Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Где родился михаил александрович шолохов. Биография Шолохова

Где родился михаил александрович шолохов. Биография Шолохова

Михаил Александрович Шолохов – русский писатель; крупнейший русский прозаик, наиболее яркий советский писатель-неинтеллигент, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса; академик АН СССР (1939 ), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980 ). Лауреат Сталинской (1941 ), Ленинской (1960 ) и Нобелевской (1965 ) премий.

Михаил Александрович Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вешенской области Войска Донского.

Внебрачный сын украинки, жены донского казака А.Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий». В 1913 , после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став «сыном мещанина».

Рос в атмосфере явной двусмысленности, что, очевидно, породило в характере Шолохова тягу к правде и справедливости, но и одновременно привычку скрывать о себе по возможности все. О юности Шолохова при его жизни распространялись многочисленные легенды, которые ничем не подтверждаются, противоречат историческим фактам и элементарной логике, но писатель их никогда не опровергал. Он окончил четыре класса гимназии. Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были «иногородние», для красных - «эксплуататоры». Юный Шолохов не имел страсти к накопительству (как и его герой, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир, служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга; был под судом.

Его старший друг и наставница («мамуня» в обращенных к ней письмах), член РСДРП (б) с 1903 Е.Г. Левицкая (сам Шолохов вступил в партию в 1932 ), которой впоследствии был посвящен рассказ «Судьба человека», полагала, что в «шатаниях» Григория Мелехова в «Тихом Доне» много автобиографического. Шолохов сменил множество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 по 1926 . Затем, после того как закрепился в литературе, обосновался в станице Вешенской.

В 1923 Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 - рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925 ) и «Лазоревая степь» (1926, дополненный предыдущий сборник). За исключением рассказа «Чужая кровь» (1926) , где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и начинают любить его, как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях герои Шолохова в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас беспримесных злодеев (белые, «бандиты», кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с «Родинки» (1923 ), - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Свою верность коммунистической идее Шолохов еще неискусно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора по отношению к любым другим человеческим отношениям, включая семейные. В 1931 он переиздал «Донские рассказы», дополнив новыми, в которых делался упор на комизм в поведении героев (позднее в «Поднятой целине» совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно). Потом в течение почти четверти века рассказы не переиздавались, автор ставил их очень невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить забытое старое.

В 1925 Шолохов начал было произведение о казаках в 1917, во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 в журнале «Октябрь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е гг. московский журналист Л.Е. Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто.

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе к И.В. Сталину, Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам, показал на примере хутора Гремячий Лог в первой книге романа «Поднятая целина» (1932 ). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания («правый уклонист» Разметный и др.) было для властей и официозных литераторов весьма подозрительно, в частности, журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и потом». Но во многом произведение устраивало Сталина. Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, а смелость в рамках дозволенного создавала иллюзию свободы творчества в СССР. «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.

Это прямо или косвенно помогло Шолохову продолжить работу над «Тихим Доном», выход третьей книги (шестой части) которой был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919. Шолохов обратился к Горькому и с его помощью добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932 ), а в 1934 в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 , восьмая - в 1940 ) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын, И.Б. Томашевская).

В 1935 уже упоминавшаяся Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося - в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.

В романе-эпопее более 600 персонажей, и большинство их гибнет либо умирает от горя, лишений, нелепостей и неустроенности жизни. Гражданская война, хотя и кажется поначалу «игрушечной» ветеранам «германской», уносит жизни почти всех запомнившихся, полюбившихся читателю героев, а светлая жизнь, ради которой якобы стоило приносить такие жертвы, так и не наступает.

Эпопейное содержание в «Тихом Доне» не вытеснило романного, личностного. Шолохову как никому удалось показать сложность простого человека (интеллигенты же у него не вызывают симпатии, в «Тихом Доне» они в основном на третьем плане и говорят неизменно книжным языком даже с не понимающими их казаками). Страстная любовь Григория и Аксиньи, верная любовь Натальи, беспутство Дарьи, нелепые промахи стареющего Пантелея Прокофьича, смертельная тоска матери по не возвращающемуся с войны сыну (Ильиничны по Григорию) и другие трагические жизненные переплетения составляют богатейшую гамму характеров и ситуаций. Дотошно и, конечно, любовно изображаются быт и природа Дона. Автор передает ощущения, испытываемые всеми органами чувств человека. Интеллектуальная ограниченность многих героев восполняется глубиной и остротой их переживаний.

