Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Уже давно между собою враждуют эти племена. «Опять кричат досужие витии…»

Уже давно между собою враждуют эти племена. «Опять кричат досужие витии…»

Название: Коняга

Жанр: Сказка

Продолжительность: 9мин 08сек

Аннотация:

Коняге живется трудно. Он целыми днями из хомута не вылезает. Трудится день-деньской. Нет конца и края бескрайним полям, которые исходил за свою жизнь коняга.
И силы ему набраться неоткуда, потому что кормежка очень плохая. Дают ему ровно столько, чтобы он смог выполнить свою работу.
Хорошо хоть, что мужик ему добрый попался, не обижает конягу. Выедут в поле, мужик его уговаривает, чтоб уперся и выполнил свою трудную работу.
По преданию было у старого коня два сына — Коняга и Пустопляс. Вежливого и чувствительного Пустопляса отец поставил в теплое стойло и кормил овсом, а неотесанному и бесчувственному коняге доставалась только прелая солома.
Решил пустопляс посмотреть, как его брат поживает. И удивился, что тот все еще жив, хотя жизнь у него очень трудна и работает он везде, куда ни посмотри.
И начали Пустоплясы размышлять, в чем же секрет Коняги. И даже восторгаться со словами: «Вот кому надо подражать!»

М.Е. Салтыков-Щедрин — Коняга. Прослушать аудиозапись краткого содержания онлайн.

