Вера Фигнер - одна из самых известных революционерок "старой гвардии".
За свою невероятную жизнь женщина успела побывать феминисткой, революционеркой, цареубийцей, заключённой, осуждённой, женой. С юности стояла на позициях радикального гуманизма. Всегда ратовала за свободу и равенство для всех, была абсолютно альтруистичным человеком, готовым пойти на эшафот ради светлых идей.
Родилась седьмого июля (по новому стилю) 1852 года в Казанской Губернии.
Её семья занимала высокое положение в обществе и была довольно зажиточной. Отец работал чиновником в Министерстве Госимущества. Он сделал неплохую карьеру и пользовался уважением во всей губернии. У него было своё поместье, в котором и росла Вера. Помимо неё, в семье было ещё пятеро детей. Начальное образование получала на дому. Отец был человеком довольно прогрессивных взглядов, поэтому Вера Николаевна изучала все основные науки. В одиннадцать лет она поступает в в Казани. Это было стандартное учебное заведение для девочек из богатых семей. Там их обучали различным "женским" премудростям, помимо изучения обычных предметов. Кроме того, в конкретно этом институте огромное место отводилось религии. Девушек воспитывали в духе христианского смирения. Однако чем больше Вера Фигнер изучала теологию, тем становилась более атеистичной. Но при этом она сохранила веру в некоторые библейские добродетели. Именно привитое в детстве чувство альтруизма помогло выковать стальную волю будущей революционерки.
В восемнадцатилетнем возрасте Вера решает выйти замуж. В те времена это был единственный выход для девушек, которые хотели уйти от родительской опеки. В некотором роде брак девушки можно назвать фиктивным. Восемнадцатого октября Вера Фигнер вышла замуж за Алексея Филиппова. Через некоторое время они эмигрируют в Швейцарию. Такой "побег" является следствием феминистических убеждений Фигнер. В Цюрихе она поступает на медицинский факультет местного университета. Там заводит первые знакомства с русскими революционерами.
Вера вливается в компанию народников под предводительством Софьи Бардиной. Вместе с другими девушками она обсуждает революционные идеи и роль женщины в современном обществе. Уже тогда были заметны черты её волевого характера. По воспоминаниям разных людей, в студенческие годы Вера Фигнер была очень популярна среди однокурсников. Она умела собирать вокруг себя людей и вселять уверенность в их общем деле. В Цюрихе активно изучает историю развития социалистического и революционного движения в Европе.
В семьдесят четвёртом году переезжает в Берн, где поступает в другой университет. Тут знакомится с активистами организации "Народная воля".
Всё больше времени посвящает изучению левых политических течений. Часто общается с Михаилом Бакуниным. Примерно в это время окончательно решает стать на тернистый путь революционерки. По требованию организации Вера Николаевна Фигнер возвращается в Россию. Там она устраивается на работу фельдшером в простой деревне Вязьмино. Переезжает в глушь, чтобы быть ближе к народу и вести революционную агитацию среди масс. Муж не разделяет убеждений Веры, и они разводятся. Работая в селе, Вера видится с другими революционерами. Участвует во всех съездах социалистических партий.
В семьдесят девятом полностью посвящает себя революционной деятельности. Переезжает в Санкт-Петербург для агитации среди местного студенчества и военных. Участвует в подготовке покушения на императора Александра Второго. Народовольцы считали, что именно убийство царя станет тем катализатором, отправной точкой, которая запустит революцию в России. Также имелась связь с польской интеллигенцией, которая стояла на позициях сепаратизма и обещала выступить в случае смерти царя.
Различные радикальные группировки неоднократно устраивали покушения на императорскую особу. Александр Второй, несмотря на ряд реформ, среди которых была отмена крепостного права, считался виновником всех бед народа. Для покушения на Александра был выбран его визит в Санкт-Петербург для участия в различных церемониях. "Народная воля" решила взорвать карету императора во время его проезда вдоль Екатерининского канала. Подготовка велась довольно долго. Заблаговременно революционеры купили лавку, из которой прорыли туннель под мост. Туда планировалась заложить бомбу.
