Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проанализируйте действия в имении болконских лысые горы. Конспект урока "анализ эпизодов "именины у ростовых", "в имении болконских"

Проанализируйте действия в имении болконских лысые горы. Конспект урока "анализ эпизодов "именины у ростовых", "в имении болконских"

Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы». «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

В доме Ростовых. В имении Болконских.

Цели урока знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых и Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям; в ходе беседы, анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях; выделить определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные ценности этих семей.

    Проверка домашнего задания.

    Цитатная разминка.

-«... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...» (Наташа)

- «...Улыбка не красила ее лицо, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно...» (Княжна Марья)

-«... Ты что, старый греховодник, чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?» (Марья Дмитриевна (драгун) – Ростову)

-«... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...» (Марья Болконская)

-«... Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас...пожалуйста...» (А.Болконский – отцу)

Сцена прощания отца с сыном напоминает сцену из какого романа? (Отец и сын Штольцы «Обломов»)

-«... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...» (Графиня Ростова)

Кто говорил, что « после обеда серебряный сон, а до обеда золотой» (Князь Н.Болконский)

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.

Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

    Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т.I, ч.1., гл.7-11,14-17) Беседа по вопросам:

    Где живут Ростовы? (в Москве, а летом в имении «Отрадное»). Какова общая атмосфера в семье?

    Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых» (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей).

    Кто самый важный гость у Ростовых, которого все ждут? (Марью Дмитриевну Ахросимову, даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямо тою ума и откровенною простотою общения, ждут с нетерпением все)

    Какой подарок сделала Марья Дмитриевна любимице? («казаку», «зелье девке») (яхонтовые сережки грушками)

    О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?

    Как развлекается молодежь у Ростовых?

    Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы»

(т.I, ч.1, гл.22-25) Беседа по вопросам:

1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения а этой семье?

2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)

3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?

4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?

5. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?

(Курагины лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм)

Семьи Ростовых и Болконских

Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).

Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).

Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

Отношения без сентиментальностей. Отец был с людьми неизменно требователен, возбуждал к себе страх и почтительность. Сам занимался воспитанием Марьи.

Скрытая любовь отца (сцена смерти князя, слово о княжне Марье).

Главное – жить по законам.

3. Дети, отношения между ними.

Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом).

Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа – Соня, Наташа – Николай).

Занятия: увлечение пением, танцами.

Главное в отношениях – душа.

4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах.

Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; катание на святках).

Ощущение гармонии человека и природы.

Постоянная жизнь в Лысых горах, естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности природы князем Андреем (аустерлицкое небо, дуб).

5. Отношение к народу.

Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи).

Разумное восприятие народных проблем: преобразование в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.

6. Патриотизм. Отношение к войне.

Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою.

Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители.

Глубокий патриотизм князя и детей. Андрей сражается на войне в 1805-1807 годах. В 1812 году уходит из штаба, солдаты его называют «наш князь».

Старый Болконский идет защищать свои земли. Княжна Марья отказывается от покровительства французов.

7. Недостатки

Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова.

Тяжелый характер старого князя.

Наташа – любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье.

Княжна Марья – одна из любимых героинь, тоже может быть хорошей хранительницей домашнего очага.

Автор любит эту семью, хотя жестокость воспитания не всегда привлекательна. Автобиографические черты в Николае Андреевиче – дед по линии матери – и в Марье – черты матери, ощущение, что его мать была именно такой. Андрей Болконский воплощал мысли самого Толстого

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Фамильные черты семьи Ростовых

Фамильные черты семьи Болконских

ВЫВОДЫ: радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывает глубокую симпатию автора и нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем.

Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать.

Безошибочным чутьем угадывает старый князь Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу (а таким не место в их доме). Болконские - люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочитает видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

Что сближает семьи?

(Умных, честных, гордых Болконских с гостеприимными, добрыми, мягкими Ростовыми)

Их сближает главное отношение к родине, несовместимость с духом корысти, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом.

    Контролирующее задание

Самостоятельная работа «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого»

В доме установлен строгий порядок.

Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.

Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака.

Член этой семьи ведет крайне беспутный образ жизни.

Отец держит дочь в «ежовых рукавицах».

В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.

Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.

Отец называет сыновей дураками.

Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.

Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном.

Член этой семьи собирается на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.

Отец сухо прощается с сыном, несмотря на то, что, может быть, навсегда.

КЛЮЧ:

РОСТОВЫ 3,7,8,10

БОЛКОНСКИЕ 2,6,12,13

БЕЗУХОВЫ 4,11

КУРАГИНЫ 1,5,9

    Рефлексия «Моральные качества какой семьи мне ближе?»

    Домашнее задание т Ι, ч.2 (цитатная разминка)

Беседа по вопросам:

1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?

2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (Обращают внимание на невысокий рост, «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу.)

3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?

4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?

5. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей? (Курагины – лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм.)

Выводы. Радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывают глубокую симпатию у автора и у нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем. Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать.

Безошибочным чутьем угадывает старый Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу. (А таким не место в их доме.)

Болконские – люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

Что сближает умных, честных и гордых Болконских с гостеприимными, добрыми и мягкими Ростовыми?

«Их сближает главное: отношение к родине, несовместимость с духом своекорыстия, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом» (Н. Н. Наумова) .

Домашнее задание.

2. Проанализировать поведение героев романа на войне. (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н. Ростов, штабные офицеры.)

Уроки 119–120
Изображение войны 1805–1807 гг.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

Цели: определить отношение Л. Н. Толстого к войне, раскрыть толстовское понимание героизма; объяснить причины начала военных действий 1805–1807 гг.; дать краткую характеристику Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, выяснить, от каких факторов, по мнению писателя, зависит исход сражений; проанализировать поведение героев романа на войне, показать истинный героизм, человечность и скромность простых солдат и трусость, тщеславие и высокомерие других (штабных офицеров).



Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

Война в романе

Война – это самое страшное и тяжелое из возможных испытаний. Что представляет война с точки зрения Толстого? Он отвечает совершенно четко и определенно, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так думают все нормальные русские солдаты и офицеры. Война, считает Толстой, не должна быть способом разрешения споров между государствами. Но в минуту опасности у русского народа выступают на первый план следующие качества: мужество, патриотизм, героизм.

Необходимо остановиться на важнейшем противоречии писателя в «Войне и мире». Толстой утверждает определяющую роль народных масс в истории (в этом его сила) и одновременно – стихийность, как важнейшую основу действий народа (в этом его слабость). И еще – писатель утверждает значение морального фактора в войне. Сила духа, стойкость духа русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.

Войны изображаются и оцениваются писателем по-разному. Толстой различает захватнические и потому не имеющие оправдания «войны царей» и полные истинного героизма «войны народов».

Война 1805–1807 гг. была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. («Война царей»). Кутузов ставил задачу – вывести русскую армию из войны, спасти ее. Поэтому он послал авангард Багратиона, чтобы боем задержать французскую армию, дать возможность соединиться основным силам русских. Этот бой был дан под Шенграбеном.

II. Работа над эпизодом «Шенграбенское сражение». Пересказ
(или чтение).

Беседа по вопросам:

1. Начинается описание войны с картин смотра в Браунау. С какой целью был произведен смотр в Браунау? Каким предстает главнокомандующий? Каково отношение к нему простых солдат?

2. Как показано Шенграбенское сражение? Обратите внимание на особенность композиции описания сражения. (Сначала Толстой дает общую картину поля боя, затем кто-либо из героев, а здесь А. Болконский наблюдает позиции «сверху», далее – герой оказывается в гуще боя, наблюдает за сражением «изнутри».)



По мнению Толстого, руководить сражением почти невозможно, необходимо другое руководство – нравственное, поднимающее дух сражающихся.

3. Как показана солдатская масса? Кто же настоящий герой Шенграбенского сражения? (Пехотный офицер Тимохин, артиллерист Тушин – важнейшие герои Шенграбенского сражения в описании Толстого.)

4. Почему Жерков и Тушин в одинаковой ситуации ведут себя по-разному? Какой подвиг совершает Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную внешность Тушина, неприметность Тимохина? (Настоящее величие, истинный героизм – удел простых и скромных солдат.)

5. В чем причина успеха русских в сражении? Как автор объясняет эту «неожиданную победу»? (В описании Шенграбенского сражения Толстой показывает, что победу отряда Багратиона определил какой-то «внутренний огонь», теплота народного патриотизма.)

III. Работа над эпизодом «Аустерлицкое сражение». Пересказ (или чтение).

Беседа по вопросам:

1. Расскажите о предыстории сражения, о той обстановке, которая сложилась перед боем.

2. О чем мечтают русский император, князь Болконский, Николай Ростов накануне сражения? (Царь думает о лаврах победителя, Андрей Болконский – о своем Тулоне, Николай Ростов мечтает встретиться с царем.)

Сбылись ли их мечты?

3. Расскажите о сражении.

В чем причина беспорядочного бегства апшеронцев?

Причина – в нравственном состоянии армии.

4. Почему Аустерлицкое сражение было проиграно? (Несерьезное отношение к сражению в верхах, генерал Вейротер ошибся в стратегии, но главная причина поражения, по мнению Толстого, в отсутствии силы духа солдатской массы.)

5. Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица».

6. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского? (Стремительная карьера Наполеона разбудила в Андрее Болконском честолюбие, заставила мечтать о своем Тулоне. Болконский дождался своего звездного часа.

Андрей в сражении при Аустерлице поднимает знамя, останавливает бегство солдат, получает тяжелое ранение. Наступает резкая психическая реакция, разочарование в своих честолюбивых мечтах. Но разочаровавшись в своем кумире, князь Андрей обретает вечные ценности «какие не знал прежде: счастье просто жить, видеть небо.)

