Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Реформы первого правления ивана 4. Основные реформы Ивана IV

Реформы первого правления ивана 4. Основные реформы Ивана IV

История России [Учебное пособие] Коллектив авторов

3.2. Реформы Ивана IV (1533–1584)

После смерти Василия III в 1533 г. на престол был возведен его трехлетний сын Иван IV .

Начало правления Ивана IV было отмечено многочисленными боярскими заговорами, поскольку царь по малолетству не мог принимать деятельного участия в управлении государством. Фактической правительницей являлась мать царя вдовствующая царица Елена Глинская. В 1538 г. Елена Глинская скоропостижно скончалась. Власть захватила партия князей Шуйских. Борьба боярских группировок ослабляла центральную власть, способствовала ухудшению внутриполитической обстановки в стране.

В 1542 г. московским митрополитом стал Макарий, бывший новгородский архиепископ. В декабре 1543 г. с его помощью удалось отстранить от власти Шуйских. Однако за годы боярского правления резко возросло недовольство крестьян и городских низов, вспыхнули открытые выступления в ряде русских городов. В 1547 г. произошло крупнейшее восстание в Москве. Поводом стал «великий» пожар, во время которого столица была практически уничтожена огнем. Царская семья с трудом смогла покинуть Кремль и выехать в свое подмосковное село Воробьево. Митрополита Макария в последний момент удалось спасти и вывезти из горящей Москвы. Бояре, воспользовавшись давно копившимся недовольством горожан, распространили слух, будто пожар начался в результате колдовства Анны Глинской, бабки царя.

Восстания охватили и другие города – Опочку, Псков, Устюг. Народные волнения показали, что страна нуждается в реформах, которые должны были бы укрепить центральную власть. Вокруг молодого царя сложился совет близких ему людей, получивший название «Избранной рады». В нее вошли сторонники реформ, принадлежавшие к различным социальным слоям: представители аристократии князья А. Курбский и М. Воротынский, митрополит Макарий, личный духовник Ивана IV протопоп Сильвестр, дворянин А. Адашев, от придворной администрации дьяк И. Висковатый.

Реформа органов власти и управления

В 1547 г. по инициативе митрополита Макария Иван IV был торжественно венчан на царство, став первым русским царем. При Иване IV складывается довольная стройная система государственного управления.

В начале XVI в. Россия еще включала в себя несколько политических образований, сохранявших некоторую самостоятельность по отношению к Москве. Это были земли удельных князей Юрия Ивановича и Андрея Ивановича, Касимовское ханство, а также владения княжат Бельских, Воротынских, Мстиславских.

Вся политическая власть была сосредоточена в руках великого князя. Он назначал на высшие должности, жаловал боярские звания, являлся главой вооруженных сил, вершил суд. Совещательным органом при царе продолжала оставаться Боярская дума, в состав которой входило от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничьих. Со временем число заседавших в Думе увеличилось почти втрое. Бояре занимали ключевые посты в центральном и местном аппарате управления. Они участвовали вместе с великим князем в наиболее важных судебных процессах, в решении дипломатических вопросов. Назначение на государственные посты должно было соответствовать принципам так называемого местничества: знатный и родовитый человек не мог оказаться в подчинении менее родовитого.

В начале XVI в. формируется иерархическая система высших государственных чиновников. Среди других наиболее престижным для бояр являлся чин конюшего, который по традиции являлся высшим думным чином. Ему подчинялись и кравчий, подносивший еду и питье великому князю, и оружничий, отвечавший за доспехи и работу мастеров-оружейников, и сокольничьи, ответственные за охоту с ловчими птицами, и постельничьи. Всем хозяйством великого князя – Большим дворцом управлял дворецкий, или дворский.

В систему государственного аппарата входили государева казна, областные дворцы. Во главе областных дворцов, штат которых в целом копировал организацию Большого дворца, стояли особые дворецкие. Такая структура органов власти возникла в связи с необходимостью управления землями, незадолго до этого подчиненными великому князю, затем – царю. К середине XVI в. существовали Новгородский, Тверской, Рязанский, Угличский областные дворцы. Со временем, по мере централизации государства, меняется и система управления. Особую роль приобретает Государева казна, в которой служили чины придворной администрации – дьяки. Чиновники казны ведали финансами государства и отчасти делами внешней политики. Назначения на эти посты очень редко происходили в соответствии с принципами местничества. Как правило, это были люди не столько знатного происхождения, сколько близкие к великому князю. Казначею помогал печатник, ведавший государевой печатью.

Из Государевой казны выделились будущие органы исполнительной власти – столы, а затем приказы.

Дьяки центрального аппарата ведали отдельными ветвями государственного управления или дипломатическими делами, организацией военной службы, ямской службой и т. д. Во главе столов и приказов стояли назначаемые великим князем (позднее царем) бояре. Так постепенно вместо территориального складывалась отраслевая структура управления.

Местное управление еще долгое время носило на себе печать феодальной раздробленности. В уезды великим князем посылались наместники из бояр или княжат. Уезды делились на волости, которые управлялись волостелями из людей не столь знатных. За службу наместники получали с местного населения корм, т. е. определенное материальное содержание. Для ограничения произвола кормленщиков от имени великого князя составлялись кормленные грамоты.

В XVI в. появляются должности городовых приказчиков, места которых занимали дворяне. Они отвечали за сбор податей, исполнение населением натуральных повинностей, благоустройство городов.

Постепенно завершается формирование государственного управления в виде приказов. К середине XVI в. существовало уже примерно два десятка приказов. Часть их ведала отраслями государственного управления – Посольский, Поместный, Разрядный приказы; другие – отдельными регионами – Казанский, приказ Сибирского дворца. Возглавлял приказ боярин или дьяк, при нем состоял штат служащих. Помимо отраслей управления, приказы ведали сбором налогов и судопроизводством.

Новыми учреждениями государства становятся в XVI в. Земские соборы – сословные представительные непериодические органы. Они созывались нерегулярно и занимались решением важных государственных дел. В их состав входили члены Боярской думы, представители духовенства, дворянства и верхушки посада. Земские соборы действовали примерно в течение 100 лет.

Первый Земский собор был созван в 1549 г. в противовес Боярской думе как совещательный орган при царе. Его работа ознаменовала начало формирования сословно-представительной монархии. На собор была возложена задача создания нового, отвечающего требованиям времени законодательства.

