Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Загадочные триады М.А. Булгакова

Загадочные триады М.А. Булгакова

На вопрос А как связаны между собой три мира в Мастер и Маргарита? заданный автором Андрей Горохов лучший ответ это Именно в сцене последнего полета сливается воедино не только временная, но и весьма сложная пространственная структура
«Мастера и Маргариты». Евангельское время формирует, таким образом, один поток с тем временем, когда Булгаков и его мастер начали работу над романом о Иешуа и Пилате, и действие созданного Мастером романа соединяется с ходом современной московской жизни, где автор гениального романа, заканчивает свою земную жизнь, застреленный гонителями, чтобы в вечности потустороннего мира обрести бессмертие и долгожданный покой.
Три мира «Мастера и Маргариты» соответствую трем родам персонажей, причем представители различных миров формируют своеобразные триады, объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего ряда. Продемонстрируем это положение на примере первой и наиболее значительной триады романа. Ее составляют: прокуратор иудеи Понтий
Пилат – «Князь тьмы» Воланд – директор психиатрической клинки профессор
Стравинский. В ершалаимских сценах бытия развиваются благодаря действиям и распоряжениям Пилата. В московской части действие происходит благодаря
Воланду, у которого, как и у прокуратора иудеи, есть с воя свита. Также и
Стравинский, пусть в пародийном, сниженным виде, повторяет функции Пилата и Воланда. Стравинский определяет судьбу всех трех персонажей современного мира, которые попали в клинику в результате случайного контакта с сатаной и его слугами. Кажется, что ход событий в клинике направляется действиями
Стравинского – смеженного подобия Воланда. В свою очередь – в чем-то смеженное подобие Пилата, сниженное уже потому, что «Князь тьмы» почти начисто лишен каких-либо психологических переживаний, которыми так богато наделен терзаемый муками совести за свою минутную трусость прокуратор иудеи. Воланд как бы пародирует Пилата – человека, стоящего во главе всего ершалаимского мира. Ведь от Пилата зависят судьбы Каифы, и Иуды, и Иешуа, и, как и у Воланда, у него есть своя свита – Афраний, Марк Крысобой, верный
Банга. Пилат пытается спасти Иешуа, но, вынужденный, в конце концов, отправить его на смерть, невольно обеспечивает им обоим бессмертие в веках.
И в современной Москве вечный Воланд спасает мастера и дает ему награду. Но здесь тоже сначала должна наступить смерть творца и его преданной возлюбленной – воздаяние они получают в потустороннем мире, и бессмертие дает Мастеру написанный им гениальный роман, а Маргарите ее неповторимая любовь.
Перечислим остальные семь триад «Мастера и Маргариты»: Афраний – первый помощник Пилата, - Фагот Коровьев, первый помощник Воланда, - врач
Федор Васильевич, первый помощник Стравинского; кентурион Марк Крысобой,
Азазелло, демон безводной пустыни, - Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана дома Грибоедова; пес Банга – кот Бегемот – милицейская собака
Тузбубен; Киза, агент Афрания, - Гелла, служанка Фагота – Коровьева, -
Наташа, служанка и доверенное лицо Маргариты; председатель Синфриона Иосиф
Каифа – Председатель МАССОЛИТа, Берлиоз – неизвестный в торгсине, выдающий себя за иностранца; Иуда из Кириафа, барон Майгель, - журналист Алозий
Могарыч, Левий Матвей, единственный последователь Иешуа, - поэт Иван
Бездомный, единственный ученик Мастера – поэт Александр Рюхин.
Больше- по ссылке-ссылка

Тест
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1.Укажите авторские варианты названия будущего романа «Мастер и Маргарита».