Однако во время визита царя его маршрут изменился. Народовольцам пришлось срочно менять план. В итоге два революционера, Гриневицкий и Рысаков, получили на руки самодельные бомбы и заняли места на улице, по которой должен был проехать Александр. Когда императорская карета подъехала, Рысаков метнул бомбу, но ранил только охрану царя. После этого Александр вышел из кареты, чтобы посмотреть на раненых казаков. Именно в этот момент Гриневицкий взорвал свою бомбу, убив себя и царя.
Вера Фигнер лично не участвовала непосредственно в покушении. Однако она собирала информацию и занималась подготовкой этого террористического акта. После казни лидеров Народной воли Фигнер отбывает в Харьков.
Но в восемьдесят третьем году её находят по наводке одного из внедрённых агентов. Российская революционерка оказывается за решёткой. Начинается громкий судебный процесс. Несмотря на закрытый характер многие представители интеллигенции и зарубежной эмиграции пристально следят за ходом дела. В итоге осенью 1844 года Веру Николаевну приговаривают к смертной казни. Вердикт она приняла с холодным презрением и сказала, что и не думала, будто её жизнь может закончиться по-другому.
Однако позже суд заменил казнь на пожизненную каторгу. Находясь в тяжёлых условиях заточения, Фигнер писала стихи и даже продолжала политическую деятельность. Вышла на связь со многими заключенными и устраивала забастовки. В девятьсот четвёртом году ей несколько изменяют наказание и отправляют в ссылку. После революции 1905 года царский режим стал с опаской относиться к революционерам, которые могли принять образ мучеников. Поэтому Вере разрешают выехать за границу на лечение.
Выехав в Париж, Фигнер продолжает вести общественную деятельность. Лично создаёт комитет помощи политзаключенным. Путешествует по Европе, собирая деньги для помощи российским жертвам режима.
Нередко пишет в иностранных газетах статьи и заметки о жизни на родине, стараясь привлечь внимание общественности к этой проблеме. В пятнадцатом году в Европе бушует Первая мировая. Вера Николаевна решает вернуться в Россию. На границе её задерживают и вновь отправляют в ссылку. Однако через время ей разрешают жить в столице после поручительства её брата.
После начала Февральской революции участвует в нескольких манифестациях. Однако активного участия не принимает. Всё больше времени уделяет проблемам бывших политзаключённых.
Составляет списки ссыльных и каторжников, чтобы затем передать Временному правительству. Ратует за равноправие женщин и требует возможности избираться в Учредительное собрание.
Октябрьскую революцию Вера Николаевна также не поддержала. После установления советской власти держалась вдали от политики. Революционерка прожила долгую жизнь. На дни рождения и юбилеи власти устраивали мероприятия в её честь. Несмотря на ее отстранённость от политики все в партии знали, кто такая Вера Фигнер. Мемуары революционерки несколько раз переиздавались. Умерла Вера Николаевна пятнадцатого июня 1942 года.
Николай Николаевич (9 (21) II 1857, Мамадыш Казанской губ. - 13 (26) XII 1918, Киев) - рус. певец (лирико-драм. тенор). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1878), служил во флоте, в 1881 вышел в отставку в чине лейтенанта. В 1879 недолго занимался в Петерб. консерватории у В. М. Самуся; брал также уроки пения у И. П. Прянишникова и Ж. Эверарди (жены К. Эверарди). Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти, Э. де Роксаса и др. педагогов. В 1882 дебютировал в Неаполе (в операх Гуно "Филемон и Бавкида" и "Фауст"). В 1882-87 с успехом гастролировал в странах Зап. Европы и Юж. Америки. В 1887 дебютировал в партиях Радамеса; Фауста; Рауля: ("Гугеноты") на сцене Мариинского т-ра в Петербурге, где он работал до сезона 1903/04. Затем выступал на частных оперных сценах в разных городах России, в моск. Большом т-ре, в собств. антрепризах (Ниж. Новгород, Тбилиси), а также в концертах. В 1907 вернулся в Мариинский т-р, где в том же году состоялся его прощальный бенефис (пел партию Ромео в опере "Ромео и