Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Роберт раушенберг. Роберт раушенберг картины Эксперименты с техникой

Роберт раушенберг. Роберт раушенберг картины Эксперименты с техникой

Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью.
/Поль Валери/

Номер 6. Роберт Раушенберг

Роберт Раушенберг (Robert Milton Ernest Rauschenberg, 1925-2008) родился в Порт-Артуре (штат Техас). Внук немецкого иммигранта и индианки из племени чероки.
Его отец работал на местной электростанции; семья принадлежала к фундаменталистской секте. По окончании средней школы Раушенберг обучался фармакологии в Остине (штат Техас), но уже в первом семестре бросил учебу, не прельстившись препарированием лягушек. Во время второй мировой войны Раушенберг служил братом милосердия в одной из клиник для душевнобольных.
Учился в Художественном институте в Канзас-Сити, затем в Академии Жюлиана в Париже и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине.



В 1953 Раушенберг выставил «Стертый рисунок Де Кунинга» - рисунок Виллема Де Кунинга, который Раушенберг стер. Он поднял вопрос о природе искусства, дав возможность зрителю решать, может ли стертая работа другого художника быть творческим актом, может ли быть эта работа искусством только потому, что он, Раушенберг, стер её.

Он, как и Пикассо в свое время, перепробовал все техники и стратегии актуального искусства: занимался реди-мейдами, коллажами, ассамбляжами, объектами, инсталляциями, иллюстрациями, перформансом, хореографией, шелкографией, фотографией, видео, театральными декорациями, керамикой, медиаартом, писал картины, фрески и даже музыку.

Под влиянием дадаизма создавал коллажи и произведения так называемой «комбинированной живописи», в которых абстракция объединена с изображением предметов повседневного быта. Благодаря своему стремлению увязать жизнь с искусством Раушенберг стал одним из провозвестников американского поп-арта.

Раушенберг был душой поп-артистской компании и легко находил общий язык с Джоном Кейджем, Мерсом Каннингемом и Тришей Браун. Даже с Андреем Вознесенским: в 1960-х в Нью-Йорке они вместе упражнялись в конкретной поэзии.

В течение 1950-х в работах Раушенберга постепенно возрастало количество реальных предметов – газетных фотографий, кусочков ткани, дерева, консервных банок, травы, чучел животных – до тех пор, пока не достигалось ощущение, что холст или вся композиция вот-вот прорвется в какой-то другой мир, странно искаженную реальность.


Коллаж «Кровать» (1955) - настоящая кровать Раушенберга, забрызганная краской и поставленную вертикально

В музее современного искусства в Стокгольме стоит одна из самых известных его работ "Монограмма" концептуальным элементом которой стало чучело ангорской козы

В конце 50-х появились первые так называемые «переводные рисунки»: коллажи фото из газет и рекламных плакатов, которые Раушенберг переводил на белый лист в зеркальном отражении. В замысел Раушенберга входило столкновение тривиальных, известных символов с художественными элементами картин. Первый большой трафарет, в котором скомбинированы символы американской жизни (парашютист, Джон Кеннеди), он создал в начале 60-х.

В 1961 году Раушенберг послал телеграмму в Galerie Iris Clert, в которой говорилось: «Это портрет Iris Clert, если я так утверждаю», в качестве своего вклада в выставку портретов.

В 1964 году Раушенберг стал обладателем главного приза на биеннале в Венеции. Это решение жюри вызвало бурную реакцию - Ватикан высказался об «упадке культуры»

В 1969 Раушенберг по приглашению НАСА посетил Центр космических исследований Кеннеди и создал после этого обширную серию из тридцати трех литографий под общим названием «Окаменевшая Луна». Еще через год он основал благотворительное учреждение для неимущих художников и организовал дом-мастерскую на острове Каптива неподалеку от побережья Флориды

BMW каждый год предоставляет одному художнику для росписи свой автомобиль.
Работа Раушенберга

Получил премию Грэмми за оформление ограниченного тиража альбома Speaking in Tongues группы Talking Heads.

