу. Его вызвали в Петербург. Здесь стал членом комиссии по составлению различных законов Александр его обрывается совсем неожиданно. Как же это произошло? Сейчас вы узнаете о том, как погиб А.Н. Радищев. Биография его завершается весьма необычно.

    Смерть Радищева

    Борн и Ильинский, современники Александра Николаевича, удостоверяют, что предание о его смерти верно. Согласно ему, Радищев подал проект о законодательных преобразованиях. В нем снова выдвигалось освобождение крестьян. Тогда граф Завадовский, секретарь комиссии, сделал Александру Николаевичу строгое внушение за его мысли, напомнив ему о былых его увлечениях. Завадовский даже упомянул о сибирской ссылке. Радищев, здоровье которого было сильно расстроено, а нервы разбиты, был до такой степени потрясен угрозами и выговором Завадского, что даже решил покончить с собой.

    Александр Николаевич выпил яд. Он умер в больших мучениях. Радищев скончался в ночь на 12 сентября 1802 года. Похоронили Александра Николаевича на Волковом кладбище.

    Запрет имени Радищева и реабилитация

    Долго лежал запрет на имени такого великого писателя, как А.Н. Радищев. Краткая биография его интересует сегодня многих, однако после смерти имя его практически не появлялось в печати. Несколько статей об Александре Николаевиче были написаны вскоре после его кончины, а затем в литературе почти исчезло его имя. Очень редко оно упоминалось. Лишь неполные и отрывочные данные приводились о Радищеве. Батюшков внес Александра Радищева в программу сочинения по словесности, составленную им. Только со 2-й половины 1850-х годов был снят запрет с имени Радищева. С этого времени в печати стало появляться множество статей о нем.

    И по сей день исследователей привлекает биография Радищева. Краткое содержание его "Путешествия..." знают многие наши соотечественники. Все это говорит о бессмертии его как писателя.

    Первые годы жизни писателя прошли в Немцове, затем семья перебралась в самое крупное свое имение - село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества. Его первыми воспитателями были дворовые слуги. От своего первого учителя крепостного дядьки, мальчик слышал предания о мстителе за народ - атамане казацкой вольницы Степане Разине . От крепостных слуг ребенок узнавал о жестоких нравах соседских помещиков, об их издевательствах над крестьянами. Эти рассказы рождали в душе мальчика ненависть к угнетателям народа. Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. В семь лет отец повез Александра в Москву, в дом дяди, директора Московского университета Алексея Михайловича Аргамакова. Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервые некоторые положения философии просвещения

    Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии. Воспитанником этой гимназии стал и Александр Радищев: с 8 до 13 лет он учился в доме дяди по программе гимназического курса, бывал на экзаменах, гимназических и студенческих диспутах.

    Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову , в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» . Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь» .

    Памятник А. И. Радищеву в Москве на ул. В.Радищевская

    Книга стала быстро раскупаться. Её смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование. Радищев был арестован, дело его было «препоручено» известному Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев заявил о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии».

    Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о покушении на государево здоровье, о заговорах и измене, и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в сенат и затем в совет, был утвержден в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

    Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем. публикация все равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. Вместе с тем в Радищеве Пушкин видит хотя и «преступника», но, парадоксально, «честного человека» (honnête homme), «действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию», а в черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу».

    Восприятие Радищева в XIX-XX вв.

    Восприятие Радищева как «первого русского революционера» (Ленин), провозвестника революционной борьбы в России, отразилось уже в замечаниях Екатерины II на полях «Путешествия» и было канонизировано в радикально-демократическом дискурсе после публикации «Путешествия» в лондонской Вольной русской типографии А. И. Герцена (1858; до этого, в 1830-е-1850-е, имя Радищева было практически забыто). После революции 1917 года такое представление о Радищеве стало официальным, он рассматривался прежде всего как борец против крепостного права.

    В 1930-1940-е годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное Полное собрание сочинений Радищева, где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические.

    В 1950-1960-е годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Штром и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. И. Эйдельман и др.).

    В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские, нравоучительно-просветительские и др., подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, не сводимая к борьбе против крепостного права.

    Адреса в Санкт-Петербурге

    1775 - 30.06.1790 года - Грязная улица, 14.

    Примечания

    Библиография

    • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. - СПб.: б. и., 1790. - 453 с.
    • Радищев А. Н. Полное собрание сочинений А. Радищева / Ред., вступ. ст. и прим. В. В. Каллаша. Т. 1. - М.: В. М. Саблин, 1907. - 486 с.: п., То же Т. 2. - 632 с.: ил.
    • Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. Т. 1 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1938. - 501 с.: п. То же Т. 2 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1941. - 429 с.
    • Радищев А. Н. Стихотворения / Вступ. ст., ред. и примеч. Г. А. Гуковского. Ред. коллегия: И. А. Груздев, В. П. Друзин, А. М. Еголин [и др.]. - Л.: Сов. писатель, 1947. - 210 с.: п.
    • Радищев А. Н. Избранные сочинения / Вступ. ст. Г. П. Макогоненко. - М.; Л.: Гослитиздат, 1949. - 855 с.: П, к.
    • Радищев А. Н. Избранные философские сочинения / Под общей ред. и с предисл. И. Я. Щипанова. - Л.: Госполитиздат, 1949. - 558 с.: п.
    • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. 1749-1949 / Вступит. статья Д. Д. Благого. - М.; Л.: Гослитиздат, 1950. - 251 с.: ил.
    • Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. [К 150-летию со дня смерти. 1802-1952] / Под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипанова. - М.: Госполитиздат, 1952. - 676 с.: п.
    • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / [Вступит. статья Д. Благого]. - М.: Дет. лит., 1970. - 239 с. То же - М.: Дет. лит., 1971. - 239 с.
    • Шеметов А. И. Прорыв: Повесть об Александре Радищеве. - М.: Политиздат, 1974 (Пламенные революционеры) -- 400 с, ил. То же. - 2-е изд., перераб. и доп. - 1978. - 511 с, ил.

