Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тема проект современной сельской библиотеки. Сельская библиотека как фактор сохранения культуры

Тема проект современной сельской библиотеки. Сельская библиотека как фактор сохранения культуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организационная структура и функции библиотеки им. А.М. Горького в 1947-1964 гг. Мероприятия, проводимые для повышения квалификации ее работников. Опыт комплектования библиотечного фонда. Проблемы хранения книжных фондов и использования документов.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2012

    Анализ комплектования библиотечных фондов: сущность, виды, технологии. Проблемы комплектования книжных фондов сельских библиотек: цели, профиль, современное состояние. Сравнительные показатели работы общедоступных муниципальных библиотек в России.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2011

    Становление и развитие Национальной библиотеки Франции как одной из старейших и крупнейших библиотек. История возникновения отделов Библиотеки и их современное состояние. Библиотечное обслуживание в новом комплексе Национальной библиотеки Франции.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2010

    Библиотеки Великобритании и США. Современное состояние библиотек в мире, перспективы их развития. Возникновение и развитие крупнейших зарубежных библиотек - Библиотеки Британского музея, Бостанской публичной библиотеки, Библиотеки Конгресса США.

    доклад , добавлен 10.10.2014

    Раскрытие организационной структуры библиотеки-филиала №20. Характеристика источников комплектования фонда библиотеки. Пользователи библиотеки по виду деятельности и профессиональной принадлежности, характеристика информационных интересов и потребностей.

    контрольная работа , добавлен 12.04.2010

    Современное состояние и актуальные вопросы справочного библиотечного обслуживания в библиотеках. Анализ опыта работы в конкретной библиотеке (на примере "Районной библиотеки им. А. Серафимовича"). Основные этапы технологии обслуживания пользователей.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2013

    Цели, задачи, функции, направления работы, нормативная база сельской библиотеки. Перспективы развития библиотечного обслуживания на селе. Социально-психологическая характеристика группы пользователей. Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2015

    Значение книг в жизни христиан, реформаторов и проповедников. Теоретические основы комплектования библиотечного фонда. Заокская духовная академия и ее библиотека: история создания, цель существования и задачи деятельности. Процесс каталогизации документов

