Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему: Сочинение по картине С.А.Тутунова "Зима пришла. Детство"

Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему: Сочинение по картине С.А.Тутунова "Зима пришла. Детство"

/ / Сочинение-описание по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

Тутонов написал свою прекрасную картину «Зима пришла. Детство» в 1961 году. Это невероятно светлая картина, на которой изображён мальчик, подошедший к окну, чтобы посмотреть на красавицу-зиму.

В декабре срывается первый снег и хлопьями застилает землю. Всё скрыто под белым покрывалом. Именно такой пейзаж увидел мальчик из своего окна.

На переднем плане - мальчик, стоящий у окна. Кажется, что он только проснулся, открыл глаза и увидел белое полотно за окном. Он одет в обычную хлопковую рубашку, его густые волосы взлохмачены и рука прильнула к окну. Кажется, что он удивлён таким переменам. Только вчера он прыгал по лужам в резиновых сапогах, а сегодня уже оденет валенки.

Поза мальчика показывает его очарование перед зимой: он стоит как заворожённый, не смея двинуться. Хочет поскорее дождаться завтрака и выйти на улицу, ступая по нетронутой заснеженной полянке. Первым оставить свой след на снегу.

На центральном плане мы видим само окно: старое, деревянное, кое-где облупилась краска. Особый шарм придаёт зелёная полупрозрачная занавеска, которая просвечивает зимний пейзаж.

На заднем плане - наступившая зима: пора детских забав. Скоро дети соберутся лепить снеговиков и играть в снежки. Вместе с соседними ребятишками натаскают колодезную воду и зальют каток. А потом пригласят на него и других ребят. На льду можно кататься часами.

Мы видим тот же пейзаж, что и мальчик: деревянный забор, тонкие деревья, бьющие ветками об окно, они как будто просят, чтобы их пустили согреться. Первый снег всегда радостное событие, это перемены не только в климате, но и в образе жизни. Теперь нужно будет одеться теплее и не получится гулять допоздна.

Картина получилась светлой и располагающей к себе. Такого эффекта художник добился благодаря пейзажу за окном, который ослепил белизной комнату. Дети любят зиму особенной любовью, ведь зимой, бабушка печёт пирожки с вареньем, вяжет всем тёплые носки и вся семья с нетерпением ждёт главного праздника - Нового года. Каждый ребёнок любит этот праздник за волшебство, за сказку и, конечно же, подарки, которых собирается достаточно много.

Мальчик у окна и не думал расстраиваться холодам, он фантазировал, как проведёт это чудесное время. Художнику удалось передать настроение мальчика, его трепетность к зиме и красоту природы. Он великолепно совместил зимний пейзаж и деревенский быт в одной картине, что добавило полотну колоритности.

Ну вот, очередное задание 2 класса сочинить рассказ по картине . На этот раз нужно написать сочинение по картине Тутунова «Зима пришла. Детство» .

До этого мы уже пробовали написать сочинение по картине «Осень» Остроухова , прочитать примеры можно .

Мне почему-то показалось, что художник изобразил себя в детстве, поэтому мы написали рассказ от первого лица.

«Зима пришла. Детство» - сочинение по картине

«В детстве зиму ждешь с особым нетерпением.

Каждое утро, только открыв глаза, я уже бежал к окну и прильнув лицом к стеклу, всматривался в хмурый день. Опять темно и сыро, черная земля, озябшие деревья.

И вот однажды я проснулся навстречу волшебству. В комнате было особенно уютно, а из окна лился мягкий свет. Я бросился к окну. Двор изменился до неузнаваемости! Чистый, пушистый снег ковром укрыл землю, укутал деревья в белоснежные шали. А как светло и празднично вокруг!

Я застыл и не дыша смотрел на зимнюю сказку. Сколько чудес таит в себе природа!»

Прочитала сыну свой вариант, сказала написать по памяти. У него получился такой вариант сочинения по картине Тутунова «Зима пришла. Детство»

«Утром мальчик проснулся и подошел к окну. Он очень удивился.

