Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Смысл дуэли. Дуэльный кодекс российской империи

Смысл дуэли. Дуэльный кодекс российской империи

шпага, пистолеты, сабля рапира, ружье.

Аннотация:

В статье рассматриваются характеристика видов дуэли, оружия; основные правила поведения в дуэли.

Текст статьи:

Одним из не менее важных элементов дуэльного ритуала является выбор вида дуэли. Ритуализированный поединок строго регламентировался сводом определенных правил, включающий в себя: выбор места и времени проведения, варианта одежды и вида дуэли. Следует отметить, что на формирования дуэльного ритуала огромное влияние оказала, прежде всего, среда распространения, а именно военная, перенимался иноземный стиль поведения и ход самого поединка. Определенное значение в проведение поединка играет психологический аспект противников, характер оскорбления.

Известно, что в исторический период разрешения конфликтов с помощью поединка существовало огромное количество видов дуэли. С течением времени после Отечественной войны 1812 года и заграничных походов России, повсеместное распространение получают жестокие виды дуэли, определяющие смертельный исход поединка, которые были похожи на самоубийства. Это такие виды дуэли как стрельба на три шага, так называемая «американская дуэль», где цена жизни или смерти определялась жребием, и ее разновидности: глотание пилюли, одна из которых отравлена, использование ядовитой змеи, которую впускали в темную комнату, где находились оба противника; у обрыва и т.д.; так называемая « четверная дуэль» (фр. une partie carrée ) - поединок, в котором после противников стрелялись их секунданты.

Обычно «американская дуэль» использовалась в случаях юридических запретов, неравного положения соперников, физических ограничений, при которых результат обычного поединка был предопределён, но соперники не имели возможности или не желали пользоваться правом замены, и так далее), но при этом оба соперника считали, что разногласия можно решить только смертью одного из них.

Также «американской дуэлью» мог называться ещё один вид дуэли, более похожий на охоту друг на друга: соперники по взаимной договорённости прибывали, обычно с разных сторон, в определённое время в заданное место, выбранное в качестве «дуэльной территории», например, перелесок или ущелье, и с оружием в руках отправлялись выслеживать друг друга. Целью было обнаружить противника и убить его.

Один из самых известных видов дуэли -«русская(гусарская) рулетка» –экстремальная своеобразная азартная игра или пари с летальным исходом. По правилам игры в пустой барабан револьвера заряжается один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается единственный патрон. После этого игроки по очереди подносят дуло револьвера к собственной голове и нажимают на спусковой крючок.

Существует несколько разновидностей русской рулетки. В основном, техники игры различаются по следующим признакам:

    По количеству патронов в барабане

    Минимальное количество патронов в барабане - один, максимальное - на один меньше количества камер в барабане. При этом понятно, что риск возрастает прямо пропорционально количеству патронов в барабане.

    По вращению барабана

    После каждой попытки барабан револьвера может (дополнительно к автоматическому повороту барабана) вращаться рукой. Математически подобная операция делает игру несколько менее рискованной, но в то же время и менее предсказуемой.

    По наносимым увечиям

    В «классическом» варианте после поворота барабана дуло револьвера приставляется к виску, то есть выстрел с большой вероятностью означает смерть. Однако существовали и более «безопасные» варианты, когда револьвер приставляется, например, к ладони. В «бескровном» варианте выстрел производится в сторону.

При этом «классическим» вариантом русской рулетки считается игра с наличием одного патрона в барабане револьвера, дополнительным вращением барабана ладонью после каждого выстрела и приставлением дула револьвера к виску (к голове). Русская рулетка подчиняется общим законам математической статистики. Описание данного вида дуэли встречается в литературе: в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в романе Бориса Акунина «Азазель»,в романе Стивена Кинга «Воспламеняющая взглядом» и т.д., экранизировался в кинематографе, встречается в сюжете компьютерных играх, упоминается в словах песен.

Фактически дуэль в России легализовалась с принятием «Правил о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде»(май, 1894), а четкое структурирование условий поединка изложены В.Дурасовым в «Дуэльном кодексе» (1908), который вобрал в себя все возможные виды дуэлей, систематизировал всю российскую дуэльную традицию. Согласно данному кодексу все условия проведения поединка обязательно должны были оговариваться письменно и очень подробно, чтобы впоследствии точно воспроизвелись на месте боя. На практике подобное обстоятельство выполнялось не всегда.

