Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Список использованной литературы.

Список использованной литературы.

Цель: презентация творчества веселого сказочника С.Г.Писахова; расширение читательского кругозора учащихся.

Форма урока: презентация творчества писателя

Оборудование: тесты сказок С.Г.Писахова; мультимедийная презентация.

Ход урока

Учитель. Прослушайте текст и определите жанр данного произведения.

Учитель зачитывает сказку С.Г.Писахова «Северное сияние»

– Почему вы решили, что это сказка? (Ответы детей.)

– Это произведение принадлежит Степану Григорьевичу Писахову, а он действительно назвал его сказкой.

Кто читал другие сказки этого писателя? (Ответы детей.)

Имя этого архангельского сказочника, к сожалению, мало известно читателям. А между тем друзья – писатели называли его «поэтической душой севера». (Слайд 2 , см. Приложение 1 )

Для нашего серного края Писахов является тем же, чем Бажов для Урала. В ШКАТУЛКЕ Писахова, хоть она и не малахитовая, тоже хранятся драгоценные клады – легенды и сказки поморского Севера. (Слайд 3 )

Урок сегодня я бы хотела провести в форме презентации творчества этого интересного писателя-сказочника, нашего земляка, северянина. (Слайд 4 ).

Родился С.Г.Писахов в Архангельске 25.10.1879 г. На Поморской улице, в доме, который принадлежал его отцу, ювелирных дел мастеру, а через 80 лет в этом же доме и умер. (Слайд 5 )

Писахов любил повторять, что всю жизнь он прожил в той же комнате, где родился, в ней же намерен и помереть. Так оно и случилось.

С детства Писахов мечтал стать художником, но отец не разделял увлечений сына, повторяя постоянно, что «без художников люди живут спокойно». Однако сын настоял на своем, и в 1902 году он поступает в Петербургское художественное училище, а в 1905 году за вольнодумство из училища его исключают и лишают права получать образование в России.

И тогда Писахов отправляется путешествовать. Греция, Италия, Франция, Ближний Восток – далеко не полный перечень стран, в которых он побывал.

Именно там, на чужбине, в жарких солнечных странах, понял Писахов, что не может он жить без севера, тихого, скромного, но такого родного и уютного. И он возвращается домой. Он так истосковался по русской зиме, что едва переступив порог родного дома (а это было летом), тут же мчится на Мурман – искать уцелевший снег. А потом, как одержимый, рисует родные северные пейзажи.

Друзья, которым он как-то показал свои картины, пришли в восторг и устроили ему выставку сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве. Публика заговорила о таланте Писахова – художника, а критики даже назвали его певцом северной природы. (Слайды 6–8 с картинами Писахова ).

Однако тяга к путешествиям звала художника в дорогу за новыми впечатлениями. Но душа не хотела расставаться с родным севером. И тогда Писахов отправляется путешествовать по северу. За несколько лет он исколесил всю Арктику: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Баренцево море, Карское море… Ну и конечно, северные реки: Печора, Пинега, Онега, Мезень. Всюду, где бывал, Писахов старательно изучал быт и культуру, традиции и обряды, легенды и сказки.

В середине ХХ века С.Г.Писахов был в Архангельске самым популярным человеком. Не было в этом городе жителя, который бы не знал писателя в лицо. (Слайд 9 )

Почти двадцать пять лет преподавал Степан Григорьевич в школах Архангельска рисование, а для развлечения писал для своих учеников сказки. В 1932 году его сказки попадают в руки известного тогда писателя-сказочника Лазаря Лагина. Лагина сказки Писахова восхитили, и он помогает школьному учителю издать сборник его произведений, который Писахов назвал по заглавию одной из своих сказок «Не любо – не слушай…» (Слайд 10 )

Ученики часто спрашивали своего учителя, откуда он берет темы и сюжеты для своих сказок. Он всегда отвечал: «С натуры. Рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут» А потом признавался, что с детства слышал богатое северное словотворчество и что дед его, Левонтий, славился по всей Пинеге как искусный сказочник и балагур. В непогоду дед Левонтий мог целыми сутками развлекать охотников и рыбаков своими небылицами и небывальщинами.

