Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Музей это интересно". Конспект НОД по развитию речи «Экскурсия в музей» в подготовительной группе Поэзия о музеях

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Музей это интересно". Конспект НОД по развитию речи «Экскурсия в музей» в подготовительной группе Поэзия о музеях

Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,
И строгие глядят с портретов лица,
Ты понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.

Есть музей технический,
Есть биологический,
Есть музей игрушек
И лесных зверюшек.
И музей одежды,
Что носили прежде,
Есть ещё и боевой
Весь пропитанный войной.
Все они для нас важны,
Все они для нас нужны!

Для чего нужны музеи?
Чтобы знанья нам давать,
Посещая их, мы будем
Обо все на свете знать:
Быт, религия, искусство
И история Земли,
Открываются музеи,
Чтоб узнать мы все могли.

У музея есть душа,
У души есть муза –
Две подружки не спеша
Добрым людям служат.

К ним приходят помолчать
Зритель и художник –
Муза учит понимать
То, что не возможно.

Помогает ей подруга –
Нежная душа музея,
Говорят они без звука,
Говорят они со всеми.

Жалко только, что не все
Люди слышат это:
Как шагает по росе
На картине лето,

Как зимой поют цветы
Изо льда и солнца,
Как в стекло стучат лучи,
И дрожит оконце.

Знает каждый человек:
Красота – живая,
Лишь в музее чистый снег
Никогда не тает.

Лишь в музее чуть дыша
Муза видит мужа –
Только нежная душа,
Знает, кто ей нужен…

Демьянков Александр

Тени прошлого у вас
По музеям бродят,
Словно за руку людей
В прошлое уводят!

Почтительно мы посещаем дворцы,
Которые с яростью брали отцы.

Валентин Берестов

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.

Сергей Михалков

В музеях хранится вещественно память,
Которую можно тихонько потрогать,
Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам,
Былого величия мизерным крохам.
Ночами экскурсии водит здесь время,
Стуча очень тихо, пред прошлым робея.
Храня тишину и ее экспонаты,
Молчат приведения, злобно кудлаты.
И пусть пробегают за годами годы,
Меняются трубы, правители, моды,
Пусть будут музейные будни легки,
И не текут никогда потолки!

Вот собрали мы друзей
И отправились в музей.

Долго-долго мы ходили
Ничего не позабыли:
Много видели картин:
Восхищались, как один!
Бенуа и Левитан –
Прибыли из разных стран,
Иностранные и наши
Посмотрели мы пейзажи.
Натюрморты и портреты –
Ничего прекрасней нету!

Много новых слов узнали
Мы в большом античном зале.

Нагулялись по музею –
А теперь домой скорее!
Рано-рано ляжем спать –
Завтра будем рисовать!

Соберем опять друзей –
Нарисуем весь музей!

Эти странные, мрачные здания,
Их музеями проще зовут.
Вся история мироздания,
Артефакты — все собрано тут.
Можно встретить здесь и питекантропа,
Можно мамонту в глаз заглянуть.
И к подножью вулкана ведет тропа,
И хотелось бы с пушки пальнуть.

В музее бархатный уют
И мрамор полосатый.
В музее тапочки дают,
А стулья — экспонаты!
На них сидеть уже нельзя
И мимо тапочки скользят.

На потолке — картины,
В цветах порхают тети,
Но лучше лечь на спину,
Иначе не поймете.
Наверно раньше в зале
Все на спине лежали?

А на стенах — портреты;
Напудренные дамы,
Усы и эполеты
На нас глядят из рамы:
— Мы жили тут когда-то,
Вы помните, ребята?

И долго, долго смотрят вслед,
Чтоб я не повредил паркет.

Алдонина Римма

Музей и память. Каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Помимо экспозиций старины
Музей свою историю имеет,
Поведать вам ее не пожалеет,
Услышать только вы его должны.

Я приглашаю вас пройти в музей —
Он не простой, в нем чудо-экспонаты.
В них память о любви моей,
О тех, кто был со мной когда-то.
Умышленно не подписала их —
Для вас они останутся загадкой.
Кто был причиной радостей, кто бед моих,
Кто помогал дорогу жизни делать гладкой.
В моем музее тишина звенит,
Цвета пастели без кричащих ярких.
Музей души всех тянет, как магнит,
Билет в него — за доброту в подарке.
Прошу, не трогайте руками экспонаты,
Они хрупки, как и душа моя —
Она хранит все имена и даты,
Все, что когда-то было близким для меня.

Хранилища древних забытых мотивов
И рифмы, сокрытой в глубинах веков.
Музеи – для пыльных секретов квартиры,
Впитавшие тайны ушедших богов.
Пусть будут спокойны небесные своды,
И наши молитвы от бед вас хранят.
Сотрудников ваших минуют невзгоды,
И радость искрится в усталых сердцах.

Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется — как будто время вспять.

Сарай, а в нём карета.
И кто пришёл в музей,
По корешку билета
Того пускают к ней.

Я сел в неё без спроса,
Забился – и молчок.
Огромные колёса.
Высокий облучок.

Я стал чуть-чуть смелее.
Качнул её. И вот
К Петру на ассамблею
Она меня везёт.

Валентин Берестов

Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.

Жизнь народов, ставших прахом,
След бесследного деянья, —
Я смотрю на вас со страхом,
С тихой грустью состраданья.

Предо мной в картине ясной
Восстаёт, как утро мая,
День далёкий, день прекрасный,
Жизнь неведомо святая.

В свете тайного томленья,
Сквозь борьбу, и кровь, и слёзы
Мы очистим для забвенья
Нашу душу, наши грёзы.

И невнятен в день свободный,
В день любви и отреченья
Будет скорби вид холодный,
Вид застывшего мученья.

Кройтесь гуще слоем пыли,
Дней минувших отголоски,
Эта смесь мечты и были,
Эти книги, эти доски!

Курсинский Александр

Скажу я вам, в музее
Всегда бывать я рад!
Открывши рот, глазею
На каждый экспонат.

Здесь дух неуловимый —
Дыханье старины,
Истории невинной
Стоим напротив мы.

И люди в восхищении
Любуются стоят
На красоту музея —
Коллекций дивных ряд.

Вчера мы ездили в музей
Нам рассказали про царей,

Доспехи, пушки и мечи,
И про наряды из парчи.

Потом в другой пошли мы зал –
Смотрели на обломки скал

И нарисованных на них —
Зверей: и мелких, и больших.

Там мамонт с бивнями, олень,
Там лучник целится в мишень…

В пещере, не жалея сил,
Художник в древности творил.

И этот необычный зал
Еще я долго вспоминал.

Решил позвать к себе друзей,
Мы вместе сделали музей:

Рисунками наскальными
Украсили всю спальню мы.