Не смотря на существование большого количества разнообразных видов дуэли, к XIX веку установился определенный минимум, из которого делался определенный выбор при организации дуэли в зависимости от степени оскорбления. Виды дуэли различались по роду оружия: холодного и огнестрельного.

Согласно, кодеку В.Дурасова, который выделял три рода дуэлей: законные, исключительные и секретные. Законные дуэли могу происходить только на пистолетах, шпагах и саблях.

Выбор места проведения дуэли и оружия принадлежало оскорбленному и принималось во внимание возраст, здоровье и желание противников. Оружие становилось своеобразным знаком и языком разрешения конфликта.

К холодному оружию допускалось использование шпаги, сабли и рапиры. Часто использовалась пара одинаковых клинков одного типа. «При настоятельной необходимости провести бой в отсутствие одинаковых клинков допускалось, с согласия противников и секундантов, использовать пару однотипных клинков, по возможности одинаковой длины. Выбор оружия производился в этом случае по жребию. Если один из соперников по праву оскорблённого действием решал воспользоваться собственным оружием, тем самым он давал противнику право воспользоваться собственным оружием того же типа.

Известно, что воспитание дворян было не только строгим, но и включающий определенный круг необходимых знаний, способствующий социализации отпрыска аристократа в своем обществе. Одним из необходимых условий для мальчиков было воспитание выносливого, здорового человека и уделялось большое внимание различным видам спорта, в том числе и фехтованию. Впоследствии в Европе очень были распространены именно фехтовальные поединки. Естественно, что человек, хорошо владеющий шпагой и искусством фехтования, имеет своеобразное преимущество, которое может повлиять на результат поединка, а он должен определяться, прежде всего, как божественный промысел. Эта особенность неравенства между противниками определило постепенное вырождение данного вида дуэльного оружия. Но следует учитывать тот факт, что в отличие от дуэли на пистолетах, где результат зачастую являлся смертельным исходом, дуэль на холодном оружии была менее кровожадной.

Дуэли на холодном оружии делились на подвижные и неподвижные.

  • Подвижная дуэль. Размечалась более-менее длинная дорожка или площадка, в пределах которой дуэлянты могли двигаться свободно, наступая, отступая, обходя противника, то есть, применяя все возможности техники фехтования. Возможна была подвижная дуэль и без ограничений площадки.
  • Неподвижная дуэль. Противники размещались в фехтовальной позиции на расстоянии действительного удара используемым оружием. Запрещалось наступать на противника и отступать, бой должен был происходить, не сходя с места.

Дуль на шпагах могла быть непрерывной и периодической.

  • Непрерывная дуэль продолжается без перерывов до тех пор, пока один из противников не будет обезоружен и не будет ранен.
  • Периодическая дуэль состоит из правильных периодических схваток (3-5 минут) и перерывов, продолжающихся определенное время и прекращающихся по команде руководителя.

В XV-XVII веке в дуэли на холодном оружии не возбранялись удары руками и ногами, борьба на земле, в общем, любые действия из арсенала уличной драки. Кроме того, обычно в пару к шпаге использовался кинжал для левой руки, либо левая рука обматывалась плащом и использовалась для отведения ударов противника и захватов. К началу XIX века дрались одной шпагой (саблей, рапирой), вторая рука обычно убиралась за спину.

Удары руками и ногами были запрещены, безусловно запрещалось также захватывать клинок оружия противника рукой. Бой начинался по сигналу секунданта-распорядителя и должен был останавливаться по его первому требованию (в противном случае секунданты должны были разнять противников). Если один из противников ронял оружие, второй должен был прекратить бой и дать первому возможность поднять его. Во время дуэлей «до первой крови» или «до ранения» после любого удара, достигшего цели, противники должны были остановиться и дать возможность врачу освидетельствовать раненого и заключить, не является ли рана достаточно серьёзной для прекращения боя, в соответствии с принятыми правилами. При дуэли «до результата» бой прекращался, когда один из противников переставал двигаться.»(википедия)

«При дуэлях на шпагах следует выбирать тенистую аллею или лужайку, защищенную от солнца, ветра, пыли, достаточной величины, ровную с твердой почвой. Величина поля поединка должна быть в длину не менее 40 шагов и в ширину не менее 12 шагов. Границы поля должны быть ясно обозначены». Предпочтительно драться противники должны с обнаженном торсом, но в зависимости от погоды допускалась рубаха и жилет; крахмальное белье категорически не допускалось.

