Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Андрей поздеев. Цена таланта: сколько стоят картины Андрея Поздеева (и почему так дорого)? Поздеев А

Андрей поздеев. Цена таланта: сколько стоят картины Андрея Поздеева (и почему так дорого)? Поздеев А

Андрей Геннадьевич Поздеев родился 27 сентября 1926 года в селе Нижний Ингаш Красноярского края в семье почтового служащего Поздеева Геннадия Даниловича и его жены Евдокии Ивановны. Он гордился своей принадлежностью к исконному сибирскому роду, говорил: «Я - енисейский мещанин. В роду - кузнецы, столяры-краснодеревщики». Мать была родом с реки Ангары.
Семья постоянно переезжала из-за работы отца. Жили преимущественно в поселках по Енисею. С ранних лет Андрей Поздеев занимался рисованием. В 1937 году он принимал участие в краевом конкурсе детского рисунка, посвященном столетию памяти Пушкина, и за портрет поэта получил денежную премию.
В самом начале войны Андрей Поздеев начал работать на Комбайновом заводе. За то, что уехал к маме и бабушке, которые жили тогда в селе Тюхтете, получил 6 месяцев тюрьмы по «сталинскому указу». В колонии постоянно рисовал, оформляя стенгазеты и различные «уголки».
После освобождения Андрей Поздеев был направлен на учебу в ремесленное училище на станции Енисей. В 1943 году пошел на фронт добровольцем. Был направлен на Дальний Восток. Участвовал в военных действиях (связист в артиллерии). После окончания военных действий служил на Курильских
После демобилизации по болезни (туберкулез) Поздеев вернулся в Красноярский край, в Минусинск, где тогда жила его семья. В 1948 году участвовал в выставке минусинских художников.
С 1948 года по 1953 год поступал в художественные училища Свердловска и Ленинграда. Каждый раз поступал, но вынужден был возвращаться из-за обострения болезней.
После переезда в Красноярск в 1950 году Андрей Поздеев был принят в товарищество «Художник» и поступил в детскую рисовальную школу, которую закончил за два года. Его учителем был Андрей Прокофьевич Лекаренко.
С1956 году Андрей Поздеев стал работать в Художественном фонде художником-копиистом.
Осенью того же года Поздеев участвовал в выставке произведений сибирских художников, которая проходила в Иркутске, и был принят кандидатом в члены Красноярской организации Союза художников РСФСР. Кандидатство затянулось до 1961 года.
В 60-70-е годы Андрей много пишет с натуры город, и его окресности. Помимо улиц Красноярска, запечатленных в акварелях и рисунках, в это же время художником написана большая серия работ с названием «Калтат» (по названию речки в Государственном заповеднике «Столбы»).
Андрей Поздеев участвовал в Краевых и Зональных выставках (их было 31), с 1964 по 1997 год состоялось также 11 персональных выставок: Красноярск, Новосибирск, Норильск, Таллинн, Москва, Санкт-Петербург, Зеленогорск. Художник ценил выставки, они помогали подвести итог сделанному и найти новые творческие выходы. В 1983 году на выставке «Советская Россия»были представлены две его картины - «Одуванчики», «Кузьмичева поляна». Андрей Поздеев участвовал на Всесоюзных выставках: «Выставка произведений молодых художников Советского Союза к Всемирному фестивалю молодежи и студентов», Москва, 1957 г. и Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ», Москва, 1958 г.
Всю жизнь Поздеев писал цветы. В разные годы он писал их по-разному и создал огромное количество картин с названием «Букет» или «Цветы».
В 80-е годы в круг чтения Андрея вошла Библия и книги по Священной истории. Большой интерес вызывала также эзотерическая литература. В новой мастерской, полученной художником в 1980-м году, как итог переосмысления этой литературы был создан цикл работ, в который вошли такие картины, как: «Голгофа», «Моление о чаше», «Сотворение мира», цикл «Жизнь человека» и другие.
В 1991 году были организованы выставки в Москве (ЦДХ, 1993 г.) и Санкт-Петербурге (Государственный Русский музей, 1996 г.), выпущены альбомы, создано несколько телевизионных передач, опубликованы статьи в центральных художественных журналах.
Официальное признание Поздеева началось с первой персональной выставки в Москве в 1993 году. По ее итогам он был выдвинут на соискание. Государственной премии. В 1998 году Андрей Поздеев был награжден Дипломом и серебряной медалью Российской Академии художеств.
12 июля 1998 года А.Г. Поздеев скончался в своей мастерской в Красноярске.
С 1992г. по настоящее время издано 12 персональных альбомов А.Поздеева: «100 картин художника А.Г.Поздеева» (1992г.); «Андрей Поздеев. Пространство и время» (1993г.); «Андрей Поздеев. Ихз коллекции С.Образцова» (1997г.); «Андрей Поздеев. Собрание из КХМ им. В.И.Сурикова» (1999г.); «Портреты Андрея Поздеева» (2001г.); «Мир Андрея Поздеева» (в 3-х т.): «Живопись» (т.1) (1999г.), «Графика, акварель» (т.2) (2001г.), «Архив, воспоминания» (т.3) (2002г.); «Андрей Поздеев: Жизнь человека» (2004г.); «Графика Андрея Поздеева» (2005г.); «Калтат Андрея Поздеева» (2006г.), «Печатная графика Андрея Поздеева» (2009г.).

