ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем - природопользователи).
Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды производится в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природный среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. 632, и Инструктивно-методическими указаниями, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.93 г. Природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России величину платы за загрязнение окружающей природной среды на год с поквартальной разбивкой и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года необходимые сведения.
Общая платы за загрязнение окружающей природной среды складывается из платы: за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); за сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за их превышение (лимитные и сверхлимитные выбросы, сбросы) за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" установлено, что 10 % платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) вредных веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия направляется в федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. Перечисление предприятиями 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета осуществляется ежеквартально. Не внесенные в платежи взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.
Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Плата за загрязнение окружающей природной среды - 2.2. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и… … Официальная терминология
ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с… … Большой бухгалтерский словарь
Устанавливается на основании Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060 1 Об охране окружающей природной среды. Дифференцированные ставки за загрязнение окружающей природной среды, в том числе атмосферного воздуха, устанавливаются органами… … Энциклопедия юриста
НАЛОГИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - (англ. effluent taxes) – обязательные платежи за загрязнение окружающей среды, соответствующие причиненному ущербу. В наст. время действует т.н. 10% ная плата за загрязнение окружающей среды, взимаемая согласно инструкции ГНС РФ № НП 4 02/86н от… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в доку … Википедия
Платность природопользования Большой юридический словарь
Платность природопользования - принцип использования природных ресурсов в РФ юридическими лицами, исключения из которого предусмотрены законодательством. П.п. находит выражение в плате за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за др. виды воздействия на … Энциклопедия права
Промышленное производство - (Industrial production Index) Определение промышленного производства, тенденции развития производства Информация об определении промышленного производства, тенденции развития производства Содержание Содержание Обозначение и качество окружающей… … Энциклопедия инвестора
НДПИ - (severance tax) НДПИ это налог на добытые полезные ископаемые, изымаемый с пользователей недр Информация о НДПИ, расчет и порядок уплаты налога в соответствии с налоговой ставкой на определенный вид полезного ископаемого Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, реакционные и другие природные ресурсы) взима… … Википедия
Плата за загрязнение окружающей среды вносится компаниями, если их деятельность негативно воздействует на природу. Однако не всеми подряд организациями, а в строго определенных случаях.
По общему правилу плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые используют в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.
Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 , подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, , постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П .
Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:
Об этом - в пункте 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ, пункте 6 постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 № 1029 и в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 № АС-09-00-36/22354 .
Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором - это совершенно разные платежи.
Важно!
Плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О . В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов и статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 .
Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.
Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 .
Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду, обязана зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме , утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 . Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17-19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации по заполнению заявок есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24 ноября 2016 № 756 .
Срок подачи заявок - в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по статье 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. - для организаций, от 5000 до 20 000 руб. - для руководителя.
О старых объектах негативного воздействия, которые вы эксплуатируете давно, нужно было сообщить в Росприроднадзор. Заявку следовало подать до 1 января 2017 года. Это можно было сделать это можно через личный кабинет .
В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 1 сентября 2016 № АС-03-00-36/17836 . Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25 ноября 2016 и писем Минприроды России от 28 октября 2016 № 12-50/8692-ОГ , Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354 .
Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 № 02-12-44/17039 , от 10 марта 2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.
Обязанность вносить плату за выбросы в атмосферный воздух возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 .
Начиная с отчетности за 2016 год в территориальные отделения Росприроднадзора нужно сдавать декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду . Об этом - в пункте 5 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ.
Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются сточные воды. Ведь их сбрасывают в поверхностные и подземные водные объекты , в том числе через централизованные системы водоотведения (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913).
Абоненты канализационных систем должны самостоятельно вносить плату за загрязнение водных объектов в бюджет. К таким абонентам относятся организации, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
Остальные организации перечисляют плату за загрязнение коммунальным службам в составе платежей за их услуги.
Такой порядок следует из положений части 1 статьи 28 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ, постановления Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 и письма Росприроднадзора от 20 февраля 2015 г. № ОД-06-01-31/2606 .