Домашнее задание.

1. Чтение II тома «Войны и мира».

2. Анализ эпизодов (по группам):

џ «Приезд Болконского в Лысые Горы. Рождение сына, смерть жены»
(т. II, ч. I, гл. 9).

џ «Пьер в масонстве» (т. II, ч. II, гл. 4, 5).

џ «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–16).

џ «Сцена охоты», «Пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).

Урок 121
«НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ»
(Л. Н. ТОЛСТОЙ) (УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА
романа «ВОЙНА И МИР»)

Цели: показать мирную жизнь героев эпопеи в период с 1806– 1812 гг., помочь учащимся проникнуть в духовный мир героев, осмыслить всю сложность и противоречивость поведения и исканий героев.


25 глава часть 1 том 1

Толстой в целом относится к князю Андрею положительно, однако некоторые качества героя позволяют нам задуматься о том, как сложится его судьба в дальнейшем. Это подтверждает и сцена отъезда Болконского на войну 1805 года.

С одной стороны, князь Андрей отправляется на войну совсем не по той причине, что видит в Наполеоне «антихриста», как его называют в салоне Анны Павловны Шерер. Истинной причиной является то, что ему нужны новые ощущения. Ему наскучило светское общество, опостылела нелюбимая жена, он полон мечтаний о славе. А это значит, что его политические убеждения здесь ни при чем.

С другой стороны, его сдержанное поведение в родовом имении Лысых Горах, куда он привез свою жену Лизу, ожидающую ребенка, говорит о довольно сложном и достаточно противоречивом характере. Князю Андрею тяжело расставаться с близкими, однако он сдерживает свои чувства, не показывает их.

Князь Андрей глубоко уважает свою сестру, но и над ней он немного подтрунивает, особенно в разговорах об отце. В этот момент княжна Марья, добрая и проницательная, одной своей фразой позволяет нам понять, в чем сущность характера князя Андрея: в нем присутствует «гордость мысли», а это само по себе большой грех. Княжна Болконская понимает брата, порой даже лучше, чем сам он себя понимает, поэтому она и видит в нем гордыню, он не умеет прощать ошибки ни себе, ни другим, ему свойственны высокомерие и прямолинейность. А жизнь княжны Марьи подчиняется христианским заповедям, она и своих близких пытается приобщить к этому. Порой ей сложно общаться с отцом, но она никогда не осуждает его и не обсуждает. Ей тягостно постоянное присутствие компаньонки, однако она даже жалеет ее. Она отличается от брата тем, что умеет прощать. Княжна Марья просит брата надеть на шею фамильный образок Болконских. Князь Болконский не верит в Бога, но он тронут просьбой сестры и подчиняется ей, хотя не может удержаться от насмешки.

Слова и мысли князя Андрея подтверждает характеристика маленькой княгини. Она настолько привыкла к светскому обществу, что даже в Лысых Горах, провожая мужа на войну, Лиза ведет себя так же, как и в Петербурге. Старый князь Болконский хорошо понимает сына, его чувства по отношению к жене, а княжна Марья жалеет ее и все прощает.

Прощание князя Андрея с отцом демонстрирует их полное взаимопонимание, они одинаково мыслят, они оба живут глубокой интеллектуальной жизнью. У Андрея к отцу одна просьба: если ему суждено погибнуть на войне, когда на свет появится сын, оставить его жить у Болконских, а не отдавать на воспитание супруге. Старый князь Болконский понимает мысли Андрея, с Лизой мальчик будет воспитываться в лицемерной атмосфере светского общества, полной лжи. Поэтому старый князь дает обещание сыну выполнить его просьбу. При этом он дает наставления Андрею о том, как следует вести себя на войне, о том, что главное – не собственная жизнь, а честь, хотя он был уверен в том, что его сын не опорочит фамильную честь. Отец тяжело переживает отъезд сына на войну, но его характер не позволяет ему показать свои чувства. Однако мы хорошо их понимаем, как понимает их и Андрей.

С женой Болконский попрощался быстрее. Он сказал всего лишь: «Ну...», прозвучавшее как холодная насмешка. Лиза падает в обморок, князь Андрей целует сестру, попросив заботиться о жене и уезжает. Лишь из кабинета старого князя доносятся сердитые звуки сморкания.

Сцена отъезда Андрея Болконского на войну позволяет нам глубже понять его характер, задуматься о его последующей судьбе. Мы восхищаемся его умом, силой воли, достоинством и благородством. Но в то же время нам становятся понятны причины будущих неудач и страданий Андрея, скрывающихся в его излишней гордыне.

Марина ОХЛОПКОВА

Марина Юрьевна ОХЛОПКОВА (1971) - учитель русского языка и литературы. Живёт в г. Дубна Московской области.

