Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы. Использование творческих заданий на уроках музыки

Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы. Использование творческих заданий на уроках музыки

Использование творческих заданий на уроках музыки.

Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы целенаправленно и систематически развивать необходимые способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость; а также формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Учитель должен помочь ученику понять чувства и мысли автора, овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

Детское творчество неисчерпаемо. Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.

Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы: беседы, игры, олимпиады, поисковые эксперименты, творческие задания и т.д.

Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка,влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностно-ориентированное обучение).

Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия.

Ученики начальной школы могут сами (и с родителями дома) сочинить стихи или рассказ об услышанной на уроке музыки, нарисовать к ней рисунок, подобрать стихи известных поэтов. При прохождении темы о народной музыке, ребята сочиняют прибаутки, частушки на заданные тем.

Прием «Найди пропущенное слово».

Так, мы просим ребят найти слово, которое дополняло бы список рядом стоящих для подтверждения ключевого слова (например, в пятом классе первая тема семестра «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»).

Романс – это … и музыка (литература).

Балет – это… танец и музыка (литература).

Опера – это … …музыка, танец, театр (литература, изобразительное искусство или прикладное).

Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.

Еще один прием, нацеленный на тот же процесс, - «найди ненужное слово».

Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.

Так, например, в том же пятом классе вторая тема семестра называется: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Учащимся предлагается цепочка музыкальных слов, которые исчезли бы из литературных произведений, не будь музыки. При перечислении учителем этих слов учащимся ставится условие: поднимать руку или говорить слово «нет» в случае «ошибки» педагога:

Песня, нота, рояль, пластика, дирижер, струна, строка, оркестр и т.д.

Прием изобразительные импровизации.

Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – рисунками на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из пластилина персонажей музыкальных сказок, оформлением программ и афиш концертов, рисуночная методика – слышу, вижу, рисую.

На уроках музыки с первого класса учащиеся часто получают задание нарисовать услышанное произведение. Очень важно, какие зрительные образы вызвала музыка у маленького слушателя, то что ребенок не может пока высказать словами, он сможет показать в рисунке. Рисуночная методика очень полезна при анализировании и диагностике учащегося. Разработанный вариант рисуночной методики применяется с первого класса до восьмого. Творческие работы позволяют увидеть умение рисовать, т.е. творчески работать, сравнивать рисунки по цвету, а следовательно более точно определить эмоциональное отношение к услышанному и изображаемому.

А) Цвет рисунка играет огромную роль. Темные тона, холодные (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.

Б) Тщательность и аккуратность деталей рисунка – при положительном отношении, при отрицательном – рисуется нарочито небрежно.

В) Творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеперечисленных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому. Отсутствие данных характеристик свидетельствует об отрицательном отношении к изображаемому.

Очень любят ребята работу с карточками:

Изображение инструментов (при прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и пишут название его);

Карточки образов (музыка весёлая - "солнышко улыбается", музыка грустная - "солнышко грустит").

При проигрывании ребята поднимают нужную карточку.

Для ребят 5-8 классов можно применить на уроке метод проектов .

Были созданы проекты: газета "Современные исполнители", коллаж "Любимые песни". С помощью медийных технологий, урок музыки становится более красочным и информативным! Задача одна - обратить внимание ребят к музыкальному произведению, услышать и обсудить с ними их впечатления, творчески их обыграть, например: показать пантомиму, нарисовать рисунок - впечатление, устроить игру "За и против". Где каждая команда защищает либо положительный либо критичный взгляд на услышанное произведение.

Вариант «Калейдоскопа» творческих заданий для работы инструментальным произведением.

В качестве художественного образа мы выбрали музыкальное произведение Г.В.Свиридова «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».

Детям предлагался следующий калейдоскоп творческих заданий:

смотря на портрет Свиридова рассказать о нем.

послушать произведение в фортепианном изложении

выбрать из предоставленных стихотворений, наиболее соответствующие характеру этого произведения

ритмодекламация на выбранное стихотворение, его озвучивание.

сравнить фортепианное исполнение и исполнение оркестровое.