    дипломная работа , добавлен 14.07.2011

Ряд библиотек организуют выездное обслуживание по правовой тематике. Так, например, сельская библиотека Доможировской волости Лодейнопольского района Ленинградской области постоянно проводит выезды в различные хозяйства с информацией по разным правовым проблемам; об особенностях налогообложения фермеров, о льготах инвалидам, о льготах по оплате коммунальных услуг для различных категорий сельских жителей и др.*
Многие сельские библиотеки включились в реализацию проекта «Библиотека – информационный центр жизнедеятельности местного сообщества» и организуют постоянную связь населения с представителями местной власти: например, в практику работы введена такая форма общения с законодательной властью на местном уровне, как «встреча с депутатом», «час депутата», на котором предполагается свободное обсуждение законопроектов, находящихся на рассмотрении в местной Думе и т.п. Сельчане, участвующие в мероприятии, могут высказать свое мнение, внести уточнение, предложить свою формулировку и т.п. Такие мероприятия воспитывают у населения правовую культуру, повышают гражданскую активность. В целях повышения правовой культуры сельских жителей и содействия их юридическому образованию и самообразованию сельские библиотеки широко используют рекомендательные списки и указатели литературы по правовой тематике, которые издают центры правовой информации при областных и районных библиотеках.
Например, рекомендательный список литературы «Судебная реформа: истоки, некоторые итоги и тенденции» (Орловская областная публичная библиотека) включает более 80-ти источников по таким разделам, как «Конституционный суд», «Суд присяжных», «Третейский суд», «Военные суды», «Прокуратура», «Адвокатура» и т.д., что дает пользователю представление как о всей системе правосудия, так и о возможностях отстаивания своих прав.
Рекомендательный список «Защита прав потребителей» (Тамбовская областная публичная библиотека) насчитывает более 40 источников и включает в себя документы, разъясняющие права потребителей товаров и услуг в различных сферах.
Многие сельские библиотеки ведут значительную лекционную работу, направленную на повышение уровня правовой грамотности населения, сами выпускают дайджесты, тематические досье на правовые темы.
Интерес у широких слоев населения вызывают и презентации отдельных книг правовой тематики: хрестоматий, справочников, воспоминаний сотрудников правоохранительной системы и т.п.
Эффективной формой воспитания правовой культуры населения следует считать и «День правовой информации», который может включать в себя и выставку новых поступлений по теме, и лекцию специалиста, и консультацию по различным правовым вопросам.
Очевидно, что такие формы привлекают как всех пользователей ПЦПИ, так и представителей различных групп, решающих аналогичные житейские проблемы и объединенные общим информационным интересом.
Формы библиотечного обслуживания конкретных групп пользователей также многообразны и «окрашены» особенностями их информационных потребностей.
Приоритетным вниманием пользуются, прежде всего, социально незащищенные граждане. В работе с ними (пенсионерами, инвалидами, мигрантами, безработными и др.), а также с предпринимателями, фермерами, военнослужащими и т.д. центры правовой информации не удовлетворяются уже работой в режиме «запрос-ответ», но стараются наладить «обратную связь». С этой целью организуются постоянно действующие мероприятия, позволяющие выявить эффективность усилий библиотекарей: семинары (например, постоянный семинар для безработных), клубы по интересам для предпринимателей, ветеранов военных действий, для старшеклассников. Каждый из этих клубов раскрывает в своей работе правовые аспекты той проблематики, которая актуальна именно для конкретной группы пользователей, учит их работать с информационными ресурсами по этой теме.
В практике сельской библиотеки широко практикуется индивидуальное обслуживание. Хорошо зная проблемы жителей села, библиотекарь может, оказывать постоянную или эпизодическую помощь, например, информировать о вновь приобретенной книге, подбирать списки книг и статей по теме, осуществлять предваряющее информирование и т.д., т.е. осуществлять оперативное справочно-библиографическое обслуживание.
Как правило, в число тех, кому сельская библиотека оказывает индивидуальную информационную (в том числе и правовую) поддержку, входят руководитель хозяйства, специалисты высшего уровня (главный зоотехник, главный агроном и др.) директор школы, предприниматели и др., в зависимости от реальной ситуации на селе. Библиотека может для них выполнять тематические, фактографические, персональные и др. справки.
Кроме того, библиотеки, работающие с правовой информацией предлагают и комплексные услуги, сочетающие в себе библиографическую, аналитическую и документную информацию.
В целом, находящиеся в распоряжении центров правовой информации при достаточно крупных библиотеках ресурсы позволяют предлагать пользователям следующую номенклатуру услуг:
– поиск правовых актов в электронных базах данных;
– предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;
– выдача справки о месте и времени опубликования документа;
– тематические справки;
– предоставление текста документа;
– перенос информации на бумажный и на магнитный носитель;
– поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;
– прием заказов на поиск правового акта по телефону, факсу, электронной почте;
– подборка законодательных актов по запрашиваемой теме;
– выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических;
– предоставление периодических изданий во временное пользование;
– предоставление аудио- и видео- материалов с лекциями по правоведению ведущих преподавателей московских вузов;
– предоставление правовой информации на CD-ROM;
– сканирование;
– компьютерный перевод текста с/на иностранный язык;
– доступ к правовым сайтам Интернет;
– ксерокопирование и распечатки правовых актов в черно-белом и цветном варианте;
– оперативное информирование о новых поступлениях;
– резервирование издания для конкретного пользователя;
– предоставление электронных дисков, поступающих в библиотеку, как приложение к книгам и журналам
– «ночной абонемент»;
– открытие «почтовых ящиков» электронной почты;
– консультирование по правовым вопросам;
– составление списков литературы к курсовым и дипломным работам;
– консультирование по вопросам поиска правовой информации;
– предоставление образцов форм типовых документов (договоров, жалоб и т.п.);
– консультирование самостоятельной работы с правовыми базами «Кодекс», «Гарант», Консультант Плюс», «Система»;
– быстрый поиск в присутствии заказчика;
– текущие адресные справки;
– ретроспективный поиск;
– формирование пакета документов по запросу пользователя;
– предоставление реквизитов юридических служб;
– предоставление текстовых и табличных редакторов;
– поиск информации по предварительному заказу;
– предоставление ПК для самостоятельной работы;
– создание титульного листа для письменных работ;
– создание объявлений;
– распечатка с дискеты и др.
Конечно, небольшие сельские библиотеки не в силах оказывать все эти услуги. Однако очень важно, чтобы сельские библиотекари знали об этих возможностях и ориентировали бы на них своих пользователей.
Многие из этих услуг предоставляются бесплатно. Однако, качественные услуги публичного доступа к правовой информации не могут быть совсем бесплатными. Оплачиваются, прежде всего, те услуги, которые требуют применения расходных материалов: бумаги, дискеты и др.
Некоторые правовые центры стремятся к расширению, к диверсификации своей деятельности, предлагая комплексы качественных и уникальных услуг, платежеспособным потребителям, нуждающимся в информации: местным властям, прессе и т.п.
К таким услугам можно отнести: заказное проблемно-ориентированное библиографическое обслуживание, обмены изданиями, защита интересов местных сообществ, информационно-аналитическая поддержка законотворчества, заказные аналитические работы, компьютерная разведка, дистанционная подготовка персонала другой библиотеки и т.д. Эти услуги предоставляются на платной основе.
Эффективность деятельности правовых центров, в том числе, конечно, и при сельских библиотеках, во многом зависит от взаимоотношений с партнерами, которых условно можно разделить на три группы: это те организации, которые предоставляют им информацию; те, кто является потребителем информации; те, кто является посредником между этими двумя группами.
Важнейшим источником предоставления библиотекам правовой информации и правовых информационных продуктов является ФАПСИ, конкретно – Управление обеспечения правовой информации ФАПСИ.
В работе практически всех центров правовой информации широко используются информационно-правовые системы ФАПСИ. В соответствии с Указом президента РФ от 5 апреля 1994 г. научно-технический центр (НТЦ) «Система» получает в полном объеме тексты федеральных законов, актов Президента и Правительства, а также тексты документов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. НТП «Система» получает из Главного государственно-правового управления Президента РФ электронные информационные карточки, включающие выходные данные документа (номер, дату, наименование и т.д.), рубрики и ключевые слова, присвоенные документу; приводит привязку карточек к конкретным текстам документов, после чего отправляет документы на хранение в эталонный банк правовой информации. Пользовательский вариант эталонного банка правовых актов и программное обеспечение доступа пользователей к нему передается в центры правовой службы (ЦПС) тех субъектов РФ, в которых открывается центры правовой информации. ЦПС в субъекте РФ проводит установку ИПС ФАПСИ в публичный центр правовой информации через соответствующий орган управления культуры исполнительной власти субъекта РФ или обеспечивает удаленный доступ пользователей центра к серверу ЦПС с указанным пользовательским вариантом эталонного банка правовых актов.
НТЦ «Система» регулярно формирует порции пополнения информационного фонда банка правовых актов, включающие все новые документы, проводит их выверку и передает ФАПСИ для распространения. На рабочих станциях многих ПЦПИ установлены правовые базы ФАПСИ.
Весьма значительна роль ФАПСИ и при организации крупных, федеральных и региональных мероприятий по развитию общероссийской сети публичных центров правовой информации. Без ее финансовой поддержки их проведение было бы значительно затруднено.
Конечно, информационные продукты ФАПСИ поступают, прежде всего в правовые центры крупных библиотек, однако использовать их для удовлетворения запросов своих читателей могут любые библиотеки, в том числе и сельские!
Информационные продукты для правовых центров предоставляют и фирмы, специализирующиеся в области правовой информации, прежде всего, такие, как «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс». Они предоставляют библиотекам электронные правовые справочники, базы данных и др. Даже небольшая сельская библиотека, не имеющая выход в интернет может использовать их.
Активно сотрудничают с публичными центрами правовой информации и такие организации как агентства по распространению юридической и правозащитной литературы, издательства и т.п., предоставляя библиотекам льготы и скидки при приобретении необходимой для них литературы.
Особые отношения, складываются у публичных центров правовой информации с теми организациями, которые, как и они обязаны распространять правовые знания, это такие, как Институт муниципальной правовой защиты, неправительственные правозащитные организации, например, общество «Мемориал», «Право матери» и т.п. Зачастую правовые центры берут их на приоритетное обслуживание, отслеживают интересующую этих пользователей информацию, сами создают необходимые базы данных.
Тесные связи сложились у многих центров правовой информации с местными школами. Для школьников, в том числе и сельских, организуются специальные мероприятия, цель которых привить молодежи правовую грамотность, дать представление об их правах и обязанностях, помочь решить сложные житейские ситуации.
Центры правовой информации часто организуют среди школьников такие мероприятия, как олимпиады школьников по праву, викторины, вечера вопросов и ответов и т.д. Недавно под эгидой Российского фонда правовых реформ прошла Всероссийская олимпиада школьников по праву, большую роль в ее организации сыграли правовые центры при библиотеках разного уровня, в том числе и при библиотеках, работающих на селе.
Весьма продуктивно сотрудничество с учебными заведениями, средними и высшими, юридического профиля. Польза от такого сотрудничества обоюдная: студенты получают в правовом центре необходимую им для учебы информацию, центр использует студентов-юристов как консультантов.
В сельской местности такой взаимовыгодный симбиоз может возникнуть между библиотекой и студентом-заочником юридического профиля.
Огромную роль в продвижении правовых знаний населению играет созданный недавно Молодежный союз юристов РФ, объединивший молодых профессионалов и студентов, понимающих свою роль в обществе как роль активных просветителей в области права. Во многих регионах складывается «тройственный союз» между Молодежным союзом юристов РФ, районной управой и правовыми центрами.
Члены Молодежного союза юристов, как правило, студенты юридических университетов и институтов, постоянно (и бесплатно) консультируют пользователей центра правовой информации по различным вопросам, ведут общественные юридические приемные, проводят бесплатные консультации в библиотеке, помогают составить несложные юридические документы (договор, доверенность, жалобу и т.п.).
В Москве члены Молодежного союза юристов оказывают правовую помощь населению в рамках программы «Муниципальная адвокатура». Реализуется проект «Развитие сети бесплатных юридических консультаций для населения г. Москвы » В рамках этой программы постоянно ведется бесплатное консультирование по самому широкому кругу вопросов, еженедельно проводятся тематические лекции по особо актуальным проблемам (наследование, судебная защита, исковая давность и др.). Ежеквартально консультанты проводят отчеты и анализ своей деятельности, где анализирует тематику обращений.
Такая работа ведется не только в городах. Ряд правовых центров при сельских библиотеках имеют договоры с отделениями Молодежного союза юристов о постоянных выездных консультациях на своей базе, в сельской глубинке, что является чрезвычайно важным, особенно для всех жителей села, особенно для т.н. «льготных» категорий правовых центров.
Многие правовые центры на периферии, в сельской местности становятся координационным центром по работе с местными депутатами.
Зачастую именно на базе правовых центров при районной, сельской библиотеке проводятся встречи избирателей с депутатами, обсуждаются правовые аспекты их деятельности, формируется общественное мнение по отношению к той или иной законодательной инициативе.
Во многих регионах правовые центры при библиотеках помогают органам местного самоуправления: организуют оперативный сбор, хранение и распространение опубликованных и неопубликованных официальных документов местного самоуправления (МСУ). Это способствует повышению престижа библиотеки в глазах местных властей, закладывает основу для привлечения внимания органов местного самоуправления к своим библиотекам как возможным помощникам и проводникам политики, реализуемой органами власти на местах.
Важность проблемы правового просвещения привлекает к деятельности правовых центров внимание местных СМИ. И здесь также контакты носят взаимно полезный характер. С одной стороны, представители местной газеты, радио и т.д. сами могут получить в центре необходимую информацию, например, по вопросам авторского права, с другой стороны – деятельность правового центра находит освещение в их изданиях. В целом, за последнее время было опубликовано около 120 печатных материалов и сделано около 80 теле- и радиорепортажей, освещающих деятельность центров правовой информации при библиотеках разного уровня, в том числе и сельских.
Таким образом, оказывая правовую помощь населению, библиотека способствует в том числе и становлению местного самоуправления. Это направление деятельности библиотек, сформировавшееся сравнительно недавно, довольно ярко проявляется в опыте и сельских библиотек.