Путь духовных исканий князя Андрея

Карточки-задания для повторения к выпускному экзамену в 11-м классе

Многие педагоги (и со страниц «Литературы» в том числе) говорят о том, что в последнее время появилась опасная тенденция - “знать” литературу, не читая художественных произведений. Что скрывать, и у меня были (а может быть, и есть) ученики, имеющие хорошие оценки по литературе и признававшиеся (после окончания школы), что они прочитали далеко не все программные произведения. Сразу оговорюсь: речь сейчас не о причинах “нечитания”. Как сделать так, чтобы ученик прочитал текст, попытался осознать его и сделал вывод из прочитанного, чтобы он не отсиживался на уроке, старательно пряча глаза, а всё-таки принял участие в обсуждении того или иного вопроса? Думается, что следует давать небольшие понятные, посильные индивидуальные задания, выполняя которые нужно внимательно читать и анализировать текст произведения. Задания могут быть оформлены в виде карточек для индивидуальной работы. Вот, например, как строится работа по ставшей уже традиционной теме «Путь духовных исканий князя Андрея Болконского».

1. К уроку на эту тему даётся задание всему классу перечитать определённые главы, связанные с жизнью князя Андрея.

2. Некоторые ученики получают задание-карточку.

3. На уроке они отвечают на предложенные им в карточке вопросы, зачитывают продуманный дома вывод, класс дополняет их выступление, корректирует вывод, который потом всеми записывается в тетрадь. Таким образом, у нас получается своеобразный план по данной теме.

Возможно, такая форма работы несовершенна. Можно, наверное, упрекнуть меня в том, что ученик будет знать только “свой” вопрос. Для того чтобы этого не произошло, я и прошу предварительно прочитать все главы, относящиеся в данной теме, а потом записать каждый вывод.

Хотелось бы, чтобы другие учителя поделились опытом, как они добиваются того, чтобы ученики читали именно художественный текст, а не “краткие пересказы”.

В ходе повторения тех или иных тем по роману Льва Толстого «Война и мир» учащимся предлагается перечитать определённые главы, в данном случае необходимые для указанной темы.

Чтобы им было легче ориентироваться в большом по объёму произведении, даём им индивидуальные карточки-задания, в которых содержатся вопросы, ориентирующие их на работу с текстом романа (указываются главы).

На уроке идёт обсуждение ответов учащихся, их суждений и выводов. В совокупности вопросы, данные в карточках, представляют собой примерный план для написания сочинений по теме.

№ 1. Князь Андрей у Шерер (т. 1, ч. 1, гл. 3–5)

1. Выпишите словосочетания, которые передают настроение князя Андрея.

(“Усталый, скучающий взгляд”; “все бывшие в гостиной надоели ему”; “смотреть на них и слушать их было очень скучно”.)

2. Найдите, какое выражение лица было у князя Андрея, когда он обращался к гостям Шерер, к жене и к Пьеру (гримаса - “неожиданно-добрая и приятная улыбка”) . Как вы думаете, почему улыбка князя при обращении к Пьеру была “неожиданно - добрая”?

3. Почему во время спора Пьера с виконтом князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку?

4. Почему разговор о Наполеоне, который ведут гости и который потом продолжит Пьер, князю Андрею не интересен? Разве он втайне не мечтал повторить путь Наполеона?

(“Не интересовался, видимо, этими отвлечёнными разговорами”; понимал, что среди гостей только Пьер говорит искренне - “Нельзя… везде говорить то, что только думаешь”.)

5. Эпизод отъезда гостей. Почему, когда Ипполит пытался ухаживать за Лизой, “у князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным”? Обратите внимание на его тон, когда он обращается к Ипполиту и к Пьеру.

(“Сухо-неприятно обратился” - “ласково и нежно проговорил”.)

6. Сделайте вывод. Как ведёт себя князь Андрей у Шерер и почему?

№ 2. Взаимоотношения князя Андрея с женой (т. 1, ч. 1, гл. 3, 6, 25)

1. Выпишите цитаты, характеризующие отношения князя Андрея с женой у Шерер и дома (т. 1, ч. 1, гл. 3, 6). Как маленькая княгиня обращалась к мужу? О каких отношениях между супругами свидетельствуют выписанные вами цитаты?

(Андрей: холодная учтивость, “медленно проговорил”, “сухо сказал”, “учтиво, как у посторонней, целуя руку”; Лиза: говорила дома, так же, как и в гостях, по-французски; “тоном, каким она обращалась и к посторонним”, “капризно-игривый тон, каким она говорила с Ипполитом в гостиной и который так, очевидно, не шёл к семейному кружку”.)

2. Как характеризует отношения невестки и сына старый князь (гл. 25)?

(“Плохо дело, а?.. Да нечего делать, дружок… они все такие, не разженишься. Ты не бойся, никому не скажу, а ты сам знаешь”.)

