Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Олег видов причины эмиграции. Почему актёр Олег Видов уехал из Советского Союза? Насколько в Америке чувствуется социальная разница

Олег видов причины эмиграции. Почему актёр Олег Видов уехал из Советского Союза? Насколько в Америке чувствуется социальная разница

Олег Видов был одним из популярнейших советских актеров. И одним из немногих, кому удалось сняться в зарубежных фильмах. Что же заставило заслуженного артиста РСФСР в начале 80-х тайно бежать на Запад?

Звезда иностранных фильмов

Родился Олег Борисович Видов 11 июня 1943 года в подмосковном Видном. Отец, Борис Николаевич Гарневич, был экономистом, мать, Варвара Ивановна Видова – директором школы. С детства мальчик увлекался музыкой и кино. После школы Олег поначалу работал электриком, однако в 1960 году сыграл свою первую роль в кино – крохотный эпизод в картине А. Салтыкова «Друг мой, Колька!» В 1962 году он успешно сдал экзамены на актерский факультет ВГИКа и был зачислен в мастерскую Юрия Победоносцева и Якова Сегеля.

Еще студентом Видов снялся в «Метели» Владимира Басова, «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко. Причем в главных ролях! А в 1966 году датский режиссер Габриель Аксель пригласил его на главную мужскую роль в фильме «Красная мантия» по мотивам древних скандинавских саг – актер очень подходил по типажу, да и пробы оказались удачными.

В конце 60-х Олег женился на дочери генерала КГБ Наталье Федотовой – близкой подруге Галины Брежневой. Возможно, выгодная женитьба способствовала дальнейшей карьере актера. Так или иначе, его и дальше стали приглашать сниматься в зарубежных картинах. В основном это были югославские фильмы – «Битва на Неретве», «О причине смерти не упоминать», «Яд»… Поистине звездной стала для него главная роль в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» (1971) по знаменитому роману Майн Рида. Особенно популярным стал этот фильм у советских подростков.

В 1973 году Видов поступил еще и на режиссерское отделение ВГИКа. Параллельно с учебой он продолжал сниматься в кино. Так, в 1974 году снялся в советско-японской картине «Москва, любовь моя», а в 1976 году - в фильме В. Алова и А. Наумова «Легенда о Тиле».

Опала

В 1976 году Видов развелся с женой. Наталья не только запретила ему общаться с сыном Вячеславом, но и попыталась испортить его кинокарьеру. «Сверху» даже надавили на руководство ВГИКа, требуя, чтобы Олегу не выдавали диплом режиссера. Тем не менее, он его все же получил.

Видову перестали давать приличные роли. К тому же, большая часть денег, заработанных им на съемках зарубежных картин, шла в государственную казну.

Олег Борисович стал задумываться об отъезде за рубеж, где он мог бы жить свободно, где бы его никто не «доставал»… Последней каплей стал запрет кинематографического начальства на заключение семилетнего контракта с итало-американским продюсером Дино Де Лаурентисом. Советские чиновники сказали: «Нам в Советском Союзе западные звезды не нужны». Не разрешили актеру и играть Есенина в фильме британского режиссера Карела Рейша «Любовники Айседоры». Рейшу сказали, что Видов якобы «заболел»…

В 1983 году Видова пригласили сняться в очередной югославской картине «Оркестр». Несмотря на опалу, ему удалось выехать в Белград по туристической визе. Оставшись в Югославии, он снялся в нескольких фильмах и сериалах. Однако в 1985 году родные «органы» разыскали его и потребовали, чтобы Олег в течение 72 часов вернулся в СССР. Друг, австрийский актер Мариан Сринк, спрятал его в своем автомобиле и перевез через границу в Австрию. Так Видов оказался на Западе, где попросил политического убежища. Из Австрии он перебрался в Италию, где встретил свою будущую жену – американского продюсера и журналистку Джоан Борстен. Вместе они уехали в США, где у них родился сын Сергей…

Наш человек в Голливуде

Олег Видов стал единственным из советских артистов, кому действительно удалось построить успешную карьеру в Голливуде. Его первой американской картиной стал фильм «Красная жара». Затем Видов снял короткометражку «Легенда изумрудной принцессы» для диснеевского канала и сам снялся в главной роли. Фильм получил приз нью-йоркского фестиваля. Последовали предложения от американских режиссеров. Он снялся в «Дикой орхидее», затем были фильмы «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмертные», «Моя Антония»… В 1993 году Видов после долгого перерыва появился на российских экранах – в фильме «Три дня в августе» об августовском путче в России в 1991 году.