Живописец из Сибири. Андрей Поздеев прошёл в своем развитии почти все основные стадии мирового искусства: реализм - импрессионизм - постимпрессионизм - фовизм - абстракционизм. И это было не подражательством, а последовательным развитием его личного сознания и творческого метода.

Источник: Тригалева Н. Андрей Поздеев./ Наталья Тригалева.// Тобольск и вся Сибирь. Восьмой номер. Красноярск: Альманах./ Сост. М.В. Москалюк. - Тобольск: Издательский отдел Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2007. - 340с.

С искусством Андрея Геннадьевича Поздеева дело обстоит сложно. У него множество восторженных и убежденных поклонников, преимущественно в профессиональной среде. Среди непрофессиональной публики одни оценивают его картины по принципу «непонятно, но здорово», а другие с недоумением говорят своему спутнику, что «такая мазня и у меня получится». Недоумевающие есть и среди профессионалов. Один мой друг, хороший и очень известный художник, стопроцентный реалист, хотя вовсе не догматик и не отрицающий авангард, хорошо отзывается о ранних работах Поздеева и искренне не понимает, где же искусство в его последних, нефигуративных картинах. И считает славу Поздеева раздутой и преувеличенной.

Поздеев А.Г. 1962 Дивногорск строится фрагмент К., м. 50 х 70

Поздеев - уникум, настоящий самородок и селфмэйдмэн (с английского «selrmademan» - человек, который «сам себя сделал»), проучился только год в художественной школе, превзойдя многих и многих, проведших по 10-15 лет в школе-училище-институте. А ему хватило этого одного года, просто чтобы узнать азы грамоты и понять основное, что должно отличать профессионала от дилетанта. Дальше учился сам, у природы и у мастеров прошлого, чьи работы усердно и, главное, сознательно, копировал в молодости. Ещё учился узнавать и выражать самого себя и своё, только ему присущее видение мира.

Поздеев А.Г. 1968 Молодые художники Х., м 133 х 205

Его называют «сибирским Матиссом», наверное, основания для такого сравнения есть, но только он не Матисс, а Андрей Поздеев. И никогда ни под кого не подстраивался, писал, как дышал, не пытаясь никого удивить. Только в последние годы на смену интуиции пришел рассудок, в картинах появились математический расчет и жёсткая геометрия, хотя цвет всё равно остался по-поздеевски стихийным. Возможно, это было результатом увлечения книжками по формальному анализу, которым Поздеев, детская душа с сияющими глазами, дал себя увлечь.

Поздеев А.Г. 1974 Геннадий Данилович Портрет отца К., м. 122 х 100

Не то чтобы это было вредным, да и сам Андрей Геннадьевич был не из тех, кто следует слепо чужой указке. Скорее всего, он внутренне был готов к чему-то подобному, к поиску формул и символов, способных вместить смысл, не передаваемый языком предметного искусства. Хотя до этого был абсолютно независим и, имея множество подражателей среди молодых своих почитателей, сам никогда никому не подражал. Здесь же, став, как многие считают, совершенно другим Поздеевым, он не только пытался выразить невыразимое, но и ещё, я это вполне допускаю, играть в увлекательнейшую игру. Ведь он до старости, будучи мудрым и взрослым мужчиной, оставался одновременно ребёнком.

