Иван Иоакимович (Якимович) Неклепаев родился в Смоленске в семье священника. Окончил духовную семинарию. В годы учебы примкнул к революционному движению. Организовал кружок самообразования. Заведовал библиотекой, доставал революционную нелегальную литературу. В кружке организовал выпуск пяти номеров рукописной газеты «Писарев».
По высочайшему царскому повелению сослан в Сибирь. С 29 августа 1885 г. отбывал ссылку в Кондинске, затем в Сургуте. Переписывался со ссыльными Архангельской губернии, Сибири и Казахстана. В 1888 г. подвергся обыску в связи с обнаруженными письмами в Архангельске. В письмах сообщалось, что он доставал паспорта двум удачно бежавшим из Сургута ссыльным. В январе 1890 г. ссылка продлена на год, в мае переведен в Барнаул.
После окончания ссылки в 1891 г. поселился в Перми. Служил в управлении железной дорогой. За участие в общественном движении «Народное право» был вновь арестован. С апреля 1896 г. отбывал ссылку в Усть – Сысольске (ныне – Сыктывкар). Многое сделал для систематизации документов по истории Коми края, печатался в газетах. Подписывался псевдонимом Z.
Шесть лет сургутской ссылки дали Неклепаеву обширный материал по культуре местного русского населения. На основе бесед с населением и наблюдений создал одно из лучших этнографических описаний русского населения Сургута и его окрестностей - «Поверья и обычаи Сургутского края». Книга содержат уникальные сведения о народной медицине, церковном календаре, обрядах, обычаях и поверьях русского населения.
В 1888-1890 гг. Неклепаев и политссыльный Василий Казаков передали в Тобольский губернский музей нижнюю челюсть мамонта «с весьма незначительным повреждением и вполне сохранившимися зубами». В 1899-1900 гг. жертвует книги в библиотеку Тобольского губернского музея.
В 1900 г. уехал за границу, где получил агрономическое образование. В начале ХХ в. поселился в г. Тотьма Вологодской губернии, где служил агрономом.
Источники:
Поверья и обычаи Сургутского края / И. Неклепаев // Обряды, обычаи, поверья / [сост. Ю. Л. Мандрика]. – Тюмень, 1997. – С. 7–214.
Народная медицина в Сургутском крае / И. Я. Неклепаев // Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX–начала XX века / [сост.: Л. П. Рощевская, В. К. Белобородов]. – Екатеринбург, 1998. – С. 301–330.
Огрызко, В. В. Североведы России: материалы к биогр. словарю / Вячеслав Огрызко; [послеслов. Александра Трапезникова]. - М. : Лит. Россия, 2007. – С. 312.
Белобородов, В. К. Ученые и краеведы Югры: биобиблиогр. слов. / В. К. Белобородов, Т. В. Пуртова; Ханты-Манс. окр. б-ка. - Тюмень: СофтДизайн, 1997. – С. 191-192.
Демонологические представления сургутян / И. Я. Неклепаев // Югра. – 1993. – № 2. – С. 29–36.
Предновогодье навевает сказочно-волшебное настроение. То под заснеженными елями прогуляться тянет, то за звёздным небом понаблюдать. А то в баньку отправиться, «грехи» уходящего года смыть. Баня - место святое для каждого человека. Но именно русская баня и русские люди чаще всего поражали иностранцев.
Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер написал: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».
В России и по сей день - это один из самых популярных способов укрепить здоровье. Но в далёком прошлом бани побаивались. Вернее, хозяина бани - «банника», или «банной суседки» - так называли его в позапрошлом веке в Сургутском крае.
Отношение к домашним суседкам (а их, кроме «банной», было ещё две - «избная» и «скотская») описывает политический ссыльный Иван Неклепаев в своей работе «Поверья и обычаи Сургутского края». Он отмечает, что в представлении сургутян «суседка» - существо женского пола. Сургутяне обращались к ней: «матушка-суседушка». Интересно, что в разговоре сургутяне к суседкам могли приравнивать только женщин. То есть, нечистого духа как бы и не было, только нечистая «духиня».
