Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Пословица "как аукнется, так и откликнется": значением и синонимы. Смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется» и история её происхождения

Пословица "как аукнется, так и откликнется": значением и синонимы. Смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется» и история её происхождения

Ялгинский детский дом-школа

Провела: Живова Т.И.,

воспитатель семьи № 1

Саранск 2011

Цели:

  1. помочь детям жить в социуме: общаться, слушать и слышать окружающих;
  2. объяснить, как действует «закон бумеранга».

Ход беседы

Все мы живем в обществе. Нас окружают взрослые люди и маленькие дети, молодые и старые, мужчины и женщины, родные и незнакомые. И все мы должны уметь находить общий язык, общаться с разными людьми в разных ситуациях.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка и жестов, а также иных способов контакта.

Как вы считаете, можем ли мы прожить без общения?

(Нет. Мы общаемся с членами своей семьи, родственниками, друзьями, в школе общаемся с учителями и одноклассниками, потом будем работать и общаться на работе; даже старые люди, которые не работают, общаются, когда ходят в магазин, вызывают врача).

Да, вы правы. Человек не может прожить без общения с другими людьми, но общаться можно не только доброжелательно, но и через ссору, драку - это тоже общение. Оно вам нравится? (Нет.)

Тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учёбе, работе, наше здоровье и сама жизнь. Ваш круг общения – это не только класс и семья. Ведь многие из вас занимаются в художественных, музыкальных, спортивных и других различных секциях и кружках. Поэтому просто необходимо научиться культурному общению.

Какого человека мы называем общительным?

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт такое определение слову общительный :

Общительный – легко входящий в общение с другим, не замкнутый.

Какие качества нужны человеку для общения?

Давайте из слов, записанных на доске, выберем самые нужные качества для общения.

(Перед беседой на доске записать положительные человеческие качества.)

Умный

Любознательный

Эрудированный

Разносторонний

Мудрый

Рассудительный

Толковый

Трудолюбивый

Старательный

Добрый

Мягкий

Деликатный

Тактичный

Вежливый

Воспитанный

Душевный

Сердечный

Отзывчивый

Честный

Прямой

Искренний

Способный сочувствовать и сопереживать

Справедливый

Надежный товарищ

Бескорыстный (не жадный)

Скромный

Веселый

Милый

Симпатичный

Аккуратный

Умеющий слушать

Как вы понимаете слова «деликатный», «тактичный»?

(Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

Тактичный – обладающий тактом, сделанный с тактом.

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом.)

(После обсуждения воспитатель подчеркивает нужные слова.)

Итак, для общения нужно:

  • умение слушать собеседника;
  • способность сочувствовать и сопереживать;
  • тактичность;
  • деликатность;
  • отзывчивость.

Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично? А грубо, невежливо.

Конечно, нет. Потому что такое общение вызовет у собеседника ответное чувство.

Есть такое выражение: «закон бумеранга» .

Что такое бумеранг?

Бумеранг - это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

И если человек совершил какой-то недобрый поступок, то зло к нему вернется. Если человек обижает окружающих, то они будут относиться к нему точно так же. Это и есть «закон бумеранга».

Давайте подберем к этому выражению русскую пословицу.

(«Как аукнется, так и откликнется» - чьё-либо отношение к окружающим вызывает аналогичное отношение окружающих к этому человеку).

Давайте восстановим стёртые фразы из дневника одного ученика. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания.

1. «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…»

Что же вспомнил этот ученик?

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил…» Что?

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.

3. «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.

5. «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.

6. «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже делал так же, не думая о других людях.

7. «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.

8. «Мы убирались на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

9. «Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой.

Воспитатель. Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих фраз. И какой закон нарушил этот ученик? («Закон бумеранга».)

Что нужно сделать, чтобы «закон бумеранга» перестал действовать?

Примерные ответы детей:

– Нужно помнить, что на этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.

Нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Передаётся из поколения в поколение. Это необходимое условие для правильного и гармоничного развития общества. Различные высказывания мудрых людей, пословицы и поговорки имеются у всех народов мира. И каждая нация чтит свои традиции и воспитывает молодое поколение, опираясь на опыт предков.

Роль пословиц в жизни общества

Пословицы, так же как и поговорки, составлялись не одно столетие. В них содержится вся премудрость и знания людей, поэтому они никогда не теряют своей актуальности. Пословицы несут в себе либо скрытый подтекст, или содержат прямое руководство к действию. Например, пословица «Как аукнется, так и откликнется» заставляет поразмышлять над своим смыслом, а в таком изречении, как «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», суть сразу ясна. История и возраст у различных пословиц разные. Есть высказывания, которым уже больше сотни лет, а есть и более молодые изречения. Все они имеют высокую ценность и носят поучительный характер.

Смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется»

Количество пословиц и поговорок не счесть. Практически на все случаи жизни есть не по одному десятку мудрых изречений, но не все они постоянно на слуху. Данная же пословица очень известна и распространена, о ней слышали практически все. Какой же смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется»? Суть её заключается в том, что каждый человек получает по заслугам. Как ты отнесёшься к другим людям - так и с тобой поступят. Добрые дела вознаградятся добром, а на злобу вам, скорее всего, ответят той же монетой.

Не нужно сеять зло, так как оно обычно возвращается к обидчику, так же как и добро воротится сторицей.