В «Тихом Доне» писательский талант выплеснулся во всю мощь - и почти исчерпался. Вероятно, этому способствовала не только общественная обстановка, но и все усиливавшееся пристрастие писателя к спиртному. Рассказ «Наука ненависти» (1942) , агитировавший за ненависть к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из «Донских рассказов». Несколько выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 глав из романа «Они сражались за родину», задуманного как трилогия, но так и неоконченного (в 1960-е гг . Шолохов приписал «довоенные» главы с разговорами о Сталине и репрессиях 1937 в духе уже закончившейся «оттепели», они был напечатаны с купюрами, что вовсе лишило писателя творческого вдохновения). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров и баек, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства - рассказом «Судьба человека» (1956 ). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, - это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире - нового большого этапа в развитии литературы.

Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960 , осталась в основном лишь знаком переходного периода, когда гуманизм всячески выпячивался, но тем самым желаемое выдавалось за действительное. «Утепление» образов Давыдова (внезапная любовь к «Варюхе-горюхе»), Нагульнова (слушание петушиного пения, затаенная любовь к Лушке и т.д.), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей - популярных на рубеже 1950-1960-х гг. «птиц мира») и др. было подчеркнуто «современным» и не вязалось с суровыми реалиями 1930 года, формально остававшимися основой сюжета.

Писательница Л. К. Чуковская в своем письме к Шолохову предсказала творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за публикацию произведений за рубежом (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Предсказание полностью сбылось.

Ключевые слова: Михаил Шолохов,биография Михаила Шолохова,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Михаила Шолохова,Нобелевская премия по литературе

Михаил Александрович Шолохов - общественный деятель, известный писатель, классик «официальной» советской литературы, Герой Социалистического Труда дважды, лауреат Нобелевской премии, обладатель уникального эпического таланта, который широко раскрыл себя в непростое переломное для России время. Он известен, как продолжатель традиций реализма Л. Н. Толстого в новом жизненном материале и в исторической эпохе страны. Мировую известность Шолохов получил, благодаря своему главному произведению – роману «Тихий Дон» , которая причислена к самым мощным романам ХХ века .

Вконтакте

Родился Михаил Александрович 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин Войска Донского Вешенской области в семье казаков. Мать родом из украинской крестьянской семьи, служила горничной, которую против воли выдали замуж за казака-атамана Кузнецова, но она ушла от него к богатому «иногороднему» приказчику, управляющему паровой мельницей Шолохову, выходцу из Рязанской губернии, выращиваемому пшеницу на казачьей земле.

Их новорожденному внебрачному сыну Михаилу вначале была присвоена фамилия первого мужа матери и мальчик считался «сыном казака» по всем казачьим привилегиям и только в 1912 году он стал называться «сыном мещанина» после того, как Кузнецов ушел из жизни и настоящий отец усыновил его.

Детские и юношеские впечатления Шолохова оказали большое влияние на формирование его личности как писателя. Безграничные просторы родной земли, донские степи и зеленеющие берега Дона навсегда покорили его сердце. С малых лет он впитывал ежедневный труд на земле, родной говор и душевные казачьи песни.

Образование в четыре класса и незваная война - тяжелая участь целеустремленного писателя. Позже он скажет «Поэты рождаются по-разному», или «Я, например, родился из Гражданской войны…»

Перед революцией вся семья Шолоховых поселилась в Плешакове Еланской станицы на хуторе, где глава семьи работал управляющим мельницы. Отец часто брал своего сына в поездки по Дону и много времени проводил с ним на каникулах. На этих поездках будущий писатель познакомился с пленным чехом Ота Гинсом и Давидом Михайловичем Бабичевым, которые спустя много лет вошли в его роман «Тихий Дон» под именами Штокмана и Давыдки-вальцовщика. Позже Шолохов учится в гимназии и церковно-приходской школе.

Уже гимназистом Шолохов знакомится с семьей Дроздовых и его хорошими друзьями становятся братья Павел и Алексей. Но дружба оказывается недолгой из-за трагических обстоятельств, которые были связаны с Гражданской войной, развернувшейся на Дону. Старший брат Павел Дроздов погибает в первых боях при вступлении Красной Армии в родные хутора. Позже Шолохов напишет о нем в «Тихом Доне» под именем Петра Мелехова.

