Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Православные фамилии. Происхождение фамилии церковный бесплатно

Православные фамилии. Происхождение фамилии церковный бесплатно

Имена христианские

…Если бы, конечно, к нам не пришло христианство.

Русь приняла крещение довольно поздно, к тому времени у церкви уже устоялись обряды, утвердились обычаи и был готов собственный «христианский» список имен. Как же он появился?

Прежде всего скажем, что самые первые христиане никаких особенных «христианских» имен не носили, а пользовались обычными, еще языческими, оттого и прославились они тем или иным способом (главным образом, приняв мученическую кончину) под именами, значение которых порой упоминало прежних богов: Аполлодор («дар Аполлона»), Афиноген («рожденный Афиной»), Зинаида («дочь Зевса»)…

Кое-кто из первых мучеников был рабом или вольноотпущенником. Мы уже рассматривали ранее курьезные римские «рабские» имена.

Иногда рабы сохраняли то имя, какое носили, когда еще жили как свободные люди.

Очень часто римские рабы имели имена греческого происхождения: Александр, Антигон, Гиппократ, Диадумен, Музей, Фелодеспот, Филокал, Филоник, Эрот и др. Греческие имена иногда давали рабам-варварам.

Имя раба могло указывать на его происхождение или место рождения: Дакус - дакиец, Коринфус - коринфянин; встречаются в надписях рабы с именем Перегринус - иноземец.

Вместо имени раб мог иметь прозвище Первый, Второй, Третий, то есть уже знакомые нам Прим, Секунд, Терций, и так до десяти.

Известно, что рабская доля в Риме была очень тяжелой, однако это никак не отразилось на именах рабов. Напротив, у рабов встречались имена Феликс и Фаустус («счастливый»). Очевидно, эти прозвища, становившиеся именами, получали только те рабы, жизнь которых сложилась сравнительно удачно. Дочери одного раба из дома Цезарей звались Фортуната («удачливая») и Фелица («счастливая»). Впрочем, не менее вероятно и то, что родители надеялись: имя прибавит счастья.

Неоднократно у рабов встречается имя Ингенус - если он был рожден свободным, а в рабство попал потом.

У рабов, родившихся в рабстве, бывали имена Виталио или Виталис («живучий»).

Раб, отпущенный на волю, получал имя своего господина, который становился его патроном, а свое прежнее имя сохранял в виде личного имени. Например, раб по имени Апелла, отпущенный на свободу Марком Маннеем Примом, стал называться Марк Манней Апелла. Рабыня Басса, отпущенная Луцием Гостилием Памфилом, получила имя Гостилия Басса. Луций Корнелий Сулла отпустил на волю десять тысяч рабов, принадлежавших лицам, погибшим во время проскрипций; все они стали Луциями Корнелиями.

В римских надписях часто встречаются имена императорских вольноотпущенников: пекарь Гай Юлий Эрот, портной театральных костюмов Тиберий Клавдий Диптер, ведающий триумфальной белой одеждой императора Марк Кокцей Амбросий, ведающий охотничьей одеждой императора Марк Ульпий Эвфросин, ведающий приемом друзей императора Марк Аврелий Сукцесс и др.

Первые христиане могли иметь какие угодно имена - греческие, римские, галльские, германские, любого другого происхождения, в том числе иранские Варадат («доходы») и Вахтисий («счастье») и др.

Иногда первые христиане придумывали своему ребенку имя, основываясь уже на христианских понятиях. В ход пошли имена Агн, Агния, Агнесса, что переводится как «ягненок», но имеет смысл скорее «агнец божий», Ангелина, Анжелика - «ангельские», Христиан - «христианин», Пасхалий - «рожденный в праздник Пасхи» и др.

Некоторое количество имен дали христианам Ветхий и Новый завет.

Уже потом кому-то пришло в голову, что новорожденному можно дать имя в честь мученика, погибшего за веру. Такой обычай понятен и нам: мы можем дать имя в честь отца или деда, в честь героя фильма или книги, в честь известного исторического деятеля. Смысл такого наречения в том, что мы желаем ребенку стать таким, как человек, в честь которого его назвали.

Подобная же традиция зародилась и в ранней христианской церкви.

Со временем соединились вместе два обряда: ребенку не только давали имя, но и принимали его в лоно христианской веры. Да и взрослый теперь, если проходил обряд крещения, менял свое старое имя на новое из списка святых и мучеников за веру. Считалось, что святой, в честь которого назвали человека, будет помогать ему и оберегать, то есть станет его добрым ангелом. Такие списки стали называть святцами. Для большего удобства впоследствии составили рекомендации, в какой день кого из святых поминать, имена распределились по календарю, и их стали называть календарными именами. День, когда чтили память святого, в честь которого назвали человека, назывался именинами, или днем ангела.

Русских людей, понятное дело, в святцах не было. Туда попали, правда, святые из числа западных и южных славян, например чешская княгиня Людмила, но Русь к составлению святцев опоздала. Князь Владимир, крестивший Русь, в историю церкви вошел под именем Василий. Так и записали в календари, когда он был признан святым. Правда, князя Василия никто не знал, и в конце концов церковь пошла на компромисс, имена стали записывать примерно так: «Владимир, во святом крещении Василий», «Ольга, во святом крещении Елена».

ПРИМЕЧАНИЕ

Как ни странно, но дети князя Владимира, Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид, упоминались в православии, как правило, под своими языческими именами!

Рождались дети, их несли в церковь, крестили… Однако имена в церкви давали чужестранные, непонятные, не имеющие для русских никакого смысла. Поэтому возник обычай помимо календарного имени давать еще и обычное русское, или мирское, как его называли. Получалось, что у человека имелось два имени. Впрочем, кое-кто из ученых полагает, что славяне практиковали двойное имянаречение и ранее: у человека имелось тайное имя и повседневное.

ПРИМЕЧАНИЕ

Свидетельством того, что календарные и мирские имена употреблялись наравне, можно считать имя былинного богатыря Добрыни Никитича: витязь носил имя мирское, а его отец - календарное.

Так или иначе, календарные имена начали распространяться среди русичей, постепенно отвоевывая себе место. В письменных документах того времени нередки записи наподобие такой: «Андрей, а мирски Малюта» или «Третьяк, а в святом крещении Иван».

Зато позже мы вдруг начинаем обнаруживать записи другого типа: «в святом крещении Иван, а мирски Михаил» или «Федор, а в святом крещении Никифор»…

Как же так?

А так, что русский народ со временем свыкся с календарными именами и по крайней мере некоторые из них начал считать вполне обычными, обыденными. Люди начали привыкать к тому, что у имени не обязательно должна быть понятная основа. Языческие имена начали постепенно уходить из русского быта. Такое привыкание длилось довольно долго, языческие имена сосуществовали рядом с христианскими вплоть до XVI–XVII вв., пока церковники не стали относиться к языческим именам совсем нетерпимо. Мирские имена вовсе исчезли из документов. Началось безраздельное правление календарных имен, не имеющих для русских никакого смысла.

Люди начали привыкать к тому, что у имени не должно быть понятной основы.

