Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Открытый урок работа над художественным образом. Методическая разработка "работа над художественным образом в хоровом произведении"

Открытый урок работа над художественным образом. Методическая разработка "работа над художественным образом в хоровом произведении"

Тема: «Музыкальное исполнительство. Работа над раскрытием художественного образа в произведениях».

2012 год

Музыкальное исполнительство. Работа над раскрытием художественного образа в произведениях.

(методический доклад для преподавателей ДМШ и ДШИ)

«Что такое сыграть

музыкальное произведение?

играть музыку – знать,

что она не жизнь,

но не показать виду?»

Развитие у ученика художественного образа при игре музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. Возвращаясь вновь и вновь к изученным произведениям, мы заставляем наши чувства звучать по новому, находить новые образы и эмоциональные вершины. За счёт хорошего знания текста, можно полностью отдаваться во власть музыкально-образного мышления, выражению своего воображения, темперамента, характера, иными словами – всей личной целостности.

Художественный образ имеет выход не в структуру нотного текста, а в личностную сферу исполнителя, когда сам человек становится, как бы продолжением музыкального произведения.

Когда речь идёт о высоких мотивах обращения к музыке, то налицо эмоционально-эстетическая деятельность исполнителя. Это и есть музыкально-образное мышление. Здесь музыкальное содержание предстаёт, как эмоции, чувства и настроение. С.Е. Фейнберг говорил: «Неверно сводить содержание музыкального произведения лишь к эмоциям, потому, что в музыкальном мышлении имеются также логические элементы». Верно то и другое. При работе над художественным образом произведений речь должна идти об эмоциональной логике. Задача педагога суметь направить мысли ученика в верное русло рассуждений, помочь разобраться в содержании произведения. Педагог практически всегда умеет определить уровень эмоциональной отзывчивости своего ученика. Если она не достаточна для воплощения художественного образа, то необходимо искать пути для пробуждения её у него.

Бывает такое, что ученик эмоциональный, но он не понимает, не чувствует именно эту музыку. Как порой трудно в музыке отобразить спокойствие во всей глубине, как трудно отобразить радость. Чаще всего удаётся «напор» и его обратная сторона – вялость и равнодушие. Часто бывает, что у ученика полное отсутствие какого-либо подобия настроения. Всё «настроение» преподаватель «приклеивает» тщательной работой, а во время публичных выступлений они быстро «отлетают» обнажая сущность ученика. Как же помочь ученику в преодолении малой эмоциональности? Объясняя ученику, что надо делать, надо сразу же показать, как это делается и вновь, и вновь возвращаться к действию, определённому движению.

Часто бывает, когда показом движения и конечно собственным проигрыванием, можно «разбудить» ученика. От преподавателя требуется максимум выдержки и терпения, чтобы добиться от ученика осмысленного действия. Ведь ученик не должен превращаться в «марионетку». Каждое его движение должно быть наполнено чувством, а также осознанием того, что этого хочет он сам.

Образное мышление ученика – это новообразование его сознания, которое предполагает принципиально новое отношение к музыкальной игре. Музыкальный образ исполнителя – художника – это та обобщённая «картина» его воображения, которая «руководит» непосредственным исполнением через свои универсальные составляющие.

О музыкально-исполнительском образе можно сказать, что его напряжённость, яркость глубина и отчётливость разная на разных «участках» играемой музыкантом пьесы.

Музыкальный образ – обобщённое и концентрированное целое. Он не равно протяжен музыкальному произведению. Наиболее яркие музыкальные ассоциации возникают фрагментально, на некоторых участках произведения.

Как в сочинении, так и в исполнении, решающее звено – интуиция. Разумеется, крайне существенны техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его технический аппарат. Но пальцы будут молчать, если душа безмолвна. Рассудок необходим, чтобы досконально выявить каждую грань произведения. Однако в конечном итоге главная роль принадлежит интуиции, определяющее условие в творчестве – музыкальное чувство, музыкальное чутьё.

При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностейу ученика способствующих его «увлечённости» при игре. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников.

Художник, актёр получает материал для своей творческой работы из повседневной жизни, а музыканту повседневная жизнь не даёт обычно готового музыкального материала для воображения. Он нуждается в постоянном приобретении специального опыта, он должен уметь слышать и делать отбор. Поэтому необходимым условием для воспитания творческого воображения музыканта является достаточно высокий уровень слуховой культуры.

Для формирования слуха используются следующие методы:

Подбормелодии на слух (подбором необходимо заниматься с первых дней обучения. Необходимо при этом выяснять, слышат ли дети путь мелодии. Можно показать ученику направление мелодии при помощи движения руки и предложить ученику сделать то же самое);

Чтение нотной партии (педагог исполняет произведение, а ученик следит за нотами);

Исполнение выученной пьесы, не глядя на гриф или клавиатуру (этот метод способствует активизации внутреннего слуха и органов осязания, которые являются очагами творчества);

Просмотр отрывка и проигрывание его, не глядя в ноты. (в процессе такой работы развивается внутренний слух и память);

Разбор пальцами без игры (такой разбор способствует вслушиванию в детали, которые могут быть не замечены при работе за инструментом).

Наблюдая за игрой ученика, мы часто слышим такие недостатки, как недослушивание длинных звуков, неумение выделить главный голос и смягчить другие, не умение выбрать правильный темп, сделать фразировку, повести эмоционально правильно динамическую линию. Особенно это часто наблюдается при игре кантилены.

Самое ценное качество любогоинструмента – это звучность, его «голос». Поэтому очень важна интуиция, техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его игровой аппарат. Очень важен процесс вслушивания в музыку. Он должен быть конкретизирован определёнными задачами – прослушать ритмический рисунок, мелодические ходы, мелизмы, смену штрихов, приёмы звукоизвлечения, тишину, остановки, паузы. И даже паузы необходимо слушать, это тоже музыка, а слушание музыки не прекращается ни на минутку!

Ученик должен тренировать внимание. Очень полезно играть с закрытыми глазами. Это помогает сосредоточить слух. Анализ качества игры будет более острым. Все имеющиеся «погрешности» будут услышаны лучше, т.к.при такой тренировке обостряется слуховое восприятие.

Увлечь ученика к игре мелодии, раздуть у него огонёк отзывчивости можно путём сравнений и сопоставлений. Музыка может подсказать воображению зрительные впечатления. Можно использовать и словесные потекстовки, как для маленьких детских пьес, так и для развёрнутых крупных форм. Необходимо воспитывать в ученике любовь к творчеству. В.А. Сухомлинский писал: «Втискивая в голову детям готовые истины, учитель не даёт ребёнку возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества…»

Все методы сравнений и сопоставлений очень важны при работе над художественным образом в поизведении, но необходимо обращаться и к игровому аппарату исполнителя. Используя смену положения кисти на струнах, возможно придать различную окраску каждой части произхведения. Умение темброво разнообразить звучание голосов, способствует созданию музыкальной перспективы. Одним из важных этапов игры является работа пальцев рук – их чувственность, опора, нажим, артикуляция. Работа над игровым аппаратом, это одна из важных и труднейших задач исполнителя.

При разборе музыкального произведения главное, погрузить сознание ребёнка в ту атмосферу, эпоху в котором было написано музыкальное произведение, детально разобрать его строение, сделать тональный план, определить кульминацию. Определить при помощи каких средств выразительности и технических приёмом будет показана главная тема, разработка. Для качественной игры необходимо изучить произведение «изнутри». Значительное место в работе над произведением занимает анализ. Необходимо всё понять, ведь понять, это сделать первый шаг к тому, чтобы полюбить. Восприятие музыки неотделимо от формы. Горячая эмоциональная отзывчивость на музыку не только не находится в противоречии, но наоборот, получает почву благодаря умному логическому анализу. Надуманность гасит творческое пламя, обдуманность – возбуждает эмоциональные творческие силы. В анализе не может быть какой-то особой схемы. В каждом произведении есть неповторимые черты, придающие ему индивидуальность, прелесть. Найти их и преподнести – задача педагога. Грамотное использование учеником методов и приёмом, это залог профессиональной и эмоциональной игры. Задача педагога помочь раскрыть произведение, направить в «нужное русло», но при этом дать ему возможность самому представить содержание произведения, узнать его мысли и желания. Педагогу необходимо всегда стремиться пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость.