Джульетта" Гуно). В 1910-15 солист, худ. рук. и директор оперной труппы Петерб. нар. дома (под его рук. поставлены оперы "Борис Годунов", "Снегурочка", "Князь Игорь"). Стремясь к высокой постановочной культуре спектакля, к слаженности сценич. ансамбля, привлёк к работе в труппе известного реж. А. А. Санина. В 1915 оставил сцену, занялся педагогич. деятельностью. В 1917 поселился на Украине, в 1918 преподавал в Киевской консерватории (вёл оперный класс). Творчество Ф. - яркая страница в истории рус. оперного т-ра. Его голос не отличался красотой и силой (был несколько суховатого тембра), однако благодаря великолепной вок. школе Ф. был первоклассным певцом. Он в совершенстве владел иск-вом бельканто: широким, свободным дыханием, превосходным mezzo voce, филировкой, тончайшими градациями звука от легкого piano до мощного forte, кантиленой. Он умел формировать и разнообразить тембры, придавать голосу то мягкость и нежность, то суровость и мужество. Его пение отличали точность интонации, гибкость я изящество фразировки, отчётливая дикция. Ф. уделял большое внимание не только вок. стороне партии, но и её сценич. воплощению. Экспрессивность, яркий темперамент сочетались в его исполнении с художеств. тактом. Стремясь к правдивому раскрытию образов, Ф., однако, не был свободен от оперных штампов. Певец не достигал полного перевоплощения, он подчёркивал лишь преобладающую черту создаваемого образа.
Ф. был первым исполнителем мн. партий в рус. операх, в т. ч. Германа (1890, разучивал партию под рук. П. И. Чайковского), Водемона (1892), Владимира Дубровского (1895). Долгое время был лучшим Ленским (до созданного Л. В. Собиновым классич. образа Ленского). Среди др. партий - Синодал, Самозванец, Иоанн Лейденский, Фра-Дьяволо, Хозе, Вертер, Альфред, Герцог, Лоэнгрин. Дж. Верди высоко оценил исполнение Ф. роли Отелло. Чайковский посвятил ему цикл романсов ор. 73. Ф. перевёл на рус. яз. либретто ряда иностр. опер.
Литература
: Двадцать пять лет славы в опере, сост. Фигнерист, СПБ, 1907, "Русская музыкальная газета", 1912, No 1 (посв. Ф.); Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера, Л.-М., 1940; Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962; Фигнер М., Брат и сестра, "Театр", 1964, No 1; H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. 1873-1889, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904, Л., 1974.
А. П. Григорьева.
Санкт-Петербург (энциклопедия)
Биографический словарь
Биографический словарь
Музыкальная энциклопедия
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Большая Советская энциклопедия
Большая Советская энциклопедия
Большая Советская энциклопедия
Большой энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА МАРИНЫ ФИГНЕР При возвращении из первой командировки в Москву мы смогли наконец поселиться в нашей собственной квартире кооператива «Киноработник», которую строили для себя родители моей жены. Однако в связи с рождением внука они решили уступить её
Вера Фигнер Я с нею познакомился, помнится, в 1915 или 1916 году. На каком-то исполнительном собрании в московском Литературно-художественном кружке меня к ней подвел и познакомил журналист Ю. А. Бунин, брат писателя. Сидел с нею рядом. Она сообщила, что привезла с собою из
ФИГНЕР Вера Николаевна 25.6(7.7).1852 – 15.6.1942Деятельница революционно-народнического движения, член исполнительного комитета «Народной воли», поэтесса, мемуаристка. Стихотворные сборники «Стихотворения» (СПб., 1906), «Под сводами» (СПб., 1909). Сестра Н. Фигнера.«Она невысокого
ФИГНЕР Николай Николаевич 9(21).2.1857 – 13.12.1918Русский певец (лирико-драматический тенор), режиссер-постановщик, переводчик-либреттист, музыкальный деятель, пропагандист оперного искусства. Певческую карьеру начал в 1882 в Неаполе. На русской сцене с 1887. Пел в Мариинском театре
ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА (род. в 1852 г. – ум. в 1942 г.) Видная фигура в русской политической жизни конца XIX – начала XX вв. Участница революционного движения 1870–1880-х годов, член Исполнительного комитета «Народной воли», организатор и исполнитель нескольких покушений на