Из книги Разоблаченная Изида. Том II автора Блаватская Елена Петровна

Из книги Мистическое христианство автора Аткинсон Вильям Волкер

Христианские Символы Веры Христианская церковь признает три символа веры: символ веры апостолов, Никейский и Афанасия. Из них оба первых общеизвестны, а третий мало распространен.Апостольский символ веры употребляется чаще всего; считают, что его настоящий текст менее

Из книги Срочная помощь для тех, кто попал в беду. Заговоры от несчастья и болезней автора Стефания Сестра

ТРИ МОЛИТВЫ, КОТОРЫЕ ДУШИ ХРИСТИАНСКИЕ ОТ СИЛЫ БЕСОВСКОЙ ЗАЩИЩАЮТ 1. Тебе, Богу и Творцу моему, в Троице Святей славимому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, поклоняюся и вручаю душу и тело мое, и молюся: Ты мя благослови, Ты мя помилуй, и от всякаго мирскаго, диавольскаго и

Из книги Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса автора Найт Кристофер

Ранние христианские цензоры Двадцатый век оказался исключительно богат на находки потерянных манускриптов, важнейшими из которых стали находка “свитков Мертвого моря” в пещерах пустыни Кумран в двадцати милях к востоку от Иерусалима, и обширная коллекция так

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2 автора Постников Михаил Михайлович

Боги языческие и христианские Отождествление Иисуса Христа с Вакхом–Дионисом кажется шокирующим только на первый взгляд. Более внимательное рассмотрение обнаруживает поражающие черты сходства римско–греческого пантеона с христианским. В сущности это сходство

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

14. ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ СТУПЕНИ 1. Гай Флавий Валерий Аурелий Клавдий Константин (около 274–337 гг.) был сыном Флавия Валерия Константина Хлора и Елены, британской принцессы, дочери Кайлия. Константин родился в английском городе Йорке. Он наследовал пост своего отца,

Из книги Дети Матрицы автора Айк Дэвид

ГЛАВА 16 «СПИРИТУАЛЬНЫЙ» САТАНИЗМ И «ХРИСТИАНСКИЕ» МОШЕННИКИ «Нет ничего проще в манипулировании, чем истинность незнающего» Дэвид Айк Христианство заявляет о своем противостоянии силе, известной как «Сатана», хотя существует много тем сатанистского ритуала среди его

Из книги Грани нового мира автора Голомолзин Евгений

Из книги Народные приметы, привлекающие деньги, удачу, благополучие автора Белякова Ольга Викторовна

Христианские талисманы Крест. Это символ веры. Изначально считался языческим символом. Крест символизирует победу Христа над смертью и хранит от всего плохого.Рыба. Она стала христианским символом в МП вв. н. э. Слово «рыба» по-гречески христиане использовали как акроним

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Христианские мистики и церковь 20.12.34 Разве Вы хотите записаться в узкие сектанты? Если кто-то хочет рассматривать Учение Жизни с христианской точки зрения, он волен это делать, ибо, истинно, в Учении есть многое, что может быть объяснено, именно на основании переживаний

Из книги Каббала автора Уэйт Артур Эдвард

II. Предполагаемые христианские элементы Я уже кое-что об этом говорил, когда мы затрагивали эту тему, и ссылался на те конкретные интересы, обстоятельства и религиозные устремления, благодаря чему Зогар облекся во французскую оболочку8. Это событие смогло произойти

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Кто такие христианские великомученики Итак, мы выяснили, что означает символ ОМ, и мы также знаем, что означает Мо и Му - «Мощь» и «Не-ум» соответственно; МО - это МУ, и наоборот. А как наши предки могли называть тех, кто, попав в Золотое царство, овладел Мудростью?Как наши

Из книги Славянские магические узлы и заговоры автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Чётки - христианские узелки В этой теме мы рассмотрим чётки - христианские узелки. Итак, что же такое чётки? Название «чётки» произошло от др. русского «чьт?» - считать, читать, почитать. Представляют они собой шнур или же ленту. На этот шнур или ленту завязаны узелки или

Из книги Таро. Черный гримуар «Некромикон» автора Невский Дмитрий

Христианские пороки и добродетели Пороки и добродетели – главные движущие мотивационные силы, которые побуждают человека совершать или не совершать то или иное действие. Это некие внутренние основы личных познаний о добре и зле, которые позволяют человеку оценивать

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

100. Еврейско-христианские споры. Рамбан (раби Моше бен Нахман) и дебаты в Барселоне (Испания, 1263) Евреи издавна обладают репутацией говорливых и любящих поспорить людей. Крупный идишский писатель Ицхак Лейбуш Перец характеризовал их как «народ, который не может спать и не

Из книги Ваши защитные силы. Защитная магия от сглаза, порчи, проклятия автора Кашин Сергей Павлович

Христианские обереги В этой главе рассказывается о христианских оберегах, которые принято называть святынями. Так их называют еще и потому, что они помогают людям правильно молиться и блюсти духовную чистоту. Причем эти святыни доступны любому человеку. Их можно

Семинарские фамилии

Особый класс составляли фамилии, которые принято было давать выпускникам духовных семинарий. В основном такие фамилии давали по названию церкви, в которой служил отец семинариста, либо по названию села, где она находилась. Так появились фамилии Богоявленский, Рождественский, Вознесенский, Троицкий, Воздвиженский, Знаменский, Архангельский, Борисоглебский, Никольский, Покровский и др.

Фамилия известного литературного критика Виссариона Белинского была получена в духовной семинарии его отцом. Она была образована от названия села Белынь Пензенской губернии, в котором дед будущей знаменитости был священником. Виссарион Григорьевич изменил свою фамилию Белынский на Белинский. Также и писатель Николай Гаврилович Чернышевский носил семинарскую фамилию, которую получил его отец в духовном училище по названию родного села Чернышеве.

В XIX веке был известен Николай Александрович Благовещенский, этнограф и автор многочисленных путевых заметок. Наибольшей популярностью пользовались его рассказы о путешествиях по святым местам, так как в данном случае он более всего проявил смысл своей фамилии. Фамилия известного русского историка Василия Осиповича Ключевского тоже являлась семинарской. Эту фамилию его отцу дали в семинарии по названию села Ключи на Тамбовщине, откуда он был родом. Ключевский выполнял программу своей фамилии, так как обращался к истокам, изучал историю страны.

Семинаристам давали также фамилии по названиям цветов: Гиацинтов, Розанов, Фиалков, Цветаев; птиц: Голубев, Лебедев, Скворцов; драгоценных камней: Алмазов, Аметистов, Бриллиантов, Яхонтов. Множество семинарских фамилий было дано в честь героев античной истории, древних философов и даже античных божеств: Аполлонов, Гераклитов, Посейдонов, Диогенов и т. д.

Часто фамилию семинаристу присваивали по каким-то внешним признакам или особенностям характера, используя как русские, так и греческие или латинские слова с привычным для нас окончанием: Славинский, Смысловский, Мудров, Остроумов, Трезвинский, Меморский (по латыни «памятливый»), Соллертинский («искусный»), Флавицкий («белокурый»), Гиляровский («веселый»).

Иногда русские фамилии семинаристов переводили на греческий язык и добавляли русские окончания. Например, Хлебников - Артаболевский, Петухов - Алекторов, Соловьев - Аедоницкий, Плотников - Тектонов и т. д. Фамилия Кустодиев была образована от латинского слова «кустос», которое переводится как «сторож». Такую фамилию мог получить в семинарии сын церковного сторожа либо так могли перевести на латинский язык старинную фамилию Стражев.