Во дворе все было белым бело. Пушистый снег лежал на земле и на ветках деревьев. В доме было тепло, а за коном морозно. Мальчик захотел скорее выйти на улицу, играть с друзьями в снежки и кататься на санках.

Конспект "Сочинение по картине С.А. Титунова "Зима пришла. Детство" разработан для урока русского языка по развитию речи учащихся 2 класса (УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), поможет научить детей писать сочинение по картине художника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине

Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

2 класс

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

Планируемые результаты:

  • Познавательные

познакомит с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» ;

  • Регулятивные

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

  • Коммуникативные

Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;

  • Личностные

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

  • Универсальные учебные действия

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой , способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, картинная галерея ), портрет художника; по 1-2 репродукции картин известных художников (жанровая живопись: натюрморты, портреты, пейзажи); опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине; запись произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Г. Гладкова), орфографический словарь .

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Тема урока

Сегодня на занятии мы познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено.

III. Беседа о художнике и его картине.

  1. Рассказ о художнике.

Живописец. Член Союза художников СССР. Автор тематических картин бытового жанра, портретов.

Родился 30 октября 1925 года в Москве. Мать - Елизавета Николаевна Тутунова (урождённая Сахарова) из семьи священника о. Николая Сахарова. Отец - Андрей Васильевич Тутунов, из обрусевших армян, был крупным специалистом в области птицеводства.

Обучался в МСХШ (Московской средней художественной школе, 1939-45).

В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.

С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.

  1. Выразительное чтение стихотворений.

Звучит пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима»

* * *

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

… В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем…

И. Никитин

Первый снег

Первый снег обнимает траву,
Ветер, словно из сказочных тем.
А я счастлив и радостен тем,
Что смеюсь и живу наяву.

Разлохматил прически берез
Ветер буйный.
Доносится смех.
И уже не из сказок и грез,
Выпал первый искрящийся снег.

Николай Селезнёв

3. Беседа.

Декабрь, январь, февраль - зимние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.

  • Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)
  • Объясните значение этих слов.
  • Какой вы видите зиму, читая строки поэтов?

Мы увидели, как поэты «раскрасили» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукцию художника, обратим внимание на краски и почувствуем переданное им настроение.

  1. Рассматривание картины.
  • Какие краски здесь преобладают?
  • Созвучны ли строки стихотворений данной картине?
  • Ваши впечатления от представленной картины?
  • Нам предстоит описать картину С.А. Тутунова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)

5. Интеллектуальная разминка.
- Ребята, давайте послушаем фрагмент песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» и вспомним, как называются основные жанры живописи.


Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавина,
Или поле и шалаш -
Обязательно картина
Называется - пейзаж.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это - натюрморт.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется - портрет.


А теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?
(На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.)

  1. Физкультминутка

(развитие мимических и пантомимических движений, релаксация).

Для создания соответствующего настроения детей можно использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».


- Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

Дети поочередно дают ответы.
- Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?

IV. Работа с презентацией. Собирание рабочих материалов.

Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.
- Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
- Где происходит действие картины?
- Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)?
- Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

Как бы вы назвали эту картину?

А художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему?

К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина?

Правильно, это пейзаж, но это пейзаж зимний (по времени года), пейзаж сельский (по месту изображенного).

Какие краски использует художник для изображения природы?

А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
снег – белый, легкий, как пух, …

деревья - с черными крепкими стволами, накрыты первым снегом, на некоторых ветках остались желтые листья, ...
листья - желтые, зеленые, …

Кусты - спрятались под снегом, …


- Что вы видите на этой части картины?

  • Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем зиму на картине

С.А. Тутунова и заполним таблицу.

