Пожалуй, для любого школьника, самая сложная часть в ЕГЭ по русскому языку, это сочинение части С. А уж абзац, который, предположительно, должен содержать в себе аргументы, и вовсе способен довести до истерики. Что писать? Как писать? И главное, какие литературные произведения выбрать? Все не так страшно! На нашем сайте вы найдете аргументы для сочинения части С почти на все темы! Более того, эта страница постоянно обновляется, так как мы выкладываем все новые и новые аргументы! Заглядывайте к нам почаще, и на ЕГЭ по русскому языку вы будете чувствовать себя вполне спокойно и уверенно. Для удобства восприятия мы группируем аргументы в таблицы по темам. Сохраняйте себе нужные таблицы или просто учите их, и тогда вам не понадобится перечитывать кучу литературных произведений, чтобы хорошо написать сочинение в части С. Итак, аргументы!
1) Проблема “лишнего человека” не раз находила отражение в русской литературе. “Лишний человек” — особая конкретная историческая социально-психологическая разновидность более общего типа “странного человека“. “Лишним человеком“ мы можем назвать и главного героя произведения Лермонтова “Герой нашего времени“ Печорина. Личность Печорина в романе шире своего времени, среды, конкретных обстоятельств, предлагаемых ему обществом социальных ролей. Осознание себя, духовно-свободной целостной личностью, ответственной не только за отдельные поступки, но и за выбор жизненной позиции, за осуществление своего “назначения высокого“, и в то же время трагического непонимания своего предназначения делает Печорина “лишним человеком“.
2) Еще одним героем, которого вполне можно назвать «Лишним человеком, является герой одноименного романа в стихах Евгений Онегин . Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него. Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Именно Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.
1) Мы найдем немало произведений русской классической литературы, в которых отражается эта проблема. Вспомним, например, маленького двенадцатилетнего Ваську из произведения Куприна “В недрах Земли” , который вынужден работать в шахте, которая кажется ему странным и непонятным чудищем. Васька - тоже ребенок с украденным детством. Он вынужден ходить на работу в шахту, хотя ему и непонятны нравы, царящие среди рабочих, а сама работа слишком тяжела для мальчика двенадцати лет.
2) Не только литературные произведения учат нас ценить то, что у нас есть. Реальные истории о детях, участвующих в военных сражениях Великой Отечественной Войны, известны почти каждому ребенку. Мы помним имена Лени Голикова, Вали Котика, Зины Портновой, Нади Богдановой. Все они потеряли на войне свое детство, а некоторые и жизнь.
1) Вспомним произведение Н.В. Гоголя “Ревизор” . Узнав о приезде ревизора, чиновники страшно пугаются и пытаются “подготовиться” к его прибытию. Например, попечителю богоугодных заведений советуют одеть больных в чистые колпаки, да и вообще, сделать так, чтобы больных было поменьше. В итоге, все чиновники решают дать принимаемому за ревизора Хлестакову взятку “якобы в долг”. Все это показывает, что уже во времена Николая Васильевича взяточничество и беспредел чиновников являлись достаточно большой проблемой.
2) В “Божественной комедии” Данте в одном из кругов ада в ров, залитый кипящей смолой, черти бросают взяточников. Также черти следят за тем, чтобы взяточники не высовывались из кипящей смолы, а тех, кто высовывается, они бьют крючьями.
1) “Отцы и дети” И. С. Тургенев. Главный герой романа Евгений Базаров отрицает всякого рода чувства, дружбу, любовь. Он никогда не показывает своего теплого отношения к родителям, которые безумно любят своего сына и восхищаются им. Герой мало общается со своими родителями, после долгой разлуки уезжает, погостив лишь несколько дней…. Только перед смертью Базаров осознает, как сильно он любит их на самом деле.
2) “Станционный смотритель” А. С. Пушкин. Автор рассказывает нам историю бедного станционного смотрителя, единственной отрадой которого была любимая дочь. Но девушка покидает отца. Он пытается найти ее, хотя бы просто увидеть, но его выгоняют из дома дочери. И лишь после его смерти, когда девушка приезжает навестить отца, она понимает, что натворила.
1) Баллада Жуковского “Людмила” . Основной мыслью баллады Жуковского, написанной в подражание “Леноре” Бюргера, было убеждение в том, что роптать на судьбу — это грех. Людмила, потерявшая жениха, именно ропщет на судьбу, поэтому ее мольба становится услышанной небом. За Людмилой приезжает мертвый жених, который и увозит ее в могилу.
2) “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. В главе “Фаталист” романа М. Ю. Леромонтова мы также сталкиваемся с вопросами судьбы. Офицеры затеивают спор о том, написана ли судьба человека на небесах. Решить спор вызывается поручик Вулич, который наугад берет со стены оружие, решается выстрелить себе в голову и… допускает осечку! Но Печорин уверен, что видел на его лице печать смерти. И действительно, Вулич погибает в этот же вечер от рук пьяного казака.
