Пение благотворно влияет на организм человека. Когда мы поем сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление и эмоциональное состояние стабилизируется. Правильно распоряжаясь знаниями в области акустики, анатомии, постановки голоса можно научиться определять индивидуальные вокальные данные, подбирать произведения, в которых голос зазвучит полно и естественно. Первое понятие, с которым предстоит столкнуться – вокальный диапазон.
Это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком. Определить диапазон возможно с помощью музыкальных инструментов с большим количеством октав (фортепьяно, гитара).
Измеряется диапазон количеством октав, которые способен взять голос. Одна октава составляет 8 ступеней, например, от «ре» до следующего «ре». Для профессионального пения достаточно 2 октав.
Понятие «тесситура» помогает подбирать произведения для конкретного исполнителя, а также определять вокальные данные. Тесситура – это соотношение высоты звуков в музыкальном произведении с диапазоном голоса исполнителя. Для певца с высоким голосом – композиция с высокими нотами.
Классификация певческих голосов определяется полом исполнителя, диапазоном, тембром и тесситурой. Тембром называется индивидуальная окраска звучания, обусловленная обертонами. Обертон (нем. «верхний тон») – это части звука, высшей, в сравнении с основным тоном, частоты.
Мужские вокальные диапазоны:
Частотный диапазон:
В диапазоне голоса выделяется три зоны: примарная зона – ноты в центре диапазона певческого голоса; зона рабочего диапазона, в которой исполнитель берет ноты без усилий; зона нерабочего диапазона, включающая замыкающие ноты вокальных возможностей. Расширять диапазон следует постепенно, отходя от примарных звуков вверх, затем вниз.
Основные упражнения и правила для развития вокала:
Помимо домашней практики, консультируйтесь с врачом-фониатром, посещайте занятия педагогов по вокалу, так вы сохраните здоровье и быстрее добьетесь успеха.
Певческие голоса, как музыкальные инструменты должны откликаться на заданную ноту. Путь постановки вокала, создания яркого индивидуального стиля занимает годы. Расширять вокальный диапазон следует в возрасте от 18 лет, когда организм сформировался.
Успехи в вокальной карьере зависят от здоровья артиста, следите за питанием, упражняйтесь, займитесь гимнастикой для дыхания и регулярно практикуйтесь в пении. Не теряйте стремления к развитию и упорства, помните, голосовой диапазон не определяет подачи выступления, имея полторы – две октавы можно завораживать публику чистотой и наполненностью голоса.
Высокие ноты могут представлять сложность для начинающих вокалистов, причём в большей степени для тех, кто не пел в детские годы в хоре. Научиться их правильно петь можно в любом возрасте. Обучение пойдёт быстрее, если в школьные годы вокалист уже имел опыт пения.
Многие исполнители начинают по разным причинам бояться брать высокие ноты, но на самом деле при помощи специальных упражнений можно научиться их правильно и красиво брать. Несколько простых упражнений помогут вам научиться петь высоко на верхнем участке своего диапазона без дополнительных усилителей звука и ревера. Но сначала нужно разобраться, что же мешает вам легко и красиво петь и оставаться на высоте в сложной головной тесситуре.
Причин трудностей пения на высоких участках диапазона может быть множество. Вокалист начинает пугаться их как из-за физических, так и вследствие психологических факторов. При этом его голос может действительно звучать некрасиво на верхних нотах. Вот несколько самых распространённых причин, почему трудно их петь:
Этот вопрос является для некоторых начинающих вокалистов самым главным. Действительно, обидно: хочется петь оперные арии, в которых есть ля, си второй октавы, а в арсенале только фа второй. Начинаешь судорожно искать произведения для ограниченного диапазона…
Чтобы научиться петь выше, нужно терпение. Если сразу начать набивать верхушки, можно испортить голос. В начале обучения нужно сконцентрироваться на формировании середины диапазона. Только в каких-то , в проходящих пассажах можно задевать верхние ноты, не держа их. И то, если у вас есть уже определенные навыки. Главное – сформировать центр голоса. Центр – это наиболее удобно звучащая середина диапазона, не требующая от вас каких-то титанических усилий. Эта середина должна быть доработана до состояния ровной гаммы, спетой единым приятным тембром, с резонансом, плавно, без толчков. Именно такого подхода придерживался великий русский композитор М. И. Глинка, который сам прекрасно пел и воспитал блистательных певцов. После формирования центра можно понемногу раздвигать границы вниз и вверх. В этом деле обязательно учитывайте свой тип голоса. В любой книге по вокалу есть таблицы с границами диапазонов разных голосов. Помните о постепенности, не поддавайтесь соблазну быстро разработать верхние ноты, чтобы не «вытянуть» голос, чтобы он не стал тусклым и блеклым.
