Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Внешние факторы влияющие на рост прибыли предприятия. Факторы, влияющие на прибыль предприятия

Внешние факторы влияющие на рост прибыли предприятия. Факторы, влияющие на прибыль предприятия

Сейчас, в 2013 году, выпущено в продажу довольно много литературы касающейся данной темы. Чаще всего данная тема встречается в книгах для бухгалтеров, что не удивительно, поскольку, они связаны с этим не меньше, чем управленцы. В конце концов, теоретическая часть материала остается неизменной, и представляет собой следующее.

Прежде всего, выручка является важнейшей финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Выручка отличается от прибыли тем, что прибыль является разностью между выручкой и себестоимостью проданных товаров.

Так же ее можно охарактеризовать, как денежные средства, полученные в результате реализации продуктов, ценам за услуги или тарифы, которые могут быть прописаны в договоре.

В этом случае деятельность предприятия можно разделить по нескольким направлениям:

1. Выручка от реализации продукции - это денежные средства, которые поступили на счет предприятия от реализации продукции

2. Внереализационные доходы - это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной деятельностью фирмы. Т.е. Проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы, пени, доходы от валютных операций и операции с ценными бумагами и т.д.

В зависимости от направлений деятельности предприятия доходы подразделяют на основные, инвестиционные и финансовые.

1. Выручка от основной деятельности - это выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

2. Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

3. Выручка от финансовой деятельности - это выручка от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Таким определением и классификацией обладает выручка. В большинстве случаев, мы будем рассматривать 1 группу: выручку от реализации продукции, выполненных работ и услуг. Прежде чем приступить к рассмотрению факторов влияющих на ее размер, хочется добавить, что понятие выручки с каждым годом может изменяться, и трактоваться совершенно различными словами, однако суть от этого меняться не будет. Даже на сегодняшний день, многие диктуют определение иначе. Но, как я уже сказал, оно остается прежним и смысл не изменяется.

Факторы, влияющие на выручку

Итак, какие же факторы влияют на размер выручки от реализации продукции, а какие - нет?

Факторы, зависящие от предприятия:

· Объем и уровень цен,

· Ритмичность отгрузки товара,

· Качество и ассортимент,

· Своевременное оформление транспортных и расчетных документов,

· А так же соблюдение условий договора,

· Сроки документооборота,

· Спрос на продукцию,

· Конкурентоспособность продукции,

· Оптимальные формы расчетов,

· Уровень цен.

Факторы, не зависящие от предприятия:

· Недостатки в работе транспорта,

· Нарушение договоров поставщикам и других материально-технических ресурсов,

· Несвоевременная оплата продукции из-за недостатка средств у покупателя.

Таким образом, зная, от чего зависит выручка, можно прокомментировать следующую формулу выручки от реализации продукции за определенный период:

ВР = Он + ГП - Ок

Он - остатки готовой продукции на начало периода;

Ок - остатки готовой продукции на конец периода;

ГП - выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации.

Логично предположить, что продукция, которая осталось, так сказать, в прошлом году, будет продана в будущем, поэтому в настоящем периоде мы ее не считаем. Продукция, которая была произведена, но не реализована в прошлом году - реализуем в данный период времени. И соответственно, то что было произведено в настоящем периоде и было реализовано - тоже включаем в формулу.

Прибыль — одна из основных форм денежных накоплений , со-здаваемых предприятиями различных отраслей экономики. Она зани-мает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инстру-ментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены прямо или косвенно связаны с прибылью. За счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть фи-нансовых ресурсов государства, региональных и местных органов вла-сти, а от их увеличения в значительной степени зависят темпы эконо-мического развития как России в целом, так и отдельных регионов, темпы приумножения общественного богатства и, в конечном счете, повышение уровня жизни населения.

Развитие рыночных отношений сопровождается повышением значимости роли прибыли как основного показателя финансовых ре-зультатов хозяйственной деятельности торгового предприятия, так как получение прибыли сопутствует решению важнейших первоочеред-ных задач. Прибыль характеризует финансовое положение предприя-тия, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников, гарантирует полноту и своевременность выполнения обя-зательств перед финансово-кредитной системой .

Понятие «прибыль» имеет разные значения, определяемые с по-зиции предприятия, потребителя, государства. Многие авторы трак-туют ее по-разному, однако все сходятся на том, что прибыль — это выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъек-та на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления производственной и рыночной деятельности и пред-ставляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

В условиях рынка прибыль субъектов торговли выполняет сле-дующие функции.