Последний фильм с его участием вышел в США в 2014 году. 16 мая 2017 года Олег Видов скончался в США на 74-м году жизни.

Фильмы с участием Олега Видова помнят и любят до сих пор: «Всадник без головы», «Метель», «Обыкновенное чудо», «Сказка о царе Салтане», «Джентльмены удачи», «Москва, любовь моя». Однако в начале восьмидесятых голубоглазый кумир миллионов внезапно исчез с советских экранов: он был одним из первых киноактёров, уехавших на Запад.

АиФ вспоминает жизнь популярного артиста, попавшего на родине под запрет.

Джентльмен удачи

Видов о себе говорил: «Трудности меня не пугают. Лишь бы меня не трогали, не командовали мною». Он рано начал работать: с 14 лет. В трудовой книжке Заслуженного артиста СССР есть записи о работе слесарем-электриком и даже санитаром. Однако после окончания школы юноша решил круто изменить свою жизнь и отправился на актёрский факультет во ВГИК.

Режиссёры быстро заметили эффектного блондина и ещё студентом стали приглашать его на эпизодические, но яркие роли: велосипедист с зонтом в «Я шагаю по Москве», брат главного героя в «Если ты прав...», полярник в «При исполнении служебных обязанностей». Когда же начинающему артисту поступило приглашение сыграть главную роль в экранизации повести Пушкина «Метель», ВГИК запретил студенту участвовать в съёмках. Принципиальный юноша сделал свой выбор, за что был немедленно отчислен из вуза.

Режиссёр Александр Птушко и исполнители главных ролей в фильме «Сказка о царе Салтане», актёры Ксения Рябинкина и Олег Видов. 1966 год. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Признание публики и новые роли не заставили себя долго ждать: вслед за пушкинским Владимиром последовал Медведь в «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане». Даже руководство ВГИКа признало свою ошибку и пересмотрело решение об отчислении талантливого студента. Видову позволили восстановиться сразу на пятый курс, причём академическую разницу востребованный актёр сдал всего за восемь месяцев.

Можно смело сказать, что каждый новый фильм с участием Видова попадал в золотой фонд советского кинематографа, а актёр стал одним из самых перспективных артистов советского экрана. Наибольшую же популярность актёру принесли съёмки в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» по роману Майн Рида.

Олег Видов в роли Мориса Джеральда в фильме «Всадник без головы», 1973 год. Фото: www.globallookpress.com

Опала

О такой блестящей актёрской карьере, как у Видова, многие даже не мечтали: он не только слыл звездой отечественного экрана, но и регулярно получал приглашения на участие в зарубежных проектах. Однако злые языки поговаривали, что секрет успеха артиста — выгодный брак. Видов женился на Наталье Федотовой дочери генерала КГБ, которая была близкой подругой Галины Брежневой , дочери генсека ЦК КПСС.

Сам Видов категорически опровергал всякие слухи о «блате», тем не менее счастливая кинокарьера Заслуженного артиста РСФСР завершилась, едва он развёлся. Отечественные режиссёры постепенно перестали давать Видову хорошие роли, а советские чиновники запрещали ему съёмки в самых интересных зарубежных проектах со словами: «Нам в Советском Союзе западные звёзды не нужны».

Сам актёр об опале вспоминал так: «В 1976 году я развёлся с Натальей Федотовой. С сыном Вячеславом общаться мне не разрешалось. Регулярные попытки бывшей жены испортить мне жизнь и карьеру тогда послужили одной из причин моего отъезда... Когда я оканчивал режиссёрское отделение ВГИКа в 1978 году, руководство института оказалось перед выбором: вручать мне диплом или нет. Потому что „ сверху “ требовали: „ Не выдавать! “ Слава богу, диплом я получил. А потом — по той же причине — сколько ролей я потерял!»

Олег Видов с сыном. Фото: www.globallookpress.com

Некогда популярный артист, чтобы наладить собственную жизнь, видел только один выход: покинуть СССР. Этот шанс ему представился в 1983 году в Югославии, где он заканчивал работу над фильмом «Оркестр». В это время Видов получил телеграмму с требованием в течение 72 часов вернуться в Москву, но вместо этого уехал в Австрию, а оттуда — в Италию.

