Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Главная мысль пьесы гроза островского. Тема и идея пьесы

Главная мысль пьесы гроза островского. Тема и идея пьесы

«Гроза» была создана в третий период творчества драматурга, охватывающий предреформенные годы (1856-1860). Если в первый период (1847-1851) Ост-ровский занимает критические позиции по отношению к показан-ному в его ранних пьесах «темному царству», а в пору близости к славянофилам в москвитянский период (1852-1855), наоборот, склонен идеализировать патриархальный купеческий мир, то в предреформенный период, когда драматург сблизился с «Совре-менником» Некрасова, он примыкает к «обличительному» направле-нию в литературе. Он уже не идеализирует купечество, но именно в этой среде ищет героя, воплощающего национальный характер. Та-ким образом, Островский выступил со своей очень своеобразной по-зицией в решении проблемы положительного героя, которая стала ведущей для литературы данного периода.

Действие «Грозы» происходит в городе Калинове на Волге, ставшем собирательным образом волжских городов как средоточия русского уклада жизни. В центре пьесы лежит семейный конфликт — столкно-вение молодой Катерины Кабановой со свекровью, уважаемой в горо-де купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Но эта семейная драма, закончившаяся самоубийством Катерины, отразила состояние общест-ва в предреформенную эпоху. Марфа Игнатьевна и купец Савел Про-кофьевич Дикой олицетворяют патриархальный уклад. Они высту-пают его апологетами и бескомпромиссными защитниками. Им противостоят те, кто хочет перемен, кто недоволен старыми устоями жизни. Но только Катерина идет до конца в своем протесте, не желая мириться с навязываемым ей образом жизни. При этом происходит борьба героини не с конкретным лицом, а со всем строем жизни, под-держивающим старый уклад, с «темным царством». Новаторство Ост-ровского состоит и в том, что пьесу, написанную на социально-бытовом материале, пронизывает глубоко философская идея, углубляющая и уточняющая авторскую мысль. Он отнюдь не хочет представлять Ка-терину как идейного борца с «темным царством».

Такой ее пытались обрисовать некоторые критики. Н.А. Добро-любов в статье «Луч света в темном царстве» (1860) дает оценку пьесе как «самого решительного» произведения Островского, пока-завшего «близкий конец самодурства», а ее главную героиню назы-вает «лучом света», натурой искренней, стремящейся к добру, кра-соте, справедливости, к свободе чувств, которая вступает в борьбу с «темным царством» и с собой.

Несколько позже появляется статья Д.И. Писарева «Мотивы рус-ской драмы» (1864), во многом переосмысливающая оценку Добролю-бовым пьесы «Гроза», особенно ее главной героини. Писарев считает ее натурой, не имеющей твердого характера, развитого ума, не содейст-вующей прекращению или облегчению страданий, а значит — не дос-тойную считаться явлением «светлым», героической личностью.

При всей полярности оценок критиков их объединяет то, что они упускают из внимания нравственно-философский аспект пьесы, имеющий для ее автора решающее значение. С ним связана целая группа образов-символов, придающих «Грозе» обобщенно-философский смысл. Они окружают образ Катерины (героиню «не от мира сего») и представляют собой образы полета (парение, анге-лы), сказочного сада (запах кипариса), смерти (с точки зрения ве-рующего — другой жизни, перехода в другой мир), причем смерти не просто отдельной личности, но и всего прежнего устоя — «темно-го царства», на смену которому должно прийти нечто новое. Материал с сайта

Именно в этот кризисный момент, когда Россия действительно стояла на пороге кардинальных перемен, связанных с отменой крепостного права, Островский Пишет пьесу о пробуждении лично-сти, причем через сугубо личное чувство — любовь, а такой процесс всегда сложен и трагичен. Личность, отпадая от коллектива, ока-зывается один на один с миром. Островский тонко уловил, что в России этот момент совпал с процессом становления русского на-ционального самосознания, когда человек, часть общенародного «мира», крестьянской общины, начинает осознавать себя лично-стью, самостоятельной в своих взглядах и поступках, но и несущей всю полноту ответственности за них. В этом и было главное значе-ние «Грозы» Островского для русского общества. С этих позиций и необходимо рассматривать систему образов пьесы.

    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...

    Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает...

    Вражда между близкими бывает особенно непримирима П. Тацит Нет страшнее возмездия за безумства и заблуждения, чем видеть, как собственные дети страдают из-за них У. Самнер Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной...

