Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Помещик характеристика кому на руси жить хорошо. В помощь школьнику

Помещик характеристика кому на руси жить хорошо. В помощь школьнику

Однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными. Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой. Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот ). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля - недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Н.А.Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин занимают почетные места среди страстных борцов за обновление общественного строя. Оба писателя создавали свои произведения в такой период исторического развития России, когда в русском обществе произошли значительные перемены, стали отчётливо видны последствия крестьянской реформы 1861 года. Их политическая сатира была мощным оружием в борьбе за счастье русского народа.

Н. А. Некрасов взял в аренду журнал "Отечественные записки" и в качестве соредактора пригласил М.Е.Салтыкова-Щедрина. "Отечественные записки" под руководством Некрасова стали таким же боевым журналом, как и "Современник", они следовали заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический талант Щедрина.

В произведениях Некрасова и Салтыкова-Щедрина противопоставлены две социальные группы: трудовой народ и эксплуататоры; оба писателя мастерски используют народную речь. Однако если говорить о творчестве писателей в целом, то Салтыков-Щедрин тяготеет к сатире, тогда как творчество Некрасова более трагично.

В поэме Н.А. Некрасова перед читателем проходит целый ряд помещиков. Впервые образ помещика появляется в пятой главе, которая так и называется - "Помещик". Он предстаёт перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: "Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту". С помощью уменьшительных форм Некрасов передаёт презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ. Оболт-Оболдуев рассказывает о своей жизни при крепостном праве и неосознанно разоблачает своё ничтожество, ненужность существования. Он вспоминает старые времена, когда крестьяне покорствовали ему. Особенно тоскует по неограниченной власти:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу – казню!

Закон - моё желание!

Кулак - моя полиция!

Помещик не собирается учиться чему-то и надеется так же, как и раньше, жить за счет труда крестьянина. Особенно выразителен образ князя Утятина в поэме. Это барин, который "весь век чудил, дурил". Жестоким крепостником он остаётся и после 1861 года. "Последыш", не зная своих крестьян, отдаёт нелепые приказания. Нелепы не только его приказы, но и он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права.

В сказочных образах Салтыкова-Щедрина предстают перед нами государственные деятели и, конечно же, простой русский народ. Писатель использует приём гиперболы, чтобы показать глупость и невежество представителей правящего сословия, которые всю жизнь были уверенны в том, что "булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают".

Оболт-Оболдуев - помещик, о котором говорится в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", - считает труд унижением и оскорблением своей личности:

Россия не неметчица!

Нам чувства деликатные,

Нам гордость внушена!

Сословья благородные

У нас труду не учатся.

Помещики очень высокомерны и даже после "крестьянской реформы" не желают признавать прав крестьян и видеть в них таких же людей, как и сами. Их типичные черты - это низость чувств, жестокость, презрение к труду и трудящимся, пустота помыслов.

Некрасов и Салтыков-Щедрин отчетливо показывают, что реформы не доведены до конца, положение угнетённых крестьян не претерпело существенных изменений. Они приводят нас к убеждению, что освобождение крестьян не принесло им счастья, и реальная власть по-прежнему остается в руках помещиков.

Салтыков-Щедрин и Некрасов стремились как можно полнее показать основные черты российской действительности и раскрыть противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетённым главенствует в их творчестве.

Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Проблема поиска счастья — центральный мотив, которому подчинены все события в поэме. Вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси?» — самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Первоначально мужикам кажется, что для счастья достаточно быть сытым. Но по мере знакомст-ва с различными героями понятие счастья изменяется. Путешествие, в которое отправляются семь времен-нообязанных крестьян с целью найти ответ на главный вопрос, позволяет автору ввести самых разных героев, их биографии, рассказы, подробные описания. Среди многочисленных героев странникам встречается поме-щик Оболт-Оболдуев со своими воззрениями на счаст-ливую жизнь. Дворянское понимание счастья — это богатство, владение собственностью:

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Там рыба в речке плещется:

«Жирей-жирей до времени!»

Там заяц лугом крадется:

«Гуляй-гуляй до осени!»

Все веселило барина,

Любовно травка каждая

Шептала: «Я твоя!» Всеобщая покорность также услаждала сознание барина:

И знали мы почет.

Не только люди русские,

Сама природа русская

Покорствовала нам.

Пойдешь ли деревенькою —

Крестьяне в ноги валятся,

Пойдешь лесными дачами —

Столетними деревьями

Преклонятся леса!