Так Видов оказался на Западе, где вместе с политическим убежищем обрёл настоящий дом: очень скоро он познакомился с со своей американской супругой и переехал жить в США.

Наши в Голливуде

В Америке популярному советскому актёру пришлось всё начинать с нуля: сперва он трудился на фабрике, а только затем пробился в Голливуд.

Олег Видов и Арнольд Шварценеггер в фильме «Красная жара», 1988 год. Фото: Кадр из фильма

Его первой американской картиной стала «Красная жара», где партнёром советского актёра оказался Арнольд Шварценеггер . Затем Видов снял короткометражку «Легенда Изумрудной принцессы» для диснеевского канала, где сам же исполнил главную роль. А после была «Дикая орхидея», в которой советский «князь Гвидон» снимался с Микки Рурком, Жаклин Биссет и Кэрри Отис. Лишь в 1993 году опальный Видов вернулся на отечественные экраны: он сыграл в российско-американском фильме «Три августовских дня», посвящённом августовскому путчу в России.

Видов справедливо считается одним из немногих советских актёров, кому удалось продолжить свою профессиональную карьеру в Голливуде. Неудивительно, что бывший кумир советских кинозрителей не жалел о своём выборе. А когда у постаревшего Видова российские журналисты спросили, счастлив ли он в Америке, актёр ответил: «В Союзе людям „ обрубали руки “ , нельзя было ничего делать. А здесь — пожалуйста, иди по любой дорожке. Хочешь — хоть миллионером становись, только работай, вкалывай. Здесь людей уважают, даже если у тебя плохой язык».

Олег Видов. Фото:

Его жизнь порой напоминала приключенческий фильм

Для миллионов зрительниц красавец-актер Олег Видов – прежде всего благородный Морис Джеральд из «Всадника без головы». Этот фильм, снятый по одноименному роману Майн Рида, стал его звездным часом. Затем были другие, не менее успешные, кинокартины, всенародная слава, съемки за рубежом, а потом он уехал на Запад.

