Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Творческая жизнь в музее-квартире С.Т.Рихтера. Дом рихтера под тарусой «Генри Пёрселл и английские вирджиналисты»

Творческая жизнь в музее-квартире С.Т.Рихтера. Дом рихтера под тарусой «Генри Пёрселл и английские вирджиналисты»

В 1999 г. у Музея изобразительных искусств открылся новый филиал Музей-квартира С.Т.Рихтера. Свой первый концерт в ГМИИ Святослав Рихтер сыграл в 1949 г., он сыграл две сонаты Бетховена. Между С.Рихтером и директором ГМИИ И.Антоновой завязалась тесная дружба, которая открыла новые точки соприкосновения музыки и изобразительного искусства.

Музей-квартира С.Рихтера располагается на Б.Бронной улице. С 16 этажа открывается отличный вид на старую застройку центра Москвы. При слове музей - возникают образы старинной усадьбы с колоннами. Музей-квартира Рихтера находится в типовом кирпичном доме, но, попадая в него, погружаешься в особую атмосферу. Внутри квартиры все обустроено для дела - рояль для репетиций, шкафы для нот, комната отдыха. Рядом с роялем на подставке обычно стояла репродукция, которая ассоциировалась с репетируемой пьесой: Делакруа, когда играл Шопена, Гойя и Шилле - Шуман, Брейгель - Брамс, Малевич - Скрябин.

Рихтер не преподавал, но много репетировал с молодыми артистами, для многих из них эти репетиции стали "Университетами".

Несмотря на то, что Рихтер не был коллекционером, его дом украшен картинами. Он хорошо разбирался в искусстве, порою устраивал у себя дома выставки молодых художников.

В 1978 г. в ГМИИ состоялась выставка "Музыкант и его встречи в искусстве" где были представлены портреты людей, которых Рихтер знал и любил. Музыкант выступил в роли составителя каталога, здесь проявился его литературный талант. Так он описал Пикассо "никогда не забуду этого человека с раскаленными как уголь глазами; ему было за восемьдесят, а он был моложе всех. Он бегал по лестнице, как мальчишка, показывая свои комнаты, в которых царил божественный беспорядок, и восхищался узором вьющегося по сене растения. От этого посещения у меня остался портрет Фредерика Жолио-Кюри, рисунок гениально точного пера не дрогнувшей руки".

С.Рихтер и сам увлекался искусством. Дружба с художницей А.Трояновской переросла в увлечение Рихтера пастелью. В собрании мастера есть произведения российских художников - В.Шухаева, П.Кончаловского, Н.Гончаровой, А.Фонвизина, зарубежных - Х.Хартунга, А.Колдера, Х.Миро, П.Пикассо. Большую часть своего собрания от завещал ГМИИ, картины теперь находятся в Музее Личных коллекций, экспозиция в мемориальной квартире Рихтера меняется. В одной из комнат выставлены его собственные пастели. Фальк отмечал в пастелях Рихтера "Удивительное ощущение света". А.Трояновская говорили, что Рихтер работал только по впечатлению и по памяти. Здесь представлены работы "Улица в Пекине", "Сумерки в Скатерном переулке", "Ереван", "Москва".

В музее есть комната Нины Дорлиак, певицы и жены музыканта. В 1945 г. они впервые выступили вместе на авторском вечере С.Прокофьева. В это время начался союз Дорлиак и Рихтера на сцене и в жизни. Вскоре Нина Львовна посвятила себя семье и преподаванию в Консерватории, но для Рихтера жена оставалась самым главным другом и судьей. Рихтер и музыка неотделимы, так было в то время когда он был жив, музыка сейчас - главная составляющая музея. Когда можно прийти, спросите Вы заведующую музеем. Самый вероятный ответ, приходите когда будут репетировать выступление. Знакомство с музеем под звуки живой музыки - большая редкость для других музеев, но для музея Рихтера - это скорее правило. В музее проходят концерты и музыкальные вечера. Фестиваль "Декабрьские вечера" авторитетное явление и в музыкальной и культурной жизни страны (Н.Трегуб)

Мемориальная квартира Рихтера расположена на улице Большая Бронная, в многоэтажном доме типовой застройки. Здесь пианист поселился вместе со своей женой, оперной певицей Н. Дорлиак в 1971 году.

