Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Памятник от слова «память. «памятник» – от слова «память

Памятник от слова «память. «памятник» – от слова «память

06.09.2017 13:35:45

Мемориал «Танк» на улице Советская, по мнению наших читателей, стал болевой точкой в городе. В апреле мы уже писали о том неприглядном виде, в котором находятся памятник и территория вокруг него. Статья была приурочена ко Дню памятников и исторических мест. Сразу же после публикации торговые палатки с газона были убраны, урны вычищены, а боковые стороны постамента с осыпавшейся плиткой выкрашены в чёрный цвет.

Наведённая к Дню Победы чистота радовала недолго. И это неудивительно. Близость торговых центров и более мелких торговых точек, остановки пригородного транспорта и стоянки автомобилей, а также отсутствие общественного туалета не способствуют сохранению порядка.
В итоге терпение граждан лопнуло. На суд общественности в социальных сетях был выложен видеоролик, в котором люди увидели, как на асфальте между «Танком» и забром «замороженной» стройки образовались залежи пивных бутылок, перемежающиеся упаковками от нехитрой закуски любителей горячительного и т.д.
Общественность, представленная людьми самого разного возраста и социального статуса, как и следовало ожидать, возмутило увиденное.
Власти отреагировали оперативно: уже на следующее утро мусор был убран.
Мы попросили прокомментировать проблему заместителя председателя Совета ветеранов войны, труда и Вооружённых Сил Щёкинского района, полковника в отставке Василия Ковика, который неоднократно поднимал вопрос о благоустройстве территории этого значимого для города памятного места:
– Картину, представленную в ролике, наблюдаю часто, так как живу неподалёку. Реакция властей, за утро убравших копившееся несколько дней безобразие, радует, но эта работа должна быть планомерной.
Проблемы, связанные с памятником «Танк», начались во время подготовки к празднованию 70-летия Великой Победы. Именно тогда Совет ветеранов и другие общественные организации района поставили вопрос о приведении в порядок постамента и благоустройстве прилегающей территории. Что из этого вышло, и каким стал постамент – щёкинцы сами видят.
Этой весной в канун Дня Победы я встречался у памятника с отвественными сотрудниками районной администрации, показал им, в каком состоянии находится это священное место и территория вокруг него.
Но в ответ услышал, что всё, оказывается, хорошо: к 9 Мая постамент помыт, установлены для освещения мемориала два фонаря.
В остальном ничего не изменилось: остатки асфальта, щебня, торговые точки, многие из которых нарушают все мыслимые санитарные нормы – всё это портит общий вид мемориала. Где те цветники, сквер, фонтан, что были рядом с танком в былые годы?
И ещё. Пока рядом с памятником будет остановка транспорта, не оборудованная общественным туалетом, многолетние ели у мемориала так и будут выполнять функцию отхожего места.

Памятники - память нам, живущим ныне.
Памятники - память, важные святыни.

«МОНУМЕНТ СЛАВЫ»

«Монумент Славы» - мемориальный ансамбль в городе Новосибирске, посвящённый подвигу сибиряков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., был торжественно открыт 6 ноября 1967 г. «Монумент Славы» - это памятник второго поколения, в нем языком архитектурных форм и художественных образов рассказывается о войне, о радости Победы и горечи утрат, о подвиге и памяти. Автор монумента- заслуженный деятель искусств России, профессор, почётный житель города Новосибирска художник-монументалист Чернобровцев Александр Сергеевич. В создании мемориала принимали участие: скульптор Ермишин Борис Леонидович, группа сотрудников проектного института, работник треста № 43 Мавротский Николай Георгиевич, руководители Кировского района Волков В.П и Егоров А.С. Эта стройка стала поистине народной, мемориал был построен в сжатые сроки – всего за 19 месяцев, по инициативе и силами предприятий Кировского и Ленинского районов: строительных трестов, заводов «Сибсельмаш», им. А.И.Ефремова, металлоконструкций, мастерских. Мемориальный ансамбль состоит из двух площадей, двух тем – Площади Подвига и Славы и площади Памяти и Скорби. Их соединяет чаша с вечным огнём и плита на Могиле Неизвестного Солдата-сибиряка. Первый пилон « Призыв» - начало войны, «Вставай, страна огромная…». На пилоне - солдат с призывно поднятой рукой. У его ног охваченная огнём войны земля. Второй пилон – это группа женщин, как сжатый кулак – символ стойкости и мужества. Над ними строй солдат, уходящих на фронт. Внизу пилона мальчик с колоском хлеба в руках – символ военного голода. На правой части второго пилона изображены летящие самолёты врага, похожие на кресты на их крыльях. Горят и рушатся дома, но мужественно и стойко стоят женщины и дети с оружием и хлебом для фронта – это тыл. На центральном пилоне две даты – 1941-1945 на фоне пламени войны. Правая часть четвёртого пилона – фронт. Горит разрушенный рейхстаг, атака краснозвёздных танков, пленные враги и пехота в атаке. Четвёртый пилон – «Победа» Стойко и величественно стоят победители, попирая орла со свастикой – символ фашизма, а в верхней части пилона – радостная встреча вернувшихся домой победителей. Пятый пилон – «Мир». Ветер колышет хлебное поле – символ мирной жизни. Светит солнце и женщина-мать держит за руку малыша, который делает свой первый шаг в этот мир. К первому и пятому пилонам примыкают пилоны с текстами – это слова, обращённые к потомкам из военного прошлого. Между пилонами, как на алтаре четыре урны. В каждой из них хранится обагренная кровью сибиряков земля с полей сражений под Ельней, с бородинского поля. С Мамаева кургана, с мест сражений 19-го Гвардейского Сибирского добровольческого корпуса. На стороне пилонов, обращённой к берёзовой роще – символу родной земли, - огромный список имён земляков, не вернувшихся с войны в родной город. Их 30266. Никто не забыт, ничто не забыто!