Шпага для дворянина –это символ личной чести, атрибут благородного оружия.

Видов дуэлей на пистолетах существует больше, чем на холодном оружии. Во всех случаях для дуэли использовались парные однозарядные пистолеты. Оружие не должно было быть знакомым никому из противников, этому придавалось большое значение. Дуэль на пистолетах уравнивала соперников в возрасте, физическом развитии и степени тренированности.

«Дуэльные пистолеты продавались парами в специальных футлярах(коробках, чемоданчиках). В футляре предполагалось также место для пороха, пули и аксессуаров, необходимых для заряжения. Пистолеты могли быть искусно инкрустированы, некоторые из них являлись настоящими произведениями искусства. Наибольшей популярностью в первой трети XIX века пользовались французские пистолеты Лепажа и немецкие Кюхенрейтера».

Существует две системы выбора пистолетов для дуэли:

  1. Противники пользуются своим личным оружием, когда противник привозит свою пару личных пистолетов и ею пользуется;
  2. Противники личным оружием не пользуются. Секунданты противных сторон привозят по паре пистолетов, выбор пары решается по жребию.

Заряжение пистолетов производилось секундантами непосредственно на месте дуэли. При дуэлях на пистолетах местность поединка выбирают открытую, ровную, с твердой почвой. На дуэли предпочтительно одежда темного цвета; крахмальное белье и верхнее платье из тонкой ткани не допускаются.

Существует шесть употребительных видов этой дуэли: дуэль на пистолетах,стоя неподвижно; стоя неподвижно и стреляя произвольно; с движением вперед; с безостановочным движением вперед; с движением по параллельным линиям; дуэль на пистолетах по сигналу.

В наиболее традиционных дуэлях каждый из противников делал только один выстрел. Если оказывалось, что в результате оба соперника оставались невредимыми, считалось, тем не менее, что честь восстановлена и дело окончено. В случае, когда секунданты договаривались о дуэли «до результата» или «до ранения», в подобной ситуации пистолеты заряжались вновь и дуэль повторялась либо с самого начала, либо, если это было оговорено, с изменением условий (например, на минимальной дистанции).

Неподвижная дуэль.

Противники располагаются на оговорённом расстоянии друг от друга (как правило, в Западной Европе применялось расстояние порядка 25-35 шагов, в России - 15-20 шагов). Стреляют после команды распорядителя, в зависимости от ранее оговорённых условий, либо в произвольном порядке, либо поочерёдно, согласно жребию. После первого выстрела второй должен быть сделан не более чем через минуту.

Подвижная дуэль с барьерами.

Наиболее распространённый вид дуэли в России XVIII-XIX века. На дорожке размечается «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечаются «барьерами», в качестве которых могут применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещаются на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинают сходиться - двигаться навстречу друг другу. Идти можно с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен остановиться. Порядок выстрелов может оговариваться, но чаще стреляют по готовности, в произвольном порядке (противника выцеливают в движении и стреляют, остановившись). Существует два варианта правил этой дуэли. Согласно первому, более распространённому в Западной Европе, противник, выстреливший первым, имел право остановиться там, откуда стрелял. Согласно второму, принятому в России, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния.

Дуэль на параллельных линиях.

На земле отмечаются две параллельные линии на барьерном расстоянии, определённом соглашением (обычно 10-15 шагов). Противники встают друг напротив друга и идут вдоль линий, постепенно сокращая расстояние. Нельзя отходить назад, увеличивая расстояние до линии. Стрелять можно в любой момент.

Неподвижная дуэль вслепую.

Противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.

«Приставить пистолет ко лбу».

Чисто русский вариант «экстремальной» дуэли. Противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.

«Дуло в дуло».

Также применялась исключительно в России. Аналогично предыдущему варианту, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.

«Через платок».

Противники встают спиной друг к другу, держась каждый левой рукой за уголок платка, растянутого между ними по диагонали. По команде распорядителя противники разворачиваются и стреляют.

Кроме шпаг и пистолетов, дуэль могла проводиться на саблях и рапирах. Но на поле боя подобные виды оружия встречались редко и обязательно с согласия обеих сторон противников. На саблях рубились гусары и уланы, для которых подобный вид оружия был привычным. К началу XIX века рапиры стали исключительно спортивным оружием. В России дуэль на рапирах являлось очень редким явлением.