Так как в России духовенство было многочисленным, потомки обладателей семинарских фамилий составляли значительную часть населения. Многие из представителей таких фамилий стали известными людьми. Семинарские фамилии достаточно распространены и в настоящее время.

Из книги Тайна имени автора Згурская Мария Павловна

Фамилии Практически их имеют все люди. Фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении и в свидетельствах о браке. Но не все из нас задумываются над происхождением своей фамилии. Запомнив ее с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее, как нечто раз

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

«Побочные» фамилии Мы уже сталкивались с фамилиями побочных детей в разделе об имени Богдан - Богданов, Федотов, Найденов… Совсем не обязательно, чтобы родоначальником таких фамилий был незаконнорожденный, но вместе с тем вероятность довольно велика. Как уже

Из книги Астрология имени автора Глоба Павел Павлович

Поповские фамилии До XVIII в. фамилии русских священнослужителей образовывались примерно так же, как у окружающих их людей, и были еще не у всех. Как и все прочие, они получали фамилии из отчеств, то есть с окончанием на - ов и - ин. Со временем начались трудности: в Успенской

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Из книги автора

Еврейские фамилии - О! Я всегда отличу евреев от неевреев по фамилии, - скажет иной знаток.- Как же? - спросим мы.- У них фамилии заканчиваются на - цкий или - ский: Березовский, Троцкий…- …Богдан Хмельницкий, - продолжим мы ряд.- Э-э… нет, он не. еврей. У них фамилии

Из книги автора

Новые фамилии С установлением советской власти граждане получили возможность менять фамилии - и многие сразу же этим воспользовались. Действительно, чем щеголять неприличной или обидной фамилией, не лучше ли взять что-нибудь благозвучное. Так Дурневы становились

Из книги автора

Фамилии Сокровенный смысл фамилий Фамилия несет особую информацию по сравнению с именем и отчеством. Если имя открывает нам связь с личным Ангелом-хранителем, отчество является хранителем того, что накоплено в роду, то фамилия тоже имеет отношение к нашему роду, к нашим

Из книги автора

Царские фамилии На Руси фамилии тоже рождались по ветвям генеалогического древа. Это было и в правящих династиях Рюриковичей, Романовых, и в других княжеских и боярских родах. В летописном своде «Повесть временных лет» упоминается, что легендарный варяг Рюрик пришел в

Из книги автора

Фамилии крепостных Долгое время крепостные крестьяне официально называли себя по фамилии помещика: Голицыны, Гагарины, Румянцевы, Оболенские и т. д. В среде крепостных тоже возникали свои фамилии, но их не полагалось записывать, поэтому они часто менялись. Гораздо раньше

Из книги автора

Двойные фамилии Одним из признаков знатности рода могло служить образование двойных фамилий. В знатных родах часто присоединяли новую фамилию боковой ветви рода к старинной родовой фамилии. В так называемой «Бархатной книге», опубликованной в 1687 году, приведены

Из книги автора

Распространенные фамилии В наше время существует огромное количество самых разнообразных фамилий, но среди них имеется небольшое число самых распространенных. Интересные данные о распространенности русских фамилий опубликованы Владимиром Андреевичем Никоновым. Он

Из книги автора

Смена фамилии В жизни возникают ситуации, когда человеку приходится менять свою фамилию. Рассмотрим все эти случаи более подробно. Во-первых, большинство замужних женщин переходят на фамилию мужа. Новая фамилия проявляется как дополнительная программа. Она включается

Из книги автора

Двойные фамилии Иногда встречаются двойные фамилии, которые могут образовываться различными способами. Когда-то наличие двойной фамилии считалось признаком знатности и древности рода, так как потомки древнего рода старались сохранить старинную родовую фамилию и

Из книги автора

Нерусские фамилии русских и русские фамилии нерусских Итак, мы уже неоднократно сталкивались со случаями, когда фамилии чисто русских людей имели иностранное происхождение или образовывались от иностранных корней. Но ведь было и наоборот.Если спросить у кого-нибудь,

Из книги автора

Еврейские фамилии – О! Я всегда отличу евреев от неевреев по фамилии, – скажет иной знаток.– Как же? – спросим мы.– У них фамилии заканчиваются на -цкий или -ский: Березовский, Троцкий.– …Богдан Хмельницкий, – продолжим мы ряд.– Э-э… нет, он не еврей. У них фамилии