«Моя бывшая жена Наталья Федотова мне угрожала»
Олег Видов родился 11 июня 1943 года в городке Видное, расположенном неподалеку от современной МКАД. Его мать, Варвара Ивановна Видова, заведовала школой, а отец, Борис Николаевич Гарневич, был финансовым работником и долгое время жил отдельно от семьи. Варвара Ивановна работала учителем в Монголии, затем редактором-корректором в Германии, где и прошли детские годы будущего актера. А потом мать Олега получила инвалидность, так что в четырнадцать лет парень перешел в вечернюю школу и начал зарабатывать самостоятельно. В его трудовой книжке были записи о работе и санитаром, и электриком при строительстве останкинской башни. Однако после получения аттестата молодой человек предпринял попытку изменить свою жизнь.
В 1960 году Олег Видов поступил на актерский факультет ВГИК. В этом же году он сыграл эпизодическую роль в фильме «Друг мой, Колька», имевшем огромный успех у зрителей. Далее последовало несколько небольших ролей: Ваня в комедии «Конец света», велосипедист с зонтом в картине «Я шагаю по Москве», брат главного героя в ленте «Если ты прав». После этого режиссер Владимир Басов пригласил красивого и талантливого студента на роль главного героя фильма «Метель». Роль Владимира в экранизации пушкинской повести мало кого из зрителей оставила равнодушным.
За этим последовал Медведь в «Обыкновенном чуде», снятом Эрастом Гариным, и князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане». Активно снимаясь и учась во ВГИКе, Видов еще успел закрутить роман со студенткой художественного отделения Мариной. Правда, этот брак был недолгим.
«У меня жены были такие прекрасные, что не дай бог, – говорил Видов. – Первую, Мариночку, очень любил. Вторую, Наташу, - тоже. Марина ревновала. Наташа была властная, элегантная, европейская дама, мне это понравилось. Мне всегда нравились умные и красивые. Хотя, в принципе, мне все женщины импонировали, но умные особенно».
Алексей Нагорный пригласил Наталью на эпизодическую роль. Федотова хотела отвлечься. Она только овдовела, потеряв первого мужа; ее кумир и ухажер Владимир Высоцкий переключился на Марину Влади, а Олег Даль, числившийся первым в ее списке кандидатов в мужья, предпочел Елизавету Эйхенбаум, внучку известного филолога Бориса Эйхенбаума. Как-то после съемок Федотова ужинала со своими приятелями в ресторане. «Вдруг ко мне подошел молодой человек и стал настойчиво за мной ухаживать, – вспоминала Наталья.- В тот момент даже внешне он не произвел на меня впечатления… Позже Видов буквально на коленях умолял, чтобы я вышла за него замуж. “Хорошо, – неожиданно согласилась я. – Только свадьбу сыграем завтра”. Я знала, что “завтра” был выходной, естественно, ни один загс не работал. Каково же было мое удивление, когда на следующий день оказалось, что Олег обо всем договорился – свадьба состоится. Вот так я очутилась замужем через две недели после знакомства. Свадьбу сыграли в ресторане, правда, белого платья с фатой я в тот день не надела».
Федотова, как рассказывали друзья пары, не считала актера ровней себе. Сама она говорила: «Видов был скромным мальчиком. Его испортила слава, которая оказалась недолговечной». Спустя год после свадьбы Федотова увлеклась на стороне. Роман Натальи развивался на глазах у артиста. Из-за этого тот впал в тяжелую депрессию. В этом браке у Видова родился сын Вячеслав.
Актер продолжал много сниматься, и в югославских фильмах в том числе, засветился и в масштабной картине «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, но настоящим триумфом оказалась роль Мориса Джеральда в ярком остросюжетном фильме «Всадник без головы». Вскоре Видов решил получить второе образование и снова поступил во ВГИК, на этот раз на факультет режиссуры. Параллельно учёбе Видов продолжал работать в кино. Он блестяще сыграл адмирала в «Легенде о Тиле», Андрея в «Транссибирском экспрессе», Альфреда в «Летучей мыши». Спустя 6 лет, в 1976 году второй брак актера распался, и ярких ролей становилось все меньше. «Моя бывшая жена Наталья Федотова мне угрожала и во ВГИК звонила, чтобы там не выдавали мне мой режиссерский диплом, – утверждал Видов. – Станислав Ростоцкий, который тогда там преподавал, слава богу, не обратил на это внимания». Дипломным проектом Олега Видова был короткометражный художественный фильм «Переезд» по собственному сценарию. В этом фильме свою первую роль в кино сыграла актриса Ирина Муравьёва, но картина не сохранилась в архивах.

Эмиграция
В 1983 году Олег работал в Югославии над фильмом «Оркестр» и параллельно оформил брак с гражданкой этой страны Верицей Йованович. «Пора было возвращаться, – вспоминал Видов. – А я вдруг понял, что просто больше не хочу этого. И поехал в Австрию, потом в Италию, а уже оттуда перебрался в Америку». В Риме, пока ждал документы, Олег встретил свою третью жену – американского продюсера и журналистку Джоан Борстен. Они уехали в США, где в 1989 году зарегистрировали свой брак.
Позже в интервью Олег Видов уверял, что, оставаясь на Западе, считал, что на актерской карьере поставит крест – будет работать электриком или слесарем: «В Америку я уехал не для того, чтобы быть актером. Когда я сюда ехал, то четко понимал, что английский - очень тяжелый язык. Был уверен, что никогда не смогу говорить так же быстро и точно, как местные. Поэтому ничего сверх эдакого от Америки и не ждал. Жив, сыт – и на том спасибо».
Тем не менее, прибыв в США, Видов начал довольно активно сниматься в Голливуде. «Красная жара», «Дикая орхидея», часто – в эпизодических ролях – вплоть до 2014 года. К слову, в 1990 году на съемках фильма Залмана Кинга «Дикая орхидея» (в главной роли – Микки Рурк) Видов едва не погиб. Во время съёмок сцены гонок на мотоциклах Олег внезапно понял, что не видит, куда поворачивает, просто не видит дороги. Очнулся уже где-то в траве, на обочине дороги. Актёр не разбился, но обследование показало, что внезапная потеря зрения стала следствием тяжёлой редкой болезни головного мозга. В одной из американских клиник Олегу Видову было сделано несколько сложнейших операций на головном мозге. Спустя 18 лет, в 1998 году, у актера обнаружили на гипофизе опухоль четвёртой стадии, после чего ему снова была сделана операция в США. Но в 2010 году выяснилось, что возникли осложнения после онкологического заболевания – диагноз прогрессирующей множественной миеломы поставили российские врачи, когда Видов приезжал на бывшую Родину навестить сына.
Довольно странно Олег Видов объяснял свою эмиграцию: «Честно говоря, меня просто выталкивало из России. Я еще не понимал, почему, а потом оказалось, что врачи нашли у меня незлокачественную опухоль на гипофизе. Если бы я остался в Союзе, я бы просто умер - у нас не делали таких операций». Также безосновательно Видов утверждал, что в смерти Савелия Крамарова виновны русские врачи, якобы, они не заметили у знаменитого актера рак: «Мы снимались с ним в фильме “Любовные истории”. Крамаров уже вышел на американский юмор и мог бы сделать себе весьма приличную карьеру. Но его погубил рак, который врачи в России не заметили. Когда болезнь диагностировали в Америке, то попросили показать прошлогодние анализы, а в них уже было видно раковые клетки. И наш местный врач сказал, что если бы это вовремя обнаружили, его можно было бы спасти». Видова совсем не смущал тот факт, что Крамаров эмигрировал в 1981, а умер в 1995 – спустя 14 лет после своего обоснования в США.