Краеведческая работа

Одним из традиционных направлений работы муниципальной (публичной) библиотеки всегда было краеведение, сформировалось даже понятие «библиотечное краеведение».
Однако, следует заметить, что долгие годы краеведческая работа вообще, и краеведческая работа библиотек, в частности, не поощрялась властями. Существовавшие с дореволюционных времен историко-краеведческие общества были распущены еще в конце 30-х годов, и только с наступлением социально-политических перемен в стране стремление широких слоев населения узнать свою подлинную историю начало встречать поддержку.
Академик Д.С. Лихачев считал краеведение массовым видом науки, методом познания от частного к общему, научно-популяризаторской деятельностью.
К ней оказались причастны не только краеведы-историки, но и библиотекари, которые по роду своей деятельности занимаются поиском, сбором, распространением и хранением краеведческих документов. Библиотекари доказали также, что могут не только разыскивать исторические документы, но и создавать их: собирать воспоминания старожилов, использовать материалы из семейных архивов и т.д.

Рада приветствовать вас на XV областном слете библиотекарей села. Сегодня мы с вами отмечаем своеобразный юбилей – 15 лет назад было положено начало этой интересной и эффективной форме повышения квалификации сельских библиотекарей. И то, что сельские библиотекари стремятся побывать на слете, невзирая на финансовые трудности, говорит о важности и нужности данного мероприятия. Ведь участники слета не только знакомятся с опытом коллег, но и делятся собственным, получают заряд творческой энергии на многие годы.