2.Какой подзаголовок носило произведение М.А.Булгакова?
1)фантастический роман
2)чудовищная история
3)театральный роман
4)повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя

3.В какой редакции произведения впервые появились образы Мастера и Маргариты?
1)в редакции 1929 года
2) в редакции1932 года
3) в редакции 1937 года
4)) в редакции 1940 года

4.Назовите автора и его произведение, цитата из которого предпослана роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
1) «Илиада Гомера»
2) «Фауст» И.-В.Гёте
3) «Божественная комедия» Данте
4) «Дон Кихот» М.Сервантеса

5.С каким великим христианским праздником совпадал советский праздник весны и труда?
1) Троица
2) Рождество
3) Великий Четверг
4) Пасха

6.Назовите героя романа, с которым связана тема трагической судьбы художника в тоталитарном государстве?
1)Берлиоз
2)Майгель
3)Мастер
4)Римский

7.Роман «Мастер и Маргарита» поднимает ряд важнейших вопросов. Назовите философские проблемы, поставленные в нём автором.

8.С какими героями романа связана тема нравственного выбора? Напишите номера всех правильных ответов.
1) Коровьев
2)Понтий Пилат
3)Мастер
4) Азазелло

9.Кто из героев романа связан с важнейшей темой милосердия? Напишите номера всех правильных ответов.
1)Стёпа Лиходеев
2)Иван Понырёв
3)Фрида
4)Маргарита
5) Семплеяров

10.Установите соответствия между героями и его принадлежностью к одному из трёх сюжетно-стилевых пластов. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СЮЖЕТНЫЕ ПЛАСТЫ
ГЕРОИ

А) «московские главы»
Б) «ершалаимский мир» В)потусторонний мир
1)Крысобой
2)Варенуха
3) Гелла

11.Не все персонажи «Мастера и Маргариты» образуют соответствия. Кто из героев романа не имеет двойников, не вписан в триады или тетрады?
1)Маргарите
2)Мастер
3) Иешуа
4)Понтий Пилат

12.К пятому прокуратору Иудеи Понтию Пилату приводят «бродячего философа», обвиняемого в государственном преступлении, чей образ ассоциируется с Богочеловеком Иисусом. Какие чудеса совершает Иешуа?

13.В каких повествовательных формах предстаёт перед читателями Евангелие от Мастера? Напишите номера всех правильных ответов.
1) вещий сон Маргариты
2) рассказ Воланда
3) чтение Маргаритой рукописи Мастера
4) Сон Ивана Бездомного
5) рассказ Иешуа

14. Установите соответствия между членами свиты Воланда и описанием их внешности. Установите соответствия между героямиГЕРОИ

А)Азазелло
Б)Коровьев
В)Бегемот

1)длинное, гибкое тело, пенсне с треснувшим стеклом
2)»бритый», «с острым носом, встревоженными глазами», клоком волос
3)маленький широкоплечий человек с огненно-рыжими, волосами, с торчащим изо рта клыком
4) «вихрастый молодой человек в заломленной на затылке клетчатой кепке и чёрных тапочках

15. Установите соответствия между героями и предсказаниями их судеб. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЕРОИ
ПРЕДСКАЗАНИЯ СУДЬБЫ

А) буфетчик Соков
Б) Иван Бездомный
В) барон Майгель
1)скорая кончина
2) рак печени и уход из жизни через девять месяцев
3)пребывание в психиатрической клинике
4)смерть под колёсами трамвая

16. Установите соответствия между персонажами московского мира и занимаемой ими должностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЕРОИ
ДОЛЖНОСТЬ

А) Степан Богданович Лиходеев
Б) Григорий Данилович Римский
В) Аркадий Семёнович Семплеяров
1)финдиректор театра «Варьете»
2)администратор театра «Варьете»
3) директор театра «Варьете»
4)председатель Акустической комиссии московских театров
5)председатель правления МАССОЛИТа

17. Установите соответствия между персонажами московского мира и грехами, носителями которых они являются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЕРОИ
ГРЕХИ

А) Бездомный
Б) Семплеяров
В) Римский
1)гордыня
2)чревоугодие
3)похоть
4)лживость
5)гнев

18. Установите соответствия между формами наказания за грехи, которые избирает потусторонняя сила, и персонажем. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
НАКАЗАНИЕ

А) Варенуха
Б) Берлиоз
В) Лиходеев

1) «брошен в Ялту магией Воланда»
2) превращён в «вампира-наводчика»
3) попадает под трамвай и лишается головы
4) убит из пистолета Азазелло