Но мама с папой, дверь открыв,
Не оценили наш порыв:

Увидев эту красоту,
Свалились прямо на тахту.

Признаться должен вам, друзья:
Похоже, не художник я…

В музеях Рима много статуй,
Нерон, Тиберий, Клавдий, Тит,
Любой разбойный император
Классический имеет вид.
Любой из них, твердя о правде,
Был жаждой крови обуян,
Выкуривал британцев Клавдий,
Армению терзал Траян.
Не помня давнего разгула,
На мрамор римляне глядят
И только тощим Калигулой
Пугают маленьких ребят.
Лихой кавалерист пред Римом
И перед миром виноват:
Как он посмел конём любимым
Пополнить барственный сенат?
Оклеветали Калигулу —
Когда он свой декрет изрек,
Лошадка даже не лягнула
Своих испуганных коллег.
Простят тому, кто мягко стелет,
На розги розы класть готов,
Но никогда не стерпит челядь,
Чтоб высекли без громких слов.

Эренбург Илья

Поедем в музей, где нас ожидают картины,
И руки будем держать, заложив за края,
Многозначительно думать, и сторониться унылых,
И прыскать смешками, себе наслажденье даря.

Лартов Константин

Чтобы вещи, не старея,
Ни один лежали год,
Выставляют их в музеях
И глядит на них народ.
В тишине музейных залов
(Помнить все о том должны)
Выставляется немало
Ценных фактов старины.

Вот встречу девушку, и пообщавшись с ней,
Чтобы её очаровать собою,
Влюбить, вскружить, лишить покоя,
Я позову её в музей.

Она быть может будет чуть удивлена,
Но согласится, или скажет, что не стоит,
Но как ни поведёт себя она,
Увижу я, кто есть передо мною.

И если – чудо! – поравнявшись с ней,
Услышу «Да», слегка залившись краской,
Я покажу ей, что музей
Быть может удивительною сказкой.

И вот когда пройдёт от встречи страх,
Скажу музейщикам «спасибо» вот за то я,
Что собрано в надёжных их руках
Вещами сотни удивительных историй.

Спасибо вам, работники музеев,
За вложенное в выставки тепло.
И пусть вернутся к вам хотелось б поскорее,
И пусть по прежнему людей в музей б влекло.

Пустынный зал. Витрины. Свет и мгла
Здесь борются, как боги Зороастра.
Стремится к своду лёгкая пилястра,
Брожу одна и к вазе подошла.
Две длинные волюты, два крыла,
Как руки из сквозного алебастра,
Средина округлённая, как астра,
Два нежных разветвленья у ствола.
С волнением нежданным пред тобою,
О бледная подруга, я стою.
Как ты чиста! Влюблённою мечтою
Ловлю мечту прозрачную твою.
Ты чутко спишь. Ты ждёшь неутомимо…
Всегда одна. Часы проходят мимо…
Для тщетных ласк, для чистых обнажений.

Вилькина Людмила

Заботы злободневные развеяв,
нервозность растворяя в тишине,
печальная значительность музеев
нередко душу врачевала мне.
В дни неудач
я, как от непогоды,
скрывался там от шумной маеты.
Я шел,
а надо мною плыли своды,
как намертво сведенные мосты.
Мосты соединяли без натуги
палеолит
и век бетонных плит,
под ними плыли
струги и кольчуги —
и очи шумерийских Аэлит…
А воздух ста веков,
густой как битум,
смирял мыслишек суетных скачки,
и вдруг всплывало
над забытым бытом —
еще не стих —
предчувствие строки.
Взмывала мысль,
кружа над кружевами,
кандальной ржавью,
позолотой лат:
«Да, вещи нас всегда переживали,
но только разум вечен и крылат!»
Я уходил,
притихнув, успокоясь,
уверясь в том,
что прав был в основном…
Вновь шумный век мой
диктовал мне повесть,
всю в диалогах,
кратких как бином.
И вот я здесь,
где, как в музеях прочих,
шаги и шепот,
свет и тишина,
и смотрят из стеклянных оболочек
иная жизнь,
иные времена…
Но здесь кольчуг с мечами
мы не копим:
пиджак да шляпа, да томов гора,
да — вместо копий —
сотни фотокопий,
да котелок с разливского костра.
Здесь под стеклом,
в глубокой летаргии,
при ярком свете матово лучась,
лежат его часы недорогие,
хранящие навеки скорбный час…
Мы ощущаем —
каждый очень лично —
с ним наше неразрывное родство,
и в культ не превращается величье
изображений бронзовых его.
Вещам тысячелетья жить едва ли,
ткань пиджака истлеет за века,
но так, как вещи нас переживали,
переживет их все его строка.
За росчерком,
решительным и тонким,
рука взметнется,
вспыхнет красный бант,
и у прямого провода потомки
прочтут слова
«ЦЕКА» и «ЦЕНТРОБАЛТ».
Проходят люди.
Смотрят углубленно
на старый, торопливой лепки бюст…
И шелестят багряные знамена,
и дымный воздух битв
горяч и густ…
Я ухожу,
тревожный,
чуткий,
гордый,
готовый к песне,
к бою
и труду.
Сквозь суетность,
сквозь прожитые годы —
на площадь Революции иду.

Лядов Андрей

Как сводить ребенка в музей? Мало его туда привести — бессмысленное блуждание по залам и обилие экспонатов не оставят в детской голове яркого впечатления. Заказывать экскурсию подчас слишком дорого для одной семьи, поэтому стоит продумать самостоятельную программу. Какие картины показывать? Что о них рассказать? Как долго должна длиться экскурсия? На эти вопросы отвечает научный сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова.

За одно посещение все показать нереально — после такой экскурсии ребенок долго не захочет возвращаться в музей. Перед тем как пойти, например, в Третьяковскую галерею, нужно почитать о картинах, выбрать несколько залов и найти те волшебные слова, которые откроют ребенку секрет этого произведения. Показывайте то, что вы сами любите, поскольку дети тонко чувствуют фальшь. Вовлекайте ребенка в диалог — если он будет просто молчаливым слушателем, через десять минут ему захочется удрать. А если он будет отвечать на ваши вопросы, вы поразитесь, на какие глубокие суждения способны дети. Есть в галерее картины, рассказывая о которых, я вспоминаю и цитирую моих маленьких друзей. Они помогали мне делать настоящие открытия.

Покажите то, что нравится вам, а потом дайте ребенку найти свою картину. Он должен сделать свой выбор. Спросите его — почему именно эта картина ему понравилась? Для вас она может быть совсем не примечательна, вы ее можете даже не заметить, а ребенку она западет в душу.