Сенина Надежда Николаевна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУ ДО "Мачешанская ДМШ"
Населённый пункт: с.Мачеха Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях"
Дата публикации: 10.01.2018
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Мачешанская детская музыкальная школа

Открытый урок по специальности

(отделение народных инструментов)

По теме: «Работа над художественным образом в разнохарактерных

произведениях».

Составитель: Сенина Надежда Николаевна

преподаватель по классу баяна

Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования детей

«Мачешанская ДМШ»

с. Мачеха 2017 г.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Форма урока: индивидуальная.

Тема: «Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях».

Открытый урок проводится с учащимся 4-го класса Коломыцев Кирилл, баян.

Цель: создание условийдля развития навыка работы над художественным образом в

разнохарактерных произведениях.

Задачи:

Образовательные: закрепить

изученные

теоретические

определение

«художественный

произведения»),

продолжить

формирование

практических навыков (научить раскрывать замысел произведения, работа над средствами

музыкальной выразительности, исполнение в среднем темпе с поставленными задачами).

Развивающие:

развивать

понимать

исполняемое

произведение,

координацию движений, образное музыкальное мышление, творческую активность через

различные виды деятельности.

Воспитательные:

воспитывать

воспитывать

эстетический

усидчивость, трудолюбие, собранность.

Методы обучения:

1. Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает

информацию

использованием

демонстраций.

Учащийся

осмысливает

запоминает.

2. Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации.

Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

Практический:

музыкально-дидактические

повторные

действия

совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы:

Словесный, наглядный, практический;

Активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

Развитие мышления, творческой инициативы;

Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук;

правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Технические средства обучения:

Инструмент (баян), стул, пульт, нотные пособия,ноутбук, видео и аудио приложения.

Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость,

композиционно

перестроить

складывающейся

ситуации,

благоприятный психологический микроклимат на уроке.

Применение педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающая технология:

развиваются

положительно

интенсивнее развиваться.

Рациональная организация урока: гимнастика для глаз, упражнение на расслабление

мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется

повторением выученных пьес и слушание музыки).

2. Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание

действующей

образовательного

процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит

признание

индивидуальности,

самобытности

человека,

развитие,

всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке

создаются

самореализации

развитие

индивидуальных

познавательных способностей, творческого воображения.

3. Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение

учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную

деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4. Технология формирования мотивации или игровая технология:

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на

обработку

усвоение

информацию.

Включения

игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует

его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию

успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и

увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

Репертуарный план урока:

1. Хроматическая гамма для правой руки и упражнения для левой руки.

2. Н.Богословский «Темная ночь».

3.Б.Тихонов обработка русской народной песни «Неделька»

План урока:

1) Организационный момент.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

музыкальным

материалом

использованием

здоровьесберегающей

технологии).

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5) закрепление пройденного материала.

6) Итог урока.

7) Домашнее задание.

Ход урока:

1) Организационный момент. Приветствие, посадка за инструмент, настрой на активную

творческую работу.

Определение цели и задач урока, предварительно опросив ученика о том, что он знает о

«средствах музыкальной выразительности». Что их связывает и как они взаимодействуют

друг с другом.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

- хроматическая гамма правой рукой с динамическими оттенками;

- игра

хроматической

динамическими

оттенками,

штрихами;

Игра минорной гаммы различными штрихами и группировками.

Следим за качеством звукоизвлечения, ритмическим рисунком и свободой пальцев правой

3) Работа с музыкальным материалом.

Прослушивание музыкального произведения на ноутбуке. Н.Богословский «Темная ночь».

Обсуждение художественного образа произведения. При диалоге возможно использовать

картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.

1. Как ты думаешь, о чем это произведение?

2. Знаешь ли ты слова песни?

3. Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной

выразительности использовал композитор?

4. Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?

5. На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части,

а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?

6. Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

Совместное

изучение

динамических

построений

фразировки,

штриховых

особенностей.

Определение кульминации произведения, графическое изображение динамики в

пропевание

педагога

инструменте;

игры-сравнения

(сравнивается игра педагога и ученика, анализ). Исполнение с поставленными задачами

произведения по частям.

Исполнение произведения Н.Богословский «Темная ночь» с выполнением раннее

поставленных задач:

1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;

2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными

знаками пальцы;

3.точно выдерживать все длительности;

4.держать единый темп исполнения;

5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.

- физ. разминка (с использованием здоровьесберегающей технологии):

Упражнение для глаз – подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть.

Посмотреть на самый ближайший предмет, потом на самый дальний предмет. Повторить

несколько раз.

Упражнение на расслабление мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо,

влево, вверх, вниз)

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

Выявить самостоятельно в следующем произведении художественный образ. Определить

кульминационные точки и движение фразировки без помощи компьютерных технологий.

«Неделька» Б.Тихонов

5) Закрепление пройденного материала.

Обсуждение всей проделанной работы на уроке. Повторением и закреплением

пройденного материала.

6) Итог урока.

средства

музыкальной

выразительности

значение

определении замысла композитора, т.к. непосредственным образом влияют на характер

музыкального произведения, его внутреннее содержание. Одновременная концентрация

внимания

разнообразными

средствами

музыкальной

выразительности

значительно

повышает

эффективность

овладения

отдельности

обеспечивает целостный, системный подход к обучению, который способствует правильно

определить

художественный

произведения.

Эмоциональное

переживание

музыкального

произведения

помогает

развитию

восприятия

положительно

сказывается на творческом процессе, что способствует развитию интереса и воспитанию

чувства любви к музыке с формированием художественно-эстетического вкуса.

7) Домашнее задание, проставление оценки.

Самоанализ и самооценка учащегося о проделанной работе на уроке с корректировкой

преподавателем. Определение домашнего задания.

Семенченко Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ п. Гигант
Населённый пункт: Ростовская область, Сальский район, п.Гигант
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Работа над художественным образом в музыкальных произведениях кантиленного характера"
Дата публикации: 31.05.2017
Раздел: дополнительное образование

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств п. Гигант»

Методическая разработка

открытого урока по предмету фортепиано

по теме: «Работа над художественным образом в музыкальных произведениях

кантиленного характера»

преподаватель: Семенченко Е.А.

учащиеся: 4 класса Сенченко Арина

5 курса Аббосова Динара

(Слайд №1)

«Работа над художественным образом

начинается с первых же шагов изучения

музыки и музыкального инструмента»

Г. Нейгауз

Место проведения: класс фортепиано

Дата проведения: 13.03.2017 год

(Слайд №2)

Тема урока : «Работа над художественным образом в музыкальных произве-

дениях кантиленного характера»

Тип урока : урок совершенствования знаний, приёмов и навыков, обобщения

и систематизации изученного.

Вид урока : смешанный (беседа, показ слайдов и практическая работа).

Цели урока :

Совершенствование приёмов передачи образного содержания в пьесах

«Андантино» А. Хачатуряна и «Баркарола» С. Майкапара.

Раскрыть художественный образ различными музыкальными средства-

Приобщение детей к культурным ценностям через музыкально-педаго-

гический репертуар.

Технические средства обучения: фортепиано, ноутбук, камера.

Задачи:

Методические:

Формировать пианистические навыки и приёмы с помощью передачи об-

разных впечатлений;

Воспитательные:

Воспитание интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с

музыкальным искусством;

Развитие эмоционально-чувственной сферы;

Формирование музыкального вкуса;

Воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения.