нарисовать четыре прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Осень», «Лето». Закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Или пользоваться не каким-то одним цветом, а сочетаниями разных цветов. Глядя на рисунки, спеть «зимний», «летний», «весенний», «осенний» напевы.

выбрать инструменты, какие услышали при звучании «Осень», объяснить почему выбрали эти инструменты.

выбрать из предложенных картин, наиболее соответствующее музыкальному языку рассматриваемого произведения.

сочинить ритмический аккомпанемент к произведению.

сравнить данное произведение с произведением Г.В.Свиридова «Весна».

вспомнить и назвать композиторов, которые писали произведения о временах года.

Анализ работы над произведением Г.В.Свиридова «Осень»

В начале урока детям предлагалось посмотреть на портрет композитора и рассказать о нем. Учитель осторожно предлагал наводящие вопросы, которые помогали детям выразить свои мыслит. «Дети вот перед вами портрет человека, но мы не знаем кто он, как его зовут, кем он был по профессии, в какое время он жил...». Дети сразу отвечают, что этот человек - композитор, так как они находяться на уроке музыки и об этом догадаться не сложно. По одежде, прическе, внешнему виду определяем, что композитор живет в нашем времени. Далее предлагается пофантазировать о его жизни, какая она была, трудная или беззаботная и радостная. Почти все дети представляю жизнь композитора трудной и горькой - это связано с их предыдущим опытом знакомства с композиторами (Бетховен, Моцарт). Предлагается познакомиться с композитором, назвать его имя и поддержать детей, что все их догадки были правильными. Говорим о том, что композитор очень любил природу и много произведений написал под впечатлением природных явлений.

Детям предлагается четыре прямоугольника раскрасить в соответствии с временами года, теми сочетаниями цветов, которые как им кажется наиболее полно отражают настроение той или иной поры года. В основном преобладали следующие цвета: зима - белый или бело-голубой, весна - зеленый, голубой, лето - яркие сочетания зеленого, красного, желтого, осень - желтый, красный.

Далее предлагалось послушать произведение Свиридова «Осень» в фортепианном изложении. Определить его характер. Все дети отметили, что произведение грустного, тоскливого, печального характера. Учитель предлагает детям дать название этому произведению. Большинство детей дали ответ - «Осень», объяснив это тем, что мелодия напоминает падение листьев с деревьев, прощание природы с цветущим и теплым летом.

Следующим заданием предлагалось посмотреть на инструменты (см. приложение №8) и сказать какие бы они выбрали для этого произведения если бы оно звучало в оркестровом исполнении. Дети выбрали следующие инструменты: арфа, скрипка, флейта, виолончель, треугольник.

Затем предлагается послушать в оркестровом исполнении. Дети оживленно воспринимали то, что звучали тембры инструментов, из тех которые они назвали. Подбадриваем детей, что мысли композитора и детей совпали. «Мы с вами тоже побывали в роли композитора.». Говорим, что не только многие композиторы обращались к образу осени в своих произведениях, но и многие поэты и художники посвящали свои творения этой поре года.

Читаются стихотворения (см. приложение № 6), и детям предлагается выбрать наиболее соответствующее характеру произведению Свиридова. Все дети без исключения выбрали стихотворение Н.Гумилева «Осенняя песня». Дети отметили, что в стихотворении также тоскливое, прощальное настроение.

Предлагается следующим заданием посмотреть на свое изображение осени цветом, и сравнить соответствует ли оно прослушанному произведению. Всем классом выбираем наиболее удачные сочетания цветов.

Выясняем, что оказывается осень бывает разная об этом свидетельствует то, что мы ее изобразили по-разному, а вот как ее изобразили художники, давайте выберем самый подходящий пейзаж к произведению Г.Свиридова «Осень» (см. приложение №.7). Мнения детей разделились между пейзажами И.И.Левитана и В.Д.Поленов «Золотая осень». Но большинство детей выбрали картину И.И.Левитана. Дети объяснили свой выбор тем, что в пейзаже Левитана преобладают неяркие краски, которые передают грусть и тоску.