В результате работы собора в 1550 г. был составлен Судебник . В нем было подтверждено право перехода крестьян к другому хозяину в Юрьев день, но в связи с денежной реформой , приравнявшей новгородскую деньгу к московской, была увеличена плата за «пожилое». Для упорядочения и увеличения поступлений средств в казну была введена новая единица налогообложения – «соха» (земельная площадь). Ее размеры зависели от плодородия земель, с которых взимались подати или от количества дворов в городах.

Военная реформа

Она началась в 1556 г. принятием «Уложения о службе. В «Уложении» было записано, что все дворяне с 15-летнего возраста были обязаны нести воинскую службу. Вооружение и воинское снаряжение они должны были приобретать за счет доходов со своих поместий. Устанавливалось, что служба передается по наследству, но при этом дворянское войско собирается только в случае войны или на ежегодные сборы. Дворянам полагалось денежное жалованье, но обычно оно не выплачивалось ввиду хронической нехватки денег в казне. Было ограничено применение местничества при занятии военных должностей. Из низших сословий набиралось стрелецкое войско, которое подчинялось лично царю; служба в нем была ненаследственной. Стрельцы представляли собой пехоту, вооруженную пищалями (кремневыми гладкоствольными ружьями). Стрельцы существовали на жалованье, также им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей; они имели коллективные поместные дачи. Первоначально стрелецкое войско состояло из 3 тыс. человек, к концу XVI в. их численность увеличилась до 25 тыс. человек.

Губная и земская реформы

В 1550-е гг. была завершена реформа местного управления. Она ограничила власть наместников, введя институт выборных земских старост. В дальнейшем они были переданы под контроль губных старост (губа – административный округ), избиравшихся из местных дворян, которые в свою очередь подчинялись имевшим судебную и административную власть воеводам – служилым людям, получавшим государственное жалованье. Использование элементов выборности при формировании местной власти ускоряло процесс складывания сословно-представительной монархии. В 1555–1556 гг. была отменена система кормлений. Эти государственные меры усилили централизацию управления на местах.

Стоглавый Собор

В 1551 г. был созван собор русской православной церкви, решения которого были записаны в документе, состоявшем из 100 глав. Отсюда название собора – «Стоглавый». Собор привел в единообразие церковную обрядность, определил образцы церковной живописи и архитектуры, утвердил единый пантеон русских святых, что пресекало сепаратизм местных церковных организаций. Стоглавый собор одобрил новый Судебник и решил вопрос о церковном землевладении. За время феодальных междоусобиц церковь незаконно захватила значительные земельные площади. Часть из них она была вынуждена вернуть прежним владельцам, а впредь церковь и монастыри могли приобретать землю только с разрешения государя.

Из книги Война и мир Ивана Грозного автора Тюрин Александр

Реформы Ивана Грозного Нефедов С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние. // Вопросы истории, 2002, № 11.Заволоко И. Н. Стоглавый собор 1551 года.// Старообрядческий Церковный календарь, 1971 (http://www.starover.religare.ru/article6103.html).Беляев И. Д. Судьбы земщины и выборного начала на

Из книги Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова автора Акунин Борис

Время Ивана Грозного (1533–1584) Пожалуй, никто в русской истории кроме разве что Сталина не вызывал столько ожесточенных споров, как Иван IV Васильевич. Оно и неудивительно, поскольку это царствование, очень долгое и изобиловавшее драматическими событиями,

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

17 марта 1584 – Смерть царя Ивана Грозного «Тело изнемогло, болезнует дух, – писал Иван в завещании, – струпы душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы меня исцелил». Не было такого греха, которого бы не совершил царь. В ноябре 1581 г. в приступе ярости он убил

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

автора Ключевский Василий Осипович

Иван Васильевич Грозный (1533–1584 годы) Иван Васильевич Грозный родился через пять лет после диспута Максима Грека с Берсенем – в 1530 году. Он был царем-сиротой: на четвертом году его жизни умер отец, а на восьмом мать. Иван вместе с младшим братом Юрием остались одни на свете.

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Иван Васильевич Грозный (1533–1584 годы) Смерть отца (1533 год) Смерть царя произошла неожиданно, от «глупой» болячки, которая вдруг открылась на его теле. Для лечения этой напасти, обнаруженной во время любимого царского занятия – охоты, тут же пригласили лучших лекарей.

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

ВИЛЬГЕЛЬМ I ОРАНСКИЙ («МОЛЧАЛИВЫЙ») (1533-1584) Принц, деятель Нидерландской буржуазной революции XVII столетия. Род Нассау известен с начала XII века. Название рода происходит от бурга Нассау, построенного около 1100 года графами Лауренбургами на берегу Лана. Потомки Друтвина

Из книги История государства Российского автора Карамзин Николай Михайлович

Великий Князь и Царь Иоанн Васильевич. 1533–1584 гг. Иконописный портрет Ивана Грозного. XVI в.Не только искренняя любовь к Василию производила общее сетование о безвременной кончине его; но и страх, что будет с Государством? волновал души. Никогда Россия не имела столь

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Внутренняя политика Ивана IV (1533–1584) После смерти Василия III великокняжеский престол занял его трехлетний сын Иван. Фактически же государством правила его мать Елена Глинская. Не утихала борьба за власть между группировками князей, что приводило к ослаблению центральной

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1584 Смерть царя Ивана Грозного «Тело изнемогло, болезнует дух, – писал Иван в завещании, – струпы душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы меня исцелил». Не было такого греха, которого бы не совершил царь. В ноябре 1581 г. в приступе ярости он убил своего

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Глава 5. 1533–1584 Московская Русь в эпоху Ивана Грозного Ивану IV было три года, когда умер его отец Василий III. Правительницей государства становится его мать Елена, урожденная Глинская, однако после ее скоропостижной смерти наступает девятилетнее междуцарствие, в течение

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Иван IV Васильевич Грозный - Великий князь Московский, царь и великий государь всея Руси Годы жизни 1530–1584 Годы правления 1533–1584 Отец - Василий Иванович, великий князь Московский.Мать - великая княгиня Елена Васильевна Глинская.Иван (Иоанн) Грозный - великий князь с 1533

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Царствование Иоанна IV (1533–1584) Правление Елены и бояр Великое дело было закончено. Из мелких, отдельных клочков Русской земли сковано большое, могучее Московское государство. Нелегко было совершить это дело московским собирателям Русской земли: много творилось при этом

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Введение

Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

Реформы центрального управления

1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV

2 Земский Собор: создание, структура, функции

3 Приказы: создание, структура, функции

Реформы местного управления

2 Губная реформа Ивана IV

Заключение

Введение


В конце ХV - начале ХVI в. на Русской равнине создалось государство -"Московия", "Московское государство". С ХVI в. оно стало носить название "Россия". За довольно короткий срок московские князья объединили русские земли. Утвердилось политическое единство в государстве, но крепких экономических связей между русскими княжествами не случилось. Внутренняя структура государства оставляла желать лучшего. В любой момент государство могло вернуться к своему прошлому - раздробленным удельным княжествам. Для удержания государства в состоянии единства, для сплочения его внутренней структуры нужна была дальнейшая централизация в государстве, т.е. установление единого руководства, чёткое территориальное деление, действие единых законов на территории всего государства, чёткая вертикаль власти.