19.Какие действия совершает свита Воланда во время сеанса чёрной магии в «Варьете»? Установите соответствия между героями и их действиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЕРОИ
ДЕЙСТВИЯ

А) Гелла
Б) Коровьев
В) Бегемот
1)раздаёт червонцы и бесплатные дамские туалеты
2)отрывает голову конферансье
3) играет роль хозяина(хозяйки) дамского магазина
4) молчаливо присутствует на сеансе

20.События московских глав в пародийном, сниженном варианте повторяют события ершалаимских глав через промежуток в 1900 лет. Сеанс чёрной магии в «Варьете» развивает мотив карнавала, где высокое и низкое, священное и низменное меняются местами, где происходит обнажение в прямом смысле слова, совершаются кощунства, непристойности. Толпа у «Варьете» образует параллель с гостями на великом балу у сатаны – сборищем убийц, палачей, развратников, отравителей. Укажите героя, с которым связана профанация одного из великих таинств – воскрешения.
1) Максимилиан Андреевич Поплавский
2) Жорж Бенгальский
3) Варенуха
4) Степа Лиходеев

21. «Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат» наказан за свою трусость тем, что сотни лет вынужден находиться на площадке в горах. Когда-то под давлением первосвященника Каифы он должен был согласиться на казнь бродячего философа и сам огласил приговор на площади. Теперь он мучается раскаянием и мечтает «отменить казнь». По просьбе Мастера и Маргариты Пилат получает свободу и возможность вновь встретиться с Иешуа идёт по лунной дорожке. Сколько длилось наказание Понтия Пилата?
1) месяц нисан
2)1930 лет
3)2000 лет
4)12 тысяч лун

22.Каждый из булгаковских персонажей получает заслуженное возмездие и наказание. Установите соответствия между героями и его дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Римский
Б) Мастер
В) Иван Понырёв
1)обрёл «вечный приют»
2)стал профессором Института философии и истории
3)назначен заведующим гастрономическим магазином в Ростове
4)возглавил театр детских кукол в Замоскворечье.

23.Какое участие в судьбе главных героев принимают инфернальные (адские) персонажи? Установите соответствия между их образами и формой участия в судьбе центральных действующих лиц. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЕРОИ
ФОРМА УЧАСТИЯ В СУДЬБЕ МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ

А) Азазелло
Б) Воланд
В) Коровьев
1)сжигает историю болезни Мастера, вручает героям документы
2)возвращает Маргарите Мастера, восстанавливает рукопись романа
3) приглашает к сатане, даёт героям отравленное вино, отправляя их в инобытие
4) провожает Мастера и Маргариту до машины

24. Установите соответствия между персонажами и действиями, которые они совершают во время великого бала у сатаны. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
ДЕЙСТВИЯ

А) Бегемот
Б) Гелла
В) Коровьев
1) купается в бассейне с коньяком
2)руководит действиями королевы бала
3)варит мазь и растирает ногу Воланда
4)поджигает квартиру и скрывается

25.Многие исследователи отмечают в романе парадоксы времени и пространства, которые может сжиматься и раздвигаться. Укажите «нехорошую квартиру», которая, превращаясь в огромное помещение, становится местом проведения великого бала сатаны.

1) кВ.№50 дома 302-бис по Садовой улице
2) подвальчик в одном из арбатских переулков
3) дом Грибоедова
4) кВ.№50 по Садовой,10

№ п/п
Ответ

1.
«Чёрный маг»,»Консультант с копытом», «Великий канцлер», «Вот и я», «Он появился», «Шляпа с пером», «Чёрный богослов», «Подкова иностранца», «Копыто консультанта», «Сатана», «Евангелие от Воланда», «Князь тьмы».

7.
Свободы и необходимости, истины, доказательства бытия Бога, предопределения.

10.
А-2,Б-1, В-3.

12.
Излечение Понтия Пилата от гемикрамии, читает мысли.

14.
А-3,Б-1,В-4.

15.
А-2,Б-3,В-1.

16.
А-3,Б-1,В-4.

17.
А-1,Б-3,В-4.

18.
А-2,Б-3,В-1.

19.
А-3,Б-1,В-2.

22.
А-4,Б-1,В-2.

