Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Зачем нужны консервативные ценности? Консерватизм (Сonservatism) - это.

Зачем нужны консервативные ценности? Консерватизм (Сonservatism) - это.

Консерватизм, так же как и либерализм, - развивающееся явление. При господстве частной собственности в условиях раннего капитализма он воспринял либеральные идеи свободного рынка и конкуренции, а после кризиса 1929-1933 гг. - и кейнсианские идеи умеренного социального реформаторства и государства благосостояния. После Второй мировой войны сложился либерально-консервативный консенсус по поводу основных ценностей. Современных консерваторов уже нельзя рассматривать как противников прогрессивных преобразований, антидемократов, выступающих против капитализма или свободного рынка. Наоборот, когда послевоенный «реформистский консерватизм» сменился в 70-80-е гг. современным типом консерватизма, то именно последний выступил зачинщиком перемен и решительно и эффективно провел те преобразования, на которые не отваживались западноевропейские демократы и социалисты.

В традиционном «лево-правом» измерении консерватизм ассоциируется с правым флангом, правее - только ультраправые экстремистские течения типа фашизма. В середине 70-х гг. на позиции консерватизма перешли многие интеллектуалы, сформировалась плеяда политиков, которые взяли на вооружение идеи консерватизма. Говоря о современном консерватизме, имеют в виду «новых правых», неоконсерваторов, консерваторов-традиционалистов и др.

Когда говорят о современном консерватизме на уровне партий, имеют в виду Консервативную партию Великобритании, Объединение в поддержку республики - голлистскую партию во Франции, партии христианско-демократической направленности в европейских странах и др. Современные консерваторы, так же как и представители других идеологических течений, образуют и международные организации, в рамках которых поддерживаются связи между родственными партиями. Так, например, христианско-демократические партии объединены в Европейский союз христианских демократов и Европейскую народную партию. Консервативные, христианско-демократические и неколлективистские партии объединены в Европейский демократический союз. В Международный демократический союз наряду с европейскими демократическими партиями из Европейского демократического союза входят такие крупные партии, как Республиканская партия США, консерваторы Канады, либеральные демократы Японии и консервативная партия Австралии и Новой Зеландии. Наконец, существует и такая организация, как Христианско-демократический Интернационал. В конце 70-х - начале 80-х гг. во многих странах эти партии пришли к власти.

Основной идеей неоконсерваторов, пришедших к власти в Великобритании (тэтчеризм) и США (рейганомика), стал антиэтатизм. С их точки зрения, государство в предшествующий период при власти либералов и социал-демократов оказалось «перегруженным» функциями экономического регулирования и социальной защиты, что привело к усилению бюрократизма в работе государственного аппарата, снизило роль личной инициативы и конкуренцию. Как говорил Р. Рейган, имея в виду в первую очередь ценность индивидуализма, рост социального иждивенчества (ожидание помощи от государства) подрывает традиционные ценности американского образа жизни. Неоконсерваторы превозносили капитализм эпохи свободной конкуренции, выступали за ограничение государственного вмешательства в экономику, поощряли частную инициативу. Также они выступили с концепцией демократического (народного) капитализма. Все эти идеи представляются чисто либеральными идеями прошлого. Вот почему так болезненно некоторые экономисты отнеслись к тому, что пресса представила их как консерваторов. Например, М. Фридман, получивший в 1976 г. Нобелевскую премию за разработку монетаристского курса, ставшего основой неоконсервативной экономической политики, сказал: «Слово “консерватизм” - это ничего не значащий термин. Я не являюсь и никогда не был консерватором. Я либерал в истинном смысле этого слова, приверженный свободе».

В практической политике неоконсерваторы сократили численность госаппарата, активно внедряли методы управления, показавшие свою эффективность в частном секторе, всемерно стимулировали мелкий бизнес, способствовали распространению систем участия в прибылях, приобретению акций предприятий широким кругом лиц, и в первую очередь работниками этих предприятий, переводу ряда предприятий из государственной собственности в собственность его работников. Они старались внедрять в производство различные системы участия персонала в повышении качества продукции (кружки качества, бригадный метод работы), что, с их точки зрения, так же как и отмеченные выше меры, должно было ослабить отчуждение как собственника, так и работника от средств производства и результатов труда. Вместе с тем, несмотря на первоначальную риторику неоконсерваторов по поводу чрезмерных социальных функций государства, они не сократили государственные ассигнования в этой жизненно важной сфере, что могло привести к широкому социальному недовольству. Столь радикальные преобразования неоконсерваторов позволили заключить, что неоконсерватор - это либерал, признающий значение традиций и социокультурных факторов общественного развития. Действительно, взгляды и политика современных консерваторов не ограничиваются неолиберальной экономической политикой.