Теперь поговорим о тех, кто уже немного «залезал» наверх. Сколько нужно времени на выработку верхних нот? Опять же, все индивидуально. Но здесь есть одна приятная особенность. Часто верхние ноты у подвинутых студентов развиваются сами. То есть студенты просто продолжают заниматься вокалом в своем диапазоне, когда же их педагог предлагает им попробовать арии повыше, у них вдруг получается брать те ноты, которых они никогда раньше не брали. Это говорит о том, что при правильном формировании голоса, верхние ноты сами придут к вам. Останется только привыкнуть к ним.
Есть педагоги, которые придерживаются следующей точки зрения: верхние ноты нужно раскричать. Если не ходить наверх, то никогда верхних нот и не будет. Но лучше все-таки придерживаться золотой середины, а именно: постепенно раздвигать границы диапазона, не травмируя голос излишними и долгими упражнениями в верхнем регистре. То есть эти упражнения должны присутствовать, но не утомлять голос до хрипоты.
Подумайте еще вот о чем. Верхние ноты – это не просто голос, это особое психическое состояние. Это адреналин, если хотите. Послушайте теноров, поющих верхнее ДО. Это ведь производит неизгладимое впечатление! Почему многие так ценят и ждут эти верхние ноты? Да потому что это возбуждает, это производит эффект чего-то неземного, заставляющего прекратить дышать на время звучания ноты. А теперь представьте студента, пробующего взять, скажем, СИ. Вот он стоит вялый, грустный, боится, думает, получится или нет… Споет он СИ? Маловероятно… Во всяком случае, должного эффекта не будет. Кстати, об эффектах. Не увлекайтесь ими. Главное в произведении – донести чувства, смысл до зрителя. Если вы всю арию готовитесь только к финальной верхней ноте, чтобы показать голос, то это «звучкодуйство». Настоящая верхняя нота должна быть оправдана чем-то изнутри. Не рассыпайте ноты просто так.
В техническом плане перед верхней нотой нельзя суетиться. Если вы будете излишне волноваться, запрете себе , зажмете горло, и ничего не выйдет. Наоборот, вдохните хорошо, расслабьте мышцы,
Предлагаем вашему вниманию подборку рекордных музыкальных достижений.
Эта песня играет в данную секунду, пока вы читаете эту статью. Ее композитором стал бывший участник группы Pogue Jem Finer. Он создал ее специально для Тибетских поющих чаш. Она воспроизводится компьютером начиная с 31 декабря 1999 года и закончится 31 декабря 2999. А затем начнется снова.
Самая низкая нота, которую когда-либо мог взять человек согласно книге рекордов Гиннеса, имела частоту 0.393 Гц. Таким достижением может похвастаться церковный певец Роджер Менес, который смог взять самую низкую ноту в 2010 году. Как ему это удалось - совершенно неясно, так как человеческое ухо может уловить звук не ниже 18 Гц.
Этот стиль, который пришел к нам от Sugar Hill Gang начинает развиваться благодаря новому поколению рэперов, которые с каждым разом становятся все быстрее и быстрее. В данный момент обладателем рекорда Гиннеса является парень по имени Рики Браун, который может проговорить 14 слогов в секунду.
В Южной Корее есть парень, который читает рэп со скоростью 23 слога в секунду. Проблема в том, что технически книга рекордов принимает только английский язык. Но всё равно - такая скорость очень впечатляет!