«Избная духиня» бытовала в избах. Считалось, что она является верховной хозяйкой как над людьми, так и над всем домашним распорядком, и животными, которые временно помещались в избе. Одних жильцов эта суседка любит, других - нет. Первых всюду сопровождают удача и успех, а вторых - одна сплошная незадача.
Неклепаев пишет: «Тем, кого избная суседка любит, она, в знак своего расположения, заплетает по ночам косы. Эти косы тщательно сохраняются их счастливыми обладателями, и ни под каким видом не расчёсываются и не обстригаются. В Сургуте мы имели случай сами видеть людей с густыми косичками за ушами, не заплетёнными, а просто сбитыми, как войлок». В случае же, если суседка кого невзлюбит, того по ночам мучит: сонного трясёт до поту.
В описаниях сургутян суседка имела разный вид. «Бабушка говорила, что она круглая, как клубок, с человеческим лицом, мохнатая, с красной, жёсткой шерстью, без рук и без ног», - вспоминает Анна Ленц. «Нет, она как маленький ребёнок, с маленькими ручками, но очень тяжёлая», - противоречит Анне Зоя Свиридова.
Сургутяне старались суседку задобрить. Например, при закладке нового дома, когда кладут первые продольные брёвна, то в «гнездьях», вырубленных в этих брёвнах, делают небольшие углубления во всех уголках, и в них кладут по кусочку хлеба, по маленькому камню и сколько-нибудь денег. Это - дань суседке, чтобы она благоволила к хозяевам. Затем в переднем углу ставили маленькую, цельную, с корнем, кедринку и приговаривали: «Вот, тебе, мать-суседушка, тёплый дом и мохнатый кедр». Потом приглашали священника и служили молебен.
«Скотская духиня» живёт в загородях, и не всякое животное любит. Лошадям по ночам косы заплетает. В общем, задабривали люди и эту суседку, как могли. Хлеба с солью подавали, а то и специальные круглые хлебцы пекли. А вот с «банной» посложнее было…
Боялись её сургутяне сильно. Представлялась она им существом злобным. В бане-то во всей «красе» пред ней представать приходилось, оттого и страшнее. А ну, явись она перед тобой, а под рукой-то ничего и нет. В общем, как ни крути, а задабривать и её надо. Для этого последнему, кто мылся, ни под каким видом не позволялось выливать на себя всю воду. Нужно хоть немного оставить в кадке. Эта вода предназначается банной суседке, и оставляется с обычным причетом: «Вот тебе, мать-суседушка, водица, мойся и парься в тёплой баньке». Считалось, что если не оставить этой водицы, то в следующий раз суседка, рассердившись, может до смерти запарить хозяина.
Не любила суседка и «третьего пару». Пойдёшь париться в третий заход, тут она тебя до смерти и запарит, а то и кипятком ошпарит. «Однажды в с. Локосовом, в бане, - пишет Неклепаев, - мылись три человека - двое сургуских казаков и местный поп. Казаки вымылись раньше и вышли в предбанник, поп остался. Вдруг они слышат дикие стоны и мычанье попа, вбегают в баню и видят, что на нём верхом сидит кто-то мохнатый. Один казак пустился бежать, а другой не оробел, скинул с себя шейный крест, окунул его в ковш с водой, и этой водой брызнул в мохнатого… В бане поднялся страшный «трескоток», и «банный» моментально исчез, а попа подняли еле живого в бесчувствии». Отойдя, поп рассказал, что «банный» накинулся на него из-за печки и, навалившись, стал душить. В общем, бани сургутяне побаивались. Но страх этот не мешал им устраивать там святочные гадания.
Переиздание материалов очерка И. Неклепаева «Поверья и обычаи Сургутского края», 1903 г. с приложением напевов из сибирских коллекций А.Мехнецова (экспедиционные записи 1967-1975 гг.). Санкт-Петербург, 1995«Трудно представить себе местность более пустынную, захолустную и дикую...» - так открывает свой очерк о поверьях и обычаях Сургутского края И. Неклепаев. Эта характеристика относится к концу прошлого века (материалы очерка собирались на протяжении 1885-1891 годов) . Современный Сургут уже ничем не напоминает тот маленький городишко с двухтысячным населением, где было лишь две школы.
