Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Жизненные искания григория мелехова.

Жизненные искания григория мелехова.

Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав-ственной правды, к которой он стремится.

Григорий верен казачьим традициям, внушаемым ему с самого рождения. Но при этом он отдается во власть буйной страсти, способной нарушить общепри-нятые нормы и правила. Ни грозный отец, ни грязные слухи и насмешки не в силах остановить Григория в его страстном порыве.

Мелехова отличает удивительная способность лю-бить. Невольно при этом он причиняет боль близким людям. Григорий и сам мучается, страдает не меньше, чем Наталья, Аксинья, родители. Герой оказывается словно между двумя полюсами: любовью-долгом и любовью-страстью. Совершая дурные с точки зрения общественной морали поступки и встречаясь с замуж-ней женщиной, Григорий остается до конца честным и искренним. «И жалко тебя,— говорит он Наталье,— кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего... Пусто».

Бурные исторические события закрутили Григо-рия в своем вихре. Но чем больше он углубляется в во-енные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему часто снится степь. Сердцем он всегда с люби-мой, далекой женщиной, с родным хутором, куренем.

Новый поворот в истории возвращает Мелехова к земле, к любимой, к семье. Григорий встречается с до-мом, с хутором после долгой разлуки. Лоно семьи воз-вращает его в мир пошатнувшихся привычных пред-ставлений о смысле жизни, о казачьем долге.

Воюя, «крепко берег Григорий казачью честь, ло-вил случай выказать беззаветную храбрость, риско-вал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к авст-рийцам, снимал без крови заставы». Со временем ге-рой меняется. Он чувствует, что «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело...». Меняется и первоначальный портрет Григория: «... ввалились у него глаза и остро торчат скулы».

Трагический переворот, расколовший мир казаков на своих и чужих, ставит перед Григорием множест-венные трудные и острые вопросы. Герой стоит перед выбором. Куда идти? С кем? Для чего? Где правда? Мелехов на своем пути поиска сталкивается с разны-ми людьми, у каждого из которых своя точка зрения на происходящее. Так сотник Ефим Изварин не верит во всеобщее равенство, декларируемое большевика-ми, он убежден в особой судьбе и предназначении ка-зачества и выступает за самостоятельную, автоном-ную жизнь Донской области. Он сепаратист. Григо-рий, вникая в суть его речей, пытается с ним спорить, но он малограмотен и проигрывает в споре с хорошо образованным сотником, умеющим последовательно и логично излагать ход своих мыслей. «Изварин лег-ко разбивал его в словесных боях»,— сообщает автор, а потому Григорий попадает под сильное влияние изваринских идей.

Иные истины внушает Мелехову Подтелков, счи-тающий, что у казаков общие интересы со всеми русскими крестьянами и рабочими, со всем пролетариа-том. Подтелков убежден в необходимости выборной народной власти. Он настолько грамотно, убедитель-но и горячо говорит о своих идеях, что это заставляет Григория прислушаться к нему и даже поверить. По-сле разговора с Подтелковым герой «мучительно ста-рался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». В Григории, человеке малограмот-ном и политически неподкованном, несмотря на раз-ные внушения, все же активно пульсирует стремле-ние найти свою правду, свое место в жизни, то, чему действительно стоит служить. Окружающие предла-гают ему разные пути, но Григорий твердо отвечает им: «Сам ищу входа».

Наступает момент, когда Мелехов всей душой ста-новится на сторону нового строя. Но этот строй своей жестокостью к казакам, несправедливостью вновь толкает Григория на тропу войны. Мелехова шокиру-ет поведение Чернецова и Подтелкова в сцене распра-вы над чернецовцами. Оно горит слепой ненавистью и враждой. Григорий, в отличие от них, пытается защи-тить безоружного врага от беспощадной кровавой рас-правы. Не за неприятеля вступается Григорий — в ка-ждом из врагов он видит прежде всего человека.

Но на войне как на войне. Усталость и озлобление ведут героя к жестокости. Об этом красноречиво гово-рит эпизод убийства матросов. Однако Григорию не-легко дается такая бесчеловечность. Именно после этой сцены Мелехов испытывает глубокие мучения от осознания страшной истины: он далеко ушел от того, для чего был рожден и за что сражался. «Неправиль-ный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый»,— понимает он.