Фортепиано имеет 88 клавиш. Самая высокая нота, которую можно сыграть - это высокая С, которую часто относят к С8. На протяжении долгого времени считалось, что Мэрайа Кэри может спеть самую высокую ноту G7 после исполнения гимна США в 2003 году. Однако в 2008 парень по имени Адам Лопез взял рекордно высокую ноту С8 вживую перед публикой.
Парень из Денвера Джон «Dr. Hot Licks» Тэйлор во время исполнения Полета Шмеля играл со скоростью 600 аккордов в минуту. Думаете, можно догнать его, слегка потренировавшись? Не тут-то было. Он побил предыдущий рекорд со в два раза большей скоростью.
Есть шумные, есть громкие, а есть ну просто очень громкие коллективы. На протяжении долгого времени самой громкой из них считалась Man-O-War, на смену которой позже пришли The Who в 1984 году. Тогда на одном из их концертов был зарегистрирован уровень громкости в 129 ДБ. Их рекорд был побит Группой KISS:136 ДБ на концерте в Канаде в 2009 году.
Рекорд наиболее длинной по времени спетой ноты принадлежит Мортену Харкету, лидеру группы A-Ha. В песне «Summer Moved On», записанной в 2000 году, он выдерживает ноту на протяжении 20.2 секунды. На сегодняшний день есть много разных талантливых вокалистов, но такого еще не делал никто.
Обладателем такого рекорда стала группа L7. Их сингл «White Christmas», который был выпущен в 1942 году, разошелся по всему миру в размере 50 миллионов копий.
Да, мой друг, ты не поверишь, но мы снова долбим эту тему. И не смотря на то что я написал кучу статей на эту тему диапазона, например: « », и т.д. . Я всё равно не устаю читать вопросы типа: «Почему верха не звучат?», «Почему я не могу спеть выше фа диез 1 октавы», «Почему голос словно кончается на верхах и болит горло?» и т.д. Конечно, я рад отвечать на вопросы, и пусть они банальны, всё же у каждого своя индивидуальная ситуация, свой набор проблем, свои загоны и т.д. Если б вы только знали, друзья, насколько пение, сложный и одновременно невообразимо простой процесс. Сегодня разговор не пойдёт о каких-то эстрадных лоховских певцах, там с диапазоном всё и так ясно.
Так же, как и человеческий организм, голос имеет свои разные состояния. У вокалистов есть такая крутая фраза:
Мне хотелось бы сказать, что это не правда, но так и есть. Реально голос звучит классно очень редко, потому что для этого нужно жить по блестящему режиму. Для того что б постоянно чувствовать себя в вокальной форме, нужно спать минимум по 8 часов в день!!! МИНИМУМ!!! Нельзя не высыпаться, а потом круто петь, так не бывает. Нужно хорошо есть, сытно и не бутерброды, шоколадки и мороженное, которые я тоже люблю, но и обыкновенную человеческую пишу, полезную и вообще только ту еду, которая замечательно восстанавливает. Если вы поели прохладной летней окрошки, мороженного, холодного компота, молока из холодильника, то вашему голосу пи*дец на ближайшие 2 дня, даже не трогайте его, и не надо удивляться, почему вам не поётся!!!
И всё это бред и всё я не о том пишу, потому что если выполнять все мои указания, все упражнения и т.д., все равно ничего не будет. Так вот, друзья, вы будете круто петь, легко и свободно, иметь большой диапазон и завораживать себя и публику, тогда, когда в вас появится свобода!!! Свобода физическая и эмоциональная!!!
Когда вы перестанете нервничать, злиться, ненавидеть, обижаться, когда вы избавитесь от всех этих якорей, которые постоянно тянут из вас силы целыми годами на пролёт??? Когда вы перестанете бояться петь???? Когда вы перестанете зажимать горло и посылать звук куда-то вглубь своей гортани??? Когда, вы начнёте звучать и петь открытым ртом и звучать всеми полостями, вместо того, что бы петь узко открытым ртом, что вокалисты называют куриной писей???