Коняга лежит при дороге и тяжко дремлет. Мужичок только что выпряг его и пустил покормиться. Но Коняге не до корма. Полоса выбралась трудная, с камешком: в великую силу они с мужичком ее одолели.
Коняга - обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами. Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин. Немного на такой животине наработаешь, а работать надо. День-деньской Коняга из хомута не выходит. Летом с утра до вечера землю работает; зимой, вплоть до ростепели, "произведения" возит.
А силы Коняге набраться неоткуда: такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь. Летом, покуда в ночную гоняют, хоть травкой мяконькой поживится, а зимой перевозит на базар "произведения" и ест дома резку из прелой соломы. Весной, как в поле скотину выгонять, его жердями на ноги поднимают; а в поле ни травинки нет; кой-где только торчит махрами сопрелая ветошь, которую прошлой осенью скотский зуб ненароком обошел.
Худое Конягино житье. Хорошо еще, что мужик попался добрый и даром его не калечит. Выедут оба с сохой в поле: "Ну, милый, упирайся!" - услышит Коняга знакомый окрик и понимает. Всем своим жалким остовом вытянется, передними ногами упирается, задними - забирает, морду к груди пригнет. "Ну, каторжный, вывози!" А за сохой сам мужичок грудью напирает, руками, словно клещами, в соху впился, ногами в комьях земли грузнет, глазами следит, как бы соха не слукавила, огреха бы не дала. Пройдут борозду из конца в конец - и оба дрожат: вот она, смерть, пришла! Обоим смерть - и Коняге и мужику; каждый день смерть.
Пыльный мужицкий проселок узкой лентой от деревни до деревни бежит; юркнет в поселок, вынырнет и опять неведомо куда побежит. И на всем протяжении, по обе стороны, его поля сторожат. Нет конца полям; всю ширь и даль они заполонили; даже там, где земля с небом слилась, и там все поля. Золотящиеся, зеленеющие, обнаженные - они железным кольцом охватили деревню, и нет у нее никуда выхода, кроме как в эту зияющую бездну полей. Вон он, человек, вдали идет; может, ноги у него от спешной ходьбы подсекаются, а издали кажется, что он все на одном месте топчется, словно освободиться не может от одолевающего пространства полей. Не вглубь уходит эта малая, едва заметная точка, а только чуть тускнеет. Тускнеет, тускнеет и вдруг неожиданно пропадет, точно пространство само собой ее засосет.
Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена? кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге. И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле и поднесь своей сказочной силы не выдало, - той силы, которая разрешила бы узы мужику, а Коняге исцелила бы наболевшие плечи.
Лежит Коняга на самом солнечном припеке; кругом ни деревца, а воздух до того накалился, что дыханье в гортани захватывает. Изредка пробежит по проселку вихрами пыль, но ветер, который поднимает ее, приносит не освежение, а новые и новые ливни зноя. Оводы и мухи, как бешеные, мечутся над Конягой, забиваются к нему в уши и в ноздри, впиваются в побитые места, а он - только ушами автоматически вздрагивает от уколов. Дремлет ли Коняга, или помирает - нельзя угадать. Он и пожаловаться не может, что все нутро у него от зноя да от кровавой натуги сожгло. И в этой утехе бог бессловесной животине отказал.
Дремлет Коняга, а над мучительной агонией, которая заменяет ему отдых, не сновидения носятся, а бессвязная подавляющая хмара. Хмара, в которой не только образов, но даже чудищ нет, а есть громадные пятна, то черные, то огненные, которые и стоят и движутся вместе с измученным Конягой, и тянут его за собой все дальше и дальше в бездонную глубь.
Нет конца полю, не уйдешь от него никуда! Исходил его Коняга с сохой вдоль и поперек, и все-таки ему конца-краю нет. И обнаженное, и цветущее, и цепенеющее под белым саваном - оно властно раскинулось вглубь и вширь, и не на борьбу с собою вызывает, а прямо берет в кабалу. Ни разгадать его, ни покорить, ни истощить нельзя: сейчас оно помертвело, сейчас - опять народилось. Не поймешь, что тут смерть и что жизнь. Но и в смерти и в жизни первый и неизменный свидетель - Коняга. Для всех поле раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно - кабала. Поле давит его, отнимает у него последние силы и все-таки не признает себя сытым. Ходит Коняга от зари до зари, а впереди его идет колышущееся черное пятно и тянет, и тянет за собой. Вот теперь оно колышется перед ним, и теперь ему, сквозь дремоту, слышится окрик: "Ну, милый! ну, каторжный! ну!"
Никогда не потухнет этот огненный шар, который от зари до зари льет на Конягу потоки горячих лучей; никогда не прекратятся дожди, грозы, вьюги, мороз... Для всех природа - мать, для него одного она - бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством, всякое цветение - отравою. Нет для него ни благоухания, ни гармонии звуков, ни сочетания цветов; никаких ощущений он не знает, кроме ощущения боли, усталости и злосчастия. Пускай солнце напояет природу теплом и светом, пускай лучи его вызывают к жизни и ликованию - бедный Коняга знает о нем только одно: что оно прибавляет новую отраву к тем бесчисленным отравам, из которых соткана его жизнь.
Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб. Вся обстановка, в которой он живет, направлена единственно к тому, чтобы не дать замереть в нем той мускульной силе, которая источает из себя возможность физического труда. И корма и отдыха отмеривается ему именно столько, чтобы он был способен выполнить свой урок. А затем пускай поле и стихии калечат его - никому нет дела до того, сколько новых ран прибавилось у него на ногах, на плечах и на спине. Не благополучие его нужно, а жизнь, способная выносить иго работы. Сколько веков он несет это иго - он не знает; сколько веков предстоит нести его впереди - не рассчитывает. Он живет, точно в темную бездну погружается, и из всех ощущений, доступных живому организму, знает только ноющую боль, которую дает работа.
Самая жизнь Коняги запечатлена клеймом бесконечности. Он не живет, но и не умирает. Поле, как головоног, присосалось к нему бесчисленными щупальцами и не спускает его с урочной полосы. Какими бы наружными отличками не наделил его случай, он всегда один и тот же: побитый, замученный, еле живой. Подобно этому полю, которое он орошает своею кровью, он не считает ни дней, ни лет, ни веков, а знает только вечность. По всему полю он разбрелся, и там и тут одинаково вытягивается всем своим жалким остовом, и везде все он, все один и тот же, безымянный Коняга. Целая масса живет в нем, неумирающая, нерасчленимая и неистребимая. осказках.. Но что такое сама эта жизнь? зачем она опутала Конягу узами бессмертия? откуда она пришла и куда идет? - вероятно, когда-нибудь на эти вопросы ответит будущее... Но, может быть, и оно останется столь же немо и безучастно, как и та темная бездна прошлого, которая населила мир привидениями и отдала им в жертву живых.
Дремлет Коняга, а мимо него пустоплясы проходят. Никто, с первого взгляда, не скажет, что Коняга и Пустопляс - одного отца дети. Однако предание об этом родстве еще не совсем заглохло.
Жил, во времена оны, старый конь, и было у него два сына: Коняга и Пустопляс. Пустопляс был сын вежливый и чувствительный, а Коняга - неотесанный и бесчувственный. Долго терпел старик Конягину неотесанность, долго обоих сыновей вел ровно, как подобает чадолюбивому отцу, но наконец рассердился и сказал: "Вот вам на веки вечные моя воля: Коняге - солома, а Пустоплясу - овес". Так с тех пор и пошло. Пустопляса в теплое стойло поставили, соломки мяконькой постелили, медовой сытой напоили и пшена ему в ясли засыпали; а Конягу привели в хлев и бросили охапку прелой соломы: "Хлопай зубами. Коняга! А пить - вон из той лужи".
Совсем было позабыл Пустопляс, что у него братец на свете живет, да вдруг с чего-то загрустил и вспомнил. "Надоело, говорит, мне стойло теплое, прискучила сыта медовая, не лезет в горло пшено ярое; пойду, проведаю, каково-то мой братец живет!"
Смотрит - ан братец-то у него бессмертный! Бьют его чем ни попадя, а он живет; кормят его соломою, а он живет! И в какую сторону поля ни взгляни, везде все братец орудует; сейчас ты его здесь видел, а мигнул глазом - он уж вон где ногами вывертывает. Стало быть, добродетель какая-нибудь в нем есть, что палка сама об него сокрушается, а его сокрушить не может!
И вот начали пустоплясы кругом Коняги похаживать.
Один скажет:
- Это оттого его ничем донять нельзя, что в нем от постоянной работы здравого смысла много накопилось. Понял он, что уши выше лба не растут, что плетью обуха не перешибешь, и живет себе смирнехонько, весь опутанный пословицами, словно у Христа за пазушкой. Будь здоров. Коняга! Делай свое дело, бди!
Другой возразит:
- Ах, совсем не от здравого смысла так прочно сложилась его жизнь! Что такое здравый смысл? Здравый смысл, это - нечто обыденное, до пошлости ясное, напоминающее математическую формулу или приказ по полиции. Не это поддерживает в Коняге несокрушимость, а то, что он в себе жизнь духа и дух жизни носит! И покуда он будет вмещать эти два сокровища, никакая палка его не сокрушит!
Третий молвит:
- Какую вы, однако, галиматью городите! Жизнь духа, дух жизни - что это такое, как не пустая перестановка бессодержательных слов? Совсем не потому Коняга неуязвим, а потому, что он "настоящий труд" для себя нашел. Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личною совестью и с совестью масс, и наделяет его тою устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить! Трудись, Коняга! упирайся! загребай! и почерпай в труде ту душевную ясность, которую мы, пустоплясы, утратили навсегда.
А четвертый (должно быть, прямо с конюшни от кабатчика) присовокупляет:
- Ах, господа, господа! все-то вы пальцем в небо попадаете! Совсем не оттого нельзя Конягу донять, чтобы в нем особенная причина засела, а оттого, что он спокон веку к своей юдоли привычен. Теперича хоть целое дерево об него обломай, а он все жив. Вон он лежит - кажется, и духу-то в нем нисколько не осталось, - а взбодри его хорошенько кнутом, он и опять ногами вывертывать пошел. Кто к какому делу приставлен, тот то дело и делает. Сосчитайте-ка, сколько их, калек этаких, по полю разбрелось - и все как один. Калечьте их теперича сколько угодно - их вот ни на эстолько не убавится. Сейчас - его нет, а сейчас - он опять из-под земли выскочил.
И так как все эти разговоры не от настоящего дела завелись, а от грусти, то поговорят-поговорят пустоплясы, а потом и перекоряться начнут. Но, на счастье, как раз в самую пору проснется мужик и разрешит все споры словами:
- Н-но, каторжный, шевелись!
Тут уж у всех пустоплясов заодно дух от восторга займется.
- Смотрите-ка, смотрите-ка! - закричат они вкупе и влюбе, - смотрите, как он вытягивается, как он передними ногами упирается, а задними загребает! Вот уж именно дело мастера боится! Упирайся, Коняга! Вот у кого учиться надо! вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