Сказки Писахова – уникальное явление русской северной культуры. В них всегда точно названо место действия – деревня Уйма. (Слайд 11 ) Главный герой его сказок – народ, поморы. А истории, которые происходили в поморской деревне Уйма, расположенной на берегу Белого моря, рассказывает местный житель балагур и весельчак Сеня Малина. (Слайд 12 ) У Писахова Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал, и турок бивал, и по всем морям путешествовал. Все знает Сеня малина, все видел.

Похож писаховский сказитель на настоящего Сеню Малину? (Слайд 13 )

А живет Сеня Малина, как все поморские мужики, по его собственному выражению, «обнакновенно». И «жона» у него, как у всех, «справная», только «спорить с ней – зря время терять», и детей у него» семеро на лавке, пять – на печи».

Сеня Малина хорошо знает поморскую жизнь, в сердце у него восторг от красоты и богатства родного края. И был этот край «самолучшим в старо время». Малина уверен, что и поморские мужики были бы «первеющими богатеями», если бы не «злыдни проклятые – чиновники, урядники да попы»

Что из моего рассказа вы узнали о творчестве С.Г.Писахова? (Слайд 14 )

(Создавал сказки о поморской жизни; главный герой – обычный крестьянин; попы и чиновники – отрицательные герои; сказитель – весельчак и балагур Сеня Малина)

Наша задача – познакомившись поближе со сказками этого удивительного сказочника, определить, в чем же их своеобразие и оригинальность, и чем они связаны с народными традициями.

Давайте познакомимся со сказкой, которая вошла в сборник «Не любо – не слушай…». Сказка называется «Как поп работницу нанимал» (Слайды 15–25 )

Что напомнила вам эта сказка? («Сказку о попе и работнике его Балде» и бытовые народные сказки)

Чем же похожа эта сказка Писахова на бытовую русскую народную? (Герои и идея сказки очень близки к народным)

Но у сказки «Как поп работницу нанимал» есть автор, значит, она литературная.

Чем еще эта литературная сказка отличается от народной?

Следующая сказка называется «Морожены песни». Послушайте ее и определите, в чем ее своеобразие и имеет ли эта сказка связь с народными традициями.

Вывод:
– Чем необычна сказка? (Языком и сюжетом .)
– Чем необычен язык? (Насыщен диалектизмами, усеченными словами, пословицами, поговорками, просторечиями и разговорной лексикой. )

– Итак, речь Сени Малины своеобразна и очаровательна. Она подчеркивает особенность сказки, ее самобытность. Этот художественный прием помогает автору создать оригинальное произведение. Писахов свои произведения назвал сказками, но сказки должны иметь традиционную сказочную композицию.

Найдите зачин и концовку в сказке «Морожены песни». (Тоже оригинальны. )

На чем строится сюжет в этой сказке? (На небылицах. )

Зачем врет Сеня Малина? (Для веселости: «смех в работе подмога и с едой пользителен». )

Вывод: В чем своеобразие этой сказки? (Слайд 26 )

Перед вами на столах еще три сказки С.Г.Писахова: «Не любо – не слушай…», «Своим жаром баню грею» и «Ледяной потолок над деревней».

Самостоятельно ознакомьтесь с их содержанием и сделайте вывод:

I вариант. В чем связь этих сказок Писахова с народными традициями.
II вариант.
В чем своеобразие этих сказок Писахова.

(Слайд 27 )

О чем же пишет Писахов? Какие темы он затрагивает? К какому виду сказок вы бы отнесли его произведения? (Нельзя отнести ни к одному из имеющихся видов сказок. Сказки Писахова и бытовые, и волшебные, и сатирические, и о животных. И все это одновременно. В них есть всё, кроме нечистой силы .)

Можем ли мы, северяне, утверждать, что все, о чем говорит Сеня Малина неправда? Значит, это правда? (В них преувеличение, т. е. гипербола .)

Что же прославляют и воспевают сказки Писахова? (Север, его красоту, трудолюбие и смекалку северных людей, которые умудрились даже белых медведей обучить работать .)

Какой еще прием, кроме гиперболы, использует сказочник? (Олицетворение «семга да палтусина сами в пироги заворачиваются». )

Можем мы утверждать, что Север – это еще один главный герой всех произведений С.Г.Писахова?