В 1981 году начал эпохальное произведение, под которое отдан весь "Гуггенхейм Музеум эт Эйс Гэллери" - "Четверть мили или две восьмых мили": многосоставная работа, включает более 200 частей и рэди-мейдов длиной около 400 м

И хотя раньше стоимость работ Раушенберга в среднем не превышала одного миллиона долларов, в прошлом году его «комбина» «Очень быстро» ушла за $14,6 млн.

Американской художник, создавший в 50-х, отмеченные влиянием дадаизма, коллажи и произведения так называемой "комбинированной живописи ", в которых абстракция объединена с изображением предметов повседневного быта. Благодаря своему стремлению увязать жизнь с искусством Раушенберг стал одним из провозвестников американского поп-арта.

В первой половине 50-х Раушенберг разработал стиль, типичный для направления "поп-арт", используя в качестве художественного материала предметы повседневного быта. В рамках своих произведений "комбинированной живописи" он объединял предметы, хорошо известные американскому обществу из рекламы и средств массовой информации. Это техника коллажа, объединяющая реалистичные объекты и газетные фотографии в абстрактные живописные панно. Одной из наиболее известных картин такого рода (отмеченная влиянием дадаистов Марселя Дюшампа и Курта Швиттерса) была написанная в 1956 "Кровать": на полотне большого формата Раушенберг представил свою кровать вместе с постельными принадлежностями, забрызганную краской и поставленную вертикально, как картина.

В течение 1950-х годов в работах Раушенберга постепенно возрастало количество реальных предметов - газетных фотографий, кусочков ткани, дерева, консервных банок, травы, чучел животных - до тех пор, пока не достигалось ощущений, что холст или вся композиция вот-вот прорвется в какой-то другой мир, странно искаженную реальность. В шестидесятые годы Раушенберг стал устраивать перфомансы, сотрудничать с инженерами и использовать различные печатные материалы; он стремился выразить сложность и многослойность существования современного индустриального общества.

В 1980-е были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов.

В 1951 году состоялась первая персональная выставка Раушенберга в галерее Бетти Парсонс, не имевшая успеха у критиков. Впервые Раушенберг заставил заговорить о себе после выставки в нью-йоркской галерее Лео Кастелли (1958). В дальнейшем его творчество оказывало большое влияние на развитие поп-арта.

В конце 50-х появились первые, так называемые, "переводные рисунки": коллажи фото из газет и рекламных плакатов, которые Раушенберг переводил на белый лист в зеркальном отражении.

В замысел Раушенберга входило столкновение известных символов с художественными элементами картин. Раушенберг (считавший себя художником-универсалом) экспериментировал с электроникой ("Черный рынок", 1961) и занимался оформлением представлений совместно с коллегами-художниками. Прорыв на международный уровень произошел в 1964: Раушенберг стал обладателем главного приза на биеннале в Венеции. Правда, такое решение жюри вызвало бурную реакцию -- Ватикан высказался об "упадке культуры"; и все же присуждение первого места представителю поп-арта окончательно утвердило официальное признание этого направления. Это признание выгодно сказалось и на доходах Раушенберга -- цены на его работы подскочили в несколько раз.

Раушенберг раздвинул пространство своих коллажей с помощью включения трехмерных объектов и стал называть их "комбинированными произведениями". Эта революционная техника способствовала развитию современного искусства и способов творческого выражения.

Для коллажа 1964 г. "Ретроактивность 1" Раушенберг использовал фотографии современных событий, опубликованные в многочисленных газетах и журналах. Большая газетная фотография Джона Кеннеди, выступающего на телевизионной пресс-конференции, была положена в основу трафаретного оттиска на холсте. Он наложил образ Кеннеди на шелкографическое изображение астронавта, спускающегося на парашюте.

В 1977 году в "Музее изящных искусств" в Вашингтоне открылась ретроспективная выставка художника, в которой он представил свои самые известные работы, затем последовало турне по США.