3. Как характеризует отношения с женой сам князь Андрей в разговоре с сестрой (гл. 25)? Почему некоторые слова выделены курсивом?

(“…Я ни в чём не могу упрекнуть мою жену , не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чём себя не могу упрекнуть к ней… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”)

4. Что говорит о своей женитьбе князь Андрей Пьеру (гл. 6)?

(“Никогда, никогда не женись, мой друг… А то пропадёт всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам…”)

5. Почему князь Андрей идёт на войну (те причины, о которых он говорит Пьеру)?

(“Эта жизнь [то есть гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество], которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!”; он незаурядный человек и знает это; способен на большее, чем растрачивать свою жизнь по мелочам.)

6. Сделайте вывод. Каковы отношения князя Андрея с женой? Почему они оба несчастны?

№ 3. Князь Андрей в армии

1. Как внешне изменился князь Андрей, находясь в армии (т. 1, ч. 2, гл. 3)? Почему?

(“Не было заметно прежнего притворства, усталости и лени”; нет времени думать, какое впечатление производит на окружающих; довольство собой и окружающими.)

2. Отношение к нему Кутузова и товарищей-сослуживцев (гл. 3).

(Кутузов: отличал, давал более серьёзные поручения; “Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчинённого” - из письма к отцу Андрея. Отношения сослуживцев: одни - слушали, восхищались, подражали; другие - считали надутым, холодным, неприятным.)

3. Отношение князя Андрея к делу. Почему так рассердился он на глупую шутку Жеркова?

(Полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела.)

4. Тайные мечты князя Андрея - главная причина того, что он на войне (т. 1, ч. 3, гл. 12).

(“…Хочу славы, хочу быть известным людям”.)

5. Подвиг князя Андрея (гл. 16). Прокомментируйте выделенные слова: “Но прежде чем он [Кутузов] договорил это слово, князь Андрей, чувствуя слёзы стыда и злобы , подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени… «Вот оно!» - думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль , очевидно направленных именно против него”. Почему он испытывал такие, казалось бы, противоречивые чувства: стыд, злобу, наслаждение?

6. Сделайте вывод. Почему переменился князь Андрей, находясь в армии, и в чём истинные причины того, что он оказался на войне?

№ 4. Значение образа Тушина для понимания смысла идейных исканий князя Андрея

1. Первая встреча с Тушиным (т. 1, ч. 2, гл. 15). Каким предстаёт перед князем Андреем Тушин? (Выпишите цитаты.)

(Маленький, грязный, худой, без сапог, комическая фигурка - большие, умные, добрые глаза; “что-то особенное, совершенно не военное… чрезвычайно привлекательное…”)

2. Вторая встреча с Тушиным на батарее (т. 1, ч. 2, гл. 20). Какие чувства испытывал Тушин во время боя?

(“Детская радость”; “становилось всё веселее и веселее”; “не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха”; “состояние, похожее на… бред или состояние пьяного человека”.)

Какие детали выделяет Толстой во внешности Тушина?

(“Маленький человек”; “слабые, неловкие движения”; “маленькая ручка”; “слабый, тоненький, нерешительный голосок”.)

Каким он сам представлял себя?

(“Огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра”.)

Почему чопорный и брезгливый со многими князь Андрей, уезжая с батареи, протягивает Тушину руку?

3. Третья встреча с Тушиным в штабе (гл. 22).

Как выглядел Тушин?

(Сконфуженный, споткнулся о древко знамени; “дрожащая нижняя челюсть”; боязнь “грозного начальства”; “как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору”.)

4. Почему Толстой наделил Тушина такой “негеройской” внешностью?

6. Сделайте вывод. Каким рисует Толстой капитана Тушина и какое значение имеет этот образ для понимания смысла нравственных исканий князя Андрея?

№ 5. Ранение князя Андрея. Разочарование в прежних мечтах

1. Ранение в бою. Небо Аустерлица. Какое оно?

(“Неизмеримо высокое… бесконечное”; тихое, спокойное и торжественное.)

Что привлекло князя Андрея в нём?

(Люди на его фоне кажутся маленькими со своими мелочными заботами - “с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист”; “всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба”.)

2. “Встреча” с Наполеоном после ранения на поле боя (ч. 3, гл. 19)?

Каково прежнее отношение князя Андрея к Наполеону (ч. 2, гл. 10)?

(“Он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя”; “Что за необычайная гениальность!.. И что за счастье этому человеку”.)

3. Как он теперь относится к своему герою и почему?

(Его слова как “жужжание мухи”, “маленький, ничтожный человек”; он “так иначе понимал её [жизнь] теперь” - изменился взгляд на цель в жизни.)

4. “Встреча” с Наполеоном в госпитале (гл. 19).

Почему князь Андрей не ответил на вопрос Наполеона?