...
Тема рассылки - семинарские фамилии.
Когда они появились : В 1440-х Русская церковь перестала подчиняться константинопольскому патриарху и обрела автокефалию - самостоятельность. В 1589 в церкви появился первый патриарх. Церковная реформа патриарха Никона (совершение крестного знамения тремя сложенными пальцами вместо двух; совершение крестного хода вокруг церкви с запада на восток, а не наоборот; замена земных поклонов поясными при сохранении их числа; использование наряду с восьми- и шестиконечным крестом четырехконечного; установление троекратного возгласа "аллилуйя" вместо двукратного; проведение литургии над пятью просфорами вместо семи) привела к расколу, о котором я уже по разным поводам писала. Борьба с ним поставила церковь в зависимость от государства и подчинила ее государственной власти.
В 1720 году, по поручению Петра I архиепископ Феофан Прокопович составил "Духовный регламент", в котором высшей властью в церкви объявлен император, само же управление церковью поручено Святейшему синоду (коллегии высших чинов церкви) под непосредственным контролем со стороны государства в лице обер-прокурора. В 1721 году "Духовный регламент" был утвержден правящими архиереями и настоятелями монастырей. Патриархов больше у церкви не было. Церковь стала орудием государства, что, впрочем, с материальной точки зрения, пошло ей на пользу. Именно вследствие этого у священнослужителей появились фамилии.
Священнослужители, с точки зрения государства, были таким же сословием, как и любое другое, ими надо было руководить, их надо было организовывать и направлять. Закрепилась практика наследования церковных приходов. Подробности - в одной из первых рассылок про сословия, там же написано, где искать доказательства принадлежности к духовному сословию.
При императрице Анне Иоанновне (в 1739) последовал указ - основать во всех епархиях духовные семинарии, но этот указ долго не мог быть приведен в исполнение, хотя некоторые духовные учебные заведения и до того существовали. На первых порах дело ограничилось тем, что положили разослать по всем епархиям "учительных священников" с целью подготовлять детей духовных лиц к духовному званию. Только после того, как число семинарий возросло, стали появляться семинарские фамилии.
Большинство фамилий священников создавалось в XIX веке. До этого иереев обычно именовали отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась. Их дети, если возникала необходимость, часто получали фамилию Попов.
Далеко не все священники получали образования в семинарии, так что значительная часть фамилий священников семинарскими, в прямом смысле этого слова, не является.
Многие священники, и в особенности их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: Ильинский, Сергиевский, Предтеченский, Троицкий и т.д. Ряд фамилий связан с названием икон: Знаменский (икона Знамение Божией Матери), Вышенский (Вышенская икона Божией матери). С названием икон связаны фамилии Державин и Державинский (икона "Державная"), Достоевский (икона "Достойно есть").
Где-то было написано, что большинство фамилий священников оканчивалось на -ский, в подражание украинским и белорусским фамилиям, потому что в то время много выходцев из этих областей было в среде церковной администрации, преподавателей семинарий и духовных академий. Но, по-моему, это перегиб - эти фамилии просто прилагательные, ответ на вопрос "какой?".
Искусственные фамилии характерны для великорусского духовенства, украинские и белорусские священники, как правило, и в семинарии сохраняли свою наследственную фамилию.
Искусственные фамилии в семинарии давались не только тем, кто не имел фамилий, но часто и тем, у кого они уже были. Шутливая формула получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство". Фамилии могли меняться по решению руководства, например, у Унбегауна есть пример изменения фамилии Ландышев на Крапивин, потому что ученик плохо отвечал в классе. У него же есть пример фамилий шести родных братьев: Петропавловский, Преображенский, Смирнов, Миловидов, Скородумов и Седунов.
Поскольку эти фамилии именно выдумывались, они могли образовываться не по правилам образования фамилий. Например, вздумав образовать фамилию от слова бронза, в семинарии давали фамилию Бронзов, хотя по правилам, от клички Бронза должна была получиться фамилия Бронзин (как я уже писала, ответ на вопрос "ты чей?"). Также известны семинарские фамилии Наградов, Пальмов, Розов, Тайнов.
И среди священников, и среди тех, кто получил фамилию в семинарии, были фамилии, образованные от названий всех самых главных праздников : Благовещенский, Богоявленский, Введенский, Воздвиженский, Вознесенский, Воскресенский, Всесвятский, Знаменский, Покровский, Преображенский, Рождественский, Сошественский, Сретенский, Троицкий, Успенский. Фамилия Покровский могла быть дана как в честь праздника "Святого Покрова", так и священнику, служившему в церкви Покрова Святой Богородицы. Часто давалась в духовной среде фамилия Субботин, поскольку несколько суббот в году были днями особого поминовения усопших.
Семинарские фамилии от имен святых или от церкви в честь этого святого : Анненский, Аннинский, Варваринский, Екатеринский, Георгиевский, Саввинский, Косминский, Сергиевский, Андреевский, Ильинский, Николаевский, Дмитриевский, Константиновский, Петрвоский, Зосимовский, Лавровский, Флоровский. Фамилии, сочетающие в себя два крестильных имени связаны со святыми, чьи праздники празднуются во дин и тот же день или с церквями, названными в их честь. Примеры: Борисоглебский, Космодамьянский, Петропавловский.
Фамилии от эпитетов, данных определнным святым : Ареопагитский, Богословский, Дамаскинский, Златоустовский, Иерапольский, Катанский, Коринфский, Магдалинский, Медиоланский, Неаполитеанский, Неаполитанов, Обнорский, Парийский, Персидский, Первозванский, Предтеченский, Радонежский, Фессалоницкий, Победоносцев, Савваитов, Савваитский, Стартилатов, Студитов, Студитский. Фамилия Питовранов возникла в честь пророка Илии, которого "питали враны".
От названий из Ветхого завета произошли фамилии: Авессаломов, Иерихонов, Израилев, Ливанов, Маккавейский, Мельхиседеков, Немвродов, Саульский, Синайский, Содомов, Фараонов, Фаресов. Фамилии от названий из Нового Завета : Вифлеемский, Гефсиманский, Голгофский, Елеонский, Еммауский, Иорданский, Назаретский, Самарянов, Фаворский.
Также семинарскими являются фамилии: Ангелов, Архангельский, Богородицкий, Православлев, Пустынский, Райский, Серафимов, Спасский, Иконостасов, Исполатов, Исполатовский, Кондаков, Крестов, Крестинский, Крестовский, Метаниев, Минеев, Образский, Триодин, Храмов, Агнцов, Вертоградов, Вертоградский, Десницкий, Десницын, Глаголев, Глаголевский, Зерцалов, Златовратский, Извеков, Колесницыын, Новочадов.
Фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста , давались в качестве награды или наказания. Богобоязнов, Мягков, Мягкосердов, Долеринский (от лат. - скорбеть), Липеровский (от греч. - печальный), Смелов, Неробеев, Веселов, Веселовский, Смехов, Забавин и их "латинские однофамильцы". Гиляровский, Гиляров и Гилляров образованы от латинского слова hilaris - "веселый". Благовидов, Благонравов, Боагорассудов, Благосклонов, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов, Велкиов, Глубоковский, Лазурский, Обновленский, Поцелуевский, Чиннов.
Примеры семинарских фамилий: Афинский, Духосошественский, Бриллиантов, Добромыслов, Бенеманский, Кипарисов, Пальмин, Реформатский, Павский, Голубинский, Ключевский, Тихомиров, Мягков, Липеровский (от греческого корня, означающего "печальный").
Самую многочисленную группу семинарских фамилий составляют фамилии "географические ". Произведены они, как правило, от имен не епархиальных городов, а населенных пунктов поменьше, потому что в основном учились в семинарии своей епархии. Если семинарская фамилия произведена от названия епархиального города, скорее всего, семинарист приехал из соседней губернии. Например, распространена фамилия Уфимцев, потому что до 1859 года в Уфимской епархии не существовало архиерейской кафедры, поэтому молодые люди уезжали в соседние губернии. Примеры географических семинарских фамилий: Белинский, Великосельский, Высокоостровский, Иловайский, Краснопольский, Ламанский, Новгородский, Толгский, Шавельский.
Церковный сторож, отправляя сына в духовное училище, мог записать его под фамилией Михайловский в честь помещика Михайлова, который дал на это денег. Примеры таких фамилий: Александровский, Никифоровский, Викторовский, Соколовский, Говоровский, Чернышевский. При этом, фамилия, например, Александровский, могла быть дана в честь благодетеля Александрова, от имени деревни Александровка, в честь святого Александра или церкви, посвященной этому святому. Во всех случаях велика вероятность, что фамилия семинарская.
Иногда в случаях благотворительности семинаристу давалась фамилия самого благодетеля или его фамилия добавлялась. Этим объясняется наличие большого числа фамилий, вторым элементом которых является Платонов. Митрополит Московский Платон Лёвшин в 1789 учредил пять стипендий в Московской духовной академии. Примеры: Гиляров-Платонов, Горский-Платонов, Иваницкий-Платонов, Кудрявцев-Платонов, Побединский-Платонов.
Фамилии, происходящие от церковнославянской официальной формы крестильного имени тоже являются семинарскими. Примеры: Георгиев, Евфимов, Илларионов, Иоаннов, Мефодиев, Мелетиев.
От названий растений образовались семинарские фамилии Гиацинтов, Ландышев, Левкоев, Лилеев, Лилеин, Нарциссов, Розов, Розанов, Туберозов, Фиалков, Фиалковский, Цветков, Цветковский, Абрикоосов, Анчаров, Виноградов, Виноградский, Кедров, Кипарисов, Миндалёв, Миртов, Пальмов, Померанцев, Шафрановский. От названий животных : Голубинский, Орловский, Кенарский, Лебединский, Павский, Барсов, Пантеровский, Зверев. От названий минералов : Аметистов, Бриллиантов, Кораллов, Кристалевский, Маргаритов, Смарагдов. От названий природных явлений : Северов, Востоков, Югов, Западов, Северовостоков, Закатов, Ветринский, Горизонтов, Небосклонов, Зарницкий, Зефиров, Источников, Ключевский, Криницкий, Месяцев, Солнцев, Эфиров.
Все эти фамилии могли быть переведены на латинский и греческий . Все все равно не перечислю, буду писать пока не надоест. Альбов, Альбовский, Альицкий, Грандилевский, Майорский, Минорский, Робустов, Формозов, Лаборинский, Мелиоранский, Моригеровский, Преферансов, Фруентов, Бальбуциновский, Деплоранский, Туторский, Ампелогов, Лофицкий, Либеров, Сацердотов:
В общем, скажу я вам так. Если у вас странная фамилия, найдите в библиотеке книгу Б.О.Унбегауна "Русские фамилии", там в конце есть алфавитный указатель, а внутри - объяснение. Возможно, вы узнаете, что ваша фамилия значит. Если у вас не странная, а наоборот очень понятная фамилия, она все равно весьма вероятно окажется семинарской. Семинарской может оказаться даже фамилия, явно образованная от имени.
Может быть, именно факт существования семинарских фамилий породил такое безумное разнообразие фамилий в России. В принципе, существуют все фамилии, какие только можно и даже невозможно выдумать. Существовали семинарские фамилии даже от языческих богов: Аврорин, Аполонский, Афродитин, Бахусов, Дианин, Изидин, Озирисов и т.д. Даже фамилии от иностранных имен и слов могли быть даны в семинарии: Бюффонов, Оссианов, Сорбонский, Альфонсов. Феноменовы были, Экспериментовы:
Читайте Унбегауна. Если хотите припасть, так сказать, к источнику, почитайте "Епархиальные ведомости", они есть в Исторической библиотеке, там масса странных фамилий:
Но вы, все-таки, в конце концов, поверили мне, что по одной фамилии, не предпринимая никаких действий, нельзя узнать свою родословную?