Далее детям предлагается попробовать передать пластическими движениями рук характер произведения. В движениях детей преобладали плавные нисходящие покачивающиеся движения, которые передают падение листьев с деревьев.

Домашним заданием детям предлагалось вспомнить композиторов и их произведения, в которых изображаются картины природы. Многие дети вспомнили композитора Э.Грига и его произведение «Утро», так как с ним недавно знакомились на уроках музыки, несколько человек назвали произведение А.Вивальди «Времена года».

Мы видим, что дети с легкостью вовлекаются в процесс работы над одним произведением, если он протекает таким образом. Дети постоянно находятся в творческом поиске, вовлекаются в разные виды деятельности, причем на основе одного этого произведения идет работа по нескольким направлениям. Работа над средствами музыкальной выразительности, их взаимосвязь с личностью композитора и с жизнью вообще, это и активные методы соинтонирования цветом, словом, жестом, сравнение с произведениями разных видов искусств, вживание в позицию композитора, художника. У детей развивается творческое воображение, наблюдается неограниченный полет фантазии, при этом роль учителя ограничена, он не является информатором, он находиться в позиции регулировщика, который направляет рассуждения и мысли детей по правильному пути, не сковывая их в свободе, а лишь помогая их выражению.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Русская музыка - народная и композиторская

Для углубления и закрепления пройденного материала, а также для раскрытия творческих способностей учащихся по теме:«Русская музыка - народная и композиторская» мною применяются следующие задания:

Нарисовать иллюстрацию к любой русской народной песне или произведению русских композиторов

Нарисовать цветовые ассоциации

Подобрать или сочинить частушки

Изготовить шумовые инструменты

Придумать движения для орнаментального хоровода

Написать сочинение на тему: «Как я отношусь к русской народной музыке?»

Составление и разгадывание кроссвордов

Выполнение тестовых заданий

Задания на сравнение (общее и различие)

Задания на соответствие и др.

Примеры творческих заданий.

Задание:

нарисовать цветовые ассоциации на звучание народных инструментов - балалайка, ложки, гармонь, трещотки, свирель, шумовые коробочки, оркестр народных инструментов.

Задание (подготовка к заключительному уроку по разделу) – научно-исследовательская работа:

Тема: Русские народные инструменты

1 группа – гусли, балалайка

2 группа – свирель, рожок, жалейка

3 группа – трещотки, ложки

4 группа – баян, гармонь

Что это такое?

История возникновения инструментов.

Подобрать или сочинить загадки, стихи.

Оформить работы в виде реферата, альбома, книжечки (на выбор).

Цели и задачи творческого задания: формирование умения самостоятельного получения информации, умения проводить исследования; углубление представлений учащихся о русских народных инструментах; привить интерес к предмету через осуществление поисковой деятельности.

Задание «Собери словечко»

Собери слово и объясни, что оно значит.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Задание «Сравнение»

Сравнить по рисунку музыкальные инструменты, установив:

а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)

б) различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

Карточки -

1. скрипка - балалайка

2. арфа - гусли

3. труба - рожок

4. ложки - барабан

Задание « Лишнее слово »

Карточки -

а) скрипка, флейта, рожок , труба, фортепиано

б) вальс, барыня, гимн , камаринская, полька

в) пианист, трубач, флейтист, композитор , гитарист

г) балалайка, ложки, трещотки, саксофон, баян

д) колыбельные, эстрадные , игровые, трудовые, обрядовые

Кроссворд

«Жанры русских народных песен»

1. Своим спокойным движением, мягкими переливами звуков эти песни словно ласкают, убаюкивают.

2. Этот жанр русской народной песни процветает в настоящее время, в нем находит быстрый отклик любое явление современности.

3. В старину эти песни пелись в любой момент, когда возникала потребность излить душу, свои чувства.

4. Основным содержанием этого жанра песен является обращение к природе, птицам, животным, напев их, обычно, прост.

5. Эти песни сопровождали и отображали тяжелый труд крестьян и рабочих.

6. Важные события жизни сопровождались обрядами. Как называются песни, звучащие во время обряда.