Если ребенок вдруг потерял интерес к общению, нужно расспросить, что с ним не так. У меня были случаи во время экскурсий, когда причиной послужила тесная и неудобная обувь, заболела спина, появилось ощущение голода, жажды, желание пойти в туалет, стало холодно или душно. Родители должны продумать такие мелочи, прежде чем начнется экскурсия. Если же ребенок просто устал, дайте ему отдохнуть, посидите, вспомните картины, что только что смотрели в зале, и обязательно его похвалите.

Есть еще одно правило — не перенасыщать информацией маленького слушателя. Учитесь искусству учить.

Итак, давайте представим, что вы привели своих детей на экскурсию в Третьяковскую галерею. Для примера выберем несколько картин в залах О.Кипренского и К.Брюллова.

— С кем чаще всего встречается человек?

— С человеком.

— Тогда стоит подойти к портрету того, кого знают и взрослые, и дети — к портрету Александра Сергеевича Пушкина, написанному художником Орестом Кипренским в 1827 году для друга поэта — А.А.Дельвига. Портрет этот очень нравился Пушкину, и потому в 1831 году, после смерти Дельвига, он купил его у вдовы. Интересно, а был ли таким Пушкин в жизни? Современники говорили, глядя на портрет, что он удивительно похож, разве только губами не шевелит. Так какой же он на портрете?

— Кудрявый, голубоглазый, смуглый, "как денди лондонский одет".

— Верно! Но у меня однажды был случай, когда девочка сказала, что у Пушкина на этом портрете "лицо как маска и глаза стеклянные". Давайте разбираться, почему ей пришла на ум такая мысль? Для начала определимся, что означает скульптура богини на заднем плане картины? Дети постарше легко справляются с вопросом — это муза поэта с лирой в руках. Скажи мне, хоть одну струну муза тронула?

— Тогда с чем сравним душу поэта? Выходит, лицо как маска потому, что душа уподоблена молчащей струне? Но ведь и глаза — зеркало души! Так чего же ждет поэт?

— Поэт ждет вдохновения.

И лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел!

Пушкин очень хорошо понимал, что Кипренский хотел этим портретом сказать зрителям об избранности поэта. Такие портреты рождаются у художников только на волне вдохновения и восхищения перед человеком. Кипренский был настолько прославленным портретистом своего времени, что его автопортрет был заказан художнику для галереи Уффици во Флоренции. Там он и находится. И еще. Вы заметили, как легко, минуя многие исторические факты, мы рассмотрели этот замечательный портрет, а заодно поучились расшифровывать значение деталей, которые так важны для правильного "прочтения" картин. Благодаря художнику мы встретились с Пушкиным. Теперь самое время задать вопрос о сказках и стихах поэта. И ребенок обязательно хоть что-то, но вспомнит, и за это его нужно обязательно похвалить, так как в этот момент нельзя забывать, что вы со своим ребенком находитесь в сотворчестве.

После того как мы рассмотрели портрет, хорошо бы переключить внимание ребенка на пейзаж.

Почти рядом с портретом Пушкина находится картина Сильвестра Щедрина "Лунная ночь в Неаполе", написанная им в Италии в 1828 году. Этот художник прославился итальянскими пейзажами. Но он был не только прекрасный живописец, он был необычайно добр к беднякам, которые ему охотно позировали. А теперь хорошенько рассмотрим пейзаж.

— Нравится тебе эта картина или нет?

— Нравится.

— А чем она тебе нравится? — И надо выслушать ребенка, что он вам скажет. Можно задать вопрос: "А люди на картине? Видят ли и они так же, как художник, очарование итальянской ночи?"

— Нет, они этого не видят. Они, наверное, к этому привыкли.

— Видимо, так оно и есть. Но нам нужно сейчас посмотреть на мир глазами художника-романтика, который сознательно ищет и воспевает особенную красоту, в нашем случае — южную ночь. Скажи мне, а на что похожа эта луна, обрамленная облаками? Многие девочки отвечают, что она похожа на сердцевинку цветка, а мальчики — что это похоже на глаз. И в самом деле, поэты того времени называли луну "ночным оком". А теперь посмотрим на лунную дорожку. Посмотри, как сверкают лунные блики на мелких волнах. Скажи, на что это похоже? С чем сравним? И вот из-за того, что мы так "мучаемся" и не бежим к другому произведению, мы сейчас многое и запомним. Так на что же похоже мерцание лунного света на этих пологих волнах?

— На рыбью чешую.

— И в самом деле! А многие дети мне отвечают, что этот лунный свет похож на драгоценные сверкающие бусы.

Теперь перейдем к следующей картине Щедрина "Вид Сорренто". На этой картине мы видим, как солнце буквально растворяет ночную мглу. Мы также увидели, что художник не просто смотрит и говорит нам, что это серые скалы, а это коричневые холмы — он рассматривает их в драгоценных, тончайших и изысканнейших оттенках. И сейчас мы должны научиться изъяснить словами, какие же оттенки он использует, и тогда, может быть, мы захотим найти такие цвета в природе. И опять вопрос, смотрят ли люди, изображенные на этой картине, на этот мир?

— Верно, они все заняты своими делами и не замечают этой красоты. Они к ней привыкли. Но их дело разгружать эту баржу, а дело художника — прославить Божий мир. Изумительной красоты облака витают в лучах солнца. И мы смотрим на воду и видим, что в ней тоже много так называемых рефлексов. Вода-то не синяя, она совершенно разных оттенков, и здесь взрослые должны сами понять: так какие цвета использовал художник? А затем открыть это ребенку. Всматривание в картину помогает ее оценить, мы становимся ее знатоками.

— А теперь давай посмотрим на эту волну. Ведь можно ее изобразить по-разному, а вот обрати внимание, на что похожа эта волна?

— На лепестки.

— А еще на что? На кружева, мы прекрасно знаем это выражение — кружевная волна. Язык романтика здесь налицо, мы увидели это в ночи и днем. И как переполняли сердце Щедрина хвала и радость, когда он писал этот Божий мир на радость человеку. И когда мы открываем для себя эту красоту в самых тончайших ее проявлениях, мы тоже начинаем ощущать, что Бог создал потрясающей красоты мир. А кто нам сейчас открыл глаза на этот мир? На человека Александра Сергеевича Пушкина — художник Орест Кипренский; Сильвестр Щедрин объяснил красоту природы языком романтика. Как поэты объясняются с людьми через слова, так художники — через образы.

Быстро бежать по всем залам не следует. Лучше посмотрим немного и придем еще, но зато глубже изучим каждое увиденное полотно.

— Давай посмотрим на картину "Новый Рим" Сильвестра Щедрина и разберемся, что же такое перспектива? Наш глаз видит, что изображение на картине уменьшается по мере отдаленности. Так какое же здание самое далекое?