Привычным оружием для американского населения считалось ружье. Этот вид оружия был не только символом американца, его чести и мужества, но и привычным в связи с постоянным военными столкновениями с индейцами в борьбе за земли, необходимым атрибутом в обычной жизни в борьбе за существования со стихией. Поэтому оружие было естественным для «американской дуэли», для которой существовали свои «правила игры», выяснение правды в конфликтных ситуациях.

Список литературы:

  1. Востриков А. Книга о русской дуэли,2004
  2. Франц он Болгар. Правила дуэли,1895
  3. Дурасов В. Дуэльный кодекс, 1912
  4. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты,2002
  5. http://ru.wikipedia.org- свободная энциклопедия Википедия

В переводе с латинского слово "дуэль" означает "поединок". В нём принимают участие 2 человека. Одни из них является обидчиком, а второй защищает свою честь. При этом не исключена смерть одного из дуэлянтов. В наши дни подобные поединки случаются чрезвычайно редко, а караются они в соответствии с законодательством. Если один из участников поединка убивает другого, то это рассматривается как убийство. По нынешним понятиям униженный и оскорблённый человек должен обращаться в суд, а не брать в руки пистолет или шпагу.

Совсем иначе обстояли дела ещё 100 лет тому назад. Тяжкое оскорбление смывалось только кровью. Но подобная практика имела место лишь среди лиц благородного сословия. Люди низкого происхождения решали спорные вопросы кулаками. А вот дворяне использовали холодное или огнестрельное оружие. В ход шли пистолеты, шпаги и сабли. В разное время государственная власть к дуэлям относилась по-разному. Но чаще отрицательно, чем положительно. Ведь гибли полные сил молодые люди, которые могли принести большую пользу своему государству.

История дуэли

В стародавние времена никаких дуэлей не было. Между людьми устраивались так называемые судебные поединки. Считалось, что Бог выступает на стороне невиновного, и этот человек обязательно победит. Допускалось вместо себя выставлять на такой поединок другого человека. Ведь суд-то был божий, а поэтому не имело значение, кто дерётся. По понятиям людей одерживал победу всегда тот, на чьей стороне правда.

Однако практика доказала, что Бог не всегда бывает объективным. Нередко в выигрыше оставался явный злодей, а честный человек терпел поражение. Поэтому постепенно такие поединки сошли на нет, так как оказались нежизнеспособными.

Рыцарский поединок

Рыцарские турниры также можно назвать прародителями дуэлей, хотя несли они в себе чисто соревновательные функции. Рыцари демонстрировали свою силу, ловкость. При этом стремились не убить соперника, а сбить его с лошади. Но в их среде было очень сильно развито понятие чести. Именно эти моральные установки и перешли к дворянам, родившимся в XV и XVI веках.

Они уже не изнуряли себя физическими упражнениями с 5-летнего возраста, чтобы в тяжёлых доспехах неутомимо махать огромным мечом. Это потеряло свою актуальность, так как появились мощные арбалеты, а затем и мушкеты. Но понятия чести и достоинства остались. Поэтому разодетые господа, встречаясь на узких городских улицах, не желали уступать друг другу дорогу. Подобные конфликты они решали при помощи шпаг. Иногда дерущихся успевала разнять городская стража, а иногда солдаты подбегали уже к хладным трупам.

Когда зародилась дуэль

Дуэль в том смысле, в каком мы её представляем, впервые зародилась в Италии в конец XIV века. Именно в этой солнечной стране у молодых дворян вошло в обычай разрешать конфликтные ситуации при помощи холодного оружия. Они уходили в укромное место и там дрались до первой крови или до смерти одного из противников.

Данное поветрие оказалось очень заразительным и быстро перекинулось во Францию. Этот народ тоже южный, поэтому кровь у него горячая. А вот в Англии подобные поединки практиковались гораздо реже. То же самое можно сказать и о Германии.

Дуэльная лихорадка

Массовая дуэльная лихорадка пришлась на XVI-XVIII века. Дворяне стали гибнуть в огромном количестве. Это вынудило королей издавать законы, направленные против кровавых поединков. Но помогали они слабо. Люди продолжали с поразительным упорством убивать друг друга. Причём поводом для схватки мог служить просто косой взгляд или неучтивый тон.