Поздеев А.Г. 1975 Когда пишу сирень Х., м 105 х 120


А формальная композиция - такая завораживающая игра! Ты рисуешь чёрный круг на белом фоне, и он становится окном в космос, это символ вселенной и метафора нашей жизни. И вот здесь чёрное и белое соперничают, но не побеждают. А что будет, если добавить чёрного? Или убавить? Кто победит? Чёрное или белое? Добро или зло? Бог или дьявол? А что будет, если добавить красного? Или пересечь белый круг чёрным, чтобы в их наложении возник синий овал? И так до бесконечности, каждый раз получая новые и новые варианты. Смысловые. Живописные. Декоративные, наконец...

Поздеев А.Г. 1979 Чтение Х., м 103 х 122

О Поздееве написано немало, нередко отмечают, что в разные периоды творчества он испытывал влияние различных художественных течений. В его работах усматривают то влияние Ван Гога, то сходство с Альбером Марке, и т. д., и т. п. Не то чтобы это неправда. И не то чтобы ни от чего не зависел. Любой художник, так или иначе, зависит от своих предшественников, и любой художник, лучше или хуже, знает историю искусства. Всё это как-то по-другому происходило применительно к Поздееву. Кто не встречал художников, чаще всего молодых, которые, открыв для себя нового кумира, пытались быть как он. И сам Поздеев был для некоторых таким кумиром. И кто не знает художников, осведомлённых о самых новейших течениях, но вовсе не применяющих эти знаний в собственном творчестве.

Поздеев А.Г. Композиция



Вот Знак или Ряузов: что, не знали они Гогена или Кандинского? Но писали-то по-своему. Искусство имеет право быть разным. Глупо отрицать так называемый авангардизм, но и провозглашать скорую гибель реализма не умнее. Если ты талантлив и честен, ты можешь пройти по дороге, проложенной старыми мастерами, но ты пройдёшь по ней своим путём.

Поздеев А.Г. 1995 Старцы Х., м 110 х 110

Андрей Поздеев прошёл в своем развитии почти все основные стадии мирового искусства: реализм - импрессионизм - постимпрессионизм - фовизм - абстракционизм. И это было не подражательством, а последовательным развитием его личного сознания и творческого метода. Для него эти фазы были естественными ступенями личного творческого роста. Освоив реалистическую манеру, обогащенную опытом импрессионизма, он стал вполне традиционным и хорошим пейзажистом. Работы рубежа 1940-1950-х - великолепно написанные и уверенно скомпонованные, даже на уровне этюда являющие способность быть картинами. Уровень профессионализма таков, что невозможно поверить, будто у автора за плечами всего-то год художественной школы.

Поздеев А.Г. 1997 Краски земли. Цветы и солнце Х., м. 70 х 100

И он мог бы, продолжая эту линию, стать вровень с другими хорошими пейзажистами. Но, как в мировом искусстве, так и в развитии Поздеева импрессионизм сказал практически всё, что можно было сказать о видимой реальности. И возникла потребность высказать нечто такое, что скрыто за нею, что есть в наших переживаниях по поводу этой видимой реальности. И её, эту реальность, можно в чём-то изменить, деформировать, по-другому раскрасить. А иначе как написать мечту? Грусть? Любовь? Боль? Радость? Это то, чему научился выросший на почве импрессионизма постимпрессионизм, и это то, к чему пришел Поздеев в пейзажах и натюрмортах начала 1960-х. А в середине 19б0-х постепенно приходит осознание того, что мир, в котором живём, не так уж ладен. Он может быть опасен, бесчеловечен. Будущее его неясно и мучит предчувствием беды. И поток красных флагов, текущий по улицам и мостам в день октябрьской демонстрации, становится потоком крови, заполняющей душу ужасом и тревогой.

Поздеев А.Г. 1986 Астры Х., м. 120 х 97


И горы в напряжённом усилии громоздятся вверх. И битая дичь вопиет об отмщении. Собственно, с этого и начался разлад Поздеева с некоторой частью публики. Зритель, привыкший видеть в картине двойник реальности и способный оценить только внешнее правдоподобие изображённых объектов, видя изломанные, изображённые без объёма и перспективы дома, примитивно нарисованные деревья, машины и фигуры людей, искренне недоумевает: «Мой ребёнок и то лучше нарисует»! Откуда такому зрителю знать, что ребёнок, - а дети действительно бывают гениальны и могут спонтанно нарисовать такое, на что не способен ни один академик живописи, - ребёнок, однако, не сумеет так безошибочно выстроить композицию и ритм, добиться символического звучания цвета и колористической гармонии.