Сто лет назад в жизни сургутян, как отмечает И. Неклепаев, сохранялось «в более или менее чистом и нетронутом виде, немало любопытных обычаев и обрядов, носящих на себе отпечаток несомненной седой старины и занесенных сюда с незапамятных времен, быть может, еще с первыми засельщиками края. Эти архаические черты не трудно подметить как в здешних свадебных обрядах и песнях, так и во многих вечерочных играх и в целом ряде разнообразных предрассудков и суеверий».
Автор подчеркивает особое отношение сибиряков к традициям, освященным «обычаем и практикою дедов»: «Все более важные моменты жизни, начиная от рождения, продолжая браком и кончая смертью, здесь отмечены особыми обрядами, во всей своей неприкосновенности переходящими от одного поколения к другому и строго соблюдаемыми каждым». Верность традициям, сохранность коренных основ культуры помогала выстоять в суровых условиях Сибири под бременем тяжелого труда, лишений и крайней изолированности. Но уже с прошлого века этот чистый источник силы и духовности подвергается воздействию «мутных волн» городской «цивилизации». «Та чудная первобытная поэзия, которою окрашены многие из сургутских обрядов и игр, те прелестные старинные песни, которые блещут такими дивными красотами образного и яркого великорусского языка, - все это исчезает, не заменяясь ничем лучшим. И жизнь становится более прозаической, серой и скучной...» - восклицает И. Неклепаев.
Возможно, «современному» молодому человеку будет непонятна та самоотверженность и настойчивость, с какой в 60-е годы нашего века А. Мехнецов, такой же молодой парень, как и наши читатели, обходил деревню за деревней на всем пространстве обширного Приобского края в поисках людей, помнящих старинные песни и обычаи. Удивительно, что несмотря на все изломы исторической судьбы и жизненные тягости, традиции народной культуры не ослабевали, и память русских людей хранила напевы старинных сибирских песен.
Звукозаписи из архивных коллекций А. Мехнецова, включенные в публикацию, дают возможность озвучить тексты песен из очерка И. Неклепаева, воскресить голоса сибиряков-старожилов.
Надеемся, что эта книга поможет найти связующую нить и не потеряться, обнаружить свою причастность к культурному наследию предшествующих поколений русских людей.
Лимеров П. Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар: Коми науч. центр УрО РАН, 1998. С. 15, 81.
Матвеев А. В. Указ. соч. С. 108.
Потапов Л. П. Охотничий промысел алтайцев: (отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев). СПб.: МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера), 2001. С. 139–140.
Миков Л. К символике животных в культуре болгар-мусульман // ЖС. 2003. № 2. С. 21.
Швед И. А. Традиционные верования белорусов, связанные с охотой // ЖС. 2009. № 2. С. 9.
Авдеева К. Русское житьё-бытьё // Русский вестник. 1841. Т. 3. С. 556.
Морозова Н. А., Новиков Ю. А. "Отец рыбак, и сын в воду смотрит": (рыболовный промысел у старообрядцев Западного Причудья) // ЖС. 2009. № 2. С. 32.
Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. С. 186–192.
Былички и бывальщины: старозаветные рассказы, записанные в Прикамье / сост. К. Э. Шумов. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1991. № 53.
Неклепаев Н. Я. Поверья и обычаи Сургутского края //[Городцов П., Костюрина М., Неклепаев И., Осипов Н., Плотников З., Скалозубов Н., Шамаев И.] Указ. соч. С. 26.
Логинов К. К. Лес и "лесная сила" в современных представлениях русских Карелии // ЖС. 2002. № 4. С. 3.
Зиновьев В. П. Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин // http://ruthenia.ru/folklore/zinoviev2.htm (А. I. 6 а); Его же. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин / публ. Н. Л. Новиковой, Г. Н. Зиновьевой // http://ruthenia.ru/folklore/zinoviev1.htm (I. 6 а*); Козлова Н. К., Назырова Ф. Указатель сюжетов о лешем и тексты ФА ОмПГУ // http://ruthenia.ru/folklore/kozlova6.htm (А. III). См. также: Коршунков В. А. Свадьбы леших и лешачьи тропы: мифологические особенности народной "культуры пути" // Сквозь границы: культурологический альманах / гл. ред. Н. И. Поспелова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. Вып. 5. С. 290–295.