Происхождение пословицы

В основе данного изречения лежит использование такого явления, как эхо. Так как эхо - это повторение звука, который вы произносите, то, образно выражаясь, что вы пошлёте в пространство - то вам и возвратится. Этот физический закон не вызывает сомнения. Нельзя крикнуть «а», а в ответ услышать «б». Поэтому заложенный смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется» имеет под собой вескую основу. С ней не поспоришь, хотя, конечно, в жизни бывают исключения, когда злобные люди, несмотря на всё добро, что им делаешь, всё равно сеют зло. Или, напротив, истинные христиане никогда не отвечают злом на лихие поступки, а прощают недобрых людей.

Слово «аукнется» в данной пословице имеет чисто русское происхождение. Этим характерным звуком «ау» перекрикивались в лесу ягодники или грибники, для того чтобы не заблудиться.

Сейчас это междометие редко используется, так как оно уже устарело.

Схожие по смыслу пословицы

В русском языке имеется еще много схожих по смыслу пословиц. Например: «Что посеешь - то и пожнешь», «Каков привет, таков и ответ», «Делай добро и жди добро» и многие другие. Смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется» и всех ей подобных - один и тот же, просто сказан различными словами. Они учат относиться с добром и пониманием к другим людям, чтобы в ответ также видеть благие дела.

Однако не только в русском языке существуют пословицы на данную тему. У других народов также есть масса высказываний, имеющих такое же содержание, как и суть пословицы «Как аукнется, так и откликнется». К примеру, английский вариант пословицы: «Каков зов - таково и эхо». Схожие по смыслу выражения имеются в немецком, французском, польском и других языках мира.

Не следует, однако, считать, что данная пословица призывает отвечать злом на плохие поступки. Народная мудрость учит только творить добро, а карать обидчиков - не наша с вами прерогатива. Как правило, жизнь сама рано или поздно наказывает злодеев. Мы должны аккумулировать только положительную энергию и верить в то, что добро всегда одержит победу над злом.

Как аукнется, так и откликнется…

Говоря попросту, нашему мозгу, то бишь сознанию, в силу особенностей устройства, можно втемяшить, что угодно. Наш мозг работает, по сути, иллюзионистом. Старания эволюции не прошли даром и результат налицо.
И все было бы хорошо, если бы мы понимали, что наш мозг работает по созданию иллюзий на основе объективно существующего мира, и вмешательство в его дела чреваты.
Но вечная неудовлетворенность занозой сидит в нашем сознании, и мы разными путями пытаемся создать собственные иллюзии с явным желанием выдать их за реально существующие.
Наивно веря, что всякими там приемами и пассами выйдем на какой-то там уровень тонких материй.
Не понимая того факта, что наш мозг есть великолепный изумительный инструмент по наведению иллюзий. Миллиарды лет эволюция оттачивала это его умение, начиная с простейших форм жизни.
«Собственного» сознания у мозга нет, и потому, что ему предложат, то он и начинает обрабатывать. Верите в бога? Вам будет предложена соответствующая гамма ощущений, как своих, так и заимствованных. Разъяснять, что бога нет, Ваш мозг не будет. Ему простите, до лампочки, какую химеру ему предложили. К примеру, сатанисты верят в дьявола и общаются с ним, уверенные в своей нравственной силе и правоте ничуть не меньше обычных верующих.
Соответствующими методиками понасоздавали всякие там умения?
Сие неудивительно, наш мозг самообучающаяся система. Создаст любую иллюзию: общения с богом или Исой, можно услышать голоса, что-то увидеть, почувствовать и так далее. В полной уверенности, что все это было на самом деле. Проверить объективную истинность предмета своих внутренних чувствований мы не можем.
Меня особенно умиляет наивная вера некоторых людей в свою избранность и особенность вызванных ощущений. С удивительным постоянством приобщившиеся сообщают, что атеисты отстали, их мир беден, и только когда поверят в их учение, то почувствуют невероятную гамму изумительных ощущений. Охотно верю в последнее. И как тут не вспомнить один известный анекдот о туземце, лежащем под пальмами и заключительной фразой, сказанной надоедливому белому: А я что делаю?
Минуя всяких посредников, не эксплуатируя мозг чуждыми ему конструкциями, не насилуя его религиозными и прочими химерами, а просто радуясь жизни, благоговея перед миром живого, ощущая себя его частью, среди чистых родников живого естественного чувства, человек поднимается к высотам духа, создаваемых им самим в лукавом понимании, что это игра, чудесная игра нашего сознания.
Быть благодарными по конкретному адресу природы так прозаично, и нравственность оказывается как бы ни при чем. А в случае приобщения к любому учению ты поднимаешься над простыми непросветленными смертными, и обретаешь право на особую нравственность.
Простой факт, что человек вполне способен быть хорошим человеком вне учения и поднимать себя к вершинам чувств, одновременно создавая их путем реальных действий, не интересен.
Вот сакральность учений, их древность, всякие там таинства и прочее, это так серьезно, так важно, и надо затратить годы на постижение их высокого смысла и смеяться ни в коем случае нельзя, потому что все исполнено этого великого смысла и все очень, очень серьезно.
Надо сказать, мир, в котором царит эта подчеркнутая серьезность, на поверку обычно оказывается глуп. И ничто так не выдает глупость, как постоянно серьезное значительное лицо.
Хочешь сильно и ярко чувствовать – чувствуй.
Для тебя этот чудесный мир, мир природы и мир людей.
Не жди милости – делай для себя все сам. И тогда даже беды будут восприниматься тобою, как взрослым человеком – с достоинством и пониманием, что ничто – пока ты жив – не погасит солнце счастья в твоей жизни.