(“Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, - что он не мог отвечать ему”.)

Обратите внимание на эпитеты, характеризующие Наполеона и интересы его.

(Интересы - ничтожны, герой - мелочен, тщеславие - мелкое.)

5. Почему мечты о славе теперь кажутся князю Андрею ничтожными? Какой он теперь видит свою жизнь?

(Ничтожно не только величие, ничтожна и жизнь, “которой никто не мог понять значения”, ничтожна и сама смерть, “смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих”; “Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах”.)

6. Сделайте вывод о том, как изменилось представление князя Андрея о смысле человеческой жизни и что послужило причиной этого изменения.

№ 6. Князь Андрей в Лысых Горах

1. Встреча с Пьером. Перемены в князе Андрее глазами Пьера (т. 2, ч. 2, гл. 11).

(“Взгляд… потухший, мёртвый”; “сосредоточенность и убитость”; “долгое сосредоточение на чём-то одном”.)

2. Что говорит князь Андрей о переменах в своих взглядах на жизнь?

(“…Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чём больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым”; “жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызение совести и болезнь), вот вся моя мудрость теперь”; “Я жил для славы… для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя”.)

3. Что понимал под “жить для одного себя” князь Андрей? Чем он занимался (т. 2, ч. 2, гл. 8; т. 2, ч. 3, гл. 1)?

(“…Твёрдо решил не служить; и когда началась война и все должны были служить… принял должность под начальством своего отца по сбору ополчения”; “строился” в Богучарово; усердно следил за “внешними событиями мира”, “занимался критическим разбором… двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений”.)

4. Взгляд князя Андрея на крестьян, на крепостное право. Его практические шаги в этом направлении (т. 2, ч. 3, гл. 11; т. 2, ч. 3, гл. 1).

(“…Физический труд для него (мужика) есть такая же необходимость… как для… меня труд умственный”; “не нужно лишать его животного счастья”; освобождение нужно не для мужиков, а для тех людей, “которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить право и неправо”; 300 человек перевёл в вольные хлебопашцы, заменил барщину оброком, учёная бабка для помощи родильницам, священник за жалованье обучал грамоте детей.)

5. Разговор с Пьером на пароме. Почему свидание с Пьером для князя Андрея “было эпохой, с которой началась… во внутреннем мире его новая жизнь” (гл. 7)?

(Пьер: “Надо жить, надо любить, надо верить”.)

№ 7. Ночь в Отрадном

1. Первая встреча со старым дубом. Какие детали в описании дуба выделяет Толстой (т. 2, ч. 3, гл. 1)?

(Обломанные сучки и кора; заросший старыми болячками; неуклюже и несимметрично растопыренные руки и пальцы; старый, сердитый, презрительный урод - а вокруг улыбающиеся берёзы.)

Почему дуб привлёк внимание князя Андрея?

(“Дуб, с которым мы были согласны”.)

2. Первая встреча с Наташей.

(“Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая… девушка…”)

Почему, когда князь Андрей увидел счастливую девушку, “ему вдруг стало отчего-то больно” (гл. 2)?

3. Князь Андрей становится нечаянным слушателем ночного разговора Наташи и Сони. Почему после, казалось бы, незначительного, не относящегося к князю Андрею эпизода “в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” (гл. 2)?

4. Вторая встреча с дубом. Что изменилось (гл. 3)?

(“Весь преображённый”; “сочная, тёмная зелень”; “дуб… млел, чуть колыхаясь в лучах солнца”…)

Какое значение для понимания того, что происходит с князем Андреем, имеет образ дуба?

5. Прокомментируйте фразу: “Все лучшие минуты его жизни в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи, и эта ночь, и луна…” Что объединяет эти события и почему эти минуты названы лучшими в жизни?

6. Сделайте вывод. Как князь Андрей решил изменить свою жизнь? Какие события и почему именно эти, незначительные на первый взгляд события повлияли на решение князя?

(“…Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех отражалась она и чтобы все они жили со мной вместе”.)

№ 8. Князь Андрей на государственной службе. Общение со Сперанским

1. Какие чувства испытывал князья Андрей, вновь появившись в свете (т. 2, ч. 3, гл. 5)?

(“Подобно тому, какое он испытывал накануне сражения”.)

2. Что поразило князя Андрея во внешности Сперанского (гл. 5)?

(Спокойствие; “самоуверенность неловких и тупых движений”; “твёрдый и мягкий взгляд”; “твёрдость ничего не значащей улыбки”; “нежная белизна лица”; “необыкновенно пухлые, нежные и белые руки.)

Чем увлечение Сперанским у князя Андрея похоже на увлечение Наполеоном?

(“Недавно ничтожный семинарист”, “теперь в руках своих имевший судьбу России”.)

3. Что не нравилось ему в Сперанском (гл. 6)?

