Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Хронология творчества - В.Г. Распутин

Хронология творчества - В.Г. Распутин

Статья посвящена краткой биографии Распутина Валентина Григорьевича - известного писателя и общественного деятеля.

Распутин В. Г.: начало писательской карьеры

Будущий писатель родился в 1937 г. в обычной деревенской семье. Высшее образование он получил в Иркутском университете. Уже в эти годы у него проявился литературный талант, будущий писатель стал корреспондентом молодежной газеты. После окончания учебы Распутин некоторое время по-прежнему работал корреспондентом, освещая масштабное строительство в Сибири. В это время Распутин активно печатает очерки и рассказы в провинциальных периодических изданиях. Эти первые опыты уже несут в себе отпечаток таланта, но еще не возвышаются над общей массой подобных произведений рядовых авторов.
В 1965 г. с творчеством начинающего писателя ознакомился В. Чивилихин, который заметил в нем талант и стал заботиться о его судьбе. Через два года вышел в свет сборник рассказов Распутина - "Человек с этого света" и повесть "Деньги для Марии", ставшая определенным этапом в его творчестве. Для ранних произведений писателя был характерен налет журналистской деятельности. Они проникнуты героическим романтизмом, содержат большое количество документальных точных данных. Однако, уже намечался контраст между покорителями природы и духовных миром коренных сибирских жителей. Распутин обращает внимание на гармоничность жизни простых крестьян, придерживающихся определенного, закрепленного веками истинного порядка. Вторжение цивилизации с ее жаждой наживы и потребления наносит непоправимый удар по основам русской жизни. Ярко выражено это переосмысление своей позиции в "Деньгах для Марии", когда старый дед вспоминает, что раньше помощь воспринималась как естественное дело, а сейчас все делается только за деньги. Распутин считал повесть началом своей серьезной писательской деятельности.

Распутин В. Г.: период зрелости

В 1970 г. увидела свет повесть "Последний срок", представившая Распутина вполне сложившимся писателем.
Повесть "Живи и помни" описывает последние дни перед смертью крестьянки Анны. Это было новшеством в литературе того времени, где смерть непременно была героической и происходила во имя каких-либо идеалов. Женщина просто и спокойно принимает смерть, так как с достоинством прожила собственную жизнь, исполнила свой долг. Анна неосознанно чувствует свою причастность к единой цепи поколений. Однако, этой преемственности уже нет в собравшихся у смертного одра родственниках женщины. Ими нарушена связь поколений, каждый обеспокоен только собственным благополучием.
Распутин в своих произведениях старается описать лучшие качества русского человека, богатство его души. Писатель стоит на позициях защиты родной земли от нашествия прогресса в повести "Прощание с Матерой". Наступление технократической цивилизации с ее преобладанием разума и эффективности над душой абсолютно неприемлемо для писателя. Высшей ценностью для него является человек с его чувствами и переживаниями, на которых в конечном счете и покоится величие страны.
Центральный образ произведений Распутина - деревня имеет для писателя особое значение. Городская жизнь, по его мнению, ведет к падению исконно присущей русскому человеку нравственности. Городской житель, предоставленный сам себе, отходит от родной земли и связанных с ней моральных норм.

Распутин после Перестройки
В 1985 г. Распутин издает повесть "Пожар", в которой звучит явное предостережение о происходящем духовном кризисе, за которым обязательно последует общий кризис общества. С связи с Перестройкой Распутин активно включается в политическую деятельность, выступает публично с патриотическими заявлениями. Он не принял власти, пришедшей на смену советскому режиму, и оставался приверженцем коммунистической идеологии. Политические взгляды странным образом переплетались у писателя с участием в религиозных делах (издание православной газеты, открытие православной гимназии).
После развала Советского союза Распутин продолжал писать, но издавался уже небольшими тиражами. Помимо рассказов и очерков, он занимался публицистической деятельностью, охраной природы. Умер Валентин Григорьевич в 2015 г.