Обзор мемуарных источников об этой истории и комментарии к ним см., например, в работах: Сурат И. "Кто из богов мне возвратил…": Пушкин, Пущин и Гораций // Новый мир. 1994. № 9. С. 209–226; Листов В. Пушкин: жизнь в воображении // Пушкинский сборник / сост. И. Лощилов, И. Сурат; отв. ред. И. Сурат. М.: Три квадрата, 2005. С. 41–43.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 17 т. М.: Воскресенье, 1995. Т. 6: Евгений Онегин. С. 99–100.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 17 т. М.: Воскресенье, 1995. Т. 15: Переписка 1832–1834. С. 80–81.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 17 т. М.: Воскресенье, 1995. Т. 15. С. 83.
Тургенев И. С. Дым // Тургенев И. С. Собр. соч.: в 12 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 4: Дым. Новь. С. 40.
Собственно говоря, писатель Андрей Битов давно уже и настойчиво призывал водрузить монумент судьбоносному зайцу на том самом месте, где он перебежал дорогу Пушкину. По его задумке, на памятнике должна быть надпись: "Косому – благодарная Россия". Ведь заяц этот знаменовал собою не только поворот судьбы поэта, но и важнейший этап его творческого развития. К моменту исторической встречи с зайцем Пушкин достиг творческой вершины и вышел на "мировую дорогу". Битов даже опубликовал книгу о Пушкине с примечательным названием "Вычитание зайца". Рисунки в книге тоже хороши – их сделал Резо Габриадзе. Она затем была переиздана, с добавлением многих попутных материалов (см.: Битов А. Вычитание зайца. М.: Олимп; ППП; БаГаЖ, 1993; Его же. Вычитание зайца. 1825. М.: Изд-во Независимая Газета, 2001). Битов писал: "Этот заяц, выбежавший на мировую дорогу русской литературы, имеет явную историческую заслугу"; "Как поэт и путешественник, для которого понятие пути является сакральным, Пушкин не мог пренебречь зайцем, перебегавшим ему мировую дорогу , и без того еле различимую в наших снегах и метелях" (Его же. Вычитание зайца. 1825. С. 52, 124. Курсив автора. – В. К. ).
Иванов А. Г., Сепеев Г. А. Материалы анкеты В. Н. Татищева о марийцах Приуралья 30-х годов XVIII века // Марийский археографический вестник. 1994. № 4. С. 102.
Ильин М. И. Свадебные обычаи и обряды у вотяков / под ред. Ф. Стрельцова // Тр. Науч. о-ва по изучению Вотского края. Ижевск: Тип. "Удкнига", 1926. Вып. 2 / под ред. Ф. Стрельцова. С. 30.
Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2000. С. 83, 85.
Улащик Н. Н. Деревня Вицковщина. 1880–1917: историко-этнографический очерк. Воспоминания о Николае Улащике. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 133.
Вересаев В. Невыдуманные рассказы о прошлом // Вересаев В. Собр. соч.: в 5 т. М.: Правда, 1961. Т. 4. С. 282–283.
Магницкий В. Указ. соч. № 82.
Пинчуки: этнографический сб.: песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья, суеверья и местный словарь / собр. в Пинском уезде Минской губернии Д. Г. Булгаковский. СПб.: В тип. В. Безобразова и Комп., 1890. (Зап. Имп. Рус. географич. о-ва по отд. этнографии. Т. 13. Вып. 3). С. 187.
Симина Г. Я. Указ. соч. С. 111.
Цит. по: Владыкина Т. Г. Удмуртские поверья в системе этносоциальной регламентации // Традиционное поведение и общение удмуртов: сб. ст. / сост. и отв. ред. Г. К. Шкляев. Ижевск: УдмИИЯЛ УрО РАН, 1992. С. 163–164.
[Чулков М.]. Указ. соч. С. 79. Возможно, к этому же месту "Абевеги" Чулкова (и к такому ещё – с. 191) восходит соответствующий отрывок из книги компилятора XIX в. М. Забылина (Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Изд. М. Березина, 1880. С. 263–264).