Важная деталь: в настоящее время на платежи за негативное воздействие на окружающую среду через централизованные системы водоотведения наложен мораторий. Он будет действовать до 1 января 2019 года (Закон от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ). Однако теперь организации, которые сбрасывают сточные воды, не соответствующие установленным требованиям, должны компенсировать водоканалам расходы, связанные с нейтрализацией негативного воздействия сбросов на работу централизованных систем канализации. Об этом сказано в разделе VII Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 .
Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению. Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды? Да, должна. За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.
К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить. Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ , ).
Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды. Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию - собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008 , от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007 , Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).
Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Но это не обязывает специализированную организацию рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды. Плательщиком сбора все равно будет именно организация, в результате деятельности которой образовались отходы (п. 1 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Аналогичные выводы содержит письмо Росприроднадзора от 29 марта 2016 г. № АА-06-01-36/5099 .
Нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды, если единственный вид отходов, который образуется в организации, - бытовой и офисный мусор? Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности.
Сама по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, не основание для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок , которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.
Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре . А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I-III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие
Однако в одиночку экологи не могут справиться с таким негативным положением дел, поэтому государство предусматривает штраф за загрязнение окружающей среды в 2019 году, чтобы хоть как-то наказывать недобросовестных производителей и справляться с их беспределом, предупреждая его на ранних стадиях.
Классификация вреда природе
Экологи выделяют четыре классификации загрязнения природы на основании источников возникновения. Среди них:
1. Физическое – радиационное, тепловое, шумовое и т.п., что приводит к изменению определенных характеристик в окружающей среде.
2. Механическое – огромные кучи мусора по всему миру.
3. Биологическое – источником служат живые организмы, наносящие вред экологии в результате антропогенной деятельности или же по естественным причинам.
4.
Химическое – приводит к изменению базового состава ресурсов, в которых увеличивается содержание вредных химических веществ, проникающих в окружающую среду.
Сферы окружающей среды
Окружающая среда подразделяется на: почву, атмосферу и воду. Каждая из этих сфер подлежит загрязнению и не важно, о России идет речь или о другой стране – экологическая проблема есть везде, независимо от ее местоположения.
Атмосфера
Газообразная оболочка участвует в процессе определения климата и теплового фона планеты. Ее состав постоянно меняется и сегодня частично определяется факторами хозяйственной активности человека.
Основные источники вреда:
Почва
Негативные факторы влияния человеческих рук наносят вред и тонкому слою литосферы, где происходит процесс обмена между неживой и живой системой. Как наносится вред:
Вода
Сегодня водная оболочка сильно загрязнена. Бутылки, плавающие на поверхности воды, и нефтяные пятна – это лишь поверхностные проблемы, которые видны невооруженным взглядом, а сколько их на самом деле представить сложно.
Загрязнение может быть естественным, по причине паводков и селей, и неестественным, под влиянием человеческого фактора.
Пример воздействия:
Информация для юридических лиц
Вред, наносимый окружающей среде, для предприятий не является безнаказанной деятельностью. Согласно ФЗ №7 (статья 16) «Об охране окружающей среды», плата за вредное воздействие взимается со всех организаций и ИП без исключения, которые трудятся в сферах, наносящих вред природе.
Виды вредного воздействия:
Чтобы обзавестись разрешением на вредный выброс, каждое предприятие должно иметь следующие документы:
Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из финансовых методов управления в сфере природопользования.
Плата за загрязнение окружающей среды была закреплена Законом РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», на базе которого в свое время было принято постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природном среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
В начале 2002 г. был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ с почти аналогичным названием «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым Закон РФ № 2060-1 был признан утратившим силу. С июня 2002 г., когда Кассационная коллегия Верховного Суда РФ признала плату незаконной, а Постановление Правительства № 632 - недействительным, прекратила свое существование вся система экологических платежей. Следует отметить, что вышеуказанные платежи взимались в течение более 10 лет. Для крупнейших при- родопользователей (особенно это касается предприятий нефтяной и газовой промышленности, а также предприятий металлургических, химических производств) данные платежи составляли достаточно большие суммы.