В 1980-е годы были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов. Начиная с 80-х, его работы уже не таят в себе никаких стилистических неожиданностей. Сегодня 10 картин этого общепризнанного мэтра современного искусства экспонируются в Эрмитаже, будучи подаренными музею самим художником.

"Я не хочу, чтобы картина выглядела как-то неестественно. Я хочу, чтобы изображение предмета соответствовало его содержанию. И, на мой взгляд, картина больше похожа на реальный мир, когда она сделана из объектов реального мира".

Роберт Раушенберг родился 22 октября 1925 года в городе Порт-Артур, штат Техас, США. Он получил образование в Художественном институте в Канзас-Сити, а затем в Академии Жюлиана в Париже и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине.

Продолжая традиции кубизма, работал в основном в технике коллажа и редимейда. Комбинации Раушенберга отражают энергию и темп развития массовой урбанистической и технократической культуры, в которой на смену работе художника на бумаге или холсте пришли потоки информации, передаваемой через масс-медиа посредством фотографии, компьютеров и газет.

В 1949 году Раушенберг поселился в Нью-Йорке. В 1958 году была организована его персональная выставка в галерее Кастелли, благодаря которой он стал известен; слава Раушенберга достигла апогея в 1977 году, когда он совершил турне по Америке со своей ретроспективной выставкой, открывшейся в Музее изящных искусств в Вашингтоне.

Ранние работы Раушенберга были попыткой избавиться от стереотипов «живописного метода» и возвышенных целей традиционного искусства. Например, он стер рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием «Стертый де Кунинг».

В течение 1950 годов в работах Раушенберга постепенно возрастало количество реальных предметов - газетных фотографий, кусочков ткани, дерева, консервных банок, травы, чучел животных - до тех пор, пока не достигалось ощущение, что холст или вся композиция вот-вот прорвется в какой-то другой мир, странно искаженную реальность. Две ключевые работы Раушенберга - коллажи «Кровать» и «Монограмма». Первая из них представляла собой настоящую кровать Раушенберга, забрызганную краской и поставленную вертикально, как картина; второй коллаж был украшен чучелом ангорской козы.

В шестидесятые годы Раушенберг стал устраивать перфомансы, сотрудничать с инженерами и использовать различные печатные материалы; он стремился выразить сложность и многослойность существования современного индустриального общества.

В 1980 годы были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов.

Он много сотрудничал с представителями других направлений в искусстве, в том числе с композитором Джоном Кейджем и хореографом Мерсом Каннингемом. В числе его наград были Гран-при Венецианской биеннале и премия "Грэмми". Работы Раушенберга хранятся во всех крупных собраниях современного искусства мира.

Начав карьеру как представитель Раушенберг пришел в своих работах к поп-арту и концептуализму. Этот художник является одной из ключевых фигур для американского искусства.

Ранние годы

Роберт Раушенберг родился в Порт-Артуре в 1925 году. Но не в Китайском портовом городе, а в Американском степном Отец его был немецким эмигрантом и работал на местной электростанции, мать - индианкой племени чероки. После школы будущий художник обучался фармакологии в родном Техасе, в городе Остин. Однако учебу бросил на первом курсе, и начавшаяся война послужила к этому лишь предлогом. В это время он работал санитаром в клинике для душевнобольных.

Начало творческого пути

В 21 год Раушенберг решил изучать искусство. Сначала он посещает Художественный институт в Канзас-сити, затем отправляется в Париж. Здесь он занимается во Французской Художественной академии Жюлиана, где знакомится с будущей женой Сьюзен Вейлль, тоже художницей. Разочаровавшись во французской школе, в 1948 году молодые люди возвращаются в Америку, в колледж Блек-Маунтин в Южной Каролине. В это время здесь собрался «звездный» состав: художник Йозеф Альберс, хореограф Мерс Каннингэм, композитор Джон Кейдж. С двумя последними Роберт Раушенберг работает над «Театральной пьесой №1». В ней были задействованы танец, музыка, работа с диапроектором. Постановку принято считать предтечей «хепенингов» - срежиссированных концептуальных событий, которые набрали популярность к концу ХХ века. Первые годы после колледжа художник занимался в Нью-Йорке.