Во-первых , прибыль характеризует (оценивает) экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Полу-чение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы пре-вышают все расходы, связанные с торговой деятельностью. Торговая прибыль как категория товарного хозяйства показывает финансовый результат предпринимательской деятельности. Прибыль является по-казателем, который наиболее полно отражает эффективность хозяй-ствования: объем проданных товаров, их ассортиментную структуру, уровень валового дохода, величину торговых расходов, использование основных и оборотных средств, производительность труда, организа-цию торговых процессов, культуру обслуживания населения, финан-совое состояние и др.

Во-вторых , прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финан-совым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому каждое торговое предприятие заинтересовано в получении большей прибыли, так как это является основой для рас-ширения хозяйственной и рыночной деятельности, научного и соци-ального развития предприятия, материального поощрения работников. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление ком-мерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Для получения прибыли предприятие в соответствии с требованиями рынка само заинтересовано повышать качество това-ров и услуг, снижать издержки, наращивать производительность тру-да, совершенствовать материально-техническую базу предприятия и приемы работы.


В-третьих , прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Реализуя свои функции, прибыль в торговле выполняет следу-ющие основные задачи:

1) является мерилом оценки деятельности предприятия;

2) используется в качестве источника материального поощрения труда работников;

3) выступает источником вознаграждения владельцев акций, паев в уставном капитале предприятия;

4) является источником самофинансирования развития предпри-ятия;

5) служит источником пополнения государственного бюджета.

Прибыль предприятия формируется под влиянием различных факторов, классификация которых представлена на рис. 8.1.

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают на прибыль существенное, иногда решающее влияние.

К внешним факторам относятся: инфляция; изменения в законо-дательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров, налогообложения предприя-тий, оплаты труда работников; природные условия; не предусмотрен-ные планом предприятия изменения цен на энергоносители, тарифов на услуги и перевозки, норм амортизационных отчислений, ставок арендной платы; нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми организациями, банками дисциплины по хозяйственным вопросам и т.д.

Внутренние факторы подразделяются на основные (связанные с осуществлением торгово-технологического процесса) и вспомога-тельные.

Основные факторы, в свою очередь, подразделяются на экстен-сивные и интенсивные .

Экстенсивные — это факторы, влияющие на прибыль через коли-чественные изменения (изменение товарооборота, времени работы магазина, торговых площадей, среднесписочной численности работ-ников, финансовых ресурсов и т.д.).

Интенсивные — факторы, влияющие на прибыль через качествен-ные изменения (повышение производительности труда, качества торго-вого обслуживания, квалификации работников; внедрение прогрессив-ных методов обслуживания, новейшего оборудования, компьютеризация и пр.). К основным факторам, влияющим на формирование прибыли, относят: товарооборот, валовой доход, издержки.

Особое значение для прибыли имеет объем реализации товаров. В условиях рыночных отношений он занимает особое место, во-пер-вых , потому что в процессе продажи товаров на рынке происходит воз-мещение израсходованных средств предприятия, возмещение затрат, изношенное оборудование заменяется новым, пополняются запасы то-варов, материалов, работники получают заработную плату; во-вторых , реализация товаров — это самый сложный момент в деятельности пред-приятия, ведь именно на рынке продаваемый товар и затраченный труд на его реализацию доказывают свою социальную значимость и конку-рентоспособность. Любая заминка в реализации товаров или какой-то его части вызывает нарушение нормального хода товародвижения, а если же товары в массе своей не находят сбыта, то наступает крити-ческий момент в деятельности предприятия.

Объем получаемой прибыли зависит от валового дохода, получа-емого в результате реализации товаров. Валовой доход от реализации товаров представляет собой плату за услуги реализации (цену торго-вых услуг), или, проще говоря, сумму торговых надбавок (наценок), устанавливаемых к покупной цене товара (сырья). Размер торговых надбавок (наценок) устанавливается самостоятельно, с учетом спро-са, конъюнктуры рынка, затрат, связанных с покупкой товара, его хра-нением и реализацией.

4) возникшие благодаря воздействию инфляции.

Допускаемая прибыль представляет собой «институционализированный» доход; ее формирование в меньшей мере зависит от эконо-мических факторов, чем от решения какого-либо общественного ин-ститута или от договора между различными институтами. Под институтами в данном контексте понимают государство, компании, профсоюзы, ассоциации предпринимателей.

Многообразие видов прибыли требует их систематизации по ос-новным классификационным признакам (табл. 8.1).

Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации товаров, продукции, работ и услуг (нетто) и их себестои-мостью. Под выручкой от реализации товаров, продукции, работ, ус-луг (нетто) понимается объем товарооборота за минусом НДС, акци-зов и аналогичных обязательных платежей, а под себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг — покупная стоимость проданных товаров. Валовая прибыль, отраженная в отчете о прибы-лях и убытках (форма № 2), по существу представляет собой величи-ну валового дохода от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от продаж определяется как разность между валовой прибылью (валовым доходом) от реализации товаров, продук-ции, работ, услуг и коммерческими расходами (издержками производ-ства и обращения).