Три жизни Веры Фигнер
Фигнер Вера Николаевна 1852–1942Русская революционерка, член Исполнительного комитета «Народной воли».Вера была старшей дочерью в семье дворянина Николая Александровича Фигнера, штабс-капитана в отставке с 1847 года. Он служил в Казанской губернии, получил чин губернского
Партизан ФИГНЕР В № 3 (апр. 1952 г.) Генеалогического листка «Baltische Familiegeschichtiche Mitteilungen», издававшегося в Германии русскими балтийцами бар. Вальтером Майделем и г. Альфрейдом фон Гансеном, помещена заметка г. Амбургера о происхождении русского партизана 1812 г. Фигнера. Привожу
А. С. Фигнер Александр Самойлович Фигнер (1787–1813) – полковник русской армии, отличившийся в войне 1812-го года, создатель партизанского (диверсионного) отряда, действующего в тылу французской армии на территории России, Польши и Германии, потомок старого немецкого рода,
«Н. Н. и М. И. Фигнер» Сегодняшний концерт супругов Фигнер можно отнести к удачнейшим концертам этого сезона. Мариинский театр был полон, и публика встречала и провожала своего любимца шумными аплодисментами. Особенно понравилась «Падучая звезда» Кналя, пропетая г.
ФИГНЕР Николай Николаевич (9(21).2.1857, Мамадыш, Казанской губ. - 13(26).12.1918, Киев) - оперный певец (лирико-драматический тенор), антрепренер, вокальный педагог. Муж певицы М.И.Фигнер.
Фигнер Медея Ивановна (урожденная Мей) (4 (16) апреля 1859, Флоренция - 8 июля 1952, Париж) - русская певица (драматическое сопрано). По национальности итальянка. Солистка Его Императорского Величества. (1894).
Н.Фигнер получил прекрасное образование в кадетском корпусе в Петербурге, по окончании служил во флоте. Непродолжительное время занимался пением в Петербургской консерватории. Продолжил совершенствование вокального мастерства в Италии, где начал сценическую деятельность. В 1887 году, после многократных выступлений на европейских сценах, дебютировал в Мариинском театре в Петербурге в главных партиях в операх "Аида" Верди и "Фауст" Гуно. С 1904 Н.Фигнер пел в частных оперных труппах России, в московском Большом театре, выступал в собственных антрепризах (Нижний Новгород, Тбилиси). В 1910-15 солист, художественный руководитель и директор оперной труппы Петербургского народного дома. В 1891 организовал благотворительный концерт в Петербурге, которым дирижировал П.И.Чайковский. С 1915 занимался педагогической деятельностью, в том числе в Киевской консерватории.
Творческую биографию М.Фигнер составляют две главы: первая связана с Италией, вторая - с Россией. Увлечение пением, театром началось с детства. В 14 лет М.Мей поступает во флорентийскую консерваторию. Через несколько месяцев занятия были прерваны - юная певица потеряла голос, а год спустя вновь предстала перед своим преподавателем. В 16 лет М.Мей дебютировала в партии Азучены ("Трубадур"). Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду. Она с триумфом гастролирует по городам Италии, Испании, в странах Южной Америки, поет в ансамбле с корифеями оперной сцены. Во время гастрольных скитаний М.Мей встретилась с русским певцом Н.Н.Фигнером. В 1887 году она приехала в Петербург, и "непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной", - писала певица. Она покорила театральный Петербург.
Вначале М.Мей выступала под своей девичьей фамилией. В 1889 году, связав свою жизнь с Н.Н.Фигнером, она приняла фамилию мужа. Так сложилась "неразделимая чета Фигнер", блиставшая на сцене и в жизни, которой суждено было составить целую эпоху в истории русской оперы. И, хотя впоследствии брак певцов Фигнер распался, Медея до конца жизни носила фамилию Фигнер, под которой и вошла в историю русской оперы. Заканчивала М.Фигнер сценическую карьеру одна. На сцене Мариинского театра она пела до 1912 года. Покинув сцену, продолжала давать концерты, до преклонного возраста сохранив красоту своего неповторимого голоса. В 30-х годах певица переехала во Францию, где занималась педагогической деятельностью и изредка выступала.