Неотступной истиной, непоколебимой ценно-стью всегда остается для героя родное гнездо. В са-мые тяжелые жизненные моменты он обращается к мыслям о доме, о родной природе, о труде. Эти вос-поминания дают Григорию ощущение гармонии и душевного покоя.

Григорий становится одним из руководителей Вешенского восстания. Это новый виток в его пути. Но постепенно он разочаровывается и понимает, что вос-стание не принесло ожидаемых результатов: от белых казачество страдает так же, как до этого страдало оно от красных. Сытые офицеры — дворяне презрительно и надменно относятся к рядовому казаку и мечтают лишь достичь успеха с его помощью в новых своих по-ходах; казачество — лишь надежное средство в дости-жении их целей. Возмутительно для Григория хам-ское отношение к нему генерала Фицхелаурова, нена-вистны и отвратительны иностранные оккупанты.

Мучительно перенося все происходящее в стране, Мелехов тем не менее отказывается от эвакуации. «Какая бы ни была мать, а она родней чужой»,— рас-суждает он. И такая позиция заслуживает всяческого уважения.

Очередным переходным этапом, спасением для Григория снова становится возврат к земле, к Акси-нье, к детям. Он неожиданно проникается необыкно-венным теплом и любовью к детям, осознает, что в них смысл его существования. Привычный уклад жизни, обстановка родного дома порождают в герое стремление уйти от борьбы. Григорий, пройдя долгий и трудный путь, теряет веру и в белых, и в красных. Дом и семья — подлинные ценности, настоящая опо-ра. Насилие, многократно виденное и познанное, вы-зывает в нем отвращение. Не раз совершает он благо-родные поступки под воздействием ненависти к нему. Григорий отпускает из тюрьмы родственников крас-ных казаков, загоняет до смерти лошадь, чтобы ус-петь спасти от гибели Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого, уходит с площади, не желая быть свидете-лем казни подтелковцев.

Скорый на расправу и неоправданно жестокий, Мишка Кошевой толкает Григория на побег из дома. Он вынужден скитаться по хуторам и в результате примыкает к банде Фомина. Любовь к жизни, к детям не дает Григорию сдаться. Он понимает, что в случае бездействия его ждет расстрел. У Мелехова нет выхо-да, и он присоединяется к банде. Начинается новый этап духовных исканий Григория.

Немногое остается у Григория к концу романа. Дети, родная земля и любовь к Аксинье. Но героя ждут новые потери. Глубоко и тяжко переживает он гибель любимой женщины, однако находит силы ис-кать себя дальше: «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла ка-кую-то ценность для него и для других».

Григорий большую часть жизни проводит в плену разрывающей мир ненависти, смерти, ожесточаясь и впадая в отчаяние. Останавливаясь на пути, он с от-вращением обнаруживает, что ненавидя насилие, не-сет смерть. Он глава и опора семьи, но ему некогда быть дома, среди любящих его людей.

Все попытки героя найти себя — это путь хождения по мукам. Мелехов идет вперед с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Он ищет цельности, под-линных и неоспоримых истин, во всем хочет дойти до самой сути. Искания его страстны, душа горит. Его мучит неутоленный нравственный голод. Григорий жаждет самоопределения, он не лишен при этом само-осуждения. Корень ошибок Мелехов ищет в том числе и в себе самом, в своих деяниях. Но о прошедшем че-рез многие тернии герое можно с уверенностью ска-зать, что его душа, вопреки всему, жива, она не загублена тяжелейшими жизненными обстоятельствами. Свидетельство этого — стремление Григория к миру, к покою, к земле, желание вернуться домой. Не дож-давшись амнистии, возвращается Мелехов домой. Им владеет единственное желание — желание покоя. Его цель — растить своего сына, щедрую награду за все жизненные муки. Мишатка — надежда Григория на будущее, в нем возможность продолжения рода Меле-ховых. Эти мысли Григория — подтверждение того, что он надломлен войной, но не сломлен ею.