Ежегодно, собираясь на слете, мы говорим о наших достижениях, проблемах и путях их решения. Чем же сегодня живет сельская библиотека? Как изменилось ее лицо за прошедший год? В Донецкой области из 690 публичных библиотек 362 (40,7%) расположены в сельской местности. В сельских библиотеках сосредоточено более 4,0 млн. экз. изданий, ими обслужено почти 175,0 тыс. пользователей, которым выдано около 3,5 млн. экземпляров документов.

Библиотеки являются неотъемлемой и значимой частью социально-культурной инфраструктуры села. Выполняя функции социальной коммуникации, библиотека является зачастую единственным источником информации и знаний для разнообразных групп сельского населения: представителей администрации, местной интеллигенции, учащихся, студентов, специалистов, предпринимателей, пенсионеров, безработных , людей с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенных слоев населения.

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных громад, расширением их функций. Библиотека, максимально приближенная к населению, становится центром общественной и культурной жизни, способствует социальному и культурному возрождению села, продвижению книги и распространению чтения.

Уже становится традицией, что зачастую именно библиотеки являются инициаторами и организаторами проведения различных праздников, акций на селе – митингов к знаменательным историческим и политическим событиям, вахт памяти ко Дню Победы, экологических субботников, визитов вежливости к одиноким и пожилым людям. Во многих случаях именно библиотекарь становится главным помощником сельского головы в решении вопросов культурного обслуживания местных жителей.

Громада, оказывая высокое доверие библиотечным работникам, избирает их депутатами местных советов. В качестве примера приведу Ясиноватский район. Заведующая Новоселовской-1 сельской библиотекой-филиалом и заведующая Новоселовской-3 сельской библиотекой-филиалом являются депутатами сельских советов; заведующая Новобахмутовской сельской библиотекой-филиалом, зав. Красногоровской сельской библиотекой-филиалом – заместители сельских голов. Почти 20 лет является заместителем поселкового головы – зав. Желанновской поселковой библиотекой.

Нужно сказать, что за прошедший год укрепились позиции библиотек в вопросах сотрудничества с органами местного самоуправления , спонсорами. Позиционирование библиотеки как центра культуры, информации на селе, активная позиция многих библиотечных работников приносит свои плоды. В ряде районов улучшена материально-техническая база сельских библиотек, что немаловажно для создания комфортных условий обслуживания читателей.

Приведу некоторые примеры. В Володарской районной ЦБС за счет средств агроцеха ММК им. Ильича произведен капитальный ремонт помещения Боевской сельской библиотеки-филиала; в Волновахской ЦБС - за счет средств Валерьяновского сельского совета и осуществлен ремонт помещения Валерьяновской сельской библиотеки, за счет средств совета – отремонтирована крыша и заменены окна на пластик в Анадольской сельской библиотеке. Неизменными помощниками библиотечных работников в решении вопросов материальной базы являются Ялтинский поселковый голова и Ильичевский сельский голова (Першотравневый район). Например, в прошедшем году была отремонтирована система отопления и произведена замена окон в Ялтинской поселковой библиотеке, замена окон в Азовской сельской библиотеке, сделан ремонт отопительной системы в Ильичевской сельской библиотеке.

Сотрудничество библиотек с местными советами, предпринимателями положительно сказывается на пополнении их фондов. Так, регулярно пополняют фонды за счет средств местных советов Покровская и Яковлевская сельские библиотеки Артемовского района; за счет спонсорской помощи – Васильевская, Новозарьевская, Раздольненская сельские библиотеки Старобешевского района. Активно работают со спонсорами библиотеки Першотравневого (выписано 69 названий периодических изданий почти на 8,0 тыс. грн), Красноармейского (привлекли 6,3 тыс. грн.) районов.

В Добропольском районе регулярно выделяются средства из местных бюджетов на пополнение библиотечных фондов. Но сельские библиотекари активно привлекают также спонсорскую помощь. Например, в Новоукраинскую сельскую библиотеку за счет средств шахты «Святопокровская» было дополнительно выписано 20 названий периодических изданий, в Веровскую сельскую библиотеку – дополнительно 5 названий (ОАО «Веровское»), 16 названий газет и журналов для Золотоколодезянской сельской библиотеки, 5 названий – для Торецкой выписали частные предприниматели.

Во многом способствует улучшению материально-технического обеспечения сельских библиотек их участие в проектной деятельности . Надо сказать, что в последнее время оно особенно активизировалось практически во всех районах нашей области. Библиотеки подают проекты на конкурсы программы «Библиомост», конкурсы мини-проектов областного совета и многие из них становятся победителями.

2011 год был успешным для библиотек Артемовского района – 5 из них стали победителями III раунда конкурса Программы «Библиомост» - «Организация новых библиотечных услуг с использованием свободного доступа к сети Интернет», получив оборудование (14 компьютеров, принтеры, сканеры и т. д.) на сумму 68,5 тыс. грн.

Победителями этого же конкурса стали районная библиотека для детей и три сельские библиотеки Шахтерской районной ЦБС, получив 15 компьютеров и 4 комплекта сетевого оборудования.

Центральная районная и районная библиотека для детей Тельмановской ЦБС выиграли грант Международного фонда «Возрождение» в конкурсе «Учреждения культуры – ресурс развития громады») и приобрели для по 2 компьютера, мебель, МФО, цветной принтер и др.

В конкурсах мини-проектов областного совета победителями стали Северская городская библиотека для взрослых Артемовской районной ЦБС, Марьяновская, Александровская, Петровская сельские библиотеки Старобешевского района, Успеновская сельская библиотека Красноармейской районной ЦБС, Кондратьевский и Александро-Калиновский сельские советы Константиновского района с проектами «Оснащение сельских библиотек». Библиотеки вышеназванных сельских советов получили ноутбук, компьютер с подключением к сети Интернет, МФУ, мультимедийную доску, мебель. В помещении Александро-Калиновской сельской библиотеки оборудован конференц-зал, в котором можно проводить на современном уровне не только библиотечные, но и общественные мероприятия.