По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия выделяют прибыль от торговой, инве-стиционной и финансовой деятельности. На первый взгляд этот при-знак классификации идентичен ранее рассмотренному, но это не так. Только первые позиции систематизации прибыли по этим признакам совпадают, так как торговая прибыль является результатом торговой деятельности.

Что касается инвестиционной деятельности, то ее результаты от-ражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценны-ми бумагами и от депозитных вкладов), а частично — в прибыли от операционной деятельности.

Особого рассмотрения требует понятие «прибыль от финансовой деятельности». В процессе финансовой деятельности как собствен-ный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах финансовой прибыли. Поэтому под прибылью от финансовой деятельности пони-мается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних ис-точников на условиях, более выгодных, чем среднерыночные.

По составу элементов, формирующих прибыль, различают мар-жинальную, до налогообложения и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в про-цессе хозяйственной деятельности затрат.

Маржинальная прибыль — один из важнейших показателей, ис-пользуемых в процессе управления прибылью на основе механизма «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». Маржиналь-ная прибыль представляет собой разность между суммой валового до-хода от реализации товаров (продукции) и суммой переменных зат-рат. Маржинальная прибыль служит мерой оценки его способности покрывать постоянные затраты и формировать необходимую валовую операционную прибыль от реализации товаров (продукции).

Прибыль до налогообложения с наибольшей полнотой и объек-тивностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятель-ности предприятия. Именно эта прибыль на практике отражает эко-номическую категорию «прибавочная стоимость», которая и подлежит распределению между предприятием и государственным бюджетом.

Чистая прибыль — это та часть прибыли до налогообложения, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюд-жет текущего налога на прибыль и откорректированная на сумму от-ложенных налоговых активов и обязательств. В экономической лите-ратуре, особенно зарубежной, чистую прибыль рассматривают как экономическую ренту. Однако понятие «экономическая рента» в боль-шей мере присуще творческой деятельности, где проявляется особый талант (музыкальный, спортивный), а не предпринимательской и тем более не коммерческой. Между процессами поиска прибыли и ренты имеется четкое разграничение.

Поиск прибыли обычно ассоциирует-ся с предпринимательской (коммерческой) деятельностью. Предпри-ниматели и коммерсанты изыскивают прибыль путем выявления наи-лучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) и экономии расходов. Главное препятствие, с которым сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностей мак-симизации прибыли, — это рост расходов, связанных с увеличением налоговых платежей в бюджет и обязательных отчислений в различ-ные внебюджетные фонды, т.е. налогового бремени.

Не вся сумма чистой прибыли остается в распоряжении предприя-тия — из чистой прибыли предприятие уплачивает штрафы за нару-шение законодательства, проценты по ссудам на пополнение собствен-ных оборотных средств, превышение расходов, относимых на издержки обращения по нормируемым статьям и др. Из чистой прибыли также уплачиваются некоторые виды местных налогов и сборов (сборы за перепродажу имущества, лицензии и сборы за право торговли и т.д.), которые, по сути, являются необходимыми затратами на ведение хо-зяйственной деятельности.

За рубежом, в странах с развитой эконо-микой, налоги, которые в России относятся на прибыль, включаются в совокупные затраты (например, премии, выплачиваемые за счет фон-да потребления, расходы по процентам за кредит сверх установленной законодательством ставки, сверхнормативные командировочные, пред-ставительские расходы и т.д.). В этом случае вся сумма чистой прибы-ли остается в распоряжении предприятия. Полученная в результате всех преобразований сумма является прибылью, остающейся в распо-ряжении предприятия.

По характеру налогообложения прибыли выделяют налогообла-гаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли иг-рает важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечного эффекта.

Налогооблагаемая прибыль — это прибыль до налогообложения, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действу-ющего законодательства.

При исчислении налогооблагаемой прибыли из прибыли до нало-гообложения исключаются суммы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 238 НК РФ (государственные пособия, выплачивае-мые в соответствии с законодательством Российской Федерации; все виды компенсационных выплат, суммы единовременной материаль-ной помощи, суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию и др.).

Не учитываются при определении налоговой базы расходы и до-ходы, перечисленные в ст. 251 и 270 НК РФ.

По характеру инфляционной «очистки» прибыли выделяют ре-альный и номинальный ее виды.

Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темпы инфляции в соответствующем периоде.

Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.

С планируемым объемом деятельности связаны минимальная, целевая, нормальная и максимальная виды прибыли. Достижение каж-дой означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубы-точности, прибыльности.

Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабель-ности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки бан-ков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.

Под целевой прибылью понимается прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в его социальном и производственном развитии.

Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграж-дение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной (опреде-ленный процент на вложенный капитал, который различается в зави-симости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сфе-ру. «Бегство» капиталов из неприбыльной отрасли в дальнейшем повысит ее прибыльность, если спрос на данные товары (услуги) по-стоянен. Тогда меньший по массе капитал сможет получить нормаль-ную прибыль. Если же предприниматели в данной сфере деятельно-сти получат более высокую прибыль, то в эту отрасль устремится дополнительный капитал из отраслей, получающих нормальную при-быль, и уровень прибыли снизится до нормального.

Получение максимальной прибыли является основной целью для частного предприятия, ориентированного на достижение определен-ного притока денежных средств (наличности) в определенные перио-ды. Достижение максимальной прибыли означает стремление к мак-симальному увеличению прибыли в обороте или к ее росту на определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. Макси-мальная прибыль достигается при таком же объеме деятельности, ког-да граничный доход равняется граничным затратам.

Исходя из прибыли за рассматриваемый период формирования выделяют прибыль предшествующего периода (периода, предшеству-ющего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление прибыли использу-ется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов.

По регулярности формирования выделяют прибыль, которая пла-номерно формируется предприятием, и так называемую чрезвычай-ную прибыль.

Термин «чрезвычайная» прибыль, широко используемый в стра-нах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник формирования или очень редкий ха-рактер ее формирования. Примером может служить прибыль, полу-ченная от продажи одного из филиалов предприятия.

По характеру использования в составе прибыли, остающейся по-сле уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибы-ли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части.

Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, кото-рая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на вы-платы собственникам (акционерам), персоналу или на реализацию со-циальных программ предприятия.

По значению окончательного результата хозяйствования разли-чают положительную и отрицательную прибыль (убыток).

Со структурой отдельных видов прибыли, формируемой на пред-приятии, связано понятие «качество прибыли ». В наиболее обобщен-ном виде оно характеризует структуру источников формирования при-были по видам деятельности (торговой, инвестиционной, финансовой). В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характери-зует конкретные источники роста прибыли. Например, высокое каче-ство торговой прибыли характеризуется ростом объема реализации товара, снижением издержек, а низкое ее качество — ростом цен на товар без увеличения объема его реализации.

Понятие «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить ее сопоставление с прибылью других предприятий.

Торговые предприятия при определении прибыли оперируют чаще всего терминологией, определенной положениями законодатель-ства о налогообложении, инструкциями налоговых органов, и измеря-ют прибыль суммой и уровнем (в процентах к товарообороту).

Одной из наиболее сложных задач политики управления прибылью фирмы является рациональное распределение прибыли. Сложность решения этой задачи заключается в том, что при распределении прибыли должна быть достигнута оптимальность в удовлетворении интересов трех сторон: государства, руководства предприятия и трудо во го коллектива. При этом государство заинтересовано получить боль шую часть прибыли в бюджет, руководство стремится направить максимальную сумму на расширенное воспроизводство, а работники предприятия заинтересованы в повышении оплаты труда.

Если госу-дарство облагает прибыль предприятия слишком высокими ставками налогов, то пропадает стимул дальнейшего развития предприятия. Если руководство решает использовать всю сумму прибыли на мате-риальное стимулирование труда своих работников, то не будет средств для обновления основных фондов, в результате произойдет снижение объемов реализации и, как следствие, — снижение заработной платы и сокращение рабочих мест. Если будет слишком низка доля средств, направляемых на материальное стимулирование, то это отрицательно скажется на производительности труда. Таким образом, на каждом тор-говом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распре-деления прибыли.

Другой стороной проблемы распределения прибыли является необходимость учета противоположных интересов собственников предприятия — получение высоких текущих доходов или увеличение их размеров в перспективе.

Распределение прибыли представляет собой процесс формиро-вания направлений ее последующего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Основной целью распределения прибыли, остающейся в распо-ряжении предприятия, является оптимизация пропорций между ка-питализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения ре-ализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.

Объектом распределения выступает налогооблагаемая прибыль. Схема распределения прибыли для ее последующего использования представлена на рис. 8.3.