С именами супругов Фигнер связаны две последние оперы Чайковского - "Пиковая дама" и "Иоланта" . Они были главными исполнителями, можно сказать для них и в расчете на их вокальные и сцениеческие возможности Чайковский писал эти произведения. Сочиняя "Пиковую даму", композитор писал партию Германа применительно к таланту Фигнера. И даже в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал "Фигнер". В последний год жизни Чайковский посвятил Фигнеру свой цикл из 6 романсов, ор.73 (на стихи Ратгауза). На клавире оперы "Пиковая дама" Чайковский сделал дарственную надпись, назвав Н.Фигнера виновником возникновения этой оперы.
Партии Германа и Лизы разучивались под руководством П.И.Чайковского. Свои впечатления о посещении семьи Фигнер в их имении Лобынское (Тульской губернии) в июле 1890 он изложил в письме к М.И.Чайковскому : "Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии, говорит о ней со слезами на глазах - хороший признак! Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям". "Ездил к Фигнеру проходить с ним партию Германа. Он будет великолепен" - писал Чайковский в письме к А.И.Зилоти . По воспоминаниям М.Фигнер, занятия с Чайковским были для нее подлинным наслаждением. Композитор же, учитывая пожелания первой исполнительницы, сделал изменения в партии Лизы в соответствии с индивидуальными особенностями ее голоса. Роль Лизы удалась М.Фигнер и в драматическом и в вокальном отношении. На премьере "Пиковой дамы", состоявшейся 7 декабря 1890 года "чары сильного, свежего голоса" М.Фигнер оказывали на всех присутствующих в зале "магическое действие".
"Направник в управлении оперой, Фигнер в роли Германа превзошли себя и, несомненно, больше всех содействовали громадному успеху оперы", - написал о 1-м представлении "Пиковой дамы" 7 дек. 1890 года М.И.Чайковский.
6 декабря 1892 года супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере Чайковского "Иоланта". М.Фигнер столь правдиво воплотила роль слепой девушки, что ей задавали вопрос, не испытала ли она подобного страшного недуга в жизни. 17 и 22 февраля 1894 года супруги Фигнер приняли участие в спектаклях, посвященных памяти П.И.Чайковского, сбор с которых был направлен на сооружение памятника на могиле композитора и в Петербургской консерватории.
ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА
Фигнер (Вера Николаевна) - русская политическая деятельница. Родилась в 1852 году в дворянском семействе в Казанской губернии; окончила курс казанского института для благородных девиц; в 1870 году вышла замуж за судебного следователя Филиппова, в 1871 году уехала вместе с ним за границу и поступила в Цюрихе на медицинский факультет; в 1873 году, когда русское правительство потребовало от русских учащихся в Цюрихе немедленного возвращения на родину, под страхом вечного изгнания из России, уехала в Берн. Одновременно с этим произошел ее разрыв с мужем; дело скоро кончилось формальным разводом. В 1875 году была арестована сестра Веры Ф., Лидия. В. Ф. вернулась в Россию, чтобы продолжать начатую ее сестрою пропаганду. В декабре 1876 года она принимала участие в революционной демонстрации на Казанской площади в С.-Петербурге. Около этого времени она вступила в революционный кружок народников, уцелевший от полицейского разгрома в 1874 году и известный под шутливым прозвищем троглодитов; он старался организовать дело социалистической пропаганды в крестьянстве. Вместе с сестрой Евгенией, В. Ф. поселилась в деревне Самарской губернии, в качестве земской фельдшерицы, но вскоре оставила место вследствие преследований, вернулась в СПб. и приняла деятельное участие в организации партии "Земля и Воля". Летом 1878 года она опять работала в деревне (в Саратовской губернии) в качестве земской фельдшерицы и приобрела большую популярность среди крестьян. После покушения 2 апреля 1879 года Вере Ф. грозил арест; она принуждена была скрыться и перейти на нелегальное положение. Когда в партии "Земля и Воля" началась борьба между старым народническим течением и новым - народовольческим, В. Ф. стала одной из наиболее влиятельных сторонниц последнего и приняла деятельное участие в исполнительном комитете партии Народной Воли; вместе с тем она вела пропаганду в кругах рабочих, студенческих и других. Она имела близкие знакомства в литературных кругах Петербурга; Н.