Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » "Мастер и Маргарита".История романа. Жанр и композиция

"Мастер и Маргарита".История романа. Жанр и композиция

Тема урока: «Жанр и композиция романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель урока: знакомство с сложной судьбой его произведений; рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции.

Ход урока:

1. Чтение учебника о жизни и творчестве М. Булгакова, о сложной его судьбе произведений.

2. Лекция учителя.

Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Около 12 лет (с 1928 по 1940 г.) он работал над ним. Сохранившиеся материалы восьми редакций позволяют проследить, как меняется замысел романа, его сюжет, композиция, система образов, название, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство.

Как и его герой – Мастер – писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной. Во время сталинской диктатуры, господства вульгарно – социологической критики трудно было ожидать чуда. Не случайно из трёхсот рецензий, опубликованных на его произведения и собранных писателем, 298 были разгромлены. Да и из тех критиков и писателей, кто прочитал рукопись, немногие сумели её по достоинству оценить. Среди давших ей высокую оценку в первую очередь можно назвать Анну Ахматову, которая сказала об авторе «мастера и Маргариты»: «Он гений».

Появление романа в журнале «Москва» (№ 11 за 1966год), даже в урезанном виде (всего было сделано 159 изъятий текста), произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно небычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Полный текст появился сначала в Париже (1967), а в 1973 году и на родине писателя.

Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в 800е годы 20 века. Роман вызвал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. Например, и сегодня ведутся ссоры о том, что считать каноническим текстом. Булгаков не завершил своего детища, в его архиве сохранилось несколько вариантов произведения. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью. «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.

3. Беседа.

Попробуйте определить жанр романа.

Ответ: можно назвать его и бытовым, так как в нём воспроизведены картины московского быта 20-30-х годов; и фантастическим, и сатирическим.

Роман многожанров и многопланов. В нём всё тесно переплетено, как в жизни.

Необычна и композиция романа.

Как бы вы определили композицию произведения Булгакова?

Ответ: композиция «Мастера и Маргариты» оригинальна и многопланова. В рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа – повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя и окружающих людей. Таким образом, в книге Булгакова сопряжены два временных плана и два по- разному организованных художественных пространства. Однако они тесно связаны между собой. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создаёт впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.

Какое время охватывают события романа?

Ответ: московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, проходят всего четыре дня. За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои романа раскрываются с неожиданной стороны, в каждом проявляется то, что было неявным. Шайка Воланда как бы провоцирует людей на поступки, обнажает их сущность, иногда – в прямом смысле, как это случилось в Варьете.

Евангельские главы, действие которых происходят в течение одного дня, переносит нас почти на две тысячи лет назад, в мир, который не ушёл безвозвратно, а существует параллельно с современным. И уж, конечно, он более реален.

Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

Ответ: история эта даётся с нескольких точек зрения, что придаёт достоверность происходящему. Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана «атеистам» Берлиозу и Бездомному Воландом.

События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумашедшем доме. В главе 19 Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера. В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение (глава 28 «Погребение») и заканчивает его уже в начале 27 главы. Объективность происходящего подчёркивается «скрепами» - повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.

С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе («Явление героя»). Это одна из многих загадок Булгакова, к разрешению которых мы постараемся приблизиться.

Итог урока

1. Когда был напечатан в нашей стране роман «Мастер и Маргарита»?

2. В чём состоит его жанровое своеобразие?

3. В чем интересна композиция романа?


Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е.А. Яблокова, сумел слить в нем воеди­но поэтику романтизма, реализма и модернизма. Необычность бул­гаковского творения во многом связана также с его сюжетно­жанровым своеобразием. Сам писатель жанр своего произведения определил как роман. Литературоведы называют его романом- мифом, философским романом, романом-мистикой, философско-сатирическим романом. И все это верно, потому что роман о буду­щем, настоящем и вечном. Композиционно книга Булгакова столь же необычна - это ро­ман в романе. Один роман рассказывает о судьбе Мастера, другой - о судьбе Понтия Пилата. Вместе с Мастером мы оказываемся в Москве 30-х годов XX века, с Понтием Пилатом - в Ершалаиме 30- х годов I века новой эры. События происходят в одном и том же ме­сяце в течение нескольких дней перед Пасхой с промежутком в 1900 лет. Московские и ершалаимские (по другому их называют «евангельские») главы глубоко взаимосвязаны. В романе можно выделить три сюжетные линии. Первая - фи­лософская: Иешуа и Понтий Пилат; вторая - любовная: Мастер и Маргарита; третья - мистическая и в то же время сатирическая: Воланд и его компания. Объединяет эти линии в одну сюжетную канву образ Воланда Сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога является завязкой романа. На протяжении повествования то в библейском, то в современном мире автор поднимает важнейшие проблемы че­ловеческого бытия и завершает сюжетные линии, подведя своих ге­роев к Вечности.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания. Особенности жанра и композиции .

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Познакомить историей создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

2. Определить особенности жанра и композиции романа;

3. Формировать умение самостоятельно анализировать произведение, пользоваться справочной литературой.

4. Воспитывать интерес к творчеству М.Булгакова

ОБОРУДОВАНИЕ: текст романа, презентация, сообщения учащихся, тесты.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Мы продолжаем с вами знакомство створчествомМ.Булгакова. И наш урок мне хотелось бы начать с биографической разминки. Отвечаем по цепочке на мои вопросы.

    Биографическая разминка

    Годы жизни М. Булгакова.(1891 – 1940)

    Какое образование получил писатель? (медицинский факультет Киевского университета)

    Когда он окончательно бросил «звание лекаря с отличаем» и перешел в литературу? (в 1921 г. уехал в Москву)

    Какая газета стала постоянным местом службы Булгакова? (газета железнодорожников «Гудок»)

    Назовите известные вам произведения М.Булгакова

    Какие события в жизни писателя подтолкнули его к написанию романа «Белая гвардия»? (в 1918г. в Киеве 14 переворотов, его мобилизовывали как врача петлюровцы, красные, деникинцы)

    Какая пьеса, по словам Б.Пастернака, получила «охранную грамоту»? («Дни Турбиных», Сталин смотрел 15 раз)

Методические приемы:лекция учителя,с элементами беседы и использованием ЭОР.

УЧИТЕЛЬ

Сегодня мы с вами начнем разговор о произведении Булгакова, которое было издано спустя много лет после смерти писателя и произвело ошеломляющее действие на читателей, поставило в тупик критиков, потому что до этих пор советская литература не знала ни одного подобного произведения. Споры о нем не утихают и по сей день. Я думаю, что вы догадались: речь идет о романе «Мастер и Маргарита ».

СЛАЙД 1

Цели: мы познакомимся с творческой историей и судьбой романа, определим особенности жанра, композиции и проблематику романа

СЛАЙД 2

УЧИТЕЛЬ

Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют « закатным романом»

М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. Этот роман, никого не может оставить равнодушным. И разговор о нем мне хочется начать стихотворением А. А.Ахматовой «Памяти М.А.Булгакова »

СЛАЙД 3

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех потерявшей, всех забывшей,-

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь предсмертной боли.

1940 . А.Ахматова

Эти скорбные строки Анны Андреевны правдиво рассказывают о жизни Булгакову в те годы, когда он работал над романом. Давайте послушаем сообщение.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

7 мая 1926 года к Булгакову в квартиру постучались гости… с обыском. Хозяина квартиры не оказалось дома, гости молчали до прихода хозяина, а потом взялись за дело: не церемонились, переворачивали кресла, кололи их какой-то длинной спицей.

С этого времени над Булгаковым был установлен надзор: и за его жизнью, и за еготворчеством . Во время обыска были изъяты произведения: «Собачье сердце» и «Мой дневник». Писатель обращается в Совнарком с заявлениями о возврате его рукописей,… но летят месяцы, годы, всё сильнее захлёстывает его удавка, государственная петля, и чем настойчивее сопротивляется писатель, тем туже она затягивается.