Квартира Рихтера не отличается роскошью и обилием вещей, посетители, едва переступив порог, ощущают особую энергетику хозяина этого жилья: пианист был очень скромен в быту и полностью погружен в искусство.

В гостиной стоят два рояля “Steinway” и пара старинных торшеров итальянского производства (их Рихтеру подарил флорентийский градоначальник). На стенах – большой гобелен, многочисленные картины и фотографии. В этом помещении великий пианист музицировал, аккомпанировал жене, здесь семья и гости смотрели любимое кино с помощью кинопроектора.

Из гостиной гости мемориальной квартиры Рихтера перемещаются в кабинет музыканта, который он по-домашнему называл «шкафной» комнатой. В кабинете – несколько шкафов с книгами, винилом и аудиокассетами. Под ноты выделен отдельный шкаф. В нотных книгах – пометки Рихтера, являющиеся предметом исследования со стороны музыковедов.

Одним из самых ценных экспонатов в кабинете является резная фигурка Младенца Иоанна Крестителя. Эту статуэтку Рихтеру вручили французы в благодарность за организованный им музыкальный фестиваль. Со стены на посетителей смотрит Борис Пастернак – любимый поэт Рихтера. Гипсовый контррельеф поэта выполнила скульптор Сарра Лебедева. Рядом с контррельефом Пастернака – небольшая картина армянского художника Мартироса Сарьяна. Этот пейзаж Рихтеру подарила Е. С. Булгакова, вдова великого писателя.

Экскурсоводы показывают посетителям хранящиеся в секретере драгоценности Рихтера – рукописный нотный журнал С. Прокофьева, фото великого советского пианиста Г. Нейгауза, которого Святослав Теофилович считал своим учителем, рукопись «Крохоток» А. Солженицына и иллюстрация П. Пикассо. Рихтер общался с интеллектуальной элитой России и мира, и знаменитости часто дарили ему небольшие подарки.

В квартире Рихтера есть специальная комната для отдыха, ее в семье пианиста называли «Зеленой». При домашних концертах комната становилась гримеркой. Стену помещения украшает портрет Т. Д. Рихтера – отца великого музыканта. Теофил Данилович был расстрелян в 1941 году по обвинению в шпионаже в пользу немцев.

Святослав Рихтер очень интересовался живописью, и сам являлся автором большого количества полотен. Известный критик Р. Фальк высоко оценил талант живописца, отмечая уникальную работу художника со светом. Работы Рихтера выставлены в специальном помещении музея.

В квартиру на Большой Бронной Святослав Рихтер с супругой Ниной Дорлиак въехал в начале семидесятых годов. Она находится в типовом шестнадцатиэтажном доме, построенном в 70-е годы. В квартире он прожил около тридцати лет, до своей смерти, ее стены стали свидетелями активной творческой жизни семейной пары. В главной комнате - «зале», как называли помещение по старинке, находится два рояля «Steinway a sons» - на них маэстро музицировал; здесь же общался с коллегами и друзьями, слушал оперы и просматривал любимые киноленты. Еще один рояль установлен в комнате Нины Дорлиак.

Свой кабинет хозяин называл «шкафной» - из-за обилия находившихся там шкафов. В них хранились книги, кассеты с музыкой, пластинки, ноты с заметками Святослава Теофиловича. На видном месте находится вырезанная из дерева фигура Младенца Иоанна Крестителя. Она напоминала Рихтеру о Туренских музыкальных праздниках (Франция), которые он организовал. Стены украшает профиль Б. Пастернака - контррельеф из гипса с надгробия (архитектор Сарра Лебедева) в Переделкино и картина Сарьяна – подарок от Е.С. Булгаковой. На письменном столе хранятся подарки от друзей - рукописный вариант «Девятой сонаты» с посвящением Рихтеру, подписанный С. Прокофьевым; , «Крохотки» Солженицына, фотоснимок Г. Нейгауза и этюд Пикассо – композитор общался с лучшими представителями российской культуры.