Вокал это конечно, сложный процесс, требующий усилий, но в самом-то деле, не в горле же БЛ*ДЬ!!! Усилия должны быть в диафрагме, во время самого пения, нужно толкать ей вниз, что есть дури, поначалу это будет дискомфортно или даже больно, будет в кишках всё булькать (потому что кто-то начал петь не пожравши). Со временем весь процесс станет автоматическим, и диафрагма будет сама опирать столько, сколько ей надо. Не пройти пути становления дыхания невозможно.
Есть такие вокалисты, которые круто поют и без всяких там вокальных школ и вообще нигде не учились.
У меня для Вас 2 новости:
Я уверен в том, что это не вы, потому что если бы вы были таким врождённым талантом, вы бы ни за что на свете не сидели бы у меня на блоге и не внимали бы ваяниям моего больного мозга. Вот вы можете представить себе, что Фредди Меркьюри, Валерий Кипелов или Шаляпин с Монсеррат Кабалье учились бы петь по книгам или просили бы совета у блоггера в интернете? Вот и я думаю, что нет! И вы знаете, это вовсе не значит, что вы петь не будете. Например, мне, тоже достался нелёгкий путь, сплошные зажимы, которые трудно искоренять и порой просто перестаю петь, потому что нет больше моих сил, бросаю всё, матерюсь во весь голос, кричу сам на себя и на природу, которая не сделала меня таким, как Фредди Меркьюри, Валерия Кипелова, и всех остальных.
Но потом, я понимаю, что без пения не могу, а ещё позже вспоминаю, что матерился я очень звонко, громко, свободно, без зажимов, слова словно звенели во мне, согласные буквы чеканились о зубы, даже когда-то проблемная буква «Р» стала стройной и чёткой 🙂 . И потом я понимаю, что всё же во мне скрыты таланты, о которых я пока не знал, а значит, есть куда двигаться. 🙂 Шутки шутками, но суть осталась. Не пытайтесь отыскать в себе всё и сразу, хорошо, если всё и сразу найдётся, но такое бывает только у единиц. Большинство же вокалистов обречено на учение, но зато такие трудяги достигают большего. Например, Паваротти не хотели брать даже в хор, потому что его отец и учителя твердили, что у Лучано крошечный голос.
И так, друзья, после слёзных речей, я повторяю, что вам нужно стать свободными, нужно освободить голос, переложить усилия на опору, а не на связки. Высокие ноты перестанут быть трудными, когда вы будете ким относиться так же легко и уверенно, как и к низким. Будьте оптимистами, будьте смелыми и уверенными, нет никаких у вас заслонов или преград. Диапазон нормального взрослого опытного певца 2, 5 октавы, у певиц 3 октавы и больше. Само собой, в зависимости от опытности певцов этот диапазон может быть чуть больше, чуть меньше, но так или иначе не 1, 5 октавы хрипло кричащего голоса. Если вы не можете петь больше, значит, что-то делаете не так и скорее всего дело в вашей скованности.
Вот вам, кстати, для любителей Валерки Кипелова подборочка высоких партий из песен АРИИ. Хотя, конечно я хотел бы услышать в «Игра с огнём», ту золотую Си1 октавы, которую он тянет 16 секунд. Но и так поёдет. Зато здесь есть «Следуй за мной» и моя любимая терция ре-фа диез второй октавы на 4:28, мммм, класс.
Короче говоря, свобода и только свобода, друзья мои. Только освободившись от скованности горла, позволив связкам аккуратно и естественно смыкаться, будут вам высокие ноты и всё остальное. Но, освободиться не значит «петь как латентный пи*арас». Надо искать , нужно искать позицию голоса, в которой связки смыкаются легко и звучат звонко и громко без малейших усилий, тогда звук будет попадать в резонаторы и т.д.
Статья и так длинная получилась, пишите ваши комменты или заводите тему на форуме. Всем спасибо, не забывайте реагировать на статьи своими поправками и дополнительными вопросами, с радостью отвечу.