1) «Шинель» Н. В. Гоголя. Проблема “маленького человека” не раз находила отражение в русской литературе. Вспомним главного героя повести “Шинель” Н. В. Гоголя. Акакий Акакиевич — типичный образ “маленького человека”: униженный и бесправный чиновник, всю жизнь проработавший в департаменте, переписывая бумаги. Трагедией для этого героя становится кража новой шинели. Акакий Акакиевич пытается искать помощи у вышестоящих лиц, но не находит отклика в обществе. И все, к кому он обращается, считают его проблему незначительной и не стоящей внимания.
2) «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. Другим примером отражения проблемы “маленького человека” является произведение А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. В этом произведении автор рассказывает нам историю Самсона Вырина, единственная дочь которого уезжает с гусаром и оставляет бедного отца. Вырин не может даже увидеть дочь! Он чувствует огромную пропасть между ним, его жизнью и новым положением в обществе его Дуни. Так и не смирившись с предательством дочери, он умирает.
1) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Эта проблема не раз находила отражение и в русской классической литературе. Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором Воланд и его свита искушают москвичей, которые раз за разом делают неправильный выбор, за что и получают свое наказание. Никанор Иванович Босой берет взятку, буфетчик жульничает, Степа Лиходеев развратничает… И, конечно, говоря о нравственном выборе, нельзя не вспомнить о Понтии Пилате, который так и не смог сделать правильный выбор. Ведь он слишком поздно понимает, что «сегодня днем он что – то безвозвратно упустил».
2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Другим литературным героем, который также не смог сделать выбор по совести, является Евгений Онегин. Герой понимает, что его дуэль с Ленским абсолютно бессмысленна, но все-равно принимает вызов. Почему? А.С. Пушкин дает вполне однозначный ответ: «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» То есть для Онегина общественное мнение было важнее, чем жизнь друга. А ведь есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то все закончилось бы хорошо.
1) Слово о полку Игореве. Природа отражает душевное состояние героев, указывает на опасность, предостерегает князей.
2) «Война и мир» Л. Н. Толстой. Наташа Ростова восхищается красотой ночного пейзажа в Отрадном, он окрыляет его. А изменения, которые происходят в душе Андрея Болконского, отражаются во внешнем облике дуба, который он видит, отправляясь в Отрадное и обратно. Дуб здесь — символ перемен и новой, лучшей жизни.
3) «Дед Мазай и Зайцы» Н. А. Некрасов. Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.
Обсуждение закрыто.
Нужно использовать хотя бы 1 свой аргумент, взятый из художественной, публицистической или научной литературы. Чаще всего примеры приводятся из художественной литературы, поскольку именно эти произведения проходят на уроках литературы в рамках школьной программы.
Приведем примерный список литературы, аргументы из которого можно брать для обоснования своей точки зрения. Он составлен на основе произведений, из которых чаще всего приводятся аргументы при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку. Список отсортирован по фамилиям авторов по алфавиту.
Стоит отметить, что данный список литературы не является строго определенным и носит лишь рекомендательный характер. Аргументы можно привести и из любых других произведений, главное чтобы они соответствовали основной проблеме текста. Также не обязательно читать все нижеприведенные произведения, достаточно для каждой темы, которой может быть посвящен текст, подготовить по 2 аргумента из некоторых произведений.