Бизнес на мультфильмах
В США Видов с женой делал бизнес на творческом наследии покинутой им страны. Это было начало 1990-х, «Союзмультфильм» переживал тяжелые времена. Созданная Видовым и Борстен компания по реставрации и распространению мультипликационных фильмов «Films by Jove» (FBJ) получила в 1992 году лицензию на прокат за пределами бывшего Союза 1.260 мультфильмов производства государственной киностудии «Союзмультфильм» (с 1936 по 1989 годы) и арендного предприятия «Союзмультфильм» (с 1989 по 1991 годы). Сделка вызвала скандал, так как права на перемонтаж, переозвучивание и прокат «золотого фонда» мультипликации были проданы фирме Олега Видова за бесценок. Видов долго судился с «Союзмультфильмом», пока в 2007 году все права на прокат огромной коллекции лучших мультфильмов у «Films by Jove» не выкупил российский бизнесмен Алишер Усманов (по данным источников ТАСС, сумма покупки оценивалась в 5-10 миллионов долларов США) и сразу после сделки безвозмездно передал её российскому детскому телеканалу «Бибигон» (впоследствии - телеканал «Карусель»).
Конечно же, у Олега Видова была своя версия скандала. «Мы хотели, чтобы мультфильмы увидели американцы и жители еще пятидесяти стран мира. Поэтому мы выкупили права на эти мультфильмы, чтобы показывать их в Штатах. Но так вышло, что пленки с оригиналами были в ужасном состоянии: поцарапанные, выцветшие за долгие годы. Еще бы - хранились они в государственных архивах. Их все нужно было реставрировать, а это очень дорогостоящий процесс. Была проведена тяжелая и долгая работа по реставрации пленок. Мы с женой это сделали в Голливуде и за свои деньги.
В итоге после окончания этого процесса мультфильмы переозвучили на разных языках большие американские звезды – Ширли Маклейн, Джессика Лэнг, Тимоти Далтон, Джон Хьюстон. А во Франции, к примеру, это сделала Катрин Денев, в Испании - Хулио Иглесиас. Но когда российские чиновники узнали, что реставрированные фильмы идут на канале “Дисней”, у них слюна потекла и они решили отобрать у нас контракт на показы. В результате, чтобы сделать все как бы легально, они вместе с “пиратами” организовали унитарное предприятие “Союзмультфильм” - такие организации легко распустить, а на их месте открыть контору под любым другим названием. В общем, так и произошло. Но потом был суд, который мы выиграли, а этим людям дали по заслугам. В Москве решили поступить разумно, и российский бизнесмен Алишер Усманов обратно выкупил у нас все права на прокат коллекции. За меньшую сумму, чем за месяц до этого наши усилия по реставрации пленок оценил независимый голливудский эксперт. Но и на том спасибо.
15 лет моей жизни я посвятил выводу лучших мультфильмов на мировые телеэкраны. Они были показаны более чем в 50 странах мира, продублированы на 35 языков. Если от суммы, полученной нами за обратный выкуп, вычесть понесенные расходы на покупку, реставрацию, прокат и адвокатов, то останется одна большая головная боль. Но как настойчиво нас учили в Союзе – счастье не в деньгах».
После этого почти 2,5 года Видов с женой летал по всему миру. В Сомали, в Камбоджу возили грузы – иногда цветы, фрукты, были даже страусы из Южной Африки. Потом стали заниматься медициной. Открыли наркоклинику для алкоголиков и наркоманов, центр восстановления, который называется «Малибу бич». «У моей американской супруги есть одно хорошее качество: она если за что-то берется, то заканчивает по этой теме университет, а то и два, – говорил Видов. – Она журналист, много пишет об этом в своих блогах. Джоан у меня такой заботливый, душевный человек, мы с ней вместе уже столько лет». Но 16 мая 2017 артист ушел из жизни. Он долгое время боролся с раком, и на этот раз болезнь победила.