Поздеев А.Г. Композиция



Проще говоря, не требуется, чтобы дом или человек были похожи. Из цели изображения предмет превращается в средство. Средство выразить нечто находящееся за гранью видимой реальности. Своего рода знак, и достаточно того, чтобы он прочитывался: вот дом, вот человек, вот дерево, вот цветок. Это похоже на экспрессионизм, но искусство «Крика» (так называется картина Эдварда Мунка, ставшая своего рода визитной карточкой этого направления) слишком надрывает сознание. Наступает момент, когда хочется не вопить об ужасе этого мира, а попробовать улучшить его хотя бы вокруг себя, внести гармонию и ясность.

Поздеев А. Красноярск. Набережная

Закономерным образом, когда освоен и близок к исчерпанию ресурс предмета как выразителя того, что за предметом», возникает вопрос: а нужен ли он теперь - этот предмет? Так в позднем периоде творчества Андрей Поздеев приходит к беспредметной живописи, и в этом отнюдь не новом для мирового искусства направлении он не затерялся, остался собой.

Поздеев А.Г. Стихи 1977

Графика Поздеева - особая тема, в двух словах о ней не расскажешь. Отмечу только, что такая лаконичность и выверенность композиции, такое уверенное владение резцом и такое умение почти без линии и практически без штриха, одними только пятнами белого и чёрного добиться в линогравюре впечатления и глубины пространства, и объёмности формы, достигнутые художником, никогда не учившимся графическим техникам, просто феноменальны.

Поздеев А. Портрет художника Т.В. Ряннеля


Всякий раз, освоив определённый уровень формы и содержания, он мог бы дальше возделывать эту ниву полного совершенства. Но его звала вперёд новая задача, и он начинал новое восхождение. Дерзну сказать вот что. Если бы не было ни импрессионизма, ни фовизма и т. д., Поздеев бы их открыл, потому что он развивался в том же направлении, что и вся мировая культура. Может, он физически не успел бы дожить до искусства абстрактного, но и к нему он шёл просто по логике своей эволюции, своего восхождения к усложнённому пониманию неисчерпаемых возможностей искусства и жизни.

Андрей Геннадьевич Поздеев (27 сентября 1926 года, село Нижний Ингаш Красноярского края, СССР - 12 июля 1998 года, Красноярск) - российский и советский художник. Член Союза художников СССР (с 1961 года).

Биография

Родился в семье почтового служащего Поздеева Геннадия Даниловича и его супруги Евдокии Ивановны.

Работал помощником кочегара. В годы Великой Отечественной войны служил на Дальневосточном флоте.

Живопись начал постигать самостоятельно: посещал выставки, музеи и галереи, изучал творчество великих мастеров прошлого, читал книги, писал с натуры. Впоследствии закончил Красноярскую художественную школу имени В. И. Сурикова (учитель - А. П. Лекаренко).

Андрей Поздеев о своём понимании творчества художника:

…Художник как личность более индивидуален. Он позволяет себе то, что другие люди, может быть, и не позволяют. Но на нём лежит большая обязанность: отдавать себя, каков он есть. Он обнажается, он «голенький». И он обязан ещё иметь голову, думать, как философ. Философы мысли - невероятная вещь. Они говорят об одном и том же, но каждый со стороны своей индивидуальности. А я ещё обязан цветом передавать. И я обязан, если я "влез" в это дело на всю жизнь - а здесь жизни мало, - всё время совершенствоваться и развиваться до самого последнего дня, сколько мне отпущено судьбою.

Персональные выставки художника проходили в музеях Таллина (1984 г.; при содействии О. Субби) и Риги, в Государственном музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном доме художника в Москве. Картины Андрея Поздеева находятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее. Значительное собрание картин художника имеется в собрании Красноярского государственного художественного музея имени В. И. Сурикова.

Андрей Геннадьевич Поздеев включён в международный художественный рейтинг (всемирный рейтинг художников XVIII-XXI веков, формирующих мировое художественное наследие).

Художник скончался 12 июля 1998 года в своей мастерской в Красноярске. Похоронен на Бадалыкском кладбище.