Второе дыхание смертельные поединки получили в XIX веке, когда в обиход вошло огнестрельное оружие. Здесь уже физические данные противников не играли никакой роли. Очень многое зависело от удачи. Ведь стреляли по очереди, согласно жребию. Стояли же противники в 20 шагах друг от друга, так что промахнуться было сложно.

Пистолеты, которые использовались на дуэлях

Дуэльный кодекс

Именно в XIX веке окончательно сформировался дуэльный кодекс. Его неукоснительное выполнение считалось хорошим тоном. Отклонения же от норм и правил порицались. Вызов на дуэль осуществлялся либо в устной форме либо письменной. Причём оскорбленный должен был сообщить о желании вступить в поединок в течение суток.

К месту действия приезжали рано утром. При этом присутствовали секунданты и врач. Один из секундантов брал на себя функции распорядителя. Он предлагал дуэлянтам помириться и забыть обиды. Как правило, следовал отказ. После этого заряжались пистолеты и передавались участникам поединка. Те стреляли по жребию. Вначале один, затем второй. При этом противники могли стоять на определённой дистанции или идти навстречу друг к другу до заранее намеченного барьера.

Самым опасным считался поединок, когда противники стреляли одновременно по команде распорядителя. В этом случае могли погибнуть оба. Максимальное расстояние между дуэлянтами обычно не превышало 30 шагов. Это примерно 15-20 метров, поэтому промахнуться было практически невозможно. Если же первый стрелявший всё же промахивался, то второй мог оставить за собой право выстрела на неопределённый срок, или, выстрелив в воздух, разрешить конфликт самым благоприятным для всех образом.

Дуэль очень часто заканчивалась убийством или тяжёлым ранением одного из её участников

Дуэль в России

Что касается России, то здесь дуэльная лихорадка началась в конце XVIII века в период окончания царствования Екатерины II. Императрица умерла в 1796 году, а поединки при ней случались крайне редко. Этому в немалой степени способствовал "Указ о поединках", изданный в 1787 году. Участникам столь неприглядного действия грозила ссылка в Сибирь. Если же поединок заканчивался убийством, то оставшемуся в живых участнику светила каторга.

Самое большое число дуэлей пришлось на период царствования Николая I (1825-1855). Именно в эти годы прошли поединки с участием таких известных личностей как Лермонтов , Пушкин , Рылеев, Грибоедов. Это цвет и гордость русской нации. Однако сам император терпеть не мог дуэли. Участников поединка отправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летального исхода могли даже разжаловать в рядовые. Но дворяне всё равно стрелялись с поразительным упорством. Участие в подобных поединках считалось хорошим тоном и добавляло уважение и авторитет человеку.

Для России были характерны очень короткие барьерные дистанции. Они составляли всего 10-12 метров. Неприятным нюансом было также то, что поединок считался оконченным только в случае смерти или потери сознания одного из участников. Поэтому если с первого раза оба промахивались, то пистолеты заряжались повторно. В Европе такое никогда не практиковалось. Отсюда большое число убитых.

На кровавый поединок нельзя было опаздывать более чем на 15 минут. Начинался он сражу же после прибытия всех участников. Весь процесс занимал не более 10 минут. Получили пистолеты, выстрелили. Один упал, его положили в карету, увезли. Второй поехал праздновать удачный конец. И продолжалось такое многие годы.

13 мая 1894 года по высочайшему повелению Александра III (1881-1894) были разрешены поединки между офицерами по личным обидам. Вплоть до 1914 года произошло 329 подобных инцидентов, но лишь 32 закончились смертельным исходом для одного из участников. Во всех остальных случаях фиксировались лишь лёгкие ранения. Во время Первой мировой войны поединков практически не было. Это порицалось, так как жизнь нужно было отдавать за Отечество.

Заключение

В наши дни дуэль потеряла былую популярность. Всё-таки она была прерогативой дворянства, а в XXI веке все равны. Такие понятия как честь и достоинство защищают в суде при помощи адвокатов. В офицерской среде существуют суды чести, но они не имеют к поединкам никакого отношения. Поэтому жить стало гораздо спокойнее. Вот только число погибших насильственной смертью с каждым годом растёт. Обусловлено это ростом преступности, которая не имеет никакой связи с ушедшими в историю кровавыми поединками.

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории - «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти - раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины - правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление - один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли. Фото: Commons.wikimedia.org

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким - чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.