«В Петропавловске до конца дней своих жил ссыльный декабрист Иван Высоцкий», пишут в статьях по истории нашего города. Но известно об этом ссыльном немного.

«Высоцкий Иван (Ян) Станиславович (ок. 1803 - до 1854). Шляхтич. Родом из Гродненской губернии, крестьян не имел. Член тайного Общества зорян (1823) и Общества военных друзей (октябрь 1825)».

Так декабристом он был или членом каких-то других обществ? Первая загадка. Вторая – почему его называют то Ян, то Иван?

Гродненская губерния в первой половине 19 века относилась к Российской империи, но жили там, в основном, поляки и белорусы, даже российские военные были в основном этих же национальностей. Ян – это их имя, католическое. Впрочем, русских Иванов там тоже служило достаточно много. Но в то время в документах указывалась не национальность, а какого вероисповедания был человек – католик, православный или магометанин. Итак, судя по имени и отчеству, Ян Станиславович был поляком.

В начале 19 века в бывшей Польше было множество ученических тайных организаций, членами которых были гимназисты, студенты, а уж в них пробудить патриотизм, часто неотличимый от национализма, легко. Для маскировки юноши ставили цели благородные и романтичные — служение Богу, Отечеству и ближнему. «Взаимное товарищество», «помощь бедным», самоусовершенствование, самообразование, подчинение законной власти и вообще, «добрые дела» — вот цели зорян. Что во всем этом плохого»?!
«Зоряне», кем был и Высоцкий, отождествляли себя со светом первых солнечных лучей – утренней зари, которая должна символизировать возрождение правды и света, свободы и независимости. Собрания «зорян» проходили рано утром на городских окраинах, где они встречали восход солнца. Девизом организации были слова: «Никто меня не может запугать, если ближний о помощи молит». Это были сплошные разговоры и мечтания об освобождении Польши и восстановлении ее, любимой Ржечи Посполитой, «в прежних границах». Только где проходили эти границы юноши едва ли знали. Их несчастную страну четырежды делили между собой Австрия, Пруссия и Россия. «Зоряне» и «военные друзья» (молодые офицеры) действовали в Гродненской губернии и тоже считали ее Польшей, хотя это нынешняя Беларусь, но ее интересы юные польские патриоты вообще не принимали во внимание. Однако помнили, что когда-то, еще в 17 веке, поляки брали Москву. При таком ералаше в мозгах можно придумать такие программы!

Когда в Петербурге 14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов, «народные витии» Гродненской губернии еще громче зашумели о борьбе за свободу Родины. В то время, когда в столице уже шли аресты восставших, молодые члены тайных обществ офицеры-декабристы К. Г. Игельстром, А. И. Вегелин и др. попытались через 10 дней! — 24 декабря 1825 г. (5 января 1826 г.) — поднять на восстание Литовский пионерный батальон, расквартированный в Белостоке как раз для борьбы с беспорядками. Офицеры убедили солдат не присягать Николаю I, но командир сумел изолировать зачинщиков бунта. Это восстание, как и в Петербурге, не удалось. Были арестованы 200 военных и учащихся. Из них 13 человек были признаны виновными, а 25 человек — «прикосновенными». Военных приговорили к смертной казни повешением. Через год наказание смягчили, вешать и Офицеров отправили в каторжные норы к «настоящим декабристам» в Петровские заводы. Помиловали «зорян» и «военных друзей», приговоренных к «лишению живота расстрелянием». Их решили отправить в крепостные работы на 5 лет с последующей ссылкой «в места отдаленные». Среди них были братья Феликс и Кароль (Карл) Ордынские и ставшие поневоле петропавловцами Людвиг Вронский и Иван Высоцкий. Средний возраст этих «государственных преступников» — 20 лет, а Феликсу на момент ареста было только 15. Всех смутьянов лишили дворянства.

За такую «милость к павшим» сейчас некоторые либеральные историки считают царя Николая I чуть ли не демократом.

Полтора года, до самого «помилования», приговоренные ожидали исполнения «царской милости», томясь в тюрьме Белостока. Ждали казней. Только летом 1827 года их, наконец, повезли на телегах в Тобольск, а затем «пешим ходом по канату» в Омск. «По канату» — это в кандалах, прикованными цепями друг к другу. До Омска всего каких-то 500-600 верст! Дойдут! И дошли…

Крепостные работы

Через месяц трое «зорян» оказались в Усть-Каменогорске — «на крепостных работах».

Лишенные «прав состояния», шляхтичи не имели крепостных крестьян (их вообще не было ни в Польше, ни в Сибири), а значит, и никаких доходов.

Без помощи родных на тяжелой работе все арестанты голодали. Во время работ в крепостях их все-таки кормили на 15 копеек в день (стоимость двух фунтов муки). Ссыльные вынуждены были просить о помощи родных. Однако и без того медленная сибирская почта доставляла их письма невыносимо долго. 15 сентября 1827 г. Высоцкий написал своим родителям в Белосток: «Дражайшие и любезнейшие родители! По месячном в городе Омске пребывании с распоряжения местного начальства отправлен верст за 900 в крепость Усть-Каменогорскую и прибыл в оную 25-го августа. Во время дороги и по прибытии на место (где мне судьба определила), слава Богу, здоров. Чувствительное ваше обо мне попечение запрещает описывать мои страдания, а только убедительнейше прошу не оставить — прислать мне денег, в которых имею я крайнюю нужду, которые посылайте на имя г. усть-каменогорского коменданта».