Некоторые картины

  • «Перекрёсток» 1957 г. к., м. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Паруса» 1959 г. к., м. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Вечер. Стоянка такси» 1958 г. х., м. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Готовые к рейсу» 1959 г. х., м. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Тёплый день» 1959 г. к., м. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «У пирса» 1959 г. к., м. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Старый город» 1960-е гг. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Енисей. Набережная» 1960-е гг. к., м. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Городской пейзаж» 1962 г. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «На Енисее» 1963 г. к., м. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Паруса» 1965 г. х., м. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Городской пейзаж» 1965 г. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Первомай» 1965 г. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Проспект Мира» 1967 г. КГХМ им. В. И. Сурикова
  • «Пейзаж с красным домом» 1968 г. КГХМ им. В. И. Сурикова

Евангельский цикл «Жизнь»:

  • «Композиция». 1990 г. Холст, масло. 140 х 140 см.
  • «Голгофа». 1989 г. Холст, масло. 150 х 150 см
  • «Жизнь человека» 1989 г. Холст, масло. 140 х 140 см. (7 картин)
  • «Рождество». 1989 г. Холст, масло. 140 х 140 см.
  • «Старцы». 1980 г. Холст, масло. 110 х 110 см
  • «Тайная вечеря» 1989 г. Холст, масло.
  • «Чаша». 1990 г. Холст, масло. 130 х 140 см.
  • «Вознесение». 1989 г. Холст, масло. 140 х 140 см.
  • «Планета». 1990 г. Холст, масло. 150 х 150 см.
  • «Ева и Змей». 1996 г. Холст, масло. 150 х 150 см.

Альбомы

Издано одиннадцать альбомов Андрея Поздеева:

  • «100 картин художника А. Г. Поздеева» (1992)
  • «Андрей Поздеев. Пространство и время» (1993)
  • «Андрей Поздеев. Из коллекции С. Образцова» (1997)
  • «Андрей Поздеев. Собрание из КХМ им. В. И. Сурикова» (1999)
  • «Портреты Андрея Поздеева» (2001)
  • «Мир Андрея Поздеева» (в 3-х т.):
  • «Живопись» (1999)
  • «Графика, акварель» (2001)
  • «Архив, воспоминания» (2002)
  • «Андрей Поздеев: Жизни человека» (2004)
  • «Графика Андрея Поздеева» (2005)
  • «Калтат Андрея Поздеева» (2006)

Награды

Серебряная медаль Российской академии художеств.

Память

  • Памятник А. Г. Поздееву в историческом центре Красноярска - на проспекте Мира рядом с Педагогическим университетом. Открытие памятника состоялось 27 сентября 2000 года. Авторы - архитектор Михаил Меркулов и скульптор Юрий Злотя. За время существования памятника у части горожан и у многих приезжих сложилась традиция: проходя мимо памятника, обязательно следует потереть ему нос. Статуя подвергалась вандализму - неизвестные два раза крали зонт. В первый раз зонт был утрачен, во второй раз элемент скульптуры удалось обнаружить и вернуть на своё место.

27 сентября исполнилось бы 90 лет со дня рождения Андрея Поздеева. Художника-легенды. Его картины выставлены в Третьяковской галерее. А красноярцам посмотреть его работы практически негде. В городе нет ни одной постоянно действующей выставки работ Андрея Поздеева. Единственное место, где можно найти картины художника, - его творческая мастерская, где он работал последние 18 лет своей жизни.

Дом художника

Поздеев не восходил по мраморным лестницам получать золотые призы, не приглашался на парадные приемы, не увенчивался лаврами. Он пережил голод и холод, был заключенным и солдатом, кочегаром и тружеником искусства. Но его живопись далека от крестного пути художника. Если она и касается жизненных невзгод, то представляет их в сложной иносказательной форме символов, придуманных самим художником, а следовательно, нуждается в расшифровке и в напряженной работе воображения. Это все, что оставил нам в наследство наш современник, ходивший по улицам города вместе с нами.

В мастерской на ул. Ленина до сих пор живет душа художника. Фото: АиФ/ Светлана Хустик

Дом, где сегодня живет творчество художника, - на первый взгляд обыкновенная многоэтажка в центре Красноярска. Лишь приглядевшись, можно заметить, что на последнем, седьмом этаже необычно высокие окна в пол. Это мастерские художников.

Дом построен специально для них. И в 1980 году Андрею Геннадьевичу дали здесь квартиру на 6-м этаже. А этажом выше он получил мастерскую. Выбирал сам, ему нужна была большая стена и максимальный отход от нее для того, чтобы писать картины большого формата. Как раз в это время художник задумал библейскую серию, для которой было необходимо большое панно. В итоге написал 15 работ. Две сегодня находятся в Третьяковской галерее: «Пир шутов» и «Сотворение мира», одна - «Голгофа» - в музее Церетели. Остальные работы хранятся в КИЦе, их выставляют изредка по праздникам.