У каждого человека на земле есть свое личное имя, каждый человек его получает при рождении и идет с ним по жизни. Вместе с именем при рождении мы получаем и гордое право называться сыном или дочерью своего отца и, конечно, фамилию – наследственное семейное наименование. Однако так было не всегда. В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Одними из первых появились княжеские фамилии - Тверской, Мещерский, Звенигородский, Вяземский, Коломенский, обозначающие местности. Со временем получили фамилии дворяне, купцы, однодворцы, мещане. Многочисленный слой населения России составляли и служители церкви. Духовенство начало массово получать фамилии лишь в первой половине девятнадцатого века. До этого иереев обычно именовали просто отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась. В Метрических книгах конца XVIII начала XIX века видим подписи священников: Алексей Иванов, Иван Терентиев или Никита Максимов, это имя и отчество, а не имя и фамилия. Детям священнослужителей по мере надобности давали фамилии Попов, Протопопов, Дьяконов, Пономарев. Однако по мере появления духовных училищ и семинарий появилось большое количество священников, которые приобрели фамилии при выпуске из семинарии. Искусственные фамилии в семинарии давались не только тем, кто не имел фамилий, но часто и тем, у кого они уже были. Шутливая формула получаемых фамилий было следующая: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет Его Преосвященство». Фамилии могли меняться по решению руководства, например, есть примеры изменения фамилии с благозвучной на более обидную, потому что ученик плохо отвечал в классе. Есть пример родных братьев, получивших в семинарии разные фамилии. Дети священника Сторожевской церкви Алексея (Новоспасского) Феодор, Иван (выпуск 1842 г.), Аркадий (выпуск 1846 г.) получили фамилию Оранский, а его сын Николай (выпуск 1854 г.) получил фамилию отца – Новоспасский. Сын протоиерея Покровской соборной церкви города Козлова Николай в сентябре 1830 года поступил учиться в Тамбовское духовное уездное училище в низший класс не с родовой фамилией Протопопова, а с фамилией Евгенова. Вот как он сам описывает процесс получения фамилии: «Это зависело от произвола ректора училища. Подобный произвол, перемена отцовских фамилий, был и прежде моего вступления в училище, продолжался и после, например отец ректор, осматривая мальчика, представленного для записи в училище, замечает его быстрый взгляд, и сейчас же дает ему фамилию Быстровзоров или Быстров. Часто случалось, что сыновья одного и того же отца носили разные фамилии. Этому пример не далек. У бывшего Тамбовского кафедрального протоиерея Никифора Ивановича Телятинского было пять сыновей, из них один только унаследовал родовую фамилию Телятинского, а остальные четверо носили другие фамилии: Победоносцева, Благовещенского, Преображенского и Топильского. Бывали случаи, когда произвол переменять фамилии зависел и от учителя, например, был ученик по фамилии Ландышев, и ученик из очень порядочных; он как то невпопад ответил учителю, учитель наказал его переменою фамилии: «Будь ты за это вместо Ландышева Крапивин!» Ландышеву не нравилась фамилия Крапивин, он совестился за неё и в особенности стыдился показаться Крапивиным отцу. Перед отъездом на каникулы он умолил учителя возвратить ему прежнюю фамилию».1 Получение фамилии ограничивалась лишь только фантазией человека её дающего. А уж фантазии преподавателей семинарий не было конца. И все-таки и они придерживались некоторых определенных традиций.

Многочисленную группу, как фамилий священников, так и семинарских фамилий составляют фамилии «географические». При поступлении в духовное училище детям часто давали фамилии по той местности, откуда они были родом, по названию города, села или реки. Примеры географических семинарских фамилий: сын диакона Василия села Чурюкова Козловского уезда Гавриил (выпуск 1844 г.) получил фамилию Чурюковский. Сын дьячка села Юрковой Сурены Козловского уезда Василия Василий (выпуск 1860 г.) получил фамилию Суренский, Ламский – село Ламки, Тарбеевский – село Тарбеево, Озерский – село Озерки, Кадомский – город Кадом, Криволуцкий – село Кривая Лука, Таптыковский – село Таптыково

Новые фамилии, даваемые будущим священником чаще всего должны были соотноситься с религией и церковью. Многие священники, и в особенности их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: священник, служивший в церкви Троицы, мог получить фамилию Троицкий, а служивший в церкви Успения Богородицы – Успенский. По такому принципу образовались фамилии Архангельский, Ильинский, Сергиевский. Сын пономаря Никольской церкви Исидора Афанасий (выпуск 1848 г.) получил фамилию Никольский.

Ряд фамилий связан с названием икон: Знаменский (икона Знамение Божией Матери), Вышенский (Вышенская икона Божией матери). С названием икон связаны фамилии Державин и Державинский (икона «Державная»), Достоевский (икона «Достойно есть»).

И среди священников, и среди тех, кто получил фамилию в семинарии, были фамилии, образованные от названий всех самых главных праздников: Благовещенский (Благовещенье), Богоявленский (Богоявление), Введенский (Введение), Воздвиженский (Воздвиженье), Вознесенский (Вознесение), Воскресенский (Воскресение), Всесвятский (Всех Святых), Знаменский (Знамение), Покровский (Покров), сын диакона Ильинской церкви Павла Александр (выпуск 1840 г.) получил фамилию Преображенский (Преображение), Рождественский (Рождество), Сошественский (Сошествие св.Духа), Сретенский (Сретенье), Троицкий (Троица), Успенский (Успение). Фамилия Покровский могла быть дана как в честь праздника «Святого Покрова», так и священнику, служившему в церкви Покрова Святой Богородицы. Часто давалась в духовной среде фамилия Субботин, поскольку несколько суббот в году были днями особого поминовения усопших.