Василий III прожив 20 лет в совместном браке с первой женой так и не дал государству наследника, что было неслыханной ситуацией в великокняжеском доме. Интересам династии необходим был наследник. Великий князь отослал жену в монастырь и, уже пожилым, женился на молодой княжне Елене Глинской. Глинские были выходцами из обрусевшего татарского рода. В начале ХVI в. Глинские прибыли из Литвы ко двору великого московского князя Василия III. В 1530 г. в великокняжеской семье родился долгожданный наследник. Имя ему дали Иван в честь деда Ивана III. Он войдёт в российскую историю как Иван IV Васильевич, Иван Грозный.

Спустя 3 года Василий III умер. 3-х летний Иван Васильевич взошел на престол. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Через 5 лет, как считают, от отравления умерла и она. Для управления страной до совершеннолетия великого князя был создан регентский совет. С 1538 по 1547 гг. государством фактически управляла боярская аристократия: Бельские, Шуйские, Глинские. За этот период боярство проявило себя как антигосударственная, анархическая сила. За 9 лет у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками.

В результате центральная власть ослабла, произвол вотчинников не знал предела, в ряде городов произошли восстания горожан против знати. Международное положение государства также осложнилось. Внешние границы государства стали линией фронта. С 1538 по 1547 гг. в татарский плен было угнано более 100 тыс. русских. Летом 1547 г. в Москве начался сильнейший пожар. В огне сгорело 3 тыс. человек из 100 тыс. населения, 25 тыс. домов. Народ обвинил в поджогах бояр. В Москве вспыхнул "великий мятеж" посадских людей. Иван IV с дворовыми укрылся в подмосковном селе Воробьеве. Восстание удалось подавить с большим трудом. Позднее Иван IV вспоминал: "От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой". Окружение княжича Ивана спасение видело в усилении власти молодого правителя и проведении реформ.

В данной работе будут исследованы реформы Ивана IV в сфере центрального и местного управления.

Объектом данной работы выступает политическое развитие России во второй половине 16 века вызванное реформированием государственной системы в период правления Ивана IV. Предметом исследования - деятельность Ивана IV по переустройству государственного управления в России.

Целью работы является изучение содержания и характера реформ государственного управления, проведенных Иваном IV. В исследовании темы стоят следующие задачи:

Актуальность темы объясняется богатейшим опытом реформирования системы государственного управления в переломную эпоху. В настоящее время идут поиски эффективной модели государственного управления в постсоветский период, опыт прошлых реформ может быть полезным, в том числе реформы Ивана IV, которые помогли укрепить государство.

1. Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

местный управление реформа дума

Процесс централизация и объединение русских земель проходили в обстановке неутихающих междоусобных войн: с 1228 по 1462 г. в северо-восточной Руси произошло 90 внутренних усобиц и 160 столкновений с внешним противником (татарами, литовцами и т.д.). Объединение русских земель вокруг Москвы и организация централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.

Москва к окончанию XV в. долгими усилиями, наконец побеждает своих главных внутренних врагов и конкурентов в борьбе за политическое влияние: были покорены Тверь и Рязань, Новгород Великий, затем Вятка (в которой формы государственного и политического устройства напоминали новгородские). Чуть позднее к Москве будут присоединены Псков и отвоеванное у Литвы Смоленское княжество, затем Чернигов и Северское княжество.

Расширение земельных владений Московского государства сопровождалось осознанием факта, что на территории Руси нарождается новая единая по духу и крови народность - великорусская народность. Это осознание облегчило дело собирания земель и превращение Московского княжества в национальное великорусское государство.

Великие князья оказались во главе целой иерархии, состоявшей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот, устанавливавших различные степени феодальной зависимости для разных субъектов.

В договорах и грамотах подчеркивалась территориальная неприкосновенность обеих сторон, устанавливался общий порядок административной деятельности (таможенная политика, выдача беглых холопов и т.п.) и государственной политики (совместная оборона границ, военная деятельность).

Для удельных князей, чьи земли входили в состав великого княжества, определялись феодальные иммунитеты, т.е. право осуществлять на своей территории не только хозяйственные и административные, но и государственные функции без вмешательства великокняжеской администрации (осуществлять фискальные и судебные функции). С вхождением удельных княжеств в состав Московского государства, у удельных князей было два пути: они были вынуждены либо поступить на службу к московскому великому князю, либо уезжать в Литву. Старый принцип вольной боярской службы теперь не имел никакой силы - на Руси был теперь только один великий князь, переходить на службу теперь было не к кому.

Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра - Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

2. Реформы центрального управления


Централизация принесла с собой важные перемены в государственном аппарате и государственной идеологии. Титул Великого князя остался в прошлом, теперь он именуется царем так же как ордынский хан или византийский император. Русь взяла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия Византийского Патриарха (к этому времени Византийская империя пала).

По государственному строю Московское государство было феодальным, вид власти в государстве - раннефеодальная монархия.

Самодержавной монархия становится тогда, когда ей удается сконцентрировать в своих руках все виды власти: законодательную, управленческую, информационную, контрольную, судебную, символическую и т.п. Последняя представляет собой способность и легитимное право государства устанавливать, присваивать и распределять разного рода статусы, звания, чины и привилегии. При этом государство (в лице своих органов и официальных лиц) убеждено в том, что именно оно имеет такое право и что для этого не требуется каких-либо объективных дополнительных критериев и условий.