Что же касается Федерального закона «Об охране окружающей среды», то им предусмотрено, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Однако, к сожалению, указанным Законом не был установлен конкретный механизм исчисления данной платы, а другие законодательные акты по этому вопросу не были приняты до июня 2003 г. Таким образом, только спустя один год вновь стала взиматься плата за загрязнение окружающей среды.
В настоящее время порядок определения платежной базы платы тесно связан с установлением для различных источников загрязнения окружающей среды специальных лимитов и нормативов негативного воздействия, которое осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).
Федеральный закон № 7-ФЗ (с поел. изм. от 31 декабря 2005 г.) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении
1 См.: постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с поел. изм. от 1 июля 2005 г.).
хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды в.пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Плательщиками платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия являются организации, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
Загрязнение недр, почв;
Размещение отходов производства и потребления;
Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Рассчитывая платежи за загрязнение окружающей природной среды, надо руководствоваться нормативами, приведенными в постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Размер платы зависит от вида загрязняющих веществ и от того, куда производится их сброс - в атмосферный воздух либо в поверхностные и подземные воды (приложение 10, табл. 1-4).
При этом сумма платы зависит также и от объемов выбросов. Они могут быть в пределах допустимых нормативов или в пределах установленных лимитов. Во втором случае ставки за единицу объема выбросов в пять раз выше, чем в первом. Если же выбросы превышают установленные лимиты, плата за загрязнение увеличивается еще в пять раз.
Кроме того, к базовым нормативам устанавливается специальный коэффициент, который зависит от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России (приложение 10, табл. 5), а также от состояния водных объектов по бассейнам морей и рек (приложение 10, табл. 6). Если загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух на территории городов, применяется еще и дополнительный коэффициент 1,2. Кроме того, для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется также дополнительный коэффициент 2.
Итак, чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, надо объем выбросов (в тоннах) умножить на базовые нормативы, а затем еще на «экологический» и дополнительный коэффициенты (если речь идет о выбросах в атмосферу над городами).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2005 и 2007 гг. применяются с коэффициентом 1,15.
Общая величина платы за загрязнение окружающей природной среды складывается из платежей:
За предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия;
Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
Сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Завод в процессе своей производственной деятельности выбрасывает в воздух 5 т диоксида азота в год, что находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов. Норматив платы в 2005 г., согласно постановлению № 344 составлял 52 руб. с 1 т диоксида азота. Завод находится на территории г. Волгограда (Поволжский экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,9 с дополнительным коэффициентом 1,2 для городов.
Сумма платы = 5 (52 х 1,158) 1,9 х 1,2 = 681,72 руб.
Горно-обогатительный комбинат в процессе переработки руды сбрасывает в поверхностные воды 25 т хрома в год, из которых 20 т находится в пределах установленных допустимых нормативов сбросов, а остальное - в пределах установленных лимитов сбросов. Норматив платы в 2005 г. согласно постановлению № 344 составлял 13 774 руб. с 1 т в пределах установленных допустимых нормативов сбросов и 68 870 руб. с 1 т в пределах
установленных лимитов сбросов. Горно-обогатительный комбинат находится на территории Самарской области (бассейн реки Волги), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,36.
Плата за нормативные сбросы = 20 (13774 х 1,158) 1,36 = 430 850,72 руб.
Плата за лимитные сбросы = (25 - 20) (68 870 х 1,15) 1,36 =
535 563,40 руб.
Общая сумма платы = 430 850,72 + 538 563,40 = 969 414,12 руб.
Нефтебаза в процессе перегонки нефти сбрасывает в воздух 1000 т летучих низкомолекулярных водородов в год, из которых 600 т находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов, 200 т в пределах установленных лимитов выбросов, а 200 т - сверхлимитное загрязнение. Норматив платы в 2005 г. согласно постановлению № 344 составлял 5 руб. с 1 т в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и 25 руб. с 1 т в пределах установленных лимитов выбросов. Нефтебаза находится на территории Рязанской области (Центральный экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,9.
Плата за нормативные выбросы = 600 (5 х 1,15) 1,9 = 6555 руб.
Плата за лимитные выбросы = 200 (25 х 1,15) х 1,9 = 10 925 руб.