7. Это, как правило, повествовательные песни. В них прославляются защитники Родины, нашли отражение события, связанные с борьбой русского народа за свободу.

Самостоятельно составить кроссворд на тему: «Жанры русских народных песен».

Тест

1. Музыкальное произведение, которое исполняет инструмент-солист с сопровождением оркестра -

а) концерт

б) кантата

2. Форма музыкального произведения, в которой есть тема и ее изменения -

а) трехчастная

б) вариации

3. Как одним словом назвать «народное творчество» -

а) фольклор

б) наигрыш

в) распев

4. Довольно большое музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр -

а) кантата

б) симфония

5. Как называется торжественная песня, которая прославляет величие, могущество своей страны; песня, которая является символом государства, так же как и флаг, герб -


Музыкальная викторина. Узнай знакомую музыкальную тему из сочинений В. А. Моцарта: название произведения часть, действие партия, тема, раздел тональ - ность темп 1 Симфония 40 IV ч. ГП g- mollAllegro assai 2 Соната 11 I ч.I ч. IV вар. A-durAndante grazioso 3 « Свадьба Фигаро » I д.I д. Ария Керубино Es-durAllegro vivace 4 Симфония 40 I ч.I ч. ПП B-durAllegro molto 5 Соната 11 III ч. средний раздел fis-mollAllegretto 6 Симфония 40 II ч. ГП Es-durAndante 7 « Свадьба Фигаро » I д.I д. Ария Фигаро C-durVivace 8 « Реквием » VII ч. Лакримоза d-mollLarghetto 9 « Маленькая ночная серенада » I ч.I ч. ГП G-durAllegro 10 « Свадьба Фигаро » увертюраЗП A-durPresto


По страницам биографии В. А. Моцарта. Выбери и запиши даты, соответствующие событиям из жизни композитора 1756 г г г г г г г г г. датавозраст событие Постановка оперы « Свадьба Фигаро » в Вене Знакомство с Гайдном Рождение в семье придворного музыканта Разрыв с архиепископом Коллоредо, переезд в Вену Написание симфонии 40 в Вене Назначение придворным композитором императора Иосифа II в Вене Знакомство с Бетховеном в Вене Женитьба на Констанце Вебер Написание оперы « Волшебная флейта », « Реквиема », смерть композитора Награждение орденом « Золотой шпоры » Концертное турне по Европе с отцом и сестрой на 3 года




По страницам оперы « Свадьба Фигаро » Узнай по нотам арию героя оперы, подпиши по - русски начальные слова, поставь ключевые знаки, заполни таблицу: герой оперы номер акта голостональность темп




Страны и языки по страницам « Свадьбы Фигаро » вопрос ответ Как называется комедия Бомарше, которая легла в основу сюжета оперы? На каком языке написана эта комедия? На каком языке либретто оперы? В какой стране происходит действие оперы? В какой стране родился и жил создатель оперы – Моцарт? Какой родной язык композитора? Кто перевёл на русский язык в 1875 г. текст оперы?


Допиши названия опер В. А. Моцарта Похищение из ……………………………………. Дон …………………………………………………..…. Все они …………………………………………….… Мнимая …………………………………………..….. Директор …………………………………………… Милосердие ……………………………………….. Волшебная ………………………………………… Бастьен и …………………………………………..




Напиши, в каких классических музыкальных формах написаны изученные сочинения В. А. Моцарта? музыкальные формы произведения В. А. Моцарта Простая двухчастная форма Простая трёхчастная форма Сложная трёхчастная форма Форма рондо Вариационная форма Сонатная форма


Определи на слух музыкальную форму одной из частей сонатины В. А. Моцарта ………………………………………………….. (звучит рондо сонатины До мажор в исполнении преподавателя – два раза) * * * Ответь на вопросы: 1) В какой тональности звучит побочная партия экспозиции сонатной формы, если в репризе она написана в Ля мажоре?) В какой тональности звучит заключительная партия экспозиции ре - минорной сонаты? ………




Дай краткие ответы на вопросы: Какое сочинение Моцарт посвятил Гайдну? В каких изученных сочинениях размер 6/8 ? В каких странах бывал Моцарт? Какими языками владел? На каких инструментах играл? Кто автор маленькой трагедии « Моцарт и Сальери »? Кто сочинил одноимённую оперу? Как называется роман со Моцарте Д. Вейса?