Пойдешь ли пашней, нивою —

Вся нива спелым колосом

К ногам господским стелется,

Ласкает слух и взор!

Оболт-Оболдуев упивался своей властью над людь-ми, ему принадлежащими: Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот!.. И при таком отношении со своей стороны Оболт-Облдуев искренне верит, что принадлежащие ему крестьяне хорошо относились к нему: Зато, скажу не хвастая, Любил меня мужик! Помещик искренне тоскует по тем временам, когда он обладал безграничной властью над крестьянами. За-слышав колокольный звон, он с горечью произносит: Звонят не по крестьянину! По жизни по помещичьей Звонят!.. Ой жизнь широкая! Прости-прощай навек! Прощай и Русь помещичья! Теперь не та уж Русь!.. Для него и его семьи многое изменилось после от-мены крепостного права:

Деревней ехать совестно, Мужик сидит — не двинется, Не гордость благородную — Желчь чувствуешь в груди. В лесу не рог охотничий Звучит — топор разбойничий, Шалят!., а что поделаешь? Кем лес убережешь!.. Поля — недоработаны, Посевы — недосеяны, Порядку нет следа! Конечно, чувства Гаврилы Афанасьевича можно понять, когда он сожалеет о разоренной усадьбе:

Боже мой!

Разобран по кирпичику

Красивый дом помещичий,

Обширный сад помещичий,

Столетьями взлелеянный,

Под топором крестьянина

Весь лег, — мужик любуется,

Как много вышло дров!

Черства душа крестьянина,

Подумает ли он,

Что дуб, сейчас им сваленный,

Мой дед рукою собственной

Когда-то насадил!

Что вон под той рябиною

Резвились наши детушки,

И Ганичка и Верочка

Аукались со мной?

Что тут, под этой липою,

Жена моя призналась мне,

Что тяжела она

Гаврюшей, нашим первенцем,

И спрятала на грудь мою

Как вишня покрасневшее

Прелестное лицо!..

Оболт-Оболдуев гордится своим дворянским проис-хождением, мысль о труде оскорбительна для него:

Трудись! Кому вы вздумали

Я не крестьянин-лапотник,

Я божиею милостью

Российский дворянин!

Россия — не неметчина,

Нам чувства деликатные,

Нам гордость внушена!

Сословья благородные

У нас труду не учатся.

Скажу я вам, не хвастая,

Живу почти безвыездно

В деревне сорок лет,

А от ржаного колоса

Не отличу ячменного,

А мне поют: «Трудись!» Помещик даже находит оправдание своему безде-лью и праздной жизни всего дворянства:

А если и действительно

Свой долг мы ложно поняли

И наше назначение

Не в том, чтоб имя древнее,

Достоинство дворянское

Поддерживать охотою,

Пирами, всякой роскошью

И жить чужим трудом,

Так надо было ранее

Сказать... Нужно отдать должное Оболту-Оболдуеву — он признает свою никчемность:

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую,

Сорил казну народную

И думал век так жить... Гаврила Афанасьевич очень гордится своим знат-ным происхождением, а ведь получена царская ми-лость была его предками не за какие-то заслуги перед государством, а случайно:

Мой предок Оболдуй

Впервые поминается

В старинных русских грамотах

Два века с половиною

Назад тому. Гласит

Та грамота: «Татарину

Оболту Оболдуеву

Дано суконце доброе,

Ценою в два рубля:

Волками и лисицами

Он тешил государыню,

В день царских именин,

Спускал медведя дикого

С своим, и Оболдуева

Медведь тот ободрал... Эта встреча семи странников с Оболтом-Оболдуе-вым, их реплики по ходу его рассказа свидетельству-ют о том, что мужикам чужды идеалы господ. Их раз-говор — столкновение непримиримых точек зрения. Фразы странников, начиная с наивно-простодушной («Леса нам не заказаны — видали древо всякое!) и за-канчивая социально-острыми («Кость белая, кость черная, И поглядеть, так разные, — им разный и по-чет! А про себя подумали: «Колом сбивал их, что ли ты молиться в барский дом?..», «Да, было вам, помещи-кам, житье куда завидное, не надо умирать!»»), от-крывают читателю ту пропасть, которая существует между ними и господами.

Гаврила Афанасьевич, сохранивший в душе чело-веческое отношение к своим крепостным, понимает, что зависит от крестьян и именно им обязан своим благополучием. Он тоскует по прежним временам, но смиряется с отменой крепостного края. А вот князь Утятин никак не хочет верить, что утратил власть над своими крепостными. Образ этого помещика менее симпатичен:

Худой! Как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна.