Что изображено

Рабочие материалы

Мальчик

маленький

Время

ранним утром,

Зима

волшебная, праздничная

Снег

пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты

Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные,

Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви,

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты снегом

Земля, забор

все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,

Воздух

чистым, свежим воздухом

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное

Это план, по которому мы будем составлять рассказы по частям картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями.


V. Составление плана.

Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.

В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»

Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).

О чем скажем в основной части? (опишем героя).

Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)

ПЛАН.

1. Художник и картина.

2. Мальчик у окна.

3. Зима.

4. Мое отношение к картине.

При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.

VI. Запись рассказа по картине с опорой на план.

VII. Итог урока .

  • Какие мысли. Чувства возникли у вас при рассматривании картины?

Когда земля становится белой от снега, а вдыхаемый морозный воздух приносит в душу спокойствие, кажется, что ты стоишь на пороге открытия тайны. Зима - пора чудес, которые оставляют теплый след воспоминаний в душе каждого человека. Сочинения по картине «Зима пришла. Детство» Тутунова тому подтверждение. Действительно, зима является самым загадочным временем года. И недаром люди искусства не раз обращались к этой теме. Краткая биография советского художника Тутунова Сергея Андреевича также представлена в этом материале.

Краткая биография художника

В 1925 году, в конце сентября, в Москве родился талантливый художник Сергей Андреевич Тутунов. Его отец был выходцем из Армении, работал в сфере птицеводства, мать воспитывалась в семье священника. Мальчик с юных лет прекрасно рисовал, также имел талант в скульптурном искусстве. Прекрасно чувствовал форму и лепил всевозможных зверюшек. В 1938 году поступил в Московскую среднюю художественную школу. Московский институт им. В. И. Сурикова Тутунов закончил в 1954 году. Несколько лет после окончания учебы в институте Сергей Андреевич много путешествовал. Особенно художника поразили северные красоты нашей родины. Результатом этого путешествия стал ряд замечательных эскизов. В Москве в 1988 году состоялась первая персональная выставка художника. Работы автора были тепло встречены публикой и критиками. Полотна, написанные кистью художника, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Москве, небольшая часть картин находится в Киеве в Русском музеи.

Ощущение сказки

1960 год ознаменовался написанием картины «Зима пришла. Детство». В этом же году Третьяковская галерея купила эту картину. Эта была первая работа художника, которая была удостоена подобного внимания. Сочинение по картине Тутунова «Зима пришла. Детство» позволит школьнику научиться раскрывать свои мысли, чувства и впечатления в письменной форме. На картине мы видим маленького мальчика, который смотрит в окно. Мягкие шелковистые волосы красиво обрамляют головку ребенка, утренний луч холодного зимнего света скользит и отражается в волосах мальчика. Малыш примерно трех- или четырехлетнего возраста. Он замер у окна и любуется красотой зимнего утра. Ночью выпал первый снег, возможно, этот снег впервые сознательно воспринимается ребенком. Земля, деревья белы. Картина, открывающаяся перед взором ребенка, прекрасна и загадочна. На деревьях еще сохранились не успевшие облететь осенние листья. Первый снег как предвестник наступающих праздников. Сколько радости он подарит этому малышу! Его ждут катание на санках, игра в снежки. В сочинении по картине Тутунова «Зима пришла. Детство» следует отметить, что все полотно наполнено свежестью, некой торжественностью, несмотря на простоту обстановки.

Впечатления от картины

Работа над сочинением

При начальном школьном обучении учащиеся начинают учиться писать со 2 класса сочинения. Картина «Зима пришла. Детство» является хорошим примером для изложения своих впечатлений, наблюдений и переживаний. Тематика произведения близка и понятна детям начального школьного возраста. Все впечатления, которые получает ребенок в стенах школы или в повседневной жизни, требуют выхода. И такую возможность нужно дать ребенку, так как дети хотят говорить и делиться с окружающими своими новыми знаниями, чувствами, мыслями. И задача каждого учителя - научить ребенка пользоваться словом. Сочинение по картине «Зима пришла. Детство» тесно связано с темой описания природы. Работа подобного рода пишется детьми легко и без подсказок со стороны учителя. На данном возрастном этапе детям нравится загадочные и сказочные сюжеты, которые ассоциируются со сказкой. Произведение Тутунова - прекрасный пример для задания подобного рода.