Цели и достижения писателя

В июне 1918 года юный Шолохов станет личным свидетелем острой классовой войны, когда немецкая кавалерия войдет в уездный город Богучары, расположенном рядом с родительским хутором. Летом этого же года белоказаки займут Верхний Дон, а зимой 1919 года в земли Плешакова вступит Красная Армия, весной же вспыхнет Вешенское восстание.

В период восстания Шолохов переселяется в Рубежное и наблюдает отступление повстанцев и побег белоказаков. Он становится очевидцем того, как они переправляются через Дон, так как наблюдает за всем происходящим из прифронтовой полосы.

В 1920 году, когда на Дону бытует Советская власть Шолоховы переезжают в станицу Каргинскую, где позже отважный сын принимает активное участие в становлении власти. Поступает в Каргинское начальное училище и получает знания в классе, который ведет Михаил Григорьевич Копылов (о котором Шолохов пишет в романе «Тихий Дон» под своей фамилией).

Не окончив Каргинское училище из-за тяжелой болезни воспаления глаз, и из-за вынужденной поездки в Московскую глазную лечебницу, которая также упоминается в будущем романе, он остается в Москве. После выздоровления поступает в подготовительный класс гимназии Шелапутина, затем учится в Богучаровской гимназии. Во время увлекательной учебы он интересуется книгами зарубежных и русских писателей-классиков, особенно произведениями Льва Николаевича Толстого.

Любимыми науками, преподаваемыми в гимназии, Шолохов называл литературу и историю, при этом наибольшее предпочтение отдает литературным занятиям; начинает писать стихи и рассказы, сочинять юмористические сценки. Позже он пробует себя в профессии учителя школы ликбеза, счетовода, журналиста, служащего станичного ревкома и др. Немного позже на продразверстке он «комиссар по хлебу».

Осенью 1920 года, когда границы округа преступил отряд Махно и бандиты разграбили и заняли Каргинскую станицу, Шолохова взяли в плен. Допрос вел Нестор Махно и грозил повешением в случае еще одной встречи с ним.

Следующий год жизни Шолохова оказался еще сложнее, сформировывались местные банды Мелихова, Макарова Кондратьева, Макарова и Фомина; на Дон прорывались отряды Курочкина, Маслакова и Колесникова. Шолохов активно участвовал в борьбе с ними до полного их исчезновения.

В 1922 году он снова приезжает в Москву, чтобы поступить в рабфак, но его не берут, так как он не состоит в комсомоле. Писатель живет случайными заработками, ходит в литературный кружок под названием «Молодая гвардия», развивает в писательское мастерство, публикует очерки и фельетоны в газетах, а после создает «Донские рассказы», которые в 1926 году вызвали большой интерес у читателей.

В 1925 году писатель возвращается на родной хутор и приступает к самому главному его труду - роману «Тихий Дон», за место которого в литературе, он борется до 1940 года. Из-за разного рода критики книга проходит большой и трудный путь. Описание событий, происходящих на Дону, называют «анафемски талантливым», не пропускается в свет описание казачьего восстания 1919 года и только после того, как Сталин вмешивается в ее судьбу, она становится полностью изданной и опубликованной.

За «Тихий Дон» писатель получает орден Ленина, а в 1941 году Сталинскую премию 1-й степени.

В 1957 году издает рассказ «Судьба человека» . К концу жизни получает Ленинскую премию за «Поднятую целину» и Нобелевскую премию за известный «Тихий Дон».

Дважды Герой труда, почетный доктор европейских университетов и кавалер 6-ти орденов Ленина М. А. Шолохов умирает в 1984 году из-за болезней (диабета, инсульта и рака горла), однако, врачи удивлялись его стойкости и желанию писать .

Шолохов. Интересные факты из жизни

Творческий путь писателя внес огромный вклад в русскую литературу. В произведениях Шолохова чувствуется дух народа, что сегодня является поэтическим наследием, которое отражает реальные события XIX и XX вв. Шолохов открыл новые связи в духовных и материальных началах между миром и человеком. Его романы впервые в истории литературы показали трудовой народ во всем своем многообразии, нравственность и эмоциональный характер жизни.

Творчество Шолохова наряду с известными мировыми классиками, является образцом мировой литературы, и свидетельствует о безграничном стремлении высказать историю на примере собственной жизни писателя на всех ее этапах.