Пользуясь этим правом, государство формирует, создает целые сословия и особые привилегированные или обязанные социальные группы. Формирование централизованного государственного аппарата, бюрократической машины, все более и более усложняющейся, позволило правителям Московского государства взять на себя функцию создания новых классов: служилого боярства, служилого дворянства и т.п. Устанавливая права и обязанности каждого сословия, верховная власть предписывает им даже личные качества: чувство чести, преданности государю и прочее. Закрепляются и особые привилегии: по землевладению, в сфере власти над податными и крестьянами, юридические иммунитеты и т.п. Внешнее оформление статуса осуществлялось с помощью символов, регалий, ритуалов.

К середине XVI в. окончательно сложилось национальное Великорусское государство. На вершине государственной иерархической пирамиды находится царская власть, не ограниченная ни политически, ни юридически. Она ограничивается лишь каноном, т.е. основными церковными правилами и светскими обычаями. Слово «царь» как титул закрепилось в середине XVI в., слово «самодержец» введено в официальный оборот в начале XVII в. Способами получения власти были наследование и избрание. Новое политическое положение, в котором оказалась власть великих князей, требовало нового оформления, новой символики и идей. Брак Ивана III и племянницы последнего византийского императора Софье Палеолог в значительной мере носил символический характер: наследница павшего византийского дома переносила державные права этого дома в Москву, как в новый Константинополь - Царьград. Как преемник византийских императоров великий князь начинает именовать себя царем и государем всея Руси, в XVI в. к этому прибавляется титул самодержца (славянский перевод византийского императорского титула).

Символическая преемственность продолжает развиваться в начале XVI в. - от византийских корней, она углубляется в древнюю историю: через Рюрика и Пруса монархическая генеалогия идет к Августу, римскому цезарю (само слово «царь» является искаженной интерпретацией слова «цезарь»). Тогда же отрабатывается легендарная версия о передаче венца («шапки Мономаховой») греческого царя Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху. Этот акт символически означал установление совместной власти греческих и русских царей-самодержцев над всем православным миром.

Существо верховной власти не отражалось в законодательстве и не подлежало действию государственно установленных норм. Сам же царь издавал уставы, указы, уроки и судебники и признавался высшим источником государственной власти.

Наряду с формированием государственного аппарата управления проходило усиление и укрепление власти Великого князя (царя). Система государственного аппарата власти имела вид приказно-воеводской. Для такой системы были свойственны централизация и сословность. Произошло упразднение системы вассалитета путем ликвидации уделов и самостоятельных княжеств. Территория государства поделена на уезды и волости. Народ имел статус подданного Московского великого князя и обязан был служить только одному великому государю.


2.1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV


Юрисдикция по особо важным делам на местах передавалась государственным органам. В руках Великого князя сосредоточены все ветви власти - гражданская, судебная, административная, военная. Источником права в те времена служили Судебники, в них не был закреплен статус князя или его права и обязанности, князь был выше закона. Наиболее важные государственные дела он решал вместе с боярской думой, возникшей как высший орган в середине XV в. и превратившийся в государственный орган власти, который функционировал все время. Боярская дума - прототип совета феодалов, в ее состав входила исключительно аристократия Руси: бояре, бывшие удельные князья, позже и представители дворянских фамилий и служивой бюрократии.

Боярская дума решала основные вопросы внешней и внутренней политики, осуществляла верховное управление страной, руководила приказами и органами местного управления, устанавливала налоги, решала вопросы по вооруженным силам, осуществляла судебные функции. Помимо этого Боярская дума владела функциями законодательного органа. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг. Разделение правомочий царя и думы не было. Поэтому многие указы начинались словами "царь указал, а бояре, то есть дума приговорили".

Для переговоров с иностранными послами была создана специальная ответная комиссия из членов Думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение Великого князя и Думы. Совещания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например в опричном дворце Ивана IV в Москве или Александровской слободе. Но влияние и значение Боярской думы несло собой реальную угрозу для зарождавшейся абсолютной власти самодержавия, и великие князья всячески старались снизить политический вес Боярской думы.

Так с середины XVI в. из Боярской Думы выделилась так называемая "комната", "ближняя дума" - более узкий состав верных и преданных царю людей, с которыми он решал важнейшие дела. В 1547 - 1560 гг., в правление Ивана IV, действовал неофициальный совет в составе поместного дворянина царского "ложничего" А. Адашева священника Благовещенского собора А. Сильвестра, князя Д. Курлятева князя А. Курбского и других лиц. С помощью этой "Избранной рады", как впоследствии назвал ее Курбский, Иван IV провел ряд значимых для государства реформ в сферах земского, военного и судебного дела. Иван Грозный самостоятельно определил курс направления внешней политики и на некоторое время сумел отдалить Боярскую думу от участия в принятии решений по важнейшим вопросам законодательства и управления государства.

Лишь после смерти Ивана IV Боярская дума приобрела былое значение и положение в управлении государством. Заметную роль играла она в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала XVII в.


2.2 Земский Собор: создание, структура, функции


С зарождением поместного дворянства (дворян и детей боярских) как нового сословия в обществе государства, наступило возникновение земских соборов - созываемых по мере острой необходимости царями всероссийских совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Появление земских соборов относится к середине XVI в. В конце 40-х - начале 50-х годов XVI в. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства "освященный собор" земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов. Именно с образованием земских соборов связано установление в России нового вида власти: сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Особенностью сословно-представительных органов в России было то, что роль "третьего сословия" в них была гораздо слабее, а органы земских соборов не ограничивали, но наоборот укрепляли власть царя.

Основание деятельности Земских Соборов составляла идея соборности, т.е. общественного единодушия всего населения страны. От его имени Земский собор решал важнейшие текущие проблемы государства, а затем цари приводили эти решения, как бы дозволенные всеми сословиями, в исполнение.

Развитие деятельности Земских Соборов в России можно поделить на 3 периода. Первый начинается с Собора «примирения», созванного Иваном IV после венчания на царство и призванного добиться общественного согласия после долгих лет боярской «смуты» времен его малолетства, и заканчивается с пресечением династии Рюриковичей (после смерти Федора Ивановича в 1598 г.). В нем имели место 4 Собора. Второй период совпадает с эпохой Смуты начала XVII в., и в нем главной функцией Собора является «оформление» восшествия на престол нового паря. Этот период завершается в 1613 г. избранием царя Михаила Романова. С 1613 по 1653 гг. - третий период, в котором монархия и Земский собор являются единым механизмом в устранении результатов смуты. Соборы в это время были самыми многочисленными, заседали годами (своего рода сессии) и решали не только политические, но и хозяйственные вопросы.