По материалам «Сегодня» (segodnya.ua), Peoples.ru, animator.ru, konkurent-krsk.ru, tvc.ru

Олег Видов был одним из популярнейших советских актеров. И одним из немногих, кому удалось сняться в зарубежных фильмах. Что же заставило заслуженного артиста РСФСР в начале 80-х тайно бежать на Запад?

Звезда иностранных фильмов

Родился Олег Борисович Видов 11 июня 1943 года в подмосковном Видном. Отец, Борис Николаевич Гарневич, был экономистом, мать, Варвара Ивановна Видова – директором школы. С детства мальчик увлекался музыкой и кино. После школы Олег поначалу работал электриком, однако в 1960 году сыграл свою первую роль в кино – крохотный эпизод в картине А. Салтыкова «Друг мой, Колька!» В 1962 году он успешно сдал экзамены на актерский факультет ВГИКа и был зачислен в мастерскую Юрия Победоносцева и Якова Сегеля.

Еще студентом Видов снялся в «Метели» Владимира Басова, «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко. Причем в главных ролях! А в 1966 году датский режиссер Габриель Аксель пригласил его на главную мужскую роль в фильме «Красная мантия» по мотивам древних скандинавских саг – актер очень подходил по типажу, да и пробы оказались удачными.

В конце 60-х Олег женился на дочери генерала КГБ Наталье Федотовой – близкой подруге Галины Брежневой. Возможно, выгодная женитьба способствовала дальнейшей карьере актера. Так или иначе, его и дальше стали приглашать сниматься в зарубежных картинах. В основном это были югославские фильмы – «Битва на Неретве», «О причине смерти не упоминать», «Яд»… Поистине звездной стала для него главная роль в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» (1971) по знаменитому роману Майн Рида. Особенно популярным стал этот фильм у советских подростков.

В 1973 году Видов поступил еще и на режиссерское отделение ВГИКа. Параллельно с учебой он продолжал сниматься в кино. Так, в 1974 году снялся в советско-японской картине «Москва, любовь моя», а в 1976 году - в фильме В. Алова и А. Наумова «Легенда о Тиле».

Опала

В 1976 году Видов развелся с женой. Наталья не только запретила ему общаться с сыном Вячеславом, но и попыталась испортить его кинокарьеру. «Сверху» даже надавили на руководство ВГИКа, требуя, чтобы Олегу не выдавали диплом режиссера. Тем не менее, он его все же получил.

Видову перестали давать приличные роли. К тому же, большая часть денег, заработанных им на съемках зарубежных картин, шла в государственную казну.

Олег Борисович стал задумываться об отъезде за рубеж, где он мог бы жить свободно, где бы его никто не «доставал»… Последней каплей стал запрет кинематографического начальства на заключение семилетнего контракта с итало-американским продюсером Дино Де Лаурентисом. Советские чиновники сказали: «Нам в Советском Союзе западные звезды не нужны». Не разрешили актеру и играть Есенина в фильме британского режиссера Карела Рейша «Любовники Айседоры». Рейшу сказали, что Видов якобы «заболел»…