Путь Григория Мелехова к правде — это трагиче-ский путь скитаний человека, обретений, ошибок и потерь, свидетельство тесной связи личности и исто-рии. Этот сложный путь был пройден русским наро-дом в XX веке.

Критик Ю. Лукин писал о романе: «Значение фигу-ры Григория Мелехова... расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года и вырастает до типического образа человека, не нашед-шего своего пути в годы революции».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Пути исканий Григория Мелехова

Героями романа Шолохова «Тихий Дон» стали простые крестьяне -- труженики, а не какие-то выдающиеся личности, правда, представляют они казачество. Одним из них является Григорий Мелехов. В его роду переплелась и турецкая, и казацкая кровь. С незапамятных времен предки Мелеховых поселились здесь и трудились на этой благодатной земле.

Двумя основами, создающими настоящего казака, являются удаль и любовь к хозяйству, земле, работе. Таков и Григорий. Но есть в нем нечто особое, что выделяет его среди семьи, да и всего хутора, -- своеволие и независимость в поступках и поисках истины. Но есть в душе главного героя любовь и нежность к женщине, доброта. Уходит Григорий на войну молодым, веселым парнем с юношескими представлениями о жизни и о будущем. Все у него идет от сердца, а не от разума. Для Григория особое место занимает понятие «лишить человека жизни». Он долго мучается, после того как убил первого своего врага.

Но война шла и утверждала собственные законы. Слишком много страшного пришлось увидеть Мелехову, поэтому он вполне осознанно переходит на сторону красных. Происходит адаптация Григория к войне, к смертям многих людей. Сердце главного героя «черствеет», и меняется его психология. В его душе происходит трагедия -- умирает все человеческое.

Но вот революционные события ставят перед Мелеховым вопросы бытия, он пытается найти смысл жизни, историческую правду времени. Ему необходимо знать, что нужно каждому в отдельности и всем вместе.

Воюя, Григорий испытывает неудовлетворение собой, т.к. он не ищет личной выгоды для себя, но боится погрешить против правды. Главный герой все время оказывается перед необходимостью выбора, в нем борются чувство воина и чувство хозяина. Григорий мечется меж двух огней в поисках правды. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажают борьбу чувств в душе героя.

Война и все последующие события оставили неизгладимый отпечаток в душе Григория. Он чувствует усталость от всего, что происходит вокруг.

В конце концов Григорий Мелехов не нашел дороги и оказался на историческом распутье. В напряженной обстановке белогвардейского мятежа и кулацких восстаний он не может надеяться на прощение или забвение своего прошлого. Григорий отринул старый мир, но сущность новой действительности, которая подтверждается в крови, страданиях и несправедливости, он не понял и не поверил ей.

Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова?

судьба роман герой трагизм шолохов

М. Шолохова мы по праву можем назвать летописцем советской эпохи, ее исследователем, ее певцом. Он создал целую галерею образов, которые по силе своей выразительности и художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами передовой литературы.

«Тихий Дон» - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Это и принципиальная авторская точка зрения на революцию и Гражданскую войну. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелихова, главного героя романа, складываются у Шолохова в единство исторической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив тернистую тропу жизненных исканий Григория, можно понять, как самому Шолохову удалось решить проблему нравственных исканий своего главного героя.

В начале повествования молодой Григорий - настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик - вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувствительность ко всякому проявлению жестокости. К любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий - еще и протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, как весь его талант, все его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.

В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и, когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!» И, когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, - в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы подогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, - как в стенке, - а накал ненависти, твердость даст борьба!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…»

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно, и неминуемого расстрела, Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели и молчит, рыдая: «Лучше убей, но не бросай опять!» Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено…»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание «походить бы… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать…». Он возвращается в родной хутор.

Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась.

Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался поступать правильно, а если нет - что ж, каждый человек имеет право на ошибку. Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствуется своими собственными принципами и убеждениями, пытается найти лучшую долю в жизни, и это его стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности, любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов.

Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» -- произведение эпическое, поставившее огромное количество вопросов, не устаревшее и по сей день, так как главная проблема романа -- это поиск личностью своего места в меняющемся, зачастую враждебном мире. Личность -- имеет ли она свободу выбора или кто-то ведет ее по жизни, как складываются отношения с другими людьми, с окружающей средой? Размышляет автор об этом на фоне страшных событий 20 века: войны, революции резко перевернули жизнь каждого человека в России. Но Шолохов, тем не менее, воспевает общечеловеческие ценности, и, в первую очередь, любовь. Любовь помогает героям выжить в этом страшном мире, тем более она ценна, чем трагичнее происходящие события. Любовь Григория к Аксинье, жене Степана Астахова, проходит через весь роман. Это то чувство, которое помогает ему жить, которое зачастую спасает от гибели. Разговор Григория и Степана показывает нам силу любви Григория, трагичность ее, обреченность. Этот разговор происходит тогда, когда Григорий ушел из семьи, взяв с собой Аксинью, и поселился на хуторе Ягодном. Во время охоты с Листницким Григорий встречает Степана. Степан начинает угрожать ему: «Нынче я драться с тобой не буду, не хочу.. Но ты, Гришка, помни мое слово: рано аль поздно убью!». Несмотря на жестокость слов Степана, Григорий чувствует к нему жалость. Степан живет одиноко, ему не для кого трудиться: «Обидел ты меня! Выхолостил мою жизнь, как боровка…Видишь вон, пашу, а сам не знаю на что. …Крепко ты меня обидел, Григорий!» Степан улыбается «простой ребячьей улыбкой, расщепляя углы глаз на множество тонких морщинок». Но за этой улыбкой прячется страшная ненависть к Григорию. Степан говорит ему о том, что жалеет, что год назад на масленицу, когда устраивали кулачный бой, он не убил Григория, хотя и мог. Григорий понимает, что их схватка за Аксинью еще впереди. Степан уходит, а Григорий наблюдает за ним: «Он сверху видел русые обвисшие усы Степана, густую щетину давно не бритой бороды. На подбородке Степана висел лакированный, во многих местах потрескавшийся ремешок фуражки. Лицо его, серое от грязи, с косыми полосами -- следами стекавшего пота, -- было смутно и незнакомо…Серая усталь, пустота испепеляли Степаново лицо». Григорий, глядя на него, понимает, как тяжело Степану, как одинока его жизнь, но ведь он помнил, как Степан был жесток, как избивал Аксинью. На прощанье Степан спрашивает у Григория, который собрался уезжать: «Погоди-ка. А как же… Аксютка как?» В этом вопросе столько боли, что Григорий не смог посмотреть ему в глаза. Он ответил Степану, «плетью сбивая с подошвы сапога приставший комочек грязи: «Ничего». Тяжело дается этот разговор Степану. Автор пишет: « Григорию стало его безотчетно жаль, но чувство ревности оттеснило жалость». Григорий бросает вслед Степану обидные слова: «Она об тебе не сохнет, не горюй!». И Григория мучает ревность так же, как и Степана.

Разговор героев показывает нам глубину их чувств, силу страстей, бушующих в их сердцах. История любви Григория и Аксиньи, любви, прошедшей через многие испытания, через войны и революции, окончится только со смертью Аксиньи.

Роман Шолохова «Тихий Дон», роман сложный, многогранный, показывающий нам и исторических деятелей, и события, потрясшие Россию, в первую очередь интересен современным читателям тем, что показывает человеческие чувства, переживания героев, любовь и страдания, которые всегда будут волновать людей.

