Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Творческая биография а н островского. Александр Николаевич Островский: биография в кратком изложении

Творческая биография а н островского. Александр Николаевич Островский: биография в кратком изложении

1823 , 31 марта (12 апреля) – родился в Москве на Малой Ордынке в семье Островского Николая Фёдоровича, судебного стряпчего, занимавшегося имущественными и коммерческими делами, коллежского асессора, в 1839 году получившего дворянство.

1835–1840 – учёба в Московской губернской гимназии, окончил девятым из одиннадцати учеников в своей группе.

1840 – зачислен студентом юридического факультета Московского университета. По настоянию отца поступает на нелюбимый юридический факультет вместо желанного историко-филологического.

1843 – стал чиновником Московского совестного суда.

1845 – переходит на службу в Московский коммерческий суд. Переписывая и разбирая сначала дела в Совестном суде гражданские дела, а потом в Коммерческом суде дела финансовые, чиновник-переписчик не столько продвигался по службе, сколько собирал материал.

1847 – в "Московском городском листке" публикуются первые произведения Островского – "Записки замоскворецкого жителя", отрывки из комедии "Несостоятельный должник" и одноактная комедия "Картина семейного счастья".

1848 – первая поездка в имение отца Щелыково (Костромская губерния). С 1868 года Островский проводит здесь каждое лето.

1849 – закончена первая большая комедия – "Банкрот" ("Свои люди – сочтемся"). В процессе работы «Несостоятельный должник» превратился в «Банкрота». Эту четырехактную пьесу восприняли уже не как первый шаг начинающего таланта, а как новое слово в русской драматургии. [ ]

1849–1850 , зима – Островский и П. Садовский читают пьесу "Банкрот" в московских литературных кружках. Пьеса своей обличительной силой и художественным мастерством производит на слушателей, в особенности на демократическую молодежь, огромное впечатление.

1851 , 10 января – Островский уволен в отставку ввиду установленного за ним полицейского надзора. (В 1850 г. секретное отделение канцелярии московского генерал-губернатора начало "Дело о литераторе Островском" в связи с запрещением его комедии "Свои люди – сочтемся".)

1853 – закончена и впервые поставлена на сцене Малого театра комедия "Не в свои сани не садись", в бенефис Никулиной-Косицкой. Представление прошло с большим успехом. Это была первая пьеса Островского, сыгранная на театральной сцене. Начало февраля – Островский находится в Петербурге, руководит постановкой комедии "Не в свои сани не садись" в Александринском театре.
Ноябрь – в любительском спектакле, в Москве, в доме С. А. Пановой, Островский сыграл роль Маломальского в комедии "Не в свои сани не садись". Островский закончил комедию "Бедность не порок".
Конец декабря – Островский находится в Петербурге, наблюдает за репетициями пьесы "Бедность не порок" в Александринском театре.

1854 , январь – в Петербурге Островский присутствует на обеде у Н. А. Некрасова . Встречается с И. С. Тургеневым .
Состоялось первое представление комедии Островского "Бедность не порок" в Малом театре. Представление прошло с огромным успехом.
9 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Бедность не порок" в Александринском театре в бенефис режиссера Яблочкина. Представление прошло с большим успехом.

1856 , 18 января – состоялось первое представление комедии Островского "В чужом пиру похмелье" в Александринском театре в бенефис Владимировой.
Апрель–август – поездка по верховьям Волги. Написана комедия "Доходное место".

1858 , 17 октября – дозволено цензурой печатание Собрания сочинений Островского в двух томах, в издании гр. Г. А. Кушелева-Безбородко (на титульном листе издания стоит дата – 1859 год).
7 декабря – закончены сцены из деревенской жизни – пьеса "Воспитанница".

1859 , 10 марта – Островский в Петербурге произнес речь на обеде в честь великого русского артиста А. Е. Мартынова; он встретился здесь с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым.
Переведена "Гецира" Теренция. Написана драма "Гроза" .
2 декабря – состоялось первое представление драмы Островского "Гроза" в Александринском театре в бенефис Линской.