Земский собор включал в себя три части: Освященный Собор, куда входили иерархи русской церкви - митрополит (затем патриарх), архиепископы, игумены крупных монастырей; Боярская дума - верхней палаты Собора - и выборные или естественные представители служилого дворянства, городских посадов и отчасти черносошного крестьянства. Имеются точные данные о составе Собора 1566 г., где из 374 участников 32 являлись членами Освященного Собора, 30 членами Боярской думы, 204 дворянами, 33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами и представителями посадов.

Инициатива созыва Земского собора принадлежала царю, а в условиях междуцарствования - от Боярской думы или патриарха. Конкретно установленных сроков не было, Собор созывался по мере необходимости. Не было и четко разработанной процедуры выборов. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодших» людей, а не «худых». Имелся и своего рода нравственный ценз - в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай». Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные получали от своих избирателей наказы - инструкции с указанием насущных нужд и запас (содержание). Хотя, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны.

Заседания проходили в царских палатах в 3 главных формах: 1 - открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи освящалась цель созыва Собора и устанавливались вопросы для обсуждения. Вторая часть работы - обсуждение поставленных вопросов и разработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт - свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась).

Прерогативой Земского собора было утверждение новых законов, решение вопросов о войне и мире, введение новых налогов, избрание царей и пр. Следует подчеркнуть также, что Земские соборы помогали государственной власти в лице царя блюсти интересы всех классов в обществе, знание их нужд и пожеланий лучшего управления способствовало сближению ее с народом. Это знание находило свое отражение в узаконениях и распоряжениях, многие из которых начинаются так: «Ведомо нам учинилось, что в городах воеводы и приказные люди всяким людям чинят насильства и убытки, и продажи великие, и посулы и кормы емлют многие», после чего следовал приказ не давать взяток и даровой прислуги воеводам, не пахать на них пашни, провести в случае необходимости судебное расследование и пр.

Представляя более широкие, по сравнению с Боярской думой, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. Земские соборы служили орудием в укреплении личной власти великих князей, соответственно, они были противопоставлены в противовес Боярской думе. Само существование земских соборов, как и Боярской думы, показывало слабость власти не только царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.


2.3 Приказы: создание, структура, функции


К середине ХVI в. происходит замена старой упрощенной системы государственного аппарата власти новой системой центрального управления - приказной. Реализация определенных функций государства в XV в. поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Со временем эти нерегулярные поручения обрели систематичный характер. В результате чего появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Изначально в XV в. эти должностные лица исполняли свои обязанности без вспомогательного аппарата. Но с расширением круга их задач с начала XVI в. им давались "для письма" чиновники помельче - подьячие, объединенные в особом помещении: канцелярии - "избе", "дворе". Процесс образования "изб", "дворов"- канцелярий растянулся на несколько десятилетий с конца XV в до середины XVI в. и был неодновременным.

Каждая "изба" или "двор" вместе с возглавлявшим ее должностным лицом являлась основанием будущего приказа. С середины XVI в. "избы"- канцелярии превращаются в постоянно действующие центральные государственные учреждения - приказы. Таким образом, приказная система прошла в своем развитии ряд стадий: приказа (в буквальном смысле слова) как разового поручения, приказа как постоянного поручения (типа "пути"), приказа-"избы" (канцелярии) и, наконец, приказа как государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями. Известны следующие приказы: посольский приказ - ведал внешнем сношением; разбойный приказ - занимался "лихими" и разбойными делами; поместный приказ - ведал наделением землей за службу; ямской приказ - ямской службой; казенный приказ - финансовыми делами государства.

Приказы осуществляли судебные функции по делам, связанными с направлениями их деятельности. В приказах было достаточно упорядочено делопроизводство. В этот период четкого разграничения функций приказов не было, они могли осуществлять как отраслевую, так и территориальную деятельность, иногда подменяя друг друга. Наибольшего развития приказная система получила в период сословно-представительной монархии.

Новые органы центрального управления - приказы - возникли без законодательной основы, неожиданно, по мере необходимости. Одни, возникнув, исчезали, когда заканчивалась необходимость, другие делились на отделы, трансформировавшиеся в самостоятельные приказы. На протяжении XVII в. зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Также отсутствовало строгое разграничение деятельности между приказами. В Посольском приказе, к примеру, пытали участников восстаний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи. Вдобавок ко всему все приказы являлись не только административными учреждениями, но и судебными, приказных людей называли судьями. Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновников, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. Подьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся, в свою очередь, на столы и повытъя по ветвям управления.

Основанием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и окончательно упразднило систему вотчинного управления. Это же направление - усиление роли государства с поддержкой в лице формирующегося третьего сословия - наблюдается и в реформе местного управления.

3. Реформы местного управления


Местное управление также претерпевает изменения параллельно образованию централизованного государственного аппарата власти. Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - стало составной частью предприятий, проводимых великокняжеской властью в целях укрепления централизованного государства. Эти мероприятия не только совпадали с желаниями поместного дворянства, но и находили поддержку и одобрение черносошного крестьянства. Так как оба сословия были заинтересованы в улучшении прежде всего деятельности суда и того звена государственного управления, в котором корыстолюбие кормленщиков проявлялось особенно остро. Военные нужды и укрепление обороноспособности государства во второй половине XV в. повысили значение "городового дела", т. е. забот о строительстве и укреплении городов. Для улучшения реформы местного управления появляются особые должности - городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от ряда отраслей земельного, финансового и даже судебного управления. Назначаемые Великим князем из поместного служилого дворянства городовые приказчики находились в прямом подчинении Великого князя. Так же была введена должность казначея, курировавший первоначально военно-административные дела, и прежде всего учет и хранение всех государственных запасов оружия и боеприпасов. Институт городовых приказчиков был первым дворянским органом местного управления Русского централизованного государства.


1 Земская реформа и отмена кормлений


Конец XV - первая половина XVI в. явил не простые резкие преобразования в социально-экономических отношениях. Сословная борьба при этих условиях ужесточилась и приобрела невиданные до этого формы: от участия в ересях и побегах до индивидуальных террористических актов и групповых выступлений "лихих людей". Кормленщики не были заинтересованы в борьбе с "лихими людьми". Рост преступности был для них даже выгоден, так как в случае поимки они имели от суда лишние доходы.