Итак, Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может быть обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно. Наверное, именно поэтому Сеня Малина так часто прибегает к словотворчеству, использует в своей речи многозначные слова и метафоры.

Писахов соединяет в речи Сени Малины народную, разговорную речь с литературной. У него получилось дополнительное средство художественной выразительности. Именно оно и придает сказкам Писахова ту яркость, необычность и очарование, которые и пленяют читателя.

Вывод. Своеобразие сказок Писахова. (Слайд 28 )

  1. Сюжет оригинален, строится на небылицах;
  2. Отсутствует волшебство;
  3. Gоложительные герои – поморские крестьяне деревни Уйма;
  4. Отрицательные герои – попы и чиновники;
  5. Cказитель (Сеня Малина) врун и балагур; врет для веселости;
  6. Зачин и концовка, авторские, самобытные;
  7. В языке соединяется литературная речь (метафоры, сравнения) и разговорная, народная (диалектизмы, просторечия, пословицы, поговорки, усеченные формы слов);
  8. Применяет гиперболу и олицетворение.

Понравились вам сказки С.Г.Писахова?
Только печатаются они, к сожалению, небольшими тиражами, и найти их в продаже достаточно сложно. Наши ребята подготовили для вас инсценировки по сказкам Писахова «Модница» и «Поп и работник»
Какие сказки прозвучали сегодня на уроке? (Слайд 29 ) Какая из них вам понравилась больше всего? Чему учат сказки Писахова?

Как рассказывать истории так, чтобы слушатели не заскучали? Талант рассказчика был востребован во все времена, начиная с глубокой древности. Ошибаются те, кто полагает, что с этим умением люди рождаются. Приложив определенные усилия, любой человек способен развить навыки интересной речи. Что же для этого необходимо?

С чего начать

Как рассказывать истории, чтобы их с удовольствием слушали? Начать стоит с улучшения собственной дикции. К сожалению, даже самая захватывающая история не произведет впечатления на аудиторию, если человек, ее излагающий, проглатывает окончания слов, нечетко выговаривает звуки. Проблему решает регулярное выполнение упражнений, которые улучшают подвижность мышц языка и губ. Также полезно произносить на большой скорости скороговорки.

Словарный запас рассказчика играет столь же важную роль. Для его расширения полезно читать классическую литературу, не ленясь уточнять значение непонятных слов в словаре. Наконец, научиться структурировать свою речь помогает ведение дневника. В тетради можно фиксировать основные события дня, стараясь делать записи краткими, отражающими главное.

Упражнения

Как рассказывать истории, чтобы окружающие жадно внимали им? Для начала стоит сделать своим слушателем зеркало, ведя перед ним монологи, затрагивающие разнообразные темы: литературу, путешествия, политику и так далее. Зеркало поможет оценить собственные жесты и мимику, они должны быть уверенными. Желательно пользоваться при этом диктофоном, записывая произносимые монологи. Прослушав записи, легче понять минусы и плюсы своих рассказов.

Существует и другое упражнение, дающее великолепные результаты. Нужно выбрать любое (случайное) слово, а затем придумать историю, так или иначе связанную с ним. Остановившись, к примеру, на слове «стул», следует в течение 5-10 минут рассказывать об этом предмете мебели. В роли слушателя по-прежнему может выступать зеркало. Упражнение развивает фантазию, к тому же в процессе его выполнения рассказчик учится структурировать собственные истории.

Как рассказывать истории: правильное начало

Еще древнегреческий мыслитель Платон говорил, что эффектное начало - залог успеха всего рассказа. Как рассказывать истории, способные заинтересовать слушателей? Многое зависит от первого предложения, оно должно вводить аудиторию в суть рассказа, однако не затрагивать основную интригу.

Допустим, человек желает посвятить друзей в смешную историю, которая приключилась с ним во время отдыха. Ему не стоит начинать рассказ с предупреждения о том, что сейчас последует забавная история. Правильный вариант - безотлагательный переход к сути. К примеру, первое предложение может прозвучать так: «Как-то раз я врезался в яхту на гидроцикле». После этого слушателям обязательно захочется узнать подробности, которые рассказчик им изложит в основной части собственной истории.