Распределение и последующее использование прибыли базиру-ются на следующих принципах:

1) прибыль, получаемая в процессе хозяйственной и финансовой деятельности фирмы, распределяется между государством и фирмой как хозяйствующим субъектом и является источником первоначаль-ного выполнения обязательств фирмы перед обществом;

2) прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы, должна прежде всего обеспечивать ее дальнейшее развитие, т.е. направляться на на-копление, и только в остальной ее части — на потребление;

3) прибыль должна обеспечивать стимулирование трудовой ак-тивности и дополнительной социальной защиты персонала;

4) распределение прибыли должно быть экономически обоснова-но, необходима оценка эффективности разработанной политики рас-пределения прибыли (с помощью коэффициента капитализации при-были, коэффициента дивидендных выплат, коэффициента участия персонала в прибыли и других экономических показателей).

Часть прибыли, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей, определяется зако-нодательно, остальная распределяется по усмотрению предприятия. Но с помощью налоговой политики государство стимулирует отдель-ные социально значимые направления распределения прибыли (на-пример, отчисления на благотворительность, природоохранные меро-приятия и др.). Общая схема распределения и использования прибыли отражена на рис. 8.4.

В общем виде направления использования прибыли предприя-тия представлены следующими фондами: фондом накопления, фон-дом потребления и резервным фондом.

Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйству-ющего субъекта, аккумулирующий прибыль, и другие источники для создания имущества, приобретения основных фондов, оборотных фон-дов и т.д. Создание фондов накопления приводит к увеличению иму-щества предприятия. Фонды накопления используются на финанси-рование новых торгово-технологических процессов, модернизацию оборудования, реконструкцию, расширение предприятия, на строитель-ство, природоохранные мероприятия, а также на расходы по погаше-нию долгосрочных ссуд банков и процентов по ним, взносы предприя-тия в уставный капитал других предприятий в качестве учредителя.

Кроме этого, формируется резервный фонд, образованный в со-ответствии с законодательством (для акционерных обществ), а также в соответствии с учредительными документами (для обществ с огра-ниченной ответственностью). Он предназначен для возмещения не-предвиденных убытков, потерь в процессе ведения хозяйственной де-ятельности или на случай прекращения деятельности для покрытия кредиторской задолженности.

Резервный фонд акционерного общества должен составлять не менее 5% от суммы его уставного капитала.

Другую часть прибыли — фонд потребления — предприятие направ-ляет на потребление. Фонд потребления — это источник средств хозяй-ствующего субъекта, зарезервированный для осуществления меро-приятии по социальному и материальному поощрению коллектива. Со-зданный фонд потребления не увеличивает размер имущества пред-приятия, а используется на нужды трудового коллектива. Из фонда потребления финансируются объекты культуры, здравоохранения, оз-доровительные и культурно-массовые мероприятия, выплачиваются надбавки к пенсиям, единовременные пособия ветеранам предприя-тия, производится оплата путевок сотрудникам в санатории, дома от-дыха, компенсация удорожания питания в столовых и буфетах пред-приятия, выплачивается вознаграждение по итогам работы за год, премии и подарки к праздникам.

Порядок распределения и использования прибыли на предприя-тии фиксируется в уставных документах предприятия. Фондовый ме-тод распределения прибыли в основном применяется на крупных пред-приятиях. По своему усмотрению (по решению совета учредителей) предприятие может создавать и использовать фонды в зависимости от необходимости: направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов, направлять средства фондов на увеличение уставного капитала и т.д. Остальные предприятия торгов-ли чаще для распределения прибыли используют бесфондовый метод: составляется смета расходов без образования фондов.

Процесс распределения и использования прибыли складывается под влиянием многих внешних и внутренних факторов (рис. 8.5).

Внешние факторы не зависят от хозяйственной деятельности кон-кретного предприятия; они обусловливаются внешней средой, в кото-рой предприятие работает. Внутренние факторы возникают в резуль-тате хозяйственной деятельности данного торгового предприятия на потребительском рынке.

Высокая значимость прибыли для развития предприятия, удов-летворения интересов трудового коллектива, собственников предпри-ятия, государства делают очевидным, актуальным и необходимым эф-фективное управление прибылью в торговле и общественном питании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Механизм формирования прибыли, распределение и использование. Факторы, влияющие на увеличение прибыли. Зарубежный опыт распределения прибыли. Анализ рентабельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2010

    Основные функции прибыли. Методические аспекты анализа формирования и использования прибыли предприятия. Состав, динамика балансовой прибыли и финансовых результатов от обычных видов деятельности. Распределение прибыли на примере ООО "Стройсервис".