К. Михайловский поддерживал с нею дружеские отношения и в воспоминаниях своих (напечатанных после его смерти в "Революционной России") отзывался о ней как о человеке исключительной духовной силы. В феврале 1883 года В. Ф. была арестована; в то же время был уничтожен исполнительный комитет Народной Воли. В 1884 году она судилась по "процессу 14" в военно-окружном суде и приговорена к смертной казни, но помилована и заключена в Шлиссельбургскую крепость, где и высидела 20 лет в крайне тяжелых условиях. В Шлиссельбурге она начала писать, между прочим, стихотворения; некоторые из них удалось переслать друзьям, и они были напечатаны в "Ниве" (при выборе журнала имелось в виду, что "Нива" проникает в Шлиссельбург, и автор может увидеть свое произведение в печати). В 1904 году, на основании амнистии, В. Ф. была освобождена и поселена в Архангельской губернии, в 1905 году переведена на родину в Казанскую губернию, а в 1906 году отпущена за границу. В 1906 году она издала сборник стихотворений и напечатала рассказ "Моя няня" в XII "Сборнике Знания", а также ряд биографических статей о своих товарищах по шлиссельбургскому заключению в сборнике "Галерея шлиссельбургских узников" (часть I, СПб., 1907). Две ее характеристики, написанные С. Елпатьевским и ее товарищем по заключению С. Ивановым, помещены в том же сборнике. В. В-в.
Краткая биографическая энциклопедия.
2012Вера Николаевна Фигнер
Запечатленный труд
Воспоминания
в двух томах
Вера Николаевна Фигнер и ее «Запечатленный труд»
В русском революционном движении женщины сыграли выдающуюся роль. Провозвестницами явились декабристки, далекие от революции и политики, но мужественно разделившие тяжесть изгнания с мужьями-революционерами. Бурный процесс женской эмансипации в России 60-х годов породил первых, еще немногочисленных активных борцов среди женщин. Лучшие из них - Е. Л. Дмитриева, А. В. Корвин-Круковская - стали защитницами первой в мире пролетарской революции - Парижской коммуны 1871 года.
Эпоха «действенного народничества» активизировала роль женщины в общественном движении в еще невиданных размерах. Имена трех стали известны всему миру: Софьи Перовской, первой женщины, казненной царем в 1881 году по политическому процессу; Веры Засулич, выстрел которой в петербургского градоначальника Трепова послужил сигналом к новому подъему в народническом движении; Веры Фигнер…
Замечательная русская революционерка-народница Вера Николаевна Фигнер прожила долгую и необыкновенную жизнь. Родилась она в 1852 году - в царствование Николая I. Лучшие годы жизни отдала борьбе с его наследником Александром II. Александр III и Николай II «наградили» ее десятилетиями крепостей, ссылки, гонений.
Фигнер было 9 лет, когда отменили крепостное право. И лишь несколько месяцев не дожила она до 25-й годовщины Советской власти.
Тяжкие испытания, выпавшие на долю Веры Николаевны, - полная опасностей жизнь в революционном подполье, утрата близких людей, гибель любимого дела и крушение многих идеалов, 22-летнее одиночное заключение - не сломили ее. Лучшее свидетельство тому - воспоминания Веры Фигнер «Запечатленный труд».
В. Н. Фигнер удалось «запечатлеть» - и запечатлеть ярко, талантливо - целый период в истории русской освободительной борьбы. Ее воспоминания незаменимый исторический источник.
Блестящая плеяда революционеров-народников дала много мемуаристов. Воспоминания О. В. Аптекмана, Н. А. Морозова, М. Ф. Фроленко и других широко известны. Но среди различных воспоминаний есть такие, которые собирают и концентрируют все самое характерное своего времени, становятся как бы зеркалом эпохи. Для 30-60-х годов XIX века такой книгой была «Былое и думы» А. И. Герцена, для 70-х - начала 80-х годов - «Запечатленный труд» В. Н. Фигнер, получивший не только всероссийское, но и всемирное признание.