(“Холодный, зеркальный, не пропускающий себе в душу взгляд”; “белая, нежная рука”; “слишком большое презрение к людям”…)

4. Чем он занимался на службе? Как и почему именно так стал относиться к своей службе князь Андрей после бала (гл. 18)?

(“Ему стало удивительно, как мог он так долго заниматься такой праздной работой”.)

5. Сделайте вывод. Почему сначала князь Андрей уезжает из деревни, чтобы “принять деятельное участие в жизни”, а потом разочаровывается в государственной службе?

№ 9. Отношения с Наташей Ростовой

1. Чем Наташа привлекла внимание князя Андрея?

Первая встреча в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. 2).

Знакомство на балу (т. 2, ч. 3, гл. 18).

Первый визит к Ростовым (т. 2, ч. 3, гл. 19).

(“…Чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей”.)

2. Как после встречи с Наташей изменился внешне князь Андрей, изменилось его отношение к жизни (гл. 19, гл. 22)?

(“Сияющее, восторженное и обновлённое к жизни лицо”; “в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее”; “надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым”...)

3. Как отнеслись к условию отца (отложить свадьбу на год) князь Андрей и Наташа? Как вы думаете, можно ли было предвидеть, что Наташа и князь Андрей не будут вместе?

4. Отказ Наташи от предложения князя (т. 2, ч. 5, гл. 21).

Как князь Андрей ведёт себя после известия об отказе Наташи? Сделайте вывод о его чувствах.

5. Сделайте вывод. Как повлияли на князя Андрея отношения с Наташей?

№ 10. Князь Андрей на войне 1812 года

1. Почему князь Андрей не попросил разрешения остаться при особе государя, а попросил позволения служить в армии? Что он думает сейчас о движущей силе сражения (т. 3, ч. 1, гл. 11)?

(Раньше князь Андрей думал, что исход сражения зависит от способностей полководца; сейчас он считает, что главной движущей силой является “дух войска”: “Заслуга в успехе военного дела зависит не от них (полководцев), а от того человека, который в рядах закричит: пропали, или закричит: ура! И только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен!”)

2. Как относятся солдаты к князю Андрею и как князь Андрей относится к простым людям (т. 3, ч. 2, гл. 5)?

(“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили”. Но в то же время он отказывается от купания в пруду с солдатами и офицерами своего полка, не в силах подавить “самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде”.)

3. Свидание с Пьером накануне сражения. Почему князь Андрей уверен в победе (т. 3, ч. 2, гл. 25)?

(“...Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть”; “для меня назавтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться... и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит... что бы там ни было, мы выиграем сражение завтра. Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа... а от того чувства, которое есть во мне... в каждом солдате”. Это то чувство, которое Толстой называл “скрытой волной патриотизма”.)

4. Сделайте вывод. Что думает князь Андрей о движущей силе сражения, как понимает теперь свою службу, как относится к простым солдатам?

№ 11. Ранение и смерть князя Андрея

1. Как относился князь Андрей к Анатолю до своего ранения и после (т. 3, ч. 1, гл. 8; т. 3, ч. 2, гл. 25)?

(“Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли”. Князь Андрей любил в Наташе “душевную силу… искренность, эту открытость душевную”. А Курагину “ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которою он не удостоил связать свою судьбу”. “В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина... Князь Андрей вспомнил всё, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”.)

2. Почему перед смертью князь Андрей с жалостью и любовью относится к своему врагу?

(Истинные отношения между людьми, которые должны быть, - отношения любви, причём любить надо не только близких, но и врагов. “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал...”)

3. Новая встреча с Наташей. Почему князь Андрей сейчас её любит “больше, лучше, чем прежде” (т. 3, ч. 3, гл. 32)?

4. Почему князь Андрей перестал бояться смерти (т. 4, ч. 1, гл. 16)?

(“...Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику”; “...Да, смерть - пробуждение”.)

5. Сделайте вывод. Как по-новому князь Андрей относится к миру?

ЦЕЛИ УРОКА Выявить характер взаимоотношений, царящих в семье Болконских Сравнить ценности семей Болконских и Ростовых Выявить композиционную роль первой части первого тома

ЭПИГРАФ К УРОКУ Жизнь бесконечно разнообразна, бесконечно разнообразны и люди. Общее у них, всем дающее смысл, - только жизнь. Проявления же жизни у разных людей могут быть совершенно различны. В. В. Вересаев. Живая жизнь.

Л. Н. ТОЛСТОЙ О РОМАНЕ Все сценические эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений, в котором и состоит сущность искусства» Вечер в 1 салоне эпизод А. П. Шерер 2 эпизод Именины в доме Ростовых 3 эпизод Смерть графа Безухова 4 эпизод Прием контраста Что сцепляет все эти эпизоды между собой? Разговоры о Наполеоне Андрей Болконский в Лысых Горах

ДЛЯ ЧЕГО КНЯЗЬ АНДРЕЙ ЕДЕТ В ЛЫСЫЕ ГОРЫ? Лысые Горы – имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского

ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ …. показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

Н. С. ВОЛКОНСКИЙ - ГЕНЕРАЛ, ДЕД Л. Н. ТОЛСТОГО ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ, ПРОТОТИП СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК

С КЕМ ЖИВЕТ ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ? С дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m-lle Bourienne

ЗАНЯТИЯ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО «Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. »

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменнотребователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек.

