Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Жизненный путь болконского кратко. Жизненные искания андрея болконского

Жизненный путь болконского кратко. Жизненные искания андрея болконского

Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует.

Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг.

Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые намеренья, но и стыд за свою армию, которая начала бежать. Болконский был ранен в голову. Когда он очнулся, то начал по-другому осознавать окружающий мир, он, наконец, заметил красоту природы . Он приходит к выводу, что войны, победы, поражения и слава – ничто, пустота, суета сует.

После смерти жены князь Андрей переживает сильное душевное потрясение, он решает для себя, что будет жить для самых близких людей , но его живая натура не хочет мириться с такой скучной и обыденной жизнью, и в конце концов все это приводит к глубокому душевному кризису . Но встреча с другом и искренний разговор помогают отчасти его преодолеть. Пьер Безухов убеждает Болконского в том, что жизнь не кончена, что нужно дальше бороться, не смотря ни на что.

Лунная ночь в Отрадном и разговор с Наташей, а после встреча со старым дубом возвращают Болконского к жизни, он начинает осознавать, что не хочет быть таким «старым дубом». В князе Андрее опять появляется честолюбие, жажда славы и желание жить и бороться, и он отправляется на службу в Петербург. Но, Болконский, участвуя в составлении законов, понимает, что это не то, что нужно народу.

Наташа Ростова сыграла очень важную роль в духовном становлении князя Андрея. Она показала ему чистоту помыслов, которых нужно придерживаться: любовь к народу, желание жить, делать что-то хорошее для окружающих . Андрей Болконский страстно и нежно полюбил Наталью, но не смог простить измену, потому что решил, что чувства Наташи не столь искренни и бескорыстны, как он считал раньше.

Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами.

Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как мы его обычно понимаем, а подвиг перед самим собою, перед своей честью, показатель длинного пути самосовершенствования.

После смертельного ранения Болконский проникся всепрощающим религиозным духом, сильно изменился , пересмотрел свои взгляды на жизнь в целом. Он подарил прощение Наташе и Курагину, и умер с миром в сердце.

В романе «Война и мир» можно исследовать и воочию увидеть жизненный путь и духовное становление князя Андрея Болконского от светского, равнодушного и тщеславного к мудрому, честному и глубокому духовно человеку .

а) Андрей, стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг, понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. (Из лекций: Горд, мечтает так же, как Раскольников - до Аустерлица, затем - душевный переворот. Человек просвещенных взглядов, посмеивался над Марьей.) Но вскоре в его душе происходит переоценка ценностей. То от чего он так старательно отгораживался – простая и тихая семейная жизнь - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события – рождение ребенка, смерть жены – заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных – единственное, что ему остается. Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных:300 человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце. (Из лекций: Андрей понял, что суть жизни состоит в том, чтобы любить и прощать, а прощать он не умел. Поэтому Андрей погибает.)

б) Образ Пьера представлен в произв.в процессе пост.развития. На протяжении всего романа можно наблюдать ход мыслей этого героя, малейшие колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, но смысл жизни в целом. В начале романа он безвольной молодой человек, но затем происходит «масонский»период, где сохраняет множество моральных понятий. Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно тоже стало решающим моментом. Герой принимает участие в сражении, поражается солдатам, которые идут на верную смерть, еще способны улыбаться, видит, как с хохотом они роют траншеи. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. Важным этапом в его жизни является встреча с Платоном Каратаевым. Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды, идет своим путем. Окончат. гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. Таким образом, Пьер познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей. Его аналитический ум, сопряженный с ярким эмоциональным восприятием мира, приводят его к обретению истины и смысла жизни.

(Из лекций: Платон Каратаев >>>> переоценка ценностей Пьером, смирение. Платон - выражение народной философской жизни, "Нужно любить жизнь всегда, даже когда страдаешь невинно!" (= Старец Зосима у Достоевского). Сон Пьера про учителя географии и мир >>>> жизнь человека имеет смысл только как часть жизни других людей.)