В феврале 1551 г. крестьяне Плесской волости Владимирского уезда получили уставную земскую грамоту, согласно которой они могли с помощью выбранных ими "излюбленных голов" и "целовальников" собирать дважды в году, на покров и пасху, оброк - "кормленный окуп" и отвозить его в Москву. Должность наместника для них упразднялась. Повсеместно земская реформа была проведена лишь в 1555 - 1556 гг. С этого времени в уездах и волостях, где ранее не существовало помещичьего землевладения, крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды "излюбленных голов" старост, а также "лучших людей" целовальников или земских судей. Делопроизводство земского старосты, и целовальников вел выборный земский дьяк. Округом каждого земского старосты чаще всего была волость или город. Все должностные лица земского самоуправления выбирались на неопределенный срок, и население их могло "переменить". Спустя некоторое время для них были введены ежегодные выборы. В ведении земских органов находились сбор подати - "окупа", а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей. В центральных уездах с развитым землевладением, где население было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали и управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, выполнявшими административно-полицейские и финансовые функции.

В работе этих органов существовал настоящая бюрократические манера: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое выполнение предписанных инструкций (по горизонтали).


2 Губная реформа Ивана IV


Отмена кормлений - лишь завершающий этап длительного процесса реформирования местного управления.

Губные органы начали формироваться с 30-х гг. XVI в., ещё при наместничьем правлении, уничтоженном в 1555 г. Действие этих выборных органов поначалу распространялось не везде, а только в некоторых территориях, по просьбам населения «по грамотам». В основном такие просьбы отправлялись в целях защиты от разбойничьих шаек, заполонившими страну во время малолетства Ивана IV. С середины XVI в. были выделены губные округа, в которых дворяне избирали губных старост из среды дворян или детей боярских, губной дьяк и до 4 целовальников, представлявших штат губной избы. Им были поручены уголовные дела, в том числе полицейские - поимка преступников, судебные, заведование тюрьмами. С течением времени, на некоторых территориях, в частности, в центральных уездах, где сильна была поместно-вотчинная система, губные органы сконцентрировали в своих руках все местное управление.

Примечательно и то, что к судебной деятельности этих органов стали привлекаться «добрые люди» из числа местных жителей. Они присутствовали при судебном разбирательстве, скрепляли документы своими подписями, решали вопрос о причислении подсудимого к разряду профессионального преступника или обычного, что имело довольно серьезную силу при вынесении приговоров. Данное нововведение стало началом создания в России типа суда присяжных заседателей. Но реформация внутренней была приостановлена волей Ивана Грозного, и лишь в XIX в России создается суд присяжных.

По большей части в областях стоящих на границе государства, во второй половине XVI в. вводится воеводское правление. После Смуты оно становится всеобщим, сочетая в своих руках административную и военную власть, а также контрольные функции по отношению к местному самоуправлению. По царским наказам воеводы должны были «беречь накрепко, чтоб мужики - горланы богатые... середним и молодчим людем продажи ни чинили и лишних поборов не сбирали». Контроль со временем приобретает формы подчинения губных властей воеводскому правлению. Утвержденный царем воевода теперь не только управляет гарнизоном и охраняет безопасность региона, он дублирует действия губного старосты. Правительство некоторое время раздумывало, не решаясь, какой из этих форм управления оставить как единственным. В 1679 г. губное правление было упразднено, в 1684 г. возобновлено и функционировало ещё некоторое время, пока Пётр I не отменил его окончательно.

Губная реформа стала шагом вперед на пути укрепления централизации власти, но все же, сами местные органы, по итогам проведения этой реформы так и не приобрели полноценный централизованный характер. Государственный аппарат власти был не достаточно развитым, чтобы суметь обойтись без поддержки представителей сословий в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей.

Заключение


В ходе написания работы были решены поставленные задачи:

) выявление предпосылок послужившими началу преобразования центрального и местного управления в России ХVI века;

) рассмотрение реформ центрального управления;

) анализ реформ местного управления.

На основании проведенного исследования важнейших этапов преобразований в сфере государственного правления времен царствования Ивана IV и самой личности царя, можно сделать выводы о том, что тоги правления Ивана IV крайне противоречивы. Главным и несомненным результатом царствования Ивана IV является окончательное завершение формирования централизованного Российского государства - царства, ставшего равным великим державам современности Ивана IV. Оно приобрело широкий международный авторитет, имело довольно сильный бюрократический и военный аппарат, которым самолично руководил «всея России самодержец».

Тем не менее, именно период правления Ивана IV дал России изнурительную и бесплодную войну с Ливонским княжеством, которая впоследствии начала сопровождаться террором созданной царем опричнины. Опричнина явила собой форсированную централизацию без необходимых на то социально-экономических причин, именно создание опричнины показало, что власть охвачена тотальным страхом. В целом же политика Ивана IV для России оказалось весьма плодотворной. Его неодиозная личность, полная противоречий и контрастов, рождала такие же реформы в управлении государством, ясно одно - это был до конца не равнодушный царь к своей родине. Жестокость и безжалостность сменялись в нем с раскаянием и переосмыслением своей безудержной натуры.

Крайне неудачно закончились годы царствования лично для царя. Во-первых, была убита его первая и любимая жена Анастасия, ее смерть царь переживал очень горячо и тяжело, во-вторых, в порыве гнева, царь убивает своего старшего сына - Ивана, надежду и будущего продолжателя дела отца Ивана IV. В результате этого убийства, в будущем образуется династический кризис, за которым последует тяжелые Смутные времена. В итоге дворцовых интриг, восстаний и интервенций к власти престола придет династия Романовых, которая откроет новые страницы в истории Российского государства.


Список использованной литературы


1) Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 216.

) Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 511.

) Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 672

4) Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 335

) История государства и права России: учебник / под ред. Ю. П. Титов. - М.: Велби, 2013. С. 544.

) История государства и права России: учебник / под ред. С. А. Чибиряева. - М., 2001. С. 528.

7) Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 559.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

За время деятельности Ивана Грозного:

  • был нанесен удар по боярству и укрепились позиции дворянства;
  • на Руси сложилась сословно-представительная монархия;
  • начал созываться Земский собор;
  • русский государь получил статус царя;
  • продолжилось расширение территории Гуси.