— Собор Святого Петра.

— А самое близкое к нам?

— Замок Святого Ангела.

— Правильно. Теперь вопрос, а какое изображение самое ясное, а какое более затуманенное?

— Замок Святого Ангела выглядит яснее, а собор будто в дымке.

— А почему? Потому что воздух — это тоже предмет. Художники заметили, что чем дальше объект изображен на картине, тем больше он покрывается легкой дымкой. И мы смотрим на реку Тибр и видим, что вода в реке не голубая, а разноцветная: художник использует десятки оттенков. То есть художник пытается изучить Божий мир, широко открывает глаза, и идет ему навстречу, и начинает петь свою песню.

С ребенком обязательно надо посоветоваться и спросить, хочет ли он продолжать экскурсию или же он устал. Если он готов продолжить, тогда можно пойти дальше. Но предварительно проверьте в краткой форме, насколько сохранилась информация в его памяти.

— С какими художниками мы сегодня познакомились?

— С Щедриным, Кипренским.

— Что же тебе больше понравилось или запомнилось?

Ребенок обязательно должен проговаривать вслух, что он услышал и увидел, иначе быстро забывается необходимая информация.


Детям быстро становится скучно, если не менять жанр, поэтому сейчас мы отправимся к "Автопортрету" Карла Павловича Брюллова, созданному им в 1848 году.

Художник прославился благодаря картине "Последний день Помпеи" (1833). Она находится в Русском музее Петербурга. Брюллова даже называли "великий Карл", вот как им гордились русские люди! Когда он вернулся из Италии в Петербург, ему предложили расписать купол Исаакиевского собора. Брюллову казалось, что он непременно справится с этой труднейшей задачей, но, увы, художник очень тяжело заболел. На этой картине он в ужасном состоянии, у него депрессия, он страшно исхудал. И при этом я очень люблю этот портрет, в нем есть какая-то скрытая сила. Несмотря на тяжелое состояние, Брюллов под действием вдохновения пишет свой автопортрет в течение полутора часов. Давай внимательно рассмотрим его руки, посмотри, какие краски художник использует?

— Голубовато-желтоватые.

— А почему же кончики пальцев покраснели? Вот посмотри, если я к своему лицу или к рядом стоящей белой скульптуре поднесу красный предмет — что мы увидим? На моем лице или на скульптуре появится красное пятно отраженного цвета. Его в живописи называют цветным рефлексом. Откуда же на пальцах Карла Павловича появился цветной рефлекс? Он сидит в красном кресле, поэтому кончики его пальцев розовато-красноватые. А вот эти губы? Они похожи на губы неживого человека. Они обескровлены. А где изображена жизнь?

— В глазах. Они пристально смотрят в свое отражение в зеркале.

— Правильно. Посмотри, как мощно собраны мускулы на лбу этого человека, как мощно работают сейчас его воля, он побеждает свою слабость и тщедушие. Его мысль сейчас работает, его чувства сосредоточены. И что мы видим на этой картине, неужели Брюллов писал портрет, чтобы изобразить себя? В нем заключена более глубокая суть — как жизнь борется со смертью. Поэтому так важно вдумчиво всматриваться в портреты. Ты открываешь для себя то, что художник мог никому и не говорить, ты открываешь для себя тайники его души.

Обратимся еще к одному моему любимому произведению, написанному Карлом Павловичем в Италии в 1832 году, — "Всадница". Это парадный конный портрет и одновременно картина, изображающая сцену, происходящую у крыльца богатого загородного дома. Изображены воспитанницы графини Юлии Самойловой — Джованина и Амацилия. Когда эта картина появилась, то некоторые знатоки начали говорить, что Брюллов допустил ошибку: невероятно, чтобы такая юная женская рука могла обуздать слишком горячего коня, что это вымысел художника. Поначалу, действительно, кажется — не может, но если внимательно присмотреться, то в этом лице красивой наездницы видится властный характер и воля. Леонардо да Винчи как-то сказал, что самое трудное для художника — найти жест, через который можно передать намерения души человека. Еще раз посмотрим на руку наездницы — в жесте то же намерение, что и в лице. Кстати, а что такое душа? Для взрослого это сложный вопрос, а один мальчик мне очень просто ответил, что "душа — это я без тела". Поэтому сами родители на таких экскурсиях, если они будут находиться в сотворчестве с детьми, откроют для себя много нового.

— Почему белая юбка Джованины не кажется белой?

— Потому что она в рефлексах.

— Верно. Так как же одета наездница?

— На ней белая юбка, голубая блузка. По ветру развевается зеленая вуаль.

— То есть мы видим холодные цвета. А почему они считаются холодными? И дети отвечают, что белый цвет — это цвет снега, он холодный, зеленый — это цвет травы, она тоже прохладная, особенно после дождя или после росы, голубой — это цвет воды, она тоже прохладная. Оказывается, что цвет несет определенную смысловую нагрузку.

Теперь посмотрим на девочку, она обещает быть красавицей, но с другим темпераментом. Мы видим, что ей очень нравится конь, мало того, видим, что девочка и конь очень похожи друг на друга. В чем это выражается? В черных глазах — они большие и яркие. У девочки густые черные блестящие локоны волос, а у коня черная лоснящаяся шкура и густая грива. И движения у них страстные, порывистые. На Амацилии платье бело-розовое, у коня язык и ноздри — красные.

У детей можно спросить, какая девочка больше нравится и почему? Чаще всего выбирается маленькая девочка, потому что она похожа на цветочек, на розочку. Однажды мне пришлось вести экскурсию из очень далекого города. И около этой картины мне учительница призналась, что если бы она не увидела картину в галерее, то была бы уверена, что в помещении, за спиной девочки — пожар. Так обманчиво картина воспринималась через слайд, которым она пользовалась на уроках в школе. И действительно, красный — "горячий" цвет огромной шторы или занавеса сильно напоминает живое движение огня. Красный цвет всегда воспринимается наиболее эмоционально. Можно с уверенностью сказать, что художник сравнивает в своей картине две красоты, два темперамента: "лед и пламень".

Ну вот и закончилась наша экскурсия. Картин не должно быть слишком много, иначе все впечатления смешаются, и в памяти ничего не останется. Родителям стоит знать, что лучше всего запоминается последнее впечатление, поэтому под конец экскурсии можно посмотреть картину, которая будет нести воспитательную нагрузку. Урок с таким "наглядным пособием" усвоится легко и надолго.

Сегодня я расскажу вам, что такое музей, и мы с вами побываем в самом настоящем музее.

Итак, музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты»

Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, посмотрите сюда (показывает тематический альбом), краеведческие музеи, в них собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. У нас с вами в Осе тоже есть такой музей.

В историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие нам об истории города, края или даже целой страны.

Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки?

Сбор таких предметов называют коллекцией.

Коллекции разных предметов очень часто выставляются в различных музеях. И это уже называется выставкой. Мы можем с вами прийти в музей на выставку и полюбоваться какой-нибудь коллекцией: картин, посуды, монет и т.д.

И как я вам уже обещала, сегодня мы с вами тоже посетим музей, но музей не обычный, а созданный в нашей группе.

Я вас приглашаю на экскурсию в наш музей «Чайные истории».

Ребята, а что такое экскурсия?

-Экскурсия – это поход в музей для того, чтобы узнать что-то новое и интересное.

Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом .

Ребята, но прежде чем идти в музей, мы должны с вами узнать как можно себя вести в музее и как нельзя. Как вы думаете?

Вы абсолютно правы, ведь если вы будете шуметь и бегать, то будете мешать другим людям. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея. Когда говорит экскурсовод, нельзя громко смеяться, разговаривать и перебивать его. Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить. Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка»), то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.

Вам понятны правила поведения в музее?

Надеюсь, вы будете их соблюдать.

А сейчас подходите поближе, я вам расскажу о нашем музее. (знакомит детей с мини-музеем, рассказывает об экспонатах, о коллекции, об истории экспонатов, пытается заинтересовать детей необычными экспонатами и т.д.)

В нашем музее есть также книги для рассматривания, раскраски и игры, которые вы можете брать и играть.

Рашитова Розалия Сабитовна,кандидат исторических наук, доценткафедры методики преподавания иностранных языков и второгоиностранного языка, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы», г. Уфа[email protected]

О работе музеев с детьми в начале ХХ века(забытые страницы истории)

Аннотация.В данной статье анализируется опыт работы музеев начала ХХ века по формированию духовных ценностей личности. Автор исследует деятельность первого в России специального музеяи выставок для детей под руководством Н.Бартрама, А.Зеленко и Я.Мексина. Ключевые слова:музей, выставка, дети, начало ХХ века.

В данной статье, посвященной традициям в культуре, анализируется опыт работы музеев начала ХХ века по формированию духовных ценностей личности. Автором в течение многих лет целенаправленно изучались архивные материалы многих центральных музеев России, среди них такие как, архив Государственного Историческогомузея, архив музея игрушки(ХПМИ), архив Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и другие. Мы такжеисследовали периодические и книжные издания начала прошлого века. Мы считаем, что изучение на основе архивных материалов неизвестных страниц истории, связанной с теми, кто формирует духовную культуру нации, способствует преемственности поколений в культуре.В психологопедагогической литературе общепризнано, что формирование личностных качеств человека начинается в детстве. Однимиз учреждений, оказывающих воспитательное воздействие на детей, является музей. Эффективность его влияния во многом зависит от того, в каком возрасте человек стал воспринимать ценности духовной культуры. Теоретики и практики музейного дела в первые десятилетия XX в. выдвинули идею приобщения детей к музеям в дошкольном возрасте, особенно подчеркивая необходимость создания специальных музеев для детей. Своеобразным знамением времени стало создание в 1918 г. Института ребенка, а затем ряда других институтов, занимающихся изучением детской психологии, социальной среды, детских сообществ. Недаром известный теоретик и практик художественного воспитания детей А.В.Бакушинский назвал новое историческоевремя «веком ребенка». В первое десятилетие ХХ века идея создания специального музея для детей выдвигаласьН.Д.Бартрамом(18731931) и А.У.Зеленко(18711953).Деятельность детских музеев построена на игре. Игра, являясь отличительным феноменом человеческой деятельности, привлекала внимание исследователей во все времена истории. Многое из того, чем игра живет и что воплощает в своем действии, она черпает издействительности. В рамках данной публикации представляется целесообразным остановиться на деятельности первого специального музея для детей внашей стране

Музея игрушки.Этот музей стал своеобразным центром по изучению игровой деятельности детей. Основоположником музея был Н.Д.Бартрам. Автором данной статьи в результате исследования уточнена дата открытия Музея игрушки вМоскве декабрь 1919 г..«Сама идея создания Музея игрушки в России была нова,-вспоминает о том времени дочь художника.-Не существовало ничего, что могло бы послужить отправной точкой для организации музея. Была только глубокая вера в правое свое начинание и большая к нему любовь». Нам хочется добавить к сказанному, что помимо веры и любви были еще такие необходимые слагаемые успеха любого дела, как глубокие знания и большой опыт практической работы.В воспоминаниях А. Н. Изергиной о первых посетителях Музея игрушки передана атмосфера, царившая в музее:величие духа и глубина замысла, несмотря на трудности реальной жизни: «первые ребятишки в валенках, шубах, теплых платках и шапках. На паркете за ними оставался мокрый след. Смотрели сначала, завороженные необычайностью окружающего. За окнами завьюженный Смоленский бульвар,белые сугробы, очередь за хлебом, разруха. Но существовал золотой фонд страны –будущее, детвора, она, несмотря ни на что, не считаясь, ни с чем играла, требовала игрушек.».Через год после открытия музея в ноябре 1920 г., в тяжелое время голода, холода, гражданской войны в стране была проведена «Неделя ребенка» и 7 ноября открыта новая выставка в Музее игрушки. Этот факт нашел отражение в газете «Правда». Рассказывая о первом в стране Музее игрушки, собравшем удивительно большую и разнообразную коллекцию, газета специально подчеркивала как положительное и необычное явление, что «среди посетителей первое место занимают дети, как отдельно приходящие с улицы, уже облюбовавшие эту выставку как «свою» и приводящие туда своих маленьких товарищей, так и экскурсии от школ, детских садов, колоний и т. д.».Работа Бартрама с детьми основывалась на ежедневном наблюдении за маленькими посетителями, получении от них консультаций и советов, которыми они щедро делились с Дядей Музеем (так дети называли Н.Д.Бартрама). Неслучайно в первом зале были представлены образцы крестьянского искусства. Бартрам понимал, что именно эти красочные, забавные, радостные и грубоватые по форме игрушки наиболее близки ребенку . Незаконченность игрушки давала ему возможность творить и фантазировать. Другими словами, игра как специфический вид культурной деятельности позволяла созидать без какойлибо принудительности извне и изнутри.Игрушки Бартрам делил на два типа: «радость ребенка» и «зеркало жизни».Встреча с музеем начиналась со знакомства с игрушками первого типа. Здесь часто можно было наблюдать интересные сцены: одна девочка каждый день приходила с ведерком, чтобы «подоить» корову, стоящую в витрине;мальчики старательно копировали выправку игрушечных солдатиков, девочки приносили своих кукол, сравнивали, играли. Такое непосредственное общение в залах музея с экспонатами, сотрудниками, друг с другом развивало эмоции и чувства ребенка. Бартрам, наблюдая за детьми, сделал вывод о том, что главнейшим и неиссякаемым источником и двигателем игр ребенка является его внутреннее ощущение, творческая радость. Ребенок способен представить то, что ему хочется, не стесняясь ни местом, ни временем. Во втором залеэкспонировались игрушки второго типа «зеркало жизни». Они отражали быт людей, деревенскую и городскую жизнь,были представлены посуда, «кушанья» для кукол, игрушкистран и народов. В этом зале имелся также детский домик для игр, воссоздающий обстановку особняка 40х годов XIX в. Вероятно, целью организаторов экспозиции было познакомить таким образом детей с тем, как жили люди другого времени.