Пьер

Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.

Пьер Безухов честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни . Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок : ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на своей дочери Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни . Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы .

В этот критический момент Пьер попадает в руки масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно‑мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви . Это помогло ему направлять свои силы на благоустройство крепостных . Он освободил крестьян, учредил больницы, приюты, школы.

Война 1812 г. заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона : «или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона».

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ . Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Вид оживленных и потных мужиков‑ополченцев, с громким хохотом и говором работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал до сих пор о торжественности и значимости настоящей минуты».

Если более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым , который, по мнению Толстого, является частицей народной массы . От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости , в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость ».

Пьер Безухов и Андрей Болконский внутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идет к добру и правде своим путем.

Князь Андрей впервые появляется там же, где и Пьер - на светском вечере у Анны Павловны Шерер. Но если Безухов показан молодым, энергичным, на все имеющим свою точку зрения и готовым с жаром ее отстаивать, то князь Андрей имеет вид усталого, скучающего, пресыщенного жизнью человека. Ему надоела светская жизнь со всеми ее бесконечными балами и раутами. Он несчастлив также и в семейной жизни, в которой отсутствует понимание.

Андрей Болконский мечтает о славе, подобной наполеоновской, ему хочется скорей вырваться из привычного мира на военную службу. Он ждет своего часа, когда появится шанс воплотить в жизнь все мечты: «И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он... Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? …Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю, и не буду знать, за любовь вот этих людей».

С моей точки зрения и точки зрения Толстого такие мысли неприемлемы. Людская слава - изменчивое явление. Достаточно вспомнить французскую революцию - вчерашним кумирам на следующий день отрубают головы, чтобы уступить место новым идолам, которые вскоре также кончат свою жизнь под ножом гильотины. Но в сознании князя Андрея еще есть место внутреннему голосу, предупреждающему его о коварности людской славы и о том страшном пути через смерть и страдания, который он вынужден будет пройти.

И вот на Аустерлицком сражении появляется такой шанс. В решающий момент Болконский берет в руки знамя и с криком “Ура!” ведет за собой солдат - вперед, к подвигу и славе. Но волей судьбы одна шальная пуля не дает князю Андрею завершить свое триумфальное шествие. Он падает на землю и видит небо - так, как его, наверное, никто никогда больше не увидит. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

В этот момент князь Андрей понимает, насколько пустыми, бездушными были его мечты о славе. Он решает обрести счастье в тихой семейной жизни, посвятив себя лишь узкому кругу людей и забот.

Вернувшись в Лысые Горы, имение своего отца, князь Андрей застает момент рождения своего сына и смерти жены. Мечты о семейном счастье рассыпались прахом, начался глубокий душевный кризис.

Лишь встреча со старым другом Безуховым, хоть и частично, но вернула князя Андрея к жизни. Слова Пьера «надо жить, надо любить, надо верить» заставляют Болконского снова задуматься над смыслом жизни, снова направить свое сознание на путь исканий. Как писал Толстой, «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Но пока князь Андрей продолжает жить в деревне, все так же не видя перед собой никаких целей и возможностей. Это подтверждают его мысли при виде старого, сухого дуба, всем своим видом говорившего, в сознании Болконского, что не может быть ни весны, ни любви, ни счастья: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!».

Болконский проводит в своих имениях те реформы, которые задумал провести у себя Пьер и которые тот, за неимением “практической цепкости”, не довел до конца. У князя Андрея же все получается, он переводит своих крестьян в вольные хлебопашцы, фактически освобождая их.

Приехав по делам к графу Илье Андреевичу Ростову, князь Андрей впервые видит Наташу, бегущую мимо него в толпе крестьянских девушек. И ему становится больно оттого, что она молода, счастлива, и ей дела нет до его существования.