По мнению немецкого консерватора либерального направления Г. Люббе, неоконсерватизм в ФРГ, в ряде важных аспектов аналогичный американскому, исходит прежде всего из определенной философии истории и захватывает взгляды вчерашних либералов. Для взглядов этого направления главной идеей и ценностью, по словам Г. Люббе, является уважение традиций как главного средства сохранения социального порядка и стабильности. Среди этих традиций приоритетными являются гражданские добродетели и общественная мораль. Таким образом, для неоконсерваторов либерального направления характерен традиционализм, который противопоставляется «прогрессизму» либералов. Но размежевание между ними не выводится прямо из прошлого. Сегодня, считает Люббе, не скорлупа традиций давит на нас, как это было в прошлом, когда либералы боролись с традициями феодального общества, а консерваторы им противостояли. Главный вопрос теории современного традиционализма - каким образом вообще формировать традиции, т.е. практически значимые и само собой разумеющиеся ориентиры культуры при динамично развивающейся цивилизации и нестабильности жизненных условий.

Политическая философия другого - правого - консерватизма строится не вокруг идеи стабильности, а вокруг идеи «охраны» общества от его врагов. Ее исходной концепцией стала политическая философия К. Шмитта, на основании которой сформулирована ключевая проблема политической философии правых - проблема противостояния «врагу». Главным врагом для них был коммунизм, а главной задачей - освобождение Европы от коммунизма. Согласно теоретикам этого направления, главная опасность современного политического сознания, взращенного либерализмом, - недооценка опасности и неспособность к враждебности: процесс морального упадка в западных обществах зашел так далеко, что борьба не на жизнь, а на смерть рассматривается как преступление, люди становятся ручными и мирными. «Неспособность к враждебности» есть болезнь западной демократии благосостояния, порождение идеологии социальной справедливости, ориентированной на равенство, материальные интересы и т.д.

Помимо «охранительной» идеи, правые консерваторы развивают традиционную для консерватизма в целом интегративную идею, в соответствии с которой индивид всегда выступает как представитель какой-либо общности, главным образом нации как высшей духовной общности. Западный либерализм, с точки зрения правых консерваторов ФРГ, развил в народе потребительство, озабоченность узкоматериальными интересами, групповой эгоизм. Свою задачу они видят в том, чтобы вернуть народу духовность, и прежде всего историческое сознание, позволяющее ощутить единство со всей историей Германии, включая период Третьего рейха, и таким путем постигнуть суть немецкой нации. Несмотря на то что ряд представителей ультраправого националистического консерватизма в ФРГ, таких как Г. Зудхольт, Б. Вильмс, А. Молер и др., смыкается с неофашизмом, в целом о консерваторах говорить как о расистах нельзя.

Идеологам консерватизма в отличие от радикал-экстремистов чуждо деление наций и рас на высшие и неполноценные. Так, идейные предшественники неоконсерватизма «новые правые» - узкая прослойка интеллектуалов середины 70-х гг., обвиненные в расизме, - на самом деле выступали за этноплюрализм, самобытность рас, народов и культур, которые, не смешиваясь, должны были мирно уживаться друг с другом. Они отвергали попытки достижения «расовой гармонии» за счет смешения рас, унификации условий жизни в рамках «индустриального общества». Теория этноплюрализма, или мультикультурности, была взята на вооружение неоконсервативными правительствами в США, Великобритании, Франции, Германии. Хотя на практике меры, которые они принимали в сфере межнациональных и расовых отношений, часто расходились с декларируемыми принципами «этнического плюрализма».