Нос клювом,

Как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош. Привыкший к власти, он очень болезненно воспри-нял весть о царском Манифесте. Крестьяне-вахлаки так рассказывают об этом:

Помещик наш особенный,

Богатство непомерное,

Чин важный, род вельможеский,

Весь век чудил, дурил,

Да вдруг гроза и грянула...

Не верит: врут разбойники!

Посредника, исправника

Прогнал! дурит по-старому,

Стал крепко подозрителен,

Не поклонись — дерет!

Сам губернатор к барину

Приехал: долго спорили,

В застольной дворня слышала;

Озлился так, что к вечеру

Хватил его удар!

Всю половину левую

Отбило: словно мертвая,

И, как земля, черна...

Пропал ни за копеечку!

Известно, не корысть,

А спесь его подрезала,

Соринку он терял. Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями. Но автор дальнейшим повествовани-ем показывает покорность и невежество мужиков. В решении «помалчивать до смерти старика» о догово-ренности с наследниками, согласие поддержать слух о том, «что мужиков помещикам велели воротить» — много от прежней приниженности и покорности. На-род — богатырь и труженик — обрекает себя на добро-вольное рабство. Этим Н. А. Некрасов показывает, что крестьяне не утратили веру в возможность догово-риться с помещиками, в возможность извлечь выгоду для себя, сохранив прежнюю систему взаимоотноше-ний. Ярким примером этого является «юродство» Клима перед барином:

Кого же нам и слушаться?

Кого любить? Надеяться

Крестьянству на кого?

Бедами упиваемся,

Слезами умываемся,

Куда нам бунтовать?

Все ваше, все господское —

Домишки наши ветхие,

И животишки хворые,

И сами — ваши мы!

Зерно, что в землю брошено,

И овощь огородная,

И волос на нечесаной

Мужицкой голове —

Все ваше, все господское!

В могилках наши прадеды,

На печках деды старые

И в зыбках дети малые —

Все ваше, все господское!

И вновь сказал: «Отцы!

Живем за вашей милостью,

Как у Христа за пазухой:

Попробуй-ка без барина

Крестьянин так пожить!

Куда нам без господ?

Отцы! руководители!

Не будь у нас помещиков,

Не наготовим хлебушка,

Не запасем травы!

Хранители! Радетели!

И мир давно бы рушился

Без разума господского,

Без нашей простоты! Вам на роду написано Блюсти крестьянство глупое, А нам работать, слушать, Молиться за господ!» Неудивительно, что старик после таких слов готов часами говорить о своих правах: И точно: час без малого Последыш говорил! Язык его не слушался: Старик слюною брызгался, Шипел! И так расстроился, Что правый глаз задергало, А левый вдруг расширился И — круглый, как у филина, — Вертелся колесом. Права свои дворянские, Веками освященные, Заслуги, имя древнее Помещик поминал, Царевым гневом, божиим Грозил крестьянам, ежели Взбунтуются они, И накрепко приказывал, Чтоб пустяков не думала, Не баловалась вотчина, А слушалась господ! Поверив в обман, разбитый параличом князь про-должает самодурство:

Через деревню катится Рессорная колясочка:

Вставай! картуз долой!

Бог весть с чего накинется,

Бранит, корит; с угрозою

Подступит — ты молчи!

Увидит в поле пахаря

И за его же полосу

Облает: и лентяи-то,

И лежебоки мы!

А полоса сработана,

Как никогда на барина

Не работал мужик...

Нашел, что сено мокрое,

Вспылил: «Добро господское

Гноить? Я вас, мошенников,

Самих сгною на барщине!

Пересушить сейчас!..»

...(Попробовали странники:

Сухохонько сенцо!) Приказы Последыша бессмысленны и нелепы. На-пример, чтобы поправить материальное положение вдовы Терентьевны, которая «побирается христовым подаянием», барин приказал «на той вдове Терентье-вой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плод и лися и правили тягло».

А той вдове — под семьдесят,

А жениху — шесть лет!

Другой приказ: «Коровушки

Вчера гнались до солнышка

Близ барского двора

И так мычали, глупые,

Что разбудили барина, —

Так пастухам приказано

Впредь унимать коров!»