Обучающие:

Освоение образной структуры музыкального произведения;

Формирование навыков выразительной игры и интонирования, необходимых

для исполнительства;

Развитие умения выполнять анализ музыкального произведения.

Работа над достижением уровня художественной завершенности интерпре-

Предполагаемый результат:

Всестороннее, гармоничное развитие личности учащихся, формирование

культурных и духовно-нравственных ценностей в процессе музыкальной дея-

тельности.

Начало урока.

1.Организационный этап

а) Приветствие;

б) Сообщение цели и хода работы на уроке.

II. Основная часть урока.

а) Введение. Теоретическая часть;

б) Работа над пьесой А. Хачатуряна «Андантино»;

в) Работа над пьесой С. Майкапара «Баркарола».

III. Заключительный этап.

а) Вывод, оценка занятия;

б) Домашнее задание;

в) Конец урока.

Основная часть урока.

Теоретическая часть.

Работа над художественным образом ведется с первых шагов обучения

юного пианиста, являясь ведущим направлением в процессе развития твор-

ческого потенциала ребенка. Первостепенное в работе с учеником – направ-

ленность на размышление о характере исполняемой музыки, поиск образов,

способных передать настроение произведения. И роль преподавателя-пиани-

ста – в создании художественно- образной атмосферы занятия, в приглаше-

нии ученика к творческому диалогу, в создании атмосферы понимания языка

музыки и воспитании любви к ней.

Работа над художественным образом должна начинаться сразу же, с пер-

вых уроков изучения музыки и музыкального инструмента. Если ученик мо-

жет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, надо добиваться,

чтобы её исполнение было выразительно, образно, чтобы характер игры точ-

но соответствовал настроению данной мелодии. И здесь очень важно стре-

миться, чтобы ребенок сыграл печальную мелодию грустно, весёлую – ра-

достно, торжественную – важно, бравурно и т.д. Для этого мы должны раз-

вить у ребёнка интерес к музыке, соединить инструмент с его жизнью и игра-

ми. Я считаю, что очень важно, начиная занятия с маленькими детьми, поста-

раться не отпугнуть ученика чем-то слишком сложным, скучным.

Давайте подумаем, что же способствует развитию художественного, об-

разного мышления ребенка? На мой взгляд, это и музыкальный материал –

яркий, живой и разнообразный, близкий детям по музыкальным образам и на-

строениям; и какая-нибудь живописная иллюстрация или рисунок, соответ-

ствующий характеру изучаемой пьесы; и тексты песенок-подтекстовок, же-

лательно сочинённые самими детьми; и самостоятельно выполненные пре-

зентации, сегодняшние дети хорошо умеют и любят их делать. Всё это помо-

гает созданию собственного музыкального образа и, уже позднее, по мере ра-

боты над произведением, нахождению нужного движения пианистического

аппарата, нужной звуковой палитры. Увлекаясь этой творческой работой, пе-

дагог «заражает» ученика своей увлеченностью, заинтересованностью, «по-

летом фантазии», пробуждая в нём ответные струны. Так создаются условия

для развития ярких музыкальных впечатлений, для успешной работы над ху-

дожественным образом произведений.

Преподаватели-пианисты обычно делят работу над сочинением на

несколько стадий, каждая из которых имеет свою главную задачу. При этом

неизбежно что-то остаётся на втором плане. Размышление над раскрытием

художественного содержания произведения должно присутствовать во всех

стадиях – от первого знакомства с сочинением до завершения работы над ним

и являться основной целью исполнителя.

На данном уроке будет показана работа над художественным образом в

программных фортепианных произведениях кантиленного характера. Рамки

урока позволяют весь материал продемонстрировать кратко, обобщенно, но

систематизировано.

Учитель: Девочки, сегодня на уроке мы с вами поговорим о художе-

ственном образе произведения. Что же это за понятие «художественный об-

Ученицы: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке…

Учитель: А как раскрывается художественный образ в музыке?

Ученицы: При помощи средств музыкальной выразительности.

Учитель: Какие вы знаете средства выразительности?

Ученицы: Динамические оттенки, темп, штрихи.

Учитель: Правильно, работа над созданием художественного образа –

сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это рас-

крытие его характерных особенностей, его «лица». А раскрывается образ, как

мы уже сказали, с помощью выразительных средств.

Хорошо, сегодня на уроке мы на примере ваших произведений просле-

дим становление, выражение музыкального образа.

Практическая часть.

(В процессе работы над пьесой используем показ слайдов)

Учитель: Начнем мы с пьесы Арама Хачатуряна «Андантино».

глашаю к инструменту ученицу 4 класса Сенченко Арину.

(Слайд №3)

Перед работой над пьесой я расскажу немного об этом замечательном

композиторе. Арам Хачатурян

армянский и советский композитор, педагог

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда.

Трудно назвать человека, который обладал бы таким непререкаемым

(Слайд №4,№5)

Его искусство в одинаковой степени принадлежит Армении и России. Он

завоевал сердца людей не только творчеством, но и огромными своими чело-

веческими качествами - обаянием, добротой, отзывчивостью.

(Слайд №6)

А.Хачатуряном написано огромное количество произведений для орке-

стра, концертов, музыки к театральным постановкам, сочинений для форте-

пиано. А также им написано 3 великолепных балета: «Счастье», «Гаянэ» и

«Спартак».

С молодых лет композитор в звучавших вокруг него звуках выделял

основы народной музыки. Впоследствии любовь к фольклору прослежива-

лась во всем его творчестве. Достаточно послушать его какую-либо фортепи-

анную пьесу, скрипичные произведения, музыку к балетам «Гаянэ» и знаме-

нитому «Спартаку» - везде можно уловить празднично - танцевальные и ли-

рические настроения и образы, характерные для того или иного народа, на

основе фольклора которого и было создано произведение.

(Слайд №7)

Вот и наша пьеса «Андантино» содержит в себе настроения, интонации

армянского фольклора.

Учитель: С первых шагов работы над произведением и в дальнейшем я

стараюсь развивать и совершенствовать не только технические навыки вла-

дения инструментом своих учеников. Очень важно глубоко «погружать» уче-

ника в исполняемую музыку, «заряжать» ею. Произведение должно затраги-

вать его душу, будить воображение. Уже с исполнения первых мелодий в на-

чале обучения я стараюсь добиваться от ребёнка, чтобы он их играл вырази-

тельно, с пониманием характера музыки.

Работу над художественным образом мы начинаем со знакомства с

пьесой. Я стараюсь выбирать произведения с интересным, образным содер-

жанием, в которых эмоциональное, поэтическое начало выступает наиболее

ярко. Если музыка захватила ученика, его внутреннее эмоциональное состоя-

ние будет положительно влиять на его старание, способствовать более целе-

направленной, настойчивой работе над звуком, темпом, динамикой, игровыми

приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно прозвуча-

ло ярко, осмысленно, выразительно. Мы уже послушали небольшой рассказ

ем, я обязательно сама исполняю её и даю послушать наиболее понравившее-

ся мне исполнение, мы говорим о характере пьесы, её содержании.

Арина, я прошу тебя сейчас исполнить пьесу целиком, а после мы пого-

ворим о её содержании.

(Слайд №8)

(Ученица играет)

Учитель: Хорошо, ну давай поговорим о пьесе. «Андантино» – произ-

ведение со скрытой программой, в названии дано только определение темпа.

Воображению учащегося предоставлен простор в определении содержания

пьесы. Можно предположить, что это музыкальная поэтическая зарисовка.

Какую картинку мы с тобой придумали?

(Слайд №9)

Ученица: Мы представили красивый горный пейзаж, осень, на берегу

реки стоит молодая девушка. Звучит печальная песня, напоминающая интона-

ции армянской музыки, как воспоминание о весне, о прошедшем счастье.

Учитель: А как выглядит девушка на твой взгляд? Какая у нее внеш-

Ученица: Девушка молодая, красивая, у нее длинные, распущенные по

Учитель: Так, хорошо. Какая мелодия по характеру?

Ученица: Мелодия грустная, неторопливая.

Учитель: В какой тональности?

Ученица: В до миноре.

Учитель: Правильно. А сколько частей в пьесе?

Ученица: Пьеса написана в двухчастной форме.

Учитель: Верно. Давай еще раз обратимся к началу пьесы. В какой руке

звучит мелодия?

Ученица: В правой мелодия, а в левой аккомпанемент.

Учитель:

Аккомпанемент изложен повторяющимися терциями. Надо

поработать

над их ровностью и мягкостью. Здесь важно, чтобы ни одна нота

не выталкивалась, пальчики должны быть очень собранными, кисть свобод-

ная, гибкая, подвижная. Рука при снятии работает «от плеча», она не должна

быть застывшей, она как будто «дышит». Давай поработаем отдельно над ле-

вой рукой.

Слышишь, низкая вторая ступень, использование

квинт в аккомпанемен-

те придаёт музыке восточный колорит.

(Ученица играет)

Учитель:

А теперь поработаем над мелодией, поиграем отдель-

но правой рукой. Одна из важнейших задач для нас - научиться «петь» на

фортепиано, «пропевать» пальчиками мелодию выразительно и задушевно,

глубоко передавая смысл произведения. Работа над художественным образом

– это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительски-

ми приемами, которые необходимы для передачи характера музыкального

произведения. В пьесе «Андантино» необходимо добиться хорошего легато,

искренности исполнения, глубины звучания красивой мелодии, похожей на

человеческое пение.

Арина, нужно стараться постоянно следить за свободой исполнитель-

аппарата,

научиться

погружать

контролировать звучание слухом. Ощущать весь вес руки в работе каждого

пальца. Давай попробуем сыграть мелодию. Пальцы не должны «склеивать-

ся», надо их хорошо поднимать и переносить вес руки с пальца на палец.

прежде чем сыграть мелодию, давай вспомним общие принципызвукоизвле-

чения на фортепиано:

Общая свобода всего тела,

Ощущение веса свободной руки,

Свобода первого пальца,

Пластичная, активная кисть,

Ощущение цепкости кончиков пальцев.

Вот что по этому поводу говорит Нейгауз: «Наилучшее положение руки

на фортепиано то, которое можно быстрее всего изменить».

Давай попробуем сыграть мелодию.

(Ученица играет)

Учитель:

Нам еще очень важно

определить форму пьесы, поделить её

на мотивы, чтобы правильно фразировать; выяснить особенности изложения

мелодии, сопровождения, а также динамику (начало, подъём, кульминацию,

спад в каждом построении). Составить художественный и динамический

план исполнения. Определив границы фраз, надо проследить развитие мело-

дии, найти интонационные вершины. Сколько тактов включает в себя 1 фра-

Ученица: 4 такта. Сначала идет вступление. Затем начало фразы, звучит

Учитель:

Да, она начинается тихонько, это наша девушка начинает

свою грустную песню, и в этих четырех тактах есть своя маленькая вершина.

Ученица: Нота фа, третий такт. А затем мелодия затихает.

Учитель:

Правильно. И динамика нам в этом помогает. Попробуй сы-

(Ученица играет)

Учитель:

Хорошо, молодец! То же самое надо сделать и во второй фра-

дии, как будто какая-то просьба или несбыточное желание звучит в песне де-

вушки. Интонирование такое же, как и в первых двух фразах. Исполняя пьесу,

ты должна дослушать каждую фразу, нужно не забывать

брать дыхание

перед каждым следующим построением. Начинается третья фраза на пиано,

Ученица: Нота до, это конец первой части. К ней идет нарастание гром-

кости - крещендо и небольшое замедление. Заканчивается 1 часть.

Учитель:

Да, и снова мы слышим низкую вторую ступень, эти восточ-

ные интонации. Для достижения большей яркости исполнения и более точной

фразировки полезно придумать и использовать подтекстовку. Мы сочинили

слова к этой красивой мелодии, которые помогают передать правильное на-

строение, мотивы осенней грусти, прощания с летом.

Учитель: Давай сыграем первую часть целиком и споем её с сочиненны-

ми нами словами.

(Ученица играет и поет):

Снова осень настает,

Птицы улетают вдаль.

Песня грустная плывет,

Унося с собой печаль.

Лето яркое прошло,

Отцвели в саду цветы.

Время осени пришло,

Не грусти только ты.

(Слайд №10)

Учитель: Хорошо, так намного легче передать настроение произведе-

ния. Перейдем ко второй части.Здесь выявляется главная кульминация пье-

сы, определяется единая линия развития музыкального материала с ощуще-

нием не только опорных звуков во фразах, небольших вершин, но и главной

кульминации произведения. Мы должны добиться в исполнении нарастания

эмоционального напряжения именно к центральной кульминационной точке,

что приводит к яркости и цельности звучания пьесы.

В какой октаве теперь

звучит мелодия?

Ученица: Мелодия теперь звучит во второй октаве, девушка поет более

Учитель: Да, а еще в мелодии появляются украшения, это тоже прису-

ще восточной музыке, надо красиво и ритмично «пропеть» эти ноты, так, что-

бы они не нарушали основную мелодию, а сделали её еще красивее и нежнее.

Отдельно надо поработать над глубоким погружением левой руки при

исполнении басовой линии и мягким звучанием подголоска во 2 части, ис-

ном движении. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную

трудность. Ее необходимо довести до автоматизма, чтобы она не мешала ис-

полнению мелодии. Давай поработаем над левой рукой отдельно, а затем сы-

граем 2 часть целиком.

(Ученица играет)

Учитель: Хорошо. В «Андантино», пьесе кантиленного характера, важ-

на роль педали как красочного средства. Звучанию придаются не только но-

вые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль по-

могает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы.

связывает

различные

гармонию,

помогает

объединять различные элементы фактуры. Мы провели детальную работу:

нашли такты, где используется педаль как связующее или красочное сред-

ство, тщательно продумали момент взятия и снятия, прослушали каждый

такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения.

Мы провели специальную работу для закрепления навыка, чтобы нога не

стучала по педали, не поднималась над ней, а постоянно её ощущала мягким

касанием. Ариша, давай покажем, как мы это делали.

Учитель: А теперь давай сыграем пьесу от начала и до конца. Постара-

емся слушать себя,

своё исполнение как бы со стороны, постараемся играть

не только правильно, но и выразительно, эмоционально, а если заметим недо-

статки, то запомним их, чтобы потом исправить.

(Ученица играет)

Учитель: Молодец, Арина, ты на самом деле постаралась. Дома необхо-

димо закреплять все, что делается на уроке. А мы перейдем ко второй пьесе,

над которой мы сегодня будем работать, это «Баркарола» С. Майкапара. Я

приглашаю к инструменту ученицу 5 курса Аббосову Динару.

(Слайд №11,12)

П о з н а к о м и м с я

н е м н о г о

к о м п о з и т о р о м.

Самуил Майкапар - видный деятель русской музыкальной культуры, ярко

проявивший себя как великолепный пианист, талантливый педагог, вдумчи-

вый теоретик-мыслитель, и наконец, как композитор - непревзойдённый ма-

стер детской фортепианной миниатюры.

(Слайд №13)

Он был одним из первых композиторов-педагогов, кто посвятил своё

творчество созданию специальной методической музыкальной литературы

для детей. При жизни должного признания у своих современников компози-

тор не получил, и лишь спустя десятилетия его творчество было оценено по

достоинству. Произведения Майкапара не имели шумных премьер и не ис-

полнялись на концертных площадках мирового уровня, зато нет ни одного

юного пианиста, который не начинал бы с них свой путь в большую музыку.

Без пьес Майкапара, таких как «Запинька», «Танец» не обходится ни одна

хрестоматия для начинающих обучение игре на фортепиано. Его популярные

циклы давно и прочно вошли в педагогический репертуар наряду с такими

сборниками, как "Нотная тетрадь Анны-Магдалины Бах" И.С.Баха, "Детский

альбом" П.Чайковского, "Альбом для юношества" Р.Шумана.

(Слайд №14,15)

Пожалуй, самый популярный детский фортепианный цикл "Бирюльки"

ярче всего воплотил наиболее характерные черты авторского стиля. Пьесы из

этого цикла мы часто играем в младших классах музыкальной школы. Но

сегодня мы будем работать над более сложной пьесой, которая называется

«Баркарола». Сначала Динара её исполнит, а затем мы покажем, как мы над

ней работаем. Пожалуйста, Динара.

(Слайд №16)

(Ученица играет)

Учитель:

Хорошо. А теперь давай поговорим о самой пьесе. Если

условно разделить эту работу на три этапа, то можно отметить, что:

Первый этап - это создание общего представления о пьесе, об её основ-

ных художественных образах;

Второй этап – постепенное углубление в сущность изучаемого произ-

ведения. Здесь происходит отбор и овладение средствами художественной

выразительности, которые нам помогут реализовать исполнительский замы-

Третий этап - подведение итога всей предшествующей работе.

Мы с учениками стараемся не приходить на урок без своего отношения

к произведению. Рассуждать так: сначала я выучу ноты, а потом ко мне

придёт вдохновение или кто-то покажет, как надо играть ошибочно. Легче

переключиться с неверного образа на верный, чем перейти от нуля к чему-то.

Никогда нельзя позволить себе быть «пустым» в отношении тех произведе-

ний, которые играем.

Название пьесы «Баркарола» говорит само за себя, вводит нас в мир ис-

полняемого произведения. «Барка» в переводе с итальянского означает «лод-

ка», «баркарола» - «песнь на воде».

Какие же характерные исполнительские

приёмы использует композитор, чтобы раскрыть художественное содержание

Ученица: Размер – шесть восьмых, умеренный темп, ритм «качания лод-

ки» в левой руке.

Учитель: Правильно. В какой форме написана пьеса?

Ученица:

Трёхчастная, тональность ля бемоль мажор.

Учитель: Так.Наша цель – «включить» образно- ассоциативное мыш-

ление и, тем самым, вызвать эмоциональный отклик. Мы фантазируем, ри-

суем, смотрим слайды с картинами по тематике нашей пьесы, придумываем

«сюжеты», читаем стихи, слушаем музыку великих композиторов в исполне-

нии мастеров. Прочти, пожалуйста, стихотворение М. Лермонтова «Баркаро-

(Слайд №17)

Ученица:

Поверхностью морей отражена,

Богатая Венеция почила,

Сырой туман дымился, и луна

Высокие твердыни серебрила.

Чуть виден бег далёкого ветрила,

Студёная вечерняя волна

Едва шумит под вёслами гондолы

И повторяет звуки баркаролы.

М.Ю. Лермонтов.

Учитель: Это небольшое стихотворение

М.Ю. Лермонтова создает

нужное нам настроение и очень подходит к тем слайдам, которые мы подо-

брали к нашему уроку. Какую картину

мы себе представили, когда работали

над пьесой?

Ученица: Мы представили себе картину природы, где в первой части

произведения спокойное качание на волнах, а в средней части буря, а затем воз-

вращение к спокойному характеру первой части.

(Слайд №18)

Учитель:

Хорошо. Значит, в первой части у нас спокойное катание на

лодке. Так и хочется оказаться в красивом итальянском городе Венеция, где

вместо машин по улицам плывут лодки, так как Венеция – это город на воде.

Давай поработаем на 1 частью. Это пьеса, в ней есть мелодия и аккомпане-

мент. В какой руке у нас мелодия?

Ученица: В правой.

Учитель:

Нам нужно добиться певучего звука, а для этого нужно ис-

пользовать важные приемы звукоизвлечения. Давай с тобой вспомним их:

Держать пальцы ближе к клавишам;

Играть подушечкой, мясистой частью пальца;

Стремиться к полному контакту, «срастанию» с клавиатурой;

Ощущать клавишу «до дна», но не давить на нее, особенно после взя-

Кисть должна быть гибкой, упругой, наподобие «рессоры»;

После извлечения звука рука приходит в

состояние «повисания» и

«эластичной опорности» в кончиках пальцев.

Попробуй, учитывая это, сыграть мелодию в медленном темпе.

(Ученица играет)

Учитель:

Особенно важна точная аппликатура и шрихи. Как говорил

выдающийся пианист и педагог К.Н.Игумнов: « В разбор текста надо вло-

жить всё своё внимание, весь опыт своей жизни».

Работа над певучим звуком считается самой кропотливой и тяжёлой! Для

извлечения красивого и объёмного звука нужно использовать естественный

вес руки, иногда вес тела, а при необходимости добавлять мягкий нажим ки-

стью! Играя кантилену, нужно мягко, но с нажимом переносить вес руки с од-

ного пальца на другой, следя, чтобы каждый последующий звук возникал

«без атаки», то есть не толкать его. И еще. Чтобы добиться ритмичной игры,

Сыграй 1 фразу, учитывая все то, что я сейчас сказала.

(Ученица играет)

Учитель:

Хорошо, ты постаралась. Играя всю 1 часть целиком, мы не

должны зацикливаться на мелочах, а должны слышать горизонтальное дви-

жение мелодии. Выразительность, эмоциональная яркость во многом зависит

от исполнения мелодической линии, так как мелодия является главным носи-

телем смысла в музыкальном произведении.

Звуки мелодии, как и слова речи,

имеют различное значение. Есть звуки более значительные, к которым «те-

кут» все остальные звуки. Фраза – это ряд звуков, исполняемых на одном ды-

хании. В каждой фразе есть своя маленькая кульминация, а в части уже глав-

ная кульминация. Мы должны слышать нарастание напряжения, стремления

к вершине, динамика нам в этом помогает. Давай сыграем всю часть, приве-

дем мелодию к кульминации и затихнем в конце фразы.

(Ученица играет)

Учитель:

А теперь поработаем над левой рукой. Здесь важна мягкая

опора на бас, гибкий, подвижный 1 палец, свободная кисть, нам нужно пока-

зать мерный ритм качания в лодке. Сыграй.

(Ученица играет)

(Слайд №19)

Учитель:

Перейдем

Какими же средствами пользуется

композитор в средней части?

Ученица: Это изменение фактуры в левой и правой руках. В правой

руке появляются двойные ноты, а в левой бас – разложенный аккорд

Учитель: Верно. А еще?

Ученица: Ускоряется темп и динамика – форте!

Учитель:

Правильно. Давай проанализируем технические трудности.

Это прежде всего украшения и двойные ноты. Как же над этим работать?

При работе над двойными нотами необходимо приучать ученика с само-

Чтобы сделать это восприятие более отчетливым и воспитать наибольшую

самостоятельность пальцев, полезно поиграть одновременно оба голоса раз-

лично по степени силы и характеру туше: верхний голос громче, нижний

тише, верхний – legato, нижний – staccato и наоборот. Кроме того, двойные

ноты учат теми же способами, что и обычные пассажи. Можно сначала по-

учить двойные ноты двумя руками: ноты правой руки разложить для двух

Необходим слуховой контроль за одновременным взятием звуков. Дина-

ра, давай покажем, как мы над этим работаем.

(Ученица играет)

(Слайд №20)

Учитель:

Где находится кульминация всего произведения? И какие

средства композитор использует для нарастания напряжения, кроме динами-

ки и ускоренного темпа?

Ученица: Во второй части. Это модуляции, которые всегда способству-

ют нарастанию напряжения.

Учитель:

Правильно, вторая часть у нас очень взволнованная, бурная,

эмоциональная, с каждой новой фразой мы поднимаемся все выше по клавиа-

туре, основной мотив звучит все более настойчиво и приводит к главной

кульминации пьесы на форте. Её надо сыграть очень выразительно, вложить

в ноты все то, что наполняет наше сердце. А после начинается спад, буря по-

степенно утихает, слышатся негромкие всплески волн, похожие на человече-

ские вздохи. Сыграй, пожалуйста, всю 2 часть.

(Ученица играет)

(Слайд №21,22)

Учитель:

Молодец, все у тебя получилось. Третья часть нас возвращает

в прежнее спокойное настроение с небольшим всплеском и постепенным за-

миранием. Еще одну техническую трудность предоставила нам трель в конце

произведения.

несколько минут только одну трель, добиваясь ровного, чёткого исполнения!

Эта трель мелодическая и несёт художественную функцию – передаёт образ

растворения, затихания, замирания природы!

Еще в работе над художественным образом произведения очень важна

педаль. Необходимо следить за тем, чтобы её не было чрезмерно много, но и

чтобы она не была слишком «сухой». Здесь мы стараемся следовать точно

указаниям редактора, но иногда используем запаздывающую педаль. Вообще

педализация помогает в исполнении преодолеть ударность нашего инстру-

мента, а также связывает те моменты, которые нельзя связать руками.

III.Заключительный этап

Оценка работы на уроке:

Учитель: Девочки молодцы, замечательно потрудились и заслужива-

ют самых высоких оценок. Все задание получили, им еще работать над пьеса-

ми для исполнения на сцене и на экзамене. Будем стараться.

Вся работа музыкантов над произведением направлена на то, чтобы

оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, наполненное эмоция-

ми, продуманное выступление завершает работу над произведением.

Как подготовиться к концертному выступлению? Чтобы преодолеть

волнение необходимо как можно чаще выступать на сцене! Это может быть

концерты в детских садах, общеобразовательных школах, на концертах для

отдельно, тогда голова точно будет помнить, что именно она должна играть.

Перед концертом недели за две желательно по несколько раз в день проигры-

вать произведение или всю программу целиком в концертном исполнении.

Задачи заключительного этапа состоят в том, чтобы добиться:

1) умения играть произведение совершенно уверенно, убедительно,

эмоционально, выразительно;

2) умения играть произведение в любой обстановке, на любом инстру-

менте, перед любым слушателем.

Вывод: Педагог не должен удовлетворяться тем, что ученик играет если и

недостаточно выразительно, то грамотно. Грамотность – условие обязатель-

ное, выразительность – требование добавочное, желательное – такой подход

ошибочный. Первое наиболее важное условие при исполнении – это понима-

ние и сопереживание художественного смысла музыки, без этого она мертва

и музыкальная грамотность ни к чему. Поэтому начинать работу над кантиле-

ной следует с выработки ощущения музыкальной речи, с интонации, а не с

арифметики.

Будить фантазию ученика, развивать его воображение помогают и об-

разные ассоциации, художественные параллели. Музыка, конечно, не нужда-

ется в словесном переводе, она связана с художественным образом и вызыва-

ет яркие ассоциации. Однако слово активизирует образное мышление, вооб-

ражение и эмоции. Оно заставляет ученика глубже продумывать самое произ-

ведение, свое исполнение, цель и методы работы.

Таковы основные аспекты работы над художественным образом в му-

зыкальных произведениях кантиленного характера.

Художественный образ музыкальных произведений – понятие широко известное и общепринятое. Не существует единого и универсального определения художественного образа музыки, имеются разные трактовки. С позиции практической работы в классе специального фортепиано я формулирую условное определение художественного музыкального образа.

Для удобства восприятия предлагаемого материала выделим три составляющие музыкального образа:

1) замысел композитора в нотах

2) личность ученика, интерпретирующего данный текст. Нужно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные навыки и т.д.

3) личность педагога, организующего работу ученика. Важны его опыт, мастерство, педагогическая техника и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Городского округа Королев Московской области

«Детская хоровая школа «Подлипки» им. Б.А. Толочкова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему:

«Работа над художественным образом музыкального произведения на уроках фортепиано»

Викольская О.В.

преподаватель по

классу специального

фортепиано

г. Королёв, 2015-2016г.

1. Построение художественного образа в музыкальном произведении с учетом замысла композитора и личностных качеств педагога и ученика 3

2. Типы занятий для наиболее эффективной работы над музыкальным образом 6

3. Заключение 10

4. Список использованной литературы 11

1. Построение художественного образа в музыкальном произведении с учетом замысла композитора и личностных качеств педагога и ученика

Художественный образ музыкальных произведений – понятие широко известное и общепринятое. Не существует единого и универсального определения художественного образа музыки, имеются разные трактовки. С позиции практической работы в классе специального фортепиано я формулирую условное определение художественного музыкального образа.

Для удобства восприятия предлагаемого материала выделим три составляющие музыкального образа:

1) замысел композитора в нотах

2) личность ученика, интерпретирующего данный текст. Нужно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные навыки и т.д.

3) личность педагога, организующего работу ученика. Важны его опыт, мастерство, педагогическая техника и т.д.

Обращение к данному вопросу необходимо с момента поступления ребенка в музыкальную школу. Так во время приемных экзаменов можно попросить его спеть «Колыбельную», объяснить назначение песни, обрисовать ее характер. Можно исполнить плясовую мелодию и предложить рассказать о том, что она может отображать, графически нарисовать отдельные моменты ее исполнения или артистично изобразить воображаемую сценку.

Далее нам требуется дать определение эмоциональной характеристики восприятия мажора (светло, радостно, оптимистично) и минора (приглушенно, грустно, печально), что в дальнейшем способствует более точному восприятию характера музыкального произведения. Ребенок может отобразить свои ассоциации, связанные с данным музыкальным произведением, в рисунках. От простых форм переходим к более сложным: песенки – пьесы – гаммы и этюды, полифония, крупная форма. Надо развить творческую инициативу, воображение и эмоциональность ребенка для полноценной работы над произведением.

Замысел композитора – это точная и правильная передача художественного смысла произведения, что возможно только при грамотном и внимательном прочтении нотного текста, при квалифицированном анализе всех его составляющих. Ученику следует проявлять в этой работе максимум самостоятельности. Важно научить ребенка тому, как правильно разбирать нотный текст, обращая внимание на его мельчайшие детали, предложить и объяснить основные принципы работы, научить обобщать и анализировать пройденное. Наиболее неблагоприятным в развитии творческой индивидуальности ученика является натаскивание. Но и излишней свободы в работе над сочинением, когда многое остается несделанным и незавершенным, допускать нельзя.

Личность ученика - при определенных общепринятых музыкальных и двигательных данных (слух, ритм, память, координация, «аппарат») требует воспитания в первую очередь внимания, т.е. наблюдательности, сосредоточенности. Также необходимо воспитание эмоциональности (умению слушать себя) и воспитание интеллекта.

Следует обратить особое внимание на развитие индивидуальности ученика. После первого прочтения текста сразу же начинается детальная работа над произведением. При этом необходимо выполнение последовательных слуховых задач, для этого надо сначала концентрировать внимание ученика на чем-нибудь одном и затем постепенно умножать элементы музыкальной ткани, слушаемые одновременно.

Личность педагога – должна сочетать в себе высокие этические, моральные качества и высокий профессионализм. И если человеческие качества формируются задолго до момента преподавания (с детства), то профессионализм и принадлежность к определенной школе диктует различный подход к организации внутри классной работы. Стоит отметить важность владения педагогической техникой при работе с учеником над художественным образом. Существует множество способов, приемов и форм воздействия на ученика (показ, объяснение, жест, мимика, эмоциональный тон, сравнение и т.п.). Нужно уметь максимально эффективно пользоваться ими в каждом индивидуальном случае. Постановка точных и интересных исполнительских задач возможна только при детальном знании-слышании изучаемого в классе произведения самим педагогом. Надо профессионально знать каждое произведение, преподаваемое ученикам. Принципиальность и авторитетность педагога помогают ученику лучше следить за своей игрой, эффективно проверять себя, соотносить свое исполнение с показом педагога.

2. Типы занятий для наиболее эффективной работы над музыкальным образом

1. Монотематические уроки. Они концентрируются вокруг единого художественно-смыслового стержня и посвящаются решению какой-либо одной проблемы. Приведем примеры.

а) Разбор нотного текста. Приводя примеры, педагог учит методу разбора, осмысливанию авторских указаний, охвату музыкальных комплексов (мелодических построений, аккордов и т.д.), умению замечать все детали нотного текста. Это применяется как для одного, так и для нескольких уроков.

б) Значение мелодии, как основы создания художественного образа. Здесь происходит выявление мелодической сущности различных произведений, определяется смысловое соотношение основной и сопровождающих линий. На таком уроке уделяется внимание технике исполнения подвижных пассажей, а также украшений

в) Свобода и непринужденность в обращении с инструментом служит обязательным элементом исполнительской техники при создании художественного образа. Внимание ученика обращаем на разнообразное использование веса руки, тактильное ощущение кончиков пальцев при погружении в клавиатуру, поиски свободной посадки и рабочий мышечного тонуса.

д) Могут быть также разные виды педальных, гармонических, полифонических, текстологических, аппликатурных уроков.

2. Политематические уроки сочетают в себе различные, часто контрастирующие задания. Они направлены на более объемный спектр познаваемого материала. Нередко это позволяет повысить интерес ученика. Часто применяется и такая форма организации урока как выделение «стержня» в каждом из нескольких произведений, изучаемых учеником. Вокруг центрального задания как бы группируются важные детали, количество которых должно быть ограничено.

3. Уроки в свободной форме проводятся с учащимися, стоящими на более высоком уровне развития, способными усвоить сложные указания педагога, умеющими работать инициативно и самостоятельно. Над особенно трудной пьесой можно поработать детально и длительно, пока не появится заметный результат. Если ученик уже находится на пути к достижению цели, ему представляется возможность здесь же на уроке добиваться улучшения. При этом педагог лишь изредка дает наводящие указания. Такая форма работы под ненавязчивым контролем педагога чрезвычайно эффективна, так как позволяет проверить и направить самостоятельную работу учащегося.

В процессе любого из вышеперечисленных типов занятий необходимо чаще переключать ученика от собственно работы к обыгрыванию. В рабочем плане урока надо разграничить изучение и исполнение. Это поможет воспитанию эстрадного самочувствия молодого пианиста. Еще один момент: во время работы необходимо давать ученику и некоторую разрядку, например, сыграть ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях, поиграть с ним в четыре руки. В результате внимание ребенка освежается и он вновь готов к настойчивой, требующей мобилизации всех сил работе.

Среди бесконечного разнообразия уроков должны быть и уроки восхищения. Нужно учить нашего воспитанника восхищаться тем, что, разумеется, достойно этого. Однако, учитель не может слепо подстраиваться под каждого ученика, эстетические принципы педагога определенны и целенаправленны.

Работа над музыкальным образом в ДМШ имеет свои отличительные особенности в зависимости от возраста ребенка. На занятиях с младшими школьниками (6-9 лет), обязательно вкрапливать в работу элементы игры: соревнования, «выдумки». Особо ценится инициатива самих детей. Непринужденное поведение ученика на уроке поможет педагогу подобрать ключ к его душе, найти затрагивающие его воображение названия пьес, сюжеты, образы, ассоциации. Помочь можно ярким словом, доходчивым показом, выразительным жестом.

Наблюдательность педагога поможет ему своевременно заметить признаки усталости ребенка и своевременно дать ученику некоторую разрядку или закончить урок. Дети нуждаются в частом поощрении и оценке проделанной работы. При этом формулировка домашнего задания должна быть четкой и ясной. Необходимо чувствовать, в каком настроении ученик уходит с урока, ведь это может предопределить качество его самостоятельной работы.

Многое из вышесказанного сохраняет силу и применительно к занятиям со старшими школьниками и подростками (10-14 лет). Но педагогу, воспитывающему ученика на протяжении ряда лет, особенно важно замечать происходящие в нем изменения и своевременно «переходить» к более серьезному, «взрослому» тону занятий, что подростки очень любят.

Следует реже давать готовые решения и чаще ставить перед ними проблемы, требующие продумывания, сопоставлений, выводов. От учеников закономерно требовать не только грамотного разбора текста, но и объяснения представляемого им художественного образа сочинения, а также самостоятельно подготовленного эскиза исполнения, на основе которого будет происходить дальнейшая совместная работа. Педагог может порекомендовать им прочесть ту или иную книгу, прослушать грамзаписи, компакт-диски, заглянуть в музыкальный словарь или музыкальную энциклопедию.

Таким образом у подростка пробуждается интерес к новым явлениям в жизни искусства. Педагог ненавязчиво помогает ему уберечься от бесплодных блужданий и вводит его в круг современных исканий художественных образов в исполнительском творчестве.

К особенностям работы с учениками старшего школьного возраста следует отнести изменившуюся форму организации урока. В данном случае отпадают некоторые ограничения. Подросток обязан уметь подолгу интенсивно работать над трудным для него сочинением. Домашнее задание может потребовать от него самостоятельных и длительных усилий. Один хороший урок способен дать весьма ощутимый «толчок» в работе, а это в свою очередь способствует разогреванию исполнительской и художественной интуиции молодого пианиста. В плане рассматриваемой нами темы особого внимания педагога требует эмоциональный мир подростка. Переломному возрасту присущи иногда замкнутость, застенчивость, повышенная ранимость. К этим переживаниям нужно тактично относиться. В конечном счете работа над музыкальным образом сочинения складывается из многих составляющих, и душевное состояние ребенка очень важный фактор, способный повлиять на этот процесс.

Заключение

Основная задача в работе над образным строем музыкальных произведений – создать условия для художественного исполнения учеником выученных им сочинений, дать возможность ребенку почувствовать себя музыкантом-художником.

В идеале вдохновение должно проявляться всякий раз, когда ребенок обращается к музыке. Педагогической удачей будет успех ученика на эстраде.

Таким образом, работа над художественным образом музыкального произведения должна носить многогранный характер. Ученик и педагог полны энтузиазма и любви к своему делу, это, в свою очередь, дополняется индивидуальностью ученика и огромным обаянием личности педагога (культурой). В этом союзе рождается великое многообразие форм и методов работы над художественными образами музыкальных произведений.

Список использованной литературы


1) Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика-XXI, 2004.
Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игре на фортепиано. – М.:

2)Классика-XXI, 2002.

3) Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1982.

4) Перельман Н. В классе рояля. – Л.: Музыка, 1970.

5) Перельман Н. Научить размышлять у рояля. – Л.: Музыка, 1983.

6) Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика-XXI, 1986.

7) Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1989.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЗЬМОЛОВСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок проведенный с ученицей 4 класса Малова Арина (возраст 10 лет).

Тема: Работа над художественным образом в произведениях»

Преподаватель Добровольская Т.И.

дер. Лесколово

2017 г.

Тема урока : «Работа над художественным образом в произведениях»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепление и усовершенствование навыков создания и воспроизведения художественного образа.

Задачи урока:

Образовательные:

    закрепить навыки умения играть различные музыкальные произведения музыкально, эмоционально, образно, со слуховым контролем;

    познакомить с интересными фактами из биографии композиторов, произведения которых исполняет ученица;

    поиск исполнительских приёмов для передачи музыкального образа.

    способствовать расширению музыкального кругозора.

Развивающие:

    способствовать развитию творческих способностей (артистизм);

    развивать музыкальный слух, память, внимание, внутреннюю культуру;

    развивать эстетические и нравственные чувства;

    развивать музыкальную эрудицию, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса;

    способствовать развитию углубленного восприятия и передачи настроения в исполняемом музыкальном произведении;

    способствовать развитию познавательной деятельности, креативного мышления.