И, наконец, финальным этапом возвращения Болконского к жизни стала повторная встреча с дубом. Это дерево, прежде символизирующее для него безысходность, конец жизненного пути, теперь расцвело и гармонично влилось в тот мир любви, весны и счастья, которому прежде было антонимом в сознании князя Андрея. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это … надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Деятельная личность Болконского не могла, конечно, оставаться без какого-либо занятия. Князь Андрей поступает на государственную службу и работает вместе со Сперанским над различными законопроектами. Но все новаторские идеи, предложенные им, не прошли в жизнь, так как они были слишком смелыми для того времени. Не найдя поддержки в продвижении своих реформ, Болконский прекращает свою государственную деятельность.

Одновременно наступает важный период в жизни князя Андрея - роман с Наташей Ростовой. Болконский, впервые встретив Ростову на балу, был сразу же очарован ее прелестью. Любовь князя Андрея была взаимной, и он делает Наташе предложение и получает согласие. Но отец Болконского поставил условие - свадьба может состояться не менее чем через год. И этот год князь Андрей решает провести за границей, в частности, чтобы поправить здоровье.

Однако чувство Наташи Ростовой за этот год охладело настолько, что она влюбилась в Анатоля Курагина и решила бежать вместе с ним из России. Но побег не состоялся.

И снова мечты князя Андрея о счастливой семейной жизни не воплощаются в жизнь. Как будто неумолимый рок преследует его, заставляя через боль утрат снова прийти на путь исканий.

Вернувшись из-за границы накануне Отечественной войны, Болконский вновь вступает в ряды армии и ищет там Анатоля, чтобы потребовать сатисфакции. Князь Андрей был ранен на Бородинском поле. В перевязочном пункте ему открывается истина вечной любви: «Да, любовь, - думал он опять с совершенной ясностью, - но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить - любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской».

Князь Андрей завершает свой путь жизненных исканий открытием в себе этого удивительного, всеобъемлющего и воистину божественного чувства. Но также он завершает и свой жизненный путь, «он был слишком хорош, чтобы жить». Толстой даровал своему герою возможность понять основу мироздания - любовь, возможность стать, пусть ненадолго, но совершенным человеком, и взамен отобрал жизнь.

Последняя истина, открывшаяся ему - «Смерть - это пробуждение!» - стерла в душе Болконского страх к неизвестности по ту сторону жизни. «И князь Андрей умер».

Примерный текст сочинения по Л. Н. Толстому

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" - Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар - смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

ПРОЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА I КУРСЕ «ПУТЬ ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО»

Цель: проследить путь идейных исканий князя Андрея Болконского, составить схему опорных положений.

Задачи:

1. Проанализировать период жизни князя Андрея с момента разрыва с Наташей до его смерти;

2. Отметить роль лирического отступления автора в передаче духовных переживаний лирического героя – отрывок наизусть Ч III, гл. 1, том 2.

II. Построение схемы.

1. Стремясь вырваться из заколдованного круга светской жизни, князь Андрей мечтает о личной славе в воинском подвиге.

2-4 Участие в Шенграбенском сражении (18050, несправедливая оценка подвига батареи капитана Тушина высшим военным начальством, подвиг самого князя Андрея на поле Аустерлица и тяжелое ранение – все это приводит его к разочарованию в своих мечтах о славе.

4-7. Он пытается обрести смысл жизни – в гражданской деятельности (работа в комиссии Сперанского), однако разговор с Аракчеевым и собственные наблюдения убеждают его, что и на этом поприще нет высокой гражданской цели.

Пересказ – анализ. Том 3, ч I, гл. 8.

1. Что приводит князя Андрея на войну 1812 года?

Князь Андрей считает необходимым вызвать Анатоля Курагина на дуэль, не подав к ней нового повода, чтобы не компрометировать Наташу. Едут в армию в надежде встретить там Курагина и, подав повод к дуэли, вызвать его.

2. Каково настроение князя Андрея в армии? В чем проявляется его единение с народом? Том 3, ч 2, гл. 24, 25.