Одноцветная живопись

В начале своей карьеры художника Роберт Раушенберг создал несколько серий одноцветных картин: «белая живопись», «черная живопись» и «красная живопись».

В «белой живописи» на белом фоне художник изображал черные буквы, цифры и друге понятные всем символы. Работы создавались в период, когда доминирующим стилем в Америке был абстрактный экспрессионизм. Вводя в картину общепонятные символы и реальные вещи, Раушенберг разрушал саму абстрактность абстракционизма. В общем культурном контексте это выглядело довольно смело. Позже у художника появится еще одно направление белой живописи. На подсвеченный белый фон падали тени зрителей, собственно создающие художественное произведение. Здесь наслаивалась масса смыслов: и бесконечная изменчивость искусства, и восприятие его через призму индивидуального опыта, и неизбежное сотворчество художника и зрителя.

«Черная живопись» представляла собой холст с наклеенными на него газетами, покрытый черной эмалью. Для «красной живописи» художник использовал газетные обрывки, гвозди, веревки и прочий мусор.

В 1951 году в галерее Бетти Парсонс выставил эти свои работы Роберт Раушенберг. Картины были освистаны критикой незамедлительно. Казалось, это полный провал. В 1952 от художника ушла жена, не выдержав его откровенно бисексуальной ориентации и свободного поведения. Через год Роберт Раушенберг продолжил работу с хореографом Кэннингемом. Больше десяти лет он создавал для его труппы декорации, костюмы, участвовал в создании сценариев.

Стертый Де Кунинг

Эта работа была одной из ключевых в творчестве Раушенберга. В 1953 году художник купил графическое произведение известного в то время абстракциониста Де Кунинга. Вместо того, чтобы повесить рисунок в рамку над диваном в гостиной, Раушенберг стер его и назвал «Стертый рисунок Де Кунинга». Таким образом, он закрепил за собой авторство и создал не только новое художественное произведение, но и новый формат художественного произведения. Раушенберг предвосхищает здесь постмодернизм с его цитированием, соавторством и наложением смыслов. После этой картины о молодом художнике начали говорить.

Комбинированные картины

Раушенберг стоял у истоков такого явления, как стиль поп-арт. Здесь в качестве объектов искусства и их элементов использовались заурядные бытовые предметы. В рамках «комбинированных картин» художник объединял самые прозаические вещи, превращая их в объекты искусства. Между прочим, это были не только картины в строгом понимании слова, но и инсталляции, арт-объекты и ассамбляжи. Еще более отчетливо стиль поп-арт проявляется в поздних работах Раушенберга, когда художник начинает задействовать в работах символы американской поп-культуры и жизни в своих «переводных рисунках», хотя уже здесь он проявляется в своем ироничном, но в целом позитивном отношении к окружающему миру.

Одна из самых известных «комбинированных картин» носит название «Кровать», она была создана в 1956 году. Картина представляла собой пружинный матрас художника, поставленный вертикально и основательно измазанный краской, что было характерно для абстрактного экспрессионизма. Надо сказать, что этот стиль был первым национальным американским течением мирового уровня, поэтому имел для местных авангардистов сакральный оттенок. Здесь же техника абстрактного экспрессионизма была употреблена с большой долей иронии при нанесении густого слоя краски на обычный матрас, внезапно оказавшийся произведением искусства.

Международное признание

В 1958 году в галерее Лео Кастелли открыл свою персональную выставку Роберт Раушенберг. Работы его на этот раз ценители восприняли благосклонно. Можно сказать, что именно с этого момента началась мировая слава художника. В начале 60-х годов он начал создавать «переводные рисунки». Они представляли собой зеркально отраженные коллажи из газет и фотографий, которые художник размещал на белом фоне. По замыслу автора, здесь должны были столкнуться популярные символы американской культуры с элементами художественных картин.