3 октября 1929 года ему наконец отдают рукописи. Булгаков уничтожил свой дневник, но прежде вырезал из него ножницами четыре крохотных фрагмента… Но рукопись не исчезла, копию её сохранили там… в ОГПУ.

К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесен к самому крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии». И речь теперь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни. Он отверг унизительные хождения с жалобами и обратился с письмом в правительство СССР. Он писал, что не собирается создавать коммунистическую пьесу и каяться. Он говорил о своем праве как писателя думать и видеть по – своему. Просил предоставить ему работу.

В июле 1929 года Булгаков пишет в письме Сталину: «В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР…Но чем большую известность приобретало мое имя в СССР и заграницей, тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.

К концу 10 года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей, которая к прошению этому присоединяется.»

Нищета, безвестность в Москве, публичное отчуждение, а потом и тяжелая неизлечимая болезнь – вот та атмосфера, в которой Булгаков создает свой роман.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

СЛАЙД 4

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА.
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом
. В первой редакции роман имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Он представлял собой развёрнутую дьяволиаду, где действие концентрировалось вокруг московских похождений Воланда. и Первая редакция «МастераМаргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году . К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянныйспутник, именуемый Фаустом, а в окончательном тексте – Мастером, а Воланд обзавелся своей буйной свитой . Вторая редакция имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта».
Во второй половине 1936 года Булгаков написал новые варианты первых пяти глав.Так была начата работа над третьей редакцией романа , которая первоначально называлась « Князь тьмы », но уже хорошо в 1937 году появилось известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита ». В мае – июне 1938 года полный текст впервые былперепечатан. Эпилог же был написан М.Булгаковым 14 мая 1939 год а.

Михаил Афанасьевич очень строго относился к написанному. На одной из рукописей он сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы слов или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что – то нужно, что он чего – то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастера и Маргариту?» Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».


Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности. 12 лет

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни авторане был опубликован . Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа. Она стала ангелом – хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, своей верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: « Против меня был целый мир –и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать 6 или 7 раз – безуспешно. Но сила её верности преодолела все препятствия. Через 26 лет после смерти Булгакова в 1966 году в журнале «Москва» роман был напечатан, правда, в сокращенном варианте (всего было сделано 159 изъятий текста). В том же году в Париже роман был напечатал полностью и сразу же переведен на многие европейские языки. На родине Булгакова п олный текст «Мастера и Маргариты» появился только в 1973 году.

СЛАЙД 5 ( Варианты названий)

Посмотрим фрагмент из фильма «Мастер и Маргарита» Узнали ли вы героев?

БЕСЕДА

Слово учителя

Учитель: 12 лет упорного труда и разочарований, 8 редакций романа, почти 50 лет забвения. Этот «невозможный» роман. Давайте попробуем разобраться в нём. Начнём с определения жанра, по поводу которого и сейчас идёт полемика. Начнём с определения жанра. В том, что это роман, я думаю, никто не сомневается. Давайте вспомним определение

»

СЛАЙД 6 Жанр

Определение жанра романа

Роман (от французского – roman) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Специфической особенностью романа в его классической форме является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер - в обусловленности средой. Таким образом, роман – это такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Ученики приводятдоказательства. Какие признаки романа вы можете назвать?

Слайд 7 признаки романа

1. Много героев

2. Действие на протяжении длительного времени

3. Перенос действия в разные места

4. Несколько сюжетных линий

4 сюжетные линии :

Философская - Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри

Любовна я - Мастер и Маргарита

Мистическая – Воланд и его свита

Сатирическая– Москва и москвичи.