Ответ сестры и 110 рублей пришли в крепость через полгода – в марте. Вся корреспонденция проходила через коменданта к почтначальнику в Омск, оттуда в Петербург в III Отделение, потом к белостокскому начальнику — и снова к месту ссылки. Если все чиновники соизволили дать разрешение, деньги и письмо вручались ссыльному. А мы теперь по таким письмам можем проследить горестный путь ссыльных.

Даже присланный из Петербурга для ревизии чиновник Маслов пожалел юношей и написал в отчете начальству: «В ведении Сибирского инженерного округа состоят в крепостной работе два брата (сосланные туда в несовершеннолетии) Феликс и Карл Ордынские и Высоцкий (все лишенные дворянства). Прибыв в Сибирь, они находились в арестантской команде Омской крепости и содержались наравне с прочими крепостными арестантами в остроге, употреблялись во всех трудных работах, кои братья Ордынские исполняли с примерным усердием и без малейшего ропота. Только то обстоятельство повергало их в уныние, что им брили голову. Вследствие времени перевели сих трех арестантов на пильную мельницу, состоящую в ведении усть-каменогорского коменданта в окрестности Семипалатинской крепости, и Ордынские, полагая, что их оставят на сей мельнице до водворения на поселение, сами выстроили себе крестьянскую избу; но по требованию усть-каменогорского коменданта генерал-майора де Лианкура под предлогом лучшего за ними надзора перевели их в крепость и в течение прошлого лета употребляли для доклания кирпичей. Сии три арестанта, в особенности же братья Ордынские, отличным поведением, искренним, непритворным раскаянием заслуживают внимания начальства. Меньшой Ордынский, невзирая на молодость его, уже поседел, а старший при накладке в мельнице бревна выбил два зуба. Для снискивания себе пропитания по поступлении на поселение один из них выучился столярному мастерству, а другой стекольному. Сих трех арестантов предположено было в начале зимы перевесть в ту же пильную мельницу, которая поступила в ведение семипалатинского коменданта. Участь сих несчастных была стесняема усть-каменогорским комендантом».

Проникся сочувствием «к несчастным» даже глава тайной полиции при Николае I, начальник штаба корпуса жандармов Л.В. Дубельт. Он написал на отчете: «Почему участь сих арестантов тягостнее противу государственных преступников, приговоренных на каторжную работу?»

В январе 1830 года, последовал приказ Николая I о переводе всех троих узников… солдатами в сибирские линейные батальоны. «Отдания в солдаты» в решении суда вообще не было. Но на всё воля царская. Попали наши поляки из огня да в полымя: вместо поселения — в солдаты. А ведь это было самое тяжкое после каторги наказание: 15 лет службы с возможностью «зеленой» улицы – быть прогнанными сквозь строй.

Братьев Ордынских не разлучили. Их вместе отправили рядовыми в Сибирский линейный батальон № 8 г. Семипалатинска. Старший, Кароль (он же Карл), так и жил в Тобольске и в Семипалатинске до конца жизни, служил, коллежским регистратором, завел 6 детей, в основном, девчонок. Видимо, чтобы они в революции не ввязывались. Феликсу повезло меньше. Он был отправлен на кавказскую войну, в тот самый Тенгинский полк, где служил М.Ю. Лермонтов. И, по некоторым данным, погиб, как и поэт, в 1841 году.

В Петропавловске

Ян Высоцкий 03.05.1830 г. был отправлен в Петропавловск (тогда Тобольской губернии) и направлен служить рядовым в крепости св. Петра в Сибирском линейном батальоне № 3. В нем Ян Станиславович 15 лет тянул солдатскую лямку, хотя через пять лет после крепостных работ должен был уже жить на поселении. Его наказали повторно. В Пресновке, в батальоне №3, до самой смерти служил Людвиг Вронский.

Не будем забывать, что в 1830-31 годах в Польше, да и почти во всей Европе, прокатились новые революции. В сибирские города было сослано, по различным оценкам, около (или более) 20 тысяч поляков. Л.Вронский и Я.Высоцкий просто потерялись среди них. Никто из местных властей не разбирался, декабристы ли они или польские повстанцы. По распоряжению «пограничного начальника сибирских киргизов», в составе своих батальонов их часто отправляли в степь для охраны купеческих караванов или почты. Они сопровождали экспедиции отчаянных путешественников, гоняли барымтачей, угоняющих лошадей даже от крепостей и казацких селений. Бывало, сопровождали в пути начальство или группы товарищей по несчастью — каторжников или ссыльных. И, конечно же, несли караульную службу в крепости и в самом городе. Одна надежда тешила солдат — выслужиться и вернуться домой. Но надежды оказались напрасными, а ссылка вечной. Только 30.05.1832 года Высоцкий стал унтер-офицером, еще через 6 лет – прапорщиком.

