Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография. Художник Юрий Горбачев: я принадлежу всему миру Вы после путча уехали

Биография. Художник Юрий Горбачев: я принадлежу всему миру Вы после путча уехали

Из дружеской переписки

Мы в Германии слушаем "Эхо" через компьютер. Иногда "Свободу". У нас есть несколько российских телевизионных программ. Но мы их почти не включаем, только в очень редких случаях, как, например, сегодня, когда будет о Высоцком. А смотрим, скорее, тоже слушаем, RTVI, чаще "Особое мнение". Не всякое, разумеется. Я, например, только Шендеровича, моего любимого Радзиховского, Киселева.
Татьяна Лин

Я, видимо, во многом совпадаю во вкусах с вашим семейством. Из 3-4 моих любимых журналистов на первом месте - Леня Радзиховский. Я его знаю с "Огонька". Он тогда уже был известным автором, но профессиональную жизнь журналиста (в смысле заработка) начинал именно у нас. И в 19.00 по пятницам (а ранее по четвергам) меня можно очень расстроить, поменяв в "Особом мнении" Радзиховского на кого угодно.
Александр Щербаков
Январь 2009 г.
А вот маленькая огоньковская заметка Леонида Радзиховского (чаще он писал большие аналитические статьи) из первого февральского номера за 1992 года. В ней, как в капельке воды, воспроизводятся и обстоятельства времени, и воззрения мыслящей интеллигенции.

О чем думает Ельцин, глядя на ценник, явно взятый из ювелирного магазина, с которым застенчиво лежит кусок колбасы?

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

Пушкинский эпиграф — это не попытка дешевого стеба, столь по­зорно-модная нынче. Ничего подоб­ного. Я не собираюсь сравнивать Ельцина и Петра Великого, не соби­раюсь сравнивать Санкт-Петербург и пустой продмаг. Но без всякого ерничества и зубоскальства можно и должно сравнить две государ­ственные философии, два мировоз­зрения, две политические идеи.

Человек для государства, чело­век, подходящий к государству, как бедный Евгений к Медному всадни­ку.

Государство строилось «на зло надменному соседу». И хотя соседи давно уже (шведы так прямо после Полтавской битвы) демонтировали свои империи и немалую часть над­менности, мы продолжали строить свои ракетно-ядерные пирамиды «на зло» им. И все мысли наших военно-промышленных феодалов с лихвой укладывались в такую им­перскую философию. А бедный Ев­гений, на спине которого гарцевал Медный всадник, терпел...

Ельцин — первый лидер России, избранный «бедными Евгениями». Он призван развернуть, наконец, российскую политическую филосо­фию на 180 градусов, начать рубить «окно в Европу» с другого конца.

Государство — для человека. Колбаса важнее ракет «СС-20». А чудовищную и величественную, на века строенную пирамиду лучше ра­зобрать на малые дома для «малых сих». Вот она, новая философия, давно господствующая у бывшего «над­менного соседа» и наконец-то до­шедшая до нас!

Но парадокс! «Масло вместо пу­шек» — а масло-то совсем исчезло! Пока гнали пушки, каким-то чудом находилось и масло, и колбаса. А сейчас, когда повернулись «лицом к колбасе»,— нет ее... Почему?

Мо­жет быть, об этом думал Ельцин?

...Один гроссмейстер по полчаса не делал первый ход, сидел заду­мавшись, а потом двигал пешку «е2—е4». Его как-то спросили: о чем же вы думаете, почему не начинаете? Он ответил: думаю о на­чале следующей партии.

Так о чем думал наш Президент в Саратове, после того как народ поднес ему хлеб, охрана — соль, а в магазине одинокая, как член Политбюро в отставке, глядела на него колбаса? Может быть, как тот гроссмейстер, о новой реформе? Или о светлом будущем, когда Кол­баса станет просто колбасой?

Л. РАДЗИХОВСКИЙ

В ближайшую субботу Юрий Горбачев должен быть в Лондоне, где открывается выставка с участием его работ. «Кандинский, Малевич, Шагал... И я, единственный живой художник в этом ряду, - говорит Юрий Горбачев, - Мой менеджер Биби, узнав, что я до этого собираюсь в Эстонию, сначала долго выясняла, где она находится, потом порекомендовала позвонить психиатру».