Хронологическая таблица Распутина расскажет о жизни и творчестве известного русского писателя, общественного деятеля, публициста.

Материал познакомит с датами окончания школы, учёбы в Иркутском университете, местами работы и проживания писателя. С помощью таблицы можно узнать о первых публикациях Валентина Григорьевича, о датах выхода в свет его повестей и рассказов. Повесть «Живи и помни» получила Государственную премию. В начале двухтысячных годов издаётся сборник сочинений писателя. В 2010 году его кандидатуру выдвигали на Нобелевскую премию. Так вышло, что дата рождения и смерти Распутина совпали, это 15 марта. Похоронен писатель на родине, в городе Иркутске.

Основные даты жизни и творчества Распутина Валентина Григорьевича помогут самостоятельно закрепить пройденный материал, подготовиться к проверочной работе.

1937 год, 15 марта – родился в районном посёлке Усть-Уда Иркутской области.Отец писателя был крестьянином, работал в леспромхозе, мать – домохозяйка.

1954 – оканчивает школу и поступает на первый курс историко-филологического факультета Иркутского университета.

1955 – знакомство с Александром Вампиловым, поступившим на первый курс историко-филологического факультета ИГУ.

1957 – Распутин начинает работать внештатным корреспондентом газеты “Советская молодежь”.

1958 – в газете “Советская молодежь” Распутин печатает статьи, зарисовки, репортажи, критические корреспонденции о студенческой жизни, о деятельности пионерских дружин, о работе милиции, о жизни школы;
печатается в соавторстве с Р.Градом, М.Ворониным, под псевдонимом Р.Валентинов, но чаще всего под собственным именем – В.Распутин.

1959 – заканчивает пятый курс историко-филологического факультета ИГУ;
работает в газете “Советская молодежь”. Под газетными публикациями появляется псевдоним В.Каирский.

1961 – в альманахе “Ангара” впервые опубликован рассказ Распутина (“Я забыл спросить у Лешки…”);
Распутин увольняется из редакции газеты “Советская молодежь” и поступает на должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения;
в газете “Советская молодежь” (12 февраля, 17 сентября), в альманахе “Ангара” начинается публикация рассказов и очерков будущей книги “Край возле самого неба”.

1962 – Распутин увольняется с Иркутской студии телевидения и работает в редакциях разных газет («Советская молодежь”, “Красноярский комсомолец”, “Красноярский рабочий” и др.)

1962, август – Распутин принят на должность литсотрудника газеты “Красноярский рабочий” в Красноярске.

1964 – в газете “Восточно-Сибирская правда” опубликован рассказ “Человек с этого света”.

1965 – в альманахе “Ангара” опубликован рассказ “Человек с этого света”;
Распутин принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей, встречается с В. Чивилихиным, отметившим талант начинающего автора;
в газете “Комсомольская правда” опубликован рассказ “Ветер ищет тебя”;
в журнале “Огонек” напечатан очерк “Разъезд Стофато”.

1966 – в Красноярске выходит книга очерков “Костровые новых городов”.

1967 – публикуется повесть “Деньги для Марии”, принесшая писателю известность;
Распутин принят в Союз писателей СССР.

1968 – писателю присуждена комсомольская премия имени И.Уткина.

1969 – начало работы над повестью “Последний срок”.

1971 – поездка в Болгарию в составе клуба советско-болгарской молодежной творческой интеллигенции. В Новосибирске (Западно-Сибирское книжное издательство) в серии “Молодая проза Сибири” выходит книга “Последний срок” с послесловием С.Викулова, принесшая Распутину всемирную известность.

1974 – выходит в свет повесть “Живи и помни” (Государственная премия, 1977).

1976 – выходит повесть “Прощание с Матёрой”;
Распутин совершает поездку в Финляндию с прозаиком В. Крупяным по приглашению шведского семинара по вопросам литературы и культуры;
едет в Федеративную Республику Германии совместно с Ю.Трифоновым на книжную ярмарку во Франкфурте-на-Майне.