  • Первые напечатанные произведения приходятся на 1923 год. После публикаций его фельетонов и стихов в газетах и столичных журналах, в газете «Молодой ленинец» были опубликованы рассказы Шолохова под названием «Родинка», позже все они были объединены в сборники: «Донские рассказы», «Лазорева степь», «О Колчаке , крапиве и прочем» (1926-1927).
  • Наиболее масштабную известность писателю принес его роман «Тихий Дон», который он писал с 1928 по 1932 год. Второй его известный роман «Поднятая целина», над ним он работал до 1959 года своей жизни.
  • Во время Второй мировой войны Шолохов опубликовал такие рассказы, как «Наука ненависти», «Казаки», «На Дону» и др. В 1956 году он написал рассказ «Судьба человека» и взялся за написание романа «Они сражались за Родину», которые также известны широкому кругу читателей. К концу своей жизни отошел от литературы из-за болезни, а полученные награды отдал на постройку новых школ.

Шолохов. Хронологическая таблица жизни и творчества

Михаил Александрович Шолохов - крупнейший советский прозаик, лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской (1965) премий. Его большой художественный талант, постепенно увядший под воздействием советских идеологических догм, проявился прежде всего в романе-эпопее “Тихий Дон” - одном из вершинных явлений литературы XX в.

Шолохов родился на Дону, был внебрачным сыном украинки, жены донского казака А.Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов и получал надел земли как “сын казачий”. В 1913 г., после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став “сыном мещанина”; окончил четыре класса гимназии (что больше, чем у первого русского нобелевского лауреата в области литературы И.А. Бунина).

Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были “иногородние”, для красных - “эксплуататоры”. Юный Михаил не отличался страстью к накопительству (как и один из его будущих героев, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир. Служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга, за что был под судом. Его старший друг и наставница (“мамуня” в обращенных к ней письмах), член партии с 1903 г. (Шолохов - с 1932 г.) Е.Г. Левицкая, которой впоследствии была посвящена “Судьба человека”, полагала, что в “шатаниях” Григория Мелехова в “Тихом Доне” много автобиографического 11, с. 128]. Юноша сменил большое количество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 по 1926 г. Закрепившись в литературе, он обосновался на Дону в станице Вешенской.

В 1923 г. Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 г. - рассказы, насыщенные уже не поверхностной фельетонностью, а острым драматизмом и трагизмом с оттенком мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники “Донские рассказы” (1925) и “Лазоревая степь” (1926). За исключением рассказа “Чужая кровь” (1926), где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают изрубленного коммуниста-продотрядника, начинают любить его как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях Шолохова герои в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас “беспримесных” злодеев (белые, “бандиты”, кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует; смерть, кровь, пытки, муки голода он представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет молодого писателя, начиная с “Родинки” (1923), - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев. Свою верность коммунистической идее неофит Шолохов неизменно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора над любыми человеческими отношениями, включая семейные. В 1931 г. он переиздал “Донские рассказы”, дополнив ранний сборник новыми, в которых превалировал комизм; одновременно в “Поднятой целине” совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно. Потом четверть века рассказы не перепечатывались, сам автор оценивал их невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить хорошо забытое старое.

В 1925 г. Шолохов начат было произведение о судьбах казаков в 1917 г., во время Корниловского мятежа, под названием “Тихий Дон” (а не “Донщина”, согласно распространенной легенде). Этот замысел он быстро оставил, но уже через год заново приступил к “Тихому Дону”, широко развертывая картины довоенной жизни казачества и событий мировой войны. Две первые книги романа-эпопеи вышли в 1928 г. Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 20-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о “германской” и Гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал как никто.

События коллективизации (и непосредственно предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе И.В. Сталину, Шолохов пытался раскрыть истинное положение вещей в новом обществе: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Ho саму идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям - коммунистам, показал процессы коллективизации на примере хутора Гремячий Лог в первой книге “Поднятой целины” (1932). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания, фигура “правого уклониста” Разметнова и т.д. были для властей и официозных литераторов весьма подозрительны; в частности, журнал “Новый мир” отклонил авторское заглавие романа “С кровью и потом”. Ho в целом произведение устраивало Сталина. Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, создавал иллюзию свободы творчества в СССР. “Поднятая целина” была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма.