Может, правда, а может и шутит. Кстати, в своей книжке «Азбука успеха» он так и пишет: «Первое, что я делаю, особенно встречаясь с незнакомыми людьми, - пытаюсь шутить».

В центре Манхэттена

Еще он пишет: «Энергия - это мое любимое слово. Есть позитивная и негативная энергия. Негативную я чувствую с первой секунды, и она меня отталкивает». Сам Юрий накрывает всех окружающих исключительно позитивной энергией. Простой такой жизнерадостный парень (кто бы подумал, что ему 60 лет).

А между тем, Горбачев выставлялся в десятках стран мира, в самых престижных галереях, его картины находятся в Овальном зале Белого дома, в крупнейших музеях, в частных коллекциях многих знаменитостей - от Хиллари Клинтон до Аллы Пугачевой.

Теперь вот Эстония вошла в перечень стран, где были его персональные выставки. «Я очень рад, что приехал сюда, за городом очень приятная природа, напоминает нашу, новгородскую, контраст с Нью-Йорком, конечно, поразительный, но и это по-своему интересно», - отметил Горбачев.

Вот только не очень дружелюбный прием на границе, признался он, немного огорчил. «Прилетел я сюда из Одессы, и пока стояли в очереди к пограничному контролю, успел кое с кем познакомиться, пригласил на свою выставку, но все уже ушли, а мой американский паспорт все изучали под лупой, выворачивая чуть ли не наизнанку, - рассказал Юрий. - Я около 20 раз за год пересекаю границы, но такое встречаю впервые».

Наверное, Юрий Горбачев, уехавший в Америку из Одессы в 1991 году почти никем, почти без денег, не зная языка, и впрямь имел моральное право спус­тя полтора десятилетия написать книжку «Азбука успеха». По приезде в Нью-Йорк Горбачев с семьей поселился на Брайтон-Бич, сейчас живет и работает в собственной мастерской в центре Манхэттена.

«Нью-Йорк - самый любимый город, всегда скучаю о нем, когда в отъезде», - говорит Юрий.

При этом он не забывает о деревне Угловке Новгородской области, где родился, и об Одессе, где прожил перед эмиграцией 20 лет. Кстати, в Одессе он тоже купил квартиру. «Там такие жирные помидоры, и такой восхитительный вид на море!» - пояснил он.

Есть у художника жилье и в далекой Индонезии, на острове Бали - этот край планеты Горбачеву тоже очень нравится.

Он уехал в Америку в тот период, когда был невероятно популярен глава СССР Михаил Горбачев. «Громкая фамилия отчасти мне помогла, но не она оказала определяющее влияние, - говорит Юрий. - Главное, что я сам как художник представляю собой».


Имя этого художника больше известно в США, хотя и на родине (в России и Украине) он давно признанный мастер. А встретился я с ним на его персональной выставке в Ереване прошлым летом, во время миссии народной дипломатии "Все едут в Ереван".

Солнечные и радостные работы Горбачева сейчас, как нельзя лучше, помогут поднять настроение... Впрочем, в этом году его работы будут демонстрироваться и в Москве, в Третьяковке, - в рамках большого «Музейного тура» художника, который проходит с 2012 по 2015 год по всему миру.

Картины Юрия Горбачева находятся в Кремле, Овальном зале Белого дома, Лувре, Эрмитаже, Русском музее Санкт-Петербурга, Московском музее современного искусства, музее ООН (Нью-Йорк), Национальном музее Украины, Национальной галерее Aрмении, музее Мартироса Сарьяна в Ереване, музее Rudana (Бали), Национальном музее Seni Rupa (Индонезия), как и в нескольких музеях США и других стран. А также в частных коллекциях Владимира Путина, Билла Клинтона, Аллы Пугачевой, Робби Уильямса, Мика Джаггера, Антонио Бандераса и многих других...

Интересно, как все переплелось в жизни Горбачева! Родился он в Угловке (там же, где в свое время родился и знаменитый российский путешественник Миклухо-Маклай), что под Питером. Окончил керамический техникум в Боровичах. А потом поехал покорять Ленинград, где учился сперва на факультете журналистики, потом на философском. Затем перебрался в Одессу, где прожил 21 год. Здесь он Стал членом союза художников СССР раньше, чем закончил художественно-графический факультет местного пединститута, в 26 лет. В том же году как раз и женился. Отсюда уехал в 1991 году в Нью-Йорк, где обжился и считает этого город абсолютно своим. Но и Одессу не забывает, часто навещая свой город. В его мастерской на Кирова перебывали в свое время многие знаменитости...