23.
А-3,Б-2,В-1.

24.
А-1,Б-3,В-2.

Лидия Николаевна Белая

нский. В ершалаимских сценах бытия развиваются благодаря действиям и распоряжениям Пилата. В московской части действие происходит благодаря Воланду, у которого, как и у прокуратора иудеи, есть с воя свита. Также и Стравинский, пусть в пародийном, сниженным виде, повторяет функции Пилата и Воланда. Стравинский определяет судьбу всех трех персонажей современного мира, которые попали в клинику в результате случайного контакта с сатаной и его слугами. Кажется, что ход событий в клинике направляется действиями Стравинского - смеженного подобия Воланда. В свою очередь - в чем-то смеженное подобие Пилата, сниженное уже потому, что «Князь тьмы» почти начисто лишен каких-либо психологических переживаний, которыми так богато наделен терзаемый муками совести за свою минутную трусость прокуратор иудеи. Воланд как бы пародирует Пилата - человека, стоящего во главе всего ершалаимского мира. Ведь от Пилата зависят судьбы Каифы, и Иуды, и Иешуа, и, как и у Воланда, у него есть своя свита - Афраний, Марк Крысобой, верный Банга. Пилат пытается спасти Иешуа, но, вынужденный, в конце концов, отправить его на смерть, невольно обеспечивает им обоим бессмертие в веках. И в современной Москве вечный Воланд спасает мастера и дает ему награду. Но здесь тоже сначала должна наступить смерть творца и его преданной возлюбленной - воздаяние они получают в потустороннем мире, и бессмертие дает Мастеру написанный им гениальный роман, а Маргарите ее неповторимая любовь. Стравинский также спасает Мастера и других, ставших жертвой нечистой силы, только спасение это откровенно пародийно, поскольку профессор может предложить Мастеру всего лишь абсолютный, бездеятельный покой психолечебницы. Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается мнимой. Пилат не в силах изменить ход событий, предопределенный независящими от него обстоятельствами, в конечном счете, из-за собственного малодушия, хотя внешне все в древней части романа происходит по его приказу. В, свою очередь, лишь предсказывается будущее тех людей, с которыми соприкасается, но будущее это все-таки определяется исключительно длинными обстоятельствами. Так, Берлиоз гибнет под колесами трамвая не потому, что сатана подарил непредвиденное обстоятельство в виде трамвайных колес и разлитого Аннушкой на рельсы масла, а потому что просто поскользнулся на этом масле. А доносчик Мастгель, погибающий на балу Воланда от пули Азазелло, все равно через месяц неизбежно должен был поплатиться жизнью за свое предательство, и вмешательство потусторонних сил лишь ускоряет развязку. Власть же Стравинского над Мастером и другими пациентами оказывается призрачной. Он не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний о Пилате и о смерти Иешуа, и Мастере и его возлюбленной, не в состоянии предотвратить земную смерть Мастера и переход его вместе с Маргаритой в потусторонний мир и в Бессмертие. Перечислим остальные семь триад «Мастера и Маргариты»: Афраний - первый помощник Пилата, - Фагот Коровьев, первый помощник Воланда, - врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского; кентурион Марк Крысобой, Азазелло, демон безводной пустыни, - Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана дома Грибоедова; пес Банга - кот Бегемот - милицейская собака Тузбубен; Киза, агент Афрания, - Гелла, служанка Фагота - Коровьева, - Наташа, служанка и доверенное лицо Маргариты; председатель Синфриона Иосиф Каифа - Председатель МАССОЛИТа, Берлиоз - неизвестный в торгсине, выдающий себя за иностранца; Иуда из Кириафа, барон Майгель, - журналист Алозий Могарыч, Левий Матвей, единственный последователь Иешуа, - поэт Иван Бездомный, единственный ученик Мастера - поэт Александр Рюхин. Из главных персонажей романа лишь три не входят в состав триад. Это, прежде всего два таких важных героя, как Иешуа Га-Ноцри и безымянный Мастер, образующие кару, или диаду. Остается героиня, чье имя вынесено в названии романа. Образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие (она добивается прощения для Фриды и Пилата). Маргарита действует во всех трех мирах романа: современном, потустороннем и историческом. Этот образ не всегда являет собой идеал. Став ведьмой, Маргарита ожесточается и громит дом Драмлита, где живут главные недруги Мастера. Но угроза гибели невинного ребенка становится тем порогом, который никогда не сможет переступить истинно нравственный человек, и наступает отрезвление. Другой грех Маргариты - участие в бале сатаны