В этой части монумента горит Вечный огонь и покоится прах Неизвестного солдата. На плите солдатская каска и надпись: «Сибири сын, Родины неизвестный солдат». Сюда обращена фигура скорбящей матери (десятиметровую фигуру выполнил скульптор Ермишин Б.Л.). Перед фигурой Матери-Родины – Вечный огонь. В день торжественного открытия Мемориала для зажжения Вечного огня на бронетранспортёре был доставлен факел от металлургической печи завода им. В.П.Чкалова, работавшей все военные годы. Под залпы ружейного салюта огонь зажёг дважды Герой Советского Союза Головачёв. За мемориалом расположена аллея Славы, где вытянулись 100 елей. Посаженных в честь новосибирцев – Героев Советского Союза. В канун 40-тия Победы в сквере была открыта постоянная выставка оружия военных лет. На постаменте были установлены танк Т-34, реактивный миномёт «Катюша», боевой истребитель, две пушки и самоходное орудие.

Памятник Единству фронта и Тыла

Открыт 9 мая 2000г. по проекту Чернобровцева А.С. Памятник посвящён 55-ти сибирским дивизиям, сформированным Сибирским военным округом и заводами города, ковавшими оружие для фронта. 18-метровый обелиск, напоминающий меч, увенчан золотым венком Славы. С двух сторон от обелиска расположены стелы с названиями дивизий и заводов. Там же приводятся цифры объёма выпуска продукции для фронта.

Аллея Героев Советского Союза и полковых кавалеров Ордена Славы

Открыта 3 мая 2005 г. На полированных плитах красного гранита, символизирующих победные знамёна, имена 279 жителей области. Завершает мемориал часовня Георгия Победоносца воинам-сибирякам, погибшим за Отечество. Проект мемориальной аллеи разработали главный архитектор Новосибирска Арбатский Валерий Петрович и главный художник города Бурика Юрий Михайлович.

Мемориал «Плакучая Ива»

Инициатор создания: общественная организация «ЭХО», объединяющая тех, кто в годы войны потерял родителей. Плакучую иву окружает кольцо скамеек и лента с надписью «Отцов и дедов славные имена. Война была судьбою поколенья. Их подвиг есть история сама. Он избежит и тлена и забвенья». В рамках военно-патриотического воспитания молодёжи решением бюро Новосибирского горкома комсомола 9 мая 1970 года у монумента славы был учреждён Пост №1 – почётный пионерско-комсомольский караул. В течение года караул здесь несли 15 тысяч школьников. В 2003 году решением губернатора Новосибирской области была возоблена Вахта памяти у монумента Славы, которую несут лучшие курсанты военно-патриотических объединений.

Мемориал памяти воинов, умерших от ран в эвакогоспиталях в Великую Отечественную войну

Более 60-ти санитарных поездов курсировали между фронтом и Новосибирском. По решению ГКО в Новосибирской области было развёрнуто 55 эвакогоспиталей, в том числе 25 в самом Новосибирске. Местные партийные организации и Советы депутатов трудящихся отвели для эвакогоспиталей лучшие помещения. В эвакогоспиталях, расположенных в Новосибирске, прошли курс лечения свыше 218 тысяч человек. Но, и здесь, как на фронте, не обходилось без потерь.

В июле 1941г. по решению городского Совета депутатов трудящихся на северо-восточном массиве Заельцовского лесного парка было размещено воинское кладбище. 15 октября 1977 г. был открыт мемориал – Заельцовское мемориальное кладбище советских воинов, умерших от ран в эвакоспиталях Новосибирска. В настоящее время территория мемориала- 10 га. На этой площади уложены свыше тысячи бетонных плит, около 600 кв. м асфальта, разбито 3, 5 тысяч кв. м газонов.

В центре мемориала на полутораметровом постаменте, облицованном полированным гранитом, установлена четырёхметровая скульптура «Раненый воин». Скульптура выполнена из серого искусственного гранита и изображает раненого воина, приподнявшегося в последнем смертельном порыве и умирающего непобеждённым.

По замыслу автора скульптура не несёт внешних атрибутов воинского звания. Образ солдата выразителен его психологическим состоянием, последним напряжением всех сил в борьбе со смертью и с верой в жизнь, смерть побеждающую.