Успех “Поднятой целины” прямо или косвенно помог Шолохову продолжить работу над “Тихим Доном”, печатание третьей книги (шестой части) которого было задержано по причине весьма сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 г. С помощью М. Горького Шолохов добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги в полном виде (1932) и в 1934 г. в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без влияния ужесточившейся политической атмосферы. В двух последних книгах “Тихого Дона” (седьмая часть четвертой книги печаталась в 1937-1938 гг., восьмая - в 1940 г.) появилось множество публицистических, нередко дидактически однозначных пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Ho это отнюдь не подтверждает теорию “двух авторов” или “автора” и “соавтора”, выработанную скептиками, не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын). По всей вероятности, Шолохов сам был своим “соавтором”, сохраняя в основном художественный мир, созданный им в начале 30-х. Хотя в 1938 г. писатель чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, он тем не менее нашел в себе мужество закончить “Тихий Дон” полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова - правдоискателя, раздавленного колесом жестокой истории.

В “Тихом Доне” талант Шолохова выплеснулся во всю мощь - и в значительной мере исчерпался. Рассказ “Наука ненависти” (1942), проникнутый ненавистью к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из “Донских рассказов”. Выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 гг. глав из романа “Они сражались за Родину”, задуманного как трилогия, но так и не оконченного (в 60-е гг. Шолохов написал “довоенные” главы с разговорами о Сталине и репрессиях 1937 г. в духе уже кончившейся “оттепели”, они были напечатаны с купюрами). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

В период “оттепели” Шолохов создал произведение высокого художественного достоинства - рассказ “Судьба человека” (1956). Вторая же книга “Поднятой целины”, опубликованная в 1960 г., осталась в основном лишь знаком переходного исторического периода. “Утепление” образов Давыдова (внезапная любовь к Варюхе-горюхе), Нагульнова (слушание петушиного пения и т.д.), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей) и других было подчеркнуто “современным” и не вязалось с суровыми реалиями 1930 г., оставшимися основой сюжета.

Правозащитница Л.К. Чуковская предсказала Шолохову творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за литературные произведения (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля. Ho написанное Шолоховым в лучшую его пору - высокая классика литературы XX в.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 г. в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (теперь Шолоховский район Ростовской области).

В 1910 году семья Шолоховых переезжает в хутор Каргин, где в 7-летнем возрасте Миша был принят в мужское приходское училище. С 1914 по 1918 г. учится в мужских гимназиях Москвы, Богучара и Вёшенской.

В 1920-1922 гг. работает служащим в станичном ревкоме, учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых в х. Латышеве, делопроизводителем в заготконторе Донпродкома в ст. Каргинской, налоговым инспектором в ст. Букановской.

В октябре 1922 г. уезжает в Москву. Работает грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Он знакомится с представителями литературной среды, посещает занятия литобъединения «Молодая гвардия». К этому времени относятся первые писательские опыты молодого Шолохова. Осенью 1923 года «Юношеская правда» публикует два его фельетона - «Испытание» и «Три».

В декабре 1923 г. возвращается на Дон. 11 января 1924 г. венчается в Букановской церкви с Марией Петровной Громославской, дочерью бывшего станичного атамана.

Мария Петровна, окончив Усть-Медведицкое епархиальное училище, работала в ст. Букановской сначала учительницей в начальной школе, затем делопроизводителем в исполкоме, где в то время был инспектором Шолохов. Поженившись, они были неразлучны до конца своих дней. Вместе Шолоховы прожили 60 лет, вырастив и воспитав четверых детей.

14 декабря 1924 г. М.А. Шолохов публикует первое художественное произведение - рассказ «Родинка» в газете «Молодой ленинец». Вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей.

На страницах центральных изданий появляются рассказы Шолохова «Пастух», «Шибалково семя», «Нахалёнок», «Смертный враг», «Алёшкино сердце», «Двухмужняя», «Коловерть», повесть «Путь-дороженька», а в 1926 году выходят сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

В 1925 году Михаил Александрович приступает к созданию романа «Тихий Дон». В эти годы семья Шолоховых живёт в Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года - в Вёшенской. В 1928 году журнал «Октябрь» начинает печатать «Тихий Дон».

