Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проблемы рассказа н в гоголь мертвые души. Проблематика, идеи, типичность характеров, особенности композиции поэмы «Мёртвые души» Н.В

Проблемы рассказа н в гоголь мертвые души. Проблематика, идеи, типичность характеров, особенности композиции поэмы «Мёртвые души» Н.В

  • 11. Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.
  • 12. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.
  • 2. Гностическими умениями
  • 15. Концепции развития количественных представлений.
  • 16. Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах.
  • Сравнения множеств путём установления между ними взаимного соответствия (при помощи приёмов наложения и приложения)
  • Приём наложения машинок.
  • 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.
  • 19. Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах.
  • 20. Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах.
  • 21. Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже.
  • 22. Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел.
  • 23. Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 24. Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
  • 25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
  • 26. Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений "целое" и "часть".
  • 27. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками.
  • 28. Методика ознакомления с монетами.
  • 2. Практическая часть
  • 3. Заключение.
  • 29. Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач.
  • 31. Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками.
  • 32. Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера.
  • 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
  • 34. Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания.
  • Заданиям придают игровой характер, используя игры:
  • 35. Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.
  • 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
  • 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 38. Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник.
  • 39. Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах.
  • 40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
  • 41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
  • 42. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах.
  • 44. Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах.
  • 45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
  • 46. Развитие чувства времени у дошкольников.
  • 1 Этап.
  • 2 Этап.
  • 3 Этап.
  • 4 Этап.
  • 48. Особенности организации работы в разных возрастных группах.
  • 50. Особенности работы с одаренными детьми.
  • 51. Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка.
  • 52. Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание.
  • 53. Показатели математической готовности ребенка к школе.
  • 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

    Цели по ознакомлению детей с формой предметов и геометрическими фигурами заключаются в организации обследования предметов разной формы, манипулирования ими. Детей следует приучать выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме; необходимо создавать условия для сравнения предметов по форме.

    В качестве дидактических задач формулируются следующие:

    Различать и называть геометрические фигуры;

    Группировать фигуры по разным признакам (объемные, плоскостные, имеющие углы и округлые);

    Сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств, признаков;

    Называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность);

    Воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части и др.);

    Знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов;

    Владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное;

    Развивать глазомер.

    Реализация Программы зависит от возрастных особенностей детей.

    Так, в первой младшей группе дети знакомятся с шаром и кубом в процессе практических действий с ними (поднять, поднести, прокатить).

    Во второй младшей группе малышей можно ознакомить с квадратом, кругом, бруском, закрепить их знания о кубе и шаре. Основным содержанием является обучение приемам обследования фигуры осязательно-двигательным и зрительным путем. Дети сравнивают одинаковые по форме, но разные по цвету и величине знакомые фигуры: круги, кубы, квадраты, треугольники, шары, бруски.

    В средней группе закрепляются знания детей об уже знакомых фигурах, а также они знакомятся с прямоугольником и цилиндром.

    В старшей группе продолжается формирование знаний о геометрических фигурах . Детей можно ознакомить с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируется понятие о четырехугольнике.

    В подготовительной группе детям предлагается только одна новая фигура - конус. Однако дети упражняются в различении и построении многоугольников (пяти-, шести-, семиугольников).

    В табл. представлено содержание знаний детей (Программа воспитания детей в детском саду. Киев, 2000.)

    Ранний возраст

    (1-я младшая группа)

    Выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме. Упражнять руку ребенка в обследовании формы предметов; устанавливать схожесть и отличие предметов по форме; группировать соответственно образцу

    4-й год жизни

    (2-я младшая группа)

    Сравнивать предметы по форме, используя геометрическую фигуру в качестве эталона. Выделять и называть геометрические фигуры: куб, круг, шар, квадрат, треугольник. Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осязательно-двигательным путем

    5-и год жизни

    (средняя группа)

    Знакомить с названием и признаками геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр)

    6-й год жизни

    (старшая группа)

    Делить знакомые геометрические фигуры на группы: плоские (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник) и объемные (шар, куб, цилиндр) Сравнивать предметы по форме, используя геометрические фигуры как эталоны

    7-й год жизни (подготовительная к школе группа)

    Расширять знания о многоугольниках: треугольнике, четырехугольнике, пяти-, шестиугольниках. Называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины). Делить геометрические фигуры, предметы на две, три, четыре и т. д. части

    От возраста к возрасту наблюдается не только увеличение количества геометрических фигур и расширение объема знаний, но и углубление их, умение свободно использовать их в разных видах деятельности.

    МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ФОРМЕ

    Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения .

    Используются наглядные методы и приемы : «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др.

    Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы : «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др.

    Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы : «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»...

    Н. А. Сакулина предложила методическую модель обучения детей обследованию предметов , определяя форму как их основной признак . В этой модели выделяется пять компонентов :

    1.целостное восприятие предмета;

    2.анализ предмета - вычленение характерных существенных особенностей, определение формы отдельных частей предмета (круглая, квадратная, треугольная, длинненькая, закругляется...), уподобление данной части геометрической фигуре, наиболее близкой по форме;

    3.двигательно-осязательное ощущение формы - обводящие движения с одновременным проговариванием, т. е. обследование предмета;

    4. вновь целостное восприятие предмета;

    5. построение модели из заданных форм или частей.

    На основании этой схемы обучения детей была разработана конкретная методика - последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3. Е. Лебедева, Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, В. В. Колечко, Р. Л. Непомнящая):

    1. Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.

    2. Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.

    3. Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры.

    4. Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой.

    5. Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.

    6. Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.).

    7. Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.

    Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов .

    Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру). Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине. После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

    Детей следует научить правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны, основания и т. д.).

    - При пересчитывании углов ребенок должен указывать только на вершину угла . Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны.

    - Показывая стороны , ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка - от одной вершины угла до другой.

    - Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами - большим и указательным.

    В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания .

    В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.

    ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат , пользуясь приемом попарного сравнения : шар и куб, куб и брусок - кирпичик; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру. Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры.

    Дети разглядывают и сравнивают шар и куб , находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?»

    По заданию воспитателя один ребенок берет в руки маленький шар, а другой - большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом направление движения меняется. В процессе таких игр дети уточняют особенности шара - он круглый, у него нет углов, его можно катить . Дети сравнивают шары разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

    Аналогично уточняются и обобщаются знания детей о кубе . Дети берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и стороны (грани), он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой.

    Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы , разнообразные практические действия , развивающие его сенсорные способности.

    В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры , а также способов ее обследования . Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.

    Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения . Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др.

    В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру) (можно и левой рукой помогать). При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур.

    В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам. Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов. Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене перед ним, отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата).

    В свободное от занятий время дети данной возрастной группы очень любят игры с разрезными картинками, мозаикой, строительным материалом.

    В методике обучения ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ отличительным является более детальное обследование геометрических фигур . С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром.

    От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению.

    Порядок рассматривания и сравнения фигур может быть таким: что это? Какого цвета? Какого размера (величины)? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?

    Основными приемами могут быть:

    Практические действия с предметами (катают, ставят);

    Накладывание и прикладывание;

    Обведение по контуру, ощупывание;

    Упражнения в группировке и упорядочивании - дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур;

    Сопоставление форм предметов с геометрическими образцами;

    Анализ сложной формы.

    От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2-4 частей: неваляшка, машина и т. д.).

    Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, Т. В. Васильева разработали 3 типа заданий в области ознакомления детей пятого года жизни с формой предметов и геометрическими фигурами:

    Задания на усвоение геометрических фигур;

    Задания на сравнение форм реальных предметов с геометрическими фигурами;

    Задания на пространственный анализ составной формы.

    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ методика формирования геометрических знаний в группе шестого года жизни принципиально не изменяется . Однако обследование становится более детальным и подробным .

    Наряду с практическим и непосредственным сравнением известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием , широко используется как методический прием измерение условной мерой.