В 1533 г. скончался Василий III, сын Ивана III, правивший в 1505 - 1533 гг. После его смерти на Руси началось боярское правление. Суть боярского правления 1533 - 1547гг. в следующем:

  • воспользовавшись тем, что наследнику престола - Ивану (Иоанну) IV Васильевичу было 3 года, власть в стране взяла груп­пировка бояр;
  • был создан регентский совет во главе с матерью Ивана IV Еленой Глинской;
  • фактическим правителем России стал ее фаворит боярин Овчина-Телепнев-Оболенский;
  • после смерти Елены Глинской в 1538 г. началась ожесточенная борьба за власть между боярами;
  • сложилось два враждебных боярских клана, сгруппировавшихся вокруг боярских родов Шуйских и Вельских;
  • в период борьбы боярских группировок (приходившейся на юность Ивана Грозного) власть великого князя значительно ослабла и стала номинальной, хотя у нее все же оставались сторонники, которые не позволили ликвидировать великокняжескую власть окончательно.

В 1547 г. по достижении 17 лет (совершеннолетия в то время) Иван IV вступил на престол. Особенностью его прихода к власти было то, что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул царя:

  • термин «царь» пришел на Русь от монголо-татар;
  • до падения ига «царем» называл себя главный хан Золотой Орды;
  • данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми (как над другими ханами, так и над русскими князьями, которые ездили в Орду на поклон к царю);
  • впервые приняв титул «царь», Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность, независимость от всех других властей;
  • также этим шагом Иван Грозный показал, что теперь, после падения Золотой Орды, высшим правителем как на Руси, так и на всем окружающем восточноевропейском пространстве, таким же, какими 240 лет были ханы, является московский государь и центр власти переместился из Сарай-Бату в Москву;
  • в этом шаге была определенная правопреемственность с Византией - монголо-татары заимствовали термин «царь» у византийцев (царь - сокращенный монголами вариант слова «цезарь», а цезарями именовали себя императоры Рима и Византии).

Через 2 года после венчания на царство в 1549 г. Иван Грозный начал реформы, в ходе которых были:

  • создана Избранная Рада;
  • впервые созван Земский собор;
  • принят новый Судебник;
  • проведена земская реформа;
  • проведена реформа церкви.

Избранная Рада - совещательный орган при царе: фактически выполнял роль правительства, «коллективного мозга», помогавшего царю в осуществлении управления страной, но не имел официального статуса (подобно правительствам, кабинетам других стран).

В состав Избранной Рады входили ближайшие соратники царя, среди которых:

  • Алексей Адашев - талантливый государственный деятель, вышедший из незнатного помещичьего рода;
  • князь Андрей Курбский - молодой реформатор;
  • митрополит Макарий (глава Русской Православной Церкви);
  • отец Сильвестр - духовный наставник и воспитатель царя в юности;
  • думный дьяк Висковатый.

Избранная Рада повлияла на проведение почти всех реформ раннего Ивана Грозного. Несмотря на то, что она имела неофициальный статус, это был первый опыт функционирования правительства на Руси.

В 1549 г., примерно в одно время с созданием Избранной Рады, впервые в истории Руси был созван Земский собор - сословно-представительный орган.

Земский собор - наряду с новгородским вечем, первый представительный орган на Руси. В отличие от веча, которое пред­ставляло горожан, Земский собор являлся сословно-представительным органом:

  • имел общерусский характер;
  • представлял различные сословия русской элиты - бояр, дворян, духовенство;
  • созывался для решения важнейших вопросов, которые определяли судьбу государства.

Решения Земского собора были окончательными и имели большой авторитет для народа. Так, Земскими соборами были приняты такие исторические документы и решения, как принятие Судебника 1550 г., избрание на царство династии Романовых, решение о воссоединении Украины с Россией. Суть земской реформы, проведенной при Иване Грозном в 1555 - 1556 гг., заключалась в совершенствовании местного самоуправления на Руси:

  • был введен институт земских старост (глав сел и небольших городов), которыми избирались представители зажиточных крестьян и горожан;
  • городовых, которые назначались царем и руководили крупными городами, финансовыми и административными делами;
  • губных старост (глав губерний), которые назначались царем и осуществляли управленческие, полицейские и судебные функции.

При Иване Грозном окончательно сформировалась приказная система:

  • управленческие функции отдельными направлениями государственной деятельности на общерусском уровне были закреплены за приказами («министерствами»);
  • Посольский приказ ведал иностранными делами;
  • Разрядный приказ отвечал за сбор и организацию армии;
  • Поместный приказ ведал делами по распределению земли за людьми, находящимися на службе у государства;
  • впоследствии были созданы и иные приказы.

Церковная реформа заключалась в том, что были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. - съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав.

Военная реформа заключалась в том, что:

  • ополчение, которое собиралось на время войны, было заменено постоянной армией;
  • главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;
  • ядро новой армии составляли «избранная тысяча» (1070 отбор­ных дворян, которые получили обширные земельные участки
  • под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы), состоящее из 3 тыс. человек, обученных обращению с огнестрельным оружием;
  • часть войска (в основном обозно-тыловая служба) набиралась из крестьян.

Новый Судебник, принятый Земским собором в 1550 г.:

  • провозгласил закон единственным источником права на Руси;
  • ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции;
  • закрепил функцию суда исключительно за государством;
  • упорядочил налоги;
  • подтвердил право крестьян на «Юрьев день» (право уйти к другому помещику с выплатой предыдущему «пожилого»).

Главное значение реформ Ивана Грозного 50 - 60-х гг. XVI в. состояло в том, что, благодаря им:

  • усовершенствовалась система управления государством;
  • на Руси сложилась сословно-представительная монархия (монархия, опирающаяся на сословия (важнейшие: боярство, дворянство, духовенство), которые допущены к управлению государством и представлены в различных государственных органах.

Иван Ⅳ был сыном князя Василия Ⅲ и Елены Глинской. (правитель, который дольше всех русских царей правил страной – чуть больше 50 лет; сумел удвоить территорию державы Руси.) Когда отец Ивана умер, его правление на себя взяла мать (на пять лет), после смерти которой, вся власть перешла в руки семибоярщины. Суть боярского правления 1533 - 1547гг. в следующем:

  1. Воспользовавшись тем, что наследнику престола - Ивану IV было 3 года, власть в стране взяла группировка бояр;
  2. Был создан регентский совет во главе с матерью Ивана IV Еленой Глинской;
  3. Фактическим правителем России стал ее фаворит боярин Оболенский;
  4. После смерти Елены Глинской в 1538 г. началась ожесточенная борьба за власть между боярами;
  5. Сложилось два враждебных боярских клана, сгруппировавшихся вокруг боярских родов Шуйских и Вельских;
  6. В период борьбы боярских группировок (приходившейся на юность Ивана Грозного) власть великого князя значительно ослабла и стала номинальной, хотя у нее все же оставались сторонники, которые не позволили ликвидировать великокняжескую власть окончательно.