Согласно взглядам известных теоретиков неоконсерватизма, главным источником обострения расовых проблем и расизма вообще стала политика «равенства рас», или «расизма наоборот», в том виде как ее осуществляли либералы: в США, например, она означала введение квот для афро-американцев, поступающих в высшие учебные заведения, предоставление льгот при приеме на работу в госучреждения и др. Неоконсервативные теоретики настаивали, что вне зависимости от этнорасового положения все должны быть поставлены в одинаковые условия, но, учитывая, что у представителей меньшинств неравные с белыми исходные возможности, государство не должно отказываться от вмешательства в сферу межэтнических отношений. Однако это вмешательство не должно принимать форму правительственной опеки, а лишь косвенно содействовать развитию мелкого бизнеса в среде расовых меньшинств, чтобы для них было создано достаточное количество рабочих мест с такими формами и условиями занятости, которые отвечают возможностям и устремлениям меньшинств. В целом значение современного консерватизма в решении комплекса проблем, вставших перед западным обществом в конце XX в., можно сравнить с либеральным «новым курсом», разрешившим кризисную ситуацию в первой половине XX в.

Относительно стабильное экономическое развитие ряда капита-листических стран было прервано в начале 1970-х гг. В этот период возникла целая серия нарушений процесса воспроизводства, которые привели к развёртыванию очередного мирового экономического кри-зиса, начавшегося в США в конце 1973 г., а затем в 1974 и 1975 гг. охватившего практически весь капиталистический мир. Этот кризис по ряду характеристик приблизился к кризису 1929-1933 гг . За пери-од кризиса промышленное производство в США сократилось на 13 %, в Японии — на 20 %, в ФРГ — на 22 %, в Великобритании — на 10 %, во Франции — на 13 %, в Италии — на 14 %. К середине 1975 г. число безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн человек. Циклический кризис осложнялся целым рядом структурных кризисов, пришедшихся на это же самое время.

Внешняя политика неоконсерваторов

Неоконсервативные установки, которых придерживались Тэтчер и Рейган, определяли их шаги в области не только внутренней, но и внешней политики. Внешнеполитическая доктрина неоконсер-ватизма предполагала возможность создания пространства «демо-кратических стран». Центральным принципом неоконсервативно-го внешнеполитического курса является предельно широкая, гло-бальная трактовка понятия национальных интересов.

Первой пример реализации этой политики подала Великобритания, отправив свой флот на освобождение Фолклендских островов от аргентинской хунты. Принцип «национальных интересов» нашёл наиболее полное выражение во внешнеполитической доктрине США в период

Изначально консерватизм возник как идеология феодально-аристократических кругов, как идейно-политическая реакция на итоги французской революции.

Комплекс идей классического консерватизма :

верность традициям и неприятие радикальных перемен;

убеждённость в необходимости классового и сословного деления общества («строгие границы необходимы для социальной стабильности»);

убеждённость в ограниченных возможностях человеческого разума (в противоположность точке зрения либералов и просветителей): человеческий разум далеко не всемогущ, миром правит Провидение; ошибается тот, кто полагает, будто социальный порядок может быть установлен по заранее подготовленному плану и можно сознательно управлять общественными процессами (произвольно, вопреки обычаям и традициям, заниматься социальным конструированием);

рассмотрение человека как греховного существа (человеческая природа наполнена злыми побуждениями, ибо над человеком довлеет первородный грех, поэтому в обществе должен быть установлен строгий моральный, правовой и религиозный порядок - при этом отдаётся предпочтение моральным регуляторам перед правовыми);

признаётся приоритет интересов государства и нации перед интересами личности, индивида.

В вопросе о собственности позиции либерализма и консерватизма сближаются. Как и либералы, консерваторы утверждают, что из прав человека главным является право собственности.

Активизация консерватизма как идейно-политического течения наблюдается со второй половины 70-х гг. ХХ в. Он начинает определять экономическую и социальную политику правых кругов в США, Великобритании, ФРГ и ряде других стран. Причиной подъёма становится неудача в реализации концепции «государства всеобщего благосостояния» и смешанной экономики. Государство начинает постепенно сворачивать широкие социальные программы.

В экономической области неоконсерваторы обратились к классической либеральной теории рыночного хозяйства. В политической сфере неоконсерваторы выдвинули два, на первый взгляд, несовместимых лозунга: «антиэтатизм» (разгосударствление) и «сильное государство».

В действительности здесь нет противоречия. Первый лозунг направлен на критику предшествующего понимания функций и роли государства, которое, по мнению неоконсерваторов, оказалось настолько «перегруженным», что перестало справляться со своими главными - политическими - функциями: соблюдением законности и порядка внутри страны; отстаиванием национальных интересов на мировой арене. Таким образом, «антиэтатизм» - это лозунг перераспределения функций государства.

«Сильное государство» рассматривается, прежде всего, как охранительный институт, обеспечивающий стабильность в стране. Не покушаясь на демократию, оно должно, по мнению консерваторов, «навести порядок» в обществе, оградить от посягательств на жизнь и имущество людей, способствовать укреплению роли семьи, поднятию общественной морали.

«Законность и порядок» стали в конце 1970-х - начале 1980-х гг. основными постулатами консервативной идеологии. Таким образом, политическим идеалом консерваторов стало сильное государство. Неоконсерватизм предполагает политическую демократию, но консерваторы являются сторонниками так называемой «умеренной демократии», считают, что «избыток демократии равнозначен дефициту управляемости».

Социал-демократизм.

Социал-демократия - идейно-политическое течение, возникшее в середине XIX в., когда этим термином стали обозначать движения и партии, ориентировавшиеся одновременно на социализм и демократию.

Современная социал-демократия трактует «демократический социализм», как:

длительный процесс общественных преобразований;

общество будущего;

принцип своей деятельности в современных условиях.

Социал-демократы постоянно подчёркивают, что такое общество не может быть создано в отдельно взятой стране, а возникает лишь как новая ступень в развитии человеческой цивилизации. Под «демократическим социализмом» обычно подразумевается процесс реформистских общественных преобразований, в результате которых современное капиталистическое общество приобретет новое качество.

Основные этапы становления этого общества:

осуществление политической демократии (ПД). Трактовка ПД у социал-демократов в принципе не отличается от содержания, вкладываемого в неё другими идейно-политическими течениями. ПД предполагает, прежде всего, правовое государство, многопартийность, свободу деятельности для оппозиции, возможность пребывания у власти нескольких партий, их сменяемость в ходе выборов. Составной частью ПД рассматриваются права человека, свобода печати, свобода профессиональных движений и организаций;

осуществление экономической демократии (ЭД). Это следующий этап, который предполагает внедрение демократических принципов в хозяйственную систему западного общества: на уровне предприятия это означает участие трудящихся в управлении предприятием (частным или государственным) через «производственные советы»; в масштабе экономики в целом - наличие органов «социального партнёрства» - соглашения между предпринимателями, профсоюзами и государством. Эту идею активно поддерживают СД-партии стран Скандинавии, Германии, Австрии;

создание «государства всеобщего благосостояния» (социального государства);

собственно, установление «социальной демократии». Это последний этап становления «демократического социализма». Под «социальной демократией» подразумевается в первую очередь освобождение людей от любых форм угнетения, создание условий для всестороннего развития личности, полная эмансипация женщины, создание гарантий необратимости основных прав и свобод личности.

В последние полтора десятилетия в социал-демократии стали наблюдаться новые тенденции. Начался пересмотр позитивной роли государства в регулировании экономических отношений, стали делаться акценты на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и другие связанные с ними ценности и установки, причём, этот акцент делается на фоне более решительного поддержания партиями демократического социализма институтов, ценностей и норм либеральной демократии. Всё более растущую популярность получает положение, что государство благосостояния уже выполнило свои задачи и его необходимо заменить обществом благосостояния, т. е. признаётся необходимость децентрализации функций и прерогатив государства по реализации социальных функций и их передачи местным властям и общественным институтам.


Похожая информация.


Неоконсерватизм представляет собой идеологию консерваторов США, выступающих за использование военного и экономического превосходства страны для подчинения и установления демократии в странах с враждебными режимами.

Направление неоконсерватизма появилось в 1970-х годах 20 века. Появление данной идеологии связывают с недовольством демократов, выступающих против войны во Вьетнаме и скептически настроенных в отношении социальных программ. В целом, неоконсерватизм поддерживал теорию свободного рынка, но менее выражал недовольство государственным в жизнь общества, чем консерватизм. Например, неоконсерваторы выступали против увеличения налогов.

В 60-70 годах представители данной идеологии оставались по многим вопросам на левых позициях, но в отношении внешней политики часто придерживались правых взглядов. Первыми неоконсерваторами были небольшие группы, состоящие преимущественно из либералов. В 1980 годах большинство представителей данной идеологии оказались членами Республиканской партии, оказывающей поддержку Рейгану в вопросах продолжения жесткой конфронтации с СССР.

Основные принципы неоконсерватизма

Первый и основной принцип сводится к мнению неоконсерваторов, что внутренний режим страны оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику. Именно поэтому социально-демократические государства должны оказывать давление и интересоваться внутренней политикой других государств.