Мастер рядом со своими работами. Фото: Фонд Андрея Поздеева

«Он очень любил эту мастерскую. Однажды в разговоре с друзьями выяснилось, что эта мастерская - графическая. В ней прострельный свет: окна на восток и на запад, и довольно темная. Возникли разговоры об Альбрехте Дюрере (известный немецкий график) и о том, что у него мастерская была вся черная, чтобы лучше были видны белые листы. Андрей Геннадьевич загорелся и начал красить мастерскую в черный. Покрасил пол, одну из стен и пришел в ужас - получилось очень депрессивно. Стену тут же перекрасил в белый, а пол с тех пор так и остался черным. Вообще, эту мастерскую мы стараемся сохранять в том виде, в котором она была при художнике. Кисти, тюбики с краской, предметы быта, атмосфера», - рассказывает Валерия Гурьянова, президент фонда имени Андрея Поздеева и друг семьи.

Калтат - одну из серий художник посвятил любимым Столбам. Фото: Фонд Андрея Поздеева

Секрет Поздеева

Андрей Поздеев родился в селе Нижний Ингаш Красноярского края. Учился плохо. А вот рисовал с пяти лет. В 4-м классе получил приз на краевом конкурсе за рисунок, на котором был изображен Пушкин. В начале войны за то, что уехал к маме с работы на комбайновом заводе, попал на 6 месяцев в тюрьму, где оформлял стенгазеты и делал трафареты для татуировок.

В 17 лет ушел на фронт, воевал на Восточном фронте. Писал для офицеров, которые посылали картины своим женам. Потом его комиссовали, и он отправился в Туру лечиться. После переехал в Минусинск, где работал в Мартьяновском музее. Вернувшись в Красноярск, поступил в художественную школу в класс Андрея Прокопьевича Лекоренко. По сути дела, учился сам: рисунку, смешиванию красок, графике.

Всю жизнь Поздеев работал с российскими красками. Даже когда начали появляться зарубежные, говорил: «Я не знаю их свойств, не знаю, как они смешиваются». Он создавал необычные цвета. Даже черный был у него не плоским и однородным, а составным. И художники, которые сегодня пытаются копировать его работы, находя их не очень сложными по композиции, пребывают в растерянности. Его рисунки легко можно расчертить сеткой и перенести на холст. Но когда дело доходит до подбора цвета, картина распадается.

Одна из главных тем творчества - цветы. Фото: АиФ/ Светлана Хустик.

Цветы охапками

Сказать точно, сколько картин оставил Поздеев, не берется никто. Он писал 72 года. Много работ дарил друзьям и знакомым, они до сих пор то и дело выплывают где-нибудь на дачах. Некоторые уничтожал. Если они, по его мнению, не выполняли ту задачу, которую он ставил в начале работы. Валерия вспоминает, как художник писал картину «Вознесение»:

«Это черно-белая работа, состоящая из треугольников. Совершенно абстрактная: нечто ромбовидное вдруг взмывает вверх. Равномерная и симметричная как по вертикали, так и по горизонтали. Он писал ее, когда один глаз уже был поражен катарактой. Очень спокойно и аккуратно кисточкой закрашивал примыкание черного с белым, что-то при этом говорил».

Но если смотреть на эту картину, она полна не только экспрессии, но и сакральности, потому что это Вознесение Христа. Перед ней хочется остановиться, как в церкви перед иконой.

Наверное, каждый из нас при упоминании о Поздееве представляет его цветы. Сложно найти художника, который так трепетно и нежно изображал розы, георгины, гладиолусы, астры, лилии и сирень. Когда появились деньги, покупал букеты охапками, так как писал только с натуры. От этих картин как будто веет сладковатым ароматом.
Еще одна известная тема - Столбы. Им посвящена целая серия - «Калтат». Калтат - это речушка в заповеднике, куда он приезжал на несколько дней и с упоением работал.

Серия «Люди» Фото: Фонд Андрея Поздеева

В конце жизни он вновь вернулся к работе с натурой. Произошло это после картины «Ева». На фиолетовом фоне светлая фигурка с рыжими волосами. Девушка для того, чтобы позировать ему, отращивала волосы три года. А вообще, он не выбирал людей для натуры. Часто это происходило случайно. У мастера осталось много портретов людей, которые вообще бывали в его мастерской всего один раз в жизни случайно.