1977 – в Московском театре им. М.Н.Ермоловой ставится спектакль “Деньги для Марии” по одноименной повести;
в МХАТе поставлен спектакль “Последний срок” по пьесе В.Распутина.

1978 – Распутин принимает крещение в Ельце;
на экраны страны выходит телевизионный фильм К.Ташкова “Уроки французского” по одноименной повести Распутина.

1979 – поездка во Францию.

1981 – Распутин награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1983 – поездка в ФРГ на встречу, организованную клубом “Интерлит-82”.

1984 – поездка в Мексику по приглашению Института изящных искусств.

1985 – поездка в Канзас-Сити (США) по приглашению университета. Чтение лекций о современной прозе.

1986 – поездка в Болгарию, Японию, Швецию.

1987 – пребывание в Западном Берлине и в ФРГ в составе делегации, изучающей проблемы экологии и культуры.

1994 – выступление на Всемирном русском соборе “Путь спасения”.

1995 – решением Иркутской городской Думы Распутину присвоено звание “Почетный гражданин города Иркутска”.

1997 – В.Распутину и Г.Галазию присуждена премия Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного “За веру и верность”;
выходит двухтомник избранных произведений В.Распутина.

1999 – состоится выступление “Унесенному – прощай?” в Италии на Международной конференции по проблемам современного мира и прогнозам на будущее.

2000 – присуждена премия Фонда Солженицына “Братство консерваторов”.

2002 – в издательстве “Янтарный сказ” (Калининград) выходит двухтомник собрания сочинений Распутина;
на праздновании Первых Международных Дней Ф.Достоевского в Эстонии В.Распутину присуждена первая премия Ф.Достоевского;
Распутин принимает участие во Всемирном Русском Народном Соборе.

Имя Валентина Распутина известно читающей публике уже давно. Писатель принадлежит к младшему поколению писателей-деревенщиков. Еще во времена советской власти его книги издавались большими тиражами. Рассказы Распутина включены в школьную программу. Рассмотрим подробнее жизнь и книги этого писателя.

Ранние годы

Будущий писатель родился 15 марта 1937 года в небольшой деревне Аталанка Иркутской области. Его родители были крестьянами. В родном селе Валентина Распутина была только начальная школа, поэтому среднюю школу мальчик посещал в Усть-Удинске, районном центре, находившемся в 50 км от Аталанки. В 1947 году, когда Валентину было 10 лет, его отца арестовали и осудили к семи годам в лагерях. С того времени мать Нина Ивановна воспитывала троих детей сама.

В 1954 году Распутин окончил школу и поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета имени Жданова. Во время обучения он стал сотрудничать с иркутской газетой «Советская молодёжь». По окончании университета Распутин был принят в её штат. Работая журналистом, Распутин начал пробовать свои силы и в художественной прозе. В 1961 году в альманахе «Ангара» был напечатан его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки».

Первые успехи в литературе

Первые рассказы Распутина появлялись в литературных изданиях Сибири с интервалом в несколько лет. В то же время писатель активно занимался журналистикой: работал в разных газетах Прибайкалья и на иркутском телевидении. Как корреспондент он объездил всю Иркутскую область и побывал на строительстве крупных промышленных объектов. В 1965 году Распутин отправил один из своих рассказов писателю Владимиру Чивилихину.

Чивилихин, который был старше Валентина Григорьевича всего на девять лет, оценил способности молодого журналиста и помог ему утвердиться в литературе. В 1966 году вышла первая собственная книга Распутина - сборник «Край возле самого неба». В 1974 году была издана его повесть «Живи и помни», которая через три года была отмечена Госпремией СССР.

Именитый писатель

В конце 70-х гг. Валентин Распутин стал признанным писателем со всесоюзной известностью. В 80-х гг. его приняли в редколлегию «Роман-газеты», а в 1986 году Распутин стал секретарём правления Союза Писателей СССР. В годы перестройки Валентин Григорьевич также занимался общественной деятельностью. Он был депутатом ВС СССР последнего созыва. Считается, что именно Распутин первым процитировал с трибуны Верховного Совета знаменитые слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». С писатель отошёл от политической деятельности.