Слово учителя

перед нами роман. Но ведь романы бывают разными: исторические, приключенческие, научно – фантастические и т.д., все зависит от тематики или идейно -эмоциональной оценки. Какое определение вы дали бы роману Булгакова? Давайте выскажем свои мнения и попытаемся их аргументировать. Обратите внимание на сюжетные линии

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

    Любовный (история

    Мистический

    Фантастический Приведите примеры

    Бытовой (картины

    Философский

    Автобиографический

Слово учителя

В критической литературе существует набор таких определений этого произведения: роман-миф, роман-мистерия, роман-утопия, роман-притча, приключенческий, исторический, философский, сатирический… а в черновиках романа существует запись рукой М. Булгакова «фантастический роман» Т. о. вопрос о жанровой природе романа до сих пор еще не решен. Однозначного определения этому роману дать невозможно, потому что этот роман многожанров и многопланов .

Но самая яркая его особенность – это, конечно же, его композиция .

А теперь давайте вспомним определение композиции. Что такое композиция?

СЛАЙД 8

Определение Композиция 7 ( от лат. compositio – составление, соединение, связь) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Сообщение учащегося. Особенности композиции романа.

Сообщение учащегося. Особенности композиции романа

Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр - роман в романе. Один о судьбе Мастера, другой оПонтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой - как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалаимом; то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.

Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: ЗО-е годы XX века и 30-егоды I века новой эры . Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.

Действия романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основнымгероем романа является любовь . Любовь - вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автор, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит их любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты. Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону.

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени.

Композиция романа «Мастер и Маргарита» и ее особенности обусловленынестандартными приемами автора , такими как создание одного произведения в рамках другого. Вместо привычной классической цепочки – композиция – завязка – кульминация – развязка мы видим сплетение этих этапов, а также удвоение их. Завязка романа : встреча Берлиоза и Воланда, их беседа. Происходит это в 30 годах XIX века. Рассказ Воланда уносит читателя тоже в тридцатые годы, но два тысячелетия назад. И здесь начинается вторая завязка – романа о Пилате и Ешуа.

Далее следует завязка. Это проделки Воладна и его компании в Москве. Отсюда же берет истоки и сатирическая линия произведения. Также параллельно развивается и второй роман. Кульминация романа мастера – казньИЕшуа, кульминационный момент рассказа о мастере, Маргарите и Воланде – визит Левия Матвея. Интересна развязка : в ней оба романа объединяются в один. Воланд и его свита везут Маргариту и Мастера в иной мир, чтобы наградить их покоем и миром. По пути они видят вечного скитальца Понтия Пилата. «Свободен! Он ждет тебя!» – этой фразой мастер освобождает прокуратора и завершает свой роман.

Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты - его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну.Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями.

Слово учителя. Обобщение

Так в чем же особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»? (Роман в романе:Булгаков пишет роман о Мастере, а Мастер - о Понтии Пилате)

В каких главах рассказывается о Понтии Пилате ?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (работа с текстом)

Глава 2 Глава16 Глава 19

Слово учителя

Вы,наверное обратили внимание,что

Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора не следуют одна за другой, а рассредоточены в основном повествовании.

Чтобы связать все воедино, М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – скрепы ”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую ( приведите примеры скреп из текста).

УЧАЩИЕСЯ ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА

Романы написаны как бы разными людьми , следовательно, они противопоставлены и по манере повествования.

Рассказ о событиях, произошедших в Ершалаиме , холодно объективен, трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе - ни обращениям и к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем.

Совсем иначе написан роман о мастере , Воланде, москвичах . Он отмечен персонифицированной личностью автора , который все свое повествование обратил к читателю. Этот автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование.

Итог урока.Обобщение жанр и композиция, время действия и система образов

СЛАЙДЫ 8,9, 10

1 Когда был напечатан в нашей стране роман « Мастер и Маргарита»? 1973

2 В чём состоит его жанровое своеобразие? многожанров

3 Чем интересна композиция романа? Роман в романе

Исследователи неоднократно отмечали, что «Мастер и Маргарита» - двойной роман . Он состоит из романа мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого мастера. Эти романы во первых: противопоставлены друг другу , а во вторых – образуют такое органическое единство , что выводит «Мастера и Маргариту» за пределы романного жанра. Это произведения посвящено не судьбе отдельного человека, семье, или группы лиц, а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии , судьбу человеческой личности, как составляющей человечества..