Семинарские фамилии образовывались от крестильных мужских и женских имен святых или от церкви в честь этого святого: Анненский, Аннинский, Варваринский, Екатеринский, Георгиевский, Саввинский, Косминский, Сергиевский, Андреевский, Ильинский, Николаевский, Дмитриевский, Константиновский, Петровский, Зосимовский, Лавровский, Флоровский.

Фамилии, сочетающие в себя два крестильных имени связаны со святыми, чьи праздники празднуются в один и тот же день или с церквями, названными в их честь. Примеры: Борисоглебский (Борис и Глеб), Космодамианский (Козьма и Дамиан), Петропавловский (Петр и Павел).

Встречается большое количество фамилий образованных от эпитетов, данных определенным святым: Ареопагитский (Дионисий Ареопагит), Богословский (Григорий Богослов), Дамаскинский (Иоанн Дамаскин), Златоустовский (Иоанн Златоуст), Иерапольский (Аверкий Иерапольский), Катанский (Лев Катанский), Коринфский (мученики Коринфа), Магдалинский (Мария Магдалина), Медиоланский (Амвросий Медиоланский), Неаполитанский, Неаполитанов (Януарий Неаполитанский), Обнорский (Павел Обнорский), Парийский (Василий Парийский), Персидский (Симеон Персидский), Первозванский (Андрей Первозванный), Предтеченский (Иоанн Предтеча), Радонежский (Сергий Радонежский), Фессалоницкий (Григорий Фессалоницкий), Победоносцев (Георгий Победоносец), Савваитов, Савваитский (Стефан и Иоанн Савваиты), Стартилатов (Федор Стратилат), Студитов, Студитский (Феодор Студит). Фамилия Питовранов возникла в честь пророка Илии, которого «питали враны».

От названий из Ветхого завета произошли фамилии: Авессаломов (Аввессалом), Иерихонов (Иерихон), Израилев (Израиль), Ливанов (Ливан), Маккавейский (Маккавеи), Мельхиседеков (Мельхизедек), Немвродов (Нимрод), Саульский (царь Саул), Синайский (гора Синой), Содомов (Содом), Фараонов (фараон), Фаресов (Фарес). От названий из Нового Завета произошли фамилии: Вифлеемский (Вифлеем), Гефсиманский (Гефсимания), Голгофский (Голгофа), Елеонский (гора Елеон), Еммауский (Еммаус), Иорданский (Иордан), Назаретский (Назарет), Самарянов (самаритянин), Фаворский (гора Фавор).

Основанными на христианских традициях являются фамилии: Ангелов, Архангельский, Богородицкий, Православлев, Пустынский, Райский, Серафимов, Спасский, Иконостасов, Исполатов, Исполатовский, Кондаков, Крестов, Крестинский, Крестовский, Метаниев, Минеев, Образский, Триодин, Храмов, Агнцов, Вертоградов, Вертоградский, Десницкий, Десницын, Глаголев, Глаголевский, Зерцалов, Златовратский, Извеков, Колесницыын, Новочадов.

Многие фамилии связаны с церковными терминами: Иконостасов (Иконостас), Образцов (Образ), Крестов, Крестинский, Крестов (Крест), Храмов (Храм), Колоколов (колокол).

В фамилиях русского духовенства оставил свой след церковнославянский язык: Десницкий (десница), Глаголев, Глаголевский (глагол).

Однако наиболее были распространены церковнославянские двухосновные фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста: Благонравов, Богобоязнов, Остроумов, Мягкосердов, Простосердов, Благовидов, Благонравов, Благонадеждин, Богодаров, Благосклонов, Боголюбов, Боголюбский, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Сладкопевцев, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов. Сын священника Троицкой церкви Феодора Иван (выпуск 1840 г.) получил фамилию Спесивцев.

От названий растений образовались семинарские фамилии Гиацинтов, Ландышев, Левкоев, Лилеев, Лилеин, Нарциссов, Розов, Розанов, Туберозов, Фиалков, Фиалковский, Цветков, Цветковский, Абрикосов, Жасминов, Анчаров, Виноградов, Виноградский, Кедров, Кедрин, Кипарисов, Миндалёв, Миртов, Пальмов, Померанцев, Шафрановский. Сын дьячка Ильинской церкви Ильи Василий (выпуск 1846 г.), Петр получил фамилию – Розанов. Дети сторожа Козловского духовного правления Леонтия Иван (выпуск 1846 г.), Петр (выпуск 1852 г.) получили фамилию Жасминов.

Фамилии могли быть образованы от названий животных и птиц: Голубинский, Орловский, Кенарский, Лебедев, Лебединский, Соколов, Павский, Барсов, Пантеровский, Зверев, Щеглов, от названий минералов: Аметистов, Бриллиантов, Кораллов, Кристалевский, Маргаритов (греч. эквивалент русского названия жемчуг) или Жемчужников, Смарагдов, от названий природных явлений: Северов, Востоков, Югов, Западов, Северовостоков, Закатов, Ветринский, Горизонтов, Небосклонов, Зарницкий, Зефиров, Источников, Ключевский, Криницкий, Месяцев, Солнцев, Эфиров.

Все эти фамилии могли быть переведены на латинский язык. Некоторые из них соотносились с физическими возможностями их носителей: Альбов, Альбовский, Альбицкий (albus – белый), Грандилевский (grandilis – рослый, важный), Майорский, Минорский, Робустов (robustus – крепкий), Формозов (formosus – красивый). Однако чаще для фамилии выбирались слова, характеризующие нрав или поведение их носителей: Сперанский, Сперансов (sperans – надеющийся). Дети священника Троицкой церкви Василия Павел (выпуск 1848 г.), Константин (выпуск 1850 г.), Василий (выпуск 1856 г.) получили фамилию Гиляревский (hilaris – веселый), однако из документов мы видим, что эту фамилию получил их отец. Сын дьячка Сторожевской Николаевской церкви Ивана Гавриил (выпуск 1868 г.) получил фамилию Мелиоранский (melior – лучший). Дети диакона Вознесенской церкви Иоанна Михаил (выпуск 1840 г.), Николай (выпуск 1852 г.) получили фамилию Целебровский (celeber – известный).

Фамилии греческого происхождения: Аристов, Аристовский (лучший). Ряд фамилий священнослужителей, переведенные на греческий и латинский языки существовали в трех формах: Беднов - Павперов – Пенинский (греч. бедность), Надеждин – Сперанский – Елпидин, Елпидинский (греч. надежда).

Кроме фамилий латинского и греческого происхождения, существуют фамилии не несущие в себе личных характеристик. В их основе лежат античные реалии, в основном греческие, в том числе и некоторые греческие географические названия: Афинский, Троянский, Македонский. Кроме того в фамилиях русского духовенства представлены имена античных философов и поэтов: Гомеров, Демокритов, Орфеев. Престиж классической традиции был так высок, что православные священники не считали зазорным носить фамилии, производные от имени языческого божества – греческого, римского или египетского: Трисмегистов (Гермес Трисмегист). Некоторые фамилии происходили от имен поэтов, писателей и ученых, которые изучались в духовных училищах и были известны тем, кто давал фамилии: Оссианов (Оссиан – легендарный герой кельтского народного эроса, давший свое имя большому циклу поэтических произведений, так называемым поэмам Оссиана).

Хочется отметить, что дети священников и протоиереев чаще всего имели фамилии, и поэтому получали либо родовую фамилию, либо новую. Дети же дьячков и пономарей, чаще всего фамилий не имели, и поэтому по окончании училища или семинарии получали новую фамилию.

