Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Рассказ о жизни и творчестве тургенева. Где родился Тургенев Иван Сергеевич

Рассказ о жизни и творчестве тургенева. Где родился Тургенев Иван Сергеевич

Тургенев, Иван Сергеевич, знаменитый писатель, родился 28 декабря 1818 в Орле, в богатой помещичьей семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. Отец Тургенева Сергей Николаевич, женился на Варваре Петровне Лутовиновой, не обладавшей ни молодостью, ни красотою, но унаследовавшей громадное имущество, – исключительно по расчету. Вскоре после рождения второго сына, будущего романиста, С. Н. Тургенев, в чине полковника, оставил военную службу, в которой до тех пор находился, и переселился вместе с семьею в имение жены, Спасское-Лутовиново, около г. Мценска, Орловской губернии. Здесь новый помещик быстро развернул буйную натуру необузданного и развратного самодура, явившегося грозою не только для крепостных, но и для членов собственной семьи. Мать Тургенева, еще до замужества испытавшая немало горя в доме своего отчима, преследовавшего ее гнусными предложениями, а затем и в доме дяди, к которому она бежала, вынуждена была молча сносить дикие выходки деспота-мужа и, терзаемая муками ревности, не осмеливалась громко упрекать его в недостойном поведении, оскорблявшем в ней чувства женщины и жены. Затаенная обида и годами накоплявшееся раздражение озлобили и ожесточили ее; это в полной мере обнаружилось, когда после смерти мужа (1834), сделавшись полновластной хозяйкой в своих владениях, она дала волю своим злобным инстинктам ничем не сдерживаемого помещичьего самодурства.

Иван Сергеевич Тургенев. Портрет кисти Репина

В этой удушливой атмосфере, пропитанной всеми миазмами крепостничества, проходили первые годы детства Тургенева. По господствовавшему в помещичьем быту того времени обычаю, будущий знаменитый романист воспитывался под руководством гувернеров и учителей – швейцарцев, немцев и крепостных дядек и нянек. Главное внимание было обращено на французский и немецкий языки, усвоенные Тургеневым еще в детстве; родной же язык был в загоне. По свидетельству самого автора «Записок охотника », первый, кто заинтересовал его русской литературой, был крепостной камердинер его матери, тайком, но с необыкновенной торжественностью читавший ему где-нибудь в саду или в отдаленной комнате «Россиаду» Хераскова.

В начале 1827 Тургеневы для воспитания детей переехали в Москву. Тургенев был помещен в частный пансион Вайденгаммера, потом был вскоре оттуда переведен к директору Лазаревского института, у которого он жил в качестве пансионера. В 1833, имея всего 15 лет от роду, Тургенев поступил в московский университет по словесному факультету, но год спустя, с переездом семьи в Санкт-Петербург, перешел в петербургский университет. Окончив курс в 1836 со званием действительного студента и выдержав в следующем году экзамен на степень кандидата, Тургенев, при низком уровне русской университетской науки того времени, не мог не сознавать совершенной недостаточности полученного им университетского образования и поэтому отправился доучиваться за границу. С этой целью в 1838 он поехал в Берлин, где в течение двух лет изучал древние языки, историю и философию, главным образом систему Гегеля под руководством профессора Вердера. В Берлине Тургенев близко сошелся со Станкевичем , Грановским , Фроловым, Бакуниным , которые вместе с ним слушали лекции берлинских профессоров.

Однако не одни только научные интересы побудили его уехать за границу. Обладая от природы чуткою и восприимчивою душою, которую он сберег среди стонов безответных «подданных» помещиков-господ, среди «побоев и истязаний» крепостной обстановки, внушившей ему с первых же дней сознательной жизни непобедимый ужас и глубокое отвращение, Тургенев ощутил сильную потребность хотя бы на время бежать из родных палестин. Как писал он сам позднее в своих воспоминаниях, ему оставалось «либо покориться и смиренно побрести общей колеей, по избитой дороге, либо отвернуться разом, отшатнуть от себя "всех и вся", даже рискуя потерять многое, что было дорого и близко моему сердцу. Я так и сделал... Я бросился вниз головою в "немецкое море", долженствовавшее очистить и возродить меня, и, когда я, наконец, вынырнул из его волн, я все-таки очутился "западником " и остался им навсегда».

Начало литературной деятельности Тургенева относится ко времени, предшествовавшему его первой поездке за границу. Еще будучи студентом 3 курса, он отдал на рассмотрение Плетнева один из первых плодов своей неопытной музы, фантастическую драму в стихах, «Стенио», – это совершенно нелепое, по отзыву самого автора, произведение, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому «Манфреду». Хотя Плетнев и пожурил юного автора, но заметил все-таки, что в нем «что-то есть». Эти слова побудили Тургенева отнести ему еще несколько стихотворений, из которых два спустя год были напечатаны в «Современнике ». По возвращении в 1841 из-за границы Тургенев отправился в Москву с намерением держать экзамен на магистра философии; это оказалось однако невозможным, вследствие упразднения в московском университете кафедры философии. В Москве он познакомился с корифеями нарождавшегося в то время славянофильства – Аксаковым , Киреевским , Хомяковым ; но убежденный «западник» Тургенев отнесся отрицательно к новому течению русской общественной мысли. Напротив, с враждебными славянофилам Белинским , Герценом , Грановским и др., – он сошелся очень близко.

В 1842 Тургенев уехал в Санкт-Петербург, где, вследствие размолвки с матерью, сильно ограничившею его в средствах, вынужден был пойти «общей колеей» и поступить на службу в канцелярию министра внутренних дел Перовского. «Числясь» на этой службе немногим более двух лет, Тургенев не столько занимался служебными делами, сколько чтением французских романов и писанием стихов. Около этого же времени, начиная с 1841, в «Отечественных Записках » стали появляться его мелкие стихотворения, а в 1843 напечатана была поэма «Параша» за подписью Т. Л., очень сочувственно встреченная Белинским, с которым он после этого скоро познакомился и оставался в близких дружеских отношениях до конца его дней. Молодой писатель произвел на Белинского очень сильное впечатление. «Это человек, – писал он своим друзьям, – необыкновенно умный; беседы и споры с ним отводили мне душу». С любовью вспоминал впоследствии об этих спорах Тургенев. Белинский оказал немалое влияние на дальнейшее направление его литературной деятельности.