В 1983 году Видова пригласили сняться в очередной югославской картине «Оркестр». Несмотря на опалу, ему удалось выехать в Белград по туристической визе. Оставшись в Югославии, он снялся в нескольких фильмах и сериалах. Однако в 1985 году родные «органы» разыскали его и потребовали, чтобы Олег в течение 72 часов вернулся в СССР. Друг, австрийский актер Мариан Сринк, спрятал его в своем автомобиле и перевез через границу в Австрию. Так Видов оказался на Западе, где попросил политического убежища. Из Австрии он перебрался в Италию, где встретил свою будущую жену – американского продюсера и журналистку Джоан Борстен. Вместе они уехали в США, где у них родился сын Сергей…

Наш человек в Голливуде

Олег Видов стал единственным из советских артистов, кому действительно удалось построить успешную карьеру в Голливуде. Его первой американской картиной стал фильм «Красная жара». Затем Видов снял короткометражку «Легенда изумрудной принцессы» для диснеевского канала и сам снялся в главной роли. Фильм получил приз нью-йоркского фестиваля. Последовали предложения от американских режиссеров. Он снялся в «Дикой орхидее», затем были фильмы «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмертные», «Моя Антония»… В 1993 году Видов после долгого перерыва появился на российских экранах – в фильме «Три дня в августе» об августовском путче в России в 1991 году.

Сейчас Олег Видов продолжает писать сценарии и снимать фильмы. Последний фильм с его участием вышел в США в 2014 году. Похоже, бывший кумир советских кинозрителей вполне доволен своим выбором, сделанным много лет назад.

Болевший раком актер рассказывал об операции, продлившей жизнь на 15 лет

16 мая в США на 74-м году жизни . Произошло это в Уэстлейк Виллидж, в Калифорнии. По словам жены актера Джоан Борстин, сказались осложнения, наступившие после онкологического заболевания. Как знать, сколько бы он прожил в России. Автору этих строк артист признавался: «Америка спасла меня». И хотя с момента эмиграции Олега Борисовича прошло более 30 лет, любители советского кино отлично помнят красавца-блондина. Пусть даже по малюсенькому эпизоду в «Джентльменах удачи» (именно таксисту-Видову Савелий Крамаров негодующе отвечает: «Кто ж его посадит? Он же памятник!»).

У дома в Малибу. 2015 год.

Игра слов - Олег Видов родился в городе... Видное! Воспитывала его мама и любимая тетушка, о которой он все время вспоминал. В детстве жил в Монголии и Германии, где работала его мама. Учился во ВГИКе, на одном курсе со Станиславом Говорухиным, покойным режиссером Леонидом Нечаевым - автором фильма о Буратино и Дюймовочке, актрисой, а ныне монахиней Ольгой Гобзевой, покойным режиссером Валерием Рубинчиком. Видов стал звездой советского кино благодаря роли Мориса-мустангера в фильме «Всадник без головы». А были еще «Сказка о царе Салтане», «Москва, любовь моя».


Кадр из фильма «Всадник без головы».

Уже после ВГИКа его выпустили на съемки фильма «Красная мантия» в Скандинавию. И мир показался безбрежным. Потом поступил к Ефиму Дзигану на режиссерское отделение ВГИКа. В 1983 году Олег Видов уехал на Балканы, женившись на югославке, а потом перебрался в Италию, где познакомился со своей будущей женой Джоан. Перебрался в США, прожив там 30 лет.

Обозревателю «МК» удалось зимой 2015 года побывать у Олега Видова в гостях. Актер так был рад появлению человека из России, звонил бесконечно, писал, в итоге зазвал к себе. Узнав, куда надо ехать, портье недоверчиво на меня посмотрел (это район, где живут голливудские звезды) и заказал машину представительского класса. Добиралась долго и с приключениями, почти по горному серпантину. Таксист ободрал по полной программе, взял порядка 180 долларов: искушение велико, раз пассажир едет в фешенебельный район, где живут звезды Голливуда. Олег Видов заранее сказал, что все оплатит сам. Но мне такой вариант не подходил: напросилась в гости, да еще за меня и платить. Дверь открыла жена Олега Борисовича Джоан, пригласила в дом. Она - журналист, где только не работала, даже в Панаме, в тот момент издавала кулинарную книгу, занималась разработкой диеты для бывших алкоголиков и наркоманов.