Большую роль в воспитании детей Бартрам придавал коллективным играм. В музее был создан новый тип «строительногоматериала» для совместныхигр. Это были кубики, элементы для построек, небольшие столбики со слегка намеченными головками, фигурки животных. Последние были добавлены по просьбе детей. Этого материала детям было достаточно для того, чтобы создавать города,села, устраивать зоологический сад, дом «Главодежды», в который «входили» точеные фигурки и «выходили» с другой стороны уже одетыми в цветные бумажки и тряпочки. Словом, в руках ребенка эти немногочисленные элементы превращались в интересный мир с постоянно меняющимися сценами.Нельзя не согласиться с Бартрамом, что Музей игрушки имел для детей то же значение, что «для взрослых остальные историкохудожественные музеи». Здесь, играя, т, е. находясь в самом естественном для их возрастасостоянии, дети через произведения искусства постигали историю своего и другихнародов.В следующем (четвертом) зале были представлены игры и игрушки, дающие первоначальные сведения по географии, этнографии, искусству, естествознанию, математике. Здесь наглядно демонстрировалсяпуть, ведущий ребенка от игрушки к знаниям. Этот процесс, как намкажется, Бартрам представлял следующим образом: игра является связующим элементом между всеми этапами развития ребенка. Когда он начинает складывать из кубиков слова, можно сказать, что сделанпервый шаг от игры к знанию.Н. Д. Бартрам по праву считал свой музей историкопедагогическим и производственным. Последнее означало, что перед музеем была поставлена задача «непосредственного воздействия на производство в целях улучшения качества продукции и создания для современной промышленности образцов новой советской игрушки». При музее были открыты курсы по подготовке кадров специалистов и производственная мастерская. Художник Д. В. Горлов, один из постоянных посетителей Музея игрушки, верно заметил, что музеи «был материализованным выражением многогранной одаренности Бартрама».

Документы 20х гг. убеждают в том, что Музей игрушки был полезен детям, педагогам, деятелям детского театра страны. Приведем мнение известного ученого, археолога В. Л. Городцова: «Ввиду исключительной важности музея детской игрушки... его следует... поддерживать всему обществу... Музей игрушки имеет значение не только как источник для научных знаний, но еще более как источник правильного воспитания грядущих поколений».Об уникальном значении советского Музея игрушки свидетельствует также отношение к нему зарубежных деятелей. Так, представитель итальянской прессы Роберто Суспер оставил в книге отзывов такую запись: «Я завидовал, ...что в СССР есть такой мудрый очаг, который является рассадником истинного искусства, воспитателем детей -цветов человечества.Ежедневный вечерний вестник НьюЙорка от 17 апреля 1923 г. напечатал восторженную.статью «Московский единственный в мире «Музей игрушки». Совет но художественному воспитанию Главсоцвоса,после заседания 3 марта 1924 г., где был заслушан доклад Н.Д.Бартрама «Деятельность музея игрушки», постановил: « Войти с ходатайством в Главмузей о расширении музея игрушки ввиду его крайне важного педагогического значения». . В результате этого решения Музею игрушки было предоставлено помещение на ул. Кропоткина, что позже сыграло роковую роль в его судьбе. Об этом свидетельствуют воспоминания дочери Бартрама..

В связи с принятием правительственного решения о строительстве ДворцаСоветов на месте храма Христа Спасителя, все окружающие егоздания подлежали сносу. В доме, где помешался Музеи игрушки, намечалось разместить архитектурные мастерские. Музейный отдел Главнауки Наркомпроса не сталхлопотать о предоставлении нового помещения для музея. Многие работники Наркомпроса поддержали проект организации в Загорске центра игрушечной промышленности во главе с Музеем игрушки, несмотря на возражения Бартрама.В 1931 г. музей был вывезен из Москвыв Загорск. В этом же году Н. Д. Бартрам скончался и Музей игрушки вскоре прекратил свое существование.

В исследуемое десятилетие были предприняты и другие попытки создания детского музея. Большой вклад внесли сотрудники Института методов внешкольнойработы Наркомпроса РСФСР, в частности, инициатор создания музейновыставочной комиссии А. У. Зеленко. Он подчеркивал, что «идея о детском музее чрезвычайно важна, потому что при помощи такого музея мы сокровищаматериальной культуры приводим к детям именно в том возрасте, когда они начинают жадно интересоваться окружающим». Надо сказать, что вклад А. У. Зеленко в музейное дело оценен явно недостаточно. В педагогической энциклопедии о нем написано: «Советский педагог и архитектор, один из организаторовпервых внешкольных учреждений в России».О большой роли А. У. Зеленко в развитии советскою музейного дела нет ни слова. Это представляется нам несправедливым.

А. У. Зеленко окончил институт гражданских инженеров в Петербурге (1893), работал преподавателем рисования в гимназии в Москве. Два года он жил в Америке, где на него большое впечатление произвела система воспитания и обучения детей, основанная на демократии и участии в трудовых процессах. Осуществлением такого воспитания занимались добровольныеобщества интеллигенции -«Сетлементы». В 1905 г. по возвращении на родину А. У. Зеленко совместно с педагогами С. Т. Шацким и Л. К. Шлегер организовал летнюю трудовую колонию среди мальчиковвоспитанников Сущевского попечительства о бедных. В жизнь колонистов вводились разнообразные полезные занятия, от трудовых процессов до совместных игр. Художественное воспитание включало хоровое пение, рассказывание сказок. Осенью того же года эти педагоги организовали первый в стране клуб для детей и подростков вБутырскоМарьинском районе Москвы.В 1907по проекту и под руководством А. У. Зеленко местным населением был построен дом но Вадковскому переулку,где были несколько комнат для клубных занятий, библиотекачитальня, музей имастерская по изготовлению наглядных пособий, детский сад, дополнительная школа для подростков, начальная школа, курсы рисования и черчения, мастерские: столярная, слесарная, сапожная, переплетная и швейная. По предложению А. У. Зеленкокомплекс всех учреждений стал называться «сетлементом», т. е. культурным поселком. Здесь серьезно занимались вопросами воспитания: кроме занятий в мастерских, дети организованно ходили в театры, картинные галереи, музеи.Во время реакции, наступившей в стране после подавления революции 1905-1907 гг., на группу Шацкого -Зеленко стали нападать хулиганы из черносотенной организации. В 1908 г. клуб закрыли, Шацкого и Зеленко арестовали. Вскоре А. У. Зеленко снова уехал в Америку, где жил до 1910 г. После Октябрьской революциион вел научноисследовательскую, педагогическую и музейнопросветительскую работу. С 1февраля 1920 г. А. У. Зеленко был утвержден действительным членом Института методов внешкольной работы Наркомпроса. В 1924 -1927 гг. он преподавал на общеинститутскихкурсах поразделам внешкольной работы с детьми. Зеленко проводил занятия пометодике музейновыставочной работы е детьми и руководил секцией внешкольного технического образования. Был членом научнопедагогической секции Государственного Ученого совета (1921 -1933 гг.), где работал под руководством Н. К. Крупской. В 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию по архитектуреи работал старшим научным сотрудникомНаучноисследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР.