вместе с величайшими грешниками «всех времен и народов». Но этот грех совершается в потустороннем мире, действия Маргариты здесь никому не приносят никакого вреда и не требуют искупления. И любовь Маргариты остается для нас вечным идеалом. Характерно, что никто из персонажей триад, а также диады не связан между собой, да и с другими персонажами (за редким исключением) узами родства или брака. В «Мастере и Маргарите» основой развития сюжета служат такие связи между действующими лицами, которые целиком вытекают из положения в обществе. Вспомним, что и Римская империя и Иудея в первом веке новой эры были иерархичными обществами. Вне иерархии стоит лишь Иешуа, его учение противостоит всякой иерархии, выдвигая на первый план личные качества человека. Вечная, раз и навсегда данная строгая иерархия царит и в потустороннем мире, и она своеобразно отражает иерархию древнего ершалаимского и современного московского мира. Современному Булгакову мир тоже на поверку оказывается миром иерархическим. Только отношения Мастера и Маргариты правит не иерархия, а любовь. В обществе, основном на иерархии, Мастеру, несмотря на его гениальность и даже во многом именно из-за нее, не находится места. Мастер - неосознанный бунтарь против системы государственной иерархии, а сам роман - скрытный протест против такой системы. Роман Мастера, человека гениального, но не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может войти в свет. Как и Иешуа, восстановит против Иудейской иерархии, Мастер обречен на гибель. Роман Булгакова утверждает приоритет вечных человеческих чувств над любой социальной иерархией, пусть добро, правда, любовь, творческий гений вынуждены здесь скрываться в потустороннем мире, искать поддержки у «князя тьмы». Писатель твердо верил, что, только опираясь на живое воплощение этих гуманистических понятий, человечество может создать действительно справедливое общество, где монополией на истину не будет обладать никто. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова - это роман, раздвинувший жанровые границы, произведение, где, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического, сатирического и философского начал. По глубине философского содержания и уровню художественного мастерства он по праву ставится в один ряд с «божественной комедией Данте, «Фаустом», Гете. «Мастер и Маргарита» - один из наиболее литературных романов современности, т.е. опирающийся в основном на литературные источники. В тексте можно встретить явные и скрытые цитаты из литературных произведений, здесь и Гоголь, и Гете, и Ренан. «Мастер и Маргарита» остался самым значительным памятником русской литературы 20-30-х годов, навсегда вошел в сокровищницу шедевров мировой литературы. Сегодня мы еще яснее, чем прежде, видим, что главное в творчестве Булгакова - боль за человека, будь тот незаурядный Мастер или незаметный делопроизводитель, праведный Иешуа или жестокий палач Марк Крысобой. Гуманизм остался для Булгакова идейным стержнем литературы. И этот подлинный, бескомпромиссный гуманизм его произведений актуален всегда. Дьяволиада на страницах романа. Демонология - раздел средневековой христианской теологии (западных ветвей христианства), рассматривающий вопрос о демонах и их сношениях с людьми. Демонология происходит от древнегреческих слов daimon, демон, злой дух (в античной Греции это слово еще не имело негативной окраски) и logos, слово, понятие. В буквальном переводе "демонология" значит "наука о демонах". Булгаков «Мастере и Маргарите» воспринял дуализм древних религий, где добрые и злые божества являются равноправными объектами поклонения. Один из гонителей Мастера неслучайно назван Аримановым - носителем злого начала, по имени зороастрийского божества. Как раз в годы создания последнего булгаковского романа народ под давлением власти менял "свою прародительскую религию на новую", коммунистическую, и Иисуса Христа объявили лишь мифом, плодом воображения (за слепое следование этой официальной установке наказан Берлиоз на Патриарших). Идею же "доброго дьявола" Булгаков взял из книги А. В. Амфитеатрова "Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков". Там отмечалось: "...Нельзя не заметить, что понятие и образ злого духа, отличного от добрых, определяется в библейском мифотворчестве не ранее пленения (речь идет о Вавилонском пленении евреев). Переплетение фантастики и реальности в образе Воланда. Переплетение фантастики и реальности наблюдается в образе Воланда. Этот персонаж реален и в тоже время ему подвл