Плата за сверхлимитное загрязнение = 200 (25x5 х 1,15) 1,9= 54 625 руб.
Общая сумма платы = 6555 + 10 925 + 54 625 = 72 105 руб.
Предприятие размещает отходы 4-го класса (малоопасные) на территории своего производственного объединения. Поэтому при расчете платы за размещение отходов производства предприятие использует понижающий коэффициент 0,3. Для Центрально-Черноземного района, где расположен завод, коэффициент равен 2. Норматив платы заразмещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб./т.
Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в пределах установленных лимитов их размещения равна
248,4 х 0,3 х 2 = 149,04 руб./т.
Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 5 т, но фактически оно разместило 7 т.
Сумму платы в пределах установленных лимитов составляет:
149,04 х 5 = 745,2 руб.
Количество размещенных отходов, превышающее установленные лимиты, составляет 2 т (7 - 5). Таким образом, плата за сверхлимитное размещение отходов равна
(149,04 х 2) 5 = 1490,4 руб.
Общая сумма платежа за загрязнение окружающей среды составляет 745,2 + 1490,4 = 2235,6 руб.
Плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ относится на себестоимость продукции (работ, услуг), а плата за превышение предельно допустимых нормативов (в пределах лимита и сверх лимита) уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Природопользователи до начала очередного финансового года определяют плановые показатели объема выбросов, сбросов или размещаемых отходов, на основе которых они рассчитывают на год плановые квартальные величины платы за загрязнение окружающей среды и согласовывают их с соответствующими территориальными органами Ростехнадзора.
По истечении квартала природопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Ростехнадзора фактические размеры платы за загрязнение окружающей среды.
В случаях, когда филиалы и иные подразделения предприятий расположены на территории других национально-государственных и административно-территориальных образований, величина платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия согласовывается с территориальным органом Ростехнадзора по месту нахождения этих филиалов и подразделений.
Плата за загрязнение окружающей среды осуществляется ежеквартально в следующие сроки:
Плановые платежи не позднее 20-го числа последнего месяца квартала;
Фактические платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Не внесенные в срок платежи взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке. Суммы платежей, излишне внесенных в бюджет, за- считываются предприятию в счет платы следующего квартала. Как уже отмечалось, с 2005 г. контроль за правильностью расчета платы за загрязнение, полнотой и своевременностью ее уплаты осуществляют территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В 2007 г. нормативы отчислений от поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду составляли 20% - в федеральный бюджет и 40% - в бюджеты субъектов Федерации. Остальные средства направлялись в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов, т.е. в местные бюджеты.
Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.
Организации и физлица, использующие в своей работе негативно влияющие на окружающую среду объекты, обязаны перечислять в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды (ЗОК). Под такими объектами понимают здания, сооружения и др. источники, выбрасывающие в атмосферу или сбрасывающие в водную среду отходы.
Следует иметь ввиду, что автотранспорт с выхлопными газами к такому платежу отношение не имеет. Организации, имеющие на балансе транспортное средство с 1 освобождены от платежа за негативное воздействие на окружающую среду (Письмо Минприроды №12-47/5413 от 10.03.2015).
Обязаны оплачивать за ЗОС следующие организации и предприниматели:
Данный платеж не предусмотрен налоговым кодексом, то есть налогом не является, но перечислять его должны все, не зависимо от того, какую систему налогообложения применяет организация. Данное требование применимо в том числе и к иностранным организациям, они тоже обязаны перечислять платежи за загрязнение окружающей среды.
В том числе не имеет значение кто обладает правом собственности на объект, являющийся источником загрязнения. Даже если организация арендует данный объект или получила в пользование безвозмездно, оплачиват за загрязнение тот, кто фактически его использует.
Те организации или предприниматели, которые свою деятельность осуществляют только на объектах с категорией опасности IV, платежи за ЗОС платить не должны. К IV категории опасности относят объекты:
Если у организации несколько объектов, но только часть их них относится к IV категории опасности, то перечислять плату за загрязнение придется за все объяты предприятия, в том числе и за IV категорию.