Посошков И. Т. Завещание отеческое к сыну своему, со нравоучением, за подтверждением Божественных Писаний // Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. Завещание отеческое. М.: Рос. полит. энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 340.
Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. М.: Языки русской культуры, 2000. Т. 1: (Древняя Русь) [сост. А. Кошелев, В. Петрухин]. С. 309.
Материалы о состоянии уездов губернии за 1850 г. Т. 2 // ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 12. Л. 166.
Анкетные сведения о приходах церквей Слободского уезда. Л. 951.
Преображенский А. Приход Станиловский на Сити Ярославской губернии Моложского уезда // Этнографический сборник, издаваемый Имп. Русским географическим обществом. СПб., 1853. Вып. 1. С. 166.
Быт великорусских крестьян-землепашцев. С. 151.
Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений: в 3 т. Л.: Сов. писатель, 1967. Т. 3. С. 23.
Его же. Коробейники // Там же. 1967. Т. 2. С. 78.
Толстой Л. Н. Поликушка (1861–1862) // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Сер. 1: Произведения. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1936. Т. 7: Произведения 1856-1869 / ред. Н. М. Мендельсон [и др.]. С. 29.
Суеверия и предрассудки русского народа. М.: Синодальная тип., 1907. (Общедоступная религиозно-нравственная библиотека). С. 48–50.
Щепанская Т. Б. Указ. соч. С. 156–157.
Вопрос о том, почему встреча со священником считалась дурной приметой, подробно разбирал А. В. Коровашко. По его мнению, священник представлялся могущественным, "сильным", чем-то вроде колдуна (Коровашко А. В. Заговоры и заклинания в русской литературе XIX–XX веков. М.: Изд-во Кулагиной – Intrada, 2009. С. 248–257).
Богданов К. А. Повседневность и мифология: исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство – СПБ, 2001. С. 198–199, 202.
Байбурин А. К. Заметки о случае и случайном в связи с категорией времени // Ad hominem: памяти Николая Гиренко / редкол.: В. Ф. Выдрин [и др.]. СПб.: МАЭ РАН, 2005. С. 175–176.
Щепанская Т. Б. Указ. соч. С. 185–186; Котельникова Н. Е. Тема разбойничьих кладов в народной несказочной прозе // ТК. 2006. № 4. С. 56; Левкиевская Е. Е. Разбойник // СД-4. С. 393. Известен сюжет, например, о том, как разбойник, завидев на пути шурина, велит ему сойти с дороги, но поскольку тот не реагирует на эти призывы, разбойник вынужден убить его (Джейкобсон Майкл, Джейкобсон Лидия. Преступление и наказание в русском песенном фольклоре (до 1917 года). М.: Изд-во Совр. гуманитарного ун-та, 2006. С. 32, 150–152).
| Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)
Введение
| Очерк 1
| Очерк 2
| Очерк 3
| Очерк 4
| Очерк 5
| Заключение
| Приложение 1
Примечания к Очерку 5. "Представления русских Омского Прииртышья о потустороннем мире в конце XIX - начале XX веков"
См., напр.: Селезнев А.Г. Селезнев А.Г. Локальные
(ареальные) культурные комплексы как форма существования традиционной культуры
// Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск; СПб.,
1998. - С. 57-62; Он же. Или-или: проблема соотношения традиционной и этнической
культуры // История и культура Сибири. - Омск, 2001. - С. 140-153; Он же.
Традиционная и этническая культура: сферы функционирования и границы понятий //
Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. - Томск, 2001. - С.
190-193.
Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М.,
1995. - С. 283-284.
Бережнова М.Л. Представления о связях реального
и потустороннего мира через умерших у русских Среднего Прииртышья (по материалам
этнографических экспедиций 1996 г.) // Русский вопрос: история и современность:
Матер. III Всероссийск. науч. конфер. - Омск, 1998, С. 228.
Завойко Г.
Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губ. // Этнографическое
обозрение. - 1914. - Кн. CIII-CIV. - С. 97.