Но так получилось, что в Ереван персональную выставку русского американского художника привозили... эстонцы. Именно с подачи эстонского предпринимателя Меэлиса Кубитса в Армению в середине июня приезжала не только большая делегация из Эстонии, но и писатели с музыкантами из Украины, из десятка других стран, а также Михаил Жванецкий и Юрий Шевчук.

1.

ереванская выставка Горбачева проходила в этом здании - в Союзе художников Армении. Скажу сразу, что он не родственник бывшего последнего генсека и президента СССР, хотя их деды из одного села... Наверное, поэтому Раиса Максимовна пару раз непосредственным образом помогла однофамильцу своего известного мужа. Да и звучность фамилии в первые годы эмиграции в США придавали "этому русскому" свой шарм. Михаила Горбачева там (в отличие от родины) помнили и любили. Так что лучики славы главного перестройщика перепадали и на долю Юрия.

2.


Несмотря на то, что художник живет в Нью-Йорке, в его картинах нет американских мотивов, а вот восточных и славянских - хватает. Техника исполнения тоже необычна: на холсте одновременно присутствуют теплые масляные краски и холодная эмаль, пышные бронза и золото... И никакого черного цвета! Малевич бы со своим черным квадратом испереживался бы... Горбачев использует только темно-синий. А вот в одежде черный цвет вполне приветствует...

Привезти выставку из Таллина в Ереван мне предложил Меэлис, с которым мы хорошо знакомы, - рассказывает Юрий Горбачев. - У меня и одна из бабушек родилась в Нарве. Так что эстонский след прослеживается. Но и в Армении я не случайный человек - моим учителем был Валерий Арутюнович Гегамян (украинский художник армянского происхождения, педагог, основатель и декан художественно-графического факультета в Одесском педагогическом институте - К.М. ) Пять лет я у него день в день посещал занятия. А он - прямой ученик Мартироса Сарьяна!

3.

Юрий - на Бали, где у него свой дом. Он и в жизни, а не только на холсте любит сочные яркие краски...

4.

календарь майя...

5.

Юрию Горбачеву в 1994 году предложили сделать рекламу «Столичной». Он и сделал - да так удачно, что картинка самым непосредственным образом легла на трафареты западных обывателей. Сотрудничество с брендом продолжилось к взаимной выгоде. Реклама с именем автора регулярно появляется в TIME, ELLE, VOGUE, American Photo и других...

6.

со своими тремя сыновьями...

Известное издательство Rizzoli International, выпускающее только несколько монографий в год всемирно признанных художников, в 1998 году издало книгу «Искусство Юрия Горбачева». В 2002 году международный издательско-полиграфический концерн Bertelsmann выпустил альбом Горбачева «Искусство рая»...

7.

Адам и Ева...

8.

С Ла Тойей Джексон, которая стала в США первой "звездной покупательницей" Горбачева, приобретя картину "Странная женщина и четыре животных" у художника в 1992 году на выставке в нью-йоркском отеле "Плаза".

9.


"Слон и пальма"

10.

а этот лев не из песни ли Бориса Гребенщикова?..

11.

характерный факт из биографии Юрия:
Мама будущего художника всю жизнь работала учительницей, но в 1951 году, по доносу, получила срок и сидела в питерских "Крестах". Чтобы получить ленинградскую прописку и быть поближе к маме, Горбачев устроился в тюрьму надзирателем. Как он вспоминает, зеки узнавали его по одеколону "Сирень"...

Еще работы с ереванской выставки:

12.

13.

В Одессу я часто приезжаю, но основная моя квартира на 57 улице в Нью-Йорке, - говорит Юрий. - Нью-Йорк я люблю больше всего на свете. Это исключительно мой город... Однажды в Одессе у меня состоялась встреча с Вильямом Сарояном, рассказы которого, с его особенным юмором, я читал прежде. На полках в одном из залов Дома актеров он увидел мои работы из керамики - барана кудрявого, волнистого козлика, лошадку… Поинтересовался, кто это сделал? Ему сказали и показали на меня. Сароян решил посетить мою мастерскую. Часа четыре пробыл у меня. Когда уходил, сказал, что лошадку и волнистого козлика увезет в Калифорнию. Я ему, конечно, подарил и одну из своих картин. Он мне пытался дать несколько десятков долларов. Не помню уже, взял или нет...