Дай краткие ответы на вопросы: Кто сочинил в 1887 г. оркестровую сюиту « Моцартиана »? Назови жанр комической оперы XVIII в. в Австрии и Германии? Назови жанры итальянских опер XVII-XVIII в. в. (серьёзная и комическая) Что значит « парный состав » симфонического оркестра? Какого инструмента (струнно - смычкового) нет в струнном квартете? Какой итальянский танец напоминают темы сонаты A-dur I ч. и ария Сюзанны из IV д. оперы?





Система творческих заданий на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в младших классах для развития художественно-образных представлений


Система музыкально-творческих заданий для развития художественно-образных представлений младших школьников

Огромную и непосредственную роль в развитии художественно-образных представлений младших школьников играет творческая работа на уроках. Подберем и опишем музыкально-творческие задания, которые будут связаны с активным образным восприятием, с использованием фантазии и воображения, с умением отразить те или иные образы выразительными средствами музыки.
В данной творческой работе задания рекомендуется выполнять письменно, с обязательной последующей беседой. В каждой группе есть активные лидеры и пассивные «тихони», чаще всего вторые не мешают высказываться первым, и беседа превращается в диалог или монолог. Поэтому, когда предлагается записать свои мысли, обычно небольшими простыми определениями, у каждого ребенка появляется возможность подумать, то есть активизировать и себя и свой потенциал, а на основе уже обдуманного легче вступить в беседу, выразить свои впечатления и точку зрения. Названия музыкальных произведений детям не даются, учащиеся опираются только на слушательские навыки. Данная работа включает детей в творческую деятельность, активизирует воображение и фантазию, позволяет им создавать художественные образы на основе прослушанного музыкального материала.
1. а) Детям предлагается после одного-двух прослушиваний музыкальной пьесы (Р.Шуман «Весенняя песенка») создать образ, который возникает у них в воображении. Дети описывают возникший образ, его характер, можно описать образ в действии.
б) Дети записывают все образы, которые ассоциируются у них при слове «лес». Далее звучат три музыкальных фрагмента:
П.И.Чайковский «Болезнь куклы» из фортепианного цикла «Детский альбом»
П.И.Чайковский «Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года»
С.С.Прокофьев «Вариации феи Зимы» из балета «Золушка»
Устно обсуждаем, какой образ леса слышится в каждом музыкальном фрагменте, какое в нем царит настроение, в какое время года вы его видите, какая в нем погода и т.д. Желательно указать, почему именно данный образ возникает в воображении, какие средства выразительности подчеркивают его.
в) Сопоставить три образа леса с тем образом, который воссоздали в первом задании. Подумать, какой из трех вариантов подойдет к этому образу, что между ними общего (музыкальные характеристики)
г) Представить образы: солнце, небо…. Прослушав музыкальное произведение (Э.Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»), поразмышляйте, какой образ солнца и неба отражен в данной музыке, в какое время дня, опираясь на выразительные средства музыки.
д) Взять первый из трех образов леса из второго задания (пункт «б») и сопоставить с образами из предыдущего задания (пункт»г»). Поразмышляйте, как образ леса может измениться под воздействием образов солнца и неба, услышанных в музыке. Записать несколько определений нового образа леса.
е) Выбрать одну из предложенных иллюстраций с изображением леса, которая больше всего подходит под ваш новый, описанный выше, образ (И.И.Шишкин «Лесная глушь», «Сосновый бор», «Вечер в сосновом лесу», «Зима», «Дубовая роща», «Туманное утро» и др.).