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Прибыль и рентабельность предприятия в системе рыночных отношений. Экономическое содержание, роль, виды, формирование, направления использования прибыли. Анализ прибыли и рентабельности на примере ООО "Инструмент", оценка влияния факторов на их изменение.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2016

    Факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия. Характеристика предприятия ООО "Дымков". Анализ оценки формирования и использования финансовых результатов: рентабельности, платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2016

    Цели, задачи, содержание, информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Нормативно-правовое регулирование формирования прибыли в Российской Федерации. Анализ рентабельности производства продукции и предприятия.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2015

    Прибыль в системе показателей хозяйственной деятельности предприятия. Содержание и задачи анализа прибыли, источники информации. Анализ формирования прибыли и факторов её изменения. Резервы роста прибыли и совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2008

    Анализ состава и динамика прибыли предприятия. Факторы, влияющие на формирование прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Факторный анализ показателей рентабельности. Определение путей увеличения финансовых ресурсов исследуемого предприятия.

    дипломная работа , добавлен 03.09.2013

    Сущность и значение прибыли в деятельности предприятия. Классификация видов доходов и прибыли. Оценка финансовых результатов АО "УМЗ". Направление и распределение прибыли на предприятии, пути ее повышения. Анализ показателей прибыльности и рентабельности.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

Методика расчета влияния факторов на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги (данные из таблицы 3.1):

1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».

Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две час­ти. Так как выручка организации – это произведение количе­ства и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению c базисным в сред­нем на 19%.

Тогда индекс цены

Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна

где В" – выручка от продажи в сопоставимых ценах;

В1 – выручка о продажи продукции в отчетном периоде.

Для анализируемой организации выручка в сопоставимых ценах составит:

Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению c прошедшим периодом увеличилась за счет роста цены на 17079,1 тыс. руб.

DВкол-во товаров = В" - В0 = 89889,9 - 99017 = -9127,1 тыс. руб.

где DВц - изменение выручки от продажи под влиянием цены;

Влияние цен

Сокращение количества реализуемой продукции привело к уменьшению выручки в отчетном периоде на 9127,1 тыс. руб., а общий прирост выручки (+7952 тыс. руб.) получился за счет по­вышения цен на 19%. В данном случае прирост качественного фак­тора перекрыл негативное влияние количественного фактора.

1.1. Расчет влияния фактора «Цена»

Для определения степени влияния изменения цены на из­менение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следу­ющий расчет:

;

Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном пери­оде по сравнению c прошедшим периодом в среднем на 19% при­вел к увеличению суммы прибыли от продажи на 4833,4 тыс. руб.

1.2. Расчет влияния фактора «Количество проданной продук­ции (товаров)»

Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

где DПП(К) - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количества проданной продукции»;

B1 и В0соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах;

- рентабельность продаж в базисном периоде.

Для анализируемой организации:

Таким образом, влияние получилось отрицательным, т.е. в результате сокращения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи умень­шилась на 2583 тыс. руб., потому что на выручку помимо цены влияет и количество реализуемой продукции (товаров):

2. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной про­дукции» осуществляется следующим образом:

где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчет­ном и базисном периодах.

Здесь при анализе нужно быть внимательным, так как расходы – это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Если мы посмотрим таблицу 3.1, то увидим, что себестоимость в отчетном периоде снизилась на 459 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи уменьшился на 5,7%. Поэто­му экономия привела к увеличению суммы прибыли от продажи на 6097 тыс. руб.

3. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»

Для расчета используется формула, аналогичная предыду­щей:

где УКР1 и УКР0 – соответственно уровни коммерческих рас­ходов в отчетном и базисном периодах.

Таким образом, перерасход по коммерческим расходам в от­четном периоде и повышение их уровня на 4,6% привели к умень­шению суммы прибыли от продажи на 4920,3 тыс. руб.

4. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»

где УУР1 и УУР0 – соответственно уровни управленческих рас­ходов в отчетном и базисном периодах.

Это означает, что перерасход по управленческим расхо­дам в отчетном периоде по сравнению c прошедшим и по­вышение их уровня на 2,7% уменьшил сумму прибыли на 2888,1 тыс. руб.

Остальные показатели – факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные – не ока­зывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод ба­лансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида.

Влияние фактора определяется по колонке 5 в таблице 3.1 (абсолютные отклонения). Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличи­вается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воз­действующих на прибыль от продажи и, следовательно, на при­быль отчетного периода (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного периода

Показатели-факторы

Сумма, тыс. руб.

1. Количество проданной продукции (работ, услуг)

2. Изменение цен на реализованную продукцию

3. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг

4. Коммерческие расходы

5. Управленческие расходы

6. Проценты к получению

7. Проценты к уплате

8. Доходы от участия в других организациях

9. Прочие операционные доходы

10. Прочие операционные расходы

11. Прочие внереализационные доходы

12. Прочие внереализационные расходы

13. Налог на прибыль

Совокупное влияние факторов

Каждому предпринимателю известно, что такое прибыль и как ее рассчитать, ведь это главная цель (или одна из них) любой хозяйственной деятельности. Однако при подсчете долгожданных денежных знаков можно обнаружить, что фактическая сумма существенно отличается от ожидаемой. Причиной нередко становятся различные факторы, влияющие на величину прибыли. Их перечень, классификация и степень влияния будут описаны далее.