Виноградов Г.С. Смерть и
загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири. // Сборник
трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского Университета. - Иркутск, -
1923. - Вып. 5. - С. 303.
Неклепаев И.Я. Поверья и обычаи Сургутского
края. - Омск, 1903. - С. 182. - Отт. из "Записок ЗСО ИРГО". - Кн. 30.
Бережнова М.Л. Указ. соч. - С. 228.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-1. К.
224.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К. 154.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф.
1.П. 20-1. К. 224, 235.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К. 156.
Зеленин Д.К. (Культ покойников, умерших неестественной смертью, у русских и у
финнов) // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре.
1901-1913. - М., 1994. - С. 259.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К.
125.
Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Избранные труды. - М.,
1996. - С.178.
Тульцева Л.А. Религиозные верования и обряды русских
крестьян на рубеже XIX-XX вв. // Советская этнография. - 1978. - № 3. - С.
69.
Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - С. 181-182.
Бережнова М.Л. Указ. соч. - С. 230. Аналогии в белорусской культуре см.:
Булгановский Д. Г. Пинчуки. Этнографический сб.: песни, загадки, пословицы,
обряды, приметы, предрассудки, поверья, суеверия и местный словарь // Зап. ИРГО
по отделению этнографии. - 1890. - Т. XIII. - Вып. 3. - С. 190; Труды
этнографо-статистической экспедиции в Западнорусский край, снаряженной ИРГО:
юго-западный отдел: Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. - СПб.,
1877. - Т. 4: Обряды, родины, крестины, свадьба, похороны. - С. 712.
Толстой Н.И. Из "грамматики" славянских обрядов // Язык и народная культура… -
С. 63.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб., 1993. - С.
101.
Седакова О.А. Тема "доли" в погребальном обряде (восточно- и
южнославянский материал) // Исследования в области балто-славянской духовной
культуры: Погребальный обряд. - М., 1990. - С. 54.
Там же. - С.
55.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие
семиотические системы (Древний период). - М., 1995. - С. 76.
Неклепаев
И.Я. Указ. соч. - С. 182.
Завойко Г. Указ. соч. - С. 85-178; Семёнова
О.П. Смерть и душа в поверьях и в рассказах крестьян и мещан Рязанского,
Ранненбургского и Данковского уездов Рязанской губ. // Живая старина. - 1898. -
Вып. II. - С. 229; Зеленин Д.К. Из быта и поэзии крестьян Новгородской губ. //
Живая старина. - 1905. - Вып. I-II. - С. 11.
Барсов Е.В. Причитания
Северного Края. - М., 1872. - Ч. 1. - С. 212.
Там же. - С. 167.
Стихи духовные. - М., 1991. - С. 198.
Ушаков Д.Н. Материалы по народным
верованиям великорусов // Этнографическое обозрение. - 1896. - Кн. XXIX-XXX. -
С. 203.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 281.
Там же. - С.
282.
Завойко Г. Указ. соч. - С. 160.
Байбурин А.К. Указ. соч. -
С. 104.
Садовников. Д.Н. Сказки и предания Самарского края // Записки
ИРГО по отд. этнографии. - 1884. - Т. XII. - С. 252.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф.
1. П. 21-2. К. 94.
Неклепаев И.Я. Указ. соч. - С. 226.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 283.
Бардина П.Е. Материалы о
похоронно-поминальном обряде русского населения Среднего Приобья в конце XIX -
начале XX вв. // Обряды народов Западной Сибири. - Томск, 1990. - С.
170.
Семёнова О.П. Указ. соч. -
С. 230.
Там же. - С. 231.
Соболев А.Н. Мифология славян.
Загробный мир по древнерусским представлениям (литературно-исторический опыт
исследования древнерусского народного миросозерцания). - СПб., 1999. - С.
49.
Байбурин А.К. Указ. соч. - С. 106.
Цитируется по: Невская
Л.Г. Семантика дороги и смежных представлений в погребальном обряде // Структура
текста. - М., 1980. - С. 231.
Пословицы русского народа: Сборник В.
Даля. В 3-х томах. - М., 1993. - Т. 1. - С. 552.