Три мира-триада персонажей (по их роли в общей структурной целостности романа)

По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Подготовила Резаева Л.М., учитель литературы

МОУ «СОШ №1 г.Боровск»

2014-15 уч.г.


Библия; Л.Андреев «Иуда Искариот»; А.П.Чехов «Студент»; «Тайная Вечеря»-Леонардо да Винчи и др. авторов

  • Вся история начинается накануне Пасхи, накануне дня весеннего равноденствия.
  • Вся история начинается накануне Пасхи, накануне дня весеннего равноденствия.

свет = тьма // контакт между миром и преисподней

максимальный

Сфера Бога

вечность священная история

духовные ценности

Сфера дьявола тьма профанная история


  • Среда- явление чуда (появление Воланда со свитой с Москве)
  • Четверг(чистый) - день напряжённого развития драмы, день страданий. (именно в этот день Воланд испытывает москвичей)
  • С четверга на пятницу- время отступничества от Христа. В современном городе появляется Иван Бездомный, и Мастер отрекается от романа.
  • В это время идёт сеанс чёрной магии, время пророческих снов. Именно в это время происходит контакт человека с Богом.
  • Сон Маргариты: Бог сулит ей гибель и воссоединение с Мастером
  • Сон - казнь Христа

  • Пятница- кульминация истории священной и профанной.
  • Состоялась казнь Христа, а в полночь- возмездие Иуде.
  • Страшные муки Понтия Пилата.
  • Суббота- день явления чудесного .
  • К Воланду прилетает Левий Матвей и просит одарить Мастера и Маргариту покоем. На рассвете Мастер умирает, но воскресает.

Человек предстаёт перед нами как субъект истории. Мастера и Маргариту Бог прощает и дарует им место в вечности, там они обретают покой.


  • Все события постоянно сопровождаются астральными силами: гроза, огонь, вода. Символы несут в себе двойственную силу: вода

потоп крещение

  • луна (под луной происходит раскаяние Понтия Пилата)

солнце (опаляет)



  • Афраний
  • Коровьев
  • Врач Фёдор Васильевич
  • 3. Палачи:
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович

4. Животные, наделённые человеческими чертами

  • Банга, любимая собака Понтия Пилата;
  • Кот Бегемот;
  • Милицейский пёс Тузбубен.

5. Предатели, враги Иешуа и Мастера

  • Иуда из Кириафа, работающий в меняльной лавке у родственников;
  • Барон Майгель , служащий в должности «ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы»;
  • Журналист Алоизий Могарыч , умеющий приспосабливаться к любым обстоятельствам, что «предопределяет живучесть этого типа в современной жизни»;

6. Женская триада

  • Агент Афрания Низа;
  • Служанка Гелла;
  • Домработница Наташа

Все они необыкновенно красивы!


  • Михаил Александрович Берлиоз;
  • Иосиф Каифа;
  • Неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца.

  • Левий Матвей , бывший сборщик податей и единственный последователь Га-Ноцри;
  • Иван Бездомный , единственный ученик Мастера;
  • Поэт Александр Рюхин и все причастные к литературному труду.

1. Что даёт построение триад для понимания смысла и композиции романа «Мастер и Маргарита»?

2. Сопоставьте портретные черты и роли в романе персонажей, входящих в одну из триад.

4. Почему, по-вашему, в триады включены не только главные, но и второстепенные персонажи? Как они соотносятся с главными героями?

«…троичность есть наиболее общая характеристика бытия».

П. А. Флоренский

«Мастер и Маргарита» — роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман о любви и творчестве… О смерти и бессмертии… О силе и бессилии… Что есть вина и возмездие? Что есть власть? Что есть бесстрашие, страх, трусость? Что такое течение времени? И что есть человек во времени? Что это — истина или путь к истине?