1860 , январь – в № 1 "Библиотеки для чтения" напечатана драма Островского "Гроза".
23 февраля – в Петербурге на литературном вечере в пользу Литфонда Островский читает отрывок из комедии "Свои люди – сочтемся".
Октябрь – в № 10 журнала "Современник" напечатана статья Н. -бова (Н. А. Добролюбова) "Луч света в темном царстве".

1861 , январь – Островский в Петербурге руководит постановкой комедии "Свои люди – сочтемся" в Александринском театре.
16 января – состоялось первое представление комедии Островского "Свои люди – сочтемся" в Александринском театре в бенефис Линской.
Декабрь – окончена работа над драматической хроникой "Козьма Захарьич Минин-Сухорук".

1862 , 9 января – Островский в Петербурге у председателя Литфонда Е. П. Ковалевского прочитал свою драму "Козьма Захарьич Минин-Сухорук".
Февраль – Островский отказался поставить свою подпись под протестом группы петербургских реакционных и либеральных писателей против демократического журнала В. Курочкина "Искра", резко критиковавшего реакционные статьи Писемского в "Библиотеке для чтения".
Конец марта – перед отъездом за границу Островский в Петербурге встретился с Н. Г. Чернышевским .

1863 , 1 января – состоялось первое представление комедии Островского "За чем пойдешь, то и найдешь" ("Женитьба Бальзаминова") в Александринском театре.
Январь – состоялось первое представление драмы Островского "Грех да беда на кого не живет" в Александринском театре.
27 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Доходное место" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
22 ноября – состоялось первое представление пьесы Островского "Воспитанница" в Александринском театре в бенефис Жулевой.

1864 , 15 апреля – дозволен цензурой № 3 (мартовский) журнала "Русское слово", в котором напечатана статья Д. И. Писарева о творчестве Островского "Мотивы русской драмы".


1865 , конец февраля – начало марта – Островский в Петербурге хлопочет о разрешении учредить Московский артистический кружок.
23 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Воевода" в Мариинском театре, в присутствии автора.
25 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "На бойком месте" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.

1866 , 6 мая – состоялось первое представление драмы Островского "Пучина" в Александринском театре в бенефис Васильева 1-го.

1867 , 16 января – дозволено цензурой либретто оперы В. Кашперова "Гроза", написанное Островским.
25 марта Островский в Петербурге в зале Бенардаки выступает с публичным чтением в пользу Литфонда драмы "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский".
4 июля – Островский посетил Н. А. Некрасова в Карабихе.
30 октября – состоялось первое представление оперы В. Кашперова "Гроза" одновременно в Мариинском театре в Петербурге и в Большом театре в Москве.
Островский и его брат Михаил Николаевич купили у мачехи, Эмилии Андреевны Островской, имение в Щелыкове, где драматург проводил впоследствии летние месяцы.

1868 , 1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "На всякого мудреца довольно простоты" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Ноябрь – в № 11 журнала "Отечественные записки", выходившего с начала 1868 года под редакцией Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина , напечатана комедия Островского "На всякого мудреца довольно простоты". С этого времени Островский сотрудничает в "Отечественных записках" постоянно, вплоть до закрытия журнала царским правительством в 1884 г.

1869 , 29 января – состоялось первое представление комедии Островского "Горячее сердце" в Александринском театре в бенефис Линской.
12 февраля – Островский вступает в церковный брак с артисткой М. В. Васильевой (Бахметьевой). (От этого брака у Островского было четыре сына и две дочери.)

1870 , февраль – в № 2 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Бешеные деньги".
16 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Бешеные деньги" в Александринском театре.

1871 , январь – в № 1 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Лес".
25 января – Островский выступает с публичным чтением в пользу Литфонда комедии "Лес" в зале Петербургского собрания художников.
Сентябрь – в № 9 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Не все коту масленица".
1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "Лес" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
3 декабря – в Петербурге Островский на обеде у Н. А. Некрасова читал комедию "Не было ни гроша, да вдруг алтын".

1872 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын".
13 января – состоялось первое представление комедии Островского "Не все коту масленица" в Александринском театре.
17 февраля – состоялось первое представление драмы Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" в Мариинском театре в бенефис Жулевой; присутствовавшему на спектакле Островскому преподнесены от труппы вызолоченный венок и адрес.
27 марта – московские купцы, почитатели таланта драматурга, чествуют Островского обедом и преподносят ему серебряную вазу с изображениями Пушкина и Гоголя.
20 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын" в Александринском театре в бенефис Малышева.