Вера Николаевна писала так же, как говорила: глубоко правдиво, просто, сдержанно, сурово. Полное драматизма содержание книги, связанное единым стилем и настроением; мастерство художника, оживляющего картины прошлого и людей, давно ушедших из жизни; одухотворенность и моральная чистота автора выдвигают «Запечатленный труд» в число выдающихся историко-литературных произведений.
В. Н. Фигнер была по существу «особенным человеком» - из числа тех, которые, по словам Н. Г. Чернышевского, «двигатели двигателей», «соль соли земли». Он писал, что встретил за свою жизнь восемь таких людей, в том числе двух женщин, что в их характерах не было ничего общего, кроме одной главнейшей черты - целеустремленности.
Совесть, честность, образ мышления Веры Фигнер были, как у многих. Но образ мышления ее никак и никогда не разделялся с образом действий. Ее цель - революция, уничтожающая царизм и приносящая освобождение народу, и на пути к цели не было страха и колебаний. Поэтому нет сомнений в искренности слов революционерки, написанных уже из тюрьмы в ожидании смертного приговора: «Сказать по правде, я считаю, что моя жизнь была счастливой (с моей точки зрения), и больше я и не требую».
***Семья, детские годы, учеба, противоречивые влияния юных лет, формирование характера и мировоззрения, вступление в революционное движение и, наконец, «сердцевина» воспоминаний, 1876–1883 годы, - время активной революционной деятельности В. Н. Фигнер, кончающееся арестом, - таково содержание первой книги «Запечатленного труда».
Вера Николаевна вышла из замечательной семьи. Шестеро детей - и никто не прошел по жизни бесследно. Три сестры - Вера, Лидия и Евгения - стали революционерками. Младшая Ольга пошла за мужем в ссылку, в Сибирь, и много сил отдала культурно-просветительной работе. Брат Николай стал выдающимся певцом, другой брат, Петр, - крупным горным инженером.
В детстве и юности будущей революционерки трудно найти обстоятельства, давшие толчок для развития исключительных качеств, - так, как она, жили и воспитывались сотни девушек из дворянских семейств. Среди других ее отличали характер - прямой, честный и живой, прекрасные способности, острый, любознательный ум. Благоприятное окружение прогрессивно мыслящих людей (хотя и в рамках умеренного либерализма) и передовая литература довершили дело.
Вера Николаевна принимает решение стать врачом, поселиться в деревне и лечить крестьян. Ей казалось, что именно на этом поприще она сумеет принести наибольшую пользу народу, облегчить его жизнь. Но двери высших учебных заведений России были закрыты для женщин, и Фигнер едет в Швейцарию, где в 1872 году становится студенткой Цюрихского университета.
В начале 70-х годов Швейцария была центром русской эмиграции. В 1870 году группа революционеров во главе с Н. И. Утиным создала в Женеве Русскую секцию I Интернационала, представителем которой в Генеральном Совете стал Карл Маркс. В Швейцарию приезжали наиболее видные лидеры революционного народничества: П. Л. Лавров, теория которого о неоплатном долге народу была весьма популярна среди передовой интеллигенции; М. А. Бакунин - кумир молодежи, анархист-бунтарь, побывавший в саксонских, австрийских и русских тюрьмах, бежавший из далекой Сибири; русский бланкист П. Н. Ткачев.
Эмиграция была своеобразным проводником западноевропейских революционных идей в России. Деятельность I Интернационала, руководимого К. Марксом и Ф. Энгельсом, Парижская коммуна имели большой резонанс в революционно-демократических кругах России.
70-е годы XIX века были временем победоносного утверждения марксизма в Западной Европе.
В России 70-х годов, недавно вступившей на путь капиталистического развития, где пролетариат начинал формироваться в самостоятельный общественный класс, а рабочее движение было в зародыше, главным направлением освободительного движения стало народничество. Народники довольно широко были знакомы с «Капиталом» Маркса, но считали идеи его приемлемыми только для Западной Европы. Те из них, которые глубже разобрались в учении Маркса, не находили вокруг себя общественной силы, на которую можно было бы опереться, и, следовательно, оказывались в бездействии.