Таким образом, проектная деятельность позволила ряду сельских библиотек выйти на современный уровень обслуживания читателей, предоставить членам местных громад свободный доступ к мировым и отечественным информационным ресурсам.

Сельские библиотеки сегодня – это важное звено, связывающее население с органами местного самоуправления. Во многих библиотеках созданы и успешно функционируют центры по вопросам местного самоуправления, где каждый сельский житель может познакомиться с решениями сельского, районного советов, получить разнообразную социальную информацию. А в библиотеках, имеющих доступ к сети Интернет, можно познакомиться с нормативными документами центральных органов законодательной и исполнительной власти.

Основная миссия библиотеки – донести информацию до каждого жителя села, пусть и самого отдаленного. Сельские библиотеки с успехом эту миссию выполняют, обслуживая читателей на 209 библиотечных пунктах. Надо сказать, что отличительная черта нестационарного обслуживания – его социальная направленность. Библиотечные работники, активисты-волонтеры обслуживают по месту жительства ветеранов войны и труда, людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в Першотравневой ЦБС таких читателей 121 чел., В Славянской – 189 чел., в Новоазовском районе – 171 чел. Подобные примеры есть в каждом районе нашей области.

Идя навстречу интересам и пожеланиям членов местного сообщества, библиотеки выбирают наиболее рациональные формы и методы работы. Прежде всего это выражается в организации и функционировании инновационных типов библиотек: центров возрождения национальной культуры, центров духовности, библиотек-светлиц, библиотек-музеев, центров экологического просвещения и т. д. Практически в каждой сельской библиотеке при участии местных жителей создан этнографический уголок, экспонаты которого характеризуют традиции, обычаи данного населенного пункта и служат подспорьем библиотекарю в работе по краеведению, народоведению.

Сельские библиотеки проводят интересную и содержательную работу, направленную на патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни, развитие духовности и укрепление моральных устоев в обществе, популяризацию национальной культуры, развитие и функционирование украинского языка , правовое, экологическое просвещение, эстетическое воспитание. Столь разнообразная и многогранная тематическая направленность массовой работы с читателями вызвала к жизни новые, активные формы работы – литературные калейдоскопы, игры, викторины, экологические путешествия, бумеранги , правовые турниры, уроки нравственности, украинские вечерницы и др. Творческая фантазия сельских библиотекарей настолько богата, что они постоянно придумывают и внедряют новые, интересные для посетителей формы работы.

Вместе с тем, библиотека в сельской местности в большей степени, чем в крупном населенном пункте, ощущает тяжесть экономических и социальных проблем. Несмотря не некоторое улучшение, материально-техническая база сельских библиотек продолжает оставаться слабой. Более 60% библиотечных помещений не отапливается, в некоторых отсутствует освещение, нет современного технического оснащения, устарело библиотечное оборудование. Конечно, мечта любого сельского библиотекаря – чтобы в библиотеке был компьютер с подключением к Интернет. Пока мечта стала явью лишь в 5% сельских библиотек.

Создание модельных библиотек в Волновахском и Ясиноватском районах (по 2 в каждом);

Реализацию проекта «Мобильная библиотека» - приобретение библиобусов в Амвросиевском, Артемовском, Добропольском, Красноармейском районах (по 1 библиобусу в год);

Мероприятия по сохранности библиотечных фондов;

Модернизацию библиотечного обслуживания пользователей;

Формирование инновационного кадрового потенциала

В городах и районах области будут разработаны соответствующие местные программы, что предоставит органам местного самоуправления возможность выделения бюджетных средств, привлечения спонсорской помощи для развития публичных библиотек. Главное, чтобы мероприятия, намеченные в Программе, не остались на бумаге, как многое из того, что было принято и утверждено ранее (например, программы пополнения фондов публичных библиотек и др.). Ведь не всегда расширение задач, стоящих перед библиотеками и объективное усиление их роли в обществе должным образом оцениваются властными структурами на всех уровнях.

Позиционирование сельской библиотеки как учреждения для всего населения, как центра местного сообщества потребует от нее выполнения новых функций, которые, на первый взгляд, не являются библиотечными. Но это полностью совпадает с той концепцией, которую мы реализуем, - библиотека, востребованная не только читателями, но и работающая на всю громаду, помогающая людям в решении их повседневных проблем.

Хочется верить, что совместные усилия местной власти, общественности и библиотекарей принесут свои плоды и будут созданы все условия для удовлетворения информационных и культурных запросов сельского населения.

Калюжная Юлия

Объектом данного исследования является сельская библиотека № 9 с. Московского.

Предмет исследования - сельская библиотека как информационно-культурный и образовательно-просветительский центр села.

Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села.

Задачи :

Узнать, сколько сельских библиотек в Российской Федерации, и сколько жителей их посещают;

Определить задачи и выявить основные направления деятельности сельской библиотеки с. Московского Изобильненского муниципального района;

Выявить, является ли наша библиотека информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» с. Московского

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

Проект

«Роль библиотеки в жизни села»

Выполнила:

обучающаяся 2 «Б» класса

Калюжная Юлия

Консультант:

заведующая библиотекой № 9

Жилина Ольга Петровна

Руководитель:

учитель начальных классов

Квасова Вера Владимировна

2014 год

Введение

Когда я пошла в школу, то обращаться в библиотеку стала чаще не только за художественной литературой, но и научно-познавательной. Особенно меня интересуют книги по истории.

И вот, однажды, я задумалась, а сколько таких библиотек в России? Много ли жителей нашей страны их посещают и зачем?

Когда я начала задавать вопросы на эту тему родителям, учителю, работникам библиотеки у меня получился проект-исследование «Роль библиотеки в жизни села».

Объектом данного исследования является сельская библиотека № 9 с. Московского.

Предмет исследования - сельская библиотека как информационно-культурный и образовательно-просветительский центр села.

Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села.