Вскоре Тургенев сблизился с кружком литераторов, группировавшихся около «Отечественных Записок» и привлекших его к участию в этом журнале, и занял среди них выдающееся место, как человек с широким философским образованием, по первоисточникам знакомый с западноевропейской наукой и литературой. После «Параши» Тургенев написал еще две поэмы в стихах: «Разговор» (1845) и «Андрей» (1845). Первым прозаическим произведением его был одноактный драматический очерк «Неосторожность» («Отечественные Записки», 1843), за которым следовали повесть «Андрей Колосов» (1844), юмористическая поэма «Помещик» и повести «Три портрета» и «Бретёр» (1846). Эти первые литературные опыты не удовлетворяли Тургенева, и он уже готов был бросить литературную деятельность, когда Панаев, приступая вместе с Некрасовым к изданию «Современника», обратился к нему с просьбой прислать что-нибудь для первой книжки обновленного журнала. Тургенев послал небольшой рассказ «Хорь и Калиныч », который был помещен Панаевым в скромном отделе «смеси» под придуманным им же заголовком «Из записок охотника», создавшим неувядаемую славу нашему знаменитому писателю.

Этим рассказом, сразу же возбудившим всеобщее внимание, начинается новый период литературной деятельности Тургенева. Он совершенно оставляет писание стихов и обращается исключительно к повести и рассказу, прежде всего из жизни крепостного крестьянства, проникнутых гуманным чувством и состраданием к порабощенной народной массе. «Записки Охотника » вскоре приобрели громкую известность; их быстрый успех заставил автора отказаться от прежнего решения расстаться с литературой, но не мог его примирить с тяжелыми условиями русской жизни. Все более обострявшееся чувство недовольства ими привело его, наконец, к решению окончательно поселиться за границей (1847). «Другого пути я перед собою не видел», – писал он впоследствии, вспоминая о том внутреннем кризисе, который он переживал в то время. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; для этого у меня, вероятно, недоставало надежной выдержки, твердости характера. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, – с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя аннибаловская клятва... Я и на Запад ушел для того, чтобы лучше ее исполнить». К этому главному мотиву присоединились и мотивы личного характера – враждебные отношения с матерью, недовольной тем, что сын её выбрал литературную карьеру, и привязанность Ивана Сергеевича к знаменитой певице Виардо-Гарсиа и её семье, с которой он прожил почти нераздельно в течение 38 лет, всю жизнь холостяком.

В 1850, в год смерти матери, Тургенев возвратился в Россию для устройства своих дел. Всех дворовых крестьян родового имения, доставшегося ему вместе с братом, он отпустил на волю; пожелавших перевел на оброк и всячески содействовал успеху общего освобождения. В 1861, при выкупе, пятую часть он везде уступил, а в главном имении ничего не взял за усадебную землю, что составляло довольно крупную сумму. В 1852 Тургенев выпустил отдельным изданием «Записки Охотника», окончательно упрочившие его славу . Но в официальных сферах, где крепостное право считалось неприкосновенным устоем общественного порядка, автор «Записок Охотника», к тому же долгое время проживавший за границей, находился на очень дурном счету. Достаточно было ничтожного повода, чтобы официальная немилость против автора получила конкретную форму. Этим поводом послужило письмо Тургенева, вызванное смертью Гоголя в 1852 и помещенное в «Московских Ведомостях». За это письмо автор был посажен на месяц на «съезжую», где, между прочим, им был написан рассказ «Муму », а затем административным порядком был выслан на жительство в свою деревню Спасское, «без права выезда». Из этой ссылки Тургенев был освобожден только в 1854 стараниями поэта графа А. К. Толстого , ходатайствовавшего за него перед наследником престола. Вынужденное пребывание в деревне, по признанию самого Тургенева, доставило ему возможность ознакомиться с теми сторонами крестьянской жизни, которые раньше ускользали от его внимания. Там им были написаны повести «Два приятеля», «Затишье», начало комедии «Месяц в деревне» и две критические статьи. С 1855 он снова соединился со своими заграничными друзьями, с которыми его разлучила ссылка. С этого же времени стали появляться самые известные плоды его художественного творчества – «Рудин » (1856), «Ася» (1858), «Дворянское гнездо » (1859), «Накануне » и «Первая любовь» (1860).

Удалившись вновь за границу, Тургенев чутко прислушивался ко всему, что происходило на родине. При первых лучах зари возрождения, занимавшейся над Россией, Тургенев ощутил в себе новый прилив энергии, которой он хотел дать новое применение. К своей миссии чуткого художника современности он хотел присоединить роль публициста-гражданина, в один из важнейших моментов общественно-политического развития родины. В этот период подготовки реформ (1857 – 1858) Тургенев находился в Риме, где тогда жило много русских, в том числе кн. В. А. Черкасский, В. Н. Боткин, гр. Я. И. Ростовцев. Эти лица устраивали между собою совещания, на которых обсуждался вопрос об освобождении крестьян , и результатом этих совещаний был проект основания журнала, программу которого поручено было разработать Тургеневу. В своей объяснительной записке к программе Тургенев предлагал призвать все живые силы общества для содействия правительству в предпринимаемой освободительной реформе. Такими силами автор записки признавал русскую науку и литературу. Проектируемый журнал предполагалось посвятить «исключительно и специально разработке всех вопросов, касающихся собственно до устройства крестьянского быта и вытекающих из них последствий». Попытка эта однако была признана «рановременной» и не получила практического осуществления.

В 1862 появился роман «Отцы и Дети », имевший небывалый еще в литературном мире успех, но и доставивший автору много тяжелых минут. Целый град резких упреков посыпался на него как со стороны консерваторов, уличавших его (указывая на образ Базарова) в сочувствии «нигилистам », в «кувыркании перед молодежью», так и со стороны последней, обвинявшей Тургенева в клевете на молодое поколение и в измене «делу свободы». Между прочим, «Отцы и Дети» привели Тургенева к разрыву с Герценом, оскорбившим его резким отзывом об этом романе. Все эти неприятности так тяжело подействовали на Тургенева, что он серьезно думал отказаться от дальнейшей литературной деятельности. Лирический рассказ «Довольно», написанный им вскоре после пережитых треволнений, служит литературным памятником мрачного настроения, которым автор был охвачен в то время.