Слово учителя. Подводя итог всему сказанному на сегодняшнем уроке , мне ещё раз хочется сказать, что произведение Булгакова необычно и по жанру, и по композиции. Я думаю, что вы смогли в этом сегодня убедиться. А ведь мы только начали изучение романа, и впереди нас ждет еще много удивительных открытий.

Роман стал классикой мировой литературы , выдержал многомиллионные тиражи у нас и за рубежом. Переведен на многие языки Европы, Америки и Азии. Многократно инсценирован и экранизирован. На его сюжет созданы музыкальные произведения , оперы, балеты, мюзиклы. Давайте послушаем песню.

Песня А.Розенбаума «Мастер и Маргарита» с видеорядом

Слово учителя. Слайд 11

Закончить урок я хочу такими словами: Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

Такие рукописи действительно не горят!..

Свидетельство этому – самые известные цитаты, ставшие афоризмами.

Слайды 12-19

ИНСТРУКТАЖ

Домашнее задание.

ТЕСТ

    Какими языками владел Иешуа Га – Ноцри?

    Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа?

    Что больше всего ненавидел прокуратор?

    Кличка собаки Понтия Пилата.

    Где Левий Матвей раздобыл нож?

    Чем наказан Понтий Пилат за свою слабость?

    Какими были последние слова Иешуа?

    Какое прозвище имел прокуратор?

    Назовите героев

А) «О, я глупец! – бормотал он, раскачиваясь на камне в душевной боли и ногтями царапая смуглую грудь, - глупец, неразумная женщина, трус! Падаль я, а не человек!»

Б) Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной

В) «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания

уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым…»

ТЕСТ ПО СОДЕРЖАНИЮ

    Имя и фамилия поэта Бездомного?

    Кому, по словам Коровьева и Бегемота, не нужно было никакого удостоверения, чтобы убедиться в том, что он писатель?

    Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?

    Какими словами заканчивался роман Мастера?

    Как назывался бал, который ежегодно давал Мессир?

    В какое мгновенье во время ночного разговора Римского с Варенухой Римского обуял отчаянный страх?

    Что должна была крикнуть Маргарита, пролетая над воротами?

    Как имя женщины, которая пролила масло недалеко от трамвайных путей?

    Кто был Мастер по образованию?

    Из чего пил Воланд на балу?

4. Свита Воланда.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы теста по содержанию названных глав

ТЕСТ

1.Какими языками владел Иешуа Га – Ноцри

2.Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа?

3.Что больше всего ненавидел прокуратор?

4.Кличка собаки Понтия Пилата.

5.Где Левий Матвей раздобыл нож?

6.Чем наказан Понтий Пилат за свою слабость?

7.Какими были последние слова Иешуа?

8.Какое прозвище имел прокуратор?

9.Назовите героев

2. Ответить на вопросы теста по содержанию названных глав

ТЕСТ ПО СОДЕРЖАНИЮ

1.Имя поэта Бездомного?

2.Кому, по словам Коровьева и Бегемота, не нужно было никакого удостоверения, чтобы убедиться в том, что он писатель?

3..Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?

4.Какими словами заканчивался роман Мастера?

    Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами?

5.Как назывался бал, который ежегодно давал Мессир?

6.В какое мгновенье во время ночного разговора Римского с Варенухой Римского обуял отчаянный страх?

7.Что должна была крикнуть Маргарита, пролетая над воротами?

8.Как имя женщины, которая пролила масло недалеко от трамвайных путей?

9.Кто был Мастер по образованию?

10.Из чего пил Воланд на балу?

Проблемы романа.

Человек и власть.

Милосердие и всепрощение.

Борьба добра и зла.

Что такое истина?

Верность и предательство.

Внутренняя свобода и несвобода человека

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

1.Любовный (история отношений Мастера и Маргариты)

2.Мистический (Воланд и его свита, бал сатаны)

4. Бытовой (картины московского быта 20 -30 годов)

5. Философский (подняты вечные темы: добро и зло, истина и ложь, верность и предательство, ответственность за свои поступки и т.д.)