В знаменитой «зеленой комнате» (помещение для отдыха, во время концертов оно становилось артистической) на стене висит портрет отца музыканта - Теофила Даниловича. История семьи композитора трагична. Отец, немец по происхождению, который окончил консерваторию в Вене, жил с матерью артиста в Одессе, где их застала Великая Отечественная война. Во время гитлеровского наступления на город, его арестовали и расстреляли как «немецкого шпиона». После войны Анна Павловна - мать Святослава – эмигрировала в Германию. Юноша, проживавший на момент ее отъезда в Москве, был уверен, что она умерла. Встреча самых близких людей произошла спустя двадцать лет.

Небольшая комната отведена под выставку пастелей Рихтера. В детстве он мечтал быть художником, хорошо разбирался в живописи. В его картинах, по словам Роберта Фалька, присутствовало «удивительное ощущение света». Помещение бывшей кухни переделано под фотогалерею - ее экспонаты рассказывают о жизни композитора.

В квартире хранится большая фонотека, уникальная коллекция аудио- и видеоматериалов с концертов Рихтера. В ее пространстве, которое сейчас входит в Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, проводятся музыкальные вечера и концерты. Фонокабинет приспособлен для индивидуального прослушивания музыкальных произведений.

Для посещения музея необходима предварительная запись.

1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.

По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.

В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.

К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины - часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.

Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком - среди полей и лесов, глядя на Оку.


Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара - далеко за 30 градусов.

И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:

Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни - как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.

Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу - на каменный фундамент?!

В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,

отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.

Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей - музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й - всего 4 уровня.

Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:


Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:

Над подвалом - каменный 1-й этаж:

2-й этаж - это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:

3-й этаж - это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:


С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:

Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:

Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен. А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома. Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера». Он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь. Отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке - насыпной песчаный пляж:

Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности - очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.

День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге - фантастическое ощущение в такую жару.

Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу - знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.

1 августа… Все любители классической фортепианной музыки знают эту дату как день ухода из жизни знаменитого пианиста Святослава Теофиловича Рихтера. Время стирает многие имена, но имя этого гениального исполнителя продолжает сиять на музыкальном Олимпе под названием «Его Величество Рояль» и, вне сомнения, будет сиять ещё долгие годы. Наверное, здесь уместно даже будет вспомнить слово ВСЕГДА – музыкальный мир ВСЕГДА будет чтить Святослава Теофиловича, любить и восхищаться его творчеством.

Осталось не только множество воспоминаний и публикаций о Святославе Теофиловиче, записей его исполнений. Остались дома, в которых он жил - их стены до сих пор хранят теплоту и дух своих обитателей.

В Москве квартира, где Рихтер провёл последние почти тридцать лет своей жизни, находится в доме № 2/6 по Большой Бронной улице. Музей-квартира Святослава Теофиловича входит в состав Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, очень внимательные сотрудники поддерживают в ней прекрасный порядок и трепетно заботятся о состоянии всех экспонатов. Я иногда бываю в этих стенах: в самом большом помещении музея проходят интереснейшие концерты, на которых выступают замечательные музыканты, и не только нашей страны. Позже мы поговорим о том, какую программу приготовили сотрудники музея Рихтера к новому сезону, а сейчас - прошу вместе со мной войти в дверь квартиры № 58-59 и окунуться в атмосферу, окружавшую великого пианиста. Научный сотрудник музея Надя Игнатьева проведёт для нас интереснейшую экскурсию. Постараюсь вкратце передать её рассказ.

Святославу Теофиловичу Рихтеру предложили переехать на Большую Бронную в 1969 году. Обычное типовое здание, скажете вы, но будете неправы: в том далёком году, когда Москва не изобиловала высокими 16-этажными домами, подобное строение было пиком архитектурной моды! Но, естественно, не это прельстило Святослава Теофиловича. К концу 60-х годов замечательный пианист был на вершине славы и мог выбрать любую квартиру в самом престижном особняке, но открывшийся вид на Москву из окна квартиры на Бронной настолько восхитил его, что решение было принято совершенно определённо: да, жить только в этом доме. Но переезд состоялся спустя длительное время: надо было решить вопрос о дополнительной звукоизоляции помещения. Прежняя квартира Рихтера в профессорском доме в Брюсовом переулке имела колоссальную акустическую загруженность, поэтому проблема звукозащищённости жилья стояла весьма остро. Строители постарались на славу: объединили две квартиры в одну, значительно усилили пол, в самых больших комнатах сделали высоченные потолки, остальные помещения квартиры оставили низкопотолочными – необходимый эффект поглощения звуков был достигнут.