Контроль за расчетом и перечислением платы осуществляет Росприроднадзор. Те организации, в эксплуатации которых находятся объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I-IV категории опасности, встают в Росприроднадзор на учет. Для этого подается заявка на каждый объект по установленной форме (утв. Минприроды России №554 от 23.12.2015). Сделать это нужно не позднее 6 месяцев с начала эксплуатации таких объектов.
За нарушение срока постановки на учет в органы Росприроднадзора организации грозит штраф (Статья 8.46 КоАП):
Регистрация объекта происходит не дольше 10 рабочих дней, после чего в адрес организации отправляется свидетельство о постановке на учет.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя следующие виды платежей:
Все предприятия и предприниматели, обязанные производить плату за ЗОС подают декларацию в Росприроднадзор по местонахождению объекта. Причем, если объектов, которые являются источником загрязнений несколько и находятся они в разных субъектах РФ, отчитываться нужно по каждому из них. По каждому объекту в рамках одного субъекта отчитываться нужно в одной декларации с разделением объектов по разным муниципальным образованиям.
Срок подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду подается до 10 марта следующего за отчетным года. Если крайний день подачи декларации приходит на выходной или праздничный, то срок переносится на следующий рабочий день.
То есть, за 2017 год подать декларацию нужно до 12 марта 2018 года, так как крайний срок – 10 марта – суббота.
Представить в Росприроднадзор декларацию можно как на бумаге (если плата за прошлый год составила не более 25 000 рублей), так и в электронной форме.
Для отправки декларации через интернет потребуется электронная подпись. Если декларация представляется на бумажном носителе, то сделать это можно: лично, через представителя или по почте. При оправке декларации почтой, письмо оформляется с описью вложения и уведомлением о получении.
При подаче декларации на бумаге придется приложить и ее электронную версию на флешке или диске.
Составить декларацию можно воспользовавшись сервисом «Формирование отчетности» на сайте Росприроднадзора.
При подаче декларации через интернет, бумажную версию дублировать не нужно.
Если организации или предприниматели не сдадут декларацию, либо сделают это несвоевременно, то им грозит административная ответственность со следующими штрафными санкциями (Статья 8.5 КоАП):
Платеж за ЗОС нужно сделать до 1 марта следующего за отчетным периодом года. То есть, за 2017 год оплатить средства в бюджет нужно будет до 1 марта 2018 года. Кроме малого бизнеса, все организации обязаны перечислять авансовые платежи. За каждый квартал оплатить нужно в срок до 20 числа следующего месяца. Таким образом, 20 апреля, 20 июля и 20 октября – крайние сроки для перечисления авансового платежа предприятиями, соответственно, за 1-й, 2-й и 3-й квартал.
Плата ООО «Континент» за ЗОС за 2015 год составила 130 000 рублей. Значит авансовые платежи в 2016 году будут следующими:
За 1 квартал – 32 500 рублей
За 2 квартал – 32 500 рублей
За 3 квартал – 32 500 рублей
При расчете платы за 2016 год ООО «Континент» получилась сумма, равная 145 000 рублей. Значит итоговый платеж за год организация оплатит в следующем размере:
145 000 – 3 х 32 500 = 47 500 рублей
Законодательный акт | Содержание |
Закон №7-ФЗ от 10.01.2002 | «Об охране окружающей среды» |
Письмо Росприроднадзора №ОД-06-01-32/3447 от 01.03.2016 | «О порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» |
Письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 от 11.04.2016 | «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» |
Письмо Минприроды России №12-47/5413 от 10.03.2015 | «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» |
Вопрос 1: Нужно ли платить за ЗОС, если весь наш мусор – это только офисные бытовые отходы?
Ответ: Для начала стоит убедиться, что организация не эксплуатирует объекты I-III категории опасности. Если таких объектов нет, то оснований для постановки на учет в Росприроднадзор нет, а значит и платить за загрязнения не нужно.
Вопрос 2: Должны ли вносить плату предприятия, которые производят сброс веществ в систему центральной канализации?
Ответ: До недавнего времени от обязанности вносить платеж за загрязнение такие организации были освобождены. Но с 1 июля 2015 года такие организации обязаны вносить плату.