2. При изучении инструментов симфонического оркестра к отдельным группам инструментов подходим также с творческой стороны, то есть, представляем их как отдельные семьи, для которых характерно что-то общее, но у каждого своя роль, свой образ. Слушаем звучание каждого отдельного инструмента, отмечаем присущий ему тембр, выразительную образность. После знакомства с отдельной группой инструментов предлагается на основе слушательских навыков и образных представлений сочинить сказку о семье данных инструментов, представить каждый инструмент как живой сказочный образ и придумать какую-либо необычную историю, использовать «речь» инструментов, их разговор, употреблять глаголы «послушайте», «слышите?»,
«прислушайтесь» и т.д. Это творческое задание дается на дом. Затем сочинения читаются в классе, обсуждаются, можно их оформить и проиллюстрировать, для предания более яркой изобразительности и художественной образности, педагог может «озвучивать» речь или диалоги инструментов музыкальными отрывками. Так, данная творческая работа закрепляет полученные образные «слуховые» представления об инструментах и их звучании.
3. Данное задание также связано с инструментами симфонического оркестра. Выбираем звуко-изобразительные одноголосные мелодии – в разных регистрах, различного характера, с разными штрихами и динамическими оттенками (пр-е 3). Дети слушают мелодии, проигранные на фортепиано, анализируют характер, образ, настроение и делают предположения какому инструменту симфонического оркестра можно поручить исполнить ту или иную мелодию. Связать характер звучания мелодии с тембром звучания выбранного инструмента.
4. Выбираем яркое художественно-изобразительное произведение (П.И.Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»; Н.А.Римский-Корсаков «Пляска рыбок» из оперы «Садко»; А.Лядов «Музыкальная табакерка»). Дети слушают музыку и представляют образ. Далее при звучании музыки дети рисуют, рисовать лучше красками, так как точного образа у детей может не получиться, а слегка размытое изображение при этом будет выглядеть достаточно ярко и творчески изобразительно. Это довольно трудное задание, но эти навыки нужно развивать, добиваться, чтобы дети не боялись экспериментировать, можно просто дать возможность отобразить представление на бумаге через цвет, то есть ребенок выражает образ теми цветами красок, которые, на его взгляд, характеризуют его художественное видение.
5. При закреплении средств музыкальной выразительности, детям предлагается представить себя композиторами. Дается задание подобрать на вкус ребенка какую-либо художественную иллюстрацию и стихотворение, но так, чтобы они были разнохарактерными, ярко-образными, выразительными. Затем дети выбирают средства выразительности, которые они использовали, если бысочиняли музыку на данную иллюстрацию или стихотворение.
6. Подбираются содержащие различные образы стихотворения – 4-5, но на одну тему, например: (пр-е 2.)
Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Весенняя гроза»;
Г.Сапгир «Тучи»;
Л.Огурцова «Дождик-озорник»;
Р.Сеф «Гром»;
Т.Агибалова «Я заболел…».
Стихи читаются, анализируются; обсуждается, как в стихотворении отражен образ, его характер, состояние, настроение. После этого слушается музыка.
С.Прокофьев «Вариации феи Осени» из балета «Золушка», «Дождик».
С. Рохманинов прелюдия B-dur.
А.Вивальди «Лето»;
К.Дебюсси «Серенада кукле».
В. Свиридов «Дождик».

Сначала прослушивается одно произведение, дети сравнивают музыку и стихи, выбирают то стихотворение, которое больше всего подходит к данной музыке, объясняют почему, какие средства подчеркивают выбранный образ и т.д. Также слушаем другие два музыкальных фрагмента и выбираем соответствующие музыке художественные образы из стихотворений, анализируя и объясняя. Данную работу рекомендуется проводить в форме беседы, так как на уроке будет преобладать более непринужденная творческая обстановка.

7. Детям предлагаются схемы, изображающие человеческие эмоции. Предлагается назвать, какие чувства выражены на каждом изображении, сказать, какие выражения характерны для людей добрых, злых, веселых,общительных, ворчливых, грубых и т.п. Данная пиктограмма может висеть на доске постоянно и преподаватель может на каждом уроке ставить по одной пьесе, а дети будут выбирать подходящий образ.