Нарастание напряжения

Как рассказывать истории интересно, заставляя аудиторию ловить каждое слово? Слишком поспешный переход к кульминации - распространенная ошибка, которую допускают многие неопытные рассказчики. Небольшое введение только украсит рассказ, в нескольких предложениях можно описать причину истории, собственные мотивы и так далее. Сразу после этого следует кульминация, плавно переходящая в финал.

Затягивать с самой интересной частью рассказа также не рекомендуется. Считается, что внимание слушателя ослабевает уже через три минуты, поэтому хорошие рассказчики укладываются в это время. Здесь пригодится умение структурировать историю, выделять самое главное и отбрасывать лишнее. О том, как его развить, написано выше.

Время для смеха

Как рассказывать истории смешно? Желательно добиваться того, чтобы первые смешки у слушателей возникали уже в первые тридцать минут. Смешные истории не следует перегружать ненужными деталями, разумеется, если подробности не изобилуют забавными моментами, помогающими подойти к кульминации.

Вовсе не обязательно пытаться уложить рассказ в полминуты, важно лишь максимально насытить первые 30 секунд забавными и интригующими деталями. В этом случае высока вероятность, что слушателям захочется узнать продолжение и их внимание не ослабнет до конца рассказа.

В памяти большинства людей откладывается лишь кульминационный момент истории или ее финальная часть. Поэтому конец важно тщательно продумать, иначе рассказ не запомнится как смешной. Опытные ораторы рекомендуют прервать монолог на том этапе, когда аудитория заливается смехом.

Создание образов

Как рассказывать истории друзьям так, чтобы заслужить репутацию превосходного рассказчика? Рассказы, порождающие в сознании яркие образы, всегда пользуются большим успехом у аудитории. Нужно учиться рассказывать так, чтобы друзья не только слышали слова, но и представляли картину происходящего. К примеру, в этом поможет добавление в свою историю описания местности, где она произошла. Однако не стоит делать его пространным, достаточно нескольких метких характеристик.

Исследования показали, что люди практически всегда отдают предпочтение рассказам, которые ведутся от первого лица. Приключилась ли история с рассказчиком или с кем-то из его знакомых, лучше всего сделать себя ее главным героем. В этом случае можно рассчитывать на сопереживание аудитории, от которого многое зависит.

Лицо и руки

Как рассказывать истории из жизни, чтобы они производили неизгладимое впечатление на слушателей? Даже увлекательный сюжет вкупе с безупречной дикцией не спасут повествование, если рассказчик абсолютно не проявляет эмоций. Обязательно нужно задействовать лицо и руки, делясь с окружающими отличной историей, это поможет поддерживать на должном уровне интерес.

Особенно важно выделять голосом и жестами кульминацию. Можно сделать небольшую паузу, начать говорить громче или тише, всплеснуть руками или демонстративно убрать их за спину - вариантов привлечения внимания существует множество. Однако перебарщивать с эмоциональностью также не стоит, история может обесцениться, если слушатели почувствуют фальшь.

Уверенность - залог успеха

Слушатели моментально потеряют интерес к истории, какой бы необычной она ни была, если ее автор не уверен в себе. О страхе свидетельствуют такие моменты, как запинки, блуждающий взгляд, излишне длинные паузы, дрожь в голосе. Особенно важно сохранять зрительный контакт с аудиторией, это считается признаком уверенности. Не стоит также резко обрывать историю, заметив, что окружающим она совершенно неинтересна. Лучше вместе посмеяться над этим, а затем уже перевести разговор на другую тему.

Избавиться от ненужного волнения поможет регулярная практика. Скажем, можно отрабатывать навыки рассказчика на близких родственниках или делиться короткими историями с незнакомцами - продавцами, попутчиками, соседями по очереди.

Иностранные языки

Как рассказывать истории на английском так, чтобы они неизменно имели успех у аудитории? Актуальны все вышеперечисленные рекомендации, помогающие сделать рассказ живым и интересным. Если же советы не работают, не исключено, что проблема заключается в такой «мелочи», как произношение рассказчика. Как и в случае с плохой дикцией, неправильное произношение может сделать историю слишком сложной для восприятия. Помочь справиться с проблемой могут аудиоуроки английского, просмотр фильмов без перевода, общение с носителями языка.