После публикации первого тома романа для писателя наступают трудные дни: успех у читателей - ошеломляющий, а вот в писательских кругах воцаряется недоброжелательная атмосфера. Зависть к молодому писателю, которого называют новым гением, рождает клевету, пошлые измышления. Позиция автора при описании Верхнедонского восстания подвергается резкой критике со стороны РАППа, предлагается выбросить из книги более 30 глав, сделать главного героя большевиком.

Шолохову всего 23 года, но он стойко и мужественно переносит нападки. Ему помогает уверенность в своих силах, в призвании. Чтобы пресечь злобную клевету, слухи о плагиате, он обращается к ответственному секретарю и члену редколлегии газеты «Правда» М. И. Ульяновой с настоятельной просьбой создать экспертную комиссию и передаёт ей рукописи «Тихого Дона». Весной 1929 года писатели А. Серафимович, Л. Авербах, В. Киршон, А. Фадеев, В. Ставский выступают в «Правде» в защиту молодого автора, опираясь на выводы комиссии. Слухи прекращаются. Но злопыхатели ещё не раз будут предпринимать попытки очернить Шолохова, который честно говорит о трагических событиях в жизни страны, не желает отходить от исторической правды.

Роман был закончен в 1940 году. В 30-е годы Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина».

В годы войны Михаил Александрович Шолохов - военный корреспондент Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публикует фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», первые главы романа «Они сражались за Родину». Государственную премию, присуждённую за роман «Тихий Дон», Шолохов передаёт в фонд обороны СССР, а затем приобретает на свои собственные средства для фронта четыре новые ракетные установки.

За участие в Великой Отечественной войне имеет награды - орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне».

После войны писатель заканчивает 2-ю книгу «Поднятой целины», работает над романом «Они сражались за Родину», пишет рассказ «Судьба человека».

Михаил Александрович Шолохов - лауреат Нобелевской, Государственной и Ленинской премий в области литературы, дважды Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук СССР, обладатель степени почетного доктора права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, доктора философии Лейпцигского университета в Германии, доктора филологии Ростовского государственного университета, депутат Верховного Совета всех созывов. Он награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, другими наградами. В станице Вёшенской ему при жизни установлен бронзовый бюст. И это далеко не полный перечень премий, наград, почетных званий и общественных обязанностей писателя.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством М.А. Шолохова; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.

Задачи урока.

  • Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества М.А.Шолохова для русской литературы;
  • Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.
  • Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

  • Мультимедийная установка.
  • Презентация “М.А. Шолохов ”.

Так не бывает, чтобы всю жизнь в холодке спасаться. (М. А. Шолохов)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям М.А.Шолохова. Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.