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

Но слишком велика была, в художнике потребность творчества, чтобы он мог надолго остановиться на своем решении. В 1867 появился роман «Дым», также навлекший на автора обвинения в отсталости и непонимании русской жизни. К новым нападкам Тургенев отнесся уже гораздо спокойнее. «Дым» был последним его произведением, появившимся на страницах «Русского Вестника». С 1868 он печатался исключительно в народившемся тогда журнале «Вестник Европы». В начале франко-прусской войны Тургенев из Баден-Бадена переселился в Париж вместе с Виардо и зимою жил в доме своих друзей, а летом переезжал на свою дачу в Буживаль (близ Парижа). В Париже он близко сошелся с виднейшими представителями французской литературы, состоял в дружеских отношениях с Флобером, Доде, Ожье, Гонкурами, покровительствовал Золя и Мопассану . По-прежнему он продолжал ежегодно писать повесть или рассказ, а в 1877 появился самый крупный по размерам роман Тургенева «Новь». Как почти все, что выходило из-под пера романиста, новое его произведение – и на этот раз, быть может, с большим основанием, чем когда-либо – возбудило множество самых разнообразных толков. Нападки возобновились с такою ожесточенностью, что Тургенев возвратился к своей старой мысли прекратить литературную деятельность. И, действительно, в течение 3 лет он ничего не писал. Но за это время произошли события, которые вполне примирили писателя с публикой.

В 1879 Тургенев приехал в Россию. Приезд его послужил поводом к целому ряду горячих оваций по его адресу, в которых особенно живое участие приняла молодежь. Они свидетельствовали о том, как сильны были симпатии русского интеллигентного общества к романисту. В следующий приезд его в 1880 эти овации, но в еще более грандиозных размерах, повторились в Москве во время «пушкинских дней ». С 1881 в газетах стали появляться тревожные известия о болезни Тургенева. Подагра, которою он уже давно страдал, усиливалась и временами причиняла ему жестокие страдания; в течение почти двух лет с небольшими промежутками она держала писателя прикованным к постели или креслу и 22 августа 1883 пресекла его жизнь. Через два дня после смерти тело Тургенева было перевезено из Буживаля в Париж, а 19 сентября было отправлено в Петербург. Перенесение праха знаменитого романиста на Волково кладбище сопровождалось грандиозной процессией, небывалой в летописях русской литературы.

Иван Сергеевич Тургенев родился в дворянской семье, 28 октября 1818 году. Отец писателя служил в кавалергардском полку и вел довольно разгульную жизнь. Из-за своей беспечности, и чтобы улучшить финансовое положение он взял себе в жены Варвару Петровну Лутовинову. Она была очень состоятельной и происходила из дворян.

Детство

Будущий писатель имел двух братьев. Сам он был средним, но для матери стал самым любимым.

Отец рано скончался и воспитанием сыновей занималась матушка. Характер у неё был властный и деспотичный. В своём детстве она страдала от побоев отчима и переехала жить к своему дяде, который после своей смерти оставил ей приличное приданное. Несмотря на сложный характер, Варвара Петровна постоянно заботилась о своих детях. Чтобы дать им хорошее образование переехала из Орловской губернии в Москву. Именно она приучала сыновей к искусству, читала произведения современников, а благодаря хорошим преподавателям дала детям образование, которое пригодилось в им в дальнейшем.

Творчество писателя

В университете писатель обучался с 15 лет словесности, но из-за переезда родных из Москвы, перевелся на факультет философии Петербургского университета.

Иван уже с юных лет видел себя писателем и планировал связать свою жизнь с литературой. В студенческие годы он общался с Т.Н.Грановским, известным учёным-историком. Первые стихи написал учась на третьем курсе, а через четыре года уже печатался в журнале «Современник».

В 1938 году Тургенев переезжает в Германию, где изучает творчество римских, а затем и греческих философов. Именно там он познакомился с русским литературным гением Н.В. Станкевичем, творчество которого оказало на Тургенева большое влияние.

В 1841 году Иван Сергеевич возвращается на родину. В это время желание заниматься наукой остыло, а творчество стало отнимать все время. Через два года Иван Сергеевич написал поэму «Параша», положительный отзыв о которой Белинский оставил в «Отечественных записках». С этого момента завязалась крепкая дружба между Тургеневым и Белинским, которая длилась долгое время.

Произведения

Французская революция произвела сильное впечатление на писателя, изменив его мировоззрение. Атаки и убийства людей натолкнули писателя на написание драматургических произведений. Много времени Тургенев провел вдали от родины, но любовь к России всегда оставалась в душе Ивана Сергеевича и его творениях.

  • Бежин луг;
  • Дворянское гнездо;
  • Отцы и дети;
  • Му-му.

Личная жизнь

Личная жизнь пестрит романами, но официально Тургенев так и не был женат.

Биография писателя насчитывает огромное количество увлечений, но самым серьезным стал роман с Полиной Виардо. Она была знаменитой певицей и женой директора театра в Париже. После знакомства с четой Виардо Тургенев долгое время жил на их вилле и даже поселил там свою внебрачную дочь. Сложные отношения между Иваном и Полиной до сих пор никак не обозначены.

Любовью последних дней писателя стала актриса Мария Савина, которая очень ярко играла Верочку в постановке «Месяц в деревне». Но со стороны актрисы была искренняя дружба, но не любовные чувства.

Последние годы жизни

Особую популярность Тургенев завоевал в последние годы жизни. Он был любимцем как на родине, так и в Европе. Развивающаяся болезнь подагра, мешала писателю работать в полную силу. Последние годы он зимой жил в Париже, а летом в имении Виардо в Буживале.