В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи

Взаимоотношения героев романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи, на первый взгляд, представляют собой обычный любовный треугольник. Но на фоне событий Первой Мировой, а затем и Гражданской войны в России -- событий страшных, расколовших на два лагеря и общество, и кровно связанных между собою близких людей, -- эти взаимоотношения героев приобретают особенно трагическую окраску. Внезапно вспыхнувшая любовь Григория к Аксинье нарушает все традиции и устои жизни казачьего хутора. Аксинья -- замужняя женщина, жена соседа Мелеховых Степана Астахова, много перестрадала в своей недолгой молодости. Поэтому любовь к Григорию -- единственное, что она ценит в своей жизни: «За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием блюдя это в относительной тайне», то «в этом не было бы ничего необычного». Но «вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь», и поэтому их родные приняли все возможные меры: отец решил женить Григория на Наталье Коршуновой, а вернувшийся Степан жестоко избил Аксинью. Для Натальи предстоящая свадьба -- ожидание счастья: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!» У брошенной, опозоренной Аксиньи «плелась в душе ненависть с великой любовью». Она «решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой». «Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им, как раньше», -- это ее решение почти осуществилось: недели через три «со страхом и озлоблением осознал» Григорий, что «не скоро расстаться» ему с болью в сердце, что не может забыть он прежнюю любовь. И принимает дерзкое решение -- забрав Аксинью, уйти с ней в батраки в имение Листницких. Это вызов обществу -- казак ушел батрачить, вызов традициям -- бросить свою жену и уйти с чужой, но свободная душа Григория не хочет подчиняться предрассудкам общества. Наталья, «растоптанная нежданной, незаслуженной обидой», уходит к родителям, мучается в тоске. Более слабая по характеру, но глубоко и сильно любящая, она пишет Григорию самоотверженное письмо, где спрашивает, как ей жить дальше: «Пущай лучше я одна в землю затоптанная, чем двое». Получив ответ в два слова: «Живи одна», услышав в ограде церкви сплетни о себе, Наталья решается на самоубийство. К счастью, она осталась жить, но трагические взаимоотношения героев еще несколько лет будут продолжаться, подвергая их чувства тяжелейшим испытаниям. Григорий расстается с Аксиньей, уходя на службу, Аксинья потеряла дочь и от одиночества, от отчаяния уступила домогательствам молодого Листницкого, сына хозяина имения. После ранения в Первой Мировой войне Григорий возвращается в семью, не простив Аксинье измены. Рождение детей привязало его к семье, но события революции и начавшейся Гражданской войны не дают ему насладиться покоем и семейным счастьем. Война, кровь, смерть товарищей на глазах у Григория, жестокая расправа с врагами -- все это озлобляет героя, делает недоступной его мечту о спокойной мирной жизни. И жертвами этой жизни становятся обе женщины. Наталья, перенесшая тяжелую болезнь, счастлива короткой встрече с мужем, но не знает, что он виделся с Аксиньей в Вешенской станице. Не знает, как решительно настроена Аксинья отвоевать любимого, пусть и чужого мужа. «В силах ты будешь -- возьмешь его, а нет -- не обижайся. Добром я от него тоже не откажусь». После открытого вызова Аксиньи Наталья решает уйти от Григория, но мудрая свекровь уговаривает ее не торопиться с решением. Она не успела только отговорить ее от другого страшного решения: избавиться от нерожденного ребенка. Наталья погибает, и Григорий до конца своей жизни будет чувствовать свою вину за ее смерть. Аксинья приглядывает за его осиротевшими детьми, не раздумывая, она готова идти с Григорием хоть на край света. Но счастье без красных и белых не удалось: случайная пуля обрывает жизнь Аксиньи, и Григорий обречен на одиночество, страшное, беспросветное. «Черное небо и ослепительно сияющий диск солнца» над головой видит Григорий, похоронив Аксинью. Личная трагедия и трагедия братоубийственного времени сплелись в судьбе героя, не дали ему возможности нравственного выбора, принесли в жертву жизнь и счастье близких.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография М.А. Шолохова. История создания романа "Тихий Дон". Честь и достоинство в жизни Г. Мелехова. Влияние вешенского восстания на характер героя. Драматические дни Новороссийска в жизни Г. Мелехова. Идея благополучного исхода романа.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Изучение сюжетной линии романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" - произведения, где повествуется о грандиозной революции, о катаклизме, пережитом Россией, но так же рассказывается о драматической, трагической любви главных героев - Григория, Аксиньи и Натальи.