ОТНОШЕНИЕ К НЕВЕСТКЕ - Го, го! -- сказал старик, оглядывая ее округленную талию. Поторопилась, нехорошо! Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами. - Ходить надо, ходить, как можно больше, -- сказал он.

КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. с тяжелыми ступнями

СЦЕНА ОБУЧЕНИЯ КНЯЖНЫ МАРЬИ ГЕОМЕТРИИ Урок математики. Рисунок М. Башилова. Гравюра на дереве К. Рихау. 1866

РИСУНОК М. БАШИЛОВА. 1866. Л. ТОЛСТОЙ: «СТАРЫЙ КНЯЗЬ ОЧЕНЬ ХОРОШ, ОСОБЕННО ТАМ, ГДЕ ОН С СЫНОМ. ЭТО ИМЕННО ТО, ЧТО Я ЖЕЛАЛ, НО КНЯЗЬ АНДРЕЙ ОЧЕНЬ НЕ НРАВИТСЯ МНЕ. ОН ВЕЛИК РОСТОМ, ЧЕРТЫ КРУПНЫ И ГРУБЫ, НЕПРИЯТНОЕ КИСЛОЕ ВЫРАЖЕНИЕ РТА, И ПОТОМ ВСЯ ПОЗА И КОСТЮМ НЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫ. ОН ДОЛЖЕН С СНИСХОДИТЕЛЬНОЙ И РАЗМЯГЧЕННОЙ УЛЫБКОЙ СЛУШАТЬ ОТЦА»

ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ БОЛКОНСКИХ К ПРИЧУДАМ ОТЦА Княжна Марья Князь Андрей «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб другие это делали. » «С его огромным умом поддаваться этой мелочности» (о составляемом отцом генеалогическом древе) Очень любят отца, понимают его и ценят

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ В РОДНОМ ДОМЕ Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, -

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ В РОДНОМ ДОМЕ Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, - может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки…

ПРОВОДЫ БРАТА «André, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь? »

ОТНОШЕНИЕ АНДРЕЯ К ЖЕНЕ …. я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду. . . хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю. . .

МОЖНО ЛИ С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ, ЧТО КНЯЗЬ АНДРЕЙ НЕ ЛЮБИТ ЖЕНУ? «Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо. Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло» . Княгиня Болконская. Рисунок М. Башилова. 1866. Л. Толстой: «Этот портрет необычайно хорош. Вы не можете представить себе наслаждение, которое он мне доставил»

- Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал – скверная должность. И помни одно, князь Андрей… Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!

КАКИЕ ЧЕРТЫ КНЯЗЬ АНДРЕЙ УНАСЛЕДОВАЛ ОТ ОТЦА? Сдержанность Активность чувств в деятельности Глубокий ум Целеустремленность Фамильная гордость, аристократизм Глубина душевного мира, скрытая от посторонних глаз

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ СЕМЬИ РОСТОВЫХ И БОЛКОНСКИХ У Л. Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ? Глубокая сердечность Взаимная любовь членов семьи Естественность поведения Любимые герои Л. Толстого Близость к народу в языке

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ СЕМЬИ? Ростовы Открытость в проявлении чувств Умственная деятельность не является приоритетной Болконские Сдержанность чувств Высокий интеллект Активная деятельность

ТЕСТ. КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕРВОГО ТОМА В РАЗВИТИИ ОСНОВНОГО ДЕЙСТВИЯ РОМАНА? А. показано столкновение двух миров, России и наполеоновской Франции (кульминация) Б. дано знакомство с основными героями романа, с обстановкой, местом и временем действия (экспозиция) В. завязываются основные сюжетные линии, ведущие к изображению войны между Россией и Францией (завязка)

КАКИЕ СЛОИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПОКАЗАЛ Л. ТОЛСТОЙ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПЕРВОГО ТОМА? О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ? Аристократы Петербурга Московское дворянство Поместное дворянство Гувернеры Слуги Компаньонка Архитектор

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать следующие эпизоды: 1. Главы 3 – 7 (сцены охоты), 9 – 12 (эпизод святок) 4 часть 2 том 2. Главы 12 – 17 (отъезд Ростовых из Москвы) 3 часть 3 том Ответить устно на вопросы: 1. Как эти эпизоды «сцеплены» между собой? 2. Какая общая ситуация человеческой жизни изображены в них? 3. Какую жизнь писатель называет «настоящей» ? Какие герои демонстрируют ее в романе?