Ч II, гл. 24 Князь Андрей в Князькове. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

Ему ясно представляются три главных горя его жизни: его любовь к женщине, смерть отца и французская нашествие, захватившее половину России. Он живо представлял отсутствие себя в этой жизни. Возможность смерти показалась ему чем – то страшным и угрожающим.

Ч II, 25. Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.

Князя Андрея солдаты и офицеры полка называют ласково «наш князь». Андрей уверен, что успех зависит ни от распоряжения штабов, ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа. Он зависит от чувства, которое есть в каждом солдате. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Поэтому князь Андрей служит не в штабе, а в полку вместе с солдатами и офицерами, т.к. все будет зависеть именно от них. Уверен, что если бы не было великодушия на войне, не было бы и войны, война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. Надо понимать это и не играть в войну.

3. В следствие чего происходит примирение князя Андрея с жизнью, людьми и самим собой? Ч II, гл. 36-37.

Ч II, гл. 36. Полк князя Андрея в резерве. Понятие князя Андрея.

В двух шагах от Андрея упало ядро, он понял, что это смерть и новым завистливым взглядом посмотрел вокруг. «Я не хочу умирать, я люблю жизнь». Осколком разорвавшейся гранаты его ранило в живот.

Ч II, гл. 37. Князь Андрей и Анатоль Курагин в палатке для раненных. Примирение князя Андрея с людьми.

Князь Андрей встречает раненого, которому только что отрезали ногу. В нем он узнает Анатоля. Он вспомнил все, что было между ним и Курагиным, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой его учила княжна Марья – теперь были доступны его пониманию.

11-12. Только на Бородинском поле он, наконец, понимает, что смысл бытия – в единении с народом, в борьбе за свободу и счастье Родины.

Смертельное ранение приводит его к идее смирения и всепрощения.

12 – 15. Есть основания полагать, что если б автор оставил своего героя живым, то он был бы одним из тех, кто в 1825 году вышел бы на Сенатскую площадь в Петербурге.

Опорные положения темы:

«Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».


III. Чтение отрывка наизусть

(том 2, ч III, гл. 1.) Том 1, ч 3, гл. 1-2; Том 2, ч 2, гл. 1-5, 10; ч 3, гл. 7-11; ч 5, гл. 1; ч 4, гл. 12-12, 15-20.

IV. Домашнее задание.

Том 3, ч 3, гл. 8 -11, 27-29, 34; Том 4, ч 1, гл. 9-13, ч. 2, гл. 11-14, ч 3, гл. 12-15

Образ Пьера Безухова.

Том 1, ч III, гл. 1-2 (женитьбы на Элен)

Том 2, ч II, гл. 1-5 (встреча с Баздеевым масонство)

гл. 10 (поездка по имениям)

ч III, гл. 7 – 11 (во главе масонства, сомнения, дневник)

ч IV, гл. 1

Том 3, ч I, гл. 19 (предназначение из Апокалипсиса)

ч III, гл. 8 – 11 (по дороге в Можайск)

гл. 27-29 (в оставленной Москве)

гл. 34 (спасение ребенка на пожаре, пленение)

Том 4, ч I, гл. 9-13 (плен, встреча с Платоном Каратаевым)

ч II, гл. 11 -14 (плен)

ч III, гл. 12-15 (каратаевщина)

ч IV, гл. 12 – 13 (свобода, болезнь, в Орле)

15 – 20 (Пьер – Наташа).

Проект на тему: «Жизненный путь Андрея Болконского.» Выполнила ученица 10-го класса: Шумихина Екатерина Руководитель: Литвинова Е.В.

Цель работы: 1.Увидеть и разобрать жизненный путь Андрея Болконского. 2. Разобрать отношения в семье Болконских. 3.Познакомиться с принципами Андрея Николаевича Болконского 3.Увидеть, как влияют Аустерлицкое сражение и смерть жены на внутреннее состояние Болконского. 4.Разобрать отношения между Наташей Ростовой и Андреем Болконским. 5.Рассмотреть,как любовь меняет сердца людей, и какое значение имеет природа в жизни одного из героев романа «Война и мир». 6.Рассмотреть эпизод смерти Болконского.