В 1845 году Иван Высоцкий «в чине поручика был уволен от службы и определен к статским делам с чином губернского секретаря, оставаясь, по личному распоряжению Николая I, под полицейским надзором с запрещением покидать город». Чин «губернский секретарь» — самый низкий по давно устаревшей «Табели о рангах». Это «лицо, ведущее деловую переписку отдельного лица или какого-нибудь учреждения, а также ведающее делопроизводством», говорит Академический словарь. «Чинишко паршивый», – так отзывается о губернском секретаре герой одного из рассказов Лескова. А.С. Пушкин назвал примерно такого же ранга чиновника «сущим мучеником 14 класса».

Но не все так считали. Для кого-то Высоцкий был по-прежнему важной птицей. Когда он определялся в штатскую службу, возникла переписка между самим военным министром А.И.Чернышевым и новым шефом III отделения А.Ф. Орловым, недавно сменившим Бенкендорфа на этой должности. Орлов просил Чернышева «почтить его уведомлением о времени и цели существовавшего тайного общества под названием «военных друзей», а также о степени виновности и наказания лиц к оному прикосновенных». Дело, видимо, в том, что ни «зорян», ни «военных друзей» не было в Алфавите декабристов, составленном для царя и III отделения. Они появились там в последнем издании Справочника – в 1988 года.

Так, через 23 года пребывания в Сибири Иван Станиславович стал гражданским лицом, что мало облегчило его участь. Он уже был женат, «имел детей», но на жалование губернского секретаря содержать семью было очень сложно. Жену и детей ему пришлось отправить к тестю — чиновнику Карпову в Екатеринбург.

Сохранилось прошение Высоцкого о назначении ему пособия. Облагодетельствовали: как ссыльному дворянину, назначили содержание, равное солдатскому. Сохранился документ: И.Высоцкому «в 1847 было назначено денежное пособие в сумме 114 руб. 28 4/7 коп. серебром в год, полагавшееся от казны государственным преступникам». А сколько за этой бумагой переписки самых высоких чиновников — от петропавловских до столичных! За прошением — страшная нищета, иногда голод и постоянные унижения. Долгое время ссыльные вообще не получали от казны никакого пособия. Живи, как сможешь! Вот и приходилось большинству ссыльных «искать себе занятия для пропитания» и становиться столярами или стекольщиками.

Лучше жизнь Высоцкого не стала. В адресной книге Комитета опеки ссыльных и их семей, который организовала на Украине Ружа Собаньская, записано про Высоцкого: «Пишет своей сестре в Винницу дня 9 июня 1849 года, что уже 23 года как находится в Сибири, что в этом году больше всего пострадал за свою жизнь при пожаре города Петропавловска, поскольку едва остался жив, в опаленном халате с испачканной сажей головой, несколько дней был без какой-либо еды, пил только воду. Поселенец. Нельзя ему никогда отлучаться».

На этом документальные сведения о жизни И.С.Высоцкого в г. Петропавловске исчерпываются. Вероятно, вскоре после этого он скончался. Точно неизвестно, когда он умер и где был похоронен. Но в том же справочнике «Декабристы» сказано: — «умер до 1854 г.». А похоронен был Иван Станиславович явно в Петропавловске на солдатском кладбище. На том месте сейчас стоит университет — СКГУ.

У нас осталась неразгаданной еще одна фраза из Биографического справочника «Декабристы»: один сын Высоцкого «был учителем рисования в Тарском уездном училище».

Коренные сибиряки Высоцкие

Откуда же взялась дата смерти Высоцкого «до 1854 года»? Из письма неугомонного декабриста В.И. Штейнгейля. Вечный защитник всех обиженных, он обращается к Ивану Ивановичу Пущину, лицейскому другу Пушкина и тоже неустанному ходатаю по делам товарищей по несчастью. В письме В.И. Штейнгейля просьба похлопотать о сыне покойного Высоцкого: «Если будете писать к Николаю Ивановичу (брату И.И.Пущина, чиновнику министерства юстиции. – А. К.), попросите его, буде имеете знакомых в Академии Художеств, чтобы походатайствовал об одобрении рисунков Высоцкого, вольноопределенного учителя рисования в Тарское уездное училище… Этот Высоцкий, сын умершего политического преступника, единственная подпора матери и малолетних братьев и сестер. С Божиею помощью… Высоцкий уже допущен (директором училища) к исправлению должности. Приложите руку к довершению …» В письме явно речь идет о сыне Ивана Станиславовича Высоцкого. Но предполагаемый сын по отчеству …Николаевич, а не Янович или Иванович. Тобольские и тарские краеведы предполагают, что это был сын жены сын декабриста от другого брака, усыновленный им, или приемный мальчик. Такое не было редкостью. У многих ссыльных декабристов были приемные дети.