    В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству,...

    А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно...

    В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка....

». Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству.

Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! … Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности.

Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдницаНе с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила БорисаВедь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя.

Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис – причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку – грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себяБудучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.

Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше… Опять житьНет, нет, не надо… нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Идейно-тематическое содержание. «Гроза» была создана в третий период творчества драматурга, охватывающий предреформенные годы (1856-1860). Если в первый период (1847-1851) Ост­ровский занимает критические позиции по отношению к показан­ному в его ранних пьесах «темному царству», а в пору близости к славянофилам в москвитянский период (1852-1855), наоборот, склонен идеализировать патриархальный купеческий мир, то в предреформенный период, когда драматург сблизился с «Совре­менником» Некрасова, он примыкает к «обличительному» направле­нию в литературе. Он уже не идеализирует купечество, но именно в этой среде ищет героя, воплощающего национальный характер. Та­ким образом, Островский выступил со своей очень своеобразной по­зицией в решении проблемы положительного героя, которая стала ведущей для литературы данного периода.

Действие «Грозы» происходит в городе Калинове на Волге, ставшем собирательным образом волжских городов как средоточия русского уклада жизни. В центре пьесы лежит семейный конфликт — столкно­вение молодой Катерины Кабановой со свекровью, уважаемой в горо­де купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Но эта семейная драма, закончившаяся самоубийством Катерины, отразила состояние общест­ва в предреформенную эпоху. Марфа Игнатьевна и купец Савел Про­кофьевич Дикой олицетворяют патриархальный уклад. Они высту­пают его апологетами и бескомпромиссными защитниками. Им противостоят те, кто хочет перемен, кто недоволен старыми устоями жизни. Но только Катерина идет до конца в своем протесте, не желая мириться с навязываемым ей образом жизни. При этом происходит борьба героини не с конкретным лицом, а со всем строем жизни, под­держивающим старый уклад, с «темным царством». Новаторство Ост­ровского состоит и в том, что пьесу, написанную на социально-бытовом материале, пронизывает глубоко философская идея, углубляющая и уточняющая авторскую мысль. Он отнюдь не хочет представлять Ка­терину как идейного борца с «темным царством».

Такой ее пытались обрисовать некоторые критики. Н.А. Добро­любов в статье «Луч света в темном царстве» (1860) дает оценку пьесе как «самого решительного» произведения Островского, пока­завшего «близкий конец самодурства», а ее главную героиню назы­вает «лучом света», натурой искренней, стремящейся к добру, кра­соте, справедливости, к свободе чувств, которая вступает в борьбу с «темным царством» и с собой.

Несколько позже появляется статья Д.И. Писарева «Мотивы рус­ской драмы» (1864), во многом переосмысливающая оценку Добролю­бовым пьесы «Гроза», особенно ее главной героини. Писарев считает ее натурой, не имеющей твердого характера, развитого ума, не содейст­вующей прекращению или облегчению страданий, а значит — не дос­тойную считаться явлением «светлым», героической личностью.

При всей полярности оценок критиков их объединяет то, что они упускают из внимания нравственно-философский аспект пьесы, имеющий для ее автора решающее значение. С ним связана целая группа образов-символов, придающих «Грозе» обобщенно­философский смысл. Они окружают образ Катерины (героиню «не от мира сего») и представляют собой образы полета (парение, анге­лы), сказочного сада (запах кипариса), смерти (с точки зрения ве­рующего — другой жизни, перехода в другой мир), причем смерти не просто отдельной личности, но и всего прежнего устоя — «темно­го царства», на смену которому должно прийти нечто новое.

Именно в этот кризисный момент, когда Россия действительно стояла на пороге кардинальных перемен, связанных с отменой крепостного права, Островский Пишет пьесу о пробуждении лично­сти, причем через сугубо личное чувство — любовь, а такой процесс всегда сложен и трагичен. Личность, отпадая от коллектива, ока­зывается один на один с миром. Островский тонко уловил, что в России этот момент совпал с процессом становления русского на­ционального самосознания, когда человек, часть общенародного «мира», крестьянской общины, начинает осознавать себя лично­стью, самостоятельной в своих взглядах и поступках, но и несущей всю полноту ответственности за них. В этом и было главное значе­ние «Грозы» Островского для русского общества. С этих позиций и необходимо рассматривать систему образов пьесы.