К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад. Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 - 1910 годах состоялось 322 дуэли. При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки. Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 - на холодном оружии. Большинство поединков 1894 - 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 - гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков , известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным .

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка - дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.


24 ноября 1817 года на Волковом поле, в северной Пальмире, состоялась дуэль графа Александра Завадовского и офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева. Стрелялись они из-за 18-летней блистательной балерины Авдотьи Истоминой. Этот поединок, вошедший в историю как "дуэль четверых", закончился смертью Шереметьева и дуэлью секундантов - будущего декабриста корнета Александра Якубовича и чиновника Коллегии иностранных дел, поэта Александра Грибоедова. Впрочем, Россия знала и не такие дуэльные перипетии.

Царские указы не спасли Россию от дуэлей

Первые жёсткие законы против дуэлей, которые предусматривали наказание вплоть до смертной казни, появились в России ещё при Петре I. Правда, на практике эти законы не применялись, да и дуэли в России до конца 18 века были явлением достаточно редким. Распространение в молодёжной дворянской среде дуэли получили при Екатерине II, которая была вынуждена даже издать «Манифест о поединках», который предусматривал за бескровную дуэль пожизненную ссылку в Сибирь, а убийство и раны приравнивались к уголовному преступлению. С превеликим отвращением к дуэлям относился и Николай I. При нём дуэлянтов отправляли служить на Кавказ, а при смертельном исходе лишали офицерского чина.

Но законы против дуэлей в России оказались неэффективными. Более того, российские дуэли отличались особой жестокостью: дистанция между барьерами не превышала 10 метров (обычно 7), часто дуэли проходили без врачей и секундантов, поэтому заканчивались поединки трагически.

«Дуэль четверых» из-за блистательной балерины

Имя Авдотьи Истоминой увековечил великий Пушкин в поэме «Евгений Онегин»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Известная Авдотья Истомина, дочь спившегося полицейского, ровесница и подруга Пушкина и возлюбленная офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева, поссорилась как-то со своим кавалером. Расстроенная она приняла приглашение Александра Грибоедова и отправилась с ним на чай к камер-юнкеру Александру Завадовскому. Чаепитие затянулось на 2 дня. Шереметьев, подстрекаемый корнетом Александром Якубовичем, вызвал Завадского на дуэль, в результате которой Шереметьев был смертельно ранен и умер на следующий день. Могила его находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.



Но дуэль эта получила продолжение. Между секундантами также случилась ссора, итогом которой стал вызов на дуэль. Из-за следствия по делу Шереметьева дуэль пришлось отложить, и состоялась она уже через год в Грузии. Стрелялись в овраге у Татарской могилы в окрестностях Тифлиса. Якубовичу удалось прострелить Грибоедову мизинец на левой руке. Именно по этой примете и опознали изуродованное тело автора «Горя от ума» и российского посла, когда в Тегеране с ним расправилась толпа религиозных фанатиков.

Самый знаменитый любовный поединок

Одной из самых знаменитых российских дуэлей является поединок, который произошёл 14 сентября 1825 года на северной окраине Питера между поручиком Семёновского полка Константином Черновым и флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым. Причина дуэли – отказ Новосильцева жениться на сестре Чернова из-за сопротивления матери, наследницы огромного состояния графа Орлова. Она боготворила сына, и брак с бедной и незнатной девицей Черновой был ей совершенно не по душе. Мать Новосильцева приложила все усилия, чтобы расстроить женитьбу сына, и ей это удалось.

Оскорблённый брат невесты вызвал Владимира Новосильцева на дуэль, которая состоялась на окраине Лесного парка. У Чернова секундантом был его двоюродный брат К.Ф.Рылеев, являвшийся членом Северного тайного общества «декабристов». Оба дуэлянта были смертельно ранены, а Рылеев сделал всё, чтобы превратить похороны Чернова в манифестацию.

Мать Новосильцева, узнав о дуэли, ещё успела застать сына живым и обещала известному доктору Арендту 1000 рублей за спасение сына, но все усилия медиков оказались тщетными.



Неутешная женщина истратила около 1 млн. рублей, чтобы приобрести постоялый двор, где стрелялся её сын, и построила на этом месте Новосильцевское благотворительное заведение и Князь-Владимирскую церковь. Места, где с расстояния восьми шагов стрелялись дуэлянты, отмечены были двумя тумбами.