В 1964 году художнику преподнесли главный приз Несмотря на то, что о деградации культуры после этого события высказался даже Ватикан, стиль поп-арт был теперь официально признан. Раушенберг был вознагражден не только морально, но и материально: цены на его картины моментально выросли в несколько раз.

Эксперименты с техникой

В 60-х Раушенберг создал совместный проект с инженером Клювером: общественное объединение «Эксперименты в искусстве и технике». В это время он работал над мельницами-«револьверами» с плексигласовыми стеклянными лопастями, которые символизировали изобилие информации в современном мире. В 1969 году художник получил приглашение от центра космических исследований НАСА, после чего создал цикл литографий «Окаменевшая луна». В 1970 году Раушенберг открыл благотворительную организацию для бедных художников, а также выстроил свой дом-мастерскую поблизости от побережья Флориды на острове Каптива. Здесь он скончался весной 2008 года. В свой последний период творчества мастер не создавал ничего стилистически нового, продолжая работать над коллажами.

Вместе с Раушенберг входил в пятерку самых значимых поп-арт художников. Вряд ли можно переоценить его влияние на современное американское искусство.

«Освящение, если можно так выразиться, работ американского художника Раушенберга на биеннале в Венеции, даже при настоящей неразберихе в искусстве, выглядит как позорный акт. Возникает вопрос, сможет ли западное искусство оправиться после такого потрясения. Ибо мы не можем недооценить размеров оскорбления, нанесенного этим всему тому, что в наши дни еще является синонимом гармонии, серьезного творческого поиска, подлинной непреходящей ценности»

Эти ужасные слова сказал в 1964 году не какой-нибудь советский критик авангардизма вроде Михаила Лифшица или тогдашний президент Академии художеств СССР Владимир Серов. Это сказал Ален Боске**, французский поэт-сюрреалист. Он так резко высказался по поводу награждения Гран-при биеннале вот этой работы Раушенберга (1925-2008):

Исследователь

А «синонимом гармонии, серьезного творческого поиска, подлинной непреходящей ценности» для Боске был американский абстрактный экспрессионизм или его европейский аналог – ташизм, которые оба были в определенной степени наследниками любимого Боске сюрреализма и непосредственно предшествовали по времени поп-арту. Поп-арт же – а работа Раушенберга проходила на биеннале именно по этому разряду – он объявил недоделанным дадаизмом, т.е. опять сослался на близкое ему направление. Такая вот эстетическая слепота, порожденная идеологическим сектантством и ментальной непримиримостью. Эти неприятные качества авангардизма я, не щадя черных красок, хорошо обрисовал в текстах про авангардизм и постмодернизм .

К тому же Боске был не прав. Совсем мужчина от ненависти способность к спокойному, непредвзятому анализу потерял. Ну, какой же поп-арт – недоделанный дадаизм, скажите мне. Дадаизм – он программно нигилистичен по отношению ко всему, а у поп-арта отношения с этим всем гораздо сложнее, и из этой сложности - нет-нет - да и выглянет ироничное принятие всего. Что тонко мною подмечено в соответствующем тексте про поп-арт . Кроме того, так беспардонно и размашисто относить работу Раушенберга к поп-арту – некорректно, несправедливо и, в конце концов, недостойно для инсайдера***. Творчество Раушенберга больше, чем поп-арт!

Он вообще, этот Раушенберг, был весь какой-то нестандартный. Родился в Порт-Артуре, но не в китайском, а в техасском. Потомок немцев и индейцев чероки. Немцев – ладно, а вот потомков индейцев, кроме Гойко Митича, вы много знаете? Учился на фармаколога, но по медицинской части работал братом милосердия в клинике для сумасшедших - во время войны. Активно поучаствовал в создании концептуализма, но концептуалистом не стал. Опять же, был пионером поп-арта, входил в пятерку самых знаменитых поп-артистов (там помимо него: Розенквист, Лихтенштейн, Уорхол , Ольденбург), но ни один серьезный, ответственный человек безоговорочно его творчество к этому самому поп-арту не отнесет. А еще он отчаянно бисексуалил и через это рано утратил жену – ушла, не выдержала.