    презентация , добавлен 15.03.2011

    Мастерство М. Шолохова в изображении семейных и любовных отношений (Григорий и Наталья, Григорий и Аксинья). От прототипа к образу: роль женских образов и прототипов в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Использование исторических событий в романе.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Роман Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон" - повествование о грандиозной революции, катаклизме, пережитом Россией. Трагическая любовь Григория и Аксиньи - любовь или "беззаконная" страсть? Отношение жителей хутора к главным героям и их любви.

    презентация , добавлен 21.11.2011

    "Вольнолюбивые" идеи произведений А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и М.А. Шолохова "Тихий Дон", их исторические основы. Анализ судеб героев данных литературных произведений в исторических катаклизмах. Основные персонажи, определяющие фабулы романов.

    реферат , добавлен 30.01.2013

    Детство М.А. Шолохова. Печать фельетонов, затем рассказов, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм. Слава Шолохова после публикации первого тома романа "Тихий Дон". Проблематика романа, связи личности с судьбами народа.

    презентация , добавлен 05.04.2012

    Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" - значительное произведение о трагедии донского казачества в годы революции и гражданской войны. Исследование литературного стиля, значение фразеологизмов и слов-символов. Идеи романа-эпопеи и анализ языкового содержания.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Понятие и сущность романа-эпопеи. "Тихий Дон" - художественная энциклопедия истории, быта и психологии казачества. Общая характеристика и анализ личностей основных героев романа "Тихий Дон", а также описание исторических событий, в которых они оказались.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Метафоры в языке художественной литературы. Значение романа Михаила Шолохова "Тихий Дон" как источника языкового материала для русской словесности. Способы выражения и варианты использования разного метафор в тексте романа, описание его необычности.

«Тихий Дон» - огромная ценность для историка и политэкономика, для

философа и социолога. И все-таки всех других истин дороже здесь откровение

большого художника о душе человеческой. Шолохов искусно вывел характер

людей грубых и душевных, гордых и многом спутанных по рукам и ногам

сословными предрассудками. Проследив тропу жизненных исканий Григория

нравственных исканий своего главного героя.

В начале повествования молодой Григорий - настоящий казак, блестящий

наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик - вполне счастлив и

беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает

его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь

исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным

сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувствительность ко

всякому проявлению жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными,

а по мере развития событий - еще и протест против ужасов и нелепостей

войны. По сути дела он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде

ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, как весь его

талант, все его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему

некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть

на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием

революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству

и воинскому долгу.

В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных

попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет

политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей,

руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных

отталкивает его, и, когда большевики приходят на его любимый Дон, творя

грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски

Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму

человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых.

«Все они одинаковы1 - говорит он склоняющимся на сторону большевиков

друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!» И, когда он узнает о

бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на

стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то,

что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней

поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем

было думать? Зачем металась душа, - в поисках выхода, в разрешении

противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже

казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы

посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя

правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь -

всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая

по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на

нее; надо биться крепко, не качаясь, - как в стенке, - а накал ненависти,

твердость даст борьба!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть

красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа

разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть

жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней

степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и

героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины перед

большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности,

где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит

он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому:

«Им с самого начала было ясно, а мне и доселе вое неясное. V них, у обоих

свои, прямые дороги, свои концы, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пьяный

качаюсь...»

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно, и неминуемого

расстрела, Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя

по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его,

прижимается лицом к его мокрой шинели и молчит, рыдая: «Лучше убей, но не

бросай опять!» Упросив сестру ваять детей, он и Аксинья бегут ночью в

надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость

наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но

счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в

ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в

яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на

могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле

могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем ему было

торопиться. Все было кончено...»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное

желание «походить бы... по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда

можно было бы и помирать...» Он возвращается в родной хутор.

Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой

роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами

мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это

было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и

со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он

вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в

лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств,

Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем

перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая

человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объемно.

Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия

ничем не нарушалась.

Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном

хуторе и был доволен. Он всегда старался поступать правильно, а если нет -

что ж, каждый человек имеет право на ошибку. Многие моменты жизни Григория

в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его

разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе,

к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя

сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была

настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым

отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся

трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя

однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно

верным и правильным. Но он почти всегда руководствуется своими собственными

принципами и убеждениями, пытается найти лучшую долю в жизни, и это его

стремление не быть простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним

м затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей,

в частности, любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни,

Григорий был счастлив, хотя и очень не долго. Но и этих недолгих минут так

необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил

свою жизнь Григорий Мелехов.

Михаил Шолохов... Он знает самые за-

таенные движения человеческих душ и с

большим мастерством умеет показывать

это. Даже самые случайные его герои,

жизнь которых началась и закончилась на

одной и той же странице, надолго остают-

ся в вашей памяти.

В.Я. Шишков

М. Шолохова мы по праву можем назвать летописцем советской эпохи, ее исследователем, ее певцом. Он создал целую галерею образов, которые по силе своей выразительности и художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами передовой литературы.

«Тихий Дон» - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Это и принципиальная авторская точка зрения на революцию и Гражданскую войну. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелихова, главного героя романа, складываются у Шолохова в единство исторической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив тернистую тропу жизненных исканий Григория, можно понять, как самому Шолохову удалось решить проблему нравственных исканий своего главного героя.

В начале повествования молодой Григорий- настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик- вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувствительность ко всякому проявлению жестокости. К любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий - еще и протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь й с отвращением обнаруживая, как весь его талант, все его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.

В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!» И когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, - в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы подогреться всякий, и до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, - как в стенке, - а накал ненависти, твердость даст борьба!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...»

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели и рыдает: «Лучше убей, но не бросай опять!» Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.

Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено...»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание «походить бы... по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать...». Он возвращается в родной хутор.

Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась.

Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался (поступать правильно, а если нет- что ж, каждый человек имеет право на ошибку Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствался своими собственными принципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни, и это его стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов.

Михаил Шолохов… Он знает самые за-Таенные движения человеческих душ и с Большим мастерством умеет показывать это. Даже самые случайные его герои, Жизнь которых началась и закончилась на Одной и той же странице, надолго остают-Ся в вашей памяти. В. Я. Шишков
М. Шолохова мы по праву можем назвать летописцем советской эпохи, ее исследователем, ее певцом. Он создал целую галерею образов, которые по силе своей выразительности и художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами передовой литературы.
“Тихий Дон” – роман о судьбах народа в переломную эпоху. Это и принципиальная авторская точка зрения на революцию и Гражданскую войну. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелихова, главного героя романа, складываются у Шолохова в единство исторической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив тернистую тропу жизненных исканий Григория, можно понять, как самому Шолохову удалось решить проблему нравственных исканий своего главного героя.
В начале повествования молодой Григорий –

настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик – вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувствительность ко всякому проявлению жестокости. К любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий – еще и протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь й с отвращением обнаруживая, как весь его талант, все его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.
Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.
В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это “смутное время”. Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.
Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.
Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. “Все они одинаковы! – говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. – Все они ярмо на шее казачества!” И когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: “Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, – в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы подогреться всякий, и до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь – всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, – как в стенке, – а накал ненависти, твердость даст борьба!”
Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: “Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…”
Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели и рыдает: “Лучше убей, но не бросай опять!” Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: “Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.
Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено…”Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание “походить бы… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать…”. Он возвращается в родной хутор.
Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: “Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.
Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась.
Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался (поступать правильно, а если нет – что ж, каждый человек имеет право на ошибку Многие моменты жизни Григория в романе – это своеобразные “уходы” от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствался своими собственными принципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни, и это его стремление не было простым желанием “жить лучше всех”. Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов.


Другие работы по этой теме:

  1. Всемирно известный роман Михаила Александровича Шолохова “Ти­хий Дон” - роман о трагедии гражданской войны, о трагедии тысяч лю­дей. Говоря о своем знаменитом романе “Тихий Дон”,...
  2. 1. Григорий Мелехов – главный герой романа Шолохова. 2. Страсть, ломающая жизнь Мелехова. 3. Наталья – утраченная возможность для Григория обретения истинной любви. Роман Шолохова...