Вероятно, И.И.Пущин действительно «приложил руку», потому что в «Аттестате» Константина Высоцкого появляется запись о том, что он выдержал экзамен в Педагогическом Совете Тобольской гимназии и допущен к исправлению должности учителя рисования. Императорской Академией Художеств 1855 года января 26-го он тоже был «удостоен звания учителя рисования». Вся эта катавасия с перепиской и «приложением рук» вызвана тем, что сын ссыльного не имел права окончить гимназию и мог стать только учителем в народном училище, а не в гимназии.

Константин Николаевич и сейчас является гордостью Тюмени. Выйдя в отставку в 1863 году, он успешно занялся предпринимательством и стал инициатором многих прогрессивных начинаний в Тюмени: открыл первые в истории города фотомастерскую (1867), типографию с переплетной мастерской (1869). Он стал издателем первой тюменской газеты «Сибирский листок объявлений» (1879). Так начиналась новая история семьи Высоцких — сибирских просветителей, книгоиздателей и меценатов. Старинные фотографии работы мастерской К.Н. Высоцкого и ныне ценятся у коллекционеров, а тюменский музей устраивает их выставки. В типографии печатались книги и альбомы местных авторов, зачастую тоже не очень благонадежных, за что за К. Высоцким, как когда-то за его отцом, был установлен полицейский надзор. В 60-е годы К.Н. Высоцкий руководил демократическим кружком, который был закрыт полицией как «нигилистический». Не те книги читали и обсуждали кружковцы – Чернышевского, Толстого, Тургенева!

К.Н. Высоцкий был женат на дочери священника, Людмиле Афанасьевне, в семье было две дочери — Мария и Людмила и сын Николай.

Николай стал геологом, в честь него назван открытый им минерал высоцкит. Людмила получила в наследство типографию и продолжала дело отца до 1909 года. А Мария вышла замуж за богатого купца Князева, сподвижника ее отца. Их сыном был советский поэт Василий Васильевич Князев. Тут начинается новая трагедия – советская.

«Красный звонарь»

Мальчику не очень везло в жизни. Восьмилетним он остался круглым сиротой. Его воспитала тетя Людмила Константиновна Высоцкая. Она в 1904 году отвезла мальчика в Петербург, где он поступил в земскую учительскую школу. В своих юношеских стихах Василий Князев остро откликнулся на события 1905 года, писал статьи, листовки. За это и еще за какие-то проступки он был исключен из школы и занялся исключительно литературной работой. Он печатался в сатирических листках и журналах, в детских изданиях. В позже изданные сборники Князева «Сатирические песни» (1910), «Двуногие без перьев» (1914) вошли лучшие из стихотворений, написанных в 1910-е годы. В своих стихах В.В.Князев высмеивал царских генералов и финансовых деятелей, издевался над царским министром С.Ю. Витте, разоблачал руководителей «черной сотни», обрушивался за непоследовательность на кадетов и октябристов. В 1911-1912 годах несколько его стихотворений было опубликовано в «Правде». После октября 1917 года Князев своим творчеством стал поддерживать молодую Советскую республику. В январе 1918 года «Красная газета» сообщила о желании «бывшего сотрудника буржуазной прессы Князева отдать свой талант на служение народу». Один за другим выходили стихотворные сборники, об идейной направленности которых говорят сами названия: «Красное евангелие», «Красные звоны и песни», «Песни красного звонаря». Тогда же Князев редактировал журнал «Красная колокольня», руководил стихотворным отделом «Красной газеты», выступал на митингах, участвовал в агитпоездках на фронт, там организовал фронтовую газету и «окопный театр».

За два года Князев пишет множество стихов и песен, в том числе знаменитую «Песню коммуны» – тогда одну из любимых песен Ленина. На многолюдных митингах восторженно повторяли ее рефрен: «Никогда, никогда, никогда, никогда коммунары не будут рабами!». Вот строки из нее:

Нас не сломит нужда,
Не согнет нас беда,
Рок капризный не властен над нами:
Никогда, никогда,
Никогда, никогда
Коммунары не будут рабами!