В дополнение к рассмотренным фамилиям, заметим, что существуют фамилии, которые давались незаконнорожденным детям. В частности среди Козловских священнослужителей встречается фамилия Богданов (Богом данный). Можно предположить, что у людей носящих эту фамилию в роду был незаконнорожденный предок.

Кроме того, для изучении родственных связей следует знать, что в XVIII веке в России закрепилась практика наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при отправлении «на покой» приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном, часто служившим в церкви вместе с отцом, или в случае отсутствия мужского потомства за зятем. В книге будут встречаться подобные случаи, когда претендент мог получить приход путем женитьбы на священнической дочери. Для этого в духовных консисториях велись списки невест и всем желающим давались рекомендации.

У каждого человека на земле есть свое личное имя, каждый человек его получает при рождении и идет с ним по жизни. Вместе с именем при рождении мы получаем и гордое право называться сыном или дочерью своего отца и, конечно, фамилию – наследственное семейное наименование. Однако так было не всегда. В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Одними из первых появились княжеские фамилии - Тверской, Мещерский, Звенигородский, Вяземский, Коломенский, обозначающие местности. Со временем получили фамилии дворяне, купцы, однодворцы, мещане. Многочисленный слой населения России составляли и служители церкви. Духовенство начало массово получать фамилии лишь в первой половине девятнадцатого века. До этого иереев обычно именовали просто отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась. В Метрических книгах конца XVIII начала XIX века видим подписи священников: Алексей Иванов, Иван Терентиев или Никита Максимов, это имя и отчество, а не имя и фамилия. Детям священнослужителей по мере надобности давали фамилии Попов, Протопопов, Дьяконов, Пономарев. Однако по мере появления духовных училищ и семинарий появилось большое количество священников, которые приобрели фамилии при выпуске из семинарии. Искусственные фамилии в семинарии давались не только тем, кто не имел фамилий, но часто и тем, у кого они уже были. Шутливая формула получаемых фамилий было следующая: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет Его Преосвященство». Фамилии могли меняться по решению руководства, например, есть примеры изменения фамилии с благозвучной на более обидную, потому что ученик плохо отвечал в классе. Есть пример родных братьев, получивших в семинарии разные фамилии. Дети священника Сторожевской церкви Алексея (Новоспасского) Феодор, Иван (выпуск 1842 г.), Аркадий (выпуск 1846 г.) получили фамилию Оранский, а его сын Николай (выпуск 1854 г.) получил фамилию отца – Новоспасский. Сын протоиерея Покровской соборной церкви города Козлова Николай в сентябре 1830 года поступил учиться в Тамбовское духовное уездное училище в низший класс не с родовой фамилией Протопопова, а с фамилией Евгенова. Вот как он сам описывает процесс получения фамилии: «Это зависело от произвола ректора училища. Подобный произвол, перемена отцовских фамилий, был и прежде моего вступления в училище, продолжался и после, например отец ректор, осматривая мальчика, представленного для записи в училище, замечает его быстрый взгляд, и сейчас же дает ему фамилию Быстровзоров или Быстров. Часто случалось, что сыновья одного и того же отца носили разные фамилии. Этому пример не далек. У бывшего Тамбовского кафедрального протоиерея Никифора Ивановича Телятинского было пять сыновей, из них один только унаследовал родовую фамилию Телятинского, а остальные четверо носили другие фамилии: Победоносцева, Благовещенского, Преображенского и Топильского. Бывали случаи, когда произвол переменять фамилии зависел и от учителя, например, был ученик по фамилии Ландышев, и ученик из очень порядочных; он как то невпопад ответил учителю, учитель наказал его переменою фамилии: «Будь ты за это вместо Ландышева Крапивин!» Ландышеву не нравилась фамилия Крапивин, он совестился за неё и в особенности стыдился показаться Крапивиным отцу. Перед отъездом на каникулы он умолил учителя возвратить ему прежнюю фамилию». 1 Получение фамилии ограничивалась лишь только фантазией человека её дающего. А уж фантазии преподавателей семинарий не было конца. И все-таки и они придерживались некоторых определенных традиций.

Многочисленную группу, как фамилий священников, так и семинарских фамилий составляют фамилии «географические». При поступлении в духовное училище детям часто давали фамилии по той местности, откуда они были родом, по названию города, села или реки. Примеры географических семинарских фамилий: сын диакона Василия села Чурюкова Козловского уезда Гавриил (выпуск 1844 г.) получил фамилию Чурюковский. Сын дьячка села Юрковой Сурены Козловского уезда Василия Василий (выпуск 1860 г.) получил фамилию Суренский, Ламский – село Ламки, Тарбеевский – село Тарбеево, Озерский – село Озерки, Кадомский – город Кадом, Криволуцкий – село Кривая Лука, Таптыковский – село Таптыково

Новые фамилии, даваемые будущим священником чаще всего должны были соотноситься с религией и церковью. Многие священники, и в особенности их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: священник, служивший в церкви Троицы, мог получить фамилию Троицкий, а служивший в церкви Успения Богородицы – Успенский. По такому принципу образовались фамилии Архангельский, Ильинский, Сергиевский. Сын пономаря Никольской церкви Исидора Афанасий (выпуск 1848 г.) получил фамилию Никольский.

Ряд фамилий связан с названием икон: Знаменский (икона Знамение Божией Матери), Вышенский (Вышенская икона Божией матери). С названием икон связаны фамилии Державин и Державинский (икона «Державная»), Достоевский (икона «Достойно есть»).

И среди священников, и среди тех, кто получил фамилию в семинарии, были фамилии, образованные от названий всех самых главных праздников: Благовещенский (Благовещенье), Богоявленский (Богоявление), Введенский (Введение), Воздвиженский (Воздвиженье), Вознесенский (Вознесение), Воскресенский (Воскресение), Всесвятский (Всех Святых), Знаменский (Знамение), Покровский (Покров), сын диакона Ильинской церкви Павла Александр (выпуск 1840 г.) получил фамилию Преображенский (Преображение), Рождественский (Рождество), Сошественский (Сошествие св.Духа), Сретенский (Сретенье), Троицкий (Троица), Успенский (Успение). Фамилия Покровский могла быть дана как в честь праздника «Святого Покрова», так и священнику, служившему в церкви Покрова Святой Богородицы. Часто давалась в духовной среде фамилия Субботин, поскольку несколько суббот в году были днями особого поминовения усопших.

Семинарские фамилии образовывались от крестильных мужских и женских имен святых или от церкви в честь этого святого: Анненский, Аннинский, Варваринский, Екатеринский, Георгиевский, Саввинский, Косминский, Сергиевский, Андреевский, Ильинский, Николаевский, Дмитриевский, Константиновский, Петровский, Зосимовский, Лавровский, Флоровский.

Фамилии, сочетающие в себя два крестильных имени связаны со святыми, чьи праздники празднуются в один и тот же день или с церквями, названными в их честь. Примеры: Борисоглебский (Борис и Глеб), Космодамианский (Козьма и Дамиан), Петропавловский (Петр и Павел).