Невская Л.Г. Семантика
дороги… - С. 231.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К. 45.
Толстой
Н.И. Глаза и зрение покойников // Язык и народная культура… - С. 186.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-1. К. 223.
Толстая С.М. Зеркало в
традиционных славянских верованиях и обрядах // Славянский и балканский
фольклор: Верования. Текст. Ритуал. - М., 1994. - С. 113.
Бардина П.Е.
Указ. соч. - С. 167.
Бережнова М.Л. Погребальный обряд русских
старожилов Среднего Прииртышья // Этнографо-археологические комплексы. Проблемы
культуры и социума. - Новосибирск: Наука, 1997. - Т. 2: Культура тарских татар.
- С. 310.
Байбурин А.К. Указ. соч. - С. 115.
Толстой Н.И. О
жанре обмирания (посещения того света) // Толстой Н. И. Язык и народная
культура… - С. 460.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 48-1. К. 183.
Генерозов Я.К. Русские народные представления о загробной жизни на основании
заплачек, причитаний, духовных стихов и т. д. - Саратов, 1883. - С. 23.
Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. - Новосибирск,
1987. - С. 64.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К. 101.
Архив МАЭ
ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К. 102.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и
крестная сила. - СПб., 1994. - С. 44-49.
Байбурин А.К. Указ. соч. - С.
112.
Бережнова М.Л. Представления о связях реального и потустороннего
мира… - С. 229.
Там же. - С. 229.
Звонков А. Очерк верований
крестьян Елатомского уезда Тамбовской губ. // Этнографическое обозрение. - 1889.
- Кн. II. - С. 77.
Невская Л.Г. Семантика дома и смежных представлений в
погребальном фольклоре // Балто-славянские исследования 1981. - М., 1982. - С.
110.
Барсов Е.В. Указ. соч. - С. 240.
Топоров В.Н. К символике
окна в мифологической традиции // Балто-славянские исследования 1983. - М.,
1984. - С. 117.
Ушаков Д.Н. Указ. соч. - С. 178.
Бережнова М.Л.
Представления о связях реального и потустороннего мира через умерших… - С.
228.
Седакова О.А. Поминальные дни и статья Д. К. Зеленина
"Древнерусский языческий культ "заложных покойников" // Проблемы славянской
этнографии (К 100-летию со дня рождения члена-корр. АН СССР Д. К. Зеленина) - Л,
1979. - С. 125.
Седакова О.А. Тема "доли" в погребальном обряде… - С.
126; Виноградов Г. С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого
населения Сибири. - С. 321.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной
культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.,
1993. - С. 119.
Седакова О.А. Поминальные дни и статья Д. К. Зеленина… -
С. 128-129.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-1. К. 235, 224; П. 22-2. К.
140.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 15-1. К. 143.
Иванов А.И.
Верования крестьян Орловской губ. // Этнографическое обозрение. - 1900. - Кн.
XLVII. - №4. - С. 97.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - С.
117.
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа:
утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приёмы гостей.
- М., 1993. - С. 235.
11. Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К. 10.
Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - С. 201.
Лаврентьева Л.С.
Соль в обрядах и верованиях восточных славян // Полевые исследования ГМЭ народов
СССР 1985 -1987 гг.: Тез. докл. науч. сессии. - Л., 1989. - С. 68.
Седакова О.А. Тема "доли" в погребальном обряде… - С. 125.
Соболев Н.А.
Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям… - С.87.
Седакова О.А. Поминальные дни и статья Д. К. Зеленина… - С. 126.
Семёнова О.П. Указ. соч. - С. 229.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С.
330.
Там же. - С. 321.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К.
121.
Бережнова М.Л. Представления о связях реального и потустороннего
мира… - С. 228.
Завойко Г. Указ. соч. - С. 227.
Архив МАЭ ОмГУ.
Ф. 1. П. 77-1. К. 34.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К. 97.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 49-1. К. 229.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 48-1. К.
180.
Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. - С.
388.
Ушаков Д.Н. Указ. соч. - С. 204.
Зеленин Д.К. К вопросу о
русалках. - С. 230-235.
Там же. - С. 253-254.
Неклепаев И.Я.