Стиль Распутина

Самые известные произведения Валентина Распутина автобиографичны. Например, вошедший в школьную программу рассказ «Уроки французского» основан на впечатлениях будущего писателя, который ходил в школу за 50 км от дома. Другой знаменитый рассказ, «Прощание с Матёрой», посвящённый переселению деревни из-за строительства водохранилища, перекликается с судьбой родного села писателя, которое тоже было затоплено во время строительства Братской ГЭС. Проза Валентина Распутина реалистична. Для неё характерно проникновение в жизнь простого народа и внимание к вопросам нравственности.

Последние годы

Валентин Григорьевич не перестаёт писать, хотя его книги, как и книги других писателей, стали выходить гораздо меньшими тиражами. Распутин живёт сразу в двух городах: в Москве он поддерживает литературный журнал «Наш современник» и входит в Совет по культуре при патриархе Кирилле, а в Иркутске проводит ежегодные «Дни русской духовности и культуры» и борется за сохранение уникальной природы Байкала и Прибайкалья.

Среди наиболее известных прозаиков ушедшего столетия можно назвать и такого знаменитого автора, как Валентин Распутин. Краткая биография каждого великого человека начинается с описания его детства.

Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда (нынешняя Иркутская область). Затем семья переехала в другой посёлок. Однако и оттуда Валентин Григорьевич был вынужден уехать, чтобы продолжить образование. После окончания школы будущий писатель поступил на историко-филологический факультет, став студентом Иркутского государственного университета.

Писательский талант проявился у Распутина ещё в студенческие годы. Валентин Григорьевич работал внештатным сотрудником молодёжной газеты. Уже тогда один из его очерков заставил обратить на себя внимание редактора.

В конце 1970-х годов Распутин начала работу в Восточно-Сибирском книжном издательстве, став одним из членов редакционной коллегии для серии «Литературные памятники Сибири». Через несколько лет Валентин Григорьевич вошёл в редакционную коллегию журнала «Роман-газета».

Последние годы жизнь писателя были непростыми. Летом 2006 года в автокатастрофе погибла дочь Валентина Григорьевича. Мария Распутина была органисткой. В 2012 году писатель овдовел. За 2 дня до своего 78-летнего дня рождения писатель был госпитализирован, а через сутки скончался.

Социально-политические изменения в стране не смогли оставить равнодушным советского писателя. В годы «перестройки» Валентин Григорьевич начал общественно-политическую борьбу. Распутин осуждал новый строй, пришедший на смену советской идеологии. Он был в числе некоторых других литераторов, подписавших «Письмо писателей России». Послание было адресовано Верховному Совету СССР. Валентину Распутину принадлежит идея выхода России из состава СССР. В 1989 и 1990 годах писатель был народным депутатом.

Несмотря на все усилия, СССР прекратил своё существование. Распутин искренне раскаивался в том, что начал политическую борьбу. Он считал, что то время, которое он посвятил борьбе за сохранение прежней идеологии, было временем, потраченным напрасно. Однако общественно-политическая деятельность писателя на этом не была окончена. В середине 90-х Распутин стал одним из инициаторов создания Православной гимназии для девочек.

Конфликт взглядов

Кроме этого, писатель принял участие в издании православно-патриотической газеты. Религиозные взгляды не мешали Валентину Григорьевичу быть ярым сторонником коммунистической партии. Писатель открыто поддерживал Зюганова.

Распутин положительно оценивал политику Сталина и не имел никаких негативных ассоциаций, связанных с этим политическим деятелем. Образ генералиссимуса Распутин связывал с победой в Великой Отечественной войне. Забыть о Сталине в день празднования 65-ой годовщины победы писатель считал огромным неуважением к памяти великого вождя.