Встречается большое количество фамилий образованных от эпитетов, данных определенным святым: Ареопагитский (Дионисий Ареопагит), Богословский (Григорий Богослов), Дамаскинский (Иоанн Дамаскин), Златоустовский (Иоанн Златоуст), Иерапольский (Аверкий Иерапольский), Катанский (Лев Катанский), Коринфский (мученики Коринфа), Магдалинский (Мария Магдалина), Медиоланский (Амвросий Медиоланский), Неаполитанский, Неаполитанов (Януарий Неаполитанский), Обнорский (Павел Обнорский), Парийский (Василий Парийский), Персидский (Симеон Персидский), Первозванский (Андрей Первозванный), Предтеченский (Иоанн Предтеча), Радонежский (Сергий Радонежский), Фессалоницкий (Григорий Фессалоницкий), Победоносцев (Георгий Победоносец), Савваитов, Савваитский (Стефан и Иоанн Савваиты), Стартилатов (Федор Стратилат), Студитов, Студитский (Феодор Студит). Фамилия Питовранов возникла в честь пророка Илии, которого «питали враны».

От названий из Ветхого завета произошли фамилии: Авессаломов (Аввессалом), Иерихонов (Иерихон), Израилев (Израиль), Ливанов (Ливан), Маккавейский (Маккавеи), Мельхиседеков (Мельхизедек), Немвродов (Нимрод), Саульский (царь Саул), Синайский (гора Синой), Содомов (Содом), Фараонов (фараон), Фаресов (Фарес). От названий из Нового Завета произошли фамилии: Вифлеемский (Вифлеем), Гефсиманский (Гефсимания), Голгофский (Голгофа), Елеонский (гора Елеон), Еммауский (Еммаус), Иорданский (Иордан), Назаретский (Назарет), Самарянов (самаритянин), Фаворский (гора Фавор).

Основанными на христианских традициях являются фамилии: Ангелов, Архангельский, Богородицкий, Православлев, Пустынский, Райский, Серафимов, Спасский, Иконостасов, Исполатов, Исполатовский, Кондаков, Крестов, Крестинский, Крестовский, Метаниев, Минеев, Образский, Триодин, Храмов, Агнцов, Вертоградов, Вертоградский, Десницкий, Десницын, Глаголев, Глаголевский, Зерцалов, Златовратский, Извеков, Колесницыын, Новочадов.

Многие фамилии связаны с церковными терминами: Иконостасов (Иконостас), Образцов (Образ), Крестов, Крестинский, Крестов (Крест), Храмов (Храм), Колоколов (колокол).

В фамилиях русского духовенства оставил свой след церковнославянский язык: Десницкий (десница), Глаголев, Глаголевский (глагол).

Однако наиболее были распространены церковнославянские двухосновные фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста: Благонравов, Богобоязнов, Остроумов, Мягкосердов, Простосердов, Благовидов, Благонравов, Благонадеждин, Богодаров, Благосклонов, Боголюбов, Боголюбский, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Сладкопевцев, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов. Сын священника Троицкой церкви Феодора Иван (выпуск 1840 г.) получил фамилию Спесивцев.

От названий растений образовались семинарские фамилии Гиацинтов, Ландышев, Левкоев, Лилеев, Лилеин, Нарциссов, Розов, Розанов, Туберозов, Фиалков, Фиалковский, Цветков, Цветковский, Абрикосов, Жасминов, Анчаров, Виноградов, Виноградский, Кедров, Кедрин, Кипарисов, Миндалёв, Миртов, Пальмов, Померанцев, Шафрановский. Сын дьячка Ильинской церкви Ильи Василий (выпуск 1846 г.), Петр получил фамилию – Розанов. Дети сторожа Козловского духовного правления Леонтия Иван (выпуск 1846 г.), Петр (выпуск 1852 г.) получили фамилию Жасминов.

Фамилии могли быть образованы от названий животных и птиц: Голубинский, Орловский, Кенарский, Лебедев, Лебединский, Соколов, Павский, Барсов, Пантеровский, Зверев, Щеглов, от названий минералов : Аметистов, Бриллиантов, Кораллов, Кристалевский, Маргаритов (греч. эквивалент русского названия жемчуг) или Жемчужников, Смарагдов, от названий природных явлений : Северов, Востоков, Югов, Западов, Северовостоков, Закатов, Ветринский, Горизонтов, Небосклонов, Зарницкий, Зефиров, Источников, Ключевский, Криницкий, Месяцев, Солнцев, Эфиров.

Все эти фамилии могли быть переведены на латинский язык. Некоторые из них соотносились с физическими возможностями их носителей: Альбов, Альбовский, Альбицкий (albus – белый), Грандилевский (grandilis – рослый, важный), Майорский, Минорский, Робустов (robustus – крепкий), Формозов (formosus – красивый). Однако чаще для фамилии выбирались слова, характеризующие нрав или поведение их носителей: Сперанский, Сперансов (sperans – надеющийся). Дети священника Троицкой церкви Василия Павел (выпуск 1848 г.), Константин (выпуск 1850 г.), Василий (выпуск 1856 г.) получили фамилию Гиляревский (hilaris – веселый), однако из документов мы видим, что эту фамилию получил их отец. Сын дьячка Сторожевской Николаевской церкви Ивана Гавриил (выпуск 1868 г.) получил фамилию Мелиоранский (melior – лучший). Дети диакона Вознесенской церкви Иоанна Михаил (выпуск 1840 г.), Николай (выпуск 1852 г.) получили фамилию Целебровский (celeber – известный).

Фамилии греческого происхождения: Аристов, Аристовский (лучший). Ряд фамилий священнослужителей, переведенные на греческий и латинский языки существовали в трех формах: Беднов - Павперов – Пенинский (греч. бедность), Надеждин – Сперанский – Елпидин, Елпидинский (греч. надежда).

Кроме фамилий латинского и греческого происхождения, существуют фамилии не несущие в себе личных характеристик. В их основе лежат античные реалии, в основном греческие, в том числе и некоторые греческие географические названия: Афинский, Троянский, Македонский. Кроме того в фамилиях русского духовенства представлены имена античных философов и поэтов: Гомеров, Демокритов, Орфеев. Престиж классической традиции был так высок, что православные священники не считали зазорным носить фамилии, производные от имени языческого божества – греческого, римского или египетского: Трисмегистов (Гермес Трисмегист). Некоторые фамилии происходили от имен поэтов, писателей и ученых, которые изучались в духовных училищах и были известны тем, кто давал фамилии: Оссианов (Оссиан – легендарный герой кельтского народного эроса, давший свое имя большому циклу поэтических произведений, так называемым поэмам Оссиана).

Хочется отметить, что дети священников и протоиереев чаще всего имели фамилии, и поэтому получали либо родовую фамилию, либо новую. Дети же дьячков и пономарей, чаще всего фамилий не имели, и поэтому по окончании училища или семинарии получали новую фамилию.

В дополнение к рассмотренным фамилиям, заметим, что существуют фамилии, которые давались незаконнорожденным детям. В частности среди Козловских священнослужителей встречается фамилия Богданов (Богом данный). Можно предположить, что у людей носящих эту фамилию в роду был незаконнорожденный предок.

Кроме того, для изучении ро дственных связей следует знать, что в XVIII веке в России закрепилась практика наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при отправлении «на покой» приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном, часто служившим в церкви вместе с отцом, или в случае отсутствия мужского потомства за зятем. В книге будут встречаться подобные случаи, когда претендент мог получить приход путем женитьбы на священнической дочери. Для этого в духовных консисториях велись списки невест и всем желающим давались рекомендации.