Кратко о понятии «прибыль»

Этим термином называют разницу, которую вычисляют, отнимая от суммарного дохода (выручки, полученной при реализации товаров или услуг, внесенных штрафов и компенсаций, процентных и других доходов) затраты, осуществленные с целью приобретения, хранения, транспортировки и сбыта продукта компании. Что такое прибыль, более образно может проиллюстрировать следующая формула:

Прибыль = Доходы - Издержки (затраты).

Все показатели перед вычислениями следует перевести в денежный эквивалент. Есть несколько бухгалтерская и экономическая, валовая и чистая. Существует несколько взглядов на то, что такое прибыль. Определение ее различных видов (бухгалтерской и экономической, валовой и чистой) необходимо для анализа экономической ситуации в компании. Эти понятия отличаются друг от друга, однако их значение в любом случае является самой яркой характеристикой эффективности работы предприятия.

Показатели, характеризующие прибыль

Зная, что такое и формула представлены выше), можно заключить, что полученный показатель будет абсолютным. Вместе с тем существует рентабельность - относительное выражение того, насколько интенсивно работает предприятие и каков его уровень прибыльности по отношению к определенной базе. Компания считается рентабельной, когда величина полученного дохода (выручка от реализации товаров или услуг) не только покрывает издержки производства и реализации, но образует прибыль. Исчисляется этот показатель отношением чистой прибыли к стоимости производственных фондов:

Рентабельность (общая) = / (Сумма основных фондов + Сумма материальных оборотных средств) х 100%.

Другие показатели прибыли (рентабельность продукции, персонала, продаж, собственных активов) высчитываются похожим образом. Например, показатель рентабельности продукции находят путем деления прибыли на сумму полной себестоимости данного продукта:

Рентабельность (продукции) = Чистая прибыль / Затраты на производство и реализацию продукта (себестоимость) х 100%.

Чаще всего этот показатель применяют, чтобы провести аналитические расчеты внутрихозяйственного значения. Это необходимо для того, чтобы контролировать прибыльность или убыточность конкретных изделий, внедрять изготовление новых видов товаров или же прекращать производство нерентабельной продукции.

Факторы, влияющие на величину прибыли

Неотъемлемой частью деятельности любой успешной организации или предприятия становится строгий учет понесенных затрат и полученных доходов. На основании этих данных экономисты и бухгалтеры рассчитывают массу показателей для отражения динамики развития или деградации компании. При этом они изучают факторы, влияющие на величину прибыли, их структуру и интенсивность воздействия.

Анализируя данные, специалисты оценивают прошлую деятельность предприятия и положение дел в текущем периоде. На оказывают влияние многие взаимосвязанные факторы, которые способны проявляться совершенно по-разному. Некоторые из них способствуют приросту дохода, действие других можно охарактеризовать как отрицательное. Кроме того, негативное влияние одной из категорий может существенно снизить (или вовсе перечеркнуть) положительный результат, полученный благодаря другим факторам.

Классификация факторов, определяющих прибыль

Среди экономистов существует несколько теорий о том, как следует разделять факторы, влияющие на величину прибыли, но чаще всего прибегают к такой классификации:

  1. Внешние.
  2. Внутренние:
  • внепроизводственные,
  • производственные.

Кроме того, все факторы также могут быть экстенсивными или интенсивными. Первые иллюстрируют то, в каком объеме и как долго используются производственные ресурсы (меняется ли численность работников и стоимость основных фондов, изменялась ли длительность рабочей смены). Также они отражают нерациональное расходование материалов, запасов и ресурсов. Примером может служить производство бракованной продукции или выработка большого количества отходов.

Вторые - интенсивные - факторы отражают то, насколько интенсивно используются доступные предприятию ресурсы. К этой категории относят применение новой прогрессивной технологии, более эффективное распоряжение оборудованием, привлечение персонала с высшим уровнем квалификации (или мероприятия, направленные на повышение профессионализма собственных сотрудников).

Что относится к производственным и непроизводственным факторам

Факторы, характеризующие состав, структуру и применение главных компонентов производства, которые принимают участие в процессе формирования прибыли, называют производственными. К этой категории отнесены средства и предметы труда, а также сам трудовой процесс.

Непроизводственными следует считать те факторы, которые не оказывают прямого влияния на изготовление продукта компании. Это порядок поставок товарно-материальных ценностей, то, как реализуется продукция, выполняется финансовая и экономическая работа на предприятии. Характеристика трудовых и бытовых условий, в которых находятся работники организации, также относится к непроизводственным факторам, так как на получение прибыли они воздействуют косвенным образом. Однако, несмотря на это, их влияние значительно.