Еще приказ: «У сторожа,

У ундера Софронова,

Собака непочтительна:

Залаяла на барина,

Так ундера прогнать,

А сторожем к помещичьей

Усадьбе назначается

Еремка!..» Покатилися

Опять крестьяне со смеху:

Еремка тот с рождения

Глухонемой дурак! Мужики с юмором относятся к выходкам Последы-ша («Ну, хохот, разумеется!..», «Опять смеется вот-чина».), но последствия разыгранной комедии пе-чальны. Шутка обернулась бедой — погиб Aran Пет-ров, единственный человек, осмелившийся вступит в открытый конфликт с выжившим из ума стариком. Он не желает терпеть моральное унижение и бросает в глаза Утятину:

Цыц! Ничикни!

Крестьянских душ владение

Покончено. Последыш ты!

Мужики так объясняют причину смерти Агапа:

Не будь такой оказии,

Не умер бы Aran!

Мужик сырой, особенный,

Головка непоклончива,

А тут: иди, ложись!

И извлекают для себя урок:

Хвали траву в стогу,

А барина — в гробу! В трех главах поэмы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках» и «Кре-стьянский грех» тоже возникают образы помещиков. И лишь в последней из них барин совершает добрый поступок — перед смертью дарует волю своим кресть-янам. А в первых двух вновь звучит тема жестокого издевательства над крестьянами. Поливанов всю жизнь, с малолетства, издевается над верным холо-пом Яковом:

В зубы холопа примерного,

Якова верного,

Походя дул каблуком. Пан Глуховский тоже не отличается добродетель-ностью, да еще и хвастается своими злодеяниями:

Пан усмехнулся: «Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, Пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!» В поэме звучит тема взаимоотношений угнетенного и угнетателя. Автор показывает, что существующий конфликт между помещиком и крестьянином нельзя решить мирным путем и ставит вопрос о путях выхода крестьянства к свободе и счастью.

/ / Образы крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Знаменитая поэма Н.А. Некрасова « » открывает и описывает читателям образы крестьян, которым довелось испытывать на себе тяготы и трудности послереформенного времени в России. Некрасов знакомит нас с обычными, крестьянскими мужиками, которые решили узнать, кто же на самом деле счастлив в России – помещик, купец, поп или сам царь?

Семь странников совершают обход земель русских в поисках истины. Они встречают на пути своем разных персонажей, однако никогда и никому не отказывают в помощи. Путешественники выручают Матрену Тимофеевну, узнав о том, что ее урожай погибает. Помощь мужиков ощутила и Безграмотная губерния.

Благодаря странствиям героев, Николай Алексеевич знакомит читателей с различными особами, которые занимают совершенно разное положение в обществе. Это и духовенство, и купечество, и дворянство. И на фоне них автор может контрастно выделить представителей крестьянства – самих путешественников, с их отличительными чертами характера и поведением.

В ходе прочтения поэмы, мы знакомимся с бедным крестьянином по имени Яким Нагой. Он, работая всю свою жизнь, так и остался в лавах самых обедневших слоев населения. На него походит большинство жителей деревни Босово.

Анализируя портрет данного героя, в котором Некрасов сравнивает его с самой матушкой землей, называя шею бурою, а лицо кирпичным, можно догадываться, какой труд он ежедневно проделывает и выполняет на пользу других. Однако Яким не расстраивается из-за своего положения, ведь он верит в крестьян, в то, что у них есть светлое и достойное будущее.

Другой некрасовский персонаж – отличался своей неподкупностью и честностью. К тому же, он был необычайно умен.

На примере этого героя, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне. Народ доверился Ермиле во время покупки мельницы, за что он принимает сторону крестьян и поддерживает их бунт.

Неоднократно, при описании образа настоящего крестьянина, Некрасов упоминает о богатырях, на которых походили многие из них. Образ Савелия яркое тому подтверждение. Он высокий, мощный сильный. И не смотря на такие мужицкие черты, Савелий необычайно искренний, добрый и чистый человек. Он с трепетом и любовью относится в Матрене Тимофеевне. Савелий часто впадает в философские раздумья над тем, должен ли простой народ терпеть все те унижения и тягости, которые свалились на трудящие плечи.

Что же касается женских образов, которым Некрасов уделял немаловажное внимание, их описание слилось воедино в персоне Матрены Тимофеевны. Это женщина, которая всеми силами стремилась к борьбе за счастье, за свободу. Она была сильной, обладала необычайной выдержкой и стойкостью. Судьба ее не была легкой. Она, выйдя замуж, терпела на себе испытания несчастьями и, в конечном итоге, принялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

Очень часто выплескивала свои эмоции с помощью песен. Песню Некрасов называет душой народа, ведь в ней крестьяне изливали всю свою боль, всю горечь, которая тяготила их нелегкие жизни.