Бедный, но свободный

Поздеев - уникальный художник еще и потому, что до конца жизни остался верен лишь своем искусству. Его было невозможно заставить писать, ему было нельзя заказать работу. Он абсолютно не продавался никому и ни за какие деньги. Говорил: «Я хочу быть бедным, потому что я хочу быть свободным». И многие художники, которые работали на заказ, очень ему завидовали. Хотя выстоять было сложно, времена были тяжелые. И наверняка, если бы он жил ближе к Москве, его, за это желание быть свободным, просто бы уничтожили. Пытались и в Красноярске.

«Многие годы не было не только персональных выставок Поздеева - его картины вообще не выставлялись. Худсовет их отбирал, печатал каталоги выставок, где были и его работы, но на выставки они не попадали. Цинично отмечали: «Ты, Андрюша, выпадаешь, твою работу как повесишь, так непонятно, что рядом вешать, - все блекнет», - вспоминает Валерия.

Два близких человека всегда были рядом. Фото: Фонд Андрея Поздеева

Жил очень аскетично. Краски, холсты, материалы - все это было в долг. Доходов практически не было. Спасала пенсия по инвалидности и зарплата жены Валентины Михайловны, учителя русского языка и литературы. Никакого звания не было. Единственная награда - это серебряная медаль.

Другом, соратником, верным помощником и любимым человеком для художника была супруга. Каждый день ровно в два часа он спускался из мастерской на обед. Когда Андрей Геннадьевич был слаб после болезни, она, сама хрупкая, маленькая женщина, таскала его кассетницу, в которой находились картонные листы бумаги и этюды. А по вечерам читала ему Пушкина и Кафку, которых он очень любил. Сегодня она и Валерия Гурьянова занимаются наследием художника. Валерия в семье Поздеевых давно. Ученица Валентины Михайловны часто бывала в гостях, помогала художнику, убиралась в мастерской, мыла окна, просто была рядом. Когда в 1998 году художника не стало, они с Валентиной Михайловной решили создать общественный фонд его имени. Его главная задача - сохранение творчества художника.

Так получилось, что в миллионном городе сегодня нет места, где бы можно было организовать постоянную выставку работ Андрея Поздеева. В юбилейный год в течение недели будет показано около 500 его картин: «Цветы», «Начальный период», «Заключительный период», «Печатная графика». И у нас с вами есть уникальный шанс их увидеть. Возможно, единственный.

Абстракция Поздеева Фото: Фонд Андрея Поздеева

Расписание работы выставок:

Уже открылись и работают выставки:

«Цветы Андрея Поздеева»

Дом художника, пр-т Мира, 56

«Картины Андрея Поздеева»

На Подмостках, ул. ак. Вавилова, 25

Предстоит открытие:

«Путь художника»

Художественный музей, пр-т Мира, 12

Открытие в 17:00

«Цвет жизни»

МЦ «Площадь Мира», пл. Мира, 1

Открытие в 19:00

«Печатная графика»

Каменка, ул. ак. Павлова, 21

Открытие в 19:00

«Цветы для Поздеева»

Школа им. А. Г. Поздеева

пр-т Мира, 115-а, стр. 1

Сегодня день рождения Андрея Поздеева — «сибирскому Матиссу» исполнился бы сегодня 91 год. Между тем, наш великий земляк не только дорог красноярцам, но и просто дорог. Насколько — выяснял «Проспект Мира».

Сегодня работы Андрея Геннадьевича — лакомый кусок для коллекционеров, уверяет директор общественного фонда Поздеева Валерия Гурьянова . В мастерской художника хранится более 600 работ, часть картин находится в музеях страны и у частных лиц. Но время от времени всплывают и новые — например, их находят на дачах.

— Андрей часто дарил картины друзьям, друзья уходят из жизни, остаются наследники, у которых бывают ситуации, когда они вынуждены продавать их, — рассказывает Гурьянова. — У наследников картины покупают очень дешево. Я порой после таких продаж говорю Валентине Михайловне (Поздеевой, вдове художника — ПМ): «Что же вы не позвонили?» Не все картины художник подписывал, существуют подделки, поэтому к нам часто обращаются за экспертизой на подлинность.

О ценах она говорит лишь в общих словах: миллионы рублей за полотно. Стоимость зависит от субъективных обстоятельств — кто продает и кто покупает, к какому периоду они относятся, какие предпочтения у покупателя.