Внешние факторы: перечень, суть и степень влияния на прибыль

Особенность многочисленных внешних факторов, способных воздействовать на прибыльность предприятия, заключается в том, что они никак не зависят от руководителей и персонала. В их числе следует выделить:

  • Демографическую ситуацию в государстве.
  • Наличие и уровень инфляции.
  • Конъюнктуру рынка.
  • Политическую стабильность.
  • Экономическую ситуацию.
  • Ставки процентов за кредит.
  • Динамику платежеспособного спроса потребителей.
  • Цена на импортные составляющие (детали, материалы, комплектующие).
  • Особенности налоговой и кредитной политики в государстве.

Все эти внешние факторы (один или несколько одновременно) неминуемо сказываются на стоимости продукции, объеме ее выпуска или количестве проданных изделий.

Специфика внутренних факторов, от которых зависит объем прибыли

Увеличение прибыли организации может происходить при повышении денежных поступлений или в результате сокращения расходов.

Внутренние факторы отражают сам производственный процесс и организацию сбыта. Наиболее ощутимо сказывается на прибыли, полученной предприятием, увеличение или уменьшение объемов производства и реализации товаров. Чем эти показатели выше, тем больший доход и прибыль будет получать организация.

Следующие по значению внутренние факторы - это изменение себестоимости и цены продукта. Чем больше разница между этими показателями, тем более высокую прибыль может получить компания.

Кроме прочего, на прибыльность производства оказывает влияние структура выпускаемой и продаваемой продукции. Организация заинтересована в том, чтобы производить как можно больше рентабельной продукции и снизить долю нерентабельной (или полностью ее исключить).

Пути сокращения издержек компании

Для сокращения расходов и увеличения прибыли предприниматели могут применять несколько методов. Прежде всего, специалисты пересматривают и анализируют пути удешевления производства, процесса транспортировки или реализации.

Следующим рассматривают вопрос содержания персонала. Если есть возможность, урезают различные бесплатные привилегии, бонусы, премии и поощрительные выплаты. Однако работодатель не может уменьшать ставку или оклад работников. Также на прежнем уровне остаются все обязательные социальные выплаты (по больничным листам, командировочные, отпускные, декретные и другие).

В крайнем случае руководитель вынужден прибегнуть к увольнению внештатных и временных сотрудников, пересмотру штатного расписания и сокращению коллектива. Однако ему следует внимательно просчитать такие шаги, ведь увольнение работников не приведет к росту прибыли, если сократится объем выпуска и продажи продукта.

Что такое оптимизация налоговых выплат

Предприятие может сэкономить, сокращая налоговые суммы, которые будут перечислены в бюджет. Конечно, речь не идет об уклонении и нарушении законодательства. Существуют вполне законные возможности и лазейки, которые при грамотном использовании могут привести к увеличению прибыли.

Минимизация налогов не означает буквальное уменьшение налоговых выплат, скорее подразумевается наращивание финансовых ресурсов предприятия, в результате чего вступают в силу специальные системы налогообложения с различными льготными условиями.

Полностью легальный и законный способ ведения налогового учета, призванный увеличить показатели прибыли и сократить выплачиваемые налоги, называют налоговым планированием.

Благодаря своей эффективности, сегодня минимизация налогов становится практически обязательной процедурой для многих предприятий. На этом фоне ведение хозяйственной деятельности на общих условиях, без использования доступных налоговых льгот, можно назвать недальновидным и даже расточительным.

Нематериальные факторы

Несмотря на то что некоторые факторы, влияющие на величину прибыли предприятия, порой не поддаются контролю, определяющая роль в достижении высоких доходов принадлежит правильно выстроенной организационной системе на предприятии. Стадия жизненного цикла компании, а также компетенция и профессионализм управляющего персонала в значительной степени определяют, насколько заметным будет влияние тех или иных факторов.

На практике количественная оценка воздействия конкретного фактора на показатели прибыли невозможна. Таким сложным для измерения фактором становится, например, деловая репутация компании. По сути, это впечатление о предприятии, то, как оно выглядит в глазах своих сотрудников, клиентов и конкурентов. Деловая репутация формируется с учетом множества аспектов: кредитоспособности, потенциальных возможностей, качества продукта, уровня обслуживания.

Таким образом, можно видеть, насколько широк диапазон факторов, влияющих на показатели прибыли предприятия. Однако применяющему и ориентирующемуся в действующем законодательстве специалисту доступны различные способы сокращения издержек и увеличения доходов компании.