Через несколько минут со второго этажа торжественно спустился элегантный хозяин дома в деловом костюме. Точно такой, каким я его помнила по давним фильмам. Жена отправилась по делам, а мы остались в доме, ели приготовленный ею экзотический суп из кокоса, пили кофе. Они только что вернулись из Таиланда, были переполнены впечатлениями. Олег Борисович на прощание подарил мне косметичку тайского производства. С пустыми руками не отпускал - подарил сиреневый палантин, картину, от которой я долго отказывалась, - она не влезла бы в чемодан. И он ее унес в другую комнату, обиделся. Пришлось извиниться и потребовать ее назад. Подарил много всяких мелочей - брелоки с Чебурашкой, выпущенные им на дисках фильмы. Один комплект просил передать Марлену Хуциеву после моего рассказа о том, что классик его с любовью вспоминает. Видов ведь совсем молодым снимался у него в «Заставе Ильича».

Мы разговаривали, пили кофе, а потом отправились в путешествие по вечернему Лос-Анджелесу. Посмотрели побережье Санта-Моники, посетили магазин здоровой пищи, китайский ресторан, куда ходили еще родители Джоан. Видов показал, где собирается молодежь, мечтающая попасть в кино. Олег Видов рассказывал об этом с пониманием. Сам он прекрасно понимал, покидая СССР, что придется выполнять любую работу, не имеющую никакого отношения к кино. Но в Голливуде он все же снимался, о чем свидетельствуют фотографии с Арнольдом Шварценеггером и другими звездами, украшающие стены его дома. Видов за рулем шикарного автомобиля говорил и говорил, а потом спрашивал: «Почему молчишь?», «Что ты все заладила - Олег Борисович, Олег Борисович? Думаешь, я такой старый?» Но обращение по имени-отчеству напоминало ему о том, что осталось в прежней жизни. Потом постоянно от него приходили письма, иногда со ссылками на какие-то события в мире.

А тогда в Лос-Анджелесе он вспоминал, как взялся с Джоан за советскую мультипликацию, чтобы ее знали во всем мире, показал в 55 странах на 35 языках. У нас Видова за его мультипликационную деятельность больше ругали, а у него была своя правда и обида на киночиновников, которые творили беду.


С женой Джоан в Таиланде. 2015 год.

ИЗБРАННОЕ ОТ ОЛЕГА ВИДОВА

«Мы с Джоан организовали клинику по реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости. Она пользуется популярностью на Малибу. Люди зависимы не только от опиума, но и фармацевтических средств. Я ведь работал в свои 16 лет санитаром приемного покоя в 29-й больнице. Мечтал быть врачом. Теперь мы уже только консультанты в нашей клинике. Пришла пора подумать о собственном здоровье. Знаешь, что в 1985 году я прилетел в Лос-Анджелес, а в 1998-м у меня обнаружили опухоль на гипофизе в четвертой стадии. В СССР тогда не было оборудования для таких операций. Люди отправлялись в морг. А в США мне сделали операцию, и я живу больше 15 лет после нее. Америка меня спасла».

«Я начал работать с 16 лет. Учился в школе рабочей молодежи. В 1960 году там меня заметил ассистент режиссера с «Мосфильма», пригласил в кино. Это была картина «Друг мой Колька». Я снялся в эпизоде, но он не вошел в фильм. Директор картины Пастушков дал мне характеристику, и я с ней пошел на студию научно-популярных фильмов устраиваться осветителем. Тогда там работали фронтовики, люди, прошедшие войну. А потом я поступил во ВГИК. Я рано начал сниматься за границей. Только Сергей Бондарчук, которого пригласил Росселини, имел такую возможность до меня. Сергей Герасимов тогда снимал фильм «Журналист» и хотел пригласить кого-то из европейских звезд. В этот момент я получил приглашение в Данию сниматься в «Саге о викинге». Тогда был сделан обмен актерами. Мне просто повезло. Нас пугали: надо быть бдительным, иначе завербуют. Помню, в Дании я постоянно озирался, ждал, когда же меня начнут вербовать. Тогда и не думал о том, чтобы там остаться. Я был абсолютно советским человеком. За меня можно было не опасаться».

«В «Заколдованном участке» Александра Баранова я сыграл капитана на пенсии, который в деревне сватается к местной жительнице. Я был счастлив, что попал на родину, оказался в Тарусе, где снимался фильм, пообщался с людьми, полюбовался русской природой, даже написал об этом стихи. Но мне уже трудно приезжать в Россию. Возраст и силы не те».