Приведенные факты биографии Зеленко, а также изучениеего работпозволяют говорить о разносторонности его интересов, искреннем желании служить отечеству. Остановимся на одной из его идеи -строительстве в стране Музеядворца для детей. По мнению А. У. Зеленко, такой музей должен стать центром социальной культуры, его деятельность должна быть направлена на эмоциональное развитие детей,их творческих способностей, на воспитание понимания истории и любви к ней, осознания ими связи между прошлыми будущим.На основе изучения зарубежного опыта, А. У. Зеленко предложил свою структуру музея для детей в нашей стране. По его плану, знакомство с музеем начнется для ребенка с комнат смешных вещей, детского цирка, детских игр и игрушек, приключений идиковинок, образующих специальный отдел. В следующем отделе представлены комнаты света и тьмы, вкусных вещей, звуков, шумов и музыки, любопытных запахов, «ощупай и угадай». После этого дети подготовлены к посещению отдела серьезных научных интересов: здесь они узнают о том, где и как живут люди; смогут наряжаться в костюмы различных эпох и «погружаться» в прошлое. В этом отделе должна быть комната любителей природы, а также открытий и изобретений. Имея определенный «музейный опыт», дети сумеют разобраться в материале следующего отдела -общественных интересов и современной жизни. Здесь намечены комнаты замечательных людей; здоровья; дети увидят, как учились в старину и учатся теперь. Завершать музеи должен отдел красоты, где будут экспонироваться художественные коллекции детского музея.А. У. Зеленко разработал идею постепенного перерастания Детского музея в Детский дворец, включающий театр, места отдыха и т. д. Заслуживают внимания также следующие доводы, приведенные А. У. Зеленко во время беседы с представителем Наркомпроса М. Н. Лядовым, к которому он обратился в 1928 г. с просьбой оказать содействиев организации Детского музея вМоскве: «Постройкой этого Детского дворца мы, вопервых, дали бы прекрасный образец всему миру того, как мы заботимся о детях..., вовторых, мы увязали бы музейную paботус детьми в центре с провинциальной музейной работой,втретьих, мы влияли бы нато, чтобы в музеях создавались определенные популяризаторские ценности». М. Н. Лядов согласился с тем. что вопросы создания Детского музея нельзя считать «Задачами второй очереди»,а также заметил, что «можно было бы смело любой из наших музеев закрыть и передать егопомещение для целей создания Детского музея». Однако это пожелание не было осуществлено, хотя и среди музейных работников были сторонники идеи Л. У. Зеленко. Так известный деятель культуры П.Н. Лепешинский, работавший в то время в Историческом музее, выразил готовность выделить детям «маленький уголочек» в своем «большом музее».Директор Музея изящных искусствН.И. Романов, считавший, что «в особенности много может дать для души ребенка музеи художественный», оказывал группе А. У. Зеленко постоянное содействие. На экспозиции музея изящных искусств были организованы экспериментальные «музейные игры», которые проходили чрезвычайно живо. По заранее разработанным вопросам ребят спрашивали о предметах, находящихся вэкспозиции, главным образом обизображениях людей или зверей. Дети находили их, становились в те же позы, которые они наблюдали, коллективно обсуждали увиденное. Для активизации интереса детей перед экскурсией им рассказывали историю о той скульптуре, которую они должны были найти. Так, например, они узнавали о флорентийском вепре из сказки Андерсена «Бронзовый кабан». Найдя его самостоятельно в экспозиции, ребенку хотелось внимательно вглядеться в этого вепря. По этому поводу А. Зеленко замечал: «Когда скульптура освещена какимнибудь романтическим ореолом, то интересно подойти и хорошенько рассмотреть какой это вепрь–сердитый или добрый, как он сидит, какое у него выражение. Начинается обмен мыслями, замечаниями, которые дают возможность при беседе подчеркнуть многие ассоциации, слабо зарождающиеся в умах, и развить их дальше» .Метод отыскивания экспоната или какоголибоего отличительного признака невольно подводил к трактовке художественной формы, манеры работы и т. д. Таким образом, дети постепенно учились понимать художественные особенности произведения. Однако изза материальных трудностей концепция Детского музеяА. Зеленко осталась не реализованной. С 1925 г. усилия членов комиссии были направлены на выставочную деятельность. Было организовано четыре выставки: «Как учились прежде и учатся теперь», «Для детей -про зверей». «Что чем движется» и выставка, посвященная юбилею детской книги.Две из них экспонировались в Музее изящных искусств. Особую роль в создании этих выставок играли А. Зеленко, Я.Мексин, В. Кордес и др..На выставках также проводились «музейные игры». Организаторы этих игр предоставляли ребятам возможность трогать дубликаты, играть с ними, а также выполнять действия, характерные для людей представленного в экспозиции времени. Так, на выставке «по движению» маленькие посетители каталисьв колясочке китайского рикши, на выставке по истории обучения-писали на глиняных табличках,подобно древним египтянам, и на навощенных дощечках, как школьники в древней Греции. Около понравившихся экспонатов ребята клали билетики, окрашенные в зависимости от пола и возраста: проявляя критическую реакцию, дети чувствовали себя активными участниками процесса общения с музеем.Кроме того на выставках всегда были бумага и глина для желающих лепить и записывать свои впечатления, были также книги по вопросам, связанным с выставкой. Осуществлялась здесь и своеобразная «драматизация»: рассказывание в лицах, киносеансы, кукольные представления.Экспонаты для выставок собирали повсюду, где только можно было их найти. В архиве сохранилось обращение организаторов выставок вГосударственный музейный фонд и в фонд Государственной Третьяковской галереис просьбой предоставить материал для детской художественной выставки. Для выставки «Для детей -про зверей» было подобрано около 125 предметов: скульптуры художникованималистов, слепки и снимки с изображениемзверей из Музея изящных искусств, подвижные и неподвижные игрушки, изображения зверей напряниках и полотенцах, работы детей. Студенты художественных вузов сделали три макетапанорамы: волки, стоящие около избушки в лесу; пеликаны, которые ловят рыбу для японских рыболовов; караван верблюдов в пустыне.Входе работ выставки, как вспоминают ее организаторы, экспозицию пришлось переделывать трираза, согласовывая её решение среакцией и советами самих маленьких посетителей. На выставке отсутствовали привычные аннотации. Вместо них были вопросы изагадки, решив которые,ребенок сам мог сообразить, что перед ним. Выставки доказывали, что экспозиция, предназначенная для детей, должна быть построена так, чтобы каждый экспонат вызывал живое любопытство. Трудно не согласиться с А. Зеленко, что в результате такой работы в детяхбудет «воспитываться любовь к посещению музея, желание самому развивать в себе художественные эмоции, понимание исторических вех и связи прошлого инастоящего».Члены музейновыставочной комиссии показали возможность работы с детьми поновому. Созданные ими выставки экспонировались в ряде подмосковных сел, на крупнейших стройках того времени: в Ногинске и Днепрогэсе, в некоторых союзных республиках и за рубежом.