Художественное образование Раушенберг получил хорошее – учился в двух местах на родине и в одном в Париже. В последнем по времени – в севернокаролинском колледже «Блэк Маунтин» – он познакомился с Джоном Кейджем, крутым музыкальным авангардистом, сочинившем знаменитую трёхчастную композицию для рояля «4′33″» и придумавшем «подготовленное фортепиано» – это когда на струны набросаны болты, гвозди и прочая дребездящая при исполнении дрянь. Общение и творческое сотрудничество с этим совершенно незакомплексованным творцом сильно раскрепостило мышление Раушенберга. На рубеже 40-50-х гг. он выдает серии «Белой», «Черной» и «Красной» живописей. Я нашел только красную, с газетными наклейками, гвоздями, веревочками и другим мусором, вот она:


Красная живопись

«Черная живопись» представляла собой поверхность, на которую были пришпандорены скомканные газеты, и которая потом была покрыта черной краской. «Белая живопись» - это когда на белом фоне изображались всякие цифры и общепонятные символы. Чтобы сейчас понять замечательные смыслы, скрытые в этих работах, нужно знать, что сделаны они были в эпоху практически безраздельного господства в США абстрактного экспрессионизма. Вот в этот-то абстрактный экспрессионизм Раушенберг и вводит реальные предметы и изображения символов, т.е. интересным способом разрушает абстрактность абстракционизма. Путь, похожий на тот, что прошел его друг Джаспер Джонс .

Был у Раушенберга еще один вариант белой живописи.


Белая живопись

Но тут смысл другой. Тут произведение получалось, когда на эти белые холсты падали тени зрителей. Такой протоконцептуалистский интерактивчик.

Первая же по-настоящему знаменитая работа была сделана Раушенбергом в 1953 году.


Стертый де Кунинг

В тексте о концептуализме я уже описал все прелести этой работы, повторяться не буду.

Но настоящая gloria mundi пришла к Раушенбергу после его персоналки в галерее Лео Кастелли, на которой было выставлено то, что он называл комбинированными картинами, а Ален Боске – поп-артом.


Монограмма

На самом деле это могли быть и картины, и ассамбляжи, и объекты, и даже инсталляции. Главное тут – сочетание самых разных техник. Причем, за этими разными техниками стояли разные направления.


Кровать

Это действительно пружинный матрас с постелью, поставленный на попа и сильно попачканный краской – картина же, как без краски. Краска, здесь щедро налитая и размазанная, досталась работе от абстрактного экспрессионизма. Без него, вообще, долго в Америке не могли обойтись – это же было их первое аутентичное направление мирового уровня. Он для американских авангардистов был тем же, чем для немцев стал экспрессионизм, а для наших – русский авангард – такой гоголевской шинелью, из которой все вышло. Французам в этом смысле было сложнее определиться, больно много направлений они напридумывали. Так вот, эта абстрактно-экспрессионистическая краска здесь употреблена с достаточной степенью иронии. В классическом-то варианте она наносилась на холст, т.е. была частью вполне уважаемого произведения типа картины – холст, масло. А тут ее мажут так же, но черт знает на что.

Это черт знает что, безусловно, наследие дадаизма в виде ready-made. Интерес к этому направлению в Америке подогревался в то время тем, что осевший там еще в 30-х годах Дюшан сделал несколько повторений своих работ, в том числе и «Писсуара», и тем, что прошло несколько больших ретроспектив дадаистов. Кроме того, Раушенберг дружил с Дюшаном и всегда был готов к творческому восприятию его творческого наследия****. Таким образом, Раушенберг соорудил то, что тогда, вместе с работами Джонса, стало называться неодадаизмом, а теперь легко может быть названо протопоп-артом*****. Причем, этот неодадаизм нес в себе характернейшую составляющую будущего поп-арта – как бы позитивное, но ироничное отношение к миру.