Писатель предчувствовал свою скорую смерть и всеми силами пытался бороться с болезнью. Но 22 августа 1883 года жизнь Ивана Сергеевича Тургенева оборвалась. Причиной стала злокачественная опухоль позвоночника. Несмотря а то что умер писатель в Буживале, похоронили его в Петербурге на Волковском кладбище, согласно последней воле. На панихиде прощания было около четырёхсот человек только во Франции. В России также была церемония прощания с Тургеневым, на которую тоже пришло очень много людей.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

За два дня до смерти он надиктовал рассказ на французском языке. Умер от тяжелой болезни на 65-м году в Париже. Похоронен в Петербурге, как и было им завещано.

Иван Сергеевич Тургенев написал шесть романов, несколько десятков повестей, рассказов, пьес и множество стихотворений. Он создал на бумаге неповторимые образы женщин, благодаря чему все знают кто такая тургеневская девушка. Но сам никогда не был женат, хотя имел внебрачную дочь и несколько неудачных романов. Потому что всю жизнь обожал только одну женщину – оперную диву Полину Виардо. В его произведениях хеппи-энд случается редко, последний аккорд чаще - печальный.

Писатель был популярен в Европе, уважаем на родине. В разряд классиков он попал еще при жизни. Его называли гениальным романистом, а великая Жорж Санд считала его своим учителем. Он перевел почти все произведения и , Гоголя, Достоевского и Толстого для французских, немецких и итальянских читателей.

Охота была единственно страстью, он исходил с ружьем сотни тысяч километров не только по России, но и по Франции, Германии и Англии. Под конец жизни он каялся по поводу несчетного количества убитых им куропаток, уток, вальдшнепов и тетеревов.

Из дворянского сословия, он получил приличное наследство и имел больше двадцати тысяч рублей дохода в год только от земли. Его гонорары были значительны. Существенный бонус он получал и от изданий романов.

Секли без повода

Кавалергард Сергей Тургенев вконец разорился, и ему пришлось жениться по расчету. Его избранницей стала состоятельная дворянка Варвара Лутовинова, имевшая весьма властный нрав. В 1816 году они поженились. Статный красавец 26-ти лет и 30-летняя малопривлекательная владелица большого имения в Орловской губернии на пять тысяч душ не были счастливы.

В этом же году у них родился сын Николай, а через два года - Иван.

Брак не принес счастья Сергею Николаевичу, но помог поправить его дела. Он охотно занимался с сыновьями, и они находили у него защиту от матери, которая по любому поводу нещадно порола обоих. Маленький Иван даже попытался сбежать из дома, не понимая, за что его секут. Отец тоже не смог ее терпеть и через 14 лет сбежал от нее. Его жизнь оборвалась на 41 году, а дети полностью остались на попечении неуравновешенной матери.

Надо отдать ей должное: она была образованной и своим сыновьям выписывала французских и немецких учителей-гувернеров. Их учили грамоте, языкам, математике. В доме была большая библиотека и мать регулярно ее пополняла новинками.

Когда Ивану исполнилось девять лет, семья переехала в Москву. Мальчик поступил в пансион. Студентом Московского университета он стал в 15 лет. На старших курсах обучался Белинский, с которым они будут общаться всю жизнь.

В этом возрасте он впервые влюбляется. Она - дочь княгини Шаховской Катенька. Дело осложняется тем, что в это же время ее был увлечен и его отец. Будучи уже зрелым писателем Тургенев вспомнит эту историю: в героине повести «Первая любовь» будет отчетливо видны черты Катеньки.

Через год они с матерью переезжают в Санкт-Петербург, где их ждет Николай – старший брат писателя. Он поступил в артиллерийское училище. Иван выбирает факультет философии Петербургского университета. Период обучения – знаковый для него, он знакомится с Пушкиным, Жуковским, Кольцовым и чуть позже с Лермонтовым. Стихи, которые Тургенев пишет на третьем курсе, написаны под влиянием их творчества. К окончанию обучения два из них печатают в журнале «Современник». Мечта стать поэтом у Тургенева с детства.

Он жаждет уехать от материнской опеки. После окончания университета 20-летний юноша перебирается в Германию. В Берлинском университете он ходит на лекции, изучает римскую и греческую литературу, учит древние языки, чтобы читать в оригинале античных классиков.

Он находится под сильным впечатлением от европейской культуры. С этого времени становится убежденным в том, что Россия находится в темноте, крепостной неволе и только культура сможет вызволить ее из этого состояния. Он много путешествует по Европе. Только через три года возвращается в имение.

Здесь он влюбляется в девушку Дуняшу. Вспыхивает страсть, которая заканчивается беременностью. Мать устраивает скандал, отсылает Авдотью в Москву, где у нее рождается дочь Пелагея. А уИвана резко просыпается тяга к науке. Он уезжает в Петербург, где сдает экзамен на степень магистра по филологии и пишет диссертацию.

Одновременно его посещает муза и 25 лет он создает поэму «Параша», которую публикуют с доброжелательным отзывом Белинского. С этого времени начинается дружба двух знаменитых людей. В это же время он пишет стихотворение «Утро туманное», которое больше известно как романс.

Через год Тургенев берется за прозу, увлекается, бросает диссертацию и полностью погружается в новый для него жанр. Выходят повести «Бретер» и «Три портрета». В первой критики находят влияние Лермонтова, во второй – оригинальные мотивы самого автора. Он рассказал в «Трех портретах» историю поколений Лутовиновых и становится понятным, почему матушки такой несносный характер.

Заграница нам поможет

Известность писателю принесли рассказы об охоте – его единственной страсти, которую он сохранил до конца своих дней. Без нее не было бы и «Записок охотника». Главы этой повести публикует в 1847 году журнал «Современник».

Тургенев много пишет, в том числе для театра. Выходят его драмы, а театральные премьеры благожелательно принимает публика. Многие образы навеяны Шекспиром и Байроном, пьесы которых Иван Сергеевич переводит.

Он часто уезжает за границу: знакомство с Полиной Виардо давно переросло из эпистолярного жанра в любовный.

Встретив ее в петербургской опере, он влюбился сразу и навсегда. Ему 25, ей всего 22 года и она замужем за сорокалетним композитором и директором итальянского театра в Париже Луи. Это знакомство навсегда свяжет Тургенева с семьей Виардо. Он постоянно будет ей признаваться в своих чувствах, а она видеть в нем только друга. Вот и в 1850 году он не успел на похороны матери, когда в очередной раз гостил в доме Виардо в Париже.