16 января 1547 года Иван Ⅳ принял титул царя. Особенностью его прихода к власти было то, что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул царя:

  1. до падения ига «царем» называл себя главный хан Золотой Орды;
  2. данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми;
  3. впервые приняв титул «царь», Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность, независимость от всех других властей;

В 1549 году была образована партия реформ, которую возглавлял царский любимец Алексей Адашев и, «Избранная рада». В неё входили такие приближённые царя как А. М. Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, а также дьяк Иван Висковатый. С этого времени началась эпоха правления Ивана Грозного, которая ознаменовалась небывалыми успехами во внешней политике и внутренних делах русского государства.

Иваном Ⅳ совместно с Избранной радой был проведён ряд реформ, которые были направлены на централизацию Русского государства. Очень повлияло на характер данных реформ Московское восстание (1547 год), которое показало царю, несамодежавность царской власти. Реформы продолжались с 1549 – 1560 гг.

Название реформы

Суть реформы

Созыв Земского собора

«Первый Земский собор» (высшее сословно-представительное учреждение). Иван Грозный собрал представителей всех сословий (кроме крестьян). Полномочия каждого чётко разграничивались;

В соборе была представлена Боярская дума (высший совет, состоявший из аристократии, решавший вопросы управления, внешней политики, законодательства и суда), представители высшего духовенства, а также выборные люди от городов и уездов.

Земские соборы занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари.

Судебник

Судебник (Закон, который ограничивал и ужесточал права крестьян и предусматривал единый налог – «большая соха»).

На основных территориях вводилась новая единица налога - большая соха. Ее размеры колебались в зависимости от социального положения землевладельца: на соху черносошного крестьянина приходилось меньше земли, но больше налогов.

Наказания за взятки предусматривались для всех.

Ограничивались права наместников

Устанавливалась ответственность за оскорбление

Наказания за бесчестие

Право крестьян на уход от владельца в Юрьев день

Увеличилась плата за «пожилое» (плата за уход от владельца в Юрьев день)

Ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции

Закрепил функцию суда исключительно за государством.

Формирование приказов

Создание системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк (крупный государственный чиновник).

Разрядный приказ занимался организацией войска

Разбойный - борьбой с уголовными преступлениями

Поместный – раздачей земель в поместье

Челобитный приказ - жалобами, подаваемыми на имя царя.

Были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. - съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав.

Были запрещены новшества в иконописи.

Упорядочение церковных правил и обрядов.

Иван IV заявил о необходимости перераспределения земель между землевладельцами.

Местное самоуправление

Были отменены кормления (способ содержания должностных лиц за счёт местного населения в течение периода службы).

Власть в уездах перешла от наместников в руки губных старост (выборных представителей местного дворянства), а в тех уездах, где не было частных земель – к земским старостам. В руках губных и земских старост оказалось все местное управление.

Бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу.

Военная реформа

Формирование постоянной армии

Главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;

Ядро новой армии составляли «избранная тысяча» (1070 дворян, которые получили обширные земельные участки под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы из незнатных людей);

Часть войска набиралась из крестьян.

В войско входили казаки, жившие на Дону.

Составлено Уложение о службе. Определены обязанности дворян и размер земельных участков, которыми они наделялись. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать её по наследству.

Единообразие вооружения.

Появление артиллерии. В Москве был построен «Пушечный двор», который отливал пушки.

Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно.

В 1560 г. Избранная рада прекратила свое существование.

  • Между царем и его советниками были серьезные политические разногласия. Укрепление государства и его централизация требовали глубоких реформ, рассчитанных на длительный период времени, но царю нужны были немедленные результаты.
  • Разногласия во внешней политике: Избранная рада не поддерживала Ливонскую войну (католическая военная организация немецких рыцарей крестоносцев), считая более важным оборону южных границ и освоение земель, лежащих к югу от Тулы.

Опричнина.

1565-1572 гг. – опричнина (личная владение Ивана Грозного). Опричниной сначала была Александровская слобода – личное владение Ивана Грозного, куда царь уехал из Москвы, и оттуда отрекся от престола. По возвращении в Москву Иван Грозный забирает в опричнину часть Москвы, Суздальский, Можайский, Вяземский, Костромской уезды, значительные земли на западе и юге страны, где формировался европейского типа уклад, и эти земли очень трудно было контролировать. Остальная территория страны стала называться «земщиной». Земщину обложили налогами в пользу опричнины. Территория опричнины постепенно увеличивалась и захватила большую часть государства.

Формирует опричное войско – привилегированную личную гвардию царя. Опричники скакали на конях, к седлу была привязана метла и собачья голова. Это означало, что они готовы вымести из государства всех неугодных царю и верны ему как собаки.

В годы опричнины царь почти не созывал Боярскую Думу в полном составе и перестал пополнять ее новыми членами. Боярская Дума лишилась почти всех авторитетнейших ее представителей. Ее влияние ослабло.

Уже в 1571 году Иван Грозный решает прекратить политику опричнины. В это время Крымский хан совершил набег на Москву и сжег ее. Большая часть опричников на службу не вышла, Москву не защитила. Теперь опричники – убийцы с боярскими титулами, становились опасными самому Ивану Ⅳ. Сохранение опричнины угрожало обороноспособности страны. В 1572 году Грозный отменил опричнину и казнил некоторых опричников.

Иван Грозный умер в марте 1584 г. Наследником престола стал его второй сын Федор, слабый, болезненный, запуганный отцовским террором человек. Между приближенными к престолу началась борьба за власть и за влияние на слабого царя. На место царя выдвигается царский шурин Борис Федорович Годунов – умный, способный, энергичный и честолюбивый боярин. При Грозном он упрочил свое положение женитьбой на дочери любимого царского опричника Малюты Скуратова, а потом царевич Федор женился на его сестре Ирине, и Борис стал, таким образом, близким к царской семье человеком. Преодолев сопротивление старой знати, Годунов становится при царе Федоре правителем государства.