Все годы жизни С. Т. Рихтера вход в эту квартиру был со стороны половины Нины Львовны Дорлиак. Не секрет, что Святослав Теофилович временами не хотел отвлекаться на общение с людьми – творческий процесс был непрекращающимся, отсюда периоды необходимого затворничества. Все наиболее рутинные и бытовые вопросы решала Нина Львовна, она могла в некоторых случаях даже самых близких друзей отправить домой, если знала, что Рихтер не расположен к беседам.

Но к самой Нине Львовне, которая была профессором Московской консерватории, постоянно шли ученики. В кабинете, который служил репетиционным классом, до сих пор стоит рояль «Бехштейн», на стене – зеркало от пола в полный рост. На столике лежит маленькое зеркало на длинной ручке – это не прихоть или кокетство, а необходимый атрибут работы профессиональных вокалистов. Рихтер говорил Нине Львовне, что она своими занятиями со студентами в какой-то мере примирила его с ненавистными с детства гаммами и арпеджио. Эта комната половины Нины Львовны претерпела наименьшие изменения: мы видим старинный мебельный гарнитур, доставшийся Дорлиак от её матери Ксении Николаевны, бывшей фрейлины последней русской императрицы; на рояле – слепок руки друга Рихтера, пианиста Станислава Нейгауза, на стене – портрет самой Нины Львовны. Никакой вычурности, фальши – этим отличается обстановка квартиры Рихтера и Дорлиак. Рядом с репетиционной раньше была спальня Нины Львовны, теперь комната полностью переделана: на стенах только фотографии великого пианиста. Фотоэкспозиция правой стороны посвящена ставшему уже традиционным фестивалю «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее, с левой стороны комнаты – фотографии выступлений Рихтера в разные годы жизни.

Перед половиной Святослава Теофиловича – комната, в которой внимание сразу привлекает портрет молодого Рихтера: таким он в двадцать два года приехал из Одессы в Москву, чтобы поступать в консерваторию в класс Генриха Густавовича Нейгауза. Жить юноше было негде, поэтому он спал у Нейгауза под роялем, а вот заниматься приходил к Анне Ивановне Трояновской. У неё в прежние времена была большая квартира на первом этаже дома в Скатертном переулке близ Никитских ворот, а после уплотнения осталась лишь одна комната в коммуналке. И в ней стоял рояль, подаренный Николаем Метнером перед отъездом в эмиграцию. Вот к этому-то роялю и прибегал молодой Рихтер в любое удобное ему время, а чтобы не беспокоить многочисленных соседей, стучал в окошко Анны Львовны условным знаком: это были первые такты «Скитальца» Шуберта.

Трояновская прекрасно рисовала, и именно она передала внешность молодого музыканта. На стенах квартиры много картин: работы Роберта Фалька (который занимался с пианистом и отмечал в пейзажах Рихтера «удивительное ощущение света»), живопись любимых художников – Дмитрия Краснопевцева и Василия Шухаева. Альфред Шнитке писал о Рихтере: «Он исполнитель, он организатор фестивалей, он первый замечает и поддерживает талантливых молодых музыкантов и художников, он знаток литературы, театра и кино, он коллекционер и посетитель вернисажей, он сам художник, он режиссёр. Его темперамент сметает все препятствия, когда он одержим какой-нибудь идеей…».

Главная комната квартиры сейчас служит концертным залом. Здесь стоят рояли музыканта – Steinway 38-го и 62-го годов, два старинных итальянских торшера, подаренные мэром Флоренции, зелёная кушетка, на которой Рихтер часто спал; на стенах много живописи, гобелен… Сейчас всё статично, а при жизни Святослава Теофиловича тут происходили бесконечные перестановки. Рояли часто меняли своё место – именно в этой комнате Рихтер занимался сам и репетировал с другими музыкантами, здесь устраивал прослушивания многочисленных пластинок, которые привозил с гастрольных поездок, проводил столь любимые им «машкерады». «Я кинематографист, но делаю кино пальцами» – так гениальный музыкант говорил о себе.

Фото Елены Билибиной

Перед кабинетом и спальней – проходная комната, в которой висят две куклы работы Резо Габриадзе. Это шаржи на Святослава Теофиловича и Ирину Александровну Антонову, которые художник подготовил к проводящемуся в Пушкинском музее капустнику. Рихтер и Антонова были большими друзьями, и именно по инициативе Ирины Александровны мы имеем счастье приходить на концерты «Декабрьских вечеров». Она узнала, что Рихтер организует музыкальные фестивали во Франции, называемые Музыкальными празднествами в Гранж де Меле под Туром (в Турене), и предложила создать подобное мероприятие в Москве. На вопрос «И где же его мы сможем провести?» Антонова ответила: «У нас в музее». Начиная с 1981 года в декабре в Москву съезжаются замечательные музыканты со всего мира, чтобы участвовать в этом празднике искусства.

Одна из комнат половины Святослава Теофиловича посвящена его родителям. Отец, Теофил Данилович, был замечательным органистом, выпускником Венской консерватории. Он обучил единственного сына музыкальной грамоте, когда тому было пять лет. Затем постоянные занятия с мамой, Анной Павловной, разучивание несложных пьес в четыре руки и мини-концерты в кругу семьи – так началась жизнь у маленького Светика. Но планы мальчика не были связаны с музыкой: юный Рихтер хотел быть драматургом, затем художником-декоратором или режиссёром. Музыка была так же необходима для жизни, как дыхание, ноты проглатывались с поразительной скоростью – это казалось естественным.

Впервые мысль о концертной карьере пришла во время приезда Давида Ойстраха. «Его концертмейстер Всеволод Топилин, - вспоминал Рихтер, - исполнил в первой части концерта - и блистательно исполнил - Четвёртую балладу . Раз это удалось Топилину, - подумал я, - отчего бы не попробовать и мне?». Окончательное желание играть сформировалось благодаря Нейгаузу. Позже Рихтер признавался: «Мне уже приходилось слышать Генриха Густавича Нейгауза во время одного из его приездов в Одессу, и я просто влюбился в его манеру игры». Итак, Учитель был найден. Именно к нему 1937 году Рихтер в возрасте двадцати двух лет уехал в Москву поступать в консерваторию. Нейгауз был удивлён появлением высоченного возрастного юноши в своём классе, но с присущей ему деликатностью попросил исполнить что-либо. Рихтер играл всё, что было у него в руках, и через десять минут Генрих Густавович произнёс: «По-моему, он гениален». Так встретились Великий педагог и Великий ученик.

Фотография Генриха Густавовича стоит в секретере кабинета Рихтера, там же хранятся и самые ценные экспонаты музея: множество книг (хотя бо льшая часть коллекции перенесена в архивы Пушкинского музея), ноты, письма от друзей, подарки от почитателей таланта музыканта из разных стран мира. Есть один экспонат, сделанный рукам самого Святослава Теофиловича: это игра «Путь пианиста», которую Рихтер нарисовал дважды. Типовая задумка – бросаются кубики и участники игры проходят путь от 1 до 75 – получилась очень оригинальной, выполненной в трактовке, возможной только для пианиста. Святослав Теофилович иногда доставал игровое поле и «путешествовал» по нему со своими друзьями. Лучшие представители российской культурной элиты собирались в этой квартире, и необыкновенная атмосфера царит в стенах и по сей день.

Обстановка квартиры поражает скромностью и рациональностью. Но если мы вспомним дом Рихтера в Тарусе, то поймём, что гениальный пианист был лишён склонности к претензионным интерьерам, им постоянно владело только творческое начало. «Для меня, например, подозрительно, если останутся гаражи, з?мки и много красного деревa…» – это слова Святослава Рихтера.

Творческий процесс продолжается в стенах квартиры Святослава Теофиловича и в наши дни.

Вот и закончилась наша экскурсия. Огромная благодарность всем сотрудникам музея-квартиры за служение Великому музыканту.

Фото взяты с сайта

Мемориальной квартиры Святослава Рихтера