«Трехмерная» структура романа выражает философию Булгакова. Писатель утверждал, что троичность соответствует истине. На троичности основана и пространственно-временная, и этическая концепция романа.

Три мира «Мастера и Маргариты» соответствуют трем группам персонажей, причем представители разных миров образуют своеобразные триады. Они объединены своей ролью и сходным взаимодействием с другими героями, а также Элементами портретного сходства. Восемь триад представлены в романе: Понтий Пилат, прокуратор Иудеи — Воланд, «князь тьмы» — профессор Стравинский, директор психиатрической клиники; Афраний, первый помощник Пилата — Фагот-Коровьев, первый помощник Воланда — врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского; кентурион Марк Крысобой — Азазелло, демон безводной пустыни — Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана «Дома Грибоедова»; пес Банча — кот Бегемот — милицейская собака Тузбубен; Низа, агент Афрания — Гелла, служанка Фагота-Коровьева — Наташа, служанка Маргариты; председатель Синедриона Кайфа — председатель МАССОЛИТА Берлиоз — неизвестный в Торгсине; Иуда из Кириафа — барон Майгель — журналист Алоизий Могарыч; Левий Матфей, последователь Иешуа — поэт Иван Бездомный, ученик Мастера — поэт Александр Рюхин.

Обратимся к одной из значимых триад романа: Понтий Пилат — Воланд — Стравинский. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется в ершалаимском мире Понтий Пилат. В московском мире действие происходит благодаря Воланду, у которого, как и у прокуратора Иудеи, есть своя свита. Стравинский управляет своей клиникой, определяет судьбу тех, которые попали к нему в результате общения с сатаной и его слугами. Кажется, что ход событий в клинике направляется действиями Стравинского, «маленького» подобия Воланда. Воланд -«маленькое» подобие Пилата, ибо «князь тьмы» почти начисто лишен каких-либо переживаний, которыми так богато наделен терзаемый муками совести за свою минутную...
трусость прокуратор Иудеи. Пилат пытается спасти Иешуа, но, вынужденный в конце концов отправить его на смерть, невольно становится бессмертным. И в современной Москве вечный Воланд спасает Мастера и дает ему награду. Но творец должен умереть, а вместе с ним и Маргарита. Воздаяние они получают в потустороннем мире. Бессмертие дает Мастеру написанный им гениальный роман, а Маргарите — ее истинная искренняя любовь. Стравинский также «спасает» Мастера, ставшего жертвой нечистой силы; только «спасение» это пародийно, ибо профессор может предложить Мастеру абсолютный бездеятельный покой психолечебницы.

Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается мнимой. Пилат не в силах изменить ход событий и спасти Иешуа. Воланд, в свою очередь, лишь предсказывает будущее. Так, Берлиоз гибнет под колесами трамвая не потому, что сатана «подарил» ему трамвай и Аннушку, а потому что поскользнулся на масле. Власть Стравинского вообще призрачна: он не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний о Пилате и о смерти Иешуа, о Мастере и его возлюбленной, не в состоянии предотвратить земную смерть Мастера и переход его в потусторонний мир.

Между этими героями есть и портретное сходство: Воланд «по виду лет сорока с лишним» и «выбрит гладко». Стравинский -«тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти». У сатаны «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», причем «правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души…», у профессора глаза «приятные, но пронзительные». Внешнее сходство Стравинского с Пилатом отмечает Иван Бездомный. Пилат и Воланд тоже похожи. Во время допроса Иешуа лицо Пилата из желтого становится бурым, а «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар».

Вечная раз и навсегда данная строгая иерархия царит и в потустороннем мире, отражая иерархию древнего ершалаимского мира и современного московского.

Современный Булгакову мир тоже иерархический: театр Варьете, клиника Стравинского, МАССОЛИТ. И только Мастером, Иешуа и Маргаритой правит любовь. Мастеру и Иешуа нет места в таком мире, где царит иерархия. И все же автор убежден, что выше всех социальных, политических, бытовых проблем чувство: любовь, радость.