6. Автобиографический (обстановка травли, отсутствие средств к существованию, полное отрешение от литературной и общественной жизни, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины.)

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (работа с текстом)

Глава 2 «Понтий Пилат» (Воланд рассказывает Берлиозу и Бездомному). Глава16 «Казнь» (Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме) Глава 19 - Азазелло читает отрывок из рукописи. Глава 25, глава 26 «Погребение», глава 27- Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале.

Примеры фантастики и мистики в романе

1. Переселение Степана Лиходеева.

2. Фантастические события в Варьете: денежный дождь, посыпавшийся на зрителей; трюк с появившимся из ниоткуда парижским модным магазином.

3. Волшебный крем Азазелло наделил Маргариту не только чудесной красотой, она стала невидимой.

4. Свита Воланда.

5. Погоня Бездомного, происходящая с фантастической быстротой, за нечистой силой.

Какое ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫ БЫ ДАЛИ РОМАНУ?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

1.Любовный (история отношений Мастера и Маргариты)

2.Мистический (Воланд и его свита, бал сатаны)

3. Фантастический Приведите примеры

4. Бытовой (картины московского быта 20 -30 годов)

5. Философский (подняты вечные темы: добро и зло, истина и ложь, верность и предательство, ответственность за свои поступки и т.д.)

6. Автобиографический (обстановка травли, отсутствие средств к существованию, полное отрешение от литературной и общественной жизни, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины.)

В каких главах рассказывается о Понтии Пилате?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (работа с текстом)

Глава 2 «Понтий Пилат» (Воланд рассказывает Берлиозу и Бездомному). Глава16 «Казнь» (Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме) Глава 19 - Азазелло читает отрывок из рукописи. Глава 25, глава 26 «Погребение», глава 27- Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале.

Примеры фантастики и мистики в романе

1. Переселение Степана Лиходеева.

2. Фантастические события в Варьете: денежный дождь, посыпавшийся на зрителей; трюк с появившимся из ниоткуда парижским модным магазином.

3. Волшебный крем Азазелло наделил Маргариту не только чудесной красотой, она стала невидимой.

4. Свита Воланда.

5. Погоня, происходящая с фантастической быстротой Бездомного за нечистой силой.

6. Полет Маргариты на шабаш ведьм.

Перед писателем, обращающимся к жанровой разновидности романа о романе, стоит сложная композиционная задача: совмещение двух разных стилевых планов. С одной стороны, это повествование об истории романа, об обстоятельствах, сопутствующих его созданию, о той социальной и культурной среде, которая его породила. С другой стороны, это собственно романный текст, история создания которого становится сюжетообразующим фактором произведения. Сложность этой задачи для Булгакова усугублялась еще и тем, что Мастер пишет роман о событиях двухтысячелетней давности, обращается не только к принципиально иной социальной и исторической среде, но и к событиям, предопределившим духовную эволюцию человечества на тысячелетия вперед. Естественно, что существует огромная традиция повествования о них — от канонических текстов Евангелия до множества апокрифов, как древнейших, так и созданных в последнее столетие. К таким апокрифам можно, например, отнести рассказ Леонида Андреева «Иуда Искариот». Безусловно, текст, создаваемый Мастером, принадлежит к такого рода апокрифам.

Следовательно, перед Булгаковым стояла задача стилистически дистанцировать повествование о Москве 30-х годов и Ершалаиме начала нашей эры. Эту задачу писатель решает, вводя в московские главы образ повествователя. Ершалаимские главы созданы в совершенно иной стилистической манере. Здесь неуместны шутки, ироничный тон повествования, характеризующий московские главы. Это своего рода новый апокриф, претендующий на воспроизведение истины, апокриф от Воланда — недаром именно он санкционирует истинность всего изображенного.

Мысль об истинности «угаданного» Мастером заявляется Воландом в самом первом разговоре с Берлиозом. «— Ваш рассказ чрезвычайно интересен, профессор, — обращается к Воланду Берлиоз после того, как они с Бездомным услышали от него первую главу романа о Пилате, — хотя он совершенно не совпадает с евангельскими рассказами.