Заключение

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить еще раз талантливое творчество замечательного художника. Автору удалось раскрыть зрителю впечатления и мечты маленького ребенка, возможно, впервые увидевшего зрелищную красоту зимы, свежесть морозного утра, первый снег и мерцание снежинок на оконном стекле. Перед этим произведением можно долго стоять, размышляя о детстве, о красоте природы и о любви к Родине.

Рассмотрим в этом сочинении описание картины Тутунова «Зима пришла. Детство». В том числе читатель сможет также ознакомиться с краткой биографией этого советского художника.

Краткая биография художника

Знаменитый художник родился 30 сентября 1925 года в городе Москве. Его отец был родом из Армении, занимался птицеводством, а мать была из семьи священника. Мальчик с юных лет проявил талант не только художника, но и скульптора. И в конце 30-х годов поступил в МСХШ. С 1945 по 1951 год проходил учебу в Московском институте им. В. И. Сурикова.

Следующие годы после окончания обучения были посвящены художником длительным путешествиям по бескрайним просторам Родины, в результате которых были написаны прекрасные эскизы. Особенно автору полюбились окраины северной части страны. В 1988 году художником была продемонстрирована собственная выставка, которая состоялась в Москве. Полотна, написанные кистью Тутунова, можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее Киева и в странах ближнего зарубежья.

Детальное описание картины

В 1960 году увидела свет картина Тутунова «Зима пришла. Детство». Детское сочинение - это особенное произведение творческого характера, позволяющее ребенку раскрыть свои мысли на бумаге. Особенно интересно и просто будет сделать это в том случае, если сама тематика картины будет посвящена детству. Ведь проще писать о том, что знаешь и чувствуешь. Этому критерию и соответствует сочинение по картине «Зима пришла. Детство».

Тутунов действительно постарался и нарисовал яркую и незабываемую картину. На этом полотне мы видим ребенка, маленького белокурого мальчика лет четырёх, который замер возле окна. В комнату с улицы льётся мягкий свет, придавая уют и теплоту. Малыш смотрит во двор своего дома, он удивленно замер. Причина такого поведения - это прекрасная картина зимнего утра. Белый снег укутал весь двор. Возможно, это начало зимы, и, вероятно, выпал первый снег. Последний - это подарок, некая сказка, чистая и светлая, время веселья, катания на санках и лыжах. На картине художника особенно чувствуется радость утреннего снега, и передается ощущение торжества. На переднем плане - фигурка ребенка, нежная, чистая, как сама природа зимнего утра, как предвестник зимних праздников: Нового года и Рождества. Это начало нового года и начало новой молодой жизни. Именно его и нужно в первую очередь отметить в сочинении по картине «Зима пришла. Детство». Тутунов наполнил полотно свежестью, нежностью и тихой радостью.

Впечатления от картины

Изображение на полотне носит позитивный характер. Чувствуешь посещение радости и покоя, видишь такие прекрасные и естественные моменты самой жизни: это и чудесное зимнее утро, и жизнерадостный маленький человечек, который смотрит на этот мир широко распахнутыми глазами, видит в самых простых вещах моменты сказки и небольшого чуда. Именно это нужно отметить в сочинении по картине «Зима пришла. Детство».

Тутунов поделился в полной мере теми положительными чувствами, возникшими при написании этого произведения. С огромной благодарностью вспоминаешь имя художника, с искренностью ребенка оцениваешь его работу. Это тоже нужно отметить в сочинении по картине «Зима пришла. Детство». Тутунов действительно показал силу своего таланта в этом случае. Глядя на творение мастера своего дела, хочется еще раз отметить его богатый творческий опыт и талант.