Автор | Произведения |
---|---|
Л.Н. Андреев | «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче» |
В.П. Астафьев | «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон» |
И. Бабель | «Конармия» |
Р. Бах | «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» |
В. Бианки | «Рассказы о животных» |
Г. Бичер-Стоу | «Хижина дяди Тома» |
А. Блок | «Двенадцать» |
М.А. Булгаков | «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца» |
И.А. Бунин | «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи» |
В. Быков | «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета» |
Б. Васильев | «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей» |
Ж. Верн | «Двадцать тысяч лье под водой» |
К. Воробьев | «Немец в валенках» |
Н. Галь | «Слово живое и мертвое» |
Е. Гинзбург | «Крутой маршрут» |
Н.В. Гоголь | «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть» |
И.А. Гончаров | «Обломов» |
М. Горький | «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы» |
А.С. Грибоедов | «Горе от ума» |
В. Гроссман | «Жизнь и судьба» |
Ч. Диккенс | «Дэвид Копперфилд» |
Ф.М. Достоевский | «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке» |
Т. Драйзер | «Американская трагедия» |
В. Дудинцев | «Белые одежды» |
С.А. Есенин | «Песнь о собаке» |
А. Железняков | «Чучело» |
А. Жигулин | «Черные камни» |
В. Закруткин | «Матерь человеческая» |
М. Замятин | «Мы» |
И. Ильф, Е. Петров | «Золотой теленок» |
А. Кнышев | «О великий и могучий русский язык!» |
В. Короленко | «Дети подземелья» |
А.И. Куприн | «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок» |
Ю. Левитанский | «Каждый выбирает для себя…» |
М.Ю. Лермонтов | «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой» |
Н.С. Лесков | «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник» |
Д.С. Лихачев | «Раздумья о Родине» |
Д. Лондон | «Любовь к жизни», «Мартин Иден» |
В.В. Маяковский | «Хорошее отношение к лошадям» |
М. Метерлинк | «Синяя птица» |
Н.А. Некрасов | «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» |
А. Никитин | «Хождение за три моря» |
Е. Носов | «Трудный хлеб» |
А.Н. Островский | «Гроза», «Свои люди - сочтемся!» |
К.Г. Паустовский | «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни» |
А. Петров | «Житие протопопа Аввакума» |
А.П. Платонов | «В прекрасном и яростном мире», «Юшка» |
Б. Полевой | «Повесть о настоящем человеке» |
А. Приставкин | «Ночевала тучка золотая» |
М. Пришвин | «Кладовая солнца» |
А.С. Пушкин | «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву» |
В.Г. Распутин | «Прощание с Матерой», «Уроки французского» |
А. Рыбаков | «Дети Арбата», «35-й и другие годы» |
К.Ф. Рылеев | «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» |
М.Е. Салтыков-Щедрин | «История одного города», «Семья Головлевых» |
А. де Сент-Экзюпери | «Маленький принц» |
А. Солженицын | «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» |
В. Солоухин | «Черные доски», «Письма из Русского музея» |
А.Т. Твардовский | «Василий Теркин» |
Л.Н. Толстой | «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала» |
Ю. Трифонов | «Дом на набережной», «Исчезновение» |
И.С. Тургенев | «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася» |
Ф.И. Тютчев | «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм» |
Л. Улицкая | «Дочь Бухары» |
Г.И. Успенский | «Выпрямила» |
А. Фадеев | «Молодая гвардия» |
А.А. Фет | «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны» |
Д.И. Фонвизин | «Недоросль» |
Э. Хемингуэй | «Старик и море», «Там, где чисто, светло», «Непобежденный» |
Н. Чернышевский | «Что делать?» |
А.П. Чехов | «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста» |
Л. Чуковская | «Софья Петровна» |
К.И. Чуковский | «Живой как жизнь» |
В. Шаламов | «Колымские рассказы» |
Е. Шварц | «Дракон» |
М.А. Шолохов | «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка» |
Аргументация своего мнения по выбранной проблеме — одна из важнейших задач при написании сочинения-рассуждения. Поскольку аргументы из литературы оцениваются выше, очень важно подготовить их заранее. На данной странице я привожу ряд аргументов по нескольким популярным проблемам.
ПРОБЛЕМА: Подлость, предательство, бесчестие, зависть.
Швабрин- дворянин, но он бесчестен: мстит Маше Мироновой за отказ, во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести и достоинстве провоцирует его на измену: он переходит в стан мятежника Пугачева.
Эраст, возлюбленный героини, предал свои чувства к девушке, выбрав материальное благополучие
Андрий, сын Тараса, оказавшись в плену любовных чувств, предает отца, брата, товарищей, Родину. Бульба убивает своего сына, так как не может жить с таким позором
Завистливый Сальери, завидуя успеху великого композитора Моцарта, отравил его, хотя считал его своим другом.
ПРОБЛЕМА: Чинопочитание, угодничество, раболепие, приспособленчество.
1. А.П.Чехов, рассказ «Смерть чиновника»
Чиновник Червяков заражен духом чинопочитания: Чихнув и обрызгав лысину генерала, он настолько испугался, что после неоднократных унижений и просьб умер от страха.
2. А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»
Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что нужно угождать всем без исключения. Это позволит подняться по карьерной лестнице. Ухаживая за Софьей, дочерью Фамусова, он преследует именно эту цель.
ПРОБЛЕМА : Взяточничество, казнокрадство
Городничий, как и все чиновники уездного города, — взяточник и казнокрад. Он убежден, что все вопросы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.
Чичиков, оформляя купчую на «мертвые» души, дает взятку чиновнику, после чего дело идет быстрее.
ПРОБЛЕМА: Хамство, невежество, лицемерие
Дикой- типичный хам, который оскорбляет всех окружающих. Безнаказанность породила в этом человеке полнейшую разнузданность.
Госпожа Простакова свое хамское поведение считает нормальным, поэтому люди вокруг нее «скоты» и «болваны».
Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше него по служебной лестнице, и чувствует себя хозяином положения, перед теми, кто находится ниже.Это отражено в его поведении, которое меняется в зависимости от ситуации.