Задачи :

Узнать, сколько сельских библиотек в Российской Федерации, и сколько жителей их посещают;

Определить задачи и выявить основные направления деятельности сельской библиотеки с. Московского Изобильненского муниципального района;

Выявить, является ли наша библиотека информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Изучение и анализ литературы и источников интернет по проблеме исследования;

Наблюдение и изучение работы сельской библиотеки № 9 с. Московского Изобильненского муниципального района;

Взятие интервью у работников библиотеки;

Анкетирование читателей;

Опрос жителей села;

Систематизация полученной информации и формулирование выводов.

Ход исследования

Во-первых, из интернет-источников я выяснила, что сельских библиотек в России более 38 тысяч, и обслуживают они более 40 миллионов жителей.

В ходе изучения работы сельской библиотеки № 9 с. Московского Изобильненского муниципального района я беседовала с заведующей библиотекой - Жилиной Ольгой Петровной и узнала, что библиотека была образована в 1936 году. Я подсчитала: нашей библиотеке 78 лет!

За эти годы в библиотеке собралась 21 тысяча книг. 1500 читателей, записанных в библиотеке, могут взять и почитать книги на разные темы, причём 530 из них - дети.

Ольга Петровна любезно согласилась дать мне интервью.

(просмотр интервью)

Анкетирование читателей я проводила в школе. Ребята моей школы, среди которых я проводила анкетирование, очень хотели мне помочь и честно отвечали на вопросы в моей анкете. Было опрошено 32 учащихся.

Опрос жителей села я проводила на улице. В этом мне помогала мама. Когда я подходила со своими вопросами к жителям с.Московского, я немного побаивалась, захотят ли они отвечать на мои вопросы и как к этому отнесутся, но оказалось, что у нас в селе живут доброжелательные люди. Из 20 человек мне отказали только 2.

Во время анкетирования и опроса я задавала всего три вопроса:

Как часто вы посещаете сельскую библиотеку?

Посещаете ли вы мероприятия, которые проводит библиотека?

Принимали ли вы, или ваши друзья, участие в подготовке и проведении этих мероприятий?

Обработанные данные 50-ти опрошенных мы занесли в таблицу:

Вопрос

Часто (ДА)

Иногда

Не посещаю (НЕТ)

Как часто вы посещаете сельскую библиотеку?

Посещаете ли вы мероприятия, которые проводит библиотека?

Принимали ли вы, или ваши друзья, участие в подготовке и проведении этих мероприятий?

Конечно положительных ответов больше давали дети, чем взрослые. Почему? Каждый из нас может ответить на этот вопрос: «Взрослые чаще пользуются компьютером чем книгами».

Выводы

Итак, сельская библиотека № 9 с. Московского Изобильненского муниципального районаиспользуют традиционные является информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

В обслуживании граждан библиотека применяет традиционные (выдача книг, чтение книг в читальном зале) и нетрадиционные технологии. Библиотека регулярно проводит литературные чтения и тематические вечера. Для ветеранов Великой Отечественной войны - это и вечера встреч и воспоминаний о войне. Для младших школьников проводится праздник «Посвящение в читатели». Старшие ребята участвуют в веселых играх и викторинах. Например: «Игра путешествие – буквы путешествуют во времени», «Час краеведения», «Уроки вежливости».На Рождество библиотека представила читателям театральное представление «Свет рождественской звезды». Используются и новые информационные технологии, то есть компьютер с выходом в интернет.

Мы видим, что работники сельской библиотеки заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы функционирования библиотек................……….5
1.1. Значимость библиотеки: современный ракурс...……………………..5
1.2. Функции и задачи современной сельской библиотеки……………...13
Глава 2. Практические аспекты сельской библиотеки на примере библиотеки в с.ХХХХХХХХ ……………………………………………...……………………....19
2.1. Характеристика особенностей сельской библиотеки…………………19
2.2. Реализация функций и задач сельской библиотекой………………….23
Заключение...………………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………………35