«Красный праздник», А. Г. Поздеев, 1960-е

Большим спросом пользуются работы начального периода — потому что их меньше, их труднее найти. Менее популярны абстрактные работы последнего периода. «Иногда люди составляют свою коллекцию, желая приобретать ранние работы Поздеева, и у них очень ценится «Красный праздник», или городские пейзажи, или натюрморты, — говорит директор. — Очень часто интересуются «Цветами», редко — портретами. В итоге же картина стоит столько, за сколько ее купили. На цену влияет и размер холста, и редкость темы. Пропагандируя творчество Поздеева, мы невольно влияем и на ценность работ. Тем ценнее картина, чем чаще она выставляется, чем больше воспроизводится в сети или в печатных изданиях, чем больше о ней говорится».

Музейные работы, — те, которые сейчас могут увидеть красноярцы, — принципиально не продаются, и они самые ценные. Так, по прикидкам арт-оценщиков, серия из семи работ Поздеева, привезенная в музейный центр «Площадь Мира» из города Зеленогорска, стоит более 10 миллионов рублей.

Картины Поздеева пользуются огромным спросом, рассказывает директор одного из старейших красноярских художественных салонов «Дар» Сергей Задереев . Художника можно поставить в один ряд с Анатолием Знаком, Борисом Ряузовым и Юрием Деевым.

— Красноярская школа считается одной из лучших в России, — отметил галерист. — Можно в число самых дорогих добавить Юрия Худоногова, Геннадия Горенского, Владимира Капелько: их картины висят во многих галереях мира, у серьезных коллекционеров Москвы и Петербурга, иностранных государств. Самая дорогая продажа нашего салона — это «Натюрморт» Поздеева, который был продан за 550 тысяч рублей. Это яркое, солнечное полотно, на нём стул, фрукты, вино, бокал. Сейчас у нас будет еще одна его работа ценой в 350 тысяч, которую тоже, думаю, быстро заберут. В Москве Поздеева очень дорого продают — по цене от 500 тысяч рублей и выше, в зависимости от полотна».

Цена формируется спросом, объясняет Задереев. Половину жизни художник работает на имя, вторую половину имя работает на него: «Надо полжизни отдать на то, чтобы честно вкалывать и стать ни на кого не похожим, самим собой. Тогда у тебя появится имя, тебя заметят коллекционеры, арт-дилеры. А у нас 99 % художников делают открытки. Утром начал работу, к обеду закончил. Что это, произведение? Пусть он член Союза художников, но он открыточник. А настоящих художников всегда были единицы».

«Тишина», А. Г. Поздеев, 1991 год

При жизни Андрей продавал картины только через Задерева, утверждает он сам: «закупочная» цена была 1 тысяча долларов, рыночная — 1,2 тысячи. О 20% наценке он честно предупреждал своего клиента.

— Они с Валентиной Михайловной жили скромно, только на пенсию, — вспоминает он. — А продавал он работы, только если нужно было купить холсты и краски. Ходил всю жизнь в простой телогрейке, стригся наголо, чтобы не тратить деньги. У вдовы осталось большое наследие, она надеется, что город поймет, что это большой художник, и сделает музей, как у Ряузова, но наши власти скорее украдут и поедут на Мальдивы. Из наследия вдова не продаст ни одной картины, а вот тот, кому после ее смерти достанутся работы, станет долларовым миллионером.

«Солнечный день», этюд, А. Г. Поздеев, 1949 год

По словам арт-дилера и директора красноярской «Галереи изящных искусств» Надежды Ворошиловой, на ценообразование влияет и то, что Поздеев включен во всемирный рейтинг художников XVIII—XXI веков, формирующих мировое художественное наследие . Цены на работы красноярского художника начинаются от 15 тысяч рублей — за самую простую графику, которую в изобилии можно найти в свободном доступе. Этюды Поздеева могут стоить от 150 тысяч рублей, если они не подписаны, и до 350-500 тысяч в зависимости от размера и года создания. Верхнюю планку установить невозможно: цена зависит — и в этом сходятся все эксперты — от того, где и как картина будет продаваться.

— Если продавать Поздеева через международные аукционы, то цена на его работы будет значительно выше, чем если продавать его в России — речь идет о миллионах рублей за картину, возможно, о десятках миллионов, — отмечает Ворошилова. — На стоимость будет влиять раскрутка художника. Если коллекционер на аукционе хочет повысить статус работы, начинается соревнование, и цена может быть искусственно завышена даже в 20 раз — в искусстве так и формируется стоимость. В Красноярске о продажах за миллионы рублей я не слышала, вообще здесь самые низкие цены просто потому, что нет тех людей, кто готов тратить на картину миллионы долларов.