Творчество писателя

Произведения Валентина Распутина отличаются небольшим объёмом и доходчивостью изложения. Писатель предпочитал создавать краткие и ёмкие повести о жизни современной ему деревни. Во многих произведениях Валентина Григорьевича читатель замечает негативное отношение к городской жизни. Родившийся и выросший в деревне автор был уверен в том, что деревенские жители отличаются более высокой нравственностью. В селе ничего невозможно скрыть от односельчан. В городе человек предоставлен самому себе, что приводит его к искушению отступать от моральных норм.

“Пожар”

Повесть рассказывает о пожаре, который произошёл на складе в деревне Сосновка. Иван Петрович Егоров, один из главных героев повести, участвует в тушении пламени вместе с другим односельчанами. Борьба с огнём не мешает Ивану Петровичу размышлять о жизни. Он вспоминает, какими бескорыстными и приветливыми были жители его родной деревни. Когда-то и Сосновка ему нравилась. После появления в посёлке архаровцев жизнь кардинально изменилась. Многих односельчан Егорова теперь не интересовало ничего, кроме пьянства. В Сосновке появилось воровство. Люди стали жестокими и корыстными.

В повести «Пожар» автор делится своими переживаниями и мыслями о грядущем. Несмотря на то, что людей, подобных Егорову, в стране немало, возврата к прежним ценностям уже не будет. Работа на благо потомков не приносит радости. Отныне каждый хочет жить здесь и сейчас и трудиться только ради личного счастья.

“Живи и помни”

Сельская девушка Настёна рано осиротела и воспитывалась в семье тётки, где не знала ни ласки, ни простого человеческого к себе отношения. Настёна мечтает выйти замуж, чтобы обрести всё то, чего ей не досталось в детстве. Но и в замужестве девушка не находит долгожданного счастья. В семье Андрея и Настёны Гуськовых нет детей, в чём муж постоянно обвиняет жену.

Распутин рассказывает о нелёгкой судьбе сельской женщины, её ежедневном непосильном труде, к которому она приучена с ранних лет. Настёна олицетворяет собой покорность, присущую сотням таких же деревенских девушек, как она. Главная героиня, никогда не любившая мужа, самоотверженно скрывала Андрея-дезертира. Судьба подарила Гуськовым долгожданного ребёнка, который, однако, не принёс счастья ни отцу, ни матери. У Настёны остаётся два пути: или солгать, что ребёнок зачат не от мужа и покрыть себя позором, или признаться в том, что всё это время «предатель» находился поблизости. Не имея никакого выхода из положения, молодая женщина выбирает смерть.

“Прощание с Матёрой”

Строительство гидроэлектростанции требует затопления острова Матёра с расположенным на нём посёлком. Молодёжь давно покинула Матёру. Деревня населена преимущественно представителями старшего поколения. Пожилые люди хотят закончить свою жизнь в родной деревне и быть похороненными на местном кладбище, где покоится прах их предков. Дарья Пинигина, одна из жительниц Матёры, уверена в том, что если она и её односельчане допустят затопление кладбища, всех их после смерти будут судить умершие родственники. Старшее поколение не желает приспосабливаться к новой жизни в городе, к городским квартирам. Дарья поднимает восстание против «пришельцев», решивших затопить её родную деревню.

В повести Распутина противопоставлены два мира: дореволюционный, ещё не успевший исчезнуть до конца, и новый, ещё не вступивший в свои права. Каждый из этих миров по-своему прав. Старики Матёры всего лишь мечтают умереть в родной деревне. Им не нужны благоустроенные квартиры. Те же, кто запланировал строительство гидроэлектростанции, не имеют возможности ждать, пока остров опустеет. Прогресс движется вперёд. Городу необходима электроэнергия. Конфликт остаётся неразрешимым. Будущее не может быть построено на одних традициях. Но и без прошлого нельзя продолжать свой путь.