К сожалению, понимание истинной ценности Музея игрушки в Москве, ряда специальных выставок для детей пришло лишь спустя десятилетия после ихликвидации. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы, опираясь на свидетельства тех лет, суметьпроанализировать опыт первыхмузеев и выставокдля детей и извлечь уроки из прошлого. Более чем десятилетнее существование Музея игрушки в Москве обогатилоопыт отечественных музеев и явилось особой страницей в их истории, которую нельзя предавать забвению. Н. Бартрам, А.Зеленко, Я.Мексин на практике доказали что; 1) детский возраст является оптимальным для первого знакомства с музеем; 2) музейная работа с детьми имеет специфику, связанную с психологическими особенностями восприятия ребенка;3) в основу экспозиции детского музеядолжна быть положена иная методика, основанная на использовании контрастов. «обыгрывании» каждого экспоната, чтобы он вызывал живое любопытство, вопросы; 4) основной прием, объединяющий все формы работы с детьми на экспозиции -игра.В начале ХХIвека мы вновь поднимаем вопрос о создании детских музеев. К сожалению, историческийопыт работы детских музеев не оказал влияния на работу музеев с подрастающим поколением. Между тем именно детские музеи, по нашему мнению, являются своеобразной лабораторией, центром по проверке эффективности различных форм и методов работы, по изучению детской психологии.Исследование данной темы, в котором нашел отражение положительный опыт прошлого, может быть использованона современном этапе музейного строительства.

4. Н.Д.Бартрам Избранные статьи. Воспоминания о художнике.М.,1973с.125

5. Н.Д.Бартрам Избранные статьи. Воспоминания о художнике.М.,1973с.125

6. Музей игрушки.//Правда.1920.3 декабря7.Бартрам Н.Д.Об игрушках.19098. Изергина А. Воспоминания оботце//Дошкольное воспитание.1970.№ 1.с.1059.Архив Художественнопедагогического музея игрушки(ХПМИ),оп.1,ед.хр.10,л.510.Овчинникова Е.С. Николай Дмитриевич Бартрам// Н.Д. Бартрам. Избранныестатьи. Воспоминания.с.71

11.Бартрам НД. .Избранные статьи. Воспоминания о художнике.с. 14512. Архив Государственного исторического музея, ф.431,ед.хр.309/П,л.3334 13.Архив ХПМИ, оп.1,ед.хр.10,л.1214.Там же, оп. 1, ед.хр. 10, л.1215.ГА РФ, ф.2307,ед.хр.226, л.516. Изергина А.Н. О моем отце, художнике// Н.Д.Бартрам. Избранные статьи.Воспоминания.с.142

17. Архив ХПМИ, оп.1,ед.хр.10,л.2318. Там же,оп.1,ед.хр.21,л.319.Архив Академии педагогических наук РФ,ф.5,ед.хр.6,л.2120. Там же, ф.40, ед.хр.426, л.27

21.Современная Америка. М., 1923; Американские сельские клубы молодежи и метод домашних проектов М., 1926, Американцы в своих клубах и общественных центрах.М.. 1920; Детские музеи в Северной Америке.М. 1926, Школьный музей.М., 1927, а также опубликованные

25.Архив ГА РФ,ф.2307, ед.хр.14,л.9626. Зеленко А. Материальная культура и дети//На путях к новой школе.1927.№ 9.с.10127. На основе последней выставкибыл создан Музей детской книги, существовавший в 30е гг. Его первым директором стал член музейновыставочной комиссии Наркомпроса Я.П. Мексин.Мексин Я. Из опыта музейновыставочной работы с детьми(по материалам базы пропаганды детской книги при музее понародному образованию)// Советский музей.1932.№ 2.с.3854, Иоаннисиани И. Опыт летней работы Детского музея// Советский музей.1935.№16.с.7075, Зонненштрам Полиграфический кружок в Музее детской книги// Советский музей.1936.№ 5.с.6467, Мексин Я.Октябрьская выставка в музее детской книги// Советский музей.1937.№ 910с.3237, Волина В.Дети и книга// Советский музей.1938.№9.с.222528.Архив АПН РФ, ф.5, ед.хр.4,л.10529.Там же, л.10030. Архив Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, ф.5,ед.хр.30, л.1

Список цитируемой литературыБакушинский А.В.Художественное творчество и воспитание.М., 1925БартрамН.Д.Избранные статьи. Воспоминания о художнике.М.,1973Бартрам Н.Д.Об игрушках.М.,1909Зеленко А.У.Современная Америка. М., 1923Зеленко А.У. Американские сельские клубы молодежи и метод домашних проектов М., 1926Зеленко А.У.Американцы в своих клубах и общественных центрах.М.. 1920Зеленко А.У. Детские музеи в Северной Америке. М. 1926Зеленко А.У.Школьный музей.М., 1927

Rozaliya Rashitova, Candidate оf Historical Science, Bashkir State Pedagogical University by M.Akmulla, Russia, [email protected] museums activity with children(unknown facts)Abstract.The article is devoted to the activity of the first special Russian museum for children and special exhibitions for children at the beginning of XX century. They are connected with the names of N.Bartram, A.Zelenko and Ya Meksin.Key words:museum, children, exhibition, beginning of XX century