    Вся работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их моделей.

    Модели сначала сопоставляются попарно, затем сопоставляются сразу 3-4 фигуры каждого вида, например четырехугольники.

    На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщающему понятию «четырехугольники ».

    Так, знакомя детей с прямоугольником , им показывают несколько прямоугольников, разных по размерам, изготовленных из разных материалов (бумаги, картона, пластмассы). «Дети, посмотрите на эти фигуры. Это прямоугольники». При этом обращается внимание на то, что форма не зависит от размеров. Детям предлагают взять в левую руку фигуру, а указательным пальцем правой руки обвести по контуру. Дети выявляют особенности этой фигуры: попарно равны стороны, углы тоже равны. Проверяют это сгибанием, накладыванием одной на другую. Считают количество сторон и углов.

    Потом сравнивают прямоугольник с квадратом , находят сходства и отличия в этих фигурах. Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник, дети устанавливают, что у всех этих фигур по четыре стороны и по четыре угла . Это количество сторон и углов является общим признаком , который положен в основу определения понятия «четырехугольник».Однако прямоугольник отличается от квадрата тем, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные, попарно .

    Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур : выкладывание из палочек, полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным (около стола воспитателя), так и раздаточным материалом.

    На одном из занятий воспитатель выкладывает на фланелеграфе из полосок прямоугольник. «Дети, как называется эта фигура? Сколько сторон у прямоугольника? Сколько углов?» Дети показывают стороны, углы, вершины прямоугольника. Потом воспитатель спрашивает: «Как и какие фигуры можно получить из прямоугольника (создать меньшие прямоугольники, квадраты, треугольники)?» При этом используются дополнительные полоски бумаги. Дети считают стороны в полученных фигурах.

    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность переносить добытые знания в незнакомую им ранее ситуацию , использовать эти знания в самостоятельной деятельности . Знания о геометрических фигурах широко используются, уточняются, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию . Такие занятия позволяют детям приобретать умения в делении сложного рисунка на составные элементы, а также создавать рисунки сложной формы из одного-двух видов геометрических фигур разных размеров.

    Так, во время одного из занятий детям раздают конверты с набором моделей геометрических фигур. Воспитатель показывает аппликацию «робота», составленного из квадратов и прямоугольников разных размеров и пропорций. Сначала все вместе последовательно рассматривают образец. Устанавливают, из каких частей (фигур) выполнена каждая деталь. В такой же последовательности дети создают орнамент. Педагог показывает два-три орнамента и предлагает детям выбрать один из них, внимательно его рассмотрев, выложить такой же орнамент.

    В объемных фигурах (таких как цилиндр, куб) дети выделяют и называют боковые стороны и основания . При этом их можно показывать несколькими пальцами или всей ладонью .

    Дети выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, переконструируют их.

    В процессе такого обучения обогащается «математическая» речь детей .

    Ознакомление с формой , как правило, занимает часть занятия по математике, а также по конструированию, изобразительной деятельности.

    Во время занятий широко используются накладывание, прикладывание, черчение по контуру, заштриховка, измерение. Плоские геометрические фигуры дети вырезают, объемные - лепят из пластилина, глины.

    Эта работа тесно связана с обучением детей элементам письма: обведению клеток, рисованию кружочков, овалов, проведению прямых и наклонных линий. Дети знакомятся с тетрадями в клетку, рассматривают, как разлинованы страницы в тетради. Воспитатель предлагает детям найти и обвести клетки в разных частях страницы: вверху, внизу, слева, справа, посередине; начертить семь квадратов размером в одну клетку с пропусками между ними в две (три) клетки. При этом он показывает разные способы выполнения задания: обозначение начального контура точками, проведение линий слева направо и сверху вниз.

    Будущих школьников учат различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник), называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме. Работа направлена, прежде всего, на совершенствование качества этих знаний: полноты, осознанности. Геометрический материал широко используется во время занятий как демонстрационный и раздаточный при формировании числовых понятий, делении целого на части и т. д.