— Помилуйте, — снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор, — уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в Евангелиях, не происходило на самом деле никогда...» Вслед за тем Воланд берется подтвердить истинность написанного Мастером, ибо сам был свидетелем происходящего две тысячи лет назад.

Итак, если текст Мастера претендует на истинность, то в нем и не может быть стилистически выраженного образа повествователя, сознание которого преломляло бы описываемые события, интерпретировало бы их в том или ином ключе. Автор выступает лишь как скупой свидетель происходящего. Поэтому стилистически московские и ершалаимские главы совершенно различны.

Стилистика романа о Пилате не меняется в зависимости от того, как они введены в булгаковский текст, кто рассказывает о событиях; образ повествователя никак не выражен. Поэтому писатель может прибегнуть к различным сюжетным мотивировкам введения их в романную композицию. Это рассказ Воланда на Патриарших прудах (глава 2. Понтий Пилат), сон Иванушки в психиатрической больнице (глава 16. Казнь), чтение Маргаритой тетради Мастера (глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа; глава 26. Погребение).

Но композиционное единство романа образуют не только сюжетные мотивировки включения в текст ершалаимских глав и их стилистическая дистанцированность. Два временных пласта соотнесены и на уровне проблематики, и на уровне композиции романа «Мастер и Маргарита».

Московские и ершалаимские главы во многом зеркальны. Их объединяет система персонажей. В обоих присутствуют две пары идеологов, конфликт между которыми определяет романную проблематику. Это, с одной стороны, Иешуа и Пилат, с другой — Воланд и Берлиоз. В обоих есть два героя, образы которых типичны для жанра философского романа, в котором они проходят путь от одной системы взглядов к другой: Левий Матфей (проследите путь этого героя от сборщика податей к последователю Иешуа) и Иван Бездомный. Явно соотнесены образы Иешуа и Мастера: для них зов нравственного императива оказывается выше любых других побуждений, но у обоих отсутствует активность, деятельное начало, что приводит к житейской и жизненной беспомощности и трагической слепоте. Именно поэтому оба оказываются жертвами предательства. Образы предателей тоже соотнесены: это Иуда и Алоизий Могарыч. Истории взаимоотношений жертвы и предателя тоже зеркальны в двух временных планах булгаковского романа. Это история дружбы и коварного корыстного предательства: Иуда получает тридцать тетрадрахм, а Алоизий Могарыч — квартирку Мастера.

Соотнесенность сюжетных линий двух временных планов обнаруживает, что добро без активности бессильно и бессмысленно. Поэтому в романе и появляется Воланд, воплощение активности и всесильного деяния.

Композиционное единство романа создается еще и тем, что Булгаков, создавая апокриф от Воланда, в московских главах пародирует некоторые христианские мотивы и обряды. Во сне Никанор Иванович Босой видит, что «какие-то люди с золотыми трубами в руках (ангелы?) подводят его, и очень торжественно, к большим лакированным дверям» (врата рая? Или ада?), после чего он слышит глас с небес: «— Добро пожаловать, Никанор Иванович! Сдавайте валюту!»

Погоня Ивана Бездомного за шайкой Воланда, начавшаяся на Патриарших прудах и завершившаяся появлением в весьма странном виде в МАССОЛИТе, пародирует обряд крещения: Иван тогда действительно заново рождается, с того вечера начинается эволюция героя. В метаниях по Москве (здесь его черт водит, Булгаков реализует поговорку) Иван забирает в квартире, где он неизвестно зачем оказался, бумажную иконку и венчальную свечу. После этого, искупавшись в Москве-реке (приняв крещение водой), он обнаруживает, что приятный бородач, которому он поручил свою одежду, благополучно исчез, оставив взамен свои полосатые кальсоны, рваную толстовку, свечку, иконку и коробку спичек. В новом облачении, в разорванной беловатой толстовке с приколотой на груди бумажной иконкой неизвестного святого, с зажженной венчальной свечой появляется Иван Бездомный в ресторане Дома Грибоедова.