Воспитательные:

    формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

    воспитывать музыкальный вкус;

    содействовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.

Методы обучения:

    метод сравнения;

    наглядно-слуховой метод;

    метод наблюдения за музыкой.

    метод размышления о музыке

    метод эмоциональной драматургии;

    словесные методы: беседа (герменевтическая, эвристическая), диалог, объяснение, разъяснение;

    метод музыкального обобщения;

    метод пластического моделирования.

Репертуарный план урока:

1. Гамма E dur

3. С. Баневич «Солдатик и балерина»

План урока:

1.Организационный момент

2. Работа над гаммой.

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала.

5. Итог урока

6. Домашнее задание

Введение.

Музыкально-художественные образы учащегося, это живые, одухотворённые, активно и динамично развивающиеся «явления», с которыми он вступает в невербальный контакт, испытывая чувство духовного удовлетворения в процессе этого общения. Поэтому важнейшим моментом развития когнитивных (познавательных) способностей можно считать воспитание в ученике исполнительской самостоятельности - умения по-своему интерпретировать произведение, создавать и развивать свои музыкально-художественные образы, самостоятельно находить технические приёмы для воплощения своего замысла.

Неоспоримо понятие, что музыка - это особый язык общения, музыкальный язык, подобно языку немецкому, английскому и т.п. Увлечённый своим делом, грамотный педагог старается донести эту точку зрения до своих учеников, сформировать ассоциативную связь между музыкальными и художественными произведениями, сравнивая пьесы со стихами, сказками, рассказами и повестями. Конечно же, не следует понимать язык музыки в прямом смысле как язык литературный. Выразительные средства и образы в музыке не столь наглядны, конкретны, как образы литературы, театра, живописи. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. «Если бы всё, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, - писал А.Н.Серов, - музыки не было бы на свете» .

Поскольку мы говорим о создании и развитии художественного образа, необходимо определить, что подразумевается под понятием «содержание музыкального произведения». Общепринятым понятием является то, что содержание в музыке составляет художественное отражение музыкальными средствами человеческих чувств, переживаний, идей, отношений человека к окружающей его действительности. Любое музыкальное произведение вызывает некие эмоции, мысли, те или иные настроения, переживания, представления. Это и является художественной составляющей музыкального сочинения. Но, безусловно, при его исполнении нельзя упускать из вида и техническую сторону музицирования, поскольку небрежное исполнение музыкального произведения не способствует созданию желаемого образа у слушателя. А значит, перед педагогом и учащимся встаёт довольно сложная задача - соединить эти два направления при работе над музыкальным произведением, синтезировать их в единый системный, целостный подход, метод, где раскрытие художественного содержания неразрывно связано с успешным преодолением возможных технических сложностей.

Ход урока:

1. В начале урока проигрываем гамму Ми мажор. Еще раз проигрываем гамму уточняя аппликатуру. Далее происходит работа над гаммой в терцию и дециму. Особое внимание обращается на динамические оттенки в проигрывании гаммы.

Далее идет работа над аккордами и арпеджио руками. Вспоминаем, что арпеджио мы играем «как бы рисуя петли» каждой рукой. Работа над арпеджио в динамическом плане над короткими, ломаными и длинными.

В работе над аккордами добиваемся плавного яркого звучания и активности пальцев при взятии аккордов из инструмента и последующего его переноса.

Игра D7.

Домашнее задание.

Полифония - главное в воспитании ученика (Нейгауз). Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения

По общему настроению инвенция Фа мажор близка части "Gloria" ("Слава") из баховской Мессы си минор. В основе инвенции - тема, сначала поднимающаяся по ломаному трезвучию (фа-ля-фа-до-фа-фа), а затем спускающаяся (фа-ми-ре-до, ре-до-сиb-ля, сиb-ля-соль-фа). Тема радостная, легкая, быстрая. Здесь можно говорить о множестве риторических и символических фигур. Сам контур темы - восхождение по трезвучию и гаммообразный спуск соответствуют строфе хорала "Христос лежал..." - "Хвалите Господа", в то же время спуск - это трижды по четыре ноты - символ Святого Причастия. Радостная, легкая и быстрая тема содержит восхождения и спады - возникают ассоциации с полетом ангелов. С 4-го такта появляется перезвон колокольчиков - славление Господа (ля-до-сиb-до, ля-до-сиb-до, ля-до-сиb-до) - снова трижды по четыре ноты - символ Святого Причастия. В 15 такте в нижнем голосе и в 19 такте в верхнем голосе резко высвечивается интервал нисходящей уменьшенной септимы - символ грехопадения. В тактах 5-6, 27-28, 31 появляется параллельное движение секстами - символ довольства и радостного созерцания.

Инвенция написана в 3-х частной форме - 11+14+9 тактов.

Первый раздел, начавшись в Фа мажоре, заканчивается в До мажоре. Второй раздел, начавшись в До мажоре, заканчивается в Си-бемоль мажоре. Третий раздел, начавшись в Си-бемоль мажоре, заканчивается в Фа мажоре.

Полифоническая особенность этой своеобразной фуги - каноническая имитация. Однако этот канон, идущий вначале строго в октаву, перескакивает в нижнюю нону (в 8 такте), а в такте 11 прерывается.

Показ и работа с ученицей над фрагментами произведения. Работа над динамическим планом, работа над созданием образа «полёта ангелов».

Работа над инвенциями И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора. Изучение двухголосных инвенций много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально-пианистической подготовки в целом. Звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительна роль работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести напевную мелодическую линию.

3. С.Баневич «Солдатик и балерина».

Проигрывание произведения наизусть. Диалог с учеником о его мнении по поводу сыгранного произведения.

Рассказ по сказке Г.Х. Андерсена об истории оловянного солдатика. Создание образа оловянного солдатика и балерины. Их взаимоотношений.

Показ и работа с учеником над фрагментами в музыкальном произведении и создании музыкального образа для данного фрагмента. Работа над динамическим планом в произведении. Работ над педализацией.

4. И. Парфёнов «В весеннем лесу»

Проигрывание произведения наизусть. Разбор с учеником удавшихся и неудавшихся моментов.

Диалог с учеником о его представлении весеннего леса, для более детальной работы над фрагментами в произведении.

Работа над динамикой и педализацией в произведении.

ИТОГИ УРОКА: рефлексия (анализ деятельности) и саморефлексия (самоанализ)

Что успели сделать

Что не успели, что доделать

Что понял, что не понял

Чему научился

Что было трудно, что не очень. Анализ своих ошибок.

Эмоциональные итоги: что понравилось, как настроение.

Отметка 1-5

Оценка - общее впечатление

Вывод: Цель урока достигнута, не достигнута.

Заключение

Самоанализ урока: Мы считаем, что урок удался, а цель урока -работа над художественным образом в произведениях была достигнута. В конце урока на контрольном проигрывании ученица попыталась максимально передать свои внутренние ощущения и эмоции. Конечно, об интонации говорится на каждом занятии, но обычно на обыкновенных рабочих уроках преподаватель ставит сразу несколько задач (текстовых, технических, интонационных и др.), поэтому учащемуся трудно сосредоточиться в полной мере, например, на задаче правильного интонирования.)

Данный тематический урок ценен именно тем, что перед ребёнком ставится только одна конкретная задача и ему легче сосредоточиться именно на ней. Это помогает ребёнку эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в исполнении. Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для педагога и для обучающегося, поэтому, можно сказать о некоторой зажатости, скованности и напряжённости у ребёнка и преподавателя. Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены. Учащаяся показала умение работать над деталями и в целом, над нюансами и музыкальными фразами, над исправлением неточностей и ошибок в исполнении. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное. Ученица на уроке показала своё умение через звук высказать свои внутренние ощущения.