№ слайда Деятельность учителя и учащихся
Заставка ШОЛОХОВ Михаил Александрович
Слайд № 1 Родился в Воронежской губернии в 1905, умер в1984-м. Был и депутатом Верховного Совета, и членом КПСС, и академиком... Но встает ли за всем этим забором из сухих цифр живой человек со своим отношением и к гражданской войне, и к коллективизации?
Слайд № 2 Может показаться странным, но научная биография М. А. Шолохова до сих пор не написана. А между тем Шолохов - фигура крайне противоречивая, отражающая противоречия самой советской эпохи, события которой и по сей день порождают полярные оценки, как в науке, так и в общественном мнении.
Слайд № 3 Конечно, любого человека характеризует прежде всего та среда, в которой он родился и вырос, семья и его отношение к ней.
Слайд № 4 Мама... Он у неё единственный. Сам научил её читать. Она гордилась им. Погибнет во время бомбежки 8 июля 1942 года, можно сказать, на глазах у сына, который два дня назад прибыл к ней в станицу, чтобы подлечиться после тяжелой контузии. Она радовалась, плакала и благословляла Сталина, с которым накануне встречался Миша.
Слайд № 5 Остальные его близкие, с чисто политических позиций того времени просто опасны. Супруга Мария Петровна - дочь казачьего атамана. Её брат - “служитель религиозного культа”, дважды репрессирован. Другой ближайший родственник, Владимир Шолохов, директор местной школы обвинен в том, что в школе насаждались “религиозные взгляды”, дети читали Библию.
Слайд № 6 Литературой Шолохов начинает заниматься с 1923 года, печатает фельетоны, позже- рассказы, в которых странным образом переплетаются два начала: комическое и трагическое. Массовыми тиражами выходят первые книжки: “Алёшкино сердце”, “Нахалёнок”.
Слайд № 7 Эти произведения, главная тема которых- Гражданская война, деятельность продотрядов, вошли впоследствии в сборник "Донские рассказы". Шолохов здесь почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с "Родинки", - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.
Видеофрагмент
Слайд № 8 В 1925 Шолохов начинает работу над романом “Тихий Дон”, рисует картины довоенной жизни казачества, события Первой мировой. Почти сразу возникают сомнения в авторстве романа, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба.
Слайд № 9 Но молодой писатель полон энергии, много читает (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивает казаков в донских хуторах о “германской” и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знает, как никто.
Слайд № 10 “Тихий Дон” - повествование не только о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией, о человеке, оказавшемся в страшной мясорубке Гражданской войны, но и рассказ о драматической, трагической любви.
Слайд № 11 Удивительно пишет об этом Шолохов:“Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с неё ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову”.
Слайд № 12 Шолохов - мужественный человек. Мужество - в двадцать лет замахнуться на эпопею, не отступиться и закончить “Тихий Дон” так, как он его закончил. Ведь Григорий Мелехов., побывав и у красных, и у белых, потеряв почти всё, что имел, возвращается домой, понимая, что для любого человека истинные ценности -это мир, дом, дети, а вовсе не классовая борьба.
Слайд № 13 Мужество писателя было по достоинству оценено: за роман “Тихий Дон” Михаилу Александровичу Шолохову была присвоена Нобелевская премия.
Слайд № 14 Мужество Шолохова -это отношения со Сталиным. Во времена репрессий страдающие люди обращались за помощью к крупным деятелям науки, культуры, искусства. “Что мы можем сделать?! - разводили те руками. - Мы не в силах ничем помочь...” А Шолохов?.. Он пишет Сталину потрясающее письмо о беде начала 30-х годов: “Черные крылья голода распростерты над Тихим Доном...” Шолохов заступается за сына А.Ахматовой-Льва Гумилёва, помогает писателю А.Платонову.
Слайд № 15 Парадоксально, но следующий роман “Поднятая целина” написан в поддержку коллективизации.
Слайд № 16 Название - “Поднятая целина” - не Шолохов дал роману. Его приклеили в редакции журнала. Авторское же правдивее: “С кровью и потом”, хотя и не так красиво. Но Шолохов не был бы Шолоховым, если бы написал просто роман-агитку: какой замечательный язык у этого произведения, какие яркие герои! А характеры просто потрясают.
Слайд № 17 Завершить работу над романом “Поднятая целина” Шолохову помешала война. Всю Великую Отечественную писатель был военным корреспондентом Совинформбюро, “Правды” и “Красной звезды”, сражался в боях под Смоленском и Ростовом-на Дону, видел разгром фашистов под Сталинградом.
Слайд № 18 Как каждый настоящий писатель, он, рассказывая о вещах жестоких и трагичных, глубоко верил в человека, его доброе начало. Вершиной этого оптимизма, жизнелюбия стал рассказ “Судьба человека”.
Слайд № 19 Рассказ Шолохова - это повесть о том, какой страшной трагедией является для человека война, о судьбах солдата, потерявшего всё на этой войне, и мальчика-сироты. Не случайно писатель так говорит о своих героях: “ Два осиротевших человека, две песчинки.”
Видеофрагмент (сцена с Ванюшкой)
Слайд № 20 Настолько трогательна, настолько эмоциональна эта сцена, так сильно переживаешь за судьбу Андрея Соколова, человека, чьи глаза “словно присыпаны пеплом”, что невольно возникает желание помочь, и многие дети откликаются на эту беду своим творчеством.
Слайд № 21 Можно по-разному относиться к творчеству Михаила Шолохова, но нельзя забывать одно: он был поистине сыном своего века. И сгибался иногда писатель под тяжестью ноши исторического времени, но не ломался, всё равно донес до потомков главное - правду. Потому что не пытался трусливо освободиться от пут времени. И от горьковатой судьбы, общей его судьбы с народом.

3. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни М.А. Шолохова?

2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?

3. Какие черты личности М.А.Шолохова вас поразили, удивили?

4. Объяснение домашнего задания.

Закончить оформление конспекта по жизни и творчеству Н.В.Гоголя, воспользовавшись материалом учебника и электронными ресурсами.