Второй принцип заключается в убеждении США в своей мощи, в том числе и военной, которая должна использоваться в нравственных целях.

Скептицизм и недоверие к программам социального планирования и крупным социальным проектам – это третий принцип неоконсерватизма.

Недоверие к нормам международного права. Под сомнение ставится как их эффективность для обеспечения справедливости и безопасности, так и легитимность.

Таким образом, неоконсерватизма сводятся к гегемонии США и выполнении этой страной роли «мирового полицейского» на основе своего авторитета, военной и экономической мощи. Гарантом выполнения данных положений, по мнению неоконсерваторов, должно стать значительное увеличение расходов на вооружение, пропаганду патриотизма и вербовку большего числа добровольцев , распространение во всем мире своих главных принципов, какими являются свобода, демократия и рыночная экономика.

Консерватизм (от лат. conservare - охранять, сохранять) - политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся устоев общественной жизни, приверженность незыблемым политическим ценностям, которые выдержали испытание временем (термин был введен в научный оборот в к.

XVIII в. французским писателем Ф. Шатобрианом). Консерватизм стал своеобразной реакцией на политическую мысль и события Великой французской революции, антитезой идеологии либерализма.

Среди идеологических ценностей классического консерватизма можно выделить следующие: приоритет общества над человеком и государством; нравственный абсолютизм (вечность нравственных идеалов); представления о несовершенстве и греховности человеческой природы и об ограниченных возможностях разума; отрицание неизбежности социального прогресса (любые проекты лучшего общества таят в себе неизвестность, поэтому должны быть отвергнуты); традиционализм (сохранение прошлого как единства поколений, гармоничной совокупности обычаев, предрассудков) - главная движущая сила прогресса; отрицательное отношение к идее равенства (неравенство вытекает из самой природы человека); свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней; частная собственность - гарант личной свободы, защиты социального порядка; политика - это сфера деятельности политических элит (политический элитизм); отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей; регулировать процессы общественной жизни должно не только государство, эту функцию могут выполнять также религия, мораль, традиции, которые способны к более полному отражению социального многообразия.

Во вт. пол. XX в. стало развиваться новое направление в консерватизме - неоконсерватизм. Наиболее известными представителями неоконсерватизма, его идейными вдохновителями стали ученые 3. Бжезинский (род. 1928) и Д. Белл (род. 1919).

В современной политологии существуют две основные трактовки неоконсерватизма. Одна часть политологов рассматривает неоконсерватизм как современный консерватизм, приспособивший традиционные для него идеалы и ценности к нововведениям постиндустриальной эпохи. Другая часть ученых видит в неоконсерватизме новое идеологическое течение, постоянно обогащающееся новыми идеями в процессе соперничества с другими идеологиями, и прежде всего либерализмом и социал-демократизмом.

Как качественно новая идеология неоконсерватизм предложил миру свою собственную систему ценностей, а именно: духовные приоритеты семьи и религии; социальную стабильность, базирующуюся на моральной ответственности гражданина и государства друг перед другом и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному типу экономики, признавая привилегированность отдельных слоев общества, неоконсерваторы ориентируются на сохранение нравственных универсальных законов, без которых невозможно нормальное развитие гражданина и государства. Основная роль в сохранении в современном обществе человеческого начала отводится индивиду, который должен рассчитывать исключительно на собственные силы. Государство, в свою очередь, должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых человеку жизненных условий на основе законности и правопорядка, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированности отношений природы и общества. Наиболее общими положениями неконсервативной идеологии являются: в мировоззренческом плане - приоритетность принципа свободы над принципом равенства; однако, индивидуальная свобода не должна выходить за рамки традиционных ценностей общества; в экономической области - ограниченное вмешательство государства в экономику, которое направлено на поддержание порядка и устойчивости рыночной системы; защита интересов крупного бизнеса; в социальной политике - принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. справедливое распределение доходов и собственности; принцип субординации - помощь государства гражданам в развитии частной инициативы; в политической сфере - вертикальная демократия, вершину которой составляет экономическая и политическая элита; развитие гражданского общества.

Для реализации обозначенных выше целей, для оптимизации современного капитализма и превращения его в постиндустриальное общество неоконсерваторы настаивают на использовании новейших технологий и телекоммуникационных систем.