Метод - реализм. А) «Гроза» как произведение 60-х гг. XIX века. Б) Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы. В) Самобытные черты реализма Островского:

Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, которая противостоит «темному царству» (в начале произведения, сцены на Волге, гибель Катерины).

Островский использует традиции фольклора при создании образа Катерины, Кулигина, Кудряша, а в образах Дикого и Кабанихи прослеживаются некоторые сказочные черты. Речь персонажей изобилует просторечиями. Использ-е символов: гроза - символ разлада в душе Катерины; громоотвод, предлагаемый Кулигиным, - символ просвещения и т. д.

Жанр - драма Драма характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт, отдельной личности и окружающего общества. Для трагедии же характерно чувство трагической вины, которое преследует главного героя, приводя его к гибели; идея рока, фатума; катарсис (чувство духовного очищения, которое возникает у зрителя, созерцающего гибель главного героя). «Грозу», несмотря на то, что главная героиня погибает, принято считать драмой, так как в основе произведения лежит конфликт Катерины и «темного царства». Комедийные традиции у Островского: сатирическое изображение нравов патриархальной купеческой среды.

Новаторство драматурга проявляется в том, что в пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описывается более обобщено.

Средства создания образа Катерины : тип народный, природное начало, цельность характера, стремление к свободе, к духовному раскрепощению.

В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в хар-ре Катерины – образ птицы. В народной поэзии птица – символ воли. Катерина терпит до поры до времени. Речь Катерины проникнута высокой поэзией, она говорит на безукоризненно правильном народном языке, речь музыкальная, напевная.

Катерина борется не только с окружающей средой, но и с самой собой. она отравлена религиозными предрассудками. религиозность Катерины – не ханжество, а скорее детская вера в волшебные сказки. религия заставляет Катерину воспринимать светлое человеческое чевство любви как зло, смертный грех.

Драма завершается нравственной победой Катерины над темным царством, сковывавшим ее волю и разум. Самоубийство является выражением протеста в этом крайнем для Катерины случае, когда другие формы борьбы невозможны.

Островский создал в России жанр драмы (пьеса жизни). Для драмы характерен интерес к конфликтам повседневной действительности, за которыми зритель улавливает глубокие противоречия эпохи. Художественная мысль островского обнаруживала в обыденной жизни причудливое сочетание трагического и комического, и это тоже стало одним их признаков русской драмы, кот. зат. получил развитие в тв-ве Чехова.

24. Основные мотивы лирики н.А. Некрасова, ее художественное своеобразие. Исследования о творчестве поэта. Периодизация творчества

У Некрасоваможно выделить два крупных творческих периода:

Первый: с 1845 года по 1856 год, в который его поэзию можно назвать «музой скорби и печали»; основное настроение стихов этого времени - уныние; главной психологической чертой героев из народа является вечное терпение, пассивность; главные герои - крестьянская и городская беднота, труженики-разночинцы, люди трагической социальной судьбы, неимущие, обездоленные и бесправные; основное отношение к своим героям - сострадающая любовь и жалость; сам Некрасов в этот период выступает как «печальник» горя народного, сформулировавший свою поэтическую и гражданскую задачу; «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ».

Социальной сущностью лирики этого периода являлся демократизм и сострадательный гуманизм.

Среди стихотворений этих 10-11 лет выделяются две группы. В стихотворениях первой группы - скорбь и защита бесправных и обездоленных: « В дороге», «Огородник», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной», «В деревне», «Несжатая полоса», «Влас», «Забытая деревня» и т. д. Их лейтмотивом является любовь-скорбь. Ко второй группе относятся сатирические стихи открытого презрения «к ликующим, праздно болтающим, обагряющим руки в крови»: «Колыбельная песня», «Нравственный человек», «Современная ода» и т. д.; вся эта поэтическая сатира позже войдет в состав крупной сатирической поэмы «Современники», писавшейся в 70-х годах параллельно с поэмой «Кому на Руси жить хорошо?».

Если в первой группе стихов Некрасов психологически близок к Достоевскому, то во второй группе он близок к Гоголю и Щедрину.

Второй период Некрасова: с 1857 по 1877 год.

Этот второй период начинается с общественной оттепелью в стране, наступившей после смерти Николая I, после поражения в Крымской войне и с началом подготовки и проведения крестьянской реформы царем Александром II.