Еще в 20-е годы Князев начал работу над романом-эпопеей «Деды». В основе его — «история целого рода в семейно-бытовом интерьере», как говорил он. В набросках романа прослеживались судьбы клана Князевых-Высоцких.

Но человек откровенный и эмоциональный, к тому же работавший в сатирических изданиях, В.В.Князев не скрывал, что ему не нравится ряд сторон советской жизни. В 1924 году, поэт добровольно вышел из партии, к 30-м годам постепенно его имя сошло со страниц газет. Последняя книга, изданная при жизни, – «За четверть века» (1935).

Князев неосторожно резко высказывался в общественных местах в адрес советской власти и в адрес Сталина. А тут еще Князева угораздило начать роман о гибели С.М.Кирова.

Сначала он был исключен из Союза писателей, а в марте 1937 года его арестовали по доносу двух коллег, которых он считал друзьями. Из обвинительного заключения по следственному делу: «на протяжении ряда лет систематически проводил среди писателей и литературоведов контрреволюционную агитацию». Из приговора: «Князева Василия Васильевича… лишить свободы на пять лет … с последующим поражением его в правах сроком на три года». Как этот приговор напоминает тот, что вынесли его прадеду более сотни лет назад! Только вместо «ссылки навечно» — здесь «поражение в правах».


Дом купеческой семьи Князевых в Тюмени, в котором родился поэт Василий Князев

Князев был отправлен из Ленинграда во Владивосток, а затем в Магадан. Давно больной, слабый, он умер на пути к лагерю, в поселке Атка, по официальным данным, в ноябре 1937 года. И тоже неизвестно, где похоронен.

В литературных справочниках все Высоцкие обычно упоминаются вместе, в хронологическом порядке: «Василий Васильевич Князев (1887-1937) — русский и советский поэт, внук тюменского книгоиздателя К.Н.Высоцкого, правнук политического ссыльного Яна Высоцкого». Круг замкнулся…

Ленинградский поэт Валентин Португалов, также отбывавший заключение в Магаданском крае, посвятил Князеву стихотворение «Дядя Вася»:

Зоренька-огнёвка занялася
Над тайгой, над белыми лесами…
Помирал на Атке дядя Вася,
Старичок с колючими усами…

Стыли окна, серые от грязи,
Был барак больничный сердцу тесен,
Умирал поэт Василий Князев,
Не допев своих последних песен…

Было «старичку с колючими усами» 50 лет. Почти столько же было его деду декабристу, когда тот ушел из жизни. Вся жизнь поэта уместилась в паре строчек на мемориальной доске, установленной в Тюмени на стене роскошного особняка его деда и тезки — Василия Князева: «Здесь родился и провел детские годы известный советский поэт В.В.Князев (1887-1937)». Он был реабилитирован в через 55 лет после гибели «за отсутствием состава преступления».

****
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?
Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
___________
Клеветникам России. Стихи обращены к депутатам французской палаты и к французским журналистам, демонстративно выражавшим сочувствие польскому восстанию и призывавшим к вооруженному вмешательству в русско-польские военные действия. «Озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою. - Конституционные правительства хотят мира, а молодые поколения, волнуемые журналами, требуют войны» (черновой текст письма к Бенкендорфу, написанный около 21 июля 1831 г. - подлинник на французском языке; см. Акад. изд. Собр. соч. Пушкина, т. XIV, стр. 183). (Ср. письмо от 10 ноября 1836 г. к Н. Б. Голицыну - т. 10.)
В автографе стихотворения был эпиграф: «Vox et praetera nihil» - звук и больше ничего (лат.)
Народные витии - члены французской палаты депутатов - Лафайет, Моген и др.
Сии кровавые скрижали - многовековая борьба украинского казачества и крестьянства с шляхетской Польшей, а также польская интервенция 1610-1611 гг., когда польские войска были в Москве и горел Кремль.
Прага - древнее варшавское предместье на правом берегу Вислы - связана с событиями 1794 г., когда Варшава была взята Суворовым.
...на развалинах пылающей Москвы // Мы не признали наглой воли // Того, под кем дрожали вы - то есть Наполеона.
Измаильский штык - намек на взятие турецкой крепости Измаил войсками Суворова в 1790 г.
Оставьте: это спор славян между собою... ср. письмо к Вяземскому от 1 июня 1831 г.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.09.2014. У гробницы Виргилия. Иван Бунин
  • 25.09.2014. Иван Бунин. Сказка о Козе
  • 11.09.2014. А. С. Пушкин. Клеветникам России 1831 год
  • 07.09.2014. Губанов. Была б жива Цветаева...

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.