Глубокие складки драпировки подчёркивают энергию движения и строгий силуэт скульптуры, а взаимодействие серого, зелёного и жёлтого цветов создаёт тонкий мотив.

Главная аллея мемориала выложена мозаичными плитами. Второстепенные, узкие с гравийным покрытием дорожки, образуют прямоугольники, внутри которых – ровные ряды солдатских могил. На каждой из 1279-ти могил – плита с укрепленной на ней чугунной доской с рельефным текстом о похороненном здесь солдате.

ПАМЯТНИК НОВОСИБИРСКОМУ ПОЭТУ-КОМСОМОЛЬЦУ

БОРИСУ БОГАТКОВУ

2 июля 1977 г., в день 35-тия формирования 22-ой гвардейской (150-я Сталинская) Сибирской добровольческой Рижской стрелковой дивизии в октябрьском районе Новосибирска был торжественно открыт памятник герою-земляку, воину дивизии, поэту- комсомольцу Борису Богаткову. Борис Андреевич родился 2 октября 1922 года в с. Болохта Красноярского края. Учился в Ачинске, Красноярске, позже в новосибирской школе №3, которая ныне носит его имя. В 1938 году за поэму «Дума о красном флаге» получил грамоту На всесоюзном смотре детского литературного творчества. С 1940 г. работал проходчиком на строительстве московского метро, одновременно учился на вечернем отделении Литературного института им. А.М.Горького. Затем стал курсантом авиаучилища. В сентябре 1941 года в боях на московском направлении был контужен и, после лечения в госпитале, был признан негодным к дальнейшему несению воинской службы. В 1942 после контузии был демобилизован и вскоре вернулся в Новосибирск. Писал сатирические стихи для «Окон ТАСС», печатался в местных газетах, упорно добиваясь возвращения в армию. В 1943 году добился разрешения и в звании старший сержант был зачислен в Сибирскую добровольческую стрелковую дивизию и вскоре попал на фронт. В редкие минуты затишья писал стихи. 11 августа 1943 года при штурме Гнездиловских высот на подступах к Смоленску командир взвода Борис Богатков поднял бойцов в атаку и повёл их на вражеские укрепления. Генздиловские высоты были взяты, но в этой смертельной схватке Борис Богатков погиб. К 30-тию Победы в Великой Отечественной войне студенты Новосибирского техникума связи решили увековечить память о Б. Боготкове – установить памятник ему на средства, заработанные на субботнике. Теперь на пересечении улиц Кирова и Богаткова стоит памятник работы скульптора Колесникова Михаила Ивановича. На 80ти сантиметровом гранитном постаменте – скульптура воина-поэта, высеченная из белого мрамора. Высота скульптуры 2,8 м. Борис Богатков изображён отдыхающим в перерыве между боями. На плечи наброшена шинель. В руке блокнот и карандаш. Сосредоточенный взгляд, на лоб легли глубокие морщины. Над чем он задумался? Над строкой, словом? А может быть, над тем, какая прекрасная жизнь настанет, когда кончится война? За памятником разбит мемориальный сквер с гранитными стелами. Камерное решение памятника продиктовано характером Бориса Богаткова. Он не был поэтом-трибуном, он был поэт-лирик. Он как бы смотрит на землю перед собой, пропитанную кровью сибиряков (земля была привезена с места боя на высоте 233 м и помещена в прямоугольную урну перед памятником). По замыслу авторов памятник Богаткову – это дань памяти всей 22-ой гвардейской Си-бирской добровольческой стрелковой дивизии; он должен был стать частью мемориаль-ного комплекса в ее честь, а в здании НЭИС предполагалось создание музея дивизии. Завершение строительства памятника было объявлено ударной комсомольско-молодежной стройкой Октябрьского района. В строительстве принимали участие отряды студентов НСХИ, НИСИ, НЭИС, НЭТС, НИГИ, НАТТ, молодые рабочие заводов: ин-струментального, радиодеталей, химикофармацевтического, цветных металлов, «Боль-шевик», «Запсибспецавтоматика», «Им. XVI партсъезда», «Труд», «Электросигнал», СУ-35 и СУ ТЭЦ-4, Росторгмонтаж, АТК-1231, НМУ-2, Сибниипроектцемент. В церемонии торжественного открытия памятника приняли участие 300 фронтовиков – ветеранов 22-ой гвардейской Сибирской добровольческой Рижской стрелковой дивизии, учащиеся новосибирских школ, руководители области и города, воины новосибирско-го гарнизона. Памятник открывал первый секретарь Новосибирского горкома КПСС, фронтовик Михаил Степанович Клобуков.

Памятник «Вальс Победы» (г.Новосибирск)

Памятник построен на средства жителей и организаций Советского района в 2010 году и уже стал знаменит в Академгородке и известен далеко за его пределами. Из пламени Вечного огня как будто вырастает молодая пара, солдат и девушка, танцующие вальс (первоначальное название памятника – «Алёша и Катюша»).