В поэзии Некрасова начинают звучать новые героические ноты. В ней развивается и крепнет революционно-демократический оптимизм, начинаются интенсивные поиски положительного героя, сознательного выразителя передовых идей, просветителя-борца, стремящегося бросить «луч сознания» в стихию народа, т. е. героя гражданского сопротивления, пробуждающего народ к гражданской активности.

Если Грибоедов поднял в русской литературе проблему «горя от ума», то Некрасов как первоплановую выдвигает проблему счастья от ума», т. е. счастья от знания того, что нужно делать для общего блага. Ведущей идейно-психологической линией становится идея единения героев гражданского сопротивления с народом. Поэзия проникается революционной музыкой труда и борьбы. В этой атмосфере «больших ожиданий», которые ощущались и Тургеневым в «Отцах и детях», и Островским в «Грозе», и Чернышевским в «Что делать?», изменилось и настроение Некрасова: от скорби и сострадания он вместе с Чернышевским и Добролюбовым переходит в авангард революционного подъема, превращаясь в Буревестника крестьянской революции, или, по словам Добролюбова, становясь «Гарибальди в своем деле».

В этот период выделяются также две группы стихов. К первой группе относятся, во-первых, стихотворения о поэте-гражданине: «Поэт и гражданин», «Элегия; во-вторых, стихотворения о богатырстве народа, его труде и судьбе: «Размышления у парадного подъезда», «Коробейники», «Железная дорога», «Арина - мать солдатская» и поэма «Мороз-Красный нос».

В-третьих, стихотворения, прославляющие гражданский подвиг и нравственную чистоту подвижников и борцов за народ, являющихся современниками поэта: «Памяти приятеля» (о Белинском), «На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Памяти Писарева» и «Пророк» (о Чернышевском); интересной является восходящая триада образа или идеи героя в стихах о борцах: приятель («Памяти приятеля» - Белинского) - гражданин («Поэти гражданин», «Блажен незлобливый поэт») - пророк («Пророк» -Чернышевский).

Ко второй группе стихов относятся исповедально-любовные стихи, главной темой которых является темасобственной трагической вины и личной ответственности перед народом, перед погибшими и арестованными товарищами по борьбе, перед своей совестью, перед нереализованными поэтическими возможностями.

Это траурная, страдальческая, трагическая тема собственного греха и покаяния (отчасти вызванная тяжелой физической болезнью поэта) была воплощена им в сборник стихов последних двух лет жизни, названный самим Некрасовым «Последние песни» и представляющий собой «Хронику несчастного бытия» самого поэта. В этих стихах умирающего Некрасова выражено страдание от недостаточной активности своего народа, недостаточной революционности, а бедность сознания народа и его гражданскую незрелость поэт воспринимает как результат личной вины и собственной греховности, что вызывает пафос самообличения, самоукоризны, самосуда.

Таким образом, поэзия становится самокритикой, бесстрашно обнажающей авторские слабости, срывы, отступления, колебания. В этих стихах Некрасов потому страдал и скорбел, что не мог быть постоянно бескомпромиссным, стойким и монолитным, как Чернышевский и Добролюбов.

Обличая себя, Некрасов представал перед читателем как натура высоконравственная, и одновременно он развенчивал искусственный миф о сверхчеловечности героя гражданского сопротивления, т. е. героя-гражданина, которому, якобы, чужды человеческие слабости (стихи: «Я за то глубоко презираю себя», «Литература с трескучими фразами», «Рыцарь на час», «Ликует враг, молчит, в недоуменьи», «Умру я скоро. Жалкое наследство...», «Скоро стану добычею тленья» и т. д.). Весь сборник «Последние песни» пронизан откровенным рыданием. Заметим, что Некрасов - это поэт, у которого больше всего в русской поэзии стихов о смерти.

Все эти темы и аспекты поэзии Некрасова, собранные воедино, делают, во-первых, его поэзию «энциклопедией русской жизни», а во-вторых, представляют его не только поэтом-агитатором, но прежде всего общерусским поэтом, для которого характерен этический максимализм, русским поэтом израненной души, публично признающим себя грешником, и в этом бесстрашном признании превращающимся в праведника.

В поэзии Некрасова соседствуют и сопрягаются две трудносоединимые крайние тенденции: с одной стороны, прозаическая беспощадность самоанализа, с другой - песенный рыдающий плач. Это соединение составляет уникальность Некрасова-поэта и по сей день.