Комбинации

Одалиск

В этой работе имеется еще игра слов – одалиска-обелиск. Одалиска – это девушка на вклейке, а обелиск – сама форма сооружения.

Более поп-артистскими произведения Раушенберга стали позже, когда он начал использовать в них символы американской жизни и поп-культуры.


Стоп


Знаки

Но полностью в поп-арт его отец-основатель так и не вписался. Каким-то больно европейским выглядит Раушенберг, особенно, когда его сравнишь с более молодыми поп-артистами – Уорхолом, Розенквистом, Лихтенштейном и Ольденбургом. Все-таки Раушенберг воплощал в себе более традиционный тип художника, главной своей целью видевшего создание уникального художественного продукта. В отличие от того же Уорхола, не только поставившего своей задачей создание массового и тиражного художественного продукта, но и перелопатившего процессы производства, продвижения и функционирования этого продукта. Это не значит, конечно, что Раушенберг хуже. Это значит только то, что он – другой.

Параллельно с созданием комбинированных картин Раушенберг продолжал укладывать булыжники в монументальное здание концептуализма. В 1961 году он откликнулся на предложение Galerie Iris Clert поучаствовать в сборной выставке портретов телеграммой с таким текстом: «Это портрет Ирис Клерт, раз я это утверждаю». Телеграмма была выставлена.


Портрет Ирис Клерт

Человеку, прочитавшему мой текст о концептуализме , хорошо видно, что в этой работе (а это – работа) Раушенберг решительно и ребром ставит вопрос о том, что такое произведение искусства. Или это то, что традиционно таковым считается – в данном случае, им стало бы честное изображение тетки по имени Ирис Клерт, или это то, что он, художник Раушенберг, назвал произведением искусства? Ответ дала история.

В наступивший, в конце концов, постмодернизм Раушенберг вписался очень хорошо, что вообще свойственно поп-артистам благодаря заложенным в поп-арте игре с разными культурными кодами, иронии, персонажности высказывания и некоторой концептуальной беспринципности в смысле отсутствия всяких иерархий. Об этой машинке я писал уже в тексте про постмодернизм, очень рекомендую.


BMW art cars.1986

Сделав самые свои знаменитые вещи и превратившись в живого классика, Раушенберг не успокаивался. Все чего-то такое мутил. То вместе с инженером Билли Клувером создавал общество «Эксперименты в искусстве и технике», в рамках которого делал такие вот вертящиеся штуки, констатирующие то ли мельтешение обильной визуальной информации в современном мире, то ли способ ее восприятия человеком.


Eco-Echo III

Или начинал активно заниматься перформансом. Или затевал глобальные выставочные проекты, с которыми доезжал даже до Москвы в 1988 году.

Умер Раушенберг в преклонном возрасте от разрыва сердца. Чего и вам желаю.

* Титул, присвоенный Раушенбергу газетой «Нью-Йорк Таймс».

** Ватикану такое награждение тоже не понравилось, и он в связи с ним заговорил об упадке культуры. Надо сказать, с тех практически незапамятных времен отношение католицизма к актуальному искусству сильно изменилось. Во всяком случае, сотрудничество актуальных художников с католическими структурами давно уже норма. Даст Бог, пройдет время, РПЦ тоже полюбит совриск (проф. – современное искусство).

*** Когда дядя Виталик узнал про высказывание А. Боске о Раушенберге, он сказал: «Не, ну он, Боске, чё, обурел в натуре». Целиком согласен.

**** Дюшану, надо сказать, поп-арт очень нравился. Он видел в нем продолжение собственных усилий и говорил о нем: «Это течение меня восхищает».

***** Иногда еще используется термин джанк-арт (от англ. junk - мусор, хлам). В последние годы в США этот арт переживает некоторое возрождение.