Р аспутин Валентин Григорьевич – русский прозаик, классик русской литературы, выдающийся представитель так называемой «деревенской прозы», общественный деятель, член Союза писателей СССР.

Родился 15 марта 1937 года в посёлке городского типа Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье Григория Никитича (1913-1974) и Нины Ивановны (1911-1995) Распутиных. Детские годы будущего писателя прошли в селе Аталанка, в 400 км от Иркутска. В 1954 году окончил среднюю школу. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета, в течение ряда лет – до того, как стать профессиональным писателем, – работал журналистом в Сибири. Жил в Москве и в Иркутске.

Его творчество во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов «Я забыл спросить у Лёшки» (1961), за которым последовали «Край возле самого неба» (1966) и «Человек с того света» (1967). Основное место действия его произведений – Приангарье: сибирские деревни и посёлки. Повесть «Деньги для Марии» (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность. Следующая повесть «Последний срок» (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е годы). К нему также относятся сборник рассказов «Вверх и вниз по течению» (1972), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976) – вершина творчества писателя. Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть «Пожар» (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х годов, окрашенных в апокалиптические тона.

В 1967 году он стал членом Союза писателей СССР.

В.Г.Распутин в 1970-х годах изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У.Фолкнером и Г.Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси «земля» – «небо» – как система восходящих окружностей: от «житейской круговерти» до «вечного круговорота жизни» и круговращения небесных светил. В своём творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.

Главная героиня повести «Последний срок» – умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо её детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил её уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны).

«Последний срок» – элегический пролог трагедии, которую запечатлевает В.Г.Распутин в повести «Живи и помни» (1974; Государственная премия, 1977): старуха Анна и её непутевые дети всё же собираются в её «последний срок» под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в «Живи и помни», относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания – волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настёне, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку – преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настёна – подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настёна – венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести – уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в «Последнем сроке» предстает изба Анны. Самоубийство Настёны, уносящей с собой в глубокие воды ещё одну народившуюся жизнь: ребёнка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика.

Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матёрой» (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести – история затопления расположенного на острове сибирского села Матёры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матёра (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, – символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый посёлок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни – крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев – Павел – навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настёне он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это – погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.

Девять лет спустя в повести «Пожар» (1985) В.Г.Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира – на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, – уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти «простоту смысла жизни». Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда – эстетическая двойственность стиля «Пожара», в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками «кочевого» быта леспромхоза.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения писателю Распутину Валентину Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Эти же публицистические интонации становятся всё более ощутимы в прозе В.Г.Распутина второй половины 1980-х – 1990-х годов. Аляповато-лубочное изображение в рассказах «Видение», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «Новая профессия» (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как «Нежданно-негаданно» (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля В.Г.Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.

По произведениям В.Г.Распутина поставлены фильмы: «Уроки французского» (1978), «Прощание», «Продаётся медвежья шкура» (оба – 1980), «Живи и помни» (2008).

В последние годы В.Г.Распутин занимается в основном публицистикой, пишет статьи. В 2004 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000).

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников «поворота северных рек». В 1989-1991 годах депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А.Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу».

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР В.Г.Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. В 1990-1991 годах член Президентского совета СССР.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1984, 14.03.1987), орденами Трудового Красного Знамени (1981), «Знак Почёта» (1971), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (08.03.2007) и 4-й (28.10.2002) степени, Александра Невского (1.09.2011), медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2012), премии Президента РФ (2003), премии Правительства РФ (2010), премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премии имени Л.Н.Толстого (1992), премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994), премии имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1996), премии Александра Солженицына (2000), литературной премии имени Ф.М.Достоевского (2001), премии имени Александра Невского «России верные сыны» (2004), Всероссийской литературной премии имени С.Т.Аксакова (2005), премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (2005, Китай), премии Международного фонда единства православных народов (2011), премии «Ясная Поляна» (2012).

Почётный гражданин Иркутска (1986) и Иркутской области (1998).