Его популярность не случайна, монумент действительно особенный: в отличие от большинства памятников, посвящённых войне, этот говорит не о скорби и потерях, а о возрождении жизни, и, конечно, о всепобеждающей несломленной любви. «Просто ты умела ждать…»

Бюст Трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина

Центральный район, пл. Свердлова

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 поставлен

на государственную охрану как объкт культурного наследия (памятник искус-ства) федерального значения.

Покрышкин Александр Иванович родился 6 марта 1913 г. в п. Закаменка г. Новониколаевска (ныне Новосибирск) в семье рабочего. Русский. В 1928 г. окончил 7 классов школы. Рабо-тал кровельщиком. После окончания ФЗУ работал слесарем-инструментальщиком на заводе Сибкомбайнстрой. В 1932 г. был призван в армию. В 1933 г. окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, а в 1934 – Ленин-градскую военно-теоретическую авиа-школу. Служил техником звена связи 74-ой стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Краснодаре. Одновременно учился в Крас-нодарском аэроклубе. В 1939 г. с отличием окончил 1-ю Качинскую военную авиаци-онную школу летчиков им. А.Ф. Мясникова. Служил в 55-ом истребительном авиаци-онном полку Одесского военного округа. В 1941 г. старший лейтенант Покрышкин В 1928 г. окончил 7 классов школы. Рабо-тал кровельщиком. В 1932 г. был призван в армию. В 1933 г. окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, а в 1934 – Ленин-градскую военно-теоретическую авиа-школу.

На фронте с первого дня Великой Отечественной. Уже 23 июня открывает личный счет – сбивает первый Ме-109. В годы войны сражался в истребительной авиации, пройдя путь командира эскадрильи, полка, дивизии. За период военных действий летал на самолетах И-16 – 50 боевых вылетов, ЯК-1 – 101, И-15 – 45, МИГ-3 – 182, Аэрокобра – 139 вылетов. Боевой радиопозывной Покрышкина «Я – Сокол» вызывал панику у фашистских летчиков.Особо отличился во время боев на Кубани. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, маневр, огонь». За образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Александру Ивановичу По-крышкину присвоено звание Героя Советского Союза Указами Президиума Верхов-ного Совета СССР от 24 мая 1943 г., от 24 августа 1943 г. и от 19 августа 1944 г. Он стал первым трижды Героем Советского Союза! Всего за годы войны совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 (по неофициальным данным 75) и в группе – 6 самолетов противника.

После войны служил на командных должностях в войсках ПВО. В 1948 г. окончил

Военную академию им. М.В. Фрунзе, в 1957 – Военную академию Генерального штаба. В 1968–1971 гг. был заместителем главкома Войск ПВО страны. В 1972 г. Александру Ивановичу Покрышкину присвоено воинское звание «маршал авиации». В 1972–1981 гг. возглавлял ЦК ДОСААФ СССР.

Покрышкин А.И. – автор книг: «Крылья истребителя», «Твоя почетная обязан-ность», «Небо войны», «Познать себя в бою». Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Новосибирцы бережно хранят память о своем легендарном земляке. Покрышкин А.И. – почетный житель города Новосибирска, «Гражданин ХХ века Новосибирской области».

установлен бронзовый бюст Героя. В церемонии открытия лично участвовал и вы-ступил на митинге трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Он принес с собой пару голубей и по окончании церемонии достал их из-за пазухи и выпустил. Бронзовый бюст был выполнен по проекту лауреата Государственной премии СССР скуль-птора Манизера М.Г. Постамент из гранита – проект архитектора Лангбарда И. В 1981 г. бюст был перемещен на пл. Сверд-лова в связи со строительством метро и рекон-струкцией магистрали. С тех пор доброй традицией стали торже-ственные церемонии возложения цветов и вен-ков к бюсту знаменитого земляка по случаям, связанным со знаменательными датами его ге-роической биографии, а также в День Победы. В церемониях принимают участие представи-тели руководства области и города, обществен-ных организаций, ветераны, представители мо-лодежных движений.

Мемориал Славы труженикам тыла 1941–1945 гг.

Железнодорожный район, пр. Димитрова. 1985 г.

Комсомольская бригада под руководством Лунина Н.А. (в составе: машини-сты Ласточкин И.Д., Чир-ков Г.В., помощники ма-шиниста Цыбизов Н.Ф., Галагуш Д.А., Шепталин В.И., кочегары Сливаков В.И., Гаворонский А.С., Алексеенко И.Д.) на паро-возе ФД-3000 использовала новый метод эксплуатации и ухода за паровозом. В годы Великой Отечествен-ной войны бригада водила составы в прифронтовые и освобожденные города. 8 мая 1985 г. легендарный локомотив поставлен на вечную стоянку. Паровоз, который водил машинист-новатор Н.А. Лунин, явля-ется объектом культурно-го наследия (памятником истории) регионального значения. Находится на государственной охране согласно постановлению Правительства Новосибир-ской области от 06.11.2010 года № 164-П.

Мемориальный комплекс «Алёша-сибиряк»

Каждый год празднование 9 Мая для жителей микрорайона ОбьГЭС начинается с шествия к этому мемориалу на набережной Обского моря, где увековечены имена двухсот погибших воинов. Здесь проходят торжественные митинги, курсанты несут вахту памяти.