1873 , конец марта – апрель – Островский окончил пьесу "Снегурочка" .
Сентябрь – в № 9 журнала "Вестник Европы" напечатана пьеса Островского "Снегурочка".
21 декабря – в Петербурге Островский заключил договор с Н. А. Некрасовым и А. А Краевским на издание собрания своих сочинений.

1874 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Поздняя любовь".
21 октября – в Москве состоялось учредительное собрание Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, организованное по инициативе Островского. Драматург единогласно был избран председателем Общества.
Выходит из печати собрание сочинений Островского в восьми томах, в издании Некрасова и Краевского.

1875 , ноябрь – в № 11 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Волки и овцы".
Состоялось первое представление комедии Островского "Богатые невесты" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
8 декабря – состоялось первое представление комедии Островского "Волки и овцы" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1876 , 22 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "Правда – хорошо, а счастье лучше" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1877 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Правда – хорошо, а счастье лучше".
2 декабря – состоялось первое представление комедии Островского "Последняя жертва" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1878 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Последняя жертва".
17 октября – Островский окончил драму "Бесприданница".
22 ноября – состоялось первое представление драмы Островского "Бесприданница" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Декабрь – вышел из печати IX том сочинений Островского в издании Салаева.

1879 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана пьеса Островского "Бесприданница".

1880 , февраль – Н. А. Римский-Корсаков начал оперу "Снегурочка", самостоятельно составив либретто по тексту одноименной пьесы Островского.
24 апреля – Островский посетил И. С. Тургенева, приехавшего в Москву в связи с подготовкой пушкинских торжеств.
7 июня – во время обеда, устроенного Московским обществом любителей российской словесности в Благородном собрании для литераторов-участников пушкинских торжеств, Островский произнес "Застольное слово о Пушкине".
12 августа – Н. А. Римский-Корсаков закончил оперу "Снегурочка".

1881 , апрель – Островский руководит постановкой комедии "Свои люди – сочтемся" в первом частном театре Москвы – Пушкинском театре А. Бренко.
1 ноября – в Петербурге Островский участвовал в заседании комиссии по пересмотру Положения о театрах и представил комиссии "Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время". Островский принимал участие в работе этой комиссии в течение нескольких месяцев, однако "комиссия была в действительности обманом надежд и ожиданий", как писал потом о ней Островский.
6 декабря – Островский окончил комедию "Таланты и поклонники".

1882 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Таланты и поклонники".
Состоялось первое представление комедии Островского "Таланты и поклонники" в Александринском театре в бенефис Стрельской.
Состоялось первое представление оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" в Мариинском театре.
12 февраля – И. А. Гончаров в своем письме поздравил Островского с 35-летним юбилеем его литературной деятельности и высоко оценил творчество драматурга.
19 апреля – Александр III разрешил Островскому учредить в Москве частный театр.

1883 , 28 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Невольницы" в Александринском театре с участием М. Н. Ермоловой в роли Евлалии.
Лето – Островский начал работу над пьесой "Без вины виноватые".
17 декабря – в Петербурге Островский посетил М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1884 , 20 января – состоялось первое представление пьесы Островского "Без вины виноватые" в Александринском театре.
В № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана драма Островского "Без вины виноватые".
5 марта – Островский был принят Александром III в Гатчинском дворце в связи с пожалованием ему пожизненной пенсии в размере трех тысяч рублей (вместо просимых шести тысяч).
20 апреля – правительство закрыло журнал "Отечественные записки", в котором Островский с 1868 года поместил 21 пьесу, в том числе две написанные в сотрудничестве с другими авторами и одну переводную.
28 августа – Островский закончил "Автобиографическую заметку", в которой подвел итог своей многолетней литературно-театральной деятельности.
19 ноября – в Петербурге Островский подписал договор с издателем Мартыновым об издании собрания своих сочинений.

1885 , 9 января – состоялось первое представление пьесы Островского "Не от мира сего" в Александринском театре в бенефис Стрепетовой.
С января по май вышли тт. I–VIII Собрания сочинений Островского в издании Н. Г. Мартынова.
4 декабря – в Петербурге Островский продал Н. Г. Мартынову право на второе издание своих драматических переводов.

1886 , 1 января – Островский вступил в должность заведующего репертуарной частью Московских императорских театров.
19 апреля – Общество любителей российской словесности избрало Островского своим почетным членом.
23 мая – Л. Н. Толстой обратился к Островскому с письмом, в котором просил разрешить издательству "Посредник" перепечатать некоторые пьесы Островского в дешевом издании. В этом письме Л. Н. Толстой называет Островского "несомненно общенародным в самом широком смысле писателем".
2 июня – в 10 часов утра от сильного припадка грудной жабы (стенокардии) скончался в своей рабочей комнате в Щелыкове великий русский драматург Александр Николаевич Островский.

Биография

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Отец его, Николай Федорович, был сыном священника; он и сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, рано ушла из жизни, когда Александру шел всего восьмой год. В семье было четверо детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло - она окружила их заботой и продолжила заниматься их учебой.

Александр еще в детстве пристрастился к чтению, получает хорошее домашнее образование, знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки. Когда Александру минуло тринадцать лет, отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. С ее приходом заметно меняется домашний уклад, чиновный быт перекраивается на дворянский манер, изменяется окружение, в доме раздаются новые речи. К этому времени будущим драматургом перечитана чуть ли не вся отцовская библиотека.

История личной жизни

История личной жизни 2

Первая жена: Агафья Ивановна. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта. По закону того времени невенчанные браки в России официально юридически не признавались (только с ХХ века юридическими признаются фактические браки, независимо от их регистрации), но вполне признавались таковыми в обществе. Драматург жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей, но все они умерли еще детьми. Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой легкоранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, до ее смерти

Детство

Детство и раннюю юность Островский проводит в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо - мещанским бытом. Ему легче легкого было исполнить совет Пушкина: "Не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком". Бабушка Наталья Ивановна жила в семье Островских и служила просвирней в приходе. Нянюшка Авдотья Ивановна Кутузова славилась как большая мастерица сказывать сказки. Его крестный отец - титулярный советник, его крестная мать - надворная советница. От них и от бывавших в доме сослуживцев отца будущий автор "Доходного места" мог вдоволь понаслышаться чиновничьих разговоров. А с тех пор как отец оставляет службу и становиться частным поверенным по делам торговых фирм, в доме не переводятся купцы.

Александр еще в детстве пристрастился к чтению, получает хорошее домашнее образование, знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки. Когда Александру минуло тринадцать лет, отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. С ее приходом заметно меняется домашний уклад, чиновный быт перекраивается на дворянский манер, изменяется окружение, в доме раздаются новые речи. К этому времени будущим драматургом перечитана чуть ли не вся отцовская библиотека

Учеба

С 1835-1840 гг. – Островский учится в Первой Московской гимназии. В 1840 году по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета. В университете студенту юридического факультета Островскому посчастливилось слушать лекции таких знатоков истории, юриспруденции и литературы, как Т.Н. Грановский, Н.И. Крылов, М.П. Погодин. Здесь будущему автору "Минина" и "Воеводы" впервые открываются богатства русских летописей, язык предстает перед ним в исторической перспективе. Но в 1843 году Островский уходит из университета, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

Второй университет - Малый театр. Пристрастившись к сцене еще в гимназические годы, Островский становится завсегдатаем старейшего русского театра.
1847 – в "Московском городском листке" Островский публикует первый набросок будущей комедии "Свои люди – сочтёмся" под названием "Несостоятельный должник", затем комедию "Картина семейного счастья" (впоследствии "Семейная картина") и очерк в прозе "Записки замоскворецкого жителя".

Творчество

«Колумб Замоскворечья»

Пьеса «Бедность не порок» (1853) впервые поставлена на сцене 15 января 1869 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского.

Театр Островского

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);

неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

ставка не на одного актёра;

«люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу - её можно и прочитать».

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы» будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

"Самый памятный для меня день в моей жизни, - вспоминал Островский, - 14 февраля 1847 года...С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание".
Признание Островскому приносит комедия "Свои люди – сочтёмся" (первоначальное название – "Банкрут", закончена в конце 1849г.). Ещё до публикации она стала популярной (в чтении автора и П.М. Садовского), вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Т.H. Грановского.
"Он начал необыкновенно..." - свидетельствует И.С. Тургенев. Его первая же большая пьеса "Свои люди - сочтемся" произвела громадное впечатление. Ее называли русским "Тартюфом", "Бригадиром" XIX столетия, купеческим "Горем от ума", сравнивали с "Ревизором"; вчера еще никому неведомое имя Островского ставилось рядом с именами величайших комедиаграфов - Мольера, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.

В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям - в 1865) в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, А.Ф. Писемский, Ф.М. Достоевский, И.Е. Турчанинов, П.М. Садовский, Л.П. Косицкая-Никулина, Достоевский, Григорович, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, Садовский, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова. С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 (по другим сведениям - в 1870) было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии "для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления", учрежденной в 1881 при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Не смотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня (по старому стилю - 2 июня) 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове. Похоронили писателя там же, на погребенье государь пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей, вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трех сыновей и дочери - 2400 рублей в год.

Наследие

Ныне в Щелыкове (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник драматурга . Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Всероссийским театральным обществом .

Пьесы Островского не сходят со сцены. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев. К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли - Г. Вицин). Большую популярность завоевал кинофильм «Жестокий романс», снятыйЭльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984). В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет» ) одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) "за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме «Анна» (2005, сценарий Г. Данелия и Рустама Ибрагимбекова; в главной роли - оперная певица Любовь Казарновская) .

После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).

Пьессы

«Семейная картина» (1847)

«Свои люди - сочтёмся» (1849)

«Неожиданный случай» (1850)

«Утро молодого человека» (1850)

«Бедная невеста» (1851)

«Не в свои сани не садись» (1852)

«Бедность не порок» (1853)

«Не так живи, как хочется» (1854)

«В чужом пиру похмелье» (1856) текст. Пьеса впервые поставлена на сцене театра 9 января 1856 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского, а затем, 18 января, в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра в бенефис Владимировой.

«Доходное место» (1856) текст Пьеса впервые поставлена на сцене театра 27 сентября 1863 года в Александринском театре в бенефис Левкеевой. В Малом театре впервые поставлена 14 октября того же года в бенефис Е. Н. Васильевой.

«Праздничный сон до обеда» (1857) текст

«Не сошлись характерами» (1858) текст

«Воспитанница» (1859) текст

«Гроза» (1859) текст

«Старый друг лучше новых двух» (1860) текст

«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) текст

«Женитьба Бальзаминова» (1861) текст

«КозьмаЗахарьичМинин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866) текст

«Тяжёлые дни» (1863) текст

«Грех да беда на кого не живёт» (1863) текст

«Воевода» (1864; 2-я редакция 1885) текст

«Шутники» (1864) текст

«На бойком месте» (1865) текст

«Пучина» (1866) текст

«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) текст

«Тушино» (1866) текст

«На всякого мудреца довольно простоты» (1868) текст

«Горячее сердце» (1869) текст

«Бешеные деньги» (1870) текст

«Лес» (1870) текст

«Не всё коту масленица» (1871) текст

«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) текст

«Комик XVII столетия» (1873) текст

«Снегурочка» (1873) текст

«Поздняя любовь» (1874) текст

«Трудовой хлеб» (1874) текст

«Волки и овцы» (1875) текст

«Богатые невесты» (1876) текст

«Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) текст

«Женитьба Белугина» (1877), совместно с Николаем Соловьёвым текст

«Последняя жертва» (1878) текст

«Бесприданница» (1878) текст

«Добрый барин» (1879)

«Сердце не камень» (1880) текст

«Невольницы» (1881) текст

«Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым текст. Премьера 14 ноября 1881 года в Петербурге, в Александринском театре, в бенефисФ. А. Бурдина.

«Без вины виноватые» (1881-1883) текст

«Таланты и поклонники» (1882) текст

«Красавец-мужчина» (1883) текст

«Не от мира сего» (1885) текст

Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 году Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870 г.), писал в различные ведомства многочисленные "Записки", "Проекты", "Соображения", предлагая принять срочные меры, чтобы остановить упадок театрального искусства. Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и русского театра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С.В. Васильев, Л.П. Косицкая, позднее - Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова и др.).

Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала "Современник". В 1856, когда по мысли великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего. В 1859, в издании графа Г.А. Кушелева-Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобразителя "темного царства". В 1860 в печати появилась "Гроза", вызвавшая статью Добролюбова ("Луч света в темном царстве"). Со второй половины 60-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.

А.Н. Островский является одним из самых популярных драматургов России, и стоит рассмотреть некоторые интересные факты из жизни Островского . Он был основателем русской театральной школы, а также учителем широко известных Станиславского и Булгакова. Жизнь Островского также интересна, как и его творчество.

  1. Родился драматург 12 апреля 1823 года в Москве, в семье священослужителей и обучался на дому . Мать скончалась, когда будущему пионеру российского театра исполнилось семь лет и отец взял в жены баронессу Эмилию фон Тессин. Мачеха приняла активное участие в воспитании и образовании будущего писателя с братьями.
  2. Островский был полиглотом, и с ранних лет знал множество иностранных языков, среди которых: французский, греческий и немецкий языки . Позже он изучил еще испанский, итальянский и английский. На протяжении всей жизни он делал переводы своих пьес иностранные языки, оттачивая мастерство владения ими.

  3. Островский поступил в университет, но вынужден был бросить учебу из-за противоречий с одним из преподавателей .

  4. Покинув учебу, Александр устроился на работу в Московский суд писцом, где разбирались судебные тяжбы между родственниками .

  5. В 1845 году будущий драматург перешел на работу в канцелярию коммерческого суда . Этот этап карьеры дал Островскому множество ярких впечатлений, которые ему пригодились в будущем для произведений.

  6. Вышедшая комедия «Свои люди – сочтемся!» дала драматургу признание и популярность . Но вместе с огромным успехом, эта пьеса чуть не стала последней в творчестве писателя. Она вызвала недовольство бюрократов, которых обличала. Александра Николаевича отстранили от службы и взяли под тщательное наблюдение полиции.

  7. Незавидная судьба могла ожидать и пьесу «Гроза» . Это произведение вообще могло не появиться на свет, если бы не вмешательство Императрицы, которой оно понравилось. Добролюбов назвал эту пьесу «Лучом света в тёмном царстве».

  8. Несмотря на то что Островский был из высшего сословия, он отлично знал нравы простого люда . В этом заслуга его жены, которая была простолюдинкой. Этот союз не одобряли родители Александра Николаевича, и выступали против его женитьбы с представительницей низшего сословия. Потому он прожил 20 лет в неофициальном браке с первой женой. У них было пять детей, но все они рано умерли. Второй брак был с актрисой Марией Бахметьевой, с которой у них было 2 дочери и 4 сына.

  9. В 1856 году работает в журнале «Современник», и ходит с экспедицией по верховьям Волги, где занимается исследованиями . Материалы о языке и нравах, собранные в экспедиции, очень пригодятся драматургу впоследствии для придания большей реалистичности своим произведениям.

  10. Многие не догадываются, что опера П.И. Чайковского «Снегурочка» – это совместное произведение именитого композитора и великого драматурга . Опера основывалась на народных сказаниях и преданиях.

  11. Как основатель русского театра, Островский сыграл большую роль в карьере Станиславского . Можно сказать, что Александр Николаевич был первопроходцем русского актерского мастерства. Он создал школу, в которой обучал актеров выразительной и эмоциональной игре, не теряя достоверности. Такой подход приобрел огромную популярность. Но находились и явные противники этой техники. Известный в то время актер Щепкин открыто критиковал такой метод игры и покинул репетицию пьесы «Гроза».

  12. Даже по современным меркам следует признать, что Островский был гением . Полиглот, выдающийся драматург, основатель русского театрального искусства. Выдающийся, образованный и любознательный человек.

  13. После долгих лет напряженной работы самочувствие писателя ухудшилось, и 14 июня 1886 года Александр Николаевич ушел из жизни и был похоронен в Костромской области .

  14. За 40 лет, проведенных в искусстве, он оказал сильнейшее влияние на целый пласт русского театра . За свои достижения в искусстве был награжден Уваровской премией. В то время он был членом-корреспондентом Академии наук в Петербурге, руководил Артистическим кружком, где помогал расти будущим талантам.

  15. Островский писал, что зритель приходит смотреть на игру актеров, а не на пьесу .

Александр Николаевич Островский – великий русский драматург. Его многочисленные произведения внесли немалый вклад в формирование российского театра. Островский являлся членом Петербургской Академии наук.

Юношеские годы Александра Островского

В Москве на Малой Ордынке 31 марта (12 апреля по новому стилю) 1823 года родился Александр Николаевич Островский. Его отец - Николай Федорович - был сыном священника, и решил следовать по следам отца и становится судебным стряпничим, но смог дослужиться до титульного советника, именно поэтому в 1839 году получил титул дворянина. Матушка Александра - Любовь Ивановна Саввина - была дочерью пономаря, рано ушла из жизни, когда юному драматургу было всего 8 лет. Семья Александра была довольно большой, однако вполне обеспеченной благодаря стараниям главы семейства. Много внимания уделялось образованию детей, большинство занятий проводилось на дому.

После смерти супруги Николай Федорович решает жениться на бароннесе Эмилии Андреевне фон Тессин. Девушка была из знатной семьи шведского дворянина. Женщина не обижала приемных детей, а даже наоборот смогла окружить их безграничной лаской и заботой. Мачеха также поспособствовала получению детьми грамотного и качественного образования. Все детство и даже немного юности Александр провел в Замоскворечье. Его семья располагала значительной библиотекой, в которой дети могли находиться целыми днями. Александр с упоением зачитывался книгами и, наконец, понял, что его призвание – писать. Однако Николай был против увлечения сына и настаивал на профессии юриста. Отец все же смог добиться того, чтобы Александр в 1835 поступил в 1 – ю Московскую гимназию, а в 1840 стал одним из студентов юридического факультета Московского университета. Однако Александр так и не окончил полный курс, так как смог нажить врага в учительском составе. Он ушёл из университета в 1943 году. Отец же не уступил сыну и записал его на службу писцом в суд. Александр продолжал оставаться на этой должности до 1851 года.

Творчество Островского

Несмотря на перипетии судьбы, Александр так и не смог отказаться от своего пристрастия писать. Он полностью погрузился в творчество, а в 1846 смог написать не одну сцену из жизни купцов. В этом же году он начал разрабатывать сюжет комедии «Несостоятельный должник». Немного позднее название было изменено на «Свои люди - сочтёмся!». В период написания пьесы Александр был ложно обвинен в плагиате Дмитрием Горевым. Заслуженная слава в мире литературы приходит к драматургу с выходом в свет пьесы «Свои люди - сочтёмся!». Произведение было опубликовано в 1850 году. Островский получил положительные отзывы о данном произведении от таких великих писателей, как Н. В. Гоголь и И. А. Гончаров. Стоит учесть, что со славой к писателю пришли и новые жизненные испытания. Пьеса была запрещена Николаем I, а самого Александра лишили должности и отдали под надзор полиции. С приходом к власти Александра II, произведение вновь было допущено к постановке с1861 года. Следующей признанной публикой пьесой Островского стало произведение «Не в свои сани не садись». Оно было написано еще в 1852 году, а к постановке допущено в январе 1854 года в городе Петербурге. Начиная с 1853 года, произведения Островского на протяжении почти 30 лет каждый сезон ставились в Малом и петербургском Александрийском театрах.


В 1856 году Островского принимают на постоянную работу в журнал «Современник». По одобрению великого княжича Константина Николаевича Островский отправляется на долгое путешествие по землям русским. Драматург описывает жизнь народа на просторах царской России. Ему удалось более тщательно изучить Волгу и ее протяженность к Нижнему Новгороду. В 1859 году граф Г. А. Кушелёв - Безбородко поспособствовал выходу в свет сборника произведений Островского в двух томах, который смог получить прекрасные отзывы и одобрение самого Добролюбова. После этого Островского начали называть основателем «тёмного царства».
Популярное произведение «Гроза» мир смог увидеть в 1860 году, к нему писатель выпустил статью «Луч света в тёмном царстве».
Позже Островский начинает заниматься историей Смутного времени. Свою первую премию, а именно Уваровскую драматург получил в 1863 году. В то же время его приняли в члены Петербургской Академии наук. Островский смог основать кружок под названием Артистический, который положил начало карьере многих выдающихся артистов России. Александр имел прекрасные отношения со многими писателями того времени такими, как Тургенев, Салтыков – Щедрин, Толстой, Достоевский и многими другими.

Островский был председателем знаменитого общества русских драматических писателей и композиторов, которое берет свое начало еще в 1874 году. Он смог пробыть на этой должности до самой смерти. При его содействии были намного упрощены условия для артистов. Он был заведующим с 1885 года в репертуарной части московских театров, а также главой театрального училища.
На протяжении всей жизни Островский имел проблемы в материальном плане, хотя его пьесы приносили значительный доход. В 1883 году император Российской империи Александр III смог пожаловать для драматурга значительную пенсию в размере 3 тысяч рублей, однако и это не позволило улучшить материальное благосостояние писателя. Островский желал реализовать множество творческих задумок, однако его здоровье от постоянной напряжённой работы только ухудшалось. Смерть настигла драматурга 14 июня 1886 года. Он умер в своем имении Щельково, был похоронен подле своего отца Николая. Позднее рядом с Александром была похоронена его супруга и дочь.

Личная жизнь Островского

Известно, что писатель был увлечен красавицей актрисой Л. Косицкой, но девушка категорически отвергала чувства драматурга. Также Островский был в гражданских отношениях с девушкой из простой семьи - Агафьей Ивановной. Несмотря на то, что эта женщина не была образована, она всегда могла выслушать писателя и разделить его переживания и чувства. Им суждено было прожить совместно 20 лет. Позднее Островский женился на актрисе Марии Бахметьевой. Он смогла родить драматургу четырёх сыновей и двух дочерей.

Творчество Александра Островского кратко описать вряд ли удастся, так как этот человек оставил большой вклад в развитии литературы.

Он писал о многом, но больше всего в истории литературы он запомнился как хороший драматург.

Популярность и особенности творчества

Популярность А.Н. Островскому принесло произведение «Свои люди - сочтемся». После того как оно было опубликовано, его труд оценили многие писатели того времени.

Это придало уверенности и вдохновения самому Александру Николаевичу.

После такого успешного дебюта им было написано много произведений, которые сыграли немалую роль в его творчестве. К их числу можно отнести следующие:

  • "Лес"
  • "Таланты и поклонники"
  • "Бесприданница".

Все его пьесы можно назвать психологическими драмами, так как чтобы понять, о чем писал писатель, нужно глубоко углубиться в его произведение. Персонажи его пьес были разносторонними личностями, которых понять удавалось не каждому. В своих произведениях рассматривал, как рушатся ценности страны.

Каждая из его пьес имеет реалистичный финал, автор не пытался все закончить положительным финалом, как многие писатели, для него главнее было показать в своих произведения реальную, а не вымышленную жизнь. В своих произведениях Островский пытался отобразить жизнь русского народы, и, причем, он ее ничуть не приукрашал - а писал то, что видел вокруг себя.



Сюжетами к его произведениям служили и детские воспоминания. Отличительной особенностью его творчества можно назвать то что его произведения были не совсем цензурными, но не смотря на это, они оставались популярными. Быть может, причиной его популярности было то, что драматург пытался читателям представить Россию такой, какова она является. Народность и реализм - это главные критерии, которых придерживался Островский при написании своих произведений.

Работа в последние годы

А.Н. Островский особо занялся творчеством в последние годы своей жизни, именно тогда он написал наиболее значимые драмы и комедии для своего творчеств. Все они были написаны неспроста, в основном его произведения описывают трагичные судьбы женщин, которым приходится в одиночку бороться со своими проблемами. Островский был драматургом от Бога, ему, казалось бы, удавалось писать очень легко, мысли сами приходили в его голову. Но им были написаны и такие произведения, где приходилось потрудиться.

В последних произведениях драматургом были разработаны новые приемы подачи текста и выразительности - которые и стали отличительными в его творчестве. Его стиль написания произведений очень оценил Чехов, что для Александра Николаевича выше всяких похвал. Он пытался в своем произведении показать внутреннюю борьбу героев.