ВВЕДЕНИЕ

Один из важнейших разделов общего библиотековедения - учение о библиотеке. Это объясняется тем, что библиотека представляет собой главное, центральное учреждение, совокупность которых образует более сложную систему, называемую библиотечным делом. Его изучение позволяет проникнуться пониманием не только самой библиотеки как ключевой производственной единицы системы библиотечного обслуживания населения, но и библиотечного дела - развитой системной совокупности, образуемой библиотеками разных типов и видов.
Регулярное библиотечное обслуживание сельского населения России начало осуществляться с середины 19 века, хотя потребность в книге и приобщение к ней через книготорговую сеть, подписку на журналы и газеты, светскую школу и воскресные школы, которые организовывало, например, «Общество для содействия распространения народного образования» отмечается исследователями значительно раньше.
Возникновение сельских библиотек явилось, прежде всего, следствием развития школьного образования на селе, т.к., как правило, первые библиотеки создавались либо при школах, либо образованными людьми (часто - учителями), либо на средства образованных людей. Огромную роль в создании сети сельских библиотек сыграло российское Министерство народного просвещения того времени.
Кроме того, создание библиотек на селе было и логическим продолжением тех процессов развития библиотечного дела, которые разворачивались в то время в городах.
Актуальность. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций.
Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.
Таким образом, тема реализации сельской библиотекой своих функций и задач, несомненно, актуальна.
Объект исследования: функционирование библиотек в современных условиях.
Предмет исследования: сельская библиотека.
Цель курсовой работы: анализ деятельности сельской библиотеки в современных условиях на примере библиотеки в с. ХХХХХХХХ.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
1. Изучение литературы, научных публикаций и методических материалов по теме исследования;
2. Определение значимости библиотек в современном пространстве;
3. Рассмотрение функций и задач библиотеки;
4. Анализ практических аспектов современной сельской библиотеки;
5. Выявление функций и задач библиотеки в с.ХХХХХХ;
6. Выводы по теме исследования.
Методы исследования: теоретические, общенаучные, социологические.
Степень изученности темы. Эволюцию основных направлений деятельности, состояние, тенденции и перспективы развития сельских библиотек исследуют Ю.П. Мелентьева, Н.П. Лысикова, И. Гладкова, Н. Иванова. Методический материал и практические аспекты представлены в профессиональных изданиях «Библиотека», «Библио-поле», «Школьная библиотека» др.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕК
1.1. Значимость библиотеки: современный ракурс
Библиотечное дело это область профессионального труда, назначением которого является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеке, а также совокупности библиотек, действующих на той или иной территории.
В юридическом смысле под библиотечным делом понимается отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности граждан и их объединений, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработку их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Основными социальными целями библиотечного дела является сохранение и передача способностей или достижений человечества, отражаемых в документном информационном потоке.
Согласно федеральному закону о библиотечном деле (от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ):
1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями.
3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.
Библиотечное дело - это одна из типичных форм человеческой деятельности, поэтому в нем можно выделить три основополагающих составляющих элементов:
1. Предмет труда - публикация;
2. Субъект труда - читатель и потребитель;
3. Посредник труда - библиотекарь.
Библиотечная деятельность обусловливается движением, развитием библиотечных ресурсов, т. е. комплекса параметров, характеризующих способность библиотечного дела решать современные и будущие проблемы обеспечения общественных и индивидуальных потребностей в документальной информации. Можно выделить следующие основные характеристики библиотечных ресурсов:
1. обеспеченность библиотеками разного типа и вида, уровень функционирования их как целостной библиотечной системы;
2. обеспеченность библиотечными фондами (объем, отраслевой, тематической, типовой, видовой, языковой и др. состав литературы, соответствие ее информационным потребностям общества);
3. обеспеченность кадрами (общая их численность, образовательный и квалификационный состав, стаж и т. д.);
4. материально-техническая оснащенность (здания, оборудование, механизация, автоматизация библиотечных процессов).
Библиотечные ресурсы определяют отношения библиотек друг с другом при создании услуг и продукции, удовлетворяющих информационные потребности. Только в рамках определенных внутри- и межбиблиотечных отношений и связей возможно функционирование библиотечного дела. Таким образом, библиотечное дело есть не что иное, как взаимодействие библиотечных ресурсов и библиотечных отношений.

Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Информация сегодня многими рассматривается как особая ценность. Существует даже такая точка зрения, что она превращается в реальную производительную силу. Появился новый термин, обозначающий современный уровень развития общества - информационная цивилизация или информационное общество. Активным сторонником этого подхода к пониманию современного общества является, в частности, Я.Л. Шрайбер. Он считает, что информационные технологии начинают доминировать в обществе и в его экономике, становится базовым, уровень их развития определяет уровень развития страны в целом.
Роль библиотек в этом процессе - это роль посредника, транслирующего информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уж о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.
Однако существует и другое мнение. Так, Г.П. Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, развитии науки и искусства, их взаимообогащении, обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья». Программа библиотечной деятельности, предложенная Фонотовым, достаточно обширна, но собственно информационную деятельность он не отвергает, но и не рассматривает в качестве основной функции библиотек. По его мнению, библиотека собирает и хранит источники знания, а не информацию, поэтому информация - не цель, а средство трансляции знания.
А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют три парадигмы библиотечного дела, представленные разными авторами:
­ структурно-функциональная: библиотека представляет «документальный ресурс», а не информационный;
­ когнитивная: предмет труда библиотекарей - «знание»;
­ информационная.
Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему. Большинство авторов говорят именно об информационной функции библиотек как самой современной и востребованной. Но нельзя сказать, что эта точка зрения неоспорима.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация во взаимоотношениях библиотеки, ее работников и читателей: библиотеки прежде всего по причине своей финансовой несостоятельности оказались не способными угнаться за выпуском новых книг и приспособиться к изменившимся интересам и потребностям читателей.
Это обнаружилось не только в комплектовании фондов, не только в качестве предоставляемых библиотеками услуг, но и в стереотипах мышления и поведения библиотечных работников. Частные (личные) библиотеки, скорее всего, если и выросли, то незначительно, но теперь они стали подбираться владельцами более целенаправленно, более качественно; люди уже не покупают все подряд, что является дефицитом, а предпочитают покупать только то, что действительно их интересует. Тем более что книги стали достаточно дорогими. Таким образом, специализированные личные и ведомственные (например, институтские) библиотеки стали реальным конкурентом публичных библиотек.
В силу этих и некоторых других причин (которые следует вскрыть в ходе специального социологического исследования) оппозиция «библиотекарь - читатель» приобрела характер скрытого конфликта.
Этот конфликт выражается в следующих моментах:
­ «читатель всегда неправ» во взаимоотношениях с библиотекой: правила пользования библиотечными услугами устанавливает именно библиотека, без учета интересов читателя;
­ читатели «в отместку» стараются не замечать библиотекаря как человека - они видят в них лишь функцию слепой силы под названием «библиотечная система»;
­ сама библиотека рассматривается явно или неявно читателями как строго функциональная система, а не место для нормальной работы, т.е. главной, если не единственной, обязанностью библиотеки является предоставление для решения некоторых задач книг (или, если угодно, информации), не более того; все остальное видится как довесок, не очень обязательный, к этой главной функции;
­ со стороны библиотечных работников содержанием их отношения к читателям является недоверие; в свою очередь, читательское отношение к библиотекарям характеризуется презрением или пренебрежением; и то, и другое в повседневности выливается в раздражение;
­ фундаментальное непонимание библиотекарями и читателями друг друга: каждый из них занимается своим делом, но вынуждены они это делать по непонятным для сторон причинам на одной территории. Но два этих дела разняться по содержа........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антоненко С.А. Социальные функции сельской библиотеки // Библиотековедение. - 2010. - № 5. - С. 26-29. - Библиогр.: 16 назв. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: datadocs/bibliotekovedenie_05_2010.pdf (10.09.2015).
2. Барсукова, Н. Сельские библиотеки сегодня и завтра / Н. Барсукова // Сельская библиотека и ее роль в сохранении и развитии культурно-исторического наследия Кузбасса: материалы науч.-практ. конф. к 100-летию Мариинской публ.биб-ки / Департамент культуры администрации Кемеровской области; КОНБ. - Кемерово, 2005. - С. 59-60.
3. Библиотека в современном культурно-образовательном пространстве // Лысикова Н.П. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект: [научно-практическое пособие] / Н. П. Лысикова, О. И. Алимаева, Н. Р. Вакулич. - Москва: Литера, 2009. - С. 4 -14. - («Современная библиотека»; вып. 53).
4. Библиотеки и органы местного самоуправления: пути сотрудничества: материалы краев. науч.-практ. конф. / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; ред. Л. И. Лукьянова. - Барнаул, 2003. - 100 с.
5. Библиотечное дело: терминологический словарь / РГБ. - 3-е изд. - М., 1997. - 168 с.
6. Бражникова С. Моя многофункциональная профессия: [деятельность сельск. б-к на соврем. этапе] // Библиополе. - 2008. - № 1. - С. 15-17.
7. Высоцкая Е. Разные модели, но цель одна - сохранение культуры на селе: функционирование библиотек в условиях ФЗ № 131 // Библиополе - 2006. - № 5. - С. 2-6.
8. Даранова О. Модельная библиотека как типовая модель развития: межрегиональный фестиваль библиотек ПФО / О. Даранова, И. Мякушина // Библ. дело. - 2011. - № 22. - С. 33-37: фот. - (Сельские библиотеки); [Электронный ресурс]: - URL: prof/publ/bibliograf/2011/bd22.pdf (11.09.2015)
9. Душа сельского общества. Сюда идут и стар, и млад // Библ. дело. - 2009. - № 3. - С. 25-26.
10. Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 3. - С.3-12.
11. Иванова, Наталья. Изменчивый мир молодежи и адаптация в социуме / Н. Иванова // Библиотека. - 2011. - № 4. - С. 53-55.
12. Карташов, Н. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н. Карташов // Библиотековедение. - 2001. - № 4. - С.17-25.
13. Лысанова Л. Модельные - особая примета в деревне // Библиополе. - 2011. - № 9. - С. 21-22.
14. Матлина С.Г. Но гражданином быть обязан. Сельская библиотека и формирование общества // Библиополе. - 2003. - № 4. - С. 9-11. Аннот.: Роль сельской библиотеки в современном обществе.
15. Матлина С.Г. Сельская библиотека и становление гражданского общества в России // Сельская библиотека на путях выхода из кризиса: сб. тез. докл. и выступлений к Межрегион. науч.-практ. конф. (12-14 нояб. 2002 г., Санкт-Петербург) / [сост. Л.Н. Михеева и др.]. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. - С. 14-17. Аннот.: Роль сельской библиотеки в становлении гражданского общества.
16. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: [науч.-практ. пособие]. - М.: [Литера], 2009. - 142 с.
17. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособие / Ю.П. Мелентьева. - М.: Либерея, 2003. - 91 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: (10.09.2015).
18. Мобильные библиотеки и внестационарное обслуживание населения // Университетская книга. - 2015. - № 6. - С. 30-33.
19. Мозелова Я.И. Сельская библиотека в эпоху реформ // Библ. дело. - 2009. - № 3; То же [Электронный ресурс]. - URL: (10.09.2015).
20. Новикова М. Районные будни и праздники. Мобильный комплекс информационно-библиотечного обслуживания населения // Библ. дело. - 2010. - № 19. - С. 13-15.; То же [Электронный ресурс]. - URL: prof/publ/bibliograf/2010/bd19.pdf (10.09.2015).
21. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 года № 78-ФЗ (с изм. и доп. от 22 авг. 2004 года): [Электронный ресурс] // Гарант
22. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК
23. Основные направления деятельности библиотеки на селе // Мелентьева, Юлия Петровна. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села / Ю. П. Мелентьева. - Москва: Литера, 2009. - С. 55-66. - (Серия «Современная библиотека»; вып. 63).
24. Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение. -2008. - № 1. - С.64-71.
25. Попова Г.И. Библиотечные информационные ресурсы и услуги - селу (БИРИУС): Пермский вариант // Информ. бюл. Рос. библ. ассоц. - 2012. - № 64. - С. 141-143.
26. Пронина Л. А. Маркетинг в сельской библиотеке? Да! // Мир библиографии. - 2003. - № 2. - С. 58-61.
27. Расширение информационных возможностей сельской библиотеки в электронную эру: библиографический список книг и статей / сост. А.Ю. Рогачёва // Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова: сайт. - Архангельск, 2012. - URL: depart/sik/main.phtml?op=225 (11.09.2015).
28. Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. / под ред. С.А. Давыдова. - СПб.: РНБ, 2005. - 200 с.
29. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение. - 2004. -№ 1. - С.39-42.
30. Степанян Г.
31. Сурнина В. Миссия и функции современной сельской библиотеки: вгляд со стороны [Электронный ресурс] // Публичная библиотека Новоуральского городского округа: [сайт]. - Новоуральск, 2012. - URL: (11.09.2015).
32. Сурнина В. Нам надо знать: зачем мы? Миссия и функции современной сельской библиотеки // Библиополе. - 2009. - № 1. - С. 7-10.
33. Тикунова И.П. Сельская библиотека? центр жизни местного сообщества // Экология культуры: инф. бюл. ? 2003. ? № 3 (31). ? С. 112-116; То же [Электронный ресурс]. - URL: ni/sel_bib.htm (10.09.2015).
34. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. - М.: Либерия, 2010. - 546 с.
35. Хамер Г.В. Модернизация муниципальной сельской библиотеки в центр общественного доступа / Г.В. Хамер, Р.В. Корнеева // В мире науч. открытий. - 2014. - № 7.3 (55). - С. 1176-1192.
36. Щирикова, Людмила Дмитриевна. Социально-ориентированная проектная деятельность в библиотеке: научно-практическое пособие / Л. Д. Щирикова, Н. В. Яценко. - Москва: Литера, 2010. - 96 с. - («Современная библиотека»; вып. 89).