Юра, сказал он мне, я вижу тебя в Нью-Йорке. А это был 1980-й год. А я еще почти лет десять никуда и не думал уезжать... Это потом его слова оказались пророческими. Но когда я в 1991 году перебрался в Америку, Вильям Сароян к тому времени ушел из жизни. С удивлением для себя обнаружил, как относятся к упоминанию его имени. Куда более уважительнее, чем к кому-либо из клана Кеннеди, например, с которым меня тоже сводила жизнь. К Сарояну относились, как к классику, как к большому художнику - тому же Пикассо… И я тогда заново стал читать его произведения, заново их для себя открывал. Он один из моих любимых писателей. И его предсказание сбылось. На сегодняшний день я интернациональный художник с русскими корнями и армянской школой...

14.


С голливудской звездочкой Брук Шилдс и теннисной звездой Андре Агасси (на нижнем снимке), которые когда-то были супругами (фотографии картин - мои, остальные - из личного архива художника):
15.

16.

"Птиц"

17.


со старшим сыном Платоном (36 лет), которому Юрий больше всего доверяет, и с бывшей женой Натальей, с которой дружит и помогает ее новой семье...

18.

В 1990-м у меня была выставка в советском фонде культуры в Москве, которую помогла организовать Раиса Горбачева, - продолжает рассказывать Юрий. - Она мне как-то тогда сказала: наступают чудовищные времена. Если ты надумаешь уехать, я тебе помогу… И она стала третьим человеком, кто так говорил. Вторым был Параджанов.

- Вы после путча уехали?

До. В июне 1991-го еще. Уехал, потому что начался бандитизм, человеческая жизнь обесценилась, а у меня были маленькие дети. И кроме внешней опасности, была еще и внутренняя - опасность разочарования в том, что ты делаешь, чему посвятил свою жизнь. Художник в те годы в СССР был никому не нужен...

19.


с Хиллари Клинтон

До своего окончательного отъезда, за полгода до того, у меня была выставка в Нью-Йорке, - говорит Юрий. - И отовсюду я все чаще слышал, что ехать надо...

И если кто-то возвращается оттуда сейчас обратно, то это зачастую значит, что он там не состоялся, не прижился, не нашел себя… Но и не только это, конечно. Я вот не возвратился, но часто бываю здесь со своими выставками, которые провожу в Украине, в России, а теперь вот и в Армении, словно возвращаюсь к каким-то истокам. Моим американским друзьям и агентам трудно это понять. Они считают, что если меня знают в Америке, в той же Азии, то этого вполне достаточно. И не надо испытывать судьбу, а вдруг со мной в бывшем Союзе что-нибудь приключится?

20.

21.

22.


когда нас фотографировали с Юрием на мою камеру, я еще не знал, насколько он знаменит. И на 22 минуты (потом по записи увидел)... увел из зала виновника торжества - от вполне официальных и не очень лиц. За нами в вестибюль пару раз приходили, а мы продолжали говорить, испытывая друг к другу искреннюю симпатию, словно были давно и хорошо знакомы. Недаром же моя коллега из New York Times однажды написала: "Нет лучшего объекта для рассказа, чем человек, желающий прежде всего, чтобы люди были счастливы... Человек, чье послание настолько просто и обаятельно, что находит отклик и у американцев, и у русских, и у индонезийцев..." И у армян, замечу)))

Привет тебе, Юрий!

P.S. В Ереване, впрочем, были и другие встречи и беседы. Например, с вице-спикером в парламенте Армении -

Начинал Горбачев с работы по керамике, еще в СССР. Высшее образование Горбачев получил еще в Советском Союзе, в академии искусств; дополнительно будущий художник специализировался на философии и коммуникациях.

В Штаты он переехал в 1991-м; английский язык Юрий практически не знал, но талант и харизма не дали ему пропасть. Двадцатилетний опыт работы с гончарными изделиями, конечно, помог художнику; настоящую славу, однако, принесло ему другое, куда более смелое решение – переключиться на холст и масло. Сначала Юрий прославился в Нью-Йорке, а затем – и по всему миру.