    Ссылки

    • Радищев, Александр Николаевич в библиотеке Максима Мошкова
    • Вильк Е. А. «Чудище стозевно» и Тифон: «Путешествие…» А. Н. Радищева в контексте мистической литературы XVIII века // Новое литературное обозрение. - 2002. - N 3(55).- С. 151-173.
    • Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник? : «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева // Вопросы литературы. - 2006. - N 4. - С. 83-138.
    • Жизнь А. Н. Радищева Труды, наследие, музыкальная эстетика
    • Радищев, Александр Николаевич - Философские и социологические взгляды. Биография

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Александр Николаевич Радищев родился 20 (31 – по новому стилю) августа 1749 года в семье состоятельного помещика. Грамоте обучался по часослову и Псалтырю. Когда Радищеву исполнилось шесть лет, к нему приставили учителя-француза. Впоследствии выяснилось, что тот был беглым солдатом. Тогда отец решил отправить ребенка в Москву и отдать его на воспитание в дом М. Ф. Аргамакова – родственника по материнской линии. Там Радищев получил хорошее образование. Не в последнюю очередь благодаря гувернеру-французу, бывшему советнику руанского парламента, который сбежал от преследований правительства Людовика XV. Возможно, именно он первым познакомил Радищева с некоторыми идеями философии эпохи Просвещения.

    В 1762 году Радищев переехал в Санкт-Петербург, чтобы начать обучение в Пажеском корпусе. В 1766 году по приказу Екатерины II двенадцать молодых дворян были отправлены в Лейпциг для научных занятий. Среди них оказался и Радищев. Годы, проведенные в Лейпцигском университете, не прошли для него даром. На родину Радищев вернулся в 1771 году, будучи одним из самых образованных людей своего времени, причем не только в России.

    Приехав в Петербург, Александр Николаевич поступил на службу в Сенат, но долго там не смог оставаться. В частности, ему мешало плохое знание русского языка, который он практически забыл за время пребывания в Германии. Кроме того, Радищеву не нравилась грубость начальства. После Александр Николаевич стал обер-аудитором в штабе генерал-аншефа Брюса, командовавшего в Петербурге. В 1775 году Радищев вышел в отставку, женился. В 1778 году он поступил на службу в Коммерц-коллегию. С 1780 года работал в Петербургской таможне, за десять лет ему удалось дослужиться до должности ее начальника.

    В 1790 году Радищев напечатал в собственной домашней типографии свое главное сочинение – «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга попала в руки Екатерины II и вызвала ее недовольство. Сохранился экземпляр, испещренный циничными пометками императрицы. Радищева Екатерина II охарактеризовала следующим образом: «Он бунтовщик хуже Пугачева». В итоге писателя арестовали. На допросах Александр Николаевич раскаивался, надеясь смягчить грозившее ему наказание. При этом порой он высказывал те же мысли, что фигурировали в «Путешествии из Петербурга в Москву».

    В сентябре 1790 года был издан именной указ. В нем говорилось, что Радищев заслуживает смертной казни. «По милосердию и для всеобщей радости» она была заменена на десятилетнюю ссылку в Сибирь, в Илимский острог. Из ссылки Радищева вернул император Павел I в 1796 году. Александру Николаевичу предписали жить в его имении в селе Немцове Калужской губернии. За перепиской и поведением Радищева было велено наблюдать губернатору. Полную свободу писатель получил только после восшествия на престол Александра I в 1801 году. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии для составления законов. Александр Николаевич скончался 12 (24 – по новому стилю) сентября 1802 года. Могила писателя до наших дней не сохранилась.

    Краткий анализ творчества

    В числе первых литературных опытов Радищева, предназначенных для печати, - перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), который Александр Николаевич дополнил семью своими примечаниями. Одно из них можно считать конспектом работы Руссо «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762). В частности, в этом примечании Радищев рассуждает о самодержавии, называя его «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».

    Американская революция, воспринятая Александром Николаевичем как война народа против угнетателей, вдохновила Радищева на создание оды «Вольность» (1781-83), которая считается наиболее значительным его поэтическим произведением. В ней Радищев прославляет свободу человека, провозглашает право народа свергнуть монарха и казнить. Впоследствии она была включена в книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» .

    В конце 1780-х годов Александр Николаевич завершил работу над произведением «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Оно посвящено другу Радищева, с которым писатель учился в Лейпцигском университете и который рано скончался. Книга пользовалась успехом. По замечанию княгини Дашковой, в произведении «встречались опасные мысли и выражения». Несмотря на это, тогда Радищев не подвергся преследованиям со стороны властей.

    «Путешествие из Петербурга в Москву» создавалось Александром Николаевичем на протяжении многих лет. С точки зрения формы повесть следует канонам жанра сентиментальных путешествий. Главы получили название в честь населенных пунктов, мимо которых следует автор. Что касается содержания, то в книге нашли отражение размышления и чувства Радищева, касающиеся всех главных вопросов бытия Российской империи. Особое внимание уделено тяжелому положению крепостных крестьян.

    Среди философских произведений Радищева стоит отметить трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», написанный в ссылке. Главная проблема, которая в нем рассматривается: бессмертна ли душа человека и если да, то в каком виде она существует после смерти тела? Трактат Радищева в большей степени приглашает читателя к размышлению, нежели предлагает ему безусловные истины.