    На протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности :

    Сначала выделяют общие контуры и основную часть,

    Потом определяют форму, пространственное положение, относительный размер других частей.

    Следует научить их замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов самостоятельной деятельности детей.

    Введение ...…………………………………………………………………………2-3

    Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников предстовления о форме ……………………………………………………………..

    1.1 Форма как математическое понятие…………………………………………4

    1.2. Психологические особенности восприятия дошкольниками формы…….4-7

    1.3. Педагогические аспекты формирования предстовлений о форме………..7-9

    Глава 2 . Задачи –головоломки, дидактические игры как средство формирований о форме предметов ……………………………………………………………………………….

    2.1. Значение дидактических игр и упражнений в формировании у дошкольников предстовлений о форме…………………………………………………………..10-14

    2.2. Классифйикационная характеристика дидактически х игр геометрического содержания…………………………………………………………………………14-15

    2.3. Специфика проведения геометрических игр с детьми дошкольного возраста …................................................................................................................15-18

    2.4. Задачи- головоломки в формирование геометрического видения дошкольников……………………………………………………………………..18-19

    Глава3. Эксперементальное подтверждение эффективности использования дидактических игр и упражнений для закрепления знаний о геометрических фигурах и развития геометрического видения у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….20-24

    Заключение………………………………………………………………………..25

    Литература………………………………………………………………………...26-27

    Приложение………………………………………………………………………..28-35

    Введение

    Актуальность курсового исследования в этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, А.А Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А.Михайлова, Л.С. Метлина.

    Целью исследования является изучить влияние задач-головоломок,дидактических игр на развитие представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста

    Задачи исследования:

    1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования представлений у детей о форме.



    2. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.

    3. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников

    4. Рассмотреть значение занимательного математического материала, как средства развития представлений о форме предметов

    5. Разработать систему развивающих дидактических игр по формирование элементарных математических представлений у дошкольников

    6. Выявить возможности задач-головоломок, дидактических игр в развитии представлений о форме предметов.

    7. Выявить эффективность влияния системы развивающих дидактических игр на формирование элементарных представленийо форме.

    Проблемой исследования стал вопрос каково влияние задач-головоломок на развитие у детей среднего дошкольного возраста представлений о форме предметов.

    Объект исследования :процесс развития представлений о форме предметов у детей среднего дошкольного возраста.

    Предмет исследования :развивающие дидактические игры а также задачи-головоломки как средство формирования элементарных представлений у детей о форме. Через задачи – головоломки,дидактические игры на занятиях математикой,а так же в режимныхмоментах как со всеми детьми,так и в индивидуальной работе с ними

    Гипотеза исследования -предпологаю проверить какое на самом деле влеяние несет предмет иследования на обьект.Какой уровень развития представлений о форме предметов у средних дошкольников

    зависит от различных форм использования занимательного математического материала, а именно

    от применения задач-головоломок и дидактических игр.Если при проведении занятий по математике для детей группы использовать систему развивающих дидактических игр,головоломок то это приведёт к повышению уровня элементарных математических представлений о форме.

    Опытно-эксперементальная база

    Теоретическая значимость

    Практическая значимость

    Новизна исследования.

    Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников представлений о форме

    Формирование начальных знаний детей о форме предметов должно осуществляться так, что бы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике.Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей. Одними из таких формами является обучение детей с помощью дидактических игр и задач-головоломок. Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата,выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Следовательно, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра и игры головоломки помогут ему чему-то научиться в легкой, непринуждённой форме.

    Форма как математическое понятие

    Понятие о форме предмета появляется через те реальные предметы, которые окружают нас в действительности. Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Это естественно, так как форма - это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.

    Признаки предметов. Форма

    Учитель предлагает рассмотреть форму предметов. Учитель поясняет, что предметы вокруг нас имеют сложную форму, поэто­му мы будем изучать только простые формы, то есть формы гео­метрических фигур.

    Ученики должны назвать и изобразить на доске основные гео­метрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб и т. п.

    Игра «Назови форму!» (с мячом).

    Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик воз­вращает мяч учителю с ответом, какой формы названный предмет.

    Примеры: колесо - круглое, дверь - прямоугольная, крыша дома - треугольная, книга - прямоугольная, солнце - круглое, ли­мон - овальный и т. п.

    Задание 9 в тетради.

    Ученики должны пофантазировать, придумать, на что похожа каждая фигура, и дорисовать ее так, чтобы получилась картинка. Необходимо дать возможность представить результат своей работы как можно большему количеству учеников. Некоторые из них можно нарисовать на доске.

    Задание 10 в тетради. Ключ :

    а) круглое колесо - круглые часы,

    б) прямоугольный конверт - прямоугольная тетрадь,

    в) овальная картина - овальное зеркало.

    Ученики должны соединить линиями разных цветов одинако­вые по форме предметы. Вызванный ученик проговаривает назва­ние каждого предмета и его форму, после этого формируются пары.

    Игра «Что такой формы?».

    Учитель называет любую форму и предлагает детям назвать как можно больше предметов этой формы. Примеры:

    Круг - тарелка, часы, компас, колесо и т. п.

    Квадрат - кубик, коробка, песочница и т. п.

    Овал - зеркало, яйцо, лимон, груша и т.п.

    Прямоугольник - конверт, картина, пенал, тетрадь, книга и т. п.
    Выигрывает тот ученик, кто последний назвал предмет данной

    Задание 11 в тетради.

    Ученики должны раскрасить фигуры, из которых состоит, рису­нок, определенным цветом. При выполнении этого задания вы­званный ученик комментирует: «Солнце круглое, раскрашиваем желтым цветом. Облака овальные, раскрашиваем синим цветом». Можно подытожить выполнение этого задания вопросами: «Какие части Картинки имеют квадратную форму? (Окна.) Прямоуголь­ную? (Дверь, труба, дом.)».

    Задание 12*в тетради.

    Ученики должны сравнить три торта, дорисовать недостающие фигуры и раскрасить так, чтобы торты стали одинаковыми

    Задание 13* в тетради. Ключ :

    а) треугольники,

    в) квадраты.

    Ученики должны определить общий признак у фигур в каждой группе. Для этого необходимо перечислить эти фигуры. Фигуры в первой группе можно проговорить вслух: «В первой группе изо­бражен синий треугольник, белый треугольник, серый треугольник, черный треугольник. В первой группе все треугольники». Скорее всего, вторая и третья группы не вызовут затруднений, достаточно проговорить вывод.

    Цвет предмета .Задание 1:
    Учитель показывает детям предметы или картинки с предметами и просит назвать цвет предметов.
    Можно использовать предметы, имеющиеся в классе: какого цвета классная доска, мел и т.д.
    Игра «Назови цвет» (с мячом).
    Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета названный предмет.
    Пример :

    • апельсин – оранжевый;
    • снег – белый;
    • солнце – желтое.

    Задание 2:
    Раскрась картинки по заданию:
    а) Раскрась фигуры правильным цветом.

    б) Раскрась одинаковые фигуры одним цветом.

    Задание 3: Запиши общий признак, которым обладают все рисунки.

    Общий признак _________________________________
    Задание 4: Первокласснику предлагается выполнить замену фигур и нарисовать ту же картинку заново. Кроме замены фигур, нужно произвести замену цвета по заданию.

    Игра «Что такого цвета?»
    Учитель загадывает классу любой цвет и предлагает детям назвать как можно больше предметов этого цвета.
    Пример:

    • красный – помидор, клубника,..
    • желтый – цыпленок, солнце, лимон,..
    • оранжевый – белка, лиса, апельсин,..
    • коричневый – медведь, картошка,..
    • белый – сахар, мел, снег,..
    • серый – мышь, волк,..
    • черный – дельфин, пингвин, ночь,..

    Задание 5: Работа на компьютере в графическом редакторе.
    Определи, что меняет робот. Нарисуй фигуры и раскрась так, как их меняет робот:

    Игра «Бывает – не бывает»- физкультминутка .
    Учитель называет цвета предметов. Ученики остаются сидеть за своими партами, если такой цвет у предмета в природе бывает, и встают, если этого не бывает.
    Пример:

    • рыжий кот (бывает);
    • зеленый тигр (не бывает);
    • красный крокодил (не бывает);
    • белый медведь (бывает).

    Учитель может загадывать цвета, которые встречаются изредка (сезонно) или зависят от вида животного или овоща.
    Пример:

    • желтый лист (осенний);
    • белый заяц (зимой);
    • черный лебедь;
    • белый медведь;
    • красная, черная, белая смородина.

    Задание 6: Загадки, задачи–шутки.
    Выполнение задания может проводиться в виде физкультпаузы: кто первый угадает – встает и дает ответ.

    Зимой белый, летом – серый.
    (Заяц).
    Желтый одуванчик
    По двору идет,
    Желтый одуванчик
    Зернышки клюет.
    (Цыпленок).
    Зимой и летом одним цветом.
    (Ель).
    По небу лебедь черный
    Рассыпал чудо – зерна.
    Черный белого позвал,
    Белый зерна все склевал
    (Ночь и день).
    Красные двери в пещере моей,
    Белые звери сидят у дверей.
    И мясо, и хлеб – всю добычу мою
    Я с радостью этим зверям отдаю.
    (Рот и зубы).
    Скатерть бела, весь свет одела.
    (Снег).
    Черная корова весь свет поборола, а белая – подняла.
    (Ночь и день).
    В красном домике черные братья живут,
    Все друг на друга похожи.
    (Арбуз).
    Белый камушек растаял,
    На доске следы оставил.
    (Мел).
    Рассыпалось к ночи золотое зерно.
    Глянул утром – нет ничего.
    (Звезды на небе).
    Разноцветное коромысло над рекою повисло.
    (Радуга).

    1 класс Горячев___________________

    Урок № 2.

    Тема: «ФОРМА ПРЕДМЕТОВ»

    Цели: научить определять форму предметов, группировать предметы по форме, выявлять закономерность в группировании предметов по форме.

    Оборудование: принести любые, легко описываемые по признакам предметы, например: кусочек сахара, плитку шоколада, деревянную или пластмассовую линейку, однотонную учениче­скую тетрадь и т. п.; любые предметы для сравнения по парам, на­пример: монета и пуговица, одинаковые по размеру, два цветных карандаша, 2 мяча и т. п.; задание для игры «Ребус».

    Ход урока

      Проверка домашнего задания 8 в тетради.

    Ученики перечисляют предметы, «собранные» в первый ме­шок, и выделяют их общий признак. Аналогично перечисляются предметы, собранные во второй мешок.

    Учитель выясняет, с раскрашиванием каких предметов возник­ли сложности (скорее всего, это машина) и как ученики справились с ними (машина должна быть или серой, или зеленой). (Серые предметы, зеленые предметы.)

    II . Повторение.

    III . Изучение нового материала.

    Признаки предметов. Форма

    Учитель предлагает рассмотреть форму предметов. Учитель поясняет, что предметы вокруг нас имеют сложную форму, поэто­му мы будем изучать только простые формы, то есть формы гео­метрических фигур.

    Ученики должны назвать и изобразить на доске основные гео­метрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб и т. п.

      Игра «Назови форму!» (с мячом).

    Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик воз­вращает мяч учителю с ответом, какой формы названный предмет.

    Примеры: колесо - круглое, дверь - прямоугольная, крыша дома - треугольная, книга - прямоугольная, солнце - круглое, ли­мон - овальный и т. п.

      Задание 9 в тетради.

    Ученики должны пофантазировать, придумать, на что похожа каждая фигура, и дорисовать ее так, чтобы получилась картинка. Необходимо дать возможность представить результат своей работы как можно большему количеству учеников. Некоторые из них можно нарисовать на доске.

      Задание 10 в тетради. Ключ:

    а) круглое колесо - круглые часы,

    б) прямоугольный конверт - прямоугольная тетрадь,

    в) овальная картина - овальное зеркало.

    Ученики должны соединить линиями разных цветов одинако­вые по форме предметы. Вызванный ученик проговаривает назва­ние каждого предмета и его форму, после этого формируются пары.

      Игра «Что такой формы?».

    Учитель называет любую форму и предлагает детям назвать как можно больше предметов этой формы. Примеры:

      Круг - тарелка, часы, компас, колесо и т. п.

      Квадрат - кубик, коробка, песочница и т. п.

      Овал - зеркало, яйцо, лимон, груша и т.п.

      Прямоугольник - конверт, картина, пенал, тетрадь, книга и т. п.
      Выигрывает тот ученик, кто последний назвал предмет данной

      Задание 11 в тетради.

    Ученики должны раскрасить фигуры, из которых состоит, рису­нок, определенным цветом. При выполнении этого задания вы­званный ученик комментирует: «Солнце круглое, раскрашиваем желтым цветом. Облака овальные, раскрашиваем синим цветом». Можно подытожить выполнение этого задания вопросами: «Какие части Картинки имеют квадратную форму? (Окна.) Прямоуголь­ную? (Дверь, труба, дом.)».

      Задание 12*в тетради.

    Ученики должны сравнить три торта, дорисовать недостающие фигуры и раскрасить так, чтобы торты стали одинаковыми

      Задание 13* в тетради. Ключ:

    а) треугольники,

    в) квадраты.

    Ученики должны определить общий признак у фигур в каждой группе. Для этого необходимо перечислить эти фигуры. Фигуры в первой группе можно проговорить вслух: «В первой группе изо­бражен синий треугольник, белый треугольник, серый треугольник, черный треугольник. В первой группе все треугольники». Скорее всего, вторая и третья группы не вызовут затруднений, достаточно проговорить вывод.

      Задание 14 в тетради.

    Ученики должны зачеркнуть лишний предмет в каждой группе.

    а) Ученикам необходимо перечислить предметы в группе, на­зывая их форму (колесо - круглое, часы - круглые, монета - круг­лая, компас - круглый, пуговица - круглая, книга - прямоугольная). Почти все предметы в группе круглые. Книга мешает назвать об­щую форму всех предметов, ее необходимо вычеркнуть.

    б*) Ученики должны обратить внимание на форму и цвет каж­дой фигуры.* Один из вариантов решения - вычеркнуть красный прямоугольник, так как все остальные фигуры синие. Второй вари­ант - лишний круг, остальные фигуры с углами. Если второй вари­ант решения не прозвучал, учитель должен подвести ребят к нему, задавая наводящие вопросы («А может быть, лишним...»).

      Задание 15 в тетради.

    Ключ: красный круглый шарик.

    Ученики должны дорисовать ослику Иа-Иа шар и раскрасить его подходящим цветом.

    Для этого необходимо определить цвет шарика и его форму. Все шарики у героев красные, значит, и шарик Иа-Иа должен быть красным. Форма шариков чередуется, поэтому необходимо прого­ворить: «У Винни круглый шар, у Совы - овальный шар, у Кролика -круглый, у Пятачка - овальный, у Иа-Иа... круглыш.

    IV . Итоги урока.

    Назовите, какой формы могут быть предметы.

      Игра «Ребус».

    Учитель демонстрирует ребятам последовательность фигур с буквами и просит прочитать имена ребят. Одно имя записано в треугольниках, второе - в кругах, а третье - в квадратах.

    Можно на доске подготовить фигуры для записи имен.

      Загадки, задачи-шутки (см. Приложение 1, с. 139-140).

    Домашнее задание.

      Задание 16 в тетради.

    Ученики должны раскрасить все треугольники коричневым цветом, а остальные фигуры - голубым цветом. В результате полу­чится картина.