К 1993-м Юрию стало окончательно ясно, что именно в качестве художника ему и суждено преуспеть; в этом году Горбачев отправился на Дальний Восток. В его творчестве всегда чувствовалось сильное влияние азиатских мотивов; "путешествие к истокам" помогло ему раскрыть свою связь с восточной культурой сильнее прежнего. Юрий сделал все возможное, чтобы эта культура – в его интерпретации, разумеется – стала достоянием общественности. Опыт жизни и работы в России, Америке и Азии сделал Горбачева именно тем талантливым творцом, которым он является сейчас.

Работы Юрия выставляются в лучших музеях мира – постоянными его коллекциями можно полюбоваться в Лувре, Кремлевском Музее, Царском Селе, Белом Доме и офисе Организации Объединенных Наций. 14-го марта 1996-го именно Горбачеву ООН дало заказ на создание нового полотна – эта картина будет использована в новой серии марок, посвященной находящимся под угрозой исчезновения видам. В качестве демонстрации своего таланта Юрий предоставил генеральному секретарю ООН Бутросу Бутросу-Гали (Boutros Boutros-Ghali) картину "Зеленый попугай на красном цветке" ("Green Parrot On Red Flower"). Есть творения Горбачева и в частных коллекциях – так, одну из своих картин художник лично вручил бывшему президенту США Уильяму Клинтону (William Clinton) и его супруге Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) 22-го июля 1996-го.

Главной заслугой Юрия, безусловно, является создание уникальнейшего сплава различных культур, воплощенного простым и понятным языком красоты. В своих картинах Горбачев активно использует лаки и глазури – дает о себе знать продолжительный опыт работы с керамикой.

В 1994-м Юрия наняли представители фирмы "Столичная" – художник должен был разработать дизайн новой рождественской рекламы популярнейшего сорта русской водки, пользующейся успехом по всему миру. Реклама должна была стать действительно грандиозной – кроме Горбачева над ней работали такие легенды современного искусства, как Энди Уорхол (Andy Warhol) и Кит Хейринг (Keith Haring). Запущен столь глобальный проект был по инициативе одного человека – видного коллекционера и президента компании "Carillon" (главного дистрибьютора "Абсолюта" и "Столичной") Мишеля Ру (Michel Roux). Результат не разочаровал бизнесмена – так, Горбачева он назвал настоящим русским ангелом, способным найти добро в чем угодно.

Последние 8 лет Юрий активно странствует по всему миру; от наивных картин времен самого начала карьеры он перешел к куда более сложным работам. Сейчас Горбачев использует достаточно сложные техники по работе с драгоценными металлами вроде золота и меди и сложнейшие лаки и глазури, покрывающие масляные полотна. Разрабатывал используемые сейчас технологии Горбачев на протяжении почти 10 лет; благодаря своему "гончарному" прошлому, ныне он творит чудеса, ранее никем не виданные.

В 1998-м свет увидел сборник "Искусство Юрия Горбачева" (The Art of Yuri Gorbachev), выпущенный "Rizzoli International" – одним из самых престижных издательств мира. Юрий – один из немногих русских творцов (наряду с Марком Шагалом и Казимиром Малевичем), удостаивавшихся чести получить контракт с этой фирмой; собственно, "Rizzoli" вообще отличаются невероятной тщательностью при подборе тем для своих сборников – в редкий год в печать выходит больше одного их тома.

Лучшие дня

В конце 1999-го в Праге прошла совместная выставка оригинальных творений Юрия Горбачева и Марка Шагала; успех её был просто невероятен – за какие-то 6 недель галерею посетили несколько тысяч человек.

В 2000-м "The Bertelsmann Group" выпустили книгу "Искусство рая" ("The Art of Paradise") – монументальный труд о жизни и творчестве Горбачева, наглядно раскрывающий весь присущий ему символизм и демонстрирующий весь пройденный им к вершинам успеха путь.

В июне 2009-го, на первой Ярмарке Русского Искусства (Russian Art Fair) в Лондоне (London) были продемонстрированы лучшие работы русских художников последнего века. Работы Юрия располагались по соседству с шедеврами все тех же Шагала и Малевича, Натальи Гончаровой и Фаберже.

Сейчас Юрий живет и работает в Нью-Йорке (New York City).