Пушкин – самый известный Петербургский дуэлянт

Екатерина Карамзина, современница великого русского поэта в одном из писем утверждала: «У Пушкина каждый день дуэли ». А Иван Липранди, известный дуэлянт, в своём дневнике оставил запись: «Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью. Когда дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным, как лед ».

На своей первой дуэли Пушкин стрелялся с лицейским товарищем Кюхельбекером. Причиной стала своеобразная рецензия на пушкинские эпиграммы. Кюхля по жребию стрелял первым, и когда он начал целиться, Пушкин крикнул своему секунданту Дельвигу: «Становитесь на мое место, здесь безопаснее!» Кюхельбекер вышел из себя, рука его дрогнула, и он, действительно, попал в фуражку на голове Дельвига. Примирила противников комичность ситуации.

Известно и о дуэли Пушкина с полковником Старовым, который был известным снайпером. Дуэль проходила 6 января 1822. По воспоминаниям очевидцев, в этот день была настолько сильная метель, что в нескольких шагах уже ничего не было видно. Оба дуэлянта промахнулись. Впоследствии друзья Пушкина сделали всё. Чтобы дуэль не возобновилась.



Но уже весной в Петербурге обсуждали новую дуэль поэта с офицером генштаба Зубовым. Зубов промахнулся, а Пушкин, который преспокойно ел черешни, пока в него целился противник, от своего выстрела отказался. «Довольны ли вы?», - спросил он у Зубова, а когда тот попытался обнять Пушкина, сдержано заметил: «Это лишнее».

Смертельной для Пушкина стала дуэль с Жоржем де Геккерном (Дантесом), состоявшаяся 8 февраля 1837 года в районе Чёрной речки на окраине Санкт-Петербурга. На условиях, которые практически не оставляли шансов на выживание, настоял сам Пушкин. Расстояние между противниками составляли 20 шагов, барьер установили в 10 шагов, а стрелять можно было в любой момент. Уже первым выстрелом Дантеса Пушкин был ранен в живот. Через 2 дня Пушкин умер. За дуэль Дантеса приговорили к смерти. Он спешно уехал из России, дожил до преклонных лет и сделал успешную карьеру в политике.


Острослов Лермонтов спровоцировал дуэль, на которой и погиб

Официальная причина поединка, в котором поручик Лермонтов погиб от пули майора Мартынова, - остроты и колкости, которые поэт регулярно отпускал в отношении офицера. Чашу терпения Мартынова переполнил случай, когда Лермонтов назвал его «горцем с большим кинжалом». Хотя поговаривали, что причиной такого поведения Лермонтова было соперничество из-за дамы.

15 июля 1841 года дуэлянты встретились в договоренном месте на горе Машук. Каковы были условия дуэли сегодня уже не известно. Лермонтов был смертельно ранен соперником в грудь и умер на месте, не успев сделать свой выстрел. В подтверждение того, что пистолет Лермонтова заряжен, из него сделали выстрел в воздух.


Русский анархист вызывал на дуэль основоположника марксизма

Революционер-анархист Бакунин вызывал на дуэль автора «Капитала» Карла Маркса. Причиной послужил тот факт, что Маркс позволил себе пренебрежительный отзыв о русской армии. Бакунин же, хотя и был анархистом и противником любой регулярной армии, решил вступиться за честь русского мундира, поскольку в молодости он был прапорщиком-артиллеристом. Маркс же, который в студенчестве не раз дрался на шпагах и очень гордился шрамами на лице, не принял вызов Бакунина. Он заявил, что жизнь его принадлежит теперь не ему, а пролетариату.


Толстой хотел стреляться с Тургеневым, а Волошин с Гумилёвым

Дуэлянтами были многие известные люди. Известно, что молодой Лев Толстой бросил перчатку Ивану Тургеневу. Дуэль, к счастью, не состоялась. Последней известной дуэлью стала состоявшаяся перед революцией дуэль поэтов Льва Гумилева и Максимилиана Волошина. Гумилёв оскорбился на розыгрыш. Тогда обидчик выстрелил в воздух, а Гумилёв промахнулся.

Впрочем, оружие может быть использовано и весьма мирных целях, и доказательством тому .

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

  1. цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
  2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
  3. средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
  4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

«Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным

До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. Для иллюстрации приведем его полностью:

  1. Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15-20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении - до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего - 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25-35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25-35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно - по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.