ПРОБЛЕМА : Разрушительное влияние денег (материальных благ)на душу человека, накопительство
Доктор Старцев, в молодости перспективный и талантливый врач, превращается в накопителя Ионыча. Главная страсть его жизни- деньги, которые стали причиной нравственного разложения личности.
Скупой помещик Плюшкин олицетворяет полную духовную деградацию. Страсть к накопительству стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.
ПРОБЛЕМА : Вандализм, беспамятство
Бунин и представить себе не мог, что зверство и вандализм, принесенные революцией, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую все на своем пути.
Русский академик был возмущен, когда узнал, что на Бородинском поле был взорван памятник на могиле Багратиона. Это ужасный пример вандализма и беспамятства.
Во время затопления деревень под воду уходили не только жилища людей, но и церкви, погосты, что является страшным примером вандализма.
ПРОБЛЕМА : Роль искусства
Фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовых газет, где публиковались главы поэмы. Значит, ободряющее слово порой было важнее пищи.
Наташа Ростова прекрасно поет, в эти моменты она становится необыкновенно красивой,и люди, окружающие ее, тянутся к ней.
Слушая «Лунную сонату» Бетховена, Вера испытала благодаря безнадежно влюбленному Желткову чувство, подобное катарсису. Музыка пробудила в ней сочувствие, сострадание, желание любить.
ПРОБЛЕМА : Любовь к Родине, ностальгия
Лирический герой любит свою отчизну такой, какая она есть, и готов пройти со своим народом все испытания.
Для лирического героя Блока любовь к родине подобна любви к женщине. Он верит в великое будущее своей страны.
И.А. Бунин в 20-м году покинул Россию навсегда. Чувство ностальгии преследовало его всю жизнь.Герои его рассказов вспоминают великое прошлое России, которое безвозвратно утеряно: историю, культуру, традиции.
ПРОБЛЕМА : Верность данному слову (долгу)
Маша, обвенчанная с нелюбимым человеком, отказывается нарушить клятву верности,данную в церкви, когда Дубровский старается ее спасти.
Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, вынуждена отказать Онегину. Она стала олицетворением нравственной силы человека.
ПРОБЛЕМА: Самопожертвование, сострадание, милосердие, жестокость, гуманизм
Маргарита, любящая Мастера, несмотря ни на что, верна своему чувству, она готова на любые жертвы. Женщина летит на бал к Воланду, чтобы спасти любимого. Там же она просит освободить от страданий грешницу Фриду.
Матрена всю жизнь жила для людей, помогала им, ничего не прося взамен. Автор называет ее «правидницей», человеком, живущим по законам Бога и совести
Приручив собаку и оставив ее на зиму в дачном поселке, люди проявили свой эгоизм, показали, насколько они могут быть жестокими.
Казак Гаврила, потеряв сына, полюбил, как родного, чужого человека, врага. Ненависть к «красным» переросла в отцовскую любовь и заботу.
ПРОБЛЕМА : Самовоспитание, самообразование, самоанализ, самоусовершенствование
Нигилист Базаров полагал, что «каждый человек сам себя воспитывать должен». А это удел сильных людей.
Николенька – автобиографический герой. Как и сам автор, он стремится к самоусовершенствованию, к творческой самореализации.
Печорин в своем дневнике беседует с самим собой, оценивает свои поступки, анализирует жизнь, что свидетельствует о глубине этой личности.
Писатель показал нам «диалектику души» Болконского и Безухова, рассказал, насколько сложен путь человека к истине, правде, любви. Его герои совершали ошибки, мучились, страдали, но в этом и заключается идея самоусовершенствования человека.
ПРОБЛЕМА : Мужество, героизм, нравственный долг, патриотизм
Девушки-зенитчицы, уничтожая отряд диверсантов, погибли, несмотря на численное превосходство врага.
Летчик Алесей Маресьев, благодаря силе духа и мужеству, не только выжил после ампутации ног, но и стал полноценным человеком, вернулся в свою эскадрилью.
Кремлевские курсанты, проявив мужество и героизм, выполнили свой патриотический долг, обороняя подступы к Москве. Лейтенант Ястребов- единственный, кто остался в живых.
Герой рассказа Андрей Соколов прошел всю войну: храбро сражался, был в плену, бежал. Он с честью выполнил свой гражданский долг. Война отняла у него семью, но, к счастью, судьба подарила ему встречу с Ванюшкой, ставшим ему сыном.
Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оставил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, выполнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.
В текстах для подготовки к ЕГЭ мы не раз встречали проблему эгоизма в различных ее проявлениях, каждое из которых является заголовком в нашем списке. К ним подобраны литературные аргументы из зарубежных и отечественных книг. Все они доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце подборки.