Варвара Петровна никогда не оправдывала эту связь, даже лишила сына всяческой финансовой поддержки. Но теперь он с братом разделил наследство: имение и дом на улице Остоженка перешли ему. В московском особняке расположен музей Тургенева. Кстати, именно в этом доме происходили события, которые он перенес в рассказ «Муму».

Когда ему исполнилось 32 года, умер Гоголь. Его творчество было близко Ивану Сергеевичу. Их знакомство состоялось однажды за границей. Он сердечно переживал утрату и написал некролог. Его публикация в газете вызвала неудовольствие цензуры. Тургенев высказался о нем с большей симпатией, чем хотело бы государство. Это была первая серьезная стычка с системой, которая уже имела зуб на писателя за его радикальные взгляды, защиту крепостных от произвола, дружбу с революционерами.

Он опасался, что его «Записки охотника» так и не выйдут отдельным изданием из-за пристального внимании к нему со стоны цензуры. Но их пропускают. Правда, оплошность тут же выявляют и по указу царя цензора лишают места. Через два года это произведение напечатают на французском языке в Париже, но автор не будет доволен качеством перевода.

После смерти государя будут напечатаны все романы Ивана Тургенева по мере их написания. Его гонорары считались самыми высокими среди писателей.

А вот к драматургии писатель не обращался более десяти лет. Он считал неубедительными постановки по его пьесам, да и критика не сказала ни одного доброго слова в его защиту.

Он вернется в театр только однажды, когда его Полине понадобятся опереточные либретто для постановки на собственной небольшой сцене в пору их совместного проживании в Германии. Европейцы, кстати, ценили его талант драматурга, его пьесы шли во многих театрах.

Десять лет писатель будет жить за границей, общаться с европейскими авторами: Мопассаном, Флобером, Гюго.

Одно время в ресторанчиках Парижа проходили холостяцкие «обеды пяти». Так называли свои встречи крупные французские авторы Флобер, Золя, Тургенев и другие. Раз в месяц они собирались, чтобы обсудить разные литературные темы, поговорить о будущем.

В Европе появляются замыслы о написании романа «Дым». Это история о современниках писателя, но она разворачивается на одном из немецких курортов, где отдыхают российские аристократы. Он пишет роман два года и к пятидесятилетию получает в подарок книгу.

Через десять лет выходит самый объемный и последний его роман. «Новь» был написан уже после отмены крепостного права, роман снова погружает читателей в атмосферу революционных настроений, но теперь в героях меньше благородства, больше уныния – в стране ничего не меняется, власть глупа, народ беден.

Творчество писателя и вклад в английскую литературу оценили в Оксфорде. Знаменитый университет Англии объявляет его почетным доктором - звание, которым не удостаивался ни один писатель мира.

Семейная сага

Тургенев познакомился со своей восьмилетней дочерью, когда в очередной раз приехал в имение. Девочка была худая и бедно одетая. Авдотья не отрицала, что Пелагея его дочь. Он был растерян, в эмоциональном порыве пишет Полине Виардо душераздирающее письмо и просит совет. Полина просит привезти девочку во Францию, чтобы она воспитывалась в их семье. Она как раз родила четвертого ребенка – сына Поля – и о гастролях не думала.

Он изменил ее имя дочери на более благозвучное для французов – Полинет. Она жила у Виардо до 14 лет. Почти забыла русский язык. Когда Тургенев приехал после шестилетней разлуки с ней, то увидел негативные отношения между дочерью и возлюбленной. Он отправил ее пансион до следюзего своего приезда. Затем они жили вместе в Париже и у девочки были гувернантки.

Она вышла замуж за француза в 17 лет. Он был предприниматель, старше ее на шесть лет, но понравился Тургеневу, который дал свое согласие. Полинет получила богатое приданое. Но недолго была счастлива. Муж разорился, начал пить, ей ничего не оставалась делать, как забрать дочь Жанну и сына Жоржа и уехать. Долгое время они жили в Швейцарии и Тургенев всегда им помогал. Он даже предлагал продать имение, чтобы дочь и внуки ни в чем не нуждались, но не успел.

После его смерти наследницей оказалась его единственная и обожаемая Полина.

Дочь ничего не получила от отцовского состояния. Восстановить справедливость она пыталась через суд, но завещание писателя оспорить не смогла. Жила она в бедности, зарабатывая репетиторством. Умерла в Париже на 77 году. Причиной смерти стал рак.

Внук писателя скончается в 1924 году, а внучка проживет до восьмидесяти лет. Ни у кого из детей Полинет наследников не останется. Так что род Тургеневых прервался.

Полина Виардо в один год похоронит супруга Луи и друга Ивана. Она проживет еще более 20-ти лет и прославится как талантливый педагог.

Сгорел за три года

Тургеневу исполнилось 62 года, когда он был приглашен на открытие памятника Пушкину. Его пребывание в России проходило с триумфом. Столичные салоны открывали перед ним двери, знать зазывала на обеды. Но он предпочел уехать в Ясную Поляну, чтобы в последний раз поохотился с Львом Николаевичем на дичь. У него уже появилось недомогание, о чем он жаловался своему другу. Толстой советовал не обращать внимания, они гуляли, разговаривали, строили планы.

Прежде чем отправится в Париж, Иван Сергеевич заехал в имение, отдал кое-какие распоряжения и обещал в скором времени вернуться.

Во Франции он продолжал работать: готовил к изданию цикл «Стихотворения в прозе», последним аккордом которого он поставил «Русский язык» - признание в любви своей родине.

Он очень плохо себя чувствовал, уехал к Виардо. Врачи диагностировали грудную жабу, даже сделали операцию. Но ничего не помогло - несколько месяцев писатель страдал от боли и принимал морфий. Он умер в конце лета 1883 года. После вскрытия определили – причиной смерти стал рак костей позвоночника.

Похороны собрали всех известных писателей и литераторов того времени, пришли проститься и простые читатели.

Газеты пестрили статьями о русском писателе, его значении в мировой литературе, реалистичных картинах общественной жизни России, просто и глубоко выстроенных размышлений. Через его прозу современники лучше понимали происходящее в стране. Придуманное им понятие «нигилизм» до сих пор в ходу. Он всегда был на стороне крестьян, чувствовал их настроения и выступал за просвещение общества. По его произведениям сняты несколько художественных фильмов.

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 - 1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич , русский писатель.

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы » и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).

1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия) , любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).

Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы»).

В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.

До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).

«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).

Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.

После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым ; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).

В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной , окрасившее его последние приезды на родину.

Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).

Биография И.С.Тургенева

Фильм «Великий певец великой России. И.С.Тургенев»

Иван Сергеевич Тургенев - известный русский писатель, поэт, переводчик, член Петербургской Академии наук (1860).

Город Орёл

Литография. 1850-е г.г.

«1818 г. 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра» - такую запись сделала в своей памятной книжке Варвара Петровна Тургенева.
Иван Сергеевич был ее вторым сыном. Первый - Николай - родился двумя годами раньше, а в 1821 году в семье Тургеневых появился еще один мальчик - Сергей.

Родители
Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.
Мать - Варвара Петровна, урожденная Лутовинова,- женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.
Варваре Петровне было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым. Он происходил из старинного дворянского рода, который, однако, к тому времени уже оскудел. От былого богатства осталось лишь небольшое имение. Сергей Николаевич был красив, изящен, умен. И не удивительно, что на Варвару Петровну он произвел неотразимое впе¬чатление, и она дала понять, что если Сергей Николаевич посватается, то отказа не последует.
Молодой офицер раздумывал недолго. И хотя невеста была на шесть лет старше его и привлекательностью не отличалась, однако громадные угодья и тысячи крепостных душ, которыми она владела, определили решение Сергея Николаевича.
В начале 1816 года состоялось бракосочетание, и молодые поселились в Орле.
Своего мужа Варвара Петровна боготворила и побаивалась. Она предоставила ему полную свободу и ни в чем не ограничивала. Сергей Николаевич жил так, как ему хотелось, не обременяя себя заботами о семье и хозяйстве. В 1821 году он вышел в отставку и вместе с семьей переехал в имение жены Спасское-Лутовиново, в семидесяти верстах от Орла.

Детство будущего писателя прошло в Спасском-Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии. С этим родовым имением его матери Варвары Петровны, суровой и властной женщины, связано многое в творчестве Тургенева. В описанных им поместьях и усадьбах неизменно проглядывают черты его родимого «гнезда». Тургенев считал себя многим обязанным Орловщине, её природе и жителям.

Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново располагалось в березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому примыкали полукруглые галереи, был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками.

Годы учения
Воспитанием детей в раннем возрасте занималась преимущественно Варвара Петровна. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и мелкого тиранства. По ее приказу детей наказывали за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины. «Мне нечем помянуть моего детства,- говорил много лет спустя Тургенев.- Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута».
В доме Тургеневых была довольно большая библиотека. В огромных шкафах хранились произведения античных писателей и поэтов, сочинения французских энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Монтескье, романы В. Скотта, де Сталь, Шатобриана; произведения русских литераторов: Ломоносова, Сумарокова, Карамзина, Дмитриева, Жуковского, а также книги по истории, естествознанию, ботанике. Вскоре библиотека стала для Тургенева самым любимым местом в доме, где он порой проводил целые дни. В немалой степени интерес к литературе у мальчика поддерживала мать, которая довольно много читала и хорошо знала французскую литературу и русскую поэзию конца XVIII - начала XIX века.
В начале 1827 года семья Тургеневых переехала в Москву: пора было готовить детей к поступлению в учебные заведения. Сначала Николая и Ивана поместили в частный пансион Винтеркеллера, а затем в пансион Краузе, названный позднее Лазаревским институтом восточных языков. Здесь братья проучились недолго - всего несколько месяцев.
Дальнейшее их образование было поручено домашним учителям. С ними они изучали русскую словесность, историю, географию, математику, иностранные языки - немецкий, французский, английский, - рисование. Русскую историю преподавал поэт И. П. Клюшников, а русскому языку учил Д. Н. Дубенский, известный исследователь «Слова о полку Игореве».

Университетские годы. 1833-1837.
Тургеневу не было еще и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета.
Московский университет в то время был основным центром передовой русской мысли. Среди молодых людей, пришедших в университет в конце 1820-х и в начале 1830-х годов, свято хранилась память о декабристах, с оружием в руках выступивших против самодержавия. Студенты внимательно следили за событиями, происходившими тогда в России и в Европе. Тургенев позднее говорил, что именно в эти годы у него стали складываться «весьма свободные, чуть не республиканские убеждения».
Конечно, цельного и последовательного мировоззрения Тургенев в те годы еще не выработал. Ему едва минуло шестнадцать лет. Это был период роста, период поисков и сомнений.
В Московском университете Тургенев проучился всего один год. После того как его старший брат Николай поступил в гвардейскую артиллерию, расквартированную в Петербурге, отец решил, что братьям не следует разлучаться, и поэтому летом 1834 года Тургенев подал прошение о переводе на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.
Не успела семья Тургеневых обосноваться в столице, как неожиданно умер Сергей Николаевич. Смерть отца глубоко потрясла Тургенева и заставила его впервые серьезно задуматься о жизни и смерти, о месте человека в вечном движении природы. Мысли и переживания юноши нашли свое отражение в целом ряде лирических стихотворений, а также в драматической поэме «Стено» (1834). Первые литературные опыты Тургенева создавались под сильнейшим воздействием господствовавшего тогда в литературе романтизма, и прежде всего поэзии Байрона. Герой Тургенева - пылкий, страстный, полный восторженных стремлений человек, который не желает мириться с окружающим его миром зла, но и не может найти применения своим силам и в конце концов трагически погибает. Позднее Тургенев весьма скептически отзывался об этой поэме, называя ее «нелепым произведением, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».
Однако нельзя не отметить, что в поэме «Стено» нашли свое отражение размышления юного поэта о смысле жизни и о назначении в ней человека, то есть вопросы, разрешить которые пытались многие великие поэты того времени: Гете, Шиллер, Байрон.
После Московского столичный университет показался Тургеневу бесцветным. Здесь все было по-другому: не было той атмосферы дружбы и товарищества, к которой он привык, не чувствовалось стремления к живому общению и спорам, мало кто интересовался вопросами общественной жизни. Да и состав студентов был иной. Среди них было много юношей из аристократических семей, которые мало интересовались наукой.
Преподавание в Петербургском университете велось по довольно широкой программе. Но серьезных знаний студенты не получали. Интересных преподавателей не было. Ближе других оказался Тургеневу лишь профессор русской литературы Петр Александрович Плетнев.
В период учебы в университете у Тургенева проявился глубокий интерес к музыке и театру. Он часто бывал на концертах, в оперном и драматическом театрах.
Окончив университет, Тургенев решил продолжить свое образование и в мае 1838 года отправился в Берлин.

Учеба за границей. 1838-1940.
После Петербурга Берлин показался Тургеневу городом чопорным и немного скучным. «Что прикажете сказать о городе,- писал он,- где встают в шесть часов утра, обедают в два и ложатся спать раньше куриц, о городе, где в десять часов вечера одни меланхолические и нагруженные пивом сторожа скитаются по пустынным улицам...»
Но в университетских аудиториях Берлинского университета было всегда многолюдно. На лекции собирались не только студенты, но и вольнослушатели - офицеры, чиновники, стремившиеся приобщиться к науке.
Уже первые занятия в Берлинском университете обнаружили у Тургенева пробелы в его образовании. Позднее он писал: «Я занимался философией, древними языками, историей и с особенным рвением изучал Гегеля..., а на дому принужден был зубрить латинскую грамматику и греческую, которые знал плохо. И я был не из худших кандидатов».
Тургенев усердно постигал премудрости немецкой философии, а в свободное время посещал театры и концерты. Музыка и театр стали для него истинной потребностью. Он слушал оперы Моцарта и Глюка, симфонии Бетховена, смотрел драмы Шекспира и Шиллера.
Живя за границей, Тургенев не переставал думать о своей родине, о своем народе, о его настоящем и будущем.
Уже тогда, в 1840 году, Тургенев верил в великое предназначение своего народа, в его силу и стойкость.
Наконец слушание курса лекций в Берлинском университете закончилось, и в мае 1841 года Тургенев вернулся в Россию и самым серьезным образом стал готовить себя к научной деятельности. Он мечтал стать профессором философии.

Возвращение в Россию. Служба.
Увлечение философскими науками - одна из характерных черт общественного движения в России конца 1830-х и начала 1840-х годов. Передовые люди того времени пытались с помощью абстрактных философских категорий объяснить окружающий мир и противоречия русской действительности, найти ответы на волновавшие их злободневные вопросы современности.
Однако планы Тургенева изменились. Он разочаровался в идеалистической философии и оставил надежду с ее помощью разрешить волновавшие его вопросы. К тому же Тургенев пришел к выводу, что наука - не его призвание.
В начале 1842 года Иван Сергеевич подал прошение на имя министра внутренних дел о зачислении его на службу и вскоре был принят чиновником особых поручений в канцелярию под начальство В. И. Даля, известного писателя и этнографа. Однако служил Тургенев не долго и в мае 1845 года вышел в отставку.
Пребывание на государственной службе дало ему возможность собрать большой жизненный материал, связанный в первую очередь с трагическим положением крестьян и с губительной властью крепостного права, поскольку в канцелярии, где служил Тургенев, часто рассматривались дела о наказаниях крепостных, о всякого рода злоупотреблениях чиновников и т. п. Именно в это время у Тургенева выработалось резко отрицательное отношение к бюрократическим порядкам, господствующим в государственных учреждениях, к черствости и эгоизму петербургских чиновников. И вообще петербургская жизнь произвела на Тургенева гнетущее впечатление.

Творчество И. С. Тургенева.
Первым произведением И. С. Тургенева можно считать драматическую поэму «Стено» (1834), которую он написал пятистопным ямбом, будучи студентом, а в 1836 году показал своему университетскому преподавателю П. А. Плетневу.
Первой публикацией в печати стала небольшая рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836). Много лет спустя Тургенев так объяснял появление этого своего первого печатного произведения: «Мне тогда только что минуло семнадцать лет, я был студентом С.-Петербургского университета; родственники мои, ввиду обеспечения моей будущей карьеры, отрекомендовали меня Сербиновичу, тогдашнему издателю «Журнала Министерства просвещения». Сербинович, которого я видел всего один раз, желая, вероятно, испытать мои способности, вручил мне... книгу Муравьева с тем, чтобы я разобрал ее; я написал нечто по ее поводу - и вот теперь, чуть не через сорок лет, я узнаю, что это «нечто» удостоилось тиснения».
Первые его произведения были поэтическими. Его стихотворения, начиная с конца 1830-х годов, стали появляться в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В них отчетливо слышались мотивы господствовавшего тогда романтического направления, отзвуки поэзии Жуковского, Козлова, Бенедиктова. Большинство стихов - это элегические раздумья о любви, о бесцельно прожитой молодости. Они, как правило, были пронизаны мотивами грусти, печали, тоски. Сам Тургенев позднее весьма скептически относился к своим стихотворениям и поэмам, написанным в это время, и никогда не включал их в собрания сочинений. «Я чувствую положительную, чуть не физическую антипатию к своим стихотворениям...- писал он в 1874 году,- дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете».
Тургенев был несправедлив, столь сурово отозвавшись о своих поэтических опытах. Среди них можно найти немало талантливо написанных стихотворений, многие из которых получили высокую оценку читателей и критики: «Баллада», «Опять один, один...», «Весенний вечер», «Утро туманное, утро седое...» и другие. Некоторые из них позднее были положены на музыку и стали популярными романсами.
Началом своей литературной деятельности Тургенев считал 1843 год, когда в печати появилась его поэма «Параша», открывшая собой целый ряд произведений, посвященных развенчанию романтического героя. «Параша» встретила весьма сочувственный отзыв Белинского, увидевшего в молодом авторе «необыкновенный поэтический талант», «верную наблюдательность, глубокую мысль», «сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его».
Первое прозаическое произведение И. С. Тургенева – очерк «Хорь и Калиныч» (1847), опубликованный в журнале «Современник» и открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника» (1847-1852). «Записки охотника» создавались Тургеневым на рубеже сороковых и начала пятидесятых годов и появлялись в печати в виде отдельных рассказов и очерков. В 1852 году они были объединены писателем в книгу, ставшую крупным событием в русской общественной и литературной жизни. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».
«Записки охотника» - это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. Как живые встают со страниц «Записок охотника» образы крестьян, отличающихся острым практическим умом, глубоким пониманием жизни, трезвым взглядом на окружающий мир, способные чувствовать и понимать прекрасное, откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе до Тургенева никто не изображал. И не случайно, прочитав первый очерк из «Записок охотника - «Хорь и Калиныч», «Белинский заметил, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил».
Большую часть «Записок охотника» Тургенев написал во Франции.

Произведения И. С. Тургенева
Рассказы: сборник рассказов «Записки охотника» (1847-1852), «Муму» (1852), «Рассказ отца Алексея» (1877) и др.;
Повести: «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872) и др.;
Романы: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877);
Пьесы: «Завтрак у предводителя» (1846), «Где тонко, там и рвется» (1847), «Холостяк» (1849), «Провинциалка» (1850), «Месяц в деревне» (1854) и др.;
Поэзия: драматическая поэма «Стено» (1834), стихотворения (1834-1849), поэма «Параша» (1843) и др., литературно-философские «Стихотворения в прозе» (1882);
Переводы Байрона Д., Гёте И., Уитмена У., Флобера Г.
А также критика, публицистика, мемуары и переписка.

Любовь через всю жизнь
Со знаменитой французской певицей Полиной Виардо Тургенев познакомился еще в 1843 году, в Петербурге, куда она приехала с гастролями. Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртавенеле, в имении Полины.
Любовь к Полине Виардо оставалась и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи. но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель, по сути, превратился в члена семьи Виардо. Мужа Полины (человека, судя по всему, ангельского терпения), Луи Виардо, он пережил всего на три месяца.

Журнал «Современник»
Белинский и его единомышленники давно мечтали иметь свой печатный орган. Эта мечта осуществилась только в 1846 году, когда Некрасову и Панаеву удалось приобрести в аренду журнал «Современник», основанный в свое время А. С. Пушкиным и после его смерти издававшийся П. А. Плетневым. Тургенев принял самое непосредственное участие в организации нового журнала. По словам П. В. Анненкова, Тургенев был «душой всего плана, устроителем его... Некрасов советовался с ним каждодневно; журнал наполнялся его трудами».
В январе 1847 года первый номер обновленного «Современника» вышел в свет. Тургенев опубликовал в нем несколько произведений: цикл стихотворений, рецензию на трагедию Н. В. Кукольника «Генерал-поручик Паткуль...», «Современные заметки» (совместно с Некрасовым). Но подлинным украшением первой книжки журнала явился очерк «Хорь и Калиныч», открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника».

Признание на Западе
Начиная с 60-х годов имя Тургенева становится широко известным на Западе. Со многими западноевропейскими писателями Тургенев поддерживал тесные дружеские отношения. Он хорошо был знаком с П. Мериме, Ж. Санд, Г. Флобером, Э. Золя, А. Додэ, Ги де Мопассаном, близко знал многих деятелей английской и немецкой культуры. Все они считали Тургенева выдающимся художником-реалистом и не только высоко ценили его произведения, но и учились у него. Обращаясь к Тургеневу, Ж. Санд говорила: «Учитель! - Все мы должны пройти вашу школу!»
Почти всю жизнь Тургенев провёл в Европе, лишь наездами бывая в России. Он был заметной фигурой в литературной жизни Запада. Тесно общался со многими французскими писателями, а в 1878 г. даже председательствовал (совместно с Виктором Гюго) на Международном литературном конгрессе в Париже. Не случайно именно с Тургенева началось всемирное признание русской литературы.
Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам переводил произведения русских писателей на французский и немецкий языки, редактировал переводы русских авторов, всячески содействовал изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников. Об этой стороне своей деятельности Тургенев не без гордости говорил: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил свое отечество к восприятию европейской публики».

Связь с Россией
Почти ежегодно весной или летом Тургенев при­езжал в Россию. Каж­дый его приезд становился целым событием. Писатель всюду был желанным гостем. Его приглашали выступать на всякого рода литературных и благотворитель­ных вечерах, на дружеских встречах.
Вместе с тем Иван Сергеевич до конца жизни сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. В лучших страницах его прозы много от тишины усадебного быта помещичьей России. Едва ли у кого из писателей - современников Тургенева так чист и правилен русский язык, способный, как говаривал он сам, «совершать чудеса в умелых руках». Тургенев нередко писал свои романы «на злобу дня».
Последний раз Тургенев побывал на родине в мае 1881 года. Друзьям он неоднократно «высказывал свою решимость вернуться в Россию и там поселиться». Однако эта мечта не осуществилась. В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел, и о переезде уже не могло быть речи. Но все его мысли были на родине, в России. О ней думал он, прикованный к постели тяжелым недугом, о ее будущем, о славе русской литературы.
Не­задолго до смерти он высказал пожелание быть похоронен­ным в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белин­ским.
Последняя воля писателя была выполнена

«Стихотворения в прозе».
«Стихотворения в прозе» справедливо считаются за­ключительным аккордом литературной деятельности писа­теля. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений.
Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Selenia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасю-левич заменил его другим, оставшимся навсегда,- «Сти­хотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, необычность жанра. Пи­сатель опасался, что «река времени в своем течении» «унесет эти легонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в зо­лотой фонд нашей литературы. Недаром «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли» назвал их П. В. Анненков, выразив общее мнение читающей публики.
«Стихотворения в прозе» - это удивительный сплав по­эзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохами... старика». Но «вздохи» эти донесли до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя.

Памятники И. С. Тургеневу