Поверья и обычаи Сургутского края. - Омск, 1903. - С. 50.
Виноградов Г.
С. Указ. соч. - С. 315.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 21-2. К. 184.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-1. К. 224.
Зеленин Д.К. Указ. соч. - С.
257-258.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 49-1. К. 12.
Афанасьев А.Н.
Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Афанасьев А. Н.
Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. - М., 1996. -
С. 290.
Там же. - С. 291.
Соболев А.Н. Причитания над умершими
Владимирской губ. // Этнографическое обозрение. - 1912. - Кн. XC - XCI. - № 3-4.
- С. 191.
Бережнова М. Л. Представления о связях реального и
потустороннего мира… - С. 299.
Труды этнографо-статистической
экспедиции в Западнорусский край… - С. 698.
Балов А.В. Очерки
Пошехонья. Верования. // Этнографическое обозрение. - 1901. - № 4. - С.
108.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К. 59.
Семёнова О.П. Указ.
соч. - С. 228.
Балов А.В. Сон и сновидения в народных верованиях. //
Живая старина. - 1891. - Вып. IV. - С. 116.
Бережнова М.Л.
Представления о связях реального и потустороннего мира… - С. 230.
Виноградова Л.Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной
обрядности (западно-восточнославянские параллели) // Славянский и балканский
фольклор. Обряд. Текст. - М., 1981. - С. 18.
Невская Л.Г. Погребальный
обряд в Пелясе (структура и терминология) // Балто-славянские этноязыковые
контакты. - М., 1980. - С. 77.
Неклепаев И.Я. Указ. соч. - С.
82-84.
Герасимов М.К. Некоторые обычаи и верования крестьян
Череповецкого уезда Новгородской губ. // Этнографическое обозрение. - 1895. -
Кн. XXVII. - № 4. - С. 126.
Соколова В.К. Об историко-этнографическом
значении народной поэтической обрядности (образ свадьбы - смерти в славянском
фольклоре) // Фольклор и этнография: связи фольклора с древними представлениями
и обрядами. - Л., 1977. - С. 140.
Шиндин С.Г. Пространственная
организация русского заговорного универсума: образ центра. // Исследования в
области балто-славянской духовной культуры. Заговор. - М., 1993. - С.
109-110.
Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. -
СПб., 1997. - С. 104.
Соболев А.Н. Славянская мифология.
Загробный мир по древнерусским представлениям… - С.57.
Виноградов Г.С.
Указ. соч. - С. 308.
Там же; Завойко Г. Указ. соч. - С. 89.
Семенова О.П. Указ. соч. - С. 232.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К.
223.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К. 122.
Неклепаев И.Я.
Указ. соч. - С. 83.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 318.
Там
же; Звонков А. Очерки верований крестьян Елатомского уезда Тамбовской губ. //
Этнографическое обозрение. - 1889. - Кн. II. - С. 77.
Семенова О.П.
Указ. соч. - С. 231.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 292.
Казимир Е.П. Из свадебных, родинных и похоронных обычаев Подольской губ. //
Этнографическое обозрение. - 1907. - № 1-2. - С. 208.
Виноградов Г.С.
Указ. соч. - С. 318.
Там же.
Завойко Г. Указ. соч. - С.
89.
Соболев А.Н. Славянская мифология. Загробный мир по древнерусским
представлениям… - С. 131.
Барсов Е.В. Указ. соч. - С. 27.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 310.
Соболев А.Н. Славянская мифология.
Загробный мир по древнерусским представлениям… - С. 95.
Виноградов Г.С.
Указ. соч. - С. 311.
Бессонов П.А. Калеки перехожие. Сб. стихов и
исследование. В 2-х частях. - М., 1861. - Ч. 1. - С. 63.
Барсов Е.В.
Указ. соч. - С. 131.
Там же. - С. 211.
Неуступов А.Д. Из
преданий и легенд крестьян Васьяновской волости Кадниковского уезда //
Этнографическое обозрение. - 1901. - Кн. XLI. - № 1. - С. 168.
Толстой
Н.И. Бинарные противопоставления типа правый-левый, мужско-женский // Язык и
народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М., 1995.
- С. 158.