8. Детям предлагаются различные яркие иллюстрации, рисунки, вырезки из детских книг и журналов, картины. Далее звучит музыкальный фрагмент, все думают, какой из рисунков больше всего подходит к данной музыке, кто-то один выбирает, объясняя свой выбор. (музыкальный материал на наш взгляд лучше выбирать из так называемой «детской музыки»: С.Прокофьев «Детская музыка», Г.Свиридов «Альбом пьес для детей», К.Сен-Санс «Карнавал животных», П.Чайковский «Детский альбом», Р Шуман «Детский альбом», пьесы Слонимского, Кабалевского и др.) Остальные оценивают, обсуждают, соглашаются с ним или приводят свою точку зрения. Эта работа проводится в форме обсуждения, коллективно.

9. Данное задание похоже на №6, но здесь предлагается одно стихотворение, обсуждается образ и характер и на дом задается нарисовать рисунок. На следующем уроке на свой рисунок дети выбирают из нескольких прослушенных музыкальных произведений то, которое наиболее всего к нему подходит.

И. Мордовина "Рыбки":

Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду.
Теплым днем резвятся,
Дружно веселятся.
Ловят солнца лучики,
От весны в них ключики,
Чтоб всегда было тепло,
Снегом белым не мело,
Лилии цвели, кувшинки...
Не нужны рыбешкам льдинки.
Летняя нужна вода
Нашим рыбкам в холода.
Летом весело играть
И друг друга догонять.
По воде спешат круги.
Рыбка, рыбку догони.
Чешуя блестит как искры,
Плавники взлетают быстро.
Влево, вправо, вниз и вверх -
На пруду беззвучный смех.

Н. Римский-Корсаков «Шехеразада» 1ч.
Ф. Шуберт «Форель» (на немецком языке).
Р. Шуман «Марш».

Изложенные выше задания даются детям постепенно, выборочно, в зависимости от уровня одаренности, эмоциональности детей. Рекомендуется проводить задания с третьей четверти, так как до этого у детей не будет достаточно знаний, слушательских навыков, именно в это время уже достаточно налажен эмоциональный контакт между детьми и преподавателем, без которого невозможно выполнения такого рода творческой работы. Конкретно правильных и неправильных ответов в данной работе быть не может, каждая попытка должна положительно оцениваться, преподаватель должен активизировать и поощрять в детях стремления к творческому самовыражению.

Приложение
1.
А.А.Фет
- « -
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
- « -
Ф. Тютчев.
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачном их светом
Нивы дремлющие зреют…
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной…
- « -
Ночное море.
Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо - темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая
Чуткие звезды глядят с высоты.
- « -
Рим ночью
В ночи лазурной почивает Рим.
Взошла луна и овладела им,
И спящий град, безлюдно-величавый,
Наполнила своей безмолвной славой…
Как сладко дремлет Рим в ее лучах!
Как с ней сроднился Рима вечный прах!..
Как будто лунный мир и град почивший –
Все тот же мир, волшебный, но отживший!..
- « -
С. Есенин.
Ночь
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
2.
Ф. Тютчев.
Весенняя гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
- « -
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
- « -
Генрих Сапгир.
Туча по небу плыла, ведра полные несла.
Туча брякнула ведром – прокатился в небе гром.
И над лесом, и над кручей повстречались туча с тучей.
Засверкали злые молнии! Расплескались ведра полные!
Туча с тучею ругаются, ведра по небу катаются!..
В небе коромысло – радуга повисла.
- « -
Т. Агибалова.
Я заболел. С температурой
Лежу, глотаю аспирин.
А за окошком дождик хмурый
Гуляет целый день один.
Ему, наверно, очень скучно,
«Эй, выходи», - стучит в стекло.
А мне на улицу не нужно.
Там сыро, грязно и темно…
- « -
Л. Огурцова.
Дождик-озорник.
Дождик с полным рюкзачком шлепал по дорожкам,
Накрывал цветы сачком, брызгал по окошкам.
По карнизу шлеп да шлеп, в луже искупался,
В парке на траву прилег – да там и остался.
- « -
Роман Сеф.
Гром гремит на всю округу.
Грому рады – ровно другу.
С треском, с грохотом гремит
Так, что все вокруг дрожит…
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнет вокруг вдруг ярко,
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил.