Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Пришвин кладовая солнца анализ произведения. Урок-конспект по литературе: "М

Пришвин кладовая солнца анализ произведения. Урок-конспект по литературе: "М

Слайд 2

Имя М.М. Пришвина с детства знакомо каждому.

М.М. Пришвин – знаток, любитель природы, тонкий ценитель красоты окружающего мира.

Слайд 3

«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг лесисто, болотно, так много природы», - писал М.М. Пришвин.

«Родники Берендея», «Кащеева цепь», «Повесть нашего времени», «Рассказы о прекрасной маме» и многие другие написаны в селе Усолье.

Слайд 4

История создания сказки - были «Кладовая солнца».

В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в нем участие и победу в Великой Отечественной войне встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая была написана за месяц. Это произведение насыщено впечатлениями от усольской природы и жизни писателя среди нее. Повесть получила первую премию и была напечатана в июльском номере журнала «Октябрь».

Слайд 5

Прототипы в повести

Главными героями являются усольские дети – сироты Соня и Боря Александровы. Сиротство детей, забота о них колхозников легли в основу сюжета.

Слайд 6

«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем отец. Все нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные – остались на детей.» (дневник от 7 апреля 1943 года).

Слайд 7

Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.

Антипыч и Травка. Художник И.Л.Бруни.

Слайд 8

Образ автора в повести.

Каким видит окружающий мир Пришвин? Каким человек предстает он перед нами? Писатель очень зорок, он с любовью наблюдает за природой, она для него живая, в ее жизни он видит знакомые проявления человеческого сердца.

Слайд 9

Сказочное и реальное в повести.Что же реально в «Кладовой солнца»?

Место действия. Время действия – период Великой Отечественной войны. Как и многие дети во время войны, Митраша и Настя осиротели. Обычные бытовые сценки. (Поиски клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от беды. Возвращение домой с добычей).

Слайд 10

Каковы сказочные черты в повести?

Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.

Слайд 11

Сказочные черты в повести.

Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках? Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда? А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре? Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?

Слайд 12

Зачем отправились дети? Какова их цель?Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся?Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому сокровищу оно ближе всего?

Слайд 14

С какими трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни столкнулись дети?

Слайд 15

Кто же помог Насте и Митраше? Кто стал спасителем детей?

Чем похожа Травка на этих волшебных помощников и чем отличается от них?

Слайд 16

Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя?Кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты?

Чем похож и не похож на него Антипыч? Какую главную тайну не открыл Антипыч ребятишкам? Антипыч выступает как хранитель тайны жизни.

Слайд 17

Что происходит с природой во время ссоры ребят?

Природа одушевлена и одухотворена. Художественный прием – олицетворение.

Слайд 18

В любой сказке есть волшебные предметы.

Что в повести названо «чудесной вещью»? Почему? В чем отличие компаса от сказочного клубка, который ведет за собой героя?

Слайд 20

Вывод.

Пришвин не случайно назвал свое произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сюжете, и в художественных образах, и в присутствии чудесных предметов, волшебных тайн, и в участии природы во всех событиях, и в особом складе авторской речи.

Слайд 21

У каждого своя тропа.

  • Слайд 22

    Настя и Митраша.

    Какую характеристику дает Пришвин своим героям в начале повести? Что он подчеркивает в детях? Почему в деревне любили Митрашу и Настю? Как относились друг другу брат и сестра? Присутствие родителей постоянно ощущается в жизни детей. Чем это можно доказать? Почему во время сбора ребята плохо слушают друг друга? Что позвало ребят в поход за клюквой?

    Слайд 23

    Роль природы в повести.

    Видят ли дети красоту наступающего утра? Почему? Какие тревожные нотки звучат в описании чудесного весеннего утра? С чем связана эта тревога? Как отреагировала природа на то, что произошло? Почему рассказ о ссоре брата и сестры начинается с описания сосны и ели?

    Слайд 24

    Поведение Насти и Митраши.

    Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате? Почему даже лесные обитатели перестали обращать на нее внимание? А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в лес? Почему Митраша не прислушался к предупреждающим голосам природы? Что руководило им? А когда и где вспомнила Настя о брате? Почему она испугалась, увидев гадюку? Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя в беде? Почему удалось ему спастись? Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е. признав его за хозяина? Почему? Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что произошло с Митрашей?

    Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя с Митрашей подарили эвакуированным из Ленинграда детям. Как и в других произведениях Пришвина, в «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит. Внешняя канва сюжета не исчерпывает философских идей Пришвина, переданных в предельно обобщенной форме сказки, составляющей второй план произведения. Обращение писателя в 40-е годы к жанру сказки было не случайно. Победа советского народа над фашизмом укрепила убежденность художника в том, что самые смелые сказочные идеи осуществимы. И писатель стремится создать «современную правдивую сказку», главной идеей которой, по емкому определению В. Д. Пришвиной, становится «победа высокого человеческого начала в жестокой природе»1. Форма сказки с ее предельным обобщением, выходом в общечеловеческие законы морали помогает писателю расширить художественное время своего повествования, включив в него и прошлое и будущее. «Кладовая солнца» - это не только образное определение торфа, аккумулировавшего в себе тепло солнца и ждущего вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу солнечную энергию. «Кладовая солнца» - это в первую очередь символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих, деятельности, материализованной в повести в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и Травки2. Люди, по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждали человечность. В этот единый исторический поток вливаются юные герои повести Митраша и Настя, наделенные качествами исследователей и открывателей жизни. «Их носики,- пишет Пришвин,- можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах». Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается ‘характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки. Характерно, что «в споре своем, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую переславскую дорогу», а там вели к счастливой палестинке- цели похода героев повести. Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, игда более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности (великолепна сцена, когда лось не признал в грязной ползающей дейбч’ке человека и принял ее за животное и забыла о брате. Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла - волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась «золотая уточка» Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках. Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что «большая человеческая правда… есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее «Кладовой солнца»: «Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана. * Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет… * Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. * И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода». Пройдет несколько лет, и художник повторит эту мысль, еще более заострив ее, в своем последнем произведении - в «Корабельной чаще»: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам. Лирический герой Пришвина всегда умнее, наблюдательнее своих читателей. Он делится с детьми опытом, передает им свою мудрость. Другое дело, что мудрость эта проникнута не житейской мелкой моралью, а ощущением сопричастности с большим миром, открывающимся проницательному взгляду художника. В этом мире царит культ Человека - творца и преобразователя жизни. «По Вашим книгам, Михаил Михайлович,- писал М. Горький в статье о Пришвине,- очень хорошо видишь, что Вы человеку - друг… Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к земле, из «геофилии» Вашей, из «геооптимизма»… Ваш человек очень земной и в хорошем ладу с землею». Художественный мир Пришвина так же невозможен без поэзии, как невозможен он без юмора. Добрая улыбка над человеком, над животным создает атмосферу радости, смягчает драматизм жизни, укрепляет уверенность в могуществе человечества. М. М. Пришвин - выдающийся знаток языка, художник слова, «охотник за словом». В уже упоминавшейся статье М. Горького о Пришвине есть и такое признание: «Вы привлекли меня к себе целомудренным и чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете». Речь Пришвина - это сплав народной лексики («путик», «падун», «Берендеи», «кощеева цепь», «осударева дорога», «охота за счастьем» и т. д.) с языковой культурой революционной интеллигенции России конца XIX - начала XX века. И вместе с тем столь прихотливое сочетание стилевых и ритмических пластов никогда не лишало индивидуальности произведений художника. Книги Пришвина, в которых слышится его неторопливая, чуть насмешливая речь, пронизанная поэзией жизни, правды и человечности, наполненная символически-философскими обобщениями,- явление в русской литературе неповторимое, рождающее в душе читателя «источник радости» - качество, необходимое творцу.

    Аннотация. Этот урок позволит говорить с детьми об очень сложной философской проблеме поиска смысла жизни. Начинается разговор с героев-животных: у собаки Травки и волка Серого помещика своя правда.

    Чьи жизненные принципы выбрать, к чему это может привести человека на его непростом жизненном пущ когда человек перестаёт быть человеком? Над этими и многими другими вопросами заставляет задуматься сказка-быль Пришвина.

    Ключевые слова: правда, смысл жизни, добро, верность, жизнь для других, злость, эгоизм, ненависть, жизнь для себя, любовь, верность.

    Хочу предложить вам урок по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В отличие от предыдущих моих статей, эта посвящена программному произведению. Уроков по нему (как в журналах, так и в Интернете) великое множество. И всё-таки я рискую предложить свой вариант.

    В данном произведении отправной точкой для серьёзного разговора стали слова Антипыча о правде. На первый взгляд кажется, что говорить с шестиклассниками на такую сложную тему невозможно. Но это только на первый взгляд. Этот урок получился одним из самых интересных и запоминающихся в моей практике. А понятия «правда Травки» и «правда волка» вошли в лексикон моих учеников и начали применяться ими уже и на других уроках.

    Ход урока

    1 . Создание проблемной ситуации.

    — В сказке-были Пришвина, как и в любом художественном произведении, очень много загадок. Например, там есть такой эпизод, когда рассказчик вспоминает, как спрашивали у Антипыча, сколько ему лет, а тот только шутил в ответ. «Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде, сколько же тебе лет?» — спрашивали его. «По правде, — отвечал старик, — я вам скажу, если вы вперёд скажете мне, что есть правда, какая она, где живёт и как её найти». Как вы думаете, о какой правде здесь идёт речь?
    — Давайте обратимся к словарю.
    Значение слова «правда» по словарю Ушакова:
    Правда — то, что соответствует действительности, что есть на самом деле, истина. Открой мне всю правду, не бойся меня. Пушкин. 2. Правдивость, правильность. Никто не думает о правде слов моих.

    Идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов. Искать правды. Стоять за правду. Жить правдой. Пострадать за правду.
    — Слово, как видите, многозначное. В каком значении, на ваш взгляд, употребляет слово «правда» Антипыч?
    — То есть правда — это некий ориентир, к которому надо стремиться, смысл жизни, если хотите. Как же можно перефразировать вопрос Антипыча? (В чём смысл жизни и как его найти?)
    — Какой серьёзный философский вопрос задаётся в этом произведении! А задумывались ли вы, в чём смысл жизни? В любом случае я предлагаю вам задуматься об этом сейчас.

    2. Анализ текста. «Правда Травки и правда волка».

    — Итак, давайте попробуем найти ответ на такой сложный вопрос в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В продолжении того же разговора Антипыч говорит своим собеседникам: «Вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт». Значит, Травка знает, где правда живёт, знает, в чём смысл жизни? Может быть, она поможет нам найти ответ на вопрос?
    — Расскажите историю жизни Травки.
    — В чём же правда Травки? Как она это понимает? Правда, или смысл жизни Травки, в любви к человеку; в том, чтобы жить не только для себя, но и для других, в заботе о человеке; в дружбе; доброте, верности и преданности.
    — Почему Травке так плохо теперь? Почему она воет, взобравшись на холм? Она потеряла смысл жизни, ей не для кого жить.
    — Кто противопоставлен Травке в этой части? Конечно, Волк.
    — Почему воет волк? В чём его правда? Его характеризует злость; желание жить для себя, дикий зверь живёт для себя.
    — Итак, на примере Травки и волка мы видим два разных взгляда на жизнь, две разные правды. Но Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому мы, конечно, обратимся к Насте и Митраше и поговорим о том, как они ищут свою правду.

    З. Анализ текста. «Путь к правде Насти и Митраши».

    — Давайте вспомним, как жили Настя и Митраша.
    — Что вы можете сказать об их отношении друг к другу? Они жили и работали очень
    дружно, помогали друг другу, заботились друг о друге, заботились о своём хозяйстве.
    — На чью правду похоже их представление о жизни: на правду Травки или правду волка?
    — Но жизнь так устроена, что она постоянно ставит человека перед какими-то преградами, перед трудностями, проверяет человека на прочность, на верность своим убеждениям, своим принципам. Что в данном произведении послужило проверкой для детей? Их поход за клюквой, их спор, ссора и то, как они вышли из затруднительной ситуации.)
    — Что послужило причиной их ссоры? Они начали спорить, по какой тропе идти.
    — Что мы здесь видим вместо дружбы, заботы друг о друге? Как дети себя ведут в
    этом эпизоде? Какие чувства испытывают по отношению друг к другу? Разозлились, рассердились друг на друга; не хотели слушать друг друга, не желали подчиниться другому; каждый в данный момент думал только о себе; Настя даже плюнула вслед брату.

    Задания для первой группы:
    1. Прочтите эпизод «Митраша в болоте» (со слов: «Мало-помапу, по мере того как
    Митраша продвигался вперёд по указанию стрелки и тропы … » до слов: «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы«)
    2. Проследите за тем, как Митраша попал в Слепую елань. Для этого выделите предложения, в которых описана тропа, по которой идёт Митраша.
    1) Какое определение даёт этой тропе автор? Почему? По каким признакам можно определить, что перед нами тропа, по которой ходили люди?
    2) С какими чувствами идёт Митраша по этой тропе? Почему?
    3) Помнит ли он про сестру? Какие чувства он сейчас испытывает по отношению к сестре? Попробуйте предположить, что он думает по поводу случившегося.
    4) Почему Митраша сходит с этой тропы?
    6) Каков результат его неосмотрительного поступка?
    «Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше … но он всё шёл и шёл вперёд. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шёл впереди его и оставил даже тропу после себя». «Миграша … ничуть не трусил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шёл такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело
    идти».

    «Вот Митраша увидел: его тропа круто завёртывает влево и туда идёт далеко и там
    совсем исчезает. Он проверил по компасу, стрелка глядела на север, тропа уходила на
    запад… Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша
    подумал: «Зачем же я буду поворачивать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать,
    виднеется там, за полянкой?»»

    Митраша выбирает слабую тропу, на которую показывал компас. Автор даёт определение этой тропе — «человеческая». Узнать её можно по траве белоус, которая вырастает вдоль тропы. Это тропа, по которой шёл человек. Митраша идёт по ней смело, потому что по ней ходили люди, а значит, может пройти и он. Он не думает о сестре. По крайней мере, автор ничего об этом не пишет. Но, возможно, думает о том, что он прав, гордится тем, что не пошёл на поводу у старшей
    сестры.

    Митраша сходит с тропы потому, что стрелка компаса показывает на север, а тропа уходит влево и потому, что прямо перед ним оказывается чистое, ровное место, нисколько не похожее на что-то страшное и смертельно опасное. В результате он попадает в Слепую елань и чуть не тонет.
    — Какое значение имеет эпитет «человеческая тропа»? Ведь сойдя с этой человеческой тропы, Митраша попадает в Слепую елань. Забыв о сестре, испытывая злость, раздражение, Митраша сходит с человеческой тропы.
    — На прошлом уроке мы говорили о том, что Митраша берёт с собой компас, потому что так его учил отец. Он говорил: «Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит». Почему же в этой ситуации компас подвёл мальчика?
    — Козьма Прутков говорил: «Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни». Как вы понимаете эти строки? Нельзя бездумно идти по стрелке компаса. Она только лишь указывает, где север. Но куда тебе идти — решаешь ты сам. Стрелка компаса поможет выбраться из леса, но показать путь в жизни не сможет. Это зависит только от человека, от его выбора.

    Задания для второй группы

    1. Прочтите эпизод «Настя собирает клюкву» (со слов: «Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку, отдельно за каждой ягодкой наклонялась к земле»).
    2. Проанализируйте поведение Насти.
    Для этого ответьте на вопросы:
    1) Как Настя собирает ягоды сначала, потом? Почему?
    2) Помнит ли она о брате? Какие чувства она испытывает?
    3) Вспомните, почему они разошлись.
    Идёт ли Настя по выбранной ею тропе или, как и брат, сбилась с пути? Почему?
    4) Как смотрит на Настю лось? Почему?
    5) Каково отношение автора к Насте в этот момент? Почему он говорит о ней «прежняя золотая курочка на высоких ножках»?
    6) Когда Настя смогла оторваться от ягод? Почему она, глядя на гадюку, представляет, «будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она»?
    — Настя, как видим, не попадает в трясину, её жизни ничто не угрожает. Но отношение автора к ней явно меняется. Почему? Она, жадно собирающая клюкву и забывшая о брате, теряет человеческий облик.
    — Что же мы видим? К чему может привести путь, где царят обида, нежелание слушать другого,уступать?
    — Таким образом, мы видим, что путь, выбранный детьми, не приводит их ни к чему хорошему: Митраша чуть не гибнет, Настя теряет человеческий облик.
    — Кто помогает детям? Каким образом Травка помогает Насте? Митраше? Травка. Она помогает Насте вспомнить о брате :
    «- Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!
    И потянулась к корзине за хлебом. Доверху корзина была наполнена, и под клюквой был хлеб.
    Сколько же времени прошло, сколько клюквинок легло с утра до вечера, пока огромная корзина наполнилась? Где же был за это время брат голодный, и как она забыла о нём, как она сама забыла себя и всё вокруг?»
    Травка вытаскивает из болота Митрашу.
    — Почему Травка оказалась возле Насти? Почему Травка кинулась на зов Митраши?
    Она почувствовала человеческую беду.
    — Почему именно Травка помогает ребятам? О чём напоминает им Травка? Травка
    напоминает детям о вечных ценностях: любви, преданности, товариществе, верности;
    возвращает их к человечности, к человеческой тропе, к своей правде.
    — А для самой Травки важно было всё произошедшее? Травка нашла хозяина.
    — Какова дальнейшая судьба волка? Митраша убивает его.
    — Какой смысл вкладывает автор в этот эпизод? Почему именно Митраша убивает волка? Убийство волка — это победа. Победа над злом, равнодушием, эгоизмом. В какой-то степени Митраша убивает волка в себе.
    — К чему же, по мнению Пришвина, приводит каждый из этих путей? Пришвин показывает, что путь Травки приводит к счастью, путь волка — к гибели.
    — Как сложилась дальнейшая судьба детей? Куда они дели клюкву, собранную на болоте? Важно ли это? Они отдают клюкву детям, эвакуированным из Ленинграда, проявляя свою заботу и неравнодушие к другим людям.

    Сочинение

    Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя с Митрашей подарили эвакуированным из Ленинграда детям. Как и в других произведениях Пришвина, в «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит.

    Внешняя канва сюжета не исчерпывает философских идей Пришвина, переданных в предельно обобщенной форме сказки, составляющей второй план произведения. Обращение писателя в 40-е годы к жанру сказки было не случайно. Победа советского народа над фашизмом укрепила убежденность художника в том, что самые смелые сказочные идеи осуществимы. И писатель стремится создать «современную правдивую сказку», главной идеей которой, по емкому определению В. Д. Пришвиной, становится «победа высокого человеческого начала в жестокой природе»1. Форма сказки с ее предельным обобщением, выходом в общечеловеческие законы морали помогает писателю расширить художественное время своего повествования, включив в него и прошлое и будущее.

    «Кладовая солнца» - это не только образное определение торфа, аккумулировавшего в себе тепло солнца и ждущего вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу солнечную энергию. «Кладовая солнца» - это в первую очередь символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих, деятельности, материализованной в повести в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и Травки2. Люди, по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждали человечность.

    В этот единый исторический поток вливаются юные герои повести Митраша и Настя, наделенные качествами исследователей и открывателей жизни. «Их носики,- пишет Пришвин,- можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах».

    Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается ‘характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки. Характерно, что «в споре своем, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую переславскую дорогу», а там вели к счастливой палестинке- цели похода героев повести.

    Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, игда более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности (великолепна сцена, когда лось не признал в грязной ползающей дейбч’ке человека и принял ее за животное и забыла о брате. Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла - волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась «золотая уточка» Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках.

    Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что «большая человеческая правда… есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее «Кладовой солнца»: «Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

    * Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет…
    * Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.
    * И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода».

    Пройдет несколько лет, и художник повторит эту мысль, еще более заострив ее, в своем последнем произведении - в «Корабельной чаще»: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам. Лирический герой Пришвина всегда умнее, наблюдательнее своих читателей. Он делится с детьми опытом, передает им свою мудрость. Другое дело, что мудрость эта проникнута не житейской мелкой моралью, а ощущением сопричастности с большим миром, открывающимся проницательному взгляду художника.

    В этом мире царит культ Человека - творца и преобразователя жизни. «По Вашим книгам, Михаил Михайлович,- писал М. Горький в статье о Пришвине,- очень хорошо видишь, что Вы человеку - друг… Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к земле, из «геофилии» Вашей, из «геооптимизма»… Ваш человек очень земной и в хорошем ладу с землею».

    Художественный мир Пришвина так же невозможен без поэзии, как невозможен он без юмора. Добрая улыбка над человеком, над животным создает атмосферу радости, смягчает драматизм жизни, укрепляет уверенность в могуществе человечества.

    М. М. Пришвин - выдающийся знаток языка, художник слова, «охотник за словом». В уже упоминавшейся статье М. Горького о Пришвине есть и такое признание: «Вы привлекли меня к себе целомудренным и чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете». Речь Пришвина - это сплав народной лексики («путик», «падун», «Берендеи», «кощеева цепь», «осударева дорога», «охота за счастьем» и т. д.) с языковой культурой революционной интеллигенции России конца XIX - начала XX века. И вместе с тем столь прихотливое сочетание стилевых и ритмических пластов никогда не лишало индивидуальности произведений художника. Книги Пришвина, в которых слышится его неторопливая, чуть насмешливая речь, пронизанная поэзией жизни, правды и человечности, наполненная символически-философскими обобщениями,- явление в русской литературе неповторимое, рождающее в душе читателя «источник радости» - качество, необходимое творцу.

    данный файл содержит максимально подробный план урока литературы по теме: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца" в 6 классе по программе В.Я.Коровиной с определением целей урока,оборудованием,с конкретными домашними заданиями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

    Цели: познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина;

    Проанализировать прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».

    Задачи: обратить внимание на портретные характеристики героев;

    Показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;

    Раскрыть особенности жанра сказки-были.

    Оборудование: мультимедийный проектор для показа портрета М.М.Пришвина и иллюстраций к повести «Кладовая солнца»,фонохрестоматия (музыкальные пьесы К.Дебюсси).

    Ход урока.

    1.Проверка домашнего задания

    а). Пересказ событий сказки «Неизвестный цветок» от имени цветка,а потом от имени Даши.

    б) .Слушание письменных отзывов на одно из прочитанных произведений А.П.Платонова.

    2.Слово учител я.М.М.Пришвин.

    Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг,откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

    С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.

    В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.),сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».

    Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.

    Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа-это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».

    Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. События,изложенные в сказке,имеют реальную основу.В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши,которые осиротели после смерти родителей. Хотя в основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные события,все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во врем войны,о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.

    3.Работа над содержанием повести «Кладовая солнца».

    Особенность сказки-были в том,что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес,так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.

    Обратимся к прочитанной дома части рассказа(с.39-57) и запишем план к прочитанному.

    Примерный план

    1.Описание Насти и Митраши.

    2.Отношение детей друг к другу.

    3.Настя и Митраша собираются за клюквой.

    4.Решение Митраши отправиться за ягодой на Палестинку.

    5.Описание Блудова болота.

    6.Спор Насти и Митраши о том, по какой тропе идти дальше.

    7.Антипыч и его собака Травка.

    8.Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.

    9.Митраша пришел в Слепую Елань.

    10.Митраше грозит гибель в трясине.

    4.Беседа с классом.

    Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?

    Как дети относились друг к другу? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

    Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?

    Перескажите своими словами сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание,как ведет себя природа. Можно ли определить,на чьей стороне автор?

    Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?

    Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих

    Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка?(Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)

    Антипыч подшучивает над самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным.Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же правилам, которые ей внушили.

    5.Подведение итогов.

    Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе.Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.

    Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну,и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу,который создается природой: злой ветер рванул, деревья,прокалывая друг друга,зарычали,завыли,застонали.

    Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают,чуя близкую добычу.

    Домашнее задание

    2.Подготовить устную характеристику Насти и Митраши.

    3.Письменно ответить на вопросы 2 и 3(с.72)


  •