Я выбрала данную работу, потому что меня заинтересовал жизненный путь Андрея Болконского. Меня заинтересовала то, как человека меняет происходящее вокруг него. Мне было очень интересно наблюдать за тем, как менялись его жизненные позиции и взгляды на жизнь.

Андрей Болконский Андрей Болконский-сын князя Николая Андреевича Болконского. Его отец был один из тех людей, которые служили Отечеству, а не прислуживались. Андрей очень уважает своего отца и гордится им.Однако сам он мечтает прославиться, а не служить. Ищет в воинском подвиге путь к славе и почёту, мечтает о своём Тулоне.

Салон Анны Павловны Шерер Впервые с князем Болконским нас знакомит Л.Н.Толстой в салоне Анны Павловны Шерер.«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от неё…»

Имение Болконских Имение генерала Николая Андреевича Болконского - лысые горы. Семья Болконских придерживается очень строгим правилам, где отец воспитывает и обучает свою дочь, с сыном он холоден и сдержан. Важным становится гордость, высокие моральные черты и преданность отчизне. Хоть отец и кажется таким гордым и жестоким, он всё равно переживает за своего сына. - Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал – скверная должность. И помни одно, князь Андрей… Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! - А вот этого, батюшка, вы могли мне и не говорить

Болконский на войне Князь Андрей совершил геройский поступок, ему удалось поднять за собой всё войско и со знаменем в руке идти вперёд. Но от этого подвига он ничего не ощутил. Как оказалось у него не было необычного впечатления или чувства, мысли его во время подвига мелочные и суетливые.

Аустерлицкое небо Раненый во время сражения князь, падает и его глазам открывается безбрежное небо. И ничего, «кроме неба, не ясного,…», больше его не интересует.«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал…как мы бежали… Как же я не видел прежде этого высокого неба». Князь понимает, что «…все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…».Теперь Болконскому не нужна ни слава, ни почёт. И даже восхищение над Наполеоном потеряло своё прежнее значение. . . После сражения к Болконскому приходит понимание того, что надо жить для себя и для своих близких.

Возвращение домой и смерть жены Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу при родах, после которых она умирает. Он осознает, что отчасти виноват в случившемся. Он был слишком горд, слишком высокомерен, он не уделял ей должного внимания и это приносит ему страдание. После смерти жены он ощущает внутреннюю пустоту, думает о том, что его жизнь «кончена».

Старый дуб Встреча с дубом – это один из главных переломом в жизни Андрея Болконского и открытие новой, радостной, в единении со всем народом. Он встретил дуб его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом. Болконский сравнивает себя с этим дубом, ведь его не занимают разговоры о Бонапарте, который был центром обсуждений у Анны Павловны Шерер, ему было скучно находится в их обществе. Но при их второй встрече Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру. На него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления ему вспомнились все лучшие минуты его жизни. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна. И он подумал: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. . .» .

Любовь к Наташе Ростовой После встречи с Наташей Ростовой в Отрадном, Андрей Болконский убеждается в том, что надо жить дальше, верить в своё счастье. Но его эгоизм сыграл злую шутку с ним. Подчиняясь воле отца, он не думает о чувствах своей невесты и в итоге он видит, что Наташа увлеклась Анатолием Курагиным. Он принимает это за предательство и снова теряет смысл жизни.

Смерть Болконского и осознание истинных ценностей жизни После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном из раненых Анатоля Курагина. Анатоль, по сути дела, уже мертв как человек, а Болконский сохранил духовность. Он погрузился в воспоминания "из мира детского, чистого и любовного" Лежа на предсмертном одре князю Болконскому открываются истинные ценности жизни (рюбовь) и осознание легкости перехода в иной мир. Он видит Наташу и он любит её, но любит теперь по-новому, испытывает к ней по-настоящему чистые и глубокие чувства. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина.