Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Трусость - аргументы. Примеры сочинений по направлению Смелость и трусость

Трусость - аргументы. Примеры сочинений по направлению Смелость и трусость

⁠итоговое сочинение на тему: «Смелость и трусость »

Одной из самых любимых писательских тем является тема смелости. Авторы часто рассказывают читателям истории о настоящей храбрости их героев. Многие писатели создают для своих персонажей такие жизненные ситуации, для преодоления которых необходимо обладать отвагой и невероятной храбростью. Именно эти качества часто нужны героям для достижения счастья и любви.

Так, героиня романа

идёт на смелый поступок: она отдаёт души Дьяволу взамен на обещание вернуть ей возлюбленного. Почему её действия можно назвать смелыми? Как известно, продать душу Сатане – означает попасть в ад, то есть уже никогда не иметь возможности искупить свои грехи и навсегда потерять счастье соединиться с Богом. А ведь именно это цель любой души. Маргарита, как рождённая до революции 1917 года и, следовательно, воспитанная в традициях христианской морали, не могла об этом не знать. И хотя советская власть отвергала религию как вредную для ума народа, большинство сохранило представления о Боге и Дьяволе, рае и аде. Но главная героиня идёт на сделку с Воландом, потому что для неё все тяготы и страдания загробной жизни ничто по сравнению с потерей любви. В этом чувстве Маргарита видела смысл своей жизни, быть с Мастером, служить ему музой в творчестве, опорой в быту и радостью по жизни значило для неё всё. Героиня понимала, что Мастер - её вторая половина, ниспосланная самой судьбой, поэтом ради него она не только оставляет свою налаженную, обеспеченную жизнь с мужем, но и соглашается пожертвовать собственной душой. Таким образом, мы видим, что для достижения счастья Маргарите действительно пришлось совершить смелый поступок. И хотя он, на первый взгляд, связан с грехом, героиня за своё стремление спасти жизнь другого человека всё-таки получает прощение. В конце романа она воссоединяется с Мастером, а после смерти, как и он, получает покой.

В другом произведении –

перед нами также проходит череда событий, в которых главному герою было необходимо проявлять смелость. Так, попав в немецкий плен, Андрей Соколов решается убить советского солдата, намеревавшегося выдать фашистам своих товарищей-коммунистов. Для героя убийство - менее тяжёлый поступок, чем измена Родине. Поэтому ночью, не привлекая внимания, он избавляется от предателя, задушив его. В другой раз Андрею Соколову пришлось проявить храбрость, когда он отказывается пить водку с начальником лагеря военнопленных за победу Германии и когда бежит из лагеря, преследуемый собаками. Мне кажется, что переступать через собственный страх героя заставляет желание оставаться человеком. Чувство собственного достоинства не разрешает ему идти на компромиссы с совестью. Подобное отношение к жизни в конце концов и позволяет Андрею Соколову после множества лишений (потеря всей семьи, плен) обрести счастье. Он возвращается на Родину и усыновляет мальчика-сироту Ваню.

Таким образом, на примере литературных произведений мы доказали, что смелость нужна человеку для достижения собственных целей в борьбе с жизненными трудностями, чтобы стать человеком с большой буквы и обрести счастье и любовь.

⁠ Тематические направления раскрыты на нашем сайте:

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Смелость и трусость».





Что значит быть храбрым?

Для чего человеку нужна смелость?

К чему приводит трусость?

На какие поступки толкает человека трусость?

Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?

В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?

Нужна ли смелость в любви?

Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?

Смелость - начало победы

Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?

Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?

Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?

Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?

Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?

Какие поступки можно назвать смелыми?

В чем разница между наглостью и смелостью?

Кого можно назвать трусом?

Можно ли воспитать в себе смелость?

Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие»

Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?

Каковы причины возникновения страха?

Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?

Трусливость –это приговор?

Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви - значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?

Можно ли любить того, кого боишься?

Может ли смелый человек бояться чего-либо?

Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?

Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»

Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?

Чем отличается истинная смелость от ложной?

Всегда ли смелость выражается в поступках?

Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?

Стыдно ли испытывать страх?

Как экстремальные условия влияют на смелость?

Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
умирают только один раз»?

Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?

Почему важно быть смелым в жизни?

Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?

Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена»?

Что значит быть смелым в повседневной жизни?

Какая разница между смелостью и рискованностью?

Чем отличается страх от трусости?

Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки - дело времени и смелости ума»?

Как сила воли связана со смелостью?

Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?

Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?

Почему важно иметь смелость при принятии решений?

Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?

Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
совершенно лишенными желаний»?

Может ли трусость тормозить развитие личности?

Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?

Как влияет смелость на формирование личности?

Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными».

Как влияет трусость на формирование личности?

Чем отличается трус от смельчака?

Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?

Почему люди боятся высказать свое мнение?

Как проявляется смелость на войне?

Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?

Какие качества человек проявляет на войне?

Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?

Почему творчество требует смелости?

Почему люди на войне проявляют трусость?

Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна»?

Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?

Как мнительность связана с трусостью?

Нужна ли смелость в любви?

Может ли трус быть счастливым?

Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость - начало победы»?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Смелость и трусость".

В.К. Железников «Чучело»
В.М. Гаршин «Трус»
М.А. Булгаков « и », «Белая гвардия»
Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
Б.Л. Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В.В. Быков «Сотников»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
Дж. Толкин «Властелин колец»
Э. Ремарк «Три товарища», «На Западном фронте без перемен»
А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера»
Е. Ильина «Четвертая высота»
Дж. Лондон «Белый Клык», « »
В. Набоков «Приглашение на казнь»
С. Коллинз «Голодные игры»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Р. Гальего «Белое на черном»
Ф.М. Достоевский «Идиот»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Дж. Оруэлл «1984»
В. Рот «Дивергент»
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Нахаленок»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»
Н.В. Гоголь « », «Шинель»
М. Горький «Старуха Изергиль»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Итоговое сочинение на тему: "К каким последствиям может привести трусость?"

Страх… Это понятие знакомо каждому из нас. Всем людям свойственно бояться, это естественное чувство. Однако порой страх перерастает в трусость – душевную слабость, неспособность к решительным действиям. Это качество может привести к негативным последствиям: как к нравственным страданиям, так и физическим, даже к смерти.

Тема трусости раскрывается во многих художественных произведениях, например в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор показывает, как к прокуратору Иудеи Понтию Пилату привели бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Пилат понимал, что человек, стоявший перед ним, невиновен, и хотел бы его освободить. Облеченный властью казнить и миловать, прокуратор мог это сделать, однако он вынес обвиняемому смертный приговор. Почему он так поступил? Им руководил страх, и он сам в этом признался: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место?» Прокуратор проявил трусость и обрек ни в чем не повинного человека на смерть. Он мог еще все исправить в последний момент, ведь одного из осужденных на казнь преступников можно было отпустить. Однако прокуратор не сделал и этого. К каким последствиям привела трусость? Итогом стала казнь Иешуа и вечные муки совести для Понтия Пилата. Можно прийти к выводу, что трусость может обернуться трагическими последствиями как для самого человека, проявившего это качество, так и для других людей, которые становятся жертвами его страха.

Еще одним примером в подтверждение этой мысли может стать повесть В.Быкова «Сотников». В ней говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Рыбак, проявляет трусость – он боится смерти настолько, что забывает о своем долге защитника Отечества и думает лишь о том, чтобы спастись любой ценой. Трусость толкает его на страшные поступки: он был готов выдать расположение партизанского отряда, согласился служить в полиции и даже принял участие в казни своего товарища – Сотникова. Писатель показывает, к каким последствиям это привело: Сотников погиб от рук Рыбака, а тот в какой-то момент осознал, что обратного пути после этого поступка у него больше нет. Он сам подписал себе приговор. Очевидно, что трусость обернулась физической смертью для достойного человека и нравственной –для трусливого.

В заключение можно сделать вывод: трусость никогда не приводит ни к чему хорошему, напротив, она имеет самые печальные последствия. Недаром устами своего героя Булгаков сказал: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков».

Итоговое сочинение на темы: "Можно ли преодолеть в себе трусость? Можно ли научиться смелости?"

Каждому из нас знакомо чувство страха. И порой оно становится препятствием на нашем жизненном пути, перерастает в трусость, душевную слабость, парализующую волю и мешающую спокойно жить. Можно ли преодолеть в себе это негативное качество и научиться смелости? На мой взгляд, нет ничего невозможного. Главное - сделать первый шаг. Причем это под силу не только взрослому, но и ребенку. В подтверждение своей мысли приведу несколько примеров.

Так, в рассказе В.П.Аксенова «Завтраки сорок третьего года» автор показывает маленького мальчика, которого терроризировали более взрослые и сильные одноклассники. Они отбирали у него, да и у всего класса, булочки, которые давали в школе, впрочем, не только булочки, но и любые понравившиеся вещи. Долгое время герой покорно и безропотно расставался со своими вещами. Ему не хватало смелости противостоять обидчиками. Однако в конце концов герой нашел в себе силы преодолеть трусость и дать отпор хулиганам. И несмотря на то,что они были физически сильнее и, конечно, побили его, он был исполнен решимости не сдаваться и в дальнейшем отстаивать свои завтраки и, главное, свое достоинство: «Будь что будет. Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день». Можно прийти к выводу, что человек способен преодолеть в себе трусость и бороться с тем, что внушает ему страх.

Еще одним примером будет рассказ Ю.Казакова «Тихое утро». Два юных героя отправились на рыбалку. Внезапно случилась беда: один из них упал в реку и стал тонуть. Его товарищ Яшка испугался и, бросив друга, убежал. Он проявил трусость. Однако несколько мгновений спустя он опомнился, поняв, что никто не сможет помочь Володе, кроме него самого. И тогда Яшка вернулся и, преодолевая свой страх, нырнул в воду. Он сумел спасти Володю. Мы видим, что даже в такой экстремальной ситуации человек может преодолеть трусость и совершить смелый поступок.

Подводя итоги сказанному, хочется призвать всех людей бороться со своими страхами, не позволять трусости взять над нами верх. Ведь по-настоящему смелые люди не те, кто ничего не боится, а те, кто преодолевает свою слабость.

Итоговое сочинение на тему: "Какой поступок можно назвать смелым?"

Смелый поступок… Так можно назвать самые разные действия людей, будь то прыжок с парашютом или восхождение на Эверест. Смелость всегда предполагает риск, опасность. Однако, на мой взгляд, очень важным является мотив поступка: делает ли человек что-то ради собственного самоутверждения или ради помощи другим. С моей точки зрения, по-настоящему смелым является поступок, совершенный с риском для жизни во благо других людей. Проиллюстрирую сказанное примерами.

Так, в рассказе В.Богомолова «Рейс «Ласточки»» описывается подвиг отважных речников, которые переправляли боеприпасы с одного берега Волги на другой под огнем врага. Когда на баржу попала мина и начался пожар, они не могли не понимать, что в любую секунду ящики со снарядами могут взорваться. Однако, несмотря на смертельную опасность, они не бросились спасать свою жизнь, а начали тушить огонь. Боеприпасы были доставлены на берег. Автор показывает смелость людей, которые, не думая о себе, рисковали жизнью ради выполнения своего долга. Они делали это для своей родины, для победы, а значит, для всех. Именно поэтому их поступок можно назвать смелым.

Еще один пример находим в повести А.Лиханова «Чистые камушки». В ней рассказывается о мальчике Михаське, который очень боялся местного хулигана по прозвищу Савватей. Однажды Михаська нашел в себе силы дать обидчику отпор и, более того, вступился за друга. Ему поставили условие: он должен пройти между двумя злыми собаками, и тогда его друга отпустят. Михаська решился на это, хотя понимал, что это опасно - собаки могли его разорвать. Но для него было важно помочь товарищу. Его поступок можно назвать смелым, так как он был продиктован не просто мальчишкой любовью к риску и желанием покрасоваться перед сверстниками, а именно желанием помочь товарищу.

Таким образом, можно прийти к выводу: смелость поступка определяется способностью идти на риск ради благой цели.

Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость»:
"В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Смелость и трусость"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Смелость и трусость Л. Н. Толстой "Война и мир" Андрей Болконский , капитан Тушин , Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев , семья капитана Миронова , Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
А. П. Чехов. «О любви» Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
А. П. Чехов. «Человек в футляре» Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
В. В. Быков «Сотников» Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
В. В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
М. Шолохов. «Судьба человека» Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
Б. Васильев «А зори здесь тихие» Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
Б. Васильев. «В списках не значился» Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.

Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость - начало победы», - сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.

О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.

Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.

В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.

Другие направления итогового сочинения.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» пи­сатель показал нам знатного по происхождению, но бесчестного по своей сути человека, приятеля главного героя - дворянина Швабрина, который был способен не только мстить девушке, отказавшей ему, но и нане­сти подлый удар в спину Гринёву во время дуэли.

Забыв о присяге, данной государю, утратив поня­тия о чести и достоинстве, Швабрин даже совершает измену, предательство, нарушает свой долг офицера.

При захвате Белогорской крепости Пугачёвым Швабрин нарушил присягу дворянина (защищать власть) и перешёл на сторону бунтовщика Пугачёва. Гринёв же готов был пожертвовать своей жизнью.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий был трусом. Он проявил сла­бую волю, сцена его дуэли показывает его слабохарак­терность. Он вызвал на дуэль Печорина и стрелял в него из заряженного пистолета, хотя знал, что у того пули в пистолете нет. Этот ложный романтический па­фос обличает главный герой, давая шанс Грушницко- му раскаяться, но тот отказывается.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» трусом был и адъютант Жерков, уклоняющийся от боёв и прикры­вающийся поисками своей батареи. Когда его направи­ли на батарею Тушина, он, боясь оказаться на передо­вой, искал её в другом месте. Такими видит Толстой большинство штабных офицеров. За внешней холёно- стью и знатным происхождением скрывается трусли­вая душа неумных, недалёких людей.

Им противопоставлен храбрый Андрей Болконский, который поехал на передовую и своей смелостью вдох­новил всех вокруг. Хотя он и испытывал чувства стра­ха, но сам себя убедил: «Я не могу бояться». Князь Ан­дрей передал приказ об отступлении, а также помог солдатам отойти в тыл. До батареи Жерков подменяет храбрость простой бравадой, желанием показать себя. Он струсил доехать до батареи Тушина, однако на офи­церском ужине смеялся над робким капитаном, которо­го Багратион ругал за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашёл в себе смелости сообщить, что ба­тарея Тушина была совершенно без прикрытия. Лишь князь Андрей назвал капитана и его солдат героями, которым все обязаны успехом.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против толпы. Однако бунтарь и мятеж­ник оказывается в одиночестве.

В монологе «А судьи кто?» Чацкий смело и реши­тельно утверждает право заниматься наукой, искус­ством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам твор­ческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к московскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обще­ством вскрывает его истинную сущность. Он не согла­сен жить по заветам отцов-лицемеров, прислуживать мелким, недостойным людям, терять своё достоинство ради благ и удобств. Фамусов выступает в роли челове­ка, охраняющего это общество. Как любящий отец, как крупный чиновник он не может допустить распростра­нение идей, которые бы подрывали его основу. Его пу­гает ум молодого человека, он кажется ему странным.

Фамусов хочет по-отечески «вразумить» его, «на­ставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляется. Он отстаивает свою правду и дока­зывает, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много такого, что нужно исследовать и изучать.

Однако людям, не понимающим Пылкость его нату­ры, сложно разгадать его сложные мысли. Они не гото­вы к таким трудностям, им легче признать этого чело­века, который так не похож на них, сумасшедшим.

Чацкий всё же отстоял своё право думать так, как он этого хочет, право быть самим собой. Целеустрем­лённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к разви­тию и самосовершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротив­ление косности, обывательщины и глупости.

Толпа не готова и не способна услышать крик и от­чаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, исти­не, боятся её услышать, они бесчувственны.

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Сентиментальная повесть Н. М. Карамзина «Бед­ная Лиза» показывает нам пример предательства, со­вершённого по отношению к самому себе. Эраст - на­делённый умом и довольно обеспеченный молодой дворянин, полюбивший бедную девушку не своего круга, предаёт свои чувства, выбрав материальное благополучие и женившись на другой, что приводит к трагедии как для Лизы, так и для самого героя.

Судьба дворянина, ведущего ветреную светскую жизнь, думающего только о собственном удоволь­ствии, доказывает, что слабость характера, неправиль­ный выбор ценностей, трусость делают человека не­счастным, приводят к ошибкам, трагедии и подлости.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

Проблема обывательщины, пустой и никчёмной жизни отражена в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Олицетворением этой пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пес­карь, смыслом жизни которого становится самосохра­нение, уход от столкновений, борьбы.

Да, этот трус дожил до глубокой старости, остался невредимым, но его жизнь была ничтожна, никчём­на и унизительна. Она вся состояла из постоянного, непрерывного дрожания за свою шкуру. Писатель не зря лаконично, но очень чётко охарактеризовал его жизнь: «Он жил и дрожал - только и всего».

А. Н. Островский «Гроза»

Сложна и противоречива натура Катерины. Она об­ладает чувством собственного достоинства, смелостью, силой характера и природным чувством прекрасно­го. Её характер своеобразен. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины в цельности её характера, в способности всегда быть самой собой, ни в чём и ни­когда не изменять себе.

С любимым человеком Катерину навсегда разлуча­ют. В душе у неё нет мира, так как она осознаёт, что совершила смертный грех и потеряна в глазах Бога. Единственным выходом оказывается самоубийство. Она избавилась от страданий единственным возмож­ным, по её мнению, способом.

Катерина не захотела мириться с убивающей её достоинство действительностью, не могла жить без любви и гармонии. Это не поражение, а утверждение силы свободного человека, протест против тёмного царства, «страшный вызов самодурной силе». Катери­на не смогла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии. Она проявила смелость и решительность, не уступила и пошла до конца.

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Героем произведения стал реальный человек, само­отверженно и героически сражавшийся с врагом за штурвалом самолёта. Он показал нам, как можно одержать победу над самим собой. Лётчик-истреби­тель Алексей Мересьев, сбитый в бою над оккупиро­ванной территорией, несколько недель пробирался по заснеженным лесам, пока не выбрался к партизанам. Продолжением подвига на войне для него стало жела­ние победить во что бы то ни стало и продолжать бо­роться с врагом.

И он совершил этот подвиг. Потеряв обе ноги, герой проявляет волю к победе, силу характера и мужество, заставив себя подняться, встать на костыли и снова сесть за штурвал самолёта.

Этот человек даже после поражения вновь возвра­щается в строй. Он, как и прежде, опять увеличивает число своих воздушных побед над врагом.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе писатель поднимает проблему трусости и предательства как духовного поражения человека. Великий кесарь Иудеи Понтий Пилат отдаёт распоря­жение о казни Иешуа, хотя и не считает его винова­тым. В душе Пилата борются два противоположных начала - добро и зло. Побеждает зло. Палач предаёт Иешуа страшной казни.

Пилат, струсив, совершает предательство, обрекая Иешуа на мучительную смерть. Таким образом, он предал свои убеждения и человека, который стал для него близким. Пилат признаётся: «Предательство - самый страшный грех человека». Он испытывает не­стерпимые муки от содеянного. Он будет терзаться и мучиться до конца своих дней, потому что предатель­ство никогда не забывается, оно живёт, пока жив чело­век, его совершивший.

А. А. Фадеев «Молодая гвардия»

Массовый героизм во время войны был проявлен не во имя личной славы, а во имя победы. Главным было не допустить покорения страны - молодые юноши и девушки на оккупированной немцами территории, не боясь смерти, вели подрывную деятельность. Герои романа создали подпольную антифашистскую органи­зацию. Олег Кошевой и Сергей Тюленин, Ульяна Гро­мова и Любовь Шевцова, а также Иван Земнухов - реальные юноши и девушки, призывавшие население встать на борьбу с врагом, вселявшие в окружающих веру в непобедимость с помощью листовок и водруже­ния флагов на оккупированной немцами территории, а также спасшие многих своих ровесников от угона на принудительные работы в Германию. Они уничтожили документацию, совершив поджог здания, где храни­лись списки.

Смелые, героические поступки этих людей были обусловлены чувством великой любви к родине, жела­нием победить во что бы то ни стало.

Б. Л. Васильев «В списках не значился»

Герой романа смело отдаёт свою жизнь во имя побе­ды. Подвиг Николая Плужникова, показанный в ро­мане, является примером цельного характера.

Война требует сосредоточиться на главном - на по­беде над врагом. Именно ради этого он до самой весны без еды, без воды, без оружия вёл «свою войну» с нем­цами, сохраняя знамя Брестской крепости. Плужни­ков соглашается выйти из подземелья только после того, как узнаёт о положении советской армии. Вый­дя наверх, он достойно ведёт себя перед врагом. Се­дой, слепой, с отмороженными пальцами, Плужников предстал перед немцами как гордый человек, гордо сказав: «Я - русский солдат».

Немецкий генерал приветствовал этого человека, приложив руку к козырьку фуражки, а его солдаты салютовали. Он умер свободным, одержал победу в схватке с немецкими захватчиками.

Человек на войне думал прежде всего о победе, для него честь Родины была превыше всего. И во имя этого он шёл в неравный бой, оставался верен своим принци­пам, своему долгу.

В. В. Быков «Сотников»

Писатель затрагивает в повести проблему трусости и предательства как духовного падения человека. По­пав в плен к фашистам и стремясь спасти собственную жизнь, партизан Рыбак предаёт свой отряд, тех, кто помог ему выжить. Он предаёт своего друга Сотнико- ва, соглашается принять участие в его казни. Престу­пив через истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.

Писатель ставит вопрос: что лучше - спасти свою жизнь, предав ближнего, или умереть с достоинством? Сотников делает свой нравственный выбор. Он гибнет, сохранив человеческий облик, одержав нравственную победу.

А. П. Чехов «Месть»

Автор рассказывает о трусливой и мелкой мести заурядного актёра молодой актрисе только за то, что она не захотела дать ему красивый халат для участия в спектакле. Писатель показал низость и ничтожность людей, способных трусливо «прятаться в кустах», мстить и втихомолку радоваться. Однако задуманная месть неудачного комика не достигла своей цели.

Даже понимая, что найденное и вывешенное объяв­ление «На сегодняшний спектакль все билеты прода­ны» сорвёт представление, комик наслаждался тем, что смог отомстить дерзкой девчонке. Разрушающая чело­веческую сущность месть постепенно превращала испор­ченную душу героя в нечто ещё более отвратительное.

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин» подни­мает проблемы самопожертвования, героизма, смело­сти, терпения, глубокой боли за объятую огнём родину.

Описывая картины голода и холода, поэт говорит, что на войне «жить без пищи можно сутки, можно больше», но каждый день нужно иметь мужество быть готовым к смерти. И все эти тяготы солдаты выносят терпеливо и достойно.

Несмотря на оптимистический настрой поэмы, необходимый в то время для поднятия солдатского духа, её трагичность прорывается в типичной карти­не, описанной в главе «Про солдата-сироту», в которой герой, проходя мимо родных мест, не узнал родной де­ревни, не нашёл родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята…

Понимая, что родных уже нет в живых, солдат, сам оставшийся сиротой, горько плакал; и эти слёзы вос­принимаются как плач по жизни, сгоревшей в огне войны. Поэма полна патриотизма, боли, но и веры в народ, вставший на защиту своей земли. Поэт уверен­но говорит:

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете.

Даже о смерти А. Твардовский говорит как о чём- то не столь важном, ведь это смерть во имя Родины: «страшный бой идёт кровавый, смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле».

Кажется невероятным, что о самой трудной и же­стокой войне в истории человечества можно было на­писать так оптимистично, жизнеутверждающе, с та­кой светлой жизненной философией, как это сделал А. Твардовский в поэме «Василий Тёркин».

Ю. В. Друнина «Запас прочности»

Проблема войны особенно остро поставлена в поэ­тических произведениях Ю. Друниной, известной поэтессы, которая сама прошла всю войну, самоотвер­женно спасая раненых на полях сражений.

Женщину на войне вообще очень трудно предста­вить, ведь она - хранительница очага и мать. Поэто­му роль женщины на войне и воспринимается неодно­значно: это противно всей человеческой природе.

Может быть, именно потому, что женщина и вой­на - понятия несовместимые, смело сражались все вместе - и мужчины, и женщины - за спокойствие материнства, благополучие детей, чтобы сохранить мир для нового человека.

В стихотворении «Запас прочности» поэтесса с гор­достью и болью говорит, что силы и мужество русского народа не иссякают, если они нужны для защиты от­чизны:

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать! - Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»

Роль женщины на войне, её участие в боях и стой­кость, которую она проявляла, отражена во многих произведениях о войне. Но контраст сочетания жен­ственности и кровавой бойни являет собой неприми­римое противоречие сил добра и зла. Именно эта идея прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

В повести Б. Васильева юная девичья чистота стал­кивается с бесчеловечными и жестокими силами фа­шизма. И в этом столкновении пять девушек, вы­ступивших против матёрых немецких диверсантов, погибают, проявив смелость, мужество и отвагу, при­сущие настоящим бойцам.

Да, враг задержан, но эта маленькая победа до­стаётся ценою пяти юных жизней. Небольшая повесть стала гимном женственности, символом вечности оба­яния, душевного богатства и красоты пятерых девчат, силы их духа. Б. Васильев с горечью описывает, как суровая и жестокая действительность войны вступает в борьбу со всем прекрасным, что есть в героинях.

В. Л. Кондратьев «Сашка»

Тяготы войны, мужество и ежедневный подвиг лю­дей на фронте, в тылу, в больницах и в поле отражены в повести В. Кондратьева «Сашка». Через восприятие главного героя читатель видит солдат, наблюдает за их суровыми буднями, вместе с ним проходит путь ста­новления характера, вместе с ним гордится проявлен­ной смелостью и храбростью при задержании немца и заслуженной Сашкиной наградой.

К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Имя поэта Константина Симонова было хорошо известно уже в годы Великой Отечественной войны.

Прошедший всю войну, хорошо знавший её героев, он просто и искренне писал стихи, дающие надежду, вселяющие веру в победу, исцеляющие боль. Его сти­хотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщи­ны…», «Жди меня…» и другие призывали солдат к мужеству и стойкости, верности и готовности выпол­нить свой долг.

Своими стихами поэт утверждает, что никто из сол­дат, сражавшихся за счастье будущих поколений, не будет забыт, что память о них вечно будет жить в серд­цах, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.

М. А. Шолохов «Судьба человека»

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» под­нимается проблема не только мужества и героизма простого советского солдата на войне, но и проблемы сохранения человеческих чувств, готовности помогать людям, чуткости и милосердия к слабым и беззащит­ным. Андрей Соколов, главный герой рассказа, прошёл всю войну, перенёс тяжелейшие испытания на фронте, потерял родных и друзей. Однако он нашёл в себе силы, волю, чтобы совершить нравственный подвиг, усыно­вив мальчика-сироту. В чудовищных условиях войны, под натиском вражеской силы Соколов остался челове­ком, несломленным, душевным, надёжным.

В этом и заключается его настоящий послевоенный подвиг. Наверное, благодаря таким людям, их вну­тренней силе и стойкости, смелости наша страна одер­жала победу в нелёгкой борьбе с фашистами.

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Герой повести рыбак Сантьяго, одинокий старик, живущий в хижине, думал о море как о живом суще­стве, способном на всё. Люди ведут вечную борьбу со стихией, и эта борьба делает героя сильным и воле­вым человеком. Морская стихия приготовила рыбаку испытание. Старик долго смело и самоотверженно бо­рется с огромной рыбой. Трёхдневный поединок с ней старик «выиграл». Повесть вызывает гордость за чело­века, которого нельзя победить. Человек многое может в этой жизни, даже быть сильнее самой природы, но он всегда должен ощущать связь с ней и осознавать перед ней свою вину.