К тому же, есть в тексте поэмы и персонажи помещицких слуг, которые тяжело восприняли отмену крепостного права. Они настолько привыкли прислуживать и выполнять поручения, что совершенно потеряли чувство собственного достоинства и стали безликими.

Это и Яков, который расправляется с собой на глазах барина, чтобы отомстить ему. Это и Клим, и Ипат. Этих людей обычные крестьяне презирают, ненавидят еще больше помещиков. Ведь они продались, стали бесхребетными и низкими существами.

На этом поприще, Николай Некрасов описывает то сильнейшее расслоение, которое произошло в среде крестьян. И причиной всему стала реформа 1861 года.

Некрасов, в тексте своей поэмы не забыл упомянуть и о том, что крестьяне были необычайно религиозными. Их вера в Бога, во Всевышнего была сильней всего. Они обращались к нему за помощью, искали защиты и поддержки. Только с надеждой и верой представители крестьян могли идти вперед, к счастливой жизни.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич раскрыл образы типичных представителей класса крестьян. Писатель пытается сказать, что крестьяне – это не просто рабы, это сила, которая, в конечном итоге, может проявить и показать себя. Поэтому, с ней обязательно нужно считаться и наделять своими собственными правами и свободами.

Поэму Н.А. Некрасова можно с полным основанием считать эпопеей русской жизни середины прошлого века. Автор называл поэму «своим любимым детищем», а материал для нее собирал, как он сам выразился, «по словечку в течение двадцати лет». Необычайно остро поднимает Некрасов главный вопрос того времени – жизнь феодальной России и последствия ломки крепостнических устоев, судьба простого русского народа и историческая роль помещиков.
Наряду с изображением крестьян, автор знакомит нас с жизнью помещиков.
Впервые образ помещика появляется в пятой главе, которая так и называется «Помещик» Вот каким увидели его крестьяне:
Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый,
Шестидесяти лет;
Усы седые длинные,
Ухватки молодецкие…
Помещика зовут Гаврило Афанасьевич Оболт-Оболдуев. На вопрос крестьян, счастлив ли он, барин искренне и долго смеется, а потом с сожалением вспоминает прошедшие годы, полные достатка, веселья, праздной жизни и полного самоуправства:
Летело время соколом,
Дышала грудь помещичья
Свободно и легко.
Во времена боярские,
В порядки древнерусские
Переносился дух!
Ни в ком противоречия,
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Но «все прошло! все минуло!...», реформа 1861г. отменила крепостное право, но она же наглядно показала, что не доведена до конца. В жизни крестьян мало что изменилось, но несколько иначе стали жить и помещики после отмены крепостничества:
Разобран по кирпичику
Красивый дом помещичий,
И аккуратно сложены
В колонны кирпичи!
Обширный сад помещичий
Под топором крестьянина
Весь лег, - мужик любуется,
Как много вышло дров!
Однако даже произошедшие в жизни изменения не могут заставить Оболт-Оболдуева трудиться и уважать чужой труд:
Сословья благородные
У нас труду не учатся.
У нас чиновник плохонький
И тот полов не вымоет,
Не станет печь топить…
Помещик не собирается учиться чему-либо и надеется так же, как и раньше, жить за счет труда крестьян. Наверное, весь остаток жизни он будет вспоминать старые времена и тосковать по своей неограниченной власти, по праздному безделью.
Под стать ему и помещик Утятин, который «весь век чудил и дурил». «Да вдруг гроза и грянула», на Руси отменили крепостное право, а помещика с горя «хватил удар». Чтобы заполучить наследство, его дети, по сговору с крестьянами, разыгрывают перед Утятиным настоящий спектакль. Помещику внушают, что он не остался «без вотчины», а на Руси, по-прежнему, крепостничество:
Порядков новых, нонешних
Ему не перенесть.
Поберегите батюшку!
Помалчивайте, кланяйтесь
Да не перечте хворому…
Так и живет больной и поглупевший помещик в неведении:
Увидит в поле пахаря
И за его же полосу
Облает: и лентяи-то
И лежебоки мы!
Да невдомек Последышу
Что уж давно не барская,
А наша полоса…
Каждый день его бывшие крепостные крестьяне разыгрывают перед Утятиным «камедь», выслушивая, за вознаграждение, нелепые барские «приказы по вотчине» и от души смеются над помещиком, выжившим из ума.
У подобных господ нет будущего, и обличительная сатира Н.А.Некрасова наглядно показывает, что обновление общественного строя невозможно, пока у власти стоят подобные дворяне и князья.