Издавна сложилось традиционное представление о Н. А.Некрасове как о «певце крестьянской доли», «женской судьбы». В то же время поэтическое наследие поэта отличается тематическим и жанровым многообразием.

Поэзия Некрасова не замыкалась на решении социальных проблем. Его перу принадлежат проникновенные слова любовных признаний, замечательные послания друзьям, тонкие пейзажные зарисовки, поражающие психологизмом сцены городской и деревенской жизни. В лирике поэта отразились не только все стороны жизни того времени, но и философские раздумья поэта о судьбе народа, своей страны, о смысле жизни и назначении в ней человека, переданы его собственные сокровенные чувства и переживания. Произведения Н. А.Некрасова в начале ХХI века звучат не менее актуально, чем в то время, когда они создавались, потому что главными мотивами творчества поэта были такие нравственные понятия, как совесть, сочувствие, сопереживание, сострадание.

25. Развитие жанра поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Широкая панорама дореформенной и послереформенной жизни крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мастерство поэта в изображении русского национального характера

Поэмы Некрасова: «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Дедушка», «Русские женщины», сатирическая поэма «Современники»

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора.

Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены все волновавшие его проблемы; использованы высшие его художественные достижения.

Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел.

Поиски "счастливцев" на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ "народного заступника" Гриши Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.

Лишь к этому моменту сам автор полностью увидел композиционное и художественное решение своей поэмы и, умирая, сожалел, что не успевает воплотить его: "Единственное, о чем я жалею, - говорил он, - о том, что не успеваю дописать "Кому на Руси... " Теперь я вижу, что это такая вещь, которая только целиком будет иметь свое значение. " Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения.

Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В "Кому на Руси жить хорошо" в той или иной степени "задействованы" все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.

Место и значение фольклора в поэме

У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы - отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает.

Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В "Кому на Руси жить хорошо? " в той или иной степени "задействованы" все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.

Авторская литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не только к интеллигенции (основная часть читателей ХIХ века), но и к народу. Обе эти задачи ставил перед собою Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо? "

И еще один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора. Изустное творчество не знает понятия "канонический текст": каждый слушатель становится соавтором произведения, по-своему пересказывая его. К такому активному сотворчеству автора и читателя и стремился Некрасов. Именно поэтому его поэма написана "свободным языком, максимально приближенным к простонародной речи.

"Стих поэмы исследователи называют "гениальной находкой" Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность:

Щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность и особые поговорочные обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников);

Искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика, красочные народные сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур... - все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей".

Идейно-художественное своеобразие :

1. Проблематика построена на соотнесении фольклорных образов и конкр-х историч-х реалий. Проблема народного счастья – идейный центр пр-я. Образы 7 мужиков-странников – символический образ России, тронувшейся с места

2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период:

а) классовые противоречия (помещик Оболт-Оболдуев не понимает, зачем ему нужно учиться, трудиться, ведь он «не крестьянин-лапотник, а божие милостью российский дворянин»)

б) противоречия в крестьянском сознании (с одной стороны народ – великий труженик, с др. – пьяная невежественная масса)

в) противоречия м/у высокой духовностью народа и невежеством, неграмотностью и забитостью (мечта Некрасова о том времени, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет»)

г) Противоречия м/у силой, бунтарским духом народа и смирением, долготерпением, покорностью (образы Савелия – богатыря сяторусского и Якова верного, холопа примерного)

3. Отражение революционно-демократич-х идей связано с образом народного заступника Гриши Добросклонова (прототип Добролюбов)

4. Отражение эволюции народного сознания связано с образами 7 мужиков

5. Это пр-е критич-го реализма, т.к.

а) историзм (изображение противоречий жизни крестьян в пореформенной России)

б) изображ-е типич-х характеров в типичных обстоятельствах (собирательный образ 7 мужиков, типические образы попа, помещика, крестьян)

в) самобытные черты реализма Некрасова – исп-е фольклорных традиций, в кот. он был последователем Лермонтова и Островского

Для поэмы хар-но облильное использование жанров фольклора:

Волшебная сказка – пролог

Былина – Савелий – богатырь

Обрядовая песня (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая песня

Легенда (О двух великих грешниках)

Пословицы, поговорки, загадки