Внушительная фигура советского солдата, созданная в 2000 году, названа по аналогии со знаменитым Алёшей, ставшим символом освобождения Европы от фашизма.

Сейчас здесь проводится обновление всего комплекса, его отделка и благоустройство прилегающей территории. А ещё здесь появится новый экспонат – танк.

Монумент Славы первомайцам, погибшим в 1941-1945 гг.

В тихом неприметном сквере находится внушительный монумент Славы, одна из достопримечательностей Первомайского района и, конечно, главное здесь памятное место о Великой Отечественной. Здесь часто можно увидеть молодожёнов, после регистрации в рядом расположенном ЗАГСе они приходят поклониться тем, кому обязаны мирной жизнью.
Памятник создан к 30-летию Победы, его строил буквально весь район – 11 организаций, помогали первомайские школьники.

Высокая стела увенчана пятиконечной звездой, а за ней стена, на которой изображены солдат и женщина-труженица. По торжественным датам перед стелой горит огонь, и, конечно, бывает много цветов.

Стела в честь трудового подвига ленинградцев, эвакуированных в Новосибирск в годы Великой Отечественной войны

Пересечение ул. Восход и ул. Кирова .

Стела установлена в 2005 году по инициативе общества «Блокадник». В годы войны Новосибирск принял 128 тысяч ленинградцев, что составило четверть тогдашнего населения нашего города; сюда было эвакуировано более пятидесяти заводов и предприятий, уникальные произведения искусства из ленинградских музеев.

Среди живших здесь ленинградцев много известнейших имён, например, музыковед И.И. Соллертинский. Своим трудом они не только внесли свой вклад в общую победу, но и немало сделали для развития нашего города, его науки, промышленности, искусства.

Памятник создан как аллюзия на Александрийский столп в Санкт-Петербурге, символизирующий победу России в Отечественной войне 1812 года. Эта стела – символ победы ленинградцев над выпавшими им тяжёлыми испытаниями.

Каждый, кто приближается к легендарному и героическому Апарану, невольно с трепетом и внимательно вглядывается в огромные каменные буквы волшебного месроповского алфавита, расположенные на чудесном пологом склоне.

Тридцать шесть туфовых шедевров.

Мало кто тогда (в 2004-2005 годах) мог подумать, что этот уникальный комплекс, действительно шедевр малой архитектуры, нуждается в историческом дополнении. Но вскоре рядом с гигантским армянским алфавитом и впрямь появились на том же чудесном склоне дорогие сердцу каждого армянина имена – Григорий Просветитель, царь Врамшапух, Месроп Маштоц, Мовсес Хоренаци, Тигран Великий, Мхитар Гош. Установлен также памятник Хачатуру Абовяну, который месроповскими буквами, по сути, создал современный армянский язык. Правда, на том священном склоне есть также великолепные работы и других авторов. И я глубоко убежден, что подобного рода поистине неповторимые архитектурные работы радуют глаза, сердца и даже души не только наших соотечественников, но и многих и многих гостей и туристов.

Я сейчас не об авторах великолепных скульптурных работ, нацеленных на далекое будущее тоже, а о тех, кто организует, я бы сказал, заказывает памятники. Сегодня это, несомненно, важная тема в нашей культуре, особенно в жанре скульптуры.

Вскоре я узнал, что широко известная семья Есаянов взялась, я бы сказал, капитально взялась за восстановление своей малой родины – села Мецшен в Арцахе. Прежде напомню, что с лета 1992 года до середины 1993 года почти сорок процентов Мартакертского и Гадрутского районов захватили азеры. И практически все населенные пункты на захваченных территориях были полностью разорены. Особенно варварски вандалы измывались над армянскими кладбищами. Вывезли все мраморные плиты, раздробили большинство хачкаров и другие надгробные камни. Здесь надо подчеркнуть, что больше всего досталось Мецшену, где находилось четыре обширных кладбища. Не случайно сама история дала этому населенному пункту название Мецшен – Большее село. И вдруг в этом действительно Большом селе не осталось ни одного дома. Я часто посещал бойцов на многочисленных направлениях. Одна из встреч с ребятами была вместе с вице-спикером палаты лордов Великобритании леди Кэролайн Кокс и ее гостями из многих стран. Тогда же я попросил бойцов, чтобы они, как только освободят Мецшен, тотчас же сообщили мне.

Они сдержали слово. И я одним из первых посетил разрушенный дом моего кумира Давида Анануна и, не скрою, дом моей тещи. Собственно, ничего, повторяю, не осталось. Ни одного дома. То же самое и в Гадрутском районе. Мартакертцы, гадрутцы и бердзорцы, да и не только они, вынуждены были оставить свои родные села. Разбрелись по белу свету. Вернутся ли? Задавались мы все этим вопросом. Да, вернутся, если восстановим жилье, рабочие места, школы.

Обо всем этом я говорил с одним человеком, с которым был знаком с юных лет, еще в начале пятидесятых годов, когда он учился в Степанакертском учительском институте. Это был Карлен Есаян. Во дворе института был небольшой физкультурный комплекс с гимнастической перекладиной и популярными тогда двухпудовыми черными гирями. Годы, если не сказать, десятилетия спустя мы встретились в освобожденном Мецшене. Тогда он посетил свою родину одним из первых. Конечно, мы не могли скрывать своего счастья. Счастья победы. Однако, несмотря на осязаемое ощущение действительного счастья победы, я не мог не заметить нескрываемую тревогу в глазах Карлена. Да он и не скрывал тревоги своей. Тревоги о завтрашнем дне. И он, помнится, выдохнул какую-то сакраментальную формулу, не завершив суть фразы: «А ведь все это надо восстановить.

Иначе...» Я улыбнулся. Карлен, по всему было видно, удивился. Ему показалось, что улыбка моя была не к сути его слова. И я ему сказал по поводу его оборванной фразы: «Помнишь, с детства мы слышали от взрослых, что «законченную мысль говорят только ишаку». Карлен теперь уже сам улыбнулся, потом захохотал. Конечно, я не мог не знать, что другого выхода не было. Все это надо восстановить. Иначе... «Иначе, – сказал Карлен, – мы просто потеряем родину». Вот он такой – мой друг Карлен. Каждый отдельный дом, каждое село – непременно называл Родиной. Я знал, что он день и ночь находился в своей поликлинике, а я – в нескончаемых командировках и путешествиях. И вот ранней осенью 2011 года, сразу после окончания кругосветного плавания, я был приглашен президентом Арцаха Бако Саакяном, как он сказал, на «праздник не только для Мецшена». Хотелось бы напомнить, что еще в 2006 году я довольно часто и подолгу посещал уже тогда строившийся Мецшен. И не скрывал своего счастья. Ведь речь идет о возрождении действительно Родины.

Не раз я оказывался свидетелем явления, в котором видел целую стратегическую и спасительную программу. А это уже действительно не тактика, вбирающая в себя суть подготовки к решению только сегодняшних жизненных вопросов. Это настоящая стратегия, которая нацелена на перспективу. Я вспомнил бойцов Мартакертской бригады, с которыми мы молча и с болью в сердцах рассматривали опустошенный, можно сказать, лежащий в руинах город. Да, город, а не село. Ибо четыре огромных кладбища говорят о многом. И вдруг празднично одетый народ на фоне свежевыстроенных церквей, домов, зданий, заводов, фабрик, стадиона, футбольного поля, спортивных площадок. И все это благодаря, прежде всего, Карлену и Саре Есаянам. В тот день в Мецшене были президент Арцаха, генералы, офицеры, генеральный прокурор Армении, сотни мецшенцев с оравой детворы. Я обратил внимание, что чуть поодаль группой как-то скромно стояли все члены семьи Есаянов. Я ловил себя на том, что давно у меня не было такого осязаемого счастья, связанного с поствоенным Арцахом, и так же осязаемо чувствовал какое-то сладостное биение сердца. Не скрывая счастья, я смотрел на уже построенный и, по всему было видно, продолжающий строиться легендарный Мецшен. И как тут не повторить: «Это все Есаяны»

Конечно, Есаяны были не одни. Шагнули в бессмертие также и те, кто восстанавливал Шушу, Гандзасар, Мадагиз, Чапар, Мартакерт (кстати, и здесь многое было сделано Есаянами) Магавуз, Аканаберд, Талыш, а также Гадрут, Мартуни, Аскеран и другие. И обо всем этом, не сомневаюсь, напишут писатели, журналисты. Ведь и впрямь речь идет о священной стратегии и нашей главной национальной задаче.

Однако я взялся за удивительный подвиг Есаянов именно сейчас вовсе не случайно. Ровно в середине осени прошедшего 2016 года средства массовой информации писали много и довольно обстоятельно об установлении памятника покойному главе семьи Есаянов – Карлену Есаяну. Как известно, годы назад стараниями Карлена Есаяна был открыт памятник в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. И вот такой же памятник Есаянами был установлен погибшим мецшенцам в Арцахской войне. Не нами сказано: памятник от слова «память». Однако на этом не кончается подвиг семьи Есаянов. Я глубоко убежден, что просто невозможно без шпаргалки перечислить все то, что уже создано и установлено. И хорошо знаю о многочисленных планах этой благородной семьи.

Полностью ознакомившись со всем тем, что было сделано, сотворено семьей Есаянов, я понял, что, если перечислить все без исключения работы, реставрации и создание новых памятников, то для этого нужен, я бы сказал, просто уже другой жанр. Ведь речь не только об Арцахе, но и о самой Республике Армения. Даже о Нахиджеване. Да! Да, именно о Нахиджеване. В 2015 году у центрального входа в церковь Святого Ованеса с двух сторон были установлены копии исторических хачкаров Нахиджевана. Речь о шедеврах мировой малой архитектуры, превращенных азербайджанскими варварами и вандалами в щебень. Остается добавить, что подобные священные работы были проведены Есаянами у входов еще десятков церквей.

Работая над этой статьей, я по ходу дела понял и осознал, что жанр, о котором говорилось выше, никак не влезает в рамки газетных полос. Я бы сказал, речь идет о книге, о некой монографии. Надо ведь о каждом материале или даже комплексе материалов поведать по-научному подробно и обстоятельно, ибо речь идет о сути, о настоящем подвиге.

Достаточно привести только один пример. В Ереване часто можно слышать, что в Первом Норкском массиве установлен памятник Фритьофу Нансену. Кстати и к счастью, это не первый памятник в Армении великому норвежскому исследователю, путешественнику, комиссару Лиги Наций по делам военнопленных и беженцев. Кто не помнит о благородном спасении сотен тысяч армян – жертв Геноцида, о легендарных спасительных нансеновских паспортах армян. Так что не случайно, что семья Есаянов установила памятник Фритьофу Нансену. Однако те, кто видел огромный, я бы сказал, в буквальном смысле слова светлый памятник во весь рост великому гуманисту, не знает, что речь идет об уникальном комплексе, олицетворяющем факт, что Армения возродилась после Геноцида. Это уникальная церковь Святой Богородицы и Святого Григория Просветителя. Памятник Месропу Маштоцу и Вардану Мамиконяну. Там есть все, что связано с памятью народной. Это и 1915 год, и землетрясение 1988 года, и память о героях, отдавших жизнь за освобождение Карабаха. Памятник книге и бронзовый памятник журналисту, прорывающемуся сквозь каменную глыбу, чтобы миру поведать правду. И многое другое. И все это – овеществленная память. Корень слова «памятник». Для меня очень важно и то, что по обе стороны архитектурного комплекса, получившего обобщенное название «Фритьоф Нансен», семья Есаянов создала для детей физкультурный оздоровительный опять же комплекс со спортивными снарядами, олицетворяющими здоровье.

Памятник – от слова "ПАМЯТЬ"

Памятники возводятся в память какого-то события, или человека, важного для общества. Памятники возвращают нас в прошлое, не дают забывать знаменательные или трагические события, воспитывают подрастающее поколение. В нашем районе тоже есть свои исторические и памятные места. Одни больше известны, другие - меньше, а о некоторых, наверное, и не все озинцы знают. У каждого из памятников своя история установления, "возраст" и облик. Но сегодня хотелось бы поговорить не столько о самих памятниках, сколько об отношении к ним.

Слава богу, в свое время мы не поддались вакханалии вандализма, оправдать которую ненавистью к советской эпохе или другими идеологическими причинами никак нельзя. Грешно и даже смешно мстить памятникам – этим безмолвным свидетелям нашей жизни. Они не могут отвечать за прошедшие этапы истории или изменить её. Разрушенные памятники восстанавливаются. Рано или поздно. Пример тому в нашем районе – восстановленный в Балашах Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Сохранились у нас и памятники В.И. Ленину. Даже приезжающие в район областные журналисты то ли с удивлением, то ли с благодарностью отмечают, что в Озинках есть памятник вождю мирового пролетариата, отмечая при этом, "только его почти не видно в зарослях деревьев". Думаю, все же видно, раз разглядели. Я немного о другом. А вы, озинцы, замечаете этот памятник? Вряд ли. Основанием для такого вывода послужил небольшой эксперимент. Как-то специально опросила порядка десятка человек, помнят ли они, в каком положении запечатлен на этом памятнике Ленин? И знаете, задумались все, но правильно не ответил никто, хотя вариантов было много.

Ответственность перед историей не возникнет на пустом месте. Память нуждается в постоянной подпитке. И памятники без ложной скромности можно назвать теми самыми звеньями одной цепи, что позволяет сохранить историческую связь между поколениями.

У каждого времени свои памятные даты. И памятники тоже свои. Разве думали, уходя на фронт в сороковые роковые, новобранцы о том, что многие из них вернутся домой "в граните и бронзе"… И в бой они шли, как скажет потом о них поэт Твардовский, "не ради славы - ради жизни на земле". Ради жизни на земле пали на фронтах сражений 5363 наших земляков. И в райцентре, и в каждом большом селенье непременно есть памятник павшим землякам. Пусть они неброские, скромные. Главное – они есть. Но всегда ли мы бережно к ним относимся – вопрос другой. Да, к 9 Мая все они приводятся в порядок. Но пройдут торжественно-печальные церемонии, и к некоторым рукотворным памятникам народная тропа, к сожалению, зарастает. Нечасто вы увидите перед ними клумбы с живыми цветами. Еще реже тех, для кого и предназначены памятники – людей. Спросите сегодняшних школьников, чьи фамилии выбиты на обелиске – ответят не все. А часто ли у памятников проходят Часы памяти, Уроки мужества и другие классные и внеклассные мероприятия? А ведь памятники должны "работать". "Работать" с точки зрения патриотического воспитания. Поступки наших дедов - пример для новых поколений. Но, умолчав о подвигах предков сейчас или делая это формально, мы рискуем потом забыть о них. Мы сами делаем свою историю, память, облеченная в форму памятника, - наше воздаяние тем поколениям, которые в свое время отстояли наше Отечество для нас, ныне живущих. И разве не у памятника воину-освободителю могли родиться эти стихотворные строки:

А ветер доносит нам: "Память храните…"

Как тяжко молчанье под гнетом двойным.

И вслух я прочел имена на граните

По списку вечерней проверки войны…

"Книга Памяти" - еще один скорбный памятник погибшим, пропавшим без вести, умершим от ран. Есть эта книга во всех библиотеках, но насколько она востребована – вопрос.

Пожалуй, из всех памятников наиболее посещаем памятник Воину-освободителю и Вечный огонь на центральной площади Озинок. Здесь практически всегда живые цветы, и это, в основном, благодаря традиции молодоженов. А почему бы не зародиться еще одной хорошей традиции? Например, молодежи взять шефство над каждым памятником и сделать так, чтобы у его подножья с весны до поздней осени цвели цветы и чтобы сюда хотелось прийти с поклоном.

Практически не используется в воспитательных целях памятник участникам локальных войн и чернобыльцам. Пусть памятник этот очень скромный. Но ценность любого памятника определяется не материалом, из которого сделан, и даже не величием, а подвигом людей, в честь которых он установлен.

Согласна, саму память из человека нельзя вытравить ничем. Она дана нам на генном уровне и всегда будет совестливой и справедливой в лучшей и здоровой части общества. И все же нам нужны памятники как символы нашей истории. Говорят, что народ, который не помнит своего прошлого, это народ без будущего. Само слово памятники произошло, как не трудно догадаться, от слова память. Давайте же будем думать о своем будущем уже сейчас. Сохранить память и памятники - это должно быть свято.

Светлана КУЛИБАБИНА

М. Швыдкой

Сегодня в мире много спорят о том, в каком виде сохранять и восстанавливать памятники культуры. Японцы, например, хранят отдельные древние камни. Это дает ощущение подлинности истории, освященной веками. Возникает совершенно особая энергетика места.

Когда сгорело под Петербургом Рождествено, фамильное поместье Набоковых, была точка зрения, что необходимо законсервировать... руины. Сейчас, однако, имение восстанавливается в прежнем своем виде. Естественно, что энергетика его будет иной, чем раньше, возможно, что мы восстанавливаем миф о Набокове, а не реальность, но я считаю, что это лучше, чем пепелище.

Практика восстановления и сохранения памятников чрезвычайно тяжела. Питеру повезло, что это город-музей. Но одновременно это огромная проблема городских и федеральных властей. При этом надо помнить, что роль архитектурной среды, в которой живет человек, чрезвычайно важна для его формирования – даже на подсознательном уровне. Человек таков, в каком мире он живет. Люди, выросшие в новостройках Тольятти, и люди, выросшие в историческом центре Тобольска, отличаются друг от друга. Люди, живущие в новостройках в окружении 5- и 9-этажных коробок, не знающие архитектурной формы храма, усадьбы или дворца, – это особый антропологический тип, способный гадить в подъездах и склонный к агрессии.

Сохранение памятников – это не самоцель. Существование внутри исторической среды влияет на формирование морального облика человека. Не буду повторять, что архитектура – это застывшая музыка, замечу только, что это застывший в камне отпечаток ценностной системы людей, передающийся потомкам. Памятники потому и важны для нас, что позволяют общаться с историей напрямую, не через книги и фильмы, а на подсознательном уровне.

Я не говорю уже о том, что использование памятников истории и культуры –это огромная статья дохода для бюджета. Однако деньги, полученные от аренды памятника, должны возвращаться на его содержание, а не исчезать в черной дыре. Мы обсуждаем сегодня с Госкомимуществом форму сотрудничества на сей счет. Либо будет договор между нами, либо постановление правительства.

Памятник культуры должен кормить себя сам. Более того, он организует вокруг себя сервисную среду. <…> Значит, торговые и сервисные структуры, созданные вокруг памятника истории и культуры, тоже должны работать на него, а не отбирать у него деньги. <…> Туризм в Ясную Поляну или в Михайловское включает сервисное обслуживание, которое должно работать на памятник. Значит, надо найти верное законодательное решение, найти точную юридическую форму поддержки памятника. И, как показывает практика, это сегодня самое тяжелое.



В наступающем ХХI веке, при взрыве новых технологий, люди, как ни странно, будут платить все больше для того, чтобы побыть в историческом пространстве. С одной стороны, оно как некая машина времени. С другой – дает гарантию психологической стабильности, что тоже важно. Ведь культура в отличие от технологии решает не только проблему души человеческой, но и проблему национальной и даже биологической идентичности. Я имею в виду человека как существо, обладающее определенными биологическими ритмами, живущее в привычной среде. Что бы ни говорили, поездка на лошадях в Тульскую губернию биологически более сродни нам, нежели перелет через океан. Новые условия жизни меняют многое вокруг нас, но сами мы, к счастью, меняемся медленнее, чем окружающий нас мир. Гармония между технологическим обновлением и психобиологическим консерватизмом в человеке очень важна для его здоровья и даже жизни. Через культуру, связанную